Опрятней модного паркета 3 класс презентация
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема урока: «А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»П. Брейгель «Зимний пейзаж» сравнение произведения литературы и произведения живописи»
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (П. Брейгель), поэта А.С Пушкина.
Предметная задача: развивать умение понимать смысл лирического и художественного произведения настроение авторов.
Метапредметные задачи:
Регулятивная: определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте;
Познавательная:формировать умения понимать смысл произведений;
Коммуникативные: формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками;
Личностные: учить понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! «Ладошки»
Речевая разминка
Мы с вами находимся на уроке литературного чтение и нам необходимо подготовить наш речевой аппарат, то есть провести речевую разминку.
1.На выдохе пропеть гласные буквы.
2. Прочитайте отрывок из произведения Пушкина на выдохе.Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
Актуализация знаний
Перед вами таблица с буквами. Попробует найти в ней как можно больше слов.
– Как вы думаете к какой теме будут относится эти слова. (творчество Пушкина)
Пушкин –поэт Александр Сергеевич
Арина – няня
Зимнее утро – стихотворение
Зимний вечер – стихотворение.
С каким стихотворение познакомились на прошлом уроке?
-Какое было д/з?
Легко было подготовить выразительное чтение стихотворения? (Потому что знаем «секреты» выразительного чтения.
-Какую работы провели на прошлом уроке? Давайте вспомним. (выстраиваем алгоритм)
Давайте проверим Д.Р. Можно выходить парами.
Определение темы урока и
постановка целей и задач урока и планирование
Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
Первичное восприятие. Слушание.
О каком времени года идет речь?
Какое настроение вызвало у вас это произведение?(В целом, картина зимы создает радостное настроение.
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Опрятней – Тщательно прибранный;
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа в группе:
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА подложим
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
– Давайте вспомним, что еще мы не сделали для того чтобы выразительно прочесть стихотворение?
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
С каким настроением мальчики скользят по льду?
Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег?
Теперь приготовьтесь читать это стихотворение выразительно. Когда вы будете читать весело, игриво, а когда – медленно, тревожно?
Прочитайте еще раз про себя выразительно, затем прочитаем вслух.
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
Находят слова в карточках
Александр Сергеевич Пушкин и Петер Брейгель
Практическая деятельность учащихся
Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
Подведение итогов урока
– Почему авторы учебника расположили их на одних страницах?
– Можно ли сказать, что картина Брейгеля является иллюстрацией к стихотворению Пушкина?
– Какие строчки стихотворения иллюстрирует репродукция картины Брейгеля «Зимний пейзаж»?
Чтобы читая стихотворение видеть репродукции и представлять событие
Домашнее задание
Вашим домашним заданием будет придумать рассказ на тему «Как я ходил на каток».
Учебник стр.11, задание 7.
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Конспекты›Презентации к стихотворению А.С.Пушкина Опрятней модного паркета… .
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Пушкин.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…». Учитель Н.В.Ткач МБОУ СОШ №2 Г.Вяземский
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Выбранный для просмотра документ зима.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Зима в картинах русских художников Работу Выполнила учитель МБОУ СОШ № 2 г. Вяземский Н.В.Ткач
2 слайд
Описание слайда:
Васнецов А. М. Зимний сон (Зима). 1908-1914
3 слайд
Описание слайда:
Шильдер А. Н. Зимний лес. 1904
4 слайд
Описание слайда:
Клевер Ю. Ю. Зимний пейзаж с рекой и домами. 1914
5 слайд
Описание слайда:
Вещилов К. А. Зимний пейзаж. 1917
6 слайд
Описание слайда:
Горбатов К. И. Зимний пейзаж с церковью. 1925
7 слайд
Описание слайда:
Егорнов А. С. Зима. 1895
8 слайд
Описание слайда:
Дубовской Н. Н. В обители. Троице-Сергиева лавра. 1917
9 слайд
Описание слайда:
Жуковский С. Ю. Зима
10 слайд
Описание слайда:
Шильдер А. Н. Ручей в лесу. 1906
11 слайд
Описание слайда:
Каменев Л. Л. Зимний пейзаж. 1871
12 слайд
Описание слайда:
Колесников С. Ф. Зимний пейзаж. 1915
13 слайд
Описание слайда:
Кондратенко Г. П. Зимний пейзаж с церковью. 1880-е
14 слайд
Описание слайда:
Колесников С. Ф. Зима. Околица. 1907
15 слайд
Описание слайда:
Крыжицкий К.Я. Зимний пейзаж со стогами. 1910
16 слайд
Описание слайда:
Клевер Ю. Ю. Зимний пейзаж. 1881
17 слайд
Описание слайда:
Крымов Н. П. Зимний день. 1913
18 слайд
Описание слайда:
Кондратенко Г. П. Зимний вечер
19 слайд
Описание слайда:
Куинджи А. И. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898-1908
20 слайд
Описание слайда:
Кустодиев Б. М. Зима. Масленичное гулянье. 1919
21 слайд
Описание слайда:
Юон К. Ф. Волшебница-зима. Лигачево. Московская губерния. 1912
22 слайд
Описание слайда:
Шишкин И. И. Первый снег. 1875
23 слайд
Описание слайда:
Юон К. Ф. Русская зима. Лигачево. 1947
24 слайд
Описание слайда:
Пелевин И. А. Дети в санях. 1870
25 слайд
Описание слайда:
Репродукции картин взяты с Интернета https://muz-color.ru/?s=времена%20года%20зима%20чайковский
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1301520
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Урок по литературному чтению
Тема: Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина
Цель:
Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.
Задачи:
- формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;
- познакомить учащихся с приемом звукописи как средством создания образа;
- учить находить слова, которые поэт использует для передачи звуков природы;
- развивать умение работать в паре; считаться с другим мнением
- воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его
художественные особенности
- учить детей выразительно читать стихотворение.
Ход урока.
Введение.
Сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать учёными. Чем будем заниматься?
На доске: Наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять, делать выводы.
Прочитайте тему урока:
«Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина»
Объясните смысл каждого слова.
Учитель обобщает и уточняет сказанное учащимися, если нужно, обращается к словарю:
«Лирическое стихотворение – это стихотворение, в котором воспроизводится личное чувство или настроение автора».
Прочитайте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока:
- В каком веке жил поэт?
- Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
- Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
- Как эти слова связаны с нашей темой?
- Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
Основная часть.
- Вы совершенно правы, сказав, что А,С.Пушкин жил в 19 веке. В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Понаблюдайте, как это было.(показ фрагмента к/ф «Сибирский цирюльник»)
- А сейчас работаем со стихотворением. Только вот случилось непредвиденное, стихотворение рассыпалось на строчки, что нам делать? Провести исследование. Приступайте!
- Работа в группах по восстановлению текста стиха.
- Предъявление или уточнение в группах
- Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение?
Выступление от группы (1 ученик читает стихотворение)
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
- Давайте сравним наш текст с оригиналом на стр.118 учебника.
Неторопливое самостоятельное чтение стихотворения, нахождение сходства и различия со своим текстом.
Обмен впечатлениями.
- Работа над содержанием
- Исследуйте стихотворение и найдите ответ на 2 вопрос на доске.
- Найдите слова, которые помогут нам представить речку.
- Как ты думаешь, почему поэт называет мальчишек «радостным народом»?
- Прочитайте 3 вопрос в учебнике. Найдите ответ.
(Выясняем, что у гуся красные лапы, он тяжёлый, раскормленный. Ступает бережно, т.е. осторожно, неуверенно)
- Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?
- Прочитай, что пишет Пушкин о первом снеге? Почему снег назван весёлым?
- Сделайте вывод, с каким же чувством надо читать это стихотворение?
- Определи, где сделаешь паузы, какие слова выделишь, с какой интонацией будешь читать.
Дети ещё раз самостоятельно работают со стихотворением.
- Чтение стихотворения вслух.
- Понравилась вам стихотворение?
Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:
…Опрятней модного ________________
Блистает речка, льдом ______________.
Мальчишек радостный ________________
Коньками звучно режет ____________
На красных лапках ________ тяжелый,
Задумав ___________ по лону вод,
Ступает _____________ на лёд,
Скользит и _____________; весёлый
Мелькает, вьётся первый ___________,
Звездами падая на _____________…
Взаимопроверка
Заключение
Рефлексия: Давайте вернёмся к нашим вопросам на доске.
На все мы смогли ответить? На ваших листочках прочитайте ещё раз вопросы и выполните следующее:
- В каком веке жил поэт?
- Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
- Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
- Как эти слова связаны с нашей темой?
- Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
- Если вы нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним +
- Если вы не полностью нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним + –
- Если вы не нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним –
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
Как же нам ответить на последний вопрос? Что нужно для этого сделать?
Обмен впечатлениями, советы детей.
Учитель может предложить выставку книг из классной или школьной библиотеки.
Домашнее задание:
Какое домашнее задание вам хочется выполнить?
А ещё я бы желала услышать выученные стихи и раздать вам дипломы за отличное прочтение их.
Спасибо всем за работу.
Листова Лариса Александровна
СРАВНЕНИЕ. А. ПУШКИН «ВОТ ВЕТЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…»,
«ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА…»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с произведениями А. С. Пушкина; способствовать развитию умений находить и анализировать средства художественной выразительности |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые результаты | Предметные: научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор); ориентироваться в тексте для ответа на вопросы; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделять существенную информацию из текста; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Опустите голову. Закройте глаза. «Доброе утро!» – птицы запели. – Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему. Чувствуете, как по вашим рукам-«лучикам» побежало тепло? Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок. Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок | Сообщают о готовности к уроку | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых | Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста. – Произнесите быстро и четко чистоговорки: | Выполняют речевую разминку. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические– сравнивают | Наблюдение. Устные ответы |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении | • У принцессы у Арины на кровати три перины. • Поздравили мы Иру по радиоэфиру | Отвечают на вопросы | объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | |||
III. Подготовка к восприятию произведения. Сообщение темы урока | Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением | Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. – Отгадайте загадку: В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито. За ночь вставлено. (Прорубь.) – Мы поговорим о зимней реке, скованной льдом, о том, как этому радуется детвора. – Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: | Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока. Определяют тематическую и эмоциональную направленность текста по названию произведения. Определяют за- | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
• Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? | дачи чтения и составляют план чтения | |||||
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. – Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл. Клок – пучок, кусок. Брега – берега (старая форма слова). Пелена – покров, покрывало. Недвижная река – неподвижная река. Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся. – Понравилось произведение? | Осущест- вляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения. Соотносят свои предположения с прочитанным произведением. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении. Познавательные: работают с дополнительной литературой. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в сов- | Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа с толковым словарем |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Выразите своё мнение о произведении одним словом. – В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей. Какой вам представилась зима? | Работают с толковым словарем | местном решении проблемы (задачи) | ||||
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечит? Связанные материалы |