О стихотворений модное остроумие державин
У. Что значит «модное» остроумие и как к нему относится ЛГ Державина?
Д. Мода меняется. Сегодня модно одно, завтра другое. Значит, модное остроумие – не настоящее. На него мода пройдет.
У. В словаре Ожегова дано такое определение: «Мода – совокупность взглядов и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время». Вот и в придворной среде было такое остроумие, которое высмеивал Державин в своем стихотворении. Оно недолговечно. Настоящее остро-умие – это тонкость ума, нахождение ярких, смешных черт и язвительных выражений.
Это стихотворение принадлежит к гражданской лирике, так как в нем оцениваются конкретные события общественной жизни, выражается отношение к определенному типу поведения людей. Основной эмоциональный тон — ирония, и кто не заметил этого, тот не понял ни ЛГ, ни автора.
Вывод. Державин смело сталкивал высокое и низкое, торжественное и юмористическое в одном произведении. В его творческое зарождается новая свободная классификация жанров лирики не по форме, а по темам: гражданская, философская, пейзажная и т.п.
Сравнение стихотворений Ломоносова и Державина.1743. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием Величестве»1784. Державин «Бог».
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движенья вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, –
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность прежде век рожденну,
В себе самом Ты основал:
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавый все единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,—
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возжженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристален громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой — как нощь пред днем.
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров,— и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой — ничто.
Ничто! Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и Ты!
Ты есть! — природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной,
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
У мом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие твое.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
1784
Итоги обсуждения. Обе оды – размышления о величии Творца. Но ЛГ Ломоносова смотрит исключительно на внешний мир, удивляясь его совершенству, через это приходит к мысли о величии создателя. ЛГ Державина занят самим собой, своим внутренним миром и в нем тоже видит величие Божьего творения.
Эти оды разделяет менее полувека, и хотя Державин, как и Ломоносов, классицист, но мы видим, что взгляд на мир изменился. Державина интересуют совершенно другие проблемы. Внутренний мир человека по своему значению для Державина так же велик и огромен, как для Ломоносов огромен окружающий мир.
Так происходит смена ведущих идей в поэзии.
ÌÎÄÍÎÅ ÎÑÒÐÎÓÌÈÅ
Ãàâðèèë/Ãàâðèëà Ðîìàíîâè÷ Äåðæàâèí (1743-1816 ã.)
Ïåðåâîä ñ ðóññêîãî ÿçûêà íà áîëãàðñêèé ÿçûê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ
ÌÎÄÍÀ ÄÓÕÎÂÈÒÎÑÒ
Çà íèùî äà íå ìèñëè, äà íå ñå ñúìíÿâà,
ðåøåíèå çà âñè÷êî òóòàêñè äà äàâà,
äà íå ðàçáèðà, íî ïúê äà å ïðèêàçëèâ,
äà áúäå äúðçúê, íî êúì äðúçêèòå ëúñòèâ,
äà ðàçìíîæàâà â ðàçãîâîð êðàñèâà ïóñòîù,
ñ ïðèÿòåë äà íå ñå êîðè, ñ âðàãà ñè ñúùî,
ñ ó÷òèâîñò äà áëåñòè, íî äà å íåïî÷òåí,
ãëóïàöè äà îñìèâà, â ãëóïîñò çàïëåíåí,
äà òúðñè îáè÷ ñïîðåä ïîëçèòå îò íåÿ,
â äóøàòà ïîäúë, ñ âúíøíîñòòà äà ñå ãîðäåå,
èçãëåæäàù áîãàòàø, íà ÷óæä ãðúá äà ëåæè,
äà âàæíè÷è ñðåä äðåáîëèè è ëúæè,
çà îñòðà äóìà äà ëàâèðà íàä çàêîíà,
íå óâàæàâàù ìàéêà è áàùà, íè òðîíà,
à íà ïîçíàíèÿòà îò ïîâúðõíîñòòà
äà êúñà ñàìî ïî-íåâçðà÷íèòå öâåòÿ;
è îíçè âúçåë â íàñ ðàçñè÷àìå íàêðàÿ
òîâà å äóõîâèòîñòòà, êîÿòî çíàåì!
Óäàðåíèÿ
ÌÎÄÍÀ ÄÓÕÎÂÈÒÎÑÒ
Çà íè́øòî äà íå ìè́ñëè, äà íå ñå ñúìíÿ́âà,
ðåøǻíèå çà âñè́÷êî òó́òàêñè äà äà́âà,
äà íå ðàçáè́ðà, íî ïúê äà å ïðèêàçëè́â,
äà áú́äå äú́ðçúê, íî êúì äðú́çêèòå ëúñòè́â,
äà ðàçìíîæà́âà â ðà́çãîâîð êðàñè́âà ïó́ñòîøò,
ñ ïðèÿ́òåë äà íå ñå êîðè́, ñ âðàãà́ ñè ñú́øòî,
ñ ó÷òè́âîñò äà áëåñòè́, íî äà å íåïî÷òǻí,
ãëóïà́öè äà îñìè́âà, â ãëó́ïîñò çàïëåíǻí,
äà òú́ðñè î́áè÷ ñïîðåä ïî́ëçèòå îò íǻÿ,
â äóøà́òà ïî́äúë, ñ âúíøíîñòòà́ äà ñå ãîðäǻå,
èçãëǻæäàøò áîãàòà́ø, íà ÷ó́æä ãðúá äà ëåæè́,
äà âà́æíè÷è ñðåä äðåáîëè́è è ëúæè́,
çà î́ñòðà äó́ìà äà ëàâè́ðà íàä çàêî́íà,
íå óâàæà́âàøò ìà́éêà è áàøòà́, íè òðî́íà,
à íà ïîçíà́íèÿòà îò ïîâúðõíîñòòà́
äà êú́ñà ñà́ìî ïî́-íåâçðà́÷íèòå öâåòÿ́;
è î́íçè âú́çåë â íà́ñ ðàçñè́÷àìå íàêðà́ÿ
òîâà́ å äóõîâèòîñòòà́, êîÿ́òî çíà́åì!
Ïðåâîä îò ðóñêè åçèê íà áúëãàðñêè åçèê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ
Ãàâðèëà Äåðæàâèí
ÌÎÄÍÎÅ ÎÑÒÐÎÓÌÈÅ
Íå ìûñëèòü íè î ÷åì è ïðåçèðàòü ñîìíåíüå,
Íà âñå äàâàòü òîò÷àñ ñâîáîäíîå ðåøåíüå,
Íå ìíîãî ðàçóìåòü, î ìíîãîì ãîâîðèòü;
Áûòü äåðçêó, íî óìåòü ïðîäåðçîñòÿìè ëüñòèòü;
Êðàñèâîé ïóñòîøüþ ïëîäèòüñÿ â ðàçãîâîðàõ,
È äðóãó è âðàãó ÿâëÿòü ïðèÿòñòâî â âçîðàõ;
Áëèñòàòü ó÷òèâîñòüþ, íî, ÷òÿ, ïðåíåáðåãàòü,
Ñìåÿòüñÿ äóðàêàì è èì æå ïîòàêàòü,
Ëþáèòü ïî ïðèáûëè, ïî ñëó÷àþ äðóæèòüñÿ,
Äóøîþ ïîäëè÷àòü, à âíåøíîñòüþ ãîðäèòüñÿ,
Êàçàòüñÿ áîãà÷îì, à æèòü íà ñ÷åò äðóãèõ;
Ñ îñàíêîé âàæíè÷àòü â áåçäåëèöàõ ñàìèõ;
Äëÿ îñòðîãî ñëîâöà øóòèòü è íàä çàêîíîì,
Íå óâàæàòü îòöîì, íè ìàòåðüþ, íè òðîíîì;
È, ñëîâîì, ëèøü óìîì â ïîâåðõíîñòè áëèñòàòü,
 ïîçíàíèÿõ îäíè öâåòû òîëüêî ñðûâàòü,
Òîò óçåë ðàññåêàòü, ÷òî ðàçâÿçàòü íå çíàåì,
Âîò îñòðîóìèåì ÷òî ÷àñòî ìû ñ÷èòàåì!
1776 ã.
—————
Ðóñêèÿò ïîåò, äðàìàòóðã è îáùåñòâåíèê Ãàâðèëà Äåðæàâèí (Ãàâðèèë/Ãàâðèëà Ðîìàíîâè÷ Äåðæàâèí) å ðîäåí íà 3/14 þëè 1743 ã. â ñ. Ñîêóðà, Êàçàíñêà ãóáåðíèÿ (ñåãà ñ. Äåðæàâèíî, Ëàèøåâñêè ðàéîí â Òàòàðñòàí). Ïúðâèòå ìó ñòèõîâå ñà ïóáëèêóâàíè ïðåç 1773 ã. Áèë å ùàòñêè ñúâåòíèê (1777 ã.), ãóáåðíàòîð íà Îëîíåöêà ãóáåðíèÿ (1784 ã.), ãóáåðíàòîð íà Òàìáîâñêà ãóáåðíèÿ (1786-1788 ã.), ñåêðåòàð íà Åêàòåðèíà Âòîðà (1791-1793 ã.), ñåíàòîð è òàåí ùàòñêè ñúâåòíèê (1793 ã.), ìèíèñòúð íà ïðàâîñúäèåòî íà Ðóñêàòà èìïåðèÿ (1802-1803 ã.). ×ëåí å íà Ðóñêàòà èìïåðàòîðñêà àêàäåìèÿ îò íåéíîòî îñíîâàâàíå ïðåç 1783 ã. Ïðåäñòàâèòåë å íà ðóñêèÿ êëàñèöèçúì. Òâîð÷åñòâîòî ìó îòðàçÿâà çàñèëâàùàòà ñå ðóñêà äúðæàâíîñò, ãåðîèêàòà íà âîåííèòå ïîáåäè è ðàçöâåòà íà íàöèîíàëíîòî ñàìîñúçíàíèå. Ìàéñòîð å íà îäàòà, ñàòèðàòà, ðåëèãèîçíî-ôèëîñîôñêèòå ðàçìèøëåíèÿ, áèòîâèòå çàðèñîâêè è ëèðè÷íèòå ïðîíèêíîâåíèÿ. Óìèðà íà 8/20 þëè 1816 ã. â èìåíèåòî Çâàíêà, Íîâãîðîäñêà ãóáåðíèÿ.