Одевшись раз как модный франт

Модные туалеты дам, визитки молодых франтов да чесучовые широкие пиджаки и дорогие панамы богатых помещиков, приезжавших на спектакли Ермоловой из своих имений.

Егор Егорович Деметр казался перед ними франтом и барином — это был тип завсегдатая бильярдной Доминика, — высокого роста, с нахальной физиономией, с приподнятыми вверх рыжими, щетинистыми усами, с жидкой растительностью на голове и начавшим уже сильно краснеть носом. На вид ему было лет за тридцать. Одет он был в сильно потертую пиджачную пару, с георгиевской ленточкой в петличке.

Вихров, поехав к Клеопатре Петровне, выфрантился в свой тончайшего сукна сюртучок, бархатный жилет, клетчатые толстые английского сукна брюки. Клеопатра Петровна в последнее время видела все его одетым небрежно, буршем-студентом, в поношенном вицмундире и в широчайших, вытертых брюках, а тут явился к ней франт столичный!

Одет он был франтом, но как-то смешно: точно он был в чужом платье, с дорогими перстнями на пальцах, с дорогой булавкой в галстуке и чрезвычайно глупо причесанный, с каким-то коком.

Егорка явился было неслыханным франтом, в подаренном ему Райским коротеньком пиджаке, клетчатых, зеленых, почти новых, панталонах и в купленных им самим — оранжевом галстуке и голубом жилете. Он, в этом наряде, нечаянно попался на глаза Татьяне Марковне.

Куницын, приятель его, тоже молодой, очень рослый и смазливый мужчина, представляет собой отъявленного франта, хоть и не совсем хорошего тона, так что визитка на нем как-то слишком коротка, брюки крайне узки, сапоги на чересчур толстых подошвах, борода подстрижена, усы нафабрены и закручены несколько вверх.

За каретой на рысаке важно ехал какой-то чиновный франт, в шинели с бобром и в треуголке с плюмажем, едва помещая свое солидное тело на узенькой пролетке, которую тогда называли эгоисткой…

И ты, мишурный генерал, Голиаф Самсонович, играешь не последнюю роль на этой сцене с каким-то франтом среднего роста, в малиновом бархатном кафтане, в пышном напудренном парике, с умильною рожицею и глазами плутоватыми, как у лисицы!

Но вот к кофейной подъехал какой-то барин на щегольской лошади и, видимо, из тогдашних франтов московских.

— Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбие, львиные привычки, [Львиные привычки — здесь: в смысле щегольских привычек «светского льва».] фатство. [Фатство (или фатовство) — чрезмерное щегольство, от слова фат — пошлый франт, щеголь.] Ну, продолжал бы свое поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад… А впрочем, бог с ним совсем! Я нашел довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу.

Гриша, мальчик лет 19, любимец барыни, одет франтом, часы с золотой цепочкой. Красив, волосы кудрявые, выражение лица глупое.

Во время восторженных вызовов «парижской дивы» наши три франта вышли из ложи и оставили Звездича с Бобровым вдвоем.

Офицеры и штатские франты с лорнетами ходили взад и вперед, стучали — одни саблями и шпорами, другие калошами.

А Кирилл Онучин не был совсем же неприятный аристократ, ни демократический фат, ни лев, ни франт дурного тона.

Рядом с матушкой гулял по саду тоненький, маленький франт в белой шёлковой паре и в белой фуражке.

Чрезвычайно странный был че-ло-век, потом вдруг встречаю его в Па-ри-же, франтом таким, в бакенах, идет по буль-вару с мамзелью.

Высоким господином интересовались, кажется, многие дамы: некоторые на него взглядывали, другие приветливо ему кланялись, а одна молодая дама даже с умыслом села близ него, потому что, очень долго заставив своего кавалера, какого-то долговязого юношу, носить по зале стул, наконец показала на колонну, около которой стоял франт; но сей последний решительно не обратил на нее внимания и продолжал лениво смотреть на свои усы.

— Ну-ка, иди, казенный человек! — по обыкновению, начинает иронизировать Анна Павловна. — Фу-ты, какой франт! да, никак, и впрямь это великановский Сережка… извините, не знаю, как вас по отчеству звать… Поверните-ка его… вот так! как раз по последней моде одет!

Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

— Да… недурна!.. — снисходительно поводит франт своими выхоленными усами. — Подержана немножко!.. А все-таки живет!

Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшею танцовщицей, что и было отчасти причиною проступку Корсакова, который на другой день приезжал извиняться перед Гаврилою Афанасьевичем; но ловкость и щегольство молодого франта не понравились гордому боярину, который и прозвал его остроумно франц обезьяною.

Те же и Боркин (одетый франтом, со свертком в руках. подпрыгивая и напевая, входит из правой двери. Гул одобрения).

Театр был полон. И тут, как вообще во всех губернских театрах, был туман повыше люстры, шумно беспокоилась галерка; в первом ряду перед началом представления стояли местные франты, заложив руки назад; и тут, в губернаторской ложе, на первом месте сидела губернаторская дочь в боа, а сам губернатор скромно прятался за портьерой, и видны были только его руки; качался занавес, оркестр долго настраивался. Все время, пока публика входила и занимала места, Гуров жадно искал глазами.

Узкие брюки носили у нас только заведомые модники и франты в шестом и седьмом классе.

Городские франты нарочно ходили в театр поучиться у меня, как надо носить платье.

Вскоре за Ваньковскими Иван Кузьмич привел еще нового гостя — но этот был совсем другого рода: мужчина лет тридцати, прекрасно сложенный, с матовым цветом лица, брюнет, но с голубыми глазами, одетый франтом, одним словом, совсем красавец.

Тагалы нехороши собой: лица большею частью плоские, овальные, нос довольно широкий, глаза небольшие, цвет кожи не чисто смуглый. Они стригутся по-европейски, одеваются в бумажные панталоны, сверху выпущена бумажная же рубашка; у франтов кисейная с вышитою на европейский фасон манишкой. В шляпах большое разнообразие: много соломенных, но еще больше европейских, шелковых, особенно серых. Метисы ходят в таком же или уже совершенно в европейском платье.

Один заслуженный полковник нарочно для этого вышел раньше из дому и с большим трудом пробрался сквозь толпу; но, к большому негодованию своему, увидел в окне магазина вместо носа обыкновенную шерстяную фуфайку и литографированную картинку с изображением девушки, поправлявшей чулок, и глядевшего на нее из-за дерева франта с откидным жилетом и небольшою бородкою, — картинку, уже более десяти лет висящую всё на одном месте.

Начали появляться молодые франты, нарочно приехавшие попозже офицеры; наконец, вошел сам г-н полковник, в сопровождении своего адъютанта, Кистера и Лучкова.

Несколько горных инженеров и адвокатов, франт учитель гимназии, жандармский капитан, несколько банковских служащих — словом, обычная танцующая узловская публика.

Бороду он брил и носил по-военному одни усы, одевался франтом и вообще держал себя львом.

Сам он, разумеется, не пошел, а послал одного из лакеев, и через несколько минут к Домне Осиповне вышел Перехватов, мужчина лет тридцати пяти, очень красивый из себя и, по случайному, конечно, стечению обстоятельств, в красоте его было нечто схожее с красотою Домны Осиповны: тоже что-то мазочное, хотя он вовсе не притирался, как делала это она. Одет доктор был безукоризненным франтом.

Все это показывало баловня, франта и белоручку.

Влюбленные, Заговорщики, Придворный, Продавщица роз, Рабочие, Франты, Нищие, Лица и Голоса в толпе.

— Э-эх! — проговорил служивый, махнув рукой, и пошел вслед за франтом и за девочкой, вероятно приняв Раскольникова иль за помешанного, или за что-нибудь еще хуже.

Самгин принял все это как попытку Варвары выскользнуть из-под его влияния, рассердился и с неделю не ходил к ней, уверенно ожидая, что она сама придет. Но она не шла, и это беспокоило его, Варвара, как зеркало, была уже необходима, а кроме того он вспомнил, что существует Алексей Гогин, франт, похожий на приказчика и, наверное, этим приятный барышням. Тогда, подумав, что Варвара, может быть, нездорова, он пошел к ней и в прихожей встретил Любашу в шубке, в шапочке и, по обыкновению ее, с книгами под мышкой.

Сам князь был человек вялый и глуповатый, некогда красавец и франт, но совершенно опустившийся; ему, не столько из уважения к его имени, сколько из внимания к его жене, бывшей фрейлине, дали одно из московских старозаветных мест с небольшим жалованьем, мудреным названием и безо всякого дела; он ни во что не вмешивался и только курил с утра до вечера, не выходя из шлафрока и тяжело вздыхая.

Первое дело, оделся франтом, знай, дескать, наших!

Он скоро нашел дом и уже ступил на подъезд, как вдруг, словно под руками у него, прошмыгнула фигура франта в пальто, обогнала его и пустилась по лестнице в третий этаж.

— Молодой!.. Франт!.. И человек, видно, умный!.. Только, кажется, горденек немного. Наших молодцов точно губернатор принял: свысока… Нехорошо… на первый раз ему не делает это чести.

Их уже разнимали другие актеры и присудили большинством голосов отдать роль Нецветаеву, не потому, что он был казистее и красивее другого и таким образом лучше бы походил на барина, а потому, что Нецветаев уверил всех, что он выйдет с тросточкой и будет так ею помахивать и по земле чертить, как настоящий барин и первейший франт, чего Ваньке Отпетому и не представить, потому настоящих господ он никогда и не видывал.

Я сидел от него в двух шагах и слышал, с каким достоинством и лаконизмом отвечал он одному молодому франту, разумеется, не князю и не графу, который подскочил к нему с словами: «Что это Шушерин все дрожит: это нынче не в моде?» — «Хорошее всегда в моде», — и закричал браво Шушерину.

— Ничего у него нету. Одна рубаха да порты. Да вот еще шапка меховая — франт!

Жених уже был накануне у Прибытковой на съезжей, узнал от задержавших ее будочников имя франта, пришел к нему, вызвал его на дуэль; до вызова франт извинялся в своей ошибке довольно насмешливым тоном, а, услышав вызов, расхохотался.

Главное, он явился ужасным франтом, в новом с иголочки сюртуке.

Но скука, скука, боже правый,
Гостит и там, как над Невой,
Поит вас пресною отравой,
Ласкает черствою рукой.
И там есть чопорные франты,
Неумолимые педанты,
И там нет средства от глупцов
И музыкальных вечеров;
И там есть дамы — просто чудо!
Дианы строгие в чепцах,
С отказам вечным на устах.
При них нельзя подумать худо:
В глазах греховное прочтут,
И вас осудят, проклянут.

Для Потемкина были почти безразличны интриги «жар-птицы» с безвестными молодыми офицерами и петербургскими блазнями, как тогда называли франтов, и он, повторяем, считал их даже естественными для молодой женщины, но красавец майор Щегловский, известный государыне и пользующий ее благоволением, был уже, пожалуй, настоящим соперником.

«Этакий, подумаешь, московский франт, — сказал он сам себе по уходе Хозарова.

Он, слепой, будет собирать сотни разряженных франтов и барынь, будет им разыгрывать разные там… вальсы и ноктюрны (правду сказать, дальше этих „вальсов“ и „ноктюрнов“ не шли музыкальные познания Максима), а они будут утирать слезы платочками.

Фу ты, канальство! что за франт вышел из меня!

Ассоциации к слову «франт&raquo

Синонимы к слову «франт&raquo

Предложения со словом «франт&raquo

  • Молодой франт нагло посмотрел на него с минуту, как бы раздумывая что ответить.
  • Он выглядел настоящим франтом, как в заграничных журналах тридцатилетней давности.
  • Утром я, как и полагалась столичному франту, провёл около часа за зеркалом, позаботившись о красоте ногтей и причёски.
  • (все предложения)

Значение слова «франт&raquo

  • ФРАНТ, -а, м. Нарядно, модно одевающийся человек; щеголь. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ФРАНТ

Источник

Кадр из британско-американского фильма “Онегин”, 1999, реж. Марта Файнс

Вы представляли когда-нибудь, как выглядел Евгений Онегин? Скорее всего, в учебниках литературы иллюстраторы рисовали образы героя одноименного романа Пушкина так.

Кадр из фильма-оперы “Евгений Онегин”, 1958, Ленфильм, реж. Роман Тихомиров

Иллюстрация к роману «Евгений Онегин», Анна Севериновска

Давайте перечитаем описание деталей одежды и быта того времени и составим «настоящий» портрет лондонского дэнди. А для сравнения расскажем, на кого мог равняться главный модник в литературе 19 века. И почему бы не представить, как мог жить Онегин в наши дни?

Евгений Онегин, Петербург, начало XIX века

Евгений Онегин – это «лондонский dandy», «молодой повеса», «франт».
В словаре Пушкина – это изысканный светский человек, законодатель мод. А в одном из своих черновиков поэт к слову dandy добавил определение «великолепный». Онегин был тем, кто создавал моду, а не просто ей следовал. Как описывает комментатор романа Владимир Набоков, Онегин на одном из балов зимой 1819 г. «был не просто в черном «фраке», но во френче лазурного цвета с медными пуговицами и бархатным воротничком, с полами, закрывающими бедра, поверх очень облегающего белого жилета. Брюки, скорее всего, синего цвета, натягивали поверх лаковых туфель-лодочек». 

В Петербурге 1819 года в моде был широкий боливар: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар».

Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы

Бульваром был в ту пору Невский проспект, а боливар – шелковая шляпа, похожая на трубу, с широкими, загнутыми кверху полями. А как отмечают авторы проекта «Живой Пушкин», в отличие от обычного тогда цилиндра, боливар был гораздо с большими полями. А пушкинский боливар был настолько широк, что для того, чтобы пройти через узкую дверь, нужно было сначала пронести боливар впереди себя, а потом пройти самому и снова надеть боливар на голову. Эта деталь гардероба названа в честь национального героя Южной Америки Симона Боливара, который был вождем борьбы за независимость американских колоний от Испании. И что интересно, означала она не просто головной убор, а указывала на определенные общественные настроения ее владельца.
Кудри Онегина лежали даже на спине, если рассмотреть зарисовки Пушкина к роману. Но комментатор Юрий Лотман пишет, что Онегин, выйдя в свет после лицея, меняет длинную французскую стрижку на короткую английскую — ден­дистскую.

Рисунок А.С. Пушкина в рукописи “Евгения Онегина”, 1830 год

Ещё обязательно носили брегет – элегантные часы с репетиром. Подлинные авторские модели изготавливал сам знаменитый французский часовой мастер Абрахам Луи Бреге. Достоверно известно, что отец Пушкина заказывал себе Breguet в 1806 году. Помимо него среди русских заказчиков марки были сам император Александр I. При нажатии на пружинку брегет отзванивал количество часов и минут. Только тогда эти часы были карманными. И щеголю Онегину не нужно было доставать часы из кармана, чтобы узнать время, достаточно просто нажать на пружинку, и часы отзванивали.

Карманные часы Breguet с репетиром

Карманные часы Breguet с репетиром

Карманные часы Breguet с репетиром

Карманные часы Breguet с репетиром

Карманные часы Breguet с репетиром

В романе читаем «Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов», «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Как видим, Онегин большое внимание уделяет своим ногтям. Видимо, как и сам автор, который перенес эту любовь к косметическим процедурам на своего героя. Пушкин после лицея отрастил очень длинные ногти и такими их поддерживал всю жизнь. Их хорошо видно на самом портрете Пушкина, который написал Орест Кипренский. 

Пушкин писал, что его герой «три часа по крайней мере пред зеркалами проводил». Трудно представить, что он делал так долго. Но, например, он принимал ванну, тщательно чистил зубы, брился, мазал лицо кремом, конечно, ухаживал за ногтями, причесывался и надевал белье. Да, есть еще одна деталь, которая могла занимать много времени. Это галстук. Существовало тридцать два способа его повязать.

«Морозной пылью серебрится его бобровый воротник». Это еще одна деталь гардероба модно одетого щеголя тех времен. Как пишет комментатор романа В. Набоков, такие меховые воротники носились на шинели с пелериной и широкими рукавами.

Атрибут модной жизни – «лорнет». Это монокль или пенсне, закрепленные на длинной ручке, которым пользовались денди.

Кадр из британско-американского фильма “Онегин”, 1999, реж. Марта Файнс

Онегин приводил себя в порядок в «уединенном кабинете», как пишет Пушкин. Так называли гардеробную, мужской будуар. Здесь мы находим «янтарь на трубках Цареграда» – модные курительные принадлежности – длинные турецкий трубки с янтарными мундштуками и разнообразным орнаментом. 

Иллюстрация к роману “Евгений Онегин”, Дмитрий Белюкин

Селебритиз Англии XIX века

Образ Онегина-джентльмена раскрывает не только его нрав, но и атмосферу эпохи. Поклонниками дендизма был не только Пушкин, но и Лермонтов в России, Байрон и Оскар Уайльд в Англии, Бальзак, Бодлер во Франции. Они и сами любили блеснуть шикарным внешним видом и делали такими героев своих произведений. Денди – это не просто молодые люди, одетые по современной моде, они были ее лидерами и задавали тенденции.

Дендизм расцвел в мире в 19 веке. Сначала в Англии, потом во Франции он стал модным образом жизни. Его основателем называют английского светского льва с особой холодной харизмой Джорджа Браммела по прозвищу Beau, что означает «щеголь, красавчик». Байрон говорил, что в 19 веке было всего три великих человека – он сам, Бонапарт и Браммел. Последнего считают законодателем мод в Лондоне. Он ввел в гардероб мужской костюм с галстуком и шейные платки. После его правил стиля ушли из моды напомаженные парики, кружева и яркие цвета. В гардеробе, как он считал, должна быть одна заметная деталь. Для этого он выбрал белый шейный платок из муслина, который сильно крахмалил. А чтобы он лучше держался, сноб Браммел изобрел особый зажим в виде бабочки.

Джордж Браммел

К каждому костюму полагалась своя трость, перчатки, табакерка с нюхательным табаком, причем разная на каждый день недели, обувь, начищенная до блеска. Рубашки он менял несколько раз в день, костюм – дважды. В идеале перчатки он менял шесть раз в день. Верхом неприличия было протянуть для пожатия руку в несвежей перчатке. Они были специального удобного кроя. Их шили несколько портных: один – ладонь, второй – большой палец и третий – остальные четыре пальца. Однажды он появился в обществе в перчатках, облегавших руки так, что были видны очертания ногтей. Новый костюм надевать считалось недопустимым, поэтому его натирали мелким песком или отдавали разнашивать фрак слуге. Модникам таким образом добивались эффекта поношенной ткани.

К фраку обязательно подбирали жилет. Он должен был быть необычным по цвету и фактуре. На ноги надевали узкие панталоны в обтяжку из оленьей кожи. К фраку обязательно шла белая сорочка с широким жестким воротничком, что придавало владельцу слегка высокомерный вид.

Фирменный серебряный портсигар Карла Фаберже — предмет особого шика в XIX веке.

Утренние процедуры Браммела, как и героя Пушкина, занимали также не меньше трех часов. Браммел был уверен, что истинный мужской запах – это не табак, а свежесть. Каждый день он тщательно брился, потом мылся в тазу и купался в молоке. На просторах интернета даже можно встретить сведения, что потом это молоко продавали, поэтому лондонцы избегали покупать его. Напоследок слуги начищали его сапоги шампанским, которое в то время было на вес золота. Прическу ему делали каждый день три парикмахера. Он ввел в моду аккуратно подстриженные и вымытые волосы. Теперь их больше не отпускали, не завивали и не пудрили.

Биограф Браммела капитан Джессе составил подробное описание его костюма: «В первую половину дня он носил, как и другие джентльмены, гессенские сапожки и панталоны или высокие сапоги с отворотами и штаны из оленьей кожи; синий фрак со светлым или бежево-коричневым жилетом. Его вечерний ансамбль состоял из синего фрака, белого жилета, черных панталон с тугими застежками на пуговицах у колена, полосатых шелковых чулок и складного цилиндра». Единственные украшения – это латунные пуговицы фрака, простое кольцо на руке и золотая цепочка для часов.

Джордж Браммел

Селебритиз Франции XIX века

Французы признали, что слово «денди» заимствовали из английского языка. Правда, они произносили его с ударением на втором слоге.

Но как отмечает в своей книге «Денди: мода, литература, стиль жизни» Ольга Вайнштейн: «Настоящих щеголей, умеющих одеваться со вкусом, французы называли в 1830 году вовсе не «денди», а «львами» или «модниками». А понятие «денди» со всеми его серьезными смысловыми обертонами прижилось во Франции через несколько лет».

Щеголей в своих произведениях часто описывает Оноре де Бальзак. Например, в «Человеческой комедии» немало персонажей денди. Вот как описывает их Ольга Вайнштейн: «…Один играл тростью прелестной отделки, другой оправлял манжеты с обворожительными золотыми запонками. А тот вынул из жилетного кармана часы, плоские, как пятифранковая монета…». Вот как в романе был описан Люсьен Шардон:
«Согласно моде того времени, по милости которой старинные короткие бальные панталоны были заменены безобразными современными брюками, Люсьен явился в черных панталонах в обтяжку. В ту пору мужчины еще подчеркивали свои формы, к великому огорчению людей тощих и дурного сложения, а Люсьен был сложен, как Аполлон. Ажурные серые шелковые чулки, бальные туфли, черный атласный жилет, галстук – все было безупречно и точно бы отлито на нем. Густые и волнистые белокурые волосы оттеняли белизну лба изысканной прелестью разметавшихся кудрей. Перчатки так дивно обтягивали его маленькие руки, что было жаль их снимать. В одной руке у него была трость и шляпа, с которыми он не расставался…».

Люсьен Шардон де Рюбампре, кадры из сериала “Блеск и нищета куртизанок”, 1975, реж. Морис Казенёв

Люсьен Шардон де Рюбампре, кадры из сериала “Блеск и нищета куртизанок”, 1975, реж. Морис Казенёв

Люсьен Шардон де Рюбампре, кадры из сериала “Блеск и нищета куртизанок”, 1975, реж. Морис Казенёв

Первым среди французских денди стоит упомянуть и графа Альфреда д’Орсэ. Он считается после Браммела вторым по знаменитости денди. Он был французом, но большую часть жизни провел в Англии. Кстати, он был первым, кто ввел в этой стране моду на бороду.

Стоило ему надеть яркого цвета жилетку или неприемлемые в высшем свете облегающие панталоны, как на следующий день весь цвет французской элиты, начинал за ним повторять. Он был находкой для поставщиков, так как рекламировал их товар. За его именем закрепилось пальто, высокий цилиндр с изогнутыми полями и комнатные туфли без задника, и даже за закрытой четырехколесной каретой с двумя дверцами.
Граф носил золотые цепочки, надевал перстни поверх белых перчаток и шокировал публику обтягивающими панталонами телесного цвета. Его часто называли «король всех денди». Модника выделяли голубые фраки и желтые жилеты.

Граф Альфред д’Орсэ. Картина сэра Джорджа Хейтера. 1839 год

Еще одно видное место среди французских денди занимает Альфред де Мюссе. Вот как пишет Анастасия Проаспэт про жизнь модника: «Мюссе, как настоящий денди, одевался в согласии с модой весьма эксцентрично. Его сюртук украшал необычайно высокий бархатный воротник, брюки он носил в обтяжку, либо голубого, либо розового цвета. Огромный галстук и высокий цилиндр, надвинутый на ухо, дополняли картину». Еще он носил зеленые брюки, синие рединготы, красные жилеты. Мюссе был единственным светским львом среди поэтов Франции. Его вечерним облачением был – «зеленовато-бронзовый фрак с металлическими пуговицами, шелковым жилетом с золотой цепью, белые перчатки и лакированные сапоги, шляпа набекрень и хлыстик в руке».

Альфред де Мюссе

Альфред де Мюссе

Альфред де Мюссе

Наши дни, образ современного городского пижона

Глянцевые журналы рисуют гардероб современного модника. Примерим его на пушкинского героя. Предположим, что на Онегине сегодня мог быть бомбер — короткая куртка, пиджак или жакет в клетку или полоску из велюра или бархата, свитер, брючной костюм, джинсы, джинсовые рубашки и джинсовые куртки. Туфли-лодочки больше прижились в женском гардеробе. Мужчины сегодня носят туфли, ботинки или кроссовки. Да, дресс-код современного стиляги стал совершенно другим. Слова «панталоны, фрак, жилет», которые Пушкин выделил курсивом в романе, уже не в тренде. Пожалуй, только жилет сохранил свое влияние в модном мире. Теперь все чаще мужчины носят парку, дополняют свой лук свитшотом, лоферами, слиперами, ну или эспадрильями. Для создания эпатажного стиля, можно добавить к образу еще толстые цепи, кольца, металлические или кожаные браслеты. И не забудем упомянуть умные часы Apple Watch или Galaxy Watch.

Современные денди

Современные денди

Современные денди

Современные денди

Онегин три часа проводил перед зеркалом. Поэтому, сегодня герой романа, скорее всего, был бы завсегдатаем модных салонов красоты и барбершопов. Представим, какие процедуры он мог бы там делать. Например, массаж, маски, контурную пластику, инъекции, коррекцию бровей. Свою красоту ногтей, наверняка, доверил мастерам педикюра и маникюра. А стрижка бороды сегодня стала бы его ежедневной процедурой. Ну и обязательная часть ухода за своей фигурой – это персональные занятия с тренером в спортивном клубе. В свое время Онегин ездил в ямской карете – это небольшой двухместный экипаж с кучером. В России не считалось зазорным для молодого щеголя не иметь собственных лошадей и кареты. Поэтому, если бы современный богач Онегин и не купил бы себе дорогую машину, то уж точно пользовался бы премиальным автопарком каршеринга в Петербурге. 

Вот что пишет Ольга Вайнштейн в своей книге про современных денди: «Отдельные приемы из арсенала денди периодически всплывают в моде нашего времени. Так, во второй половине 1980-х завоевал популярность стиль небрежных деталей. Стало модным допускать в продуманном ансамбле нарочитую ошибку: отсутствующую пуговицу на пиджаке, произвольно завязанный галстук, не согласованный по цвету платок. Мужчины начали появляться на публике с трехдневной растительностью на лице, демонстрируя налет легкой небрежности в облике. В 2002 году журналист Марк Симпсон обнаружил новый вид современных мужчин. Он назвал их метросексуалами». У этих городских модников тот же набор признаков, который был свойственен и денди в 19 веке.

Гардероб и образ жизни денди – это не просто дань моде, это философия. Ей следовал сам Пушкин, и такими же чертами наделил своего героя. Знания об истоках этого культурного направления добавляют характеру Онегина новых красок. Он был продолжателем идей своих западных современников. Умение подать себя обществу, подчеркнуть свою индивидуальность и избранность – тоже целое искусство. И стиляга того времени – Онегин, смог им овладеть.

Dandies dressing, иллюстратор Исаак Роберт Крукшенк, Лондон, 1818

Автор: Маргарита Кокарева

МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Источник