О стихотворений модное остроумие державин


У. Что значит «модное» остроумие и как к нему относится ЛГ Державина?

Д. Мода меняется. Сегодня модно одно, завтра другое. Значит, модное остроумие – не настоящее. На него мода пройдет.

У. В словаре Ожегова дано такое определение: «Мода – совокупность взглядов и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время». Вот и в придворной среде было такое остроумие, которое высмеивал Державин в своем стихотворении. Оно недолговечно. Настоящее остро-умие – это тонкость ума, нахождение ярких, смешных черт и язвительных выражений.

Это стихотворение принадлежит к гражданской лирике, так как в нем оцениваются конкретные события общественной жизни, выражается отношение к определенному типу поведения людей. Основной эмоциональный тон — ирония, и кто не заметил этого, тот не понял ни ЛГ, ни автора.

Вывод. Державин смело сталкивал высокое и низкое, торжественное и юмористическое в одном произведении. В его творческое зарождается новая свободная классификация жанров лирики не по форме, а по темам: гражданская, философская, пейзажная и т.п.

Сравнение стихотворений Ломоносова и Державина.1743. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием Величестве»1784. Державин «Бог».
О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движенья вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах Божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог.
Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, —

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света Твоего рожденны,

Исследовать судеб Твоих:

Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, –

В Твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал,

А вечность прежде век рожденну,

В себе самом Ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый все единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от Тебя родятся;

Как в мразный, ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,—

Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возжженных миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристален громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры —

Перед Тобой — как нощь пред днем.
Как капля в море опущенна,

Вся твердь перед Тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед Тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров,— и то,

Когда дерзну сравнить с Тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед Тобой — ничто.
Ничто! Но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь — конечно, есть и Ты!
Ты есть! — природы чин вещает,

Гласит мое мне сердце то,

Меня мой разум уверяет,

Ты есть — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной,
Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

У мом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? — безвестен;

А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! — в бессмертие твое.
Неизъяснимый, непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать Твоей;

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить.

1784
Итоги обсуждения. Обе оды – размышления о величии Творца. Но ЛГ Ломоносова смотрит исключительно на внешний мир, удивляясь его совершенству, через это приходит к мысли о величии создателя. ЛГ Державина занят самим собой, своим внутренним миром и в нем тоже видит величие Божьего творения.

Эти оды разделяет менее полувека, и хотя Державин, как и Ломоносов, классицист, но мы видим, что взгляд на мир изменился. Державина интересуют совершенно другие проблемы. Внутренний мир человека по своему значению для Державина так же велик и огромен, как для Ломоносов огромен окружающий мир.

Так происходит смена ведущих идей в поэзии.

Источник

„ÌÎÄÍÎÅ ÎÑÒÐÎÓÌÈŔ
Ãàâðèèë/Ãàâðèëà Ðîìàíîâè÷ Äåðæàâèí (1743-1816 ã.)
                Ïåðåâîä ñ ðóññêîãî ÿçûêà íà áîëãàðñêèé ÿçûê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ

ÌÎÄÍÀ ÄÓÕÎÂÈÒÎÑÒ

Çà íèùî äà íå ìèñëè, äà íå ñå ñúìíÿâà,
ðåøåíèå çà âñè÷êî òóòàêñè äà äàâà,
äà íå ðàçáèðà, íî ïúê äà å ïðèêàçëèâ,
äà áúäå äúðçúê, íî êúì äðúçêèòå ëúñòèâ,
äà ðàçìíîæàâà â ðàçãîâîð êðàñèâà ïóñòîù,
ñ ïðèÿòåë äà íå ñå êîðè, ñ âðàãà ñè ñúùî,
ñ ó÷òèâîñò äà áëåñòè, íî äà å íåïî÷òåí,
ãëóïàöè äà îñìèâà, â ãëóïîñò çàïëåíåí,
äà òúðñè îáè÷ ñïîðåä ïîëçèòå îò íåÿ,
â äóøàòà ïîäúë, ñ âúíøíîñòòà äà ñå ãîðäåå,
èçãëåæäàù áîãàòàø, íà ÷óæä ãðúá äà ëåæè,
äà âàæíè÷è ñðåä äðåáîëèè è ëúæè,
çà îñòðà äóìà äà ëàâèðà íàä çàêîíà,
íå óâàæàâàù ìàéêà è áàùà, íè òðîíà,
à íà ïîçíàíèÿòà îò ïîâúðõíîñòòà
äà êúñà ñàìî ïî-íåâçðà÷íèòå öâåòÿ;
è îíçè âúçåë â íàñ ðàçñè÷àìå íàêðàÿ –
òîâà å äóõîâèòîñòòà, êîÿòî çíàåì!

Óäàðåíèÿ
ÌÎÄÍÀ ÄÓÕÎÂÈÒÎÑÒ

Çà íè́øòî äà íå ìè́ñëè, äà íå ñå ñúìíÿ́âà,
ðåøǻíèå çà âñè́÷êî òó́òàêñè äà äà́âà,

äà íå ðàçáè́ðà, íî ïúê äà å ïðèêàçëè́â,
äà áú́äå äú́ðçúê, íî êúì äðú́çêèòå ëúñòè́â,

äà ðàçìíîæà́âà â ðà́çãîâîð êðàñè́âà ïó́ñòîøò,
ñ ïðèÿ́òåë äà íå ñå êîðè́, ñ âðàãà́ ñè ñú́øòî,

ñ ó÷òè́âîñò äà áëåñòè́, íî äà å íåïî÷òǻí,
ãëóïà́öè äà îñìè́âà, â ãëó́ïîñò çàïëåíǻí,

äà òú́ðñè î́áè÷ ñïîðåä ïî́ëçèòå îò íǻÿ,
â äóøà́òà ïî́äúë, ñ âúíøíîñòòà́ äà ñå ãîðäǻå,

èçãëǻæäàøò áîãàòà́ø, íà ÷ó́æä ãðúá äà ëåæè́,
äà âà́æíè÷è ñðåä äðåáîëè́è è ëúæè́,

çà î́ñòðà äó́ìà äà ëàâè́ðà íàä çàêî́íà,
íå óâàæà́âàøò ìà́éêà è áàøòà́, íè òðî́íà,

à íà ïîçíà́íèÿòà îò ïîâúðõíîñòòà́
äà êú́ñà ñà́ìî ïî́-íåâçðà́÷íèòå öâåòÿ́;

è î́íçè âú́çåë â íà́ñ ðàçñè́÷àìå íàêðà́ÿ –
òîâà́ å äóõîâèòîñòòà́, êîÿ́òî çíà́åì!

                Ïðåâîä îò ðóñêè åçèê íà áúëãàðñêè åçèê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ

Ãàâðèëà Äåðæàâèí
ÌÎÄÍÎÅ ÎÑÒÐÎÓÌÈÅ

Íå ìûñëèòü íè î ÷åì è ïðåçèðàòü ñîìíåíüå,
Íà âñå äàâàòü òîò÷àñ ñâîáîäíîå ðåøåíüå,
Íå ìíîãî ðàçóìåòü, î ìíîãîì ãîâîðèòü;
Áûòü äåðçêó, íî óìåòü ïðîäåðçîñòÿìè ëüñòèòü;
Êðàñèâîé ïóñòîøüþ ïëîäèòüñÿ â ðàçãîâîðàõ,
È äðóãó è âðàãó ÿâëÿòü ïðèÿòñòâî â âçîðàõ;
Áëèñòàòü ó÷òèâîñòüþ, íî, ÷òÿ, ïðåíåáðåãàòü,
Ñìåÿòüñÿ äóðàêàì è èì æå ïîòàêàòü,
Ëþáèòü ïî ïðèáûëè, ïî ñëó÷àþ äðóæèòüñÿ,
Äóøîþ ïîäëè÷àòü, à âíåøíîñòüþ ãîðäèòüñÿ,
Êàçàòüñÿ áîãà÷îì, à æèòü íà ñ÷åò äðóãèõ;
Ñ îñàíêîé âàæíè÷àòü â áåçäåëèöàõ ñàìèõ;
Äëÿ îñòðîãî ñëîâöà øóòèòü è íàä çàêîíîì,
Íå óâàæàòü îòöîì, íè ìàòåðüþ, íè òðîíîì;
È, ñëîâîì, ëèøü óìîì â ïîâåðõíîñòè áëèñòàòü,
 ïîçíàíèÿõ îäíè öâåòû òîëüêî ñðûâàòü,
Òîò óçåë ðàññåêàòü, ÷òî ðàçâÿçàòü íå çíàåì, –
Âîò îñòðîóìèåì ÷òî ÷àñòî ìû ñ÷èòàåì!

               1776 ã.

—————
Ðóñêèÿò ïîåò, äðàìàòóðã è îáùåñòâåíèê Ãàâðèëà Äåðæàâèí (Ãàâðèèë/Ãàâðèëà Ðîìàíîâè÷ Äåðæàâèí) å ðîäåí íà 3/14 þëè 1743 ã. â ñ. Ñîêóðà, Êàçàíñêà ãóáåðíèÿ (ñåãà ñ. Äåðæàâèíî, Ëàèøåâñêè ðàéîí â Òàòàðñòàí). Ïúðâèòå ìó ñòèõîâå ñà ïóáëèêóâàíè ïðåç 1773 ã. Áèë å ùàòñêè ñúâåòíèê (1777 ã.), ãóáåðíàòîð íà Îëîíåöêà ãóáåðíèÿ (1784 ã.), ãóáåðíàòîð íà Òàìáîâñêà ãóáåðíèÿ (1786-1788 ã.), ñåêðåòàð íà Åêàòåðèíà Âòîðà (1791-1793 ã.), ñåíàòîð è òàåí ùàòñêè ñúâåòíèê (1793 ã.), ìèíèñòúð íà ïðàâîñúäèåòî íà Ðóñêàòà èìïåðèÿ (1802-1803 ã.). ×ëåí å íà Ðóñêàòà èìïåðàòîðñêà àêàäåìèÿ îò íåéíîòî îñíîâàâàíå ïðåç 1783 ã. Ïðåäñòàâèòåë å íà ðóñêèÿ êëàñèöèçúì. Òâîð÷åñòâîòî ìó îòðàçÿâà çàñèëâàùàòà ñå ðóñêà äúðæàâíîñò, ãåðîèêàòà íà âîåííèòå ïîáåäè è ðàçöâåòà íà íàöèîíàëíîòî ñàìîñúçíàíèå. Ìàéñòîð å íà îäàòà, ñàòèðàòà, ðåëèãèîçíî-ôèëîñîôñêèòå ðàçìèøëåíèÿ, áèòîâèòå çàðèñîâêè è ëèðè÷íèòå ïðîíèêíîâåíèÿ. Óìèðà íà 8/20 þëè 1816 ã. â èìåíèåòî Çâàíêà, Íîâãîðîäñêà ãóáåðíèÿ.

Источник