Опрятней модного паркета а с пушкина
1. История создания
Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.
Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.
В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.
В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.
2. Литературное направление
Литературное направление – реализм с элементами романтизма.
3. Род
Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.
4. Жанр
Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.
5. Проблематика
В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.
6. Тематика
Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.
Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.
7. Идея
Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.
8. Пафос
Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.
9. Система образов
Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.
Образ детей:
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…
Образ животных:
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…
И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».
Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.
10. Центральные персонажи
Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.
Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.
11. Лирический герой
В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.
Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.
12. Сюжет
По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.
Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.
Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.
13. Композиция
Как таковой, классической композиции в произведении нет.
Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень легким, понятным языком.
Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.
Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».
15. Средства художественной выразительности
Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.
В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.
Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».
Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».
16. Размер, рифма, строфика
Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.
Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.
Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.
17. Значение произведения
Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.
Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.
18. Актуальность
Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.
Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.
19. Моё отношение
Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.
20. Чему учит
Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 13.А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимний вечер»
Перечень вопросов, изучаемых на уроке
- Как отличить прямое значение слова от переносного.
- Знакомство с литературными терминами.
- Приёмы художественной выразительности на примере творчества А.С. Пушкина.
Тезаурус
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.
Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.
Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.
Этот приём художественной выразительности называется метафорой.
Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.
Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях.
Ключевые слова
Прямое и переносное значение слов, их многозначность, литературные термины и понятия (автор, художественный образ, сюжет, тема, герой), отличительные особенности стихотворного текста, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, метафоры, звукопись)
Основная и дополнительная литература по теме урока:
. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
На уроке мы узнаем новые литературные понятия, познакомимся с биографией и творчеством А.С.Пушкина
Сможем понаблюдать за значением слов и выражений.
Научимся различать прямое и переносное значение слов, объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или, пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах.
Основное содержание урока
1. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.
Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.
Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.
Этот приём художественной выразительности называется метафорой.
Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.
Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях для более эмоционального выражения своего душевного состояния.
Например:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
А.С. Пушкин
Зимы последние кусочки
Чуть всхлипывают под ногой…
А.С. Пушкин
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы….
С.А..Есенин
И стоит он, околдован
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован…
Ф.И.Тютчев.
На примере этих произведений можно понаблюдать за лексическим значением слов и выражений. Это удобно сделать с помощью таблицы:
Прямое значение | Переносное значение |
Весна | Утро года |
Тает последний снег | Зимы последние кусочки |
Ветви берёзы | Шёлковые косы |
Зимнее состояние леса | Сном волшебным очарован лес |
Ценность метафоры как приёма художественной выразительности заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.
“Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство”, – говорил Аристотель.
2. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми литературными терминами и понятиями: лирическое произведение, стихотворный текст, автор, художественный образ, сюжет, тема, герой. Обратимся к Литературной энциклопедии терминов и понятий.
Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.
Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.
Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего, тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности.
Метафора – употребление слова в переносном значении.
Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
Автор – создатель художественного произведения.
Художественный образ – способ автора отобразить действительность.
Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.
Тема – предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действий.
Лирический герой – образ поэта в лирике.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, весна – краса природы
Эпитет – образное, художественное определение. Например, знойное лето
Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, лето пройдёт, осень несёт.
Слушаем аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета..» и «Зимний вечер».
Поэт для создания образов в стихотворениях «Опрятней модного паркета…» и «Зимний вечер» использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры, звукопись.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие – к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.
Прямое значение | Переносное значение |
Карточки со словами:
Седая голова
Волчий хвост
Седая зима
Волчий аппетит
Золотое кольцо
Золотая осень
Правильный ответ:
Прямое значение | Переносное значение |
Седая голова Волчий хвост Золотое кольцо | Седая зима Волчий аппетит Золотая осень |
Разбор типового контрольного задания
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока
1 вариант
1. Автор стихов «Зимний вечер» и «Зимнее утро»?
2. Чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
3. Как называется создатель художественного произведения?
4. Какой приём выразил А.С Пушкин в словах: речка-паркет ?
5. Какое время года описывал Пушкин в отрывках поэмы «Опрятней модного паркета..»?
2 вариант
1.Автор стихов «Зимнее утро» и «Зимний вечер»?
2. Образ поэта.
3. Как называется созвучие концов стихотворных строк?
4. Какой приём выразил А.С. Пушкин в словах: прелестный друг?
5.Синоним слова «лачужка».
Ответ
1 вариант
1. Пушкин
2. Ритм
3. Автор
4. Сравнение
5. Зима
2 вариант
1. Пушкин
2. Герой
3. Рифма
4. Эпитет
5. Избушка
Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2.Прививать любовь к поэзии.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
3. Учиться сравнивать произведения искусства.
Ход урока
Организационный момент.
– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)
II. Проверка домашнего задания.
– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).
Зачитывание части В (по желанию)
Дети сдают работы.
Постановка целей урока
– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).
– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся).
– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.
– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)
IV. Речевая разминка.
Работа по карточкам в парах.
V. Введение в тему урока.
– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
VI. Первичное восприятие.
ДИСК. Чтение стихотворения диктором.
– Что вам особенно понравилось?
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа по рядам: на карточках
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
Выразительное чтение стихотворения
– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)
– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
Словарь стр. 603
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
–
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)
Таблица «Оцени свою работу на уроке»
– Сегодня очень хорошо работали………
– Оценки за урок….
X. Домашнее задание.
– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.
-Спасибо за урок!