Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета стих
XXXVI. XXXVII
А что ж Онегин? Кстати, братья!
Терпенья вашего прошу:
Его вседневные занятья
Я вам подробно опишу.
Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
XXXVIII. XXXIX
Прогулки, чтенье, сон глубокой,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина:
Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считая,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей.
XL
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
XLI
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева[44]
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
XLII
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ[45]
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
XLIII
В глуши что делать в эту пору?
Гулять? Деревня той порой
Невольно докучает взору
Однообразной наготой.
Скакать верхом в степи суровой?
Но конь, притупленной подковой
Неверный зацепляя лед,
Того и жди, что упадет.
Сиди под кровлею пустынной,
Читай: вот Прадт, вот Walter Scott.
Не хочешь? – поверяй расход,
Сердись иль пей, и вечер длинный
Кой-как пройдет, а завтра то ж,
И славно зиму проведешь.
XLIV
Прямым Онегин Чильд Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
Со сна садится в ванну со льдом,
И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.
Настанет вечер деревенский:
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт,
Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей;
Давай обедать поскорей!
XLV
Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
Оно сверкает Ипокреной[46];
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!
XLVI
Но изменяет пеной шумной
Оно желудку моему,
И я Бордо благоразумный
Уж нынче предпочел ему.
К Au я больше не способен;
Au любовнице подобен
Блестящей, ветреной, живой,
И своенравной, и пустой…
Но ты, Бордо, подобен другу,
Который, в горе и в беде,
Товарищ завсегда, везде,
Готов нам оказать услугу
Иль тихий разделить досуг.
Да здравствует Бордо, наш друг!
XLVII
Огонь потух; едва золою
Подернут уголь золотой;
Едва заметною струею
Виется пар, и теплотой
Камин чуть дышит. Дым из трубок
В трубу уходит. Светлый кубок
Еще шипит среди стола.
Вечерняя находит мгла…
(Люблю я дружеские враки
И дружеский бокал вина
Порою той, что названа
Пора меж волка и собаки,
А почему, не вижу я.)
Теперь беседуют друзья:
вернуться
44
В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками!
вернуться
45
«Это значит, – замечает один из наших критиков, – что мальчишки катаются на коньках». Справедливо.
вернуться
46
В лета красные мои
Поэтический аи
Нравился мне пеной шумной,
Сим подобием любви
Или юности безумной, и проч.
(Послание к Л. П.)
>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>
Учебник для 3 класса (часть 1)
Литературное чтение
* * *
«Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», — писал в своём дневнике Александр Блок.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.
В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошёл в жизнь празднично.
В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.
Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя — Василий Львович — был известным поэтом.
Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.
Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.
Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию».
Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски.
Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.
Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.
Проверяем свои знания
Есть ли музей А. С. Пушкина в твоём городе? Вместе с родителями побывайте в музее и подготовьте сообщение «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Обратись за дополнительной информацией в библиотеку.
* * *
…За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт —
И туман, и непогоды
Осень поздняя несёт:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В тёплый край, за сине море,
Улетает до весны.
(Из поэмы «Цыганы»)
* * *
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Из романа «Евгений Онегин»)
Проверяем свои знания
- Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
- К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
* * *
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
(Из романа «Евгений Онегин»)
* * *
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
(Из романа «Евгений Онегин»)
Проверяем свои знания
- С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
- Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
- Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?
- Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Проверяем свои знания
- Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
- Как выглядит комната в это утро?
- Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
- Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
- Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
To, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей.
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Проверяем свои знания
- Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
- Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
- К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
- Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Анализ стихотворений А.С. Пушкина
Урок литературного чтения 3 класс
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
1.Напиши интересные факты из жизни поэта.
За весной, красой природы…
1.Объясни значение слова «знойный».
2. Подбери синонимы к словам «скучно», «горе», «непогода».
3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)», «поздняя (осень)».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.
5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям горе».
6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты.
Уж небо осенью дышало…
1.Объясни значения слов: «сень», «караван».
2.Подбери синонимы к словам «блистало», «крикливый».
3.Подбери антонимы к словам «короче», «таинственный»
4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало».
5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?
6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».
7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?
8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
9. Какое настроение создает стихотворение?
В тот год осенняя погода…
1. Объясни значения слов «куртины», «кровли», «устланные».
2. Подбери синонимы к словам «ярко», «лёгкий (узор)».
3. Подбери антонимы к словам «мягко», «рано».
4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала природа».
5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
6. Выпиши метафоры
7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала природа» глагол «ждала» повторяется дважды?
8. Какое настроение у этого стихотворения?
Опрятней модного паркета…
1. Объясни значения слов: «модный», «паркет», «лоно вод», «мелькает».
2. Подбери синонимы к словам «модный», «бе режно», «мелькают».
3.Подбери антонимы к словам «модный», «бе режно».
4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры
6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.
7. Выпиши слова-движения
8. Выпиши слова-звуки
9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт
10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?
11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а не «блестит речка»?
12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?
13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты
Зимнее утро.
1. Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый».
2. Подбери синонимы к словам «прелестный», «вьюга», «думать», «бурый».
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры
6.Сколько героев в этом стихотворении?
7.выпиши, как называет поэт свою подругу.
8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9.Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10.Найди прием антитезы в этом стихотворении. Для чего он применен?
Зимний вечер.
1. Объясни значение слова «веретено», «кроет», «лачужка».
2. Подбери синонимы к словам «заплачет», «подружка», «обветшалая».
3.Подбери антонимы к словам «темна», «утомлена».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры.
6.Сравни настроение героев стихотворения «Зимнее утро» и стихотворения «Зимний вечер». Приведи цитаты.
7.Какой образ природы дан в начале стихотворения?
8.С кем и с чем сравнивает поэт бурю?
9.Как относится поэт к своей няне?
10.Приведи прием антитезы в этом стихотворении.
11.Спокоен ли лирический герой стихотворения и чувствует ли он себя защищенным?
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
1.Напиши интересные факты из жизни поэта.
6 июня 1799г. рождение внучки императора Павла.
Говорили в семье на французском языке
Дядя был известным поэтом.
Первое стихотворение написано по-французски
В 6 лет приехал впервые к бабушке в Захарово
Бабушка научила маленького Сашу писать по-русски
Няня Арина Родионовна и дядя рассказывали сказки
Цитата – строка из стихотворения, заключенная в кавычки.
Олицетворение – слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Сравнение – «Весь день стоит как бы хрустальный».
Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте.
Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака
За весной, красой природы…
1.Объясни значение слова «знойный». Жаркий, пышущий зноем
2. Подбери синонимы к словам «скучно»- : безотрадно, горько, жалобно, невесело, неинтересно, нерадостно, однообразно, , тоскливо, уныло
«горе», – несчастье, беда
«непогода»- ненастье; слякоть..
3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)» – холодное, «поздняя (осень)» – раннее.
4. Выпиши эпитеты (Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок – красочное прилагательное) вместе со словами, к кото рым они относятся.
Знойное лето, весна, краса природы
5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям горе».
6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты. («Людям скучно, людям горе».)
Уж небо осенью дышало…
1.Объясни значения слов: «сень», «караван».
Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь
Караван – движущаяся друг за другом вереница животных, людей.
2.Подбери синонимы к словам «блистало»- гореть, мерцать, сверкать, сиять, переливаться цветами радуги.
«крикливый» -шумный, громкий.
3.Подбери антонимы к словам «короче» – длиннее, «таинственный» – (синоним – загадочный) –явный открытый, известный
4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало». (реже солнышко блистало; ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу)
5. О каком периоде осени говорится в стихотворении? (поздняя осень – (реже солнышко блистало; короче становился день, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу; стоял ноябрь уж у двора))
6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась». (Опадали листья)
7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?
8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (лесов таинственная сень, гусей крикливых караван)
9. Какое настроение создает стихотворение?
В тот год осенняя погода…
1. Объясни значения слов «куртины» – цветочные грядки, клумбы, «кровли» – крыша, «устланные» Покрыть всю поверхность чего-нибудь.
2. Подбери синонимы к словам «ярко» -красочно, «лёгкий (узор)» – слегка заметные, тонкие, прозрачные.
3. Подбери антонимы к словам «мягко» -жестко, «рано» -поздно.
4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала природа».
5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (легкие узоры, деревья в зимнем серебре, сорок веселых, блистательный ковер зимы)
6. Выпиши метафоры (выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.)
(блистательный ковер зимы; ждала природа, зимнее серебро)
7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала природа» глагол «ждала» повторяется дважды?
8. Какое настроение у этого стихотворения?
.
Опрятней модного паркета…
1. Объясни значения слов: «модный» – временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.,
«паркет» – натуральное деревянное напольное покрытие.,
«лоно вод» -место на воде, в котором покой и блаженство,
«мелькает» -Являться на короткое время, быстро показываться и исчезать .
2. Подбери синонимы к словам «модный» – популярный, современный,
«бе режно» – аккуратно, деликатно, заботливо.
«мелькают» – возникать, показываться.
3.Подбери антонимы к словам «модный» – устаревший, старомодный,
«бе режно» – небрежно, неаккуратно.
4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся. (модный паркет, радостный народ, звучно режет, гусь тяжелый)
5. Выпиши сравнения и метафоры (опрятней модного паркета, звездами падая, веселый снег, речка льдом одета)
6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.
7. Выпиши слова-движения (режет, ступает, скользит, падает, мелькает, вьется)
8. Выпиши слова-звуки (радостный народ, звучно, падает))
9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт (речка – опрятней модного паркета, блистает, льдом одета; мальчишек радостный народ; на красных лапках гусь тяжелый; веселый первый снег мелькает, вьется, звездами падая.)
10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?
11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а не «блестит речка»?
12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»? (снег)
13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты (мальчишек радостный народ, блистает речка, веселый мелькает, вьется первый снег)
Зимнее утро.
1. Объясни значение слова «нега» – блаженство,
«вечор» – вечер,
«нынче» – сегодня,
«янтарь» – окаменевшая смола хвойных деревьев,
«бурый» – цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.
2. Подбери синонимы к словам «прелестный» – красивый, отличный, привлекательный,
«вьюга» – ветер, метель, буран,
«думать» – размышлять, рассуждать, соображать,
«бурый» – коричневатый, ржавый.
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» – бодрствуешь, «великолепный» – невзрачный, неприметный, «нетерпеливый» – терпеливый.
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (сомкнуты негой взоры, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском)
5. Выпиши сравнения и метафоры (звездою севера, луна, как бледное пятно, великолепными коврами снег лежит)
6.Сколько героев в этом стихотворении? (2 – няня и автор)
7.Выпиши, как называет поэт свою подругу.(друг прелестный, красавица, друг милый)
8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9.Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10.Найди прием антитезы (противопоставление) в этом стихотворении. Для чего он применен?
Резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.
Зимний вечер.
1. Объясни значение слова «веретено» – ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине,
«кроет» – закрывает ,
«лачужка» – маленькое, бедное, жалкое жилище. .
2. Подбери синонимы к словам «заплачет» – заревет, зарыдает,
«подружка» – приятельница, друг,
«обветшалая» – ветхая, старая.
3.Подбери антонимы к словам «темна» – светла, «утомлена» – бодра.
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (вихри снежные, ветхая лачужка, бедной юности)
5. Выпиши сравнения и метафоры. (буря – как зверь, как дитя, как путник)
6.Сравни настроение героев стихотворения «Зимнее утро» и стихотворения «Зимний вечер». Приведи цитаты.
7.Какой образ природы дан в начале стихотворения?
8.С кем и с чем сравнивает поэт бурю? (буря – как зверь, как дитя, как путник)
9.Как относится поэт к своей няне?
10.Приведи прием антитезы в этом стихотворении.
11.Спокоен ли лирический герой стихотворения и чувствует ли он себя защищенным?