Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета текст

XXXVI. XXXVII

А что ж Онегин? Кстати, братья!

Терпенья вашего прошу:

Его вседневные занятья

Я вам подробно опишу.

Онегин жил анахоретом;

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался…

XXXVIII. XXXIX

Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

XL

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

XLI

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несется в гору во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовет его рожок;

В избушке распевая, дева[44]

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

XLII

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ[45]

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

XLIII

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот Walter Scott.

Не хочешь? – поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдет, а завтра то ж,

И славно зиму проведешь.

XLIV

Прямым Онегин Чильд Гарольдом

Вдался в задумчивую лень:

Со сна садится в ванну со льдом,

И после, дома целый день,

Один, в расчеты погруженный,

Тупым кием вооруженный,

Он на бильярде в два шара

Играет с самого утра.

Настанет вечер деревенский:

Бильярд оставлен, кий забыт,

Перед камином стол накрыт,

Евгений ждет: вот едет Ленский

На тройке чалых лошадей;

Давай обедать поскорей!

XLV

Вдовы Клико или Моэта

Благословенное вино

В бутылке мерзлой для поэта

На стол тотчас принесено.

Оно сверкает Ипокреной[46];

Оно своей игрой и пеной

(Подобием того-сего)

Меня пленяло: за него

Последний бедный лепт, бывало,

Давал я. Помните ль, друзья?

Его волшебная струя

Рождала глупостей не мало,

А сколько шуток и стихов,

И споров, и веселых снов!

XLVI

Но изменяет пеной шумной

Оно желудку моему,

И я Бордо благоразумный

Уж нынче предпочел ему.

К Au я больше не способен;

Au любовнице подобен

Блестящей, ветреной, живой,

И своенравной, и пустой…

Но ты, Бордо, подобен другу,

Который, в горе и в беде,

Товарищ завсегда, везде,

Готов нам оказать услугу

Иль тихий разделить досуг.

Да здравствует Бордо, наш друг!

XLVII

Огонь потух; едва золою

Подернут уголь золотой;

Едва заметною струею

Виется пар, и теплотой

Камин чуть дышит. Дым из трубок

В трубу уходит. Светлый кубок

Еще шипит среди стола.

Вечерняя находит мгла…

(Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки,

А почему, не вижу я.)

Теперь беседуют друзья:

вернуться

44

В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками!

вернуться

45

«Это значит, – замечает один из наших критиков, – что мальчишки катаются на коньках». Справедливо.

вернуться

46

В лета красные мои

Поэтический аи

Нравился мне пеной шумной,

Сим подобием любви

Или юности безумной, и проч.

(Послание к Л. П.)

Источник

With grievous noise became all naked,
The tog was falling on the fields,

С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,

The caravan of crying geese
For south fleeted.
And unwaited

Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась

The time was coming, dull and hard:
November stood in front of yard.

Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

At break of dawn the night is cold;
In cornfields work has ceased away;

Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;

With his she-wolf, in hunger bold,
A wolf is coming to the way;

С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;

Him scenting, horses on the road
All snort, and travellers quickly hold:

Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный

You’d better hurry up away.
The shepherd at the break of day

Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух

Does not make cows go out,
And when at noon they are forlone,

Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок

He doesn’t gather them with horn.
A maiden’s singing in her house,

Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева23

She spins; a friend of winter night
The splinter’s crackling making light.

Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

But nowadays the frosts are crackling
(A rhyme for cra.ckling, one foresees;

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…

Its here: take it and be ‘tackling’ !)
All look like silver snowy fields…

(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)

More pretty than a parquette fashioned,
The river, clad in ice, is flashy,

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.

And many boys with joyful cries
Are scaring on sonorous ice;

Мальчишек радостный народ24
Коньками звучно режет лед;

On reddish paws a goose, such heavy,
To get to waters wants to swim:

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,

With care steps on icy brim
And slips, and falls; all fluffy, merry

Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый

The snowflakes are flashing, whirl,
Like stars at river’s banks they fall.

Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Such time what can you do in village?

В глуши что делать в эту пору?

The seasons country views

Деревня той порой

Unwittingly may bore by image
Of its monotonous naked hues.

Невольно докучает взору
Однообразной наготой.

To ride a horse in steppe severe?

Скакать верхом в степи суровой?

But then your horse will try in fear

Но конь, притупленной подковой

To scratch unfaithful icy path
As he’s afraid to fall at last.

Неверный зацепляя лед,
Того и жди, что упадет.

Deserted room alone filling
You read; it’s Pradt, it’s Walter Scott.

Сиди под кровлею пустынной,
Читай: вот Прадт, вот W.
Scott.

You don’t want? – check up your cost,
Or grudge, or drink, and thus the evening

Не хочешь? — поверяй расход,
Сердись иль пей, и вечер длинный

Will pass away more fast, they tell,
And you will pass the winter well.

Кой-как пройдет, а завтра тож,
И славно зиму проведешь.

Like Harold Child Onegin’s fallen
Into the thoughtful lazy haze:

Прямым Онегин Чильд-Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:

From bed to icy bath had fallen
And afterwards was whole days

Со сна садится в ванну со льдом,
И после, дома целый день,

Engaged alone with accounts;
Or, taking cue like somewhat armours,

Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,

Источник

Анализ  стихотворений А.С. Пушкина

Урок  литературного  чтения  3  класс

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

За весной, красой природы…

1.Объясни значение слова «знойный».

2. Подбери синонимы к словам «скучно», «горе»,  «непогода».

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)»,  «поздняя (осень)».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям   горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты.

Уж небо осенью дышало…

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

2.Подбери синонимы к словам «блистало»,  «крикливый».        

3.Подбери антонимы к словам «короче», «таинственный»        

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало».         

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная  сень с печальным шумом обнажалась».

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?        

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.        

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода…

1. Объясни значения слов «куртины», «кровли», «устланные».        

2. Подбери синонимы к словам «ярко», «лёгкий  (узор)».        

3. Подбери антонимы к словам «мягко», «рано».

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала  природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

6. Выпиши метафоры

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала  природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

8. Какое настроение у этого стихотворения?

Опрятней модного паркета…

1. Объясни значения слов: «модный», «паркет», «лоно вод», «мелькает».

2. Подбери синонимы к словам «модный», «бе режно»,  «мелькают».

3.Подбери антонимы к словам «модный», «бе режно».

4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.

7. Выпиши слова-движения

8. Выпиши слова-звуки

9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт

10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?

11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а   не «блестит речка»?

12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?

13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты

Зимнее утро.

1. Объясни значение слова «нега», «вечор»,  «нынче», «янтарь», «бурый».

2. Подбери синонимы к словам «прелестный»,  «вьюга», «думать», «бурый».

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6.Сколько  героев  в  этом  стихотворении?

7.выпиши, как  называет  поэт  свою  подругу.

8.Как  изменения  в  природе  влияют  на  настроение  героев  стихотворения?  Приведи  цитаты.

9.Какие  картины  нарисовал  поэт  в  этом  стихотворении?  Перечисли  их.

10.Найди  прием  антитезы  в  этом  стихотворении. Для  чего  он  применен?

Зимний  вечер.

1. Объясни значение слова «веретено», «кроет»,  «лачужка».

2. Подбери синонимы к словам «заплачет»,  «подружка», «обветшалая».

3.Подбери антонимы к словам «темна», «утомлена».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры.

6.Сравни  настроение  героев  стихотворения  «Зимнее  утро»  и  стихотворения  «Зимний  вечер».  Приведи  цитаты.

7.Какой  образ  природы  дан  в  начале  стихотворения?

8.С  кем  и  с  чем  сравнивает  поэт  бурю?

9.Как  относится  поэт  к  своей  няне?

10.Приведи  прием  антитезы  в  этом  стихотворении.

11.Спокоен  ли  лирический  герой  стихотворения  и  чувствует  ли  он  себя  защищенным?

  Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

6 июня 1799г. рождение  внучки  императора  Павла.

Говорили  в  семье  на  французском языке

Дядя  был  известным  поэтом.

Первое  стихотворение  написано   по-французски

В  6  лет  приехал  впервые  к  бабушке  в  Захарово

Бабушка  научила  маленького  Сашу  писать  по-русски

Няня  Арина  Родионовна  и  дядя   рассказывали  сказки

Цитата – строка из стихотворения, заключенная в кавычки.

Олицетворение  – слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Сравнение – «Весь день стоит как бы хрустальный».

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте.

Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.  выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

За весной, красой природы…

1.Объясни значение слова «знойный».    Жаркий, пышущий зноем

2. Подбери синонимы к словам «скучно»- : безотрадно,  горько, жалобно, невесело, неинтересно, нерадостно, однообразно, , тоскливо, уныло

 «горе»,  – несчастье,  беда

 «непогода»-  ненастье; слякоть..

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)» – холодное,  «поздняя (осень)» – раннее.

4. Выпиши эпитеты (Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок – красочное  прилагательное)  вместе со словами, к кото рым они относятся.

Знойное  лето,  весна, краса  природы

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям   горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты. («Людям скучно, людям   горе».)

Уж небо осенью дышало…

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

Сень – то,  что  покрывает  кого-нибудь,  что-нибудь

Караван – движущаяся  друг  за  другом  вереница  животных,  людей.

2.Подбери синонимы к словам «блистало»- гореть, мерцать, сверкать, сиять, переливаться цветами радуги.

«крикливый» -шумный,  громкий.

3.Подбери антонимы к словам «короче» – длиннее, «таинственный» – (синоним – загадочный) –явный  открытый,  известный        

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало». (реже  солнышко  блистало;  ложился  на  поля  туман,  гусей  крикливых  караван  тянулся  к  югу)        

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?  (поздняя  осень – (реже  солнышко  блистало;  короче  становился  день,  ложился  на  поля  туман,  гусей  крикливых  караван  тянулся  к  югу;  стоял  ноябрь  уж  у  двора))

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная  сень с печальным шумом обнажалась». (Опадали  листья)

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?        

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (лесов  таинственная  сень,  гусей  крикливых  караван)

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода…

1. Объясни значения слов «куртины» – цветочные  грядки,  клумбы, «кровли» – крыша, «устланные» Покрыть всю поверхность чего-нибудь.

2. Подбери синонимы к словам «ярко» -красочно, «лёгкий  (узор)» – слегка  заметные,  тонкие,  прозрачные.        

3. Подбери антонимы к словам «мягко» -жестко, «рано» -поздно.

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала  природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (легкие  узоры,  деревья в  зимнем  серебре,  сорок  веселых,  блистательный  ковер  зимы)

6. Выпиши метафоры (выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака,  перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.)

(блистательный  ковер  зимы;  ждала  природа,  зимнее серебро)

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала  природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

8. Какое настроение у этого стихотворения?

.

Опрятней модного паркета…

1. Объясни значения слов: «модный» – временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.,

«паркет» – натуральное деревянное напольное покрытие.,

«лоно вод» -место  на  воде, в котором покой и блаженство,

«мелькает» -Являться на короткое время, быстро показываться и исчезать .

2. Подбери синонимы к словам «модный» – популярный,  современный,

«бе режно» – аккуратно,  деликатно,  заботливо.

 «мелькают» – возникать,  показываться.

3.Подбери антонимы к словам «модный» – устаревший,  старомодный,

«бе режно» – небрежно,  неаккуратно.

4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся. (модный  паркет,  радостный  народ,  звучно  режет,  гусь  тяжелый)

5. Выпиши сравнения и метафоры  (опрятней  модного паркета,  звездами  падая,  веселый  снег,  речка  льдом  одета)

6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.

7. Выпиши слова-движения (режет,  ступает,  скользит,  падает,  мелькает,  вьется)

8. Выпиши слова-звуки  (радостный  народ,  звучно,  падает))

9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт  (речка – опрятней  модного  паркета,  блистает,  льдом  одета;  мальчишек  радостный  народ;  на  красных  лапках  гусь  тяжелый;  веселый  первый  снег  мелькает,  вьется,  звездами  падая.)

10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?  

11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а   не «блестит речка»?

12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?  (снег)

13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты  (мальчишек  радостный  народ,  блистает  речка,  веселый  мелькает,  вьется  первый  снег)

Зимнее утро.

1. Объясни значение слова «нега» – блаженство,

«вечор» – вечер,  

«нынче» – сегодня,

«янтарь» – окаменевшая смола хвойных деревьев,

 «бурый» – цвет  серовато-коричневый  или  тёмно-коричневый с красноватым отливом.

2. Подбери синонимы к словам «прелестный» – красивый, отличный, привлекательный,  

«вьюга» – ветер,  метель,  буран,

«думать» – размышлять,  рассуждать, соображать,

«бурый» – коричневатый,  ржавый.

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» – бодрствуешь, «великолепный» – невзрачный,  неприметный, «нетерпеливый» – терпеливый.

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.  (сомкнуты  негой  взоры,  тучи  мрачные, прозрачный  лес,  янтарным  блеском)

5. Выпиши сравнения и метафоры  (звездою  севера, луна,  как  бледное  пятно,  великолепными  коврами  снег  лежит)

6.Сколько  героев  в  этом  стихотворении? (2 –  няня  и  автор)

7.Выпиши, как  называет  поэт  свою  подругу.(друг  прелестный, красавица,  друг  милый)

8.Как  изменения  в  природе  влияют  на  настроение  героев  стихотворения?  Приведи  цитаты.

9.Какие  картины  нарисовал  поэт  в  этом  стихотворении?  Перечисли  их.

10.Найди  прием  антитезы  (противопоставление)  в  этом  стихотворении. Для  чего  он  применен?

Резкая  смена  настроения  или  картин  на  противоположное.  Для  яркости  образа,  для большей  силы  выражения.  Одно  как  бы  оттеняет  другое.

Зимний  вечер.

1. Объясни значение слова «веретено» – ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине,

«кроет» – закрывает ,  

«лачужка» – маленькое, бедное, жалкое жилище. .

2. Подбери синонимы к словам «заплачет» – заревет,  зарыдает,  

«подружка» – приятельница,  друг,

«обветшалая» – ветхая, старая.

3.Подбери антонимы к словам «темна» – светла, «утомлена» – бодра.

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.  (вихри  снежные,  ветхая  лачужка,  бедной  юности)

5. Выпиши сравнения и метафоры.  (буря – как  зверь,  как  дитя,  как  путник)

6.Сравни  настроение  героев  стихотворения  «Зимнее  утро»  и  стихотворения  «Зимний  вечер».  Приведи  цитаты.

7.Какой  образ  природы  дан  в  начале  стихотворения?

8.С  кем  и  с  чем  сравнивает  поэт  бурю?  (буря – как  зверь,  как  дитя,  как  путник)

9.Как  относится  поэт  к  своей  няне?

10.Приведи  прием  антитезы  в  этом  стихотворении.

11.Спокоен  ли  лирический  герой  стихотворения  и  чувствует  ли  он  себя  защищенным?

Источник