Опрятней модного паркета блистает речка льдом
XXXVI. XXXVII
А что ж Онегин? Кстати, братья!
Терпенья вашего прошу:
Его вседневные занятья
Я вам подробно опишу.
Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
XXXVIII. XXXIX
Прогулки, чтенье, сон глубокой,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина:
Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считая,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей.
XL
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
XLI
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева[44]
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
XLII
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ[45]
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
XLIII
В глуши что делать в эту пору?
Гулять? Деревня той порой
Невольно докучает взору
Однообразной наготой.
Скакать верхом в степи суровой?
Но конь, притупленной подковой
Неверный зацепляя лед,
Того и жди, что упадет.
Сиди под кровлею пустынной,
Читай: вот Прадт, вот Walter Scott.
Не хочешь? – поверяй расход,
Сердись иль пей, и вечер длинный
Кой-как пройдет, а завтра то ж,
И славно зиму проведешь.
XLIV
Прямым Онегин Чильд Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
Со сна садится в ванну со льдом,
И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.
Настанет вечер деревенский:
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт,
Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей;
Давай обедать поскорей!
XLV
Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
Оно сверкает Ипокреной[46];
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!
XLVI
Но изменяет пеной шумной
Оно желудку моему,
И я Бордо благоразумный
Уж нынче предпочел ему.
К Au я больше не способен;
Au любовнице подобен
Блестящей, ветреной, живой,
И своенравной, и пустой…
Но ты, Бордо, подобен другу,
Который, в горе и в беде,
Товарищ завсегда, везде,
Готов нам оказать услугу
Иль тихий разделить досуг.
Да здравствует Бордо, наш друг!
XLVII
Огонь потух; едва золою
Подернут уголь золотой;
Едва заметною струею
Виется пар, и теплотой
Камин чуть дышит. Дым из трубок
В трубу уходит. Светлый кубок
Еще шипит среди стола.
Вечерняя находит мгла…
(Люблю я дружеские враки
И дружеский бокал вина
Порою той, что названа
Пора меж волка и собаки,
А почему, не вижу я.)
Теперь беседуют друзья:
вернуться
44
В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками!
вернуться
45
«Это значит, – замечает один из наших критиков, – что мальчишки катаются на коньках». Справедливо.
вернуться
46
В лета красные мои
Поэтический аи
Нравился мне пеной шумной,
Сим подобием любви
Или юности безумной, и проч.
(Послание к Л. П.)
With grievous noise became all naked,
The tog was falling on the fields,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
The caravan of crying geese
For south fleeted.
And unwaited
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
The time was coming, dull and hard:
November stood in front of yard.
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
At break of dawn the night is cold;
In cornfields work has ceased away;
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
With his she-wolf, in hunger bold,
A wolf is coming to the way;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Him scenting, horses on the road
All snort, and travellers quickly hold:
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
You’d better hurry up away.
The shepherd at the break of day
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Does not make cows go out,
And when at noon they are forlone,
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
He doesn’t gather them with horn.
A maiden’s singing in her house,
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева23
She spins; a friend of winter night
The splinter’s crackling making light.
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
But nowadays the frosts are crackling
(A rhyme for cra.ckling, one foresees;
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
Its here: take it and be ‘tackling’ !)
All look like silver snowy fields…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
More pretty than a parquette fashioned,
The river, clad in ice, is flashy,
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
And many boys with joyful cries
Are scaring on sonorous ice;
Мальчишек радостный народ24
Коньками звучно режет лед;
On reddish paws a goose, such heavy,
To get to waters wants to swim:
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
With care steps on icy brim
And slips, and falls; all fluffy, merry
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
The snowflakes are flashing, whirl,
Like stars at river’s banks they fall.
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Such time what can you do in village?
В глуши что делать в эту пору?
The seasons country views
Деревня той порой
Unwittingly may bore by image
Of its monotonous naked hues.
Невольно докучает взору
Однообразной наготой.
To ride a horse in steppe severe?
Скакать верхом в степи суровой?
But then your horse will try in fear
Но конь, притупленной подковой
To scratch unfaithful icy path
As he’s afraid to fall at last.
Неверный зацепляя лед,
Того и жди, что упадет.
Deserted room alone filling
You read; it’s Pradt, it’s Walter Scott.
Сиди под кровлею пустынной,
Читай: вот Прадт, вот W.
Scott.
You don’t want? – check up your cost,
Or grudge, or drink, and thus the evening
Не хочешь? — поверяй расход,
Сердись иль пей, и вечер длинный
Will pass away more fast, they tell,
And you will pass the winter well.
Кой-как пройдет, а завтра тож,
И славно зиму проведешь.
Like Harold Child Onegin’s fallen
Into the thoughtful lazy haze:
Прямым Онегин Чильд-Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
From bed to icy bath had fallen
And afterwards was whole days
Со сна садится в ванну со льдом,
И после, дома целый день,
Engaged alone with accounts;
Or, taking cue like somewhat armours,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
“Уж небо осенью дышало” А. С. Пушкин стр. 86
1. Как ты можешь объяснить смысл выражений “Уж небо осенью дышало”, “Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”, “Гусей крикливых караван тянулся к югу”?
Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжелые тучи.
Второе выражение говорит о том, что листья с деревьев начали опадать.
Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.
Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим теплым денькам с зелеными пейзажами.
Третье выражение дает понимание того, что птицы начали отлетать в теплые края.
Свой полет они сопровождают криками.
Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.
Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.
С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.
Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.
Кажется, что автор безразличен к осени.
Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.
2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.
Скучная – унылая, тоскливая, нудная, не интересная.
Стихотворение “Опрятней модного паркета…” А. С. Пушкин стр. 87
1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
С модным паркетом.
Такое сравнение дает представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.
Еще у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.
Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.
Ведь в полной мере дает представление той самой картины на реке.
2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Описание мальчиков говорит о том, что они были веселыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.
И это не удивительно.
Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.
Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».
Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.
3. Каким изображён первый снег? Как он назван?
Он мимолетный, легкий и веселый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.
Автор говорит о снеге, как о звездах.
Это потому, что форма снежинок напоминает звездочки.
4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Первый фрагмент (“В тот год осенняя погода…”) – “Поздняя зима”, “В окне”, “Январь”, “Настоящая зима”, “Приход зимы”.
Второй фрагмент (“Опрятней модного паркета…”) – “Река во льду”, “Лед”, “На реке”, “Каток на реке”, “Ледяной паркет”.
_______
Стихотворение “Зимнее утро” А. С. Пушкин стр. 89
1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
– Как выглядит комната в это утро?
– Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
Первой картине соответствует первая строчка произведения.
В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.
Это выражение стало очень популярным.
Затем еще идет упоминание о блеске снега под лучами солнца:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит».
А комната в это время сияет янтарным блеском.
Это значит, что в нее проникают золотые лучи солнца.
Услышать треск помогают звуки [ш] и [ч].
Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».
2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать ее суровость.
А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.
При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.
Из-за этого настроение автора радостное, поднесенное, увлеченное природой.
Он восхищается ее разнообразием и неповторимостью.
3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Следует использовать возвышенную, поднесенную и радостную интонацию.
Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.
Стихотворение “Зимний вечер” А. С. Пушкин стр. 91
1. Сравни два стихотворения Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”. Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
Произведения совсем разные.
В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесенный настрой.
Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.
Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.
Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.
Поэт дает понять, что на сердце не весело.
И только дружеское общение может исправить ситуацию.
2. Прислушайся к звучанию стихотворения “Зимний вечер”. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
[у], [о], [з], [в].
3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
Обращение Пушкина направлено к няне.
Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.
И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует ее образ.
В письмах поэт называет няню «мамушка» – настолько их отношения был трепетными.
Известно, что родилась няня в крепостной семье.
На самом деле звали ее Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.
Замуж она вышла в 23 года и было у нее четыре ребенка.
Когда ее муж ушел из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала ее племянника.
Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.
А затем ее воспитанником стал он сам.
Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.
Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила ее вместе с ним.
Она и поддерживала, и вдохновляла.
Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.
Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.
Последний раз няня и ее любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.
Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.
Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.
Из-за этого вскоре скончалась.
К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.
Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано теплыми чувствами, такими как нежность и любовь.
И это не удивительно.
Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.
Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.
4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.
Рифмы:
Кроет – завоет,
крутя – дитя,
обветшалой – запоздалый,
зашумит – постучит.
Такие слова еще раз подчеркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.
Ведь среди них нет веселых, задорных либо поднесенных слов.
Урок по литературному чтению
Тема: Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина
Цель:
Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.
Задачи:
формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;
познакомить учащихся с приемом звукописи как средством создания образа;
учить находить слова, которые поэт использует для передачи звуков природы;
развивать умение работать в паре; считаться с другим мнением
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его
художественные особенности
учить детей выразительно читать стихотворение.
Ход урока.
Введение.
Сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать учёными. Чем будем заниматься?
На доске: Наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять, делать выводы.
Прочитайте тему урока:
«Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина»
Объясните смысл каждого слова.
Учитель обобщает и уточняет сказанное учащимися, если нужно, обращается к словарю:
«Лирическое стихотворение – это стихотворение, в котором воспроизводится личное чувство или настроение автора».
Прочитайте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока:
В каком веке жил поэт?
Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
Как эти слова связаны с нашей темой?
Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
Основная часть.
Вы совершенно правы, сказав, что А,С.Пушкин жил в 19 веке. В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Понаблюдайте, как это было.(показ фрагмента к/ф «Сибирский цирюльник»)
А сейчас работаем со стихотворением. Только вот случилось непредвиденное, стихотворение рассыпалось на строчки, что нам делать? Провести исследование. Приступайте!
Работа в группах по восстановлению текста стиха.
Предъявление или уточнение в группах
Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение?
Выступление от группы (1 ученик читает стихотворение)
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
Давайте сравним наш текст с оригиналом на стр.118 учебника.
Неторопливое самостоятельное чтение стихотворения, нахождение сходства и различия со своим текстом.
Обмен впечатлениями.
Работа над содержанием
Исследуйте стихотворение и найдите ответ на 2 вопрос на доске.
Найдите слова, которые помогут нам представить речку.
Как ты думаешь, почему поэт называет мальчишек «радостным народом»?
Прочитайте 3 вопрос в учебнике. Найдите ответ.
(Выясняем, что у гуся красные лапы, он тяжёлый, раскормленный. Ступает бережно, т.е. осторожно, неуверенно)
Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?
Прочитай, что пишет Пушкин о первом снеге? Почему снег назван весёлым?
Сделайте вывод, с каким же чувством надо читать это стихотворение?
Определи, где сделаешь паузы, какие слова выделишь, с какой интонацией будешь читать.
Дети ещё раз самостоятельно работают со стихотворением.
Чтение стихотворения вслух.
Понравилась вам стихотворение?
Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:
…Опрятней модного ________________
Блистает речка, льдом ______________.
Мальчишек радостный ________________
Коньками звучно режет ____________
На красных лапках ________ тяжелый,
Задумав ___________ по лону вод,
Ступает _____________ на лёд,
Скользит и _____________; весёлый
Мелькает, вьётся первый ___________,
Звездами падая на _____________…
Взаимопроверка
Заключение
Рефлексия: Давайте вернёмся к нашим вопросам на доске.
На все мы смогли ответить? На ваших листочках прочитайте ещё раз вопросы и выполните следующее:
В каком веке жил поэт?
Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
Как эти слова связаны с нашей темой?
Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
Если вы нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним +
Если вы не полностью нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним + –
Если вы не нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним –
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
Как же нам ответить на последний вопрос? Что нужно для этого сделать?
Обмен впечатлениями, советы детей.
Учитель может предложить выставку книг из классной или школьной библиотеки.
Домашнее задание:
Какое домашнее задание вам хочется выполнить?
А ещё я бы желала услышать выученные стихи и раздать вам дипломы за отличное прочтение их.
Спасибо всем за работу.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.