Он не пидор он модный
Монолог об опасениях мамы, жизни в гомофобной среде и сцене с каминг-аутом.
Михаил Кремер в роли Сергея Ничаева
17 сентября на ТНТ завершился показ сериала «Игра на выживание» — триллера об участниках экстремального реалити-шоу. Одну из главных ролей, бойца ММА Сергея Ничаева, сыграл Михаил Кремер из Владивостока. Важная часть его сюжетной линии — осознание собственной гомосексуальности и каминг-аут.
Выросший в гомофобной среде Кремер опасался реакции зрителей на роль, но неожиданно для себя получил много слов благодарности. Актёр поговорил с TJ о том, почему даже толерантные по одиночке люди, сбиваясь в стаю, выступают против ЛГБТ, чего он боялся, снимаясь в сериале, и сложно ли было сыграть каминг-аут, будучи гетеросексуальным.
«Моё детство было, скорее, в сторону АУЕ, чем толерантной думающей молодёжи»
Перед тем, как я попал в «Игру на выживание», у меня где-то полгода была жёсткая депрессия. Меня скинули с главной роли в большом проекте, и я вообще собирался уходить из профессии. Даже семье говорил, что это, походу, финал, и больше ничего не будет, потому что с таким настроением уже сложно куда-то попасть, утверждаться. И тут агент предложил мне сходить познакомиться с режиссёром Кареном Оганесяном.
Перед встречей я не читал сценарий. Ну какой там читать? Тут в петлю почти лезешь. И я просто пошёл поговорить с Кареном. Из его вопросов я понял, что вокруг предлагаемого мне персонажа какая-то гейская история. Через две недели звонит агент и говорит: «Тебя вызвали на пробы в этот проект». А я до сих пор не читал сценарий. Прихожу на киностудию, и мне говорят: «Ну всё, Кремер, вот партнёр, туда-сюда». Я попросил дать мне почитать сцену и выучить текст. Прочитал и понял, что мне надо сейчас сосаться с чуваком.
Карен объяснил, что делать. Я говорю: «Окей, я же актёр». И поцеловал чувака раза четыре в губы. Прям так хорошо. Ещё и диалог такой эмоциональный был потом. На этом мы попрощались, и через месяц-полтора, я узнал, что утверждён.
Сам я не то чтобы был гомофобом, но я из регионального города, Владивостока. И там в моём детстве движения были, скорее, в сторону АУЕ, чем толерантной думающей молодёжи. Гоп-стоп, всё такое. Вот я был из таких. И у меня были сомнения по поводу роли: переживал, как к этому отнесутся родственники, близкие, друзья. Долго над этим размышлял, даже боялся, что дорога во Владивосток мне будет закрыта, потому что моё окружение там такого не поймёт.
Мама, конечно, очень переживала. Она переживала о том, что ей могут про меня сказать. Хотя ей палец в рот не клади, она ответит в любом случае. Но на шестой серии мама плакала (серия с каминг-аутом — прим. TJ) и даже гордилась тем, как я сыграл гея.
«Наедине люди могут нормально относиться к геям, но толпой — резко начинают ненавидеть»
После роли мне приходит больше хороших отзывов, чем плохих. Я даже не могу вспомнить особенно жёсткой реакции. Зрители понимают, что это крутая роль, не пишут: «Фу, ты там пидора сыграл». Ну, гей и гей. И я этим очень удивлён. Потому что по моему инстаграму кажется, что народ стал толерантнее. Благодарят за то, что говорим об ЛГБТ на телевидении, считают это смелым. Наши люди наедине нормально относятся к геям, но когда их много, толпа — начинают резко ненавидеть ЛГБТ.
В чём вообще бич ЛГБТ у нас? Их не признают, кидаются на них. Я видел столько роликов, когда идёт, например, трансгендер, и над ним начинают издеваться. Я много размышлял на эту тему. Последние 10 лет я живу в Москве. Здесь больше открытых геев, у меня есть друзья-геи. И я понял, что практика общения с ними помогает избавиться от стереотипов и гомофобии.
А что бы было, если бы Ничаев шёл за руку с мужиком у себя в Краснодаре? Его бы, наверное, убили там. Хотя это его право. Мне кажется, через два поколения, через три все люди остепенятся и скажут: «Почему нет? Хотят — пускай будут».
Мой персонаж изначально не признавал, что он гей. Он понимал, что не увлекается девушками, но всё это время глушил себя. Ничаев — профессиональный спортсмен, у него с детства только спорт-спорт-спорт в голове и определённое окружение. Так что только в стрессовой ситуации проявлялась его сущность. И только когда он понял, что может скоро умереть, он себя принял. Признался не только окружающим, но и себе.
Сцена с каминг-аутом шла тяжеловато. Чтобы выдать нужную эмоцию, я, конечно, представлял совершенно другое. Это нормальная практика у актёров. Нужно накрутить себя на то, что лично тебя трогает, и наложить эту эмоцию на текст.
«Мы как общество вообще не учитываем мнение представителей ЛГБТ»
Я считаю, если в сценарии или другом произведение требуется персонаж-гей, этого не нужно избегать. Почему мы видим крутые байопики про Фредди Меркьюри, Элтона Джона, а как же наши композиторы? Среди них было столько геев, но нам что теперь, не снимать про них кино?
Посыл ведь не в том, что «эй, ребята, смотрите, он был геем, давайте все станем геями». Просто этот человек был таким и много добился. А другой чувак был не геем и тоже чего-то добился. В Европе и Америке людям плевать, гей ты или нет. Хотя там ЛГБТ тоже жёстко щемили, а где-то по-прежнему продолжают.
Но, честно говоря, в России такое ощущение, что чем больше мы будем говорить о проблемах ЛГБТ, тем сильнее на них будут давить. Придумают ещё больше таких законов (как о «пропаганде гомосексуализма» — прим. TJ). Всем нужно успокоиться: всё нормально, никто вас не заставляет спать с геями, никто вас не сделает геями, потому что ими рождаются, а не становятся.
Мне кажется, мы как общество сейчас вообще не учитываем мнение представителей ЛГБТ. Если бы они что-то предложили, люди бы отреагировали так: «Да, фу, ты же пидорас, что ты вообще можешь здесь говорить?» Но надеюсь, я внесу какую-то лепту в то, что такие же пацаны, как я, станут более толерантными и принимающими.
Я обычный пацан из Владивостока, не гей. У меня есть ребёнок, семья, а ещё я актёр, который просто взял и сыграл гея, не видя в этом ничего зазорного. Наоборот, я отнёсся к этой крутейшей роли, как к подарку судьбы. Возможно, люди, знающие меня, как такого русского мужичка, увидят это и подумают: «Ну, действительно, вот Миха сыграл и не парится, и ничего тут такого нет».
Хочется своей ролью вселить в людей веру в то, что не стоит никого чморить и избегать. Нужно относиться проще и принимать в коллективах. Если у вас на монтажном заводе появился гей — офигенно. Да, монтажник и гей. Он по своим делам вечером пойдёт и всё, не надо его трогать.
После беседы с авторкой канала «Записки редакторки» решил углубиться, как геи и натуралы обособлялись друг от друга в языке и что стало с разными словами.
otvet.imgsmail.ru
Итак, самое распространённое слово у нас «гей». В английском оно произошло от эпитета «весёлый», и это очередной стереотип. Для России «гей» – почти свежее открытие (в Советском союзе такого не было), и хотя бы поэтому оно остаётся одним из самых нейтральных – правда, все мы знаем, как оно становится ругательством на стенах и в словах отдельных гомофобных политиков, например, моего родного Ставрополья.
Среди первых источников терминологии об однополых связях – труды античных философов, превозносящих любовь мужчин, и Библия, низвергающая её как тяжкий грех. Начнём с греков: эти люди, как всегда, наделали столько дел, что мы до сих пор расхлёбываем. В древнегреческой традиции любовь между мужчинами была крутой, когда один из мужчин был старше другого. Такая связь называлась ПЕДЕРАСТИЯ, но её век как добродетели был недолог.
Забавный факт: в оральном сексе в те времена «активным» партнёром считался тот, что сосёт – так что юношам перепадало чуть больше, чем современным «пассикам».
Именно от слова «педерастия» произошло огромное количество производных, отравляющих нам жизнь сейчас. Главным фактором была ассоциация с педофилией: «педерастами» в России, особенно уголовном слое, называли мужчин, насиловавших мальчиков. Все производные слова тоже ярко-негативны: в первую очередь «пидорас», он же «пидарас», в усечённой форме – пидор/пидар. Чуть смягчается слово «педик», его звучание у меня вызывает больше ассоциаций с душевнобольным («дурачок»), но относится оно по-прежнему к геям. Ну и гузеевское «ПИДАРАСИНА» относится к этому же крупнейшему семейству.
Низвержение слова «педерастия» было бы невозможно, не стань людям отвратительно само явление. Почему так произошло? У меня нет ответа, а мнений хватит на отдельный пост, так что оставим. Однополые связи стали восприниматься как грязные на излёте Римской Империи, примерно в то же время, когда крепла важнейшая для Европы религия – христианство. Оно имело свои взгляды на такие сношения – и такие слова. Самым актуальным из библейских терминов остаётся СОДОМИЯ. Как говорят богословы, это про любой секс без цели зачатия, но общественному сознанию не хочется приравнивать Секс с Женой в Презервативе к грязным извращениям, так что приятно познакомиться: я ещё и содомит.
Любопытно, что это не единственный гомотермин из Писания. В Новом Завете присутствуют ещё два: малакий – так называют онанистов и, по некоторым трактовкам, пассивных геев; и очаровательное «арсенокоитай» (в оригинале – αρσενοκοιται, не благодарите; я так подписывался в Хорнете до этого блога) – для активных. Оба ввёл апостол Павел, и этот чел не потрудился оставить за собой глоссарий, так что квир-теологи, не склонные к реклеймингу, могут найти сотню лазеек, как объявить, что оба слова вообще не про ЛГБТ. Как вы можете заметить, в массовой культуре оба слова не прижились.
В русском языке достаточно и собственных слов для мужской любви. Параллельно церковному «содомский грех» живой русский язык сформулировал вполне очевидное описательное словечко: «мужеложец» (словообразование аналогично «скотоложцу», оба вписываются в ту самую содомию). Вики говорит, что есть ещё «мужеблудие» и, видимо, «мужеблудец» – для тех, кто предпочитает что-то кроме анала в активной роли. Но всё-таки сохранилось именно «мужеложство», в провинции встречал его неоднократно.
А вот самоназвания геев дореволюционных времён в языке не закрепились. Я их знаю благодаря прекрасному тексту с Arzamas, прочитайте обязательно. Субкультура тогда включала две полностью изолированные группы: «тётки» – геи-кроссдрессеры, устраивавшие вечера и появлявшиеся на них со вполне натуральского вида мужчинами (каким словом называли мужчин-любителей тёток, в тексте не оговаривается); и – тут внимание! – «женоненавистники»: геи, которым претила феминность, которые и сами были, что называется, максимум бруталити, и предпочитали аналогичных. Что-то похожее видно сейчас в Хорнете в моде на геев-гопарей; само же слово сейчас скорее относится к мизогинам, что особенно иронично, ведь мизогиния очень часто соседствует с гомофобией.
Проникали в Россию и термины, придуманные значительно позже Библии, правда, нечасто. С уверенностью можно сказать, что популярный в XIX термин «уранист» был известен начитанным россиянам, ведь его декларировали (вот так реклейминг!) несколько поэтов, а Оскар Уайльд и вовсе использовал в качестве псевдонима. Слово придумал немецкий адвокат Ульрихс, который одним из первых стал говорить о необходимости декриминализовать мужеложеские связи (неудивительно, ведь сам их предпочитал). В то же время чудесное «квир» (queer – что-то вроде русского «педик» или «извращенец») добралось до России уже после реклейминга в английском, а «фэггот» или «фэг» (приблизительно «пидар», от faggot) русификацию не прошло.
Ещё одним интересным словом для геев стало «фея» (Fairy). В Россию его не занесли, а вот в Штатах даже появилось реклеймерское движение с элементами оккультизма «Радикальные феи», читать здесь.
Возвращаясь от малоизвестных слов, придём к паре терминов, неразрывно связанных и противопоставленных: гомосексуалист и гомосексуал. Первое появилось в рамках эдакой «медикализации греха» и обозначает переворот в сознании, когда сношения мужчин вместо блуда начинают считать диагнозом. Но и этот подход оказался нерабочим (хотя сторонников не растерял) и на смену болезненному «–ист» пришло более мягкое «–ал»: как и гетеросексуал, гомосексуал не выходит за пределы нормы (там же есть и бисексуал, несправедливо обделённый вниманием языка). Лично для меня «гомосексуалист» – более ненавистное слово, чем даже «пидор», прошу вас, будьте с ним аккуратны и меняйте на более точное. По аналогии с «педиками» от «пидаров», гомосексуалы породили унизительно-ласкательное «гомик», хотя лично я всё реже его встречаю.
Наконец, возвращаемся к довольно свежим словам, где сделаем интересное открытие. Мы начинали со слова «гей» и обнаружили, что его уже применяют в том же значении, что и «пидор». Можно сказать, что «гей» было эвфемизмом, который постепенно стирается (становится дисфемизмом). Сходная история очень быстро прошла со словом «голубой» – очень ходовое всё моё детство, оно постепенно перекрашивалось с обозначения Бори Моисеева на всё более маргинальных личностей, да так и кануло в лету. Зацепило, правда, ни в чём неповинных птиц – голубей, просто по созвучию. Так чаще называют парных геев («голубки» можно встретить и в отношении гетеро-пары, только про них такое говорят с теплом, а про нас – сквозь зубы).
Тогда же в ходу стало выражение «нетрадиционная сексуальная ориентация». Оно вполне живёт, но слишком долгое для частого использования. Неприятность применения термина в том, что выставляет геев и бисексуалов извращенцами какими-то, но лично мне не претит – мне не нравятся традиции и всё традиционное, начиная с патриархата, так что быть нетрадиционным даже честь.
Давно не слышал и ещё одного термина – с долгим «а» в середине: «пра-ативный». В нём отразились стереотипно гейская манера тянуть слоги (по мнению провинции, так делают только геи и москвичи, так что либо предъявляй прописку, либо получай «плохие новости») и необидно обзываться на «своих». Тем не менее старшее поколение вполне поймёт, о ком идёт речь, лишь заслышав знакомые звуки.
Ну и перечисляя названия геев в России, нельзя обойтись без тюремной лексики. Помимо универсального «педераст» -> «пидарас» эта непростая культура, ставшая основным (а то и единственным – смотрите лекцию Николая Горбачёва) подарила нам «петуха» – по какой-то причине так называют «опущенных», то есть не обязательно добровольно спящих с мужчинами персонажей. Почему так страшно быть «опущенным» и как это связано с боязнью собственного, простите, хуя – я писал, но каковы бы ни были причины, лексика уже сложилась. В списке синонимов к слову «пидор» на Викискладе есть много тюремных вариантов, среди которых мне приметился «армянская королева» (как и петух, это только пассивный участник секса между мужчинами).
Если вы зависали в интернетах примерно во времена «превед, медвед» и «йа креведко», то наверняка застали ещё одно любопытное обозначение: ахтунг. Немецкое слово, призывающее к вниманию и осторожности, прикрепилось к геям примерно по той же логике, что «трап» – к людям транс-спектра. Про последнее, кстати, смотрите шикарную ContraPoints. Гомофобная идея о том, что лично твоя задница непременно интересна всем геям в округе (честно говоря, чаще всего слышу эти страхи от людей, вид задниц которых скорее вызовет депрессию, чем содомию), привела к злым шуткам в духе «к тебе задом не стоит поворачиваться» – и прилепила восклицание «опасность!» к тем, кто эту мнимую опасность представлял.
Мило звучащее слово «додик» тоже относят к геям – в равной степени это «педик», «дурачок» и «наркоман», кто-то слабый и жалкий. Поиск в сети выдал трогательную историю, что изначально «Додик» – уменьшительно-ласкательная форма имени Давид, ставшая нарицательной для «щуплых еврейских мальчиков со скрипочками». Таким образом одно прозвище объединяет в себе почти всё, что мы так любим: гомофобию, наркофобию и антисемитизм.
Небольшая когорта названий образовалась чисто функционально и умозрительно: «говномес», «глиномес», «жопочник», сюда же я отнесу слышанный в Ставрополе эвфемизм «трубочист». Несмотря на то, что натуралы тоже могут заниматься анальным сексом, а геи могут им и не заниматься, почему-то гомофобов именно эта деталь всегда особенно возбуждает, что и отразилось в лексике.
Важной частью гей-культуры является самоназвание, особенно оно было ценно во времена без интернета и намёков на толерантность. Отдельного языка для общения только в кругу своих не сложилось, но зато появилось слово «тема», и себе подобных мы определяем как «в теме», «по теме» или «тематик». Здесь есть пересечение с БДСМ, только там «Тема» непременно с заглавной буквы. И тоже для своих.
Завершить перечень хочу очередной медикализацией: МСМ – это «мужчина, имеющий секс с мужчинами». Некоторые прошаренные в этике люди пишут, что его стоит использовать, чтобы не обидеть человека ярлыком «гей» (вот и говорите потом, что слово необидное), если человек не относит себя к этой сексуальной ориентации. По видимости, речь идёт о случаях, когда МСМ не является также и бисексуалом, а также поли/пансексуалом – грубо говоря, «любопытствующий натурал». Я бы применял его только в статистике (с мужчинами занимаются сексом мужчины разной ориентации), а к живым и конкретным людям не лепил, но кто я такой?
На протяжении человеческой истории как только нас не называли, но почти всегда эти слова сводились к «извращённости» однополого секса. Косвенно неправоту обзывающих подтверждает тот факт, что термины никак не отличались для гомо/би/поли/пан-сексуалов (ну как можно верить тому, что в вопросе не разобрался). Зато какое широкое поле для реклейминга!