Опрятней модного паркета что это такое
1. История создания
Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.
Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.
В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.
В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.
2. Литературное направление
Литературное направление – реализм с элементами романтизма.
3. Род
Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.
4. Жанр
Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.
5. Проблематика
В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.
6. Тематика
Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.
Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.
7. Идея
Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.
8. Пафос
Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.
9. Система образов
Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.
Образ детей:
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…
Образ животных:
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…
И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».
Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.
10. Центральные персонажи
Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.
Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.
11. Лирический герой
В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.
Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.
12. Сюжет
По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.
Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.
Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.
13. Композиция
Как таковой, классической композиции в произведении нет.
Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень легким, понятным языком.
Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.
Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».
15. Средства художественной выразительности
Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.
В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.
Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».
Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».
16. Размер, рифма, строфика
Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.
Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.
Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.
17. Значение произведения
Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.
Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.
18. Актуальность
Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.
Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.
19. Моё отношение
Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.
20. Чему учит
Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»
(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)
План-конспект урока по литературному чтению
Тема урока: А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»
2 – А класс
Подготовила студентка:
Калюшик Наталья Сергеевна
Группа НК-14/2
Севастополь, 2017
Литературное чтение 2 класс
УМК «Планета Знаний»
Тема: А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»
Цели урока: 1. Показать поэтический образ зимы, созданной А.С. Пушкиным;
2.Читать выразительно лирическое стихотворение.
3. Развить детское воображение, обогатить словарный запас.
Задачи урока: 1. Прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
2.Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
3. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его художественные особенности.
Тип урока: урок изучения и открытия новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудио, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Учитель– Ребята, отгадайте загадку:
Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
II. Постановка целей урока.
(Звучит песня «Кабы не было зимы…» из мультфильма «Зима в Простоквашино».)
Учитель: – Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось.
Учитель: – А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.
– А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?
– Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).
-Кто догадался, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?
-Чему научимся?
Учитель – Я сегодня приготовила для вас две картины, выполненные художницей Еленой Уваровой. Посмотрите на них и продолжите предложение:
Глядя на эти картины, мне хочется…
(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).
– Ребята, а вы любите зиму? Что вам особенно нравится? – Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.)
– Как вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же игры или другие? (Ответы детей.)
–Ребята, давайте проверим, так ли это было.
III. Изучение нового материала.
Беседа
Учитель – Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с фактами из жизни и творчества А. С.Пушкина.
Родился автор 26 мая 1799 года в Москве. Воспитывался он дома при помощи французских нянь, благодаря чему у него появились прекрасные знания французского языка и необъятная любовь к чтению.
Няню Александра Сергеевича звали Арины Родионовна. Она ему рассказывала сказки, пела народные песни. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом. Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила».
-Наверняка, все вы знаете знаменитые строки из этого произведения:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
В 1820 году за непокорность царю и вольнолюбивые стихи Пушкина по приказу царя Александра I поэта выслали на юг России. Затем его сослали в псковское имение его родителей — село Михайловское. Там Пушкин жил замкнуто, слушал сказки няни Арины Родионовны, читал ей свои новые стихи. 27 января 1837 года, защищая честь жены, Пушкин дрался на дуэли и был смертельно ранен. Через двое суток (29 января) он умер.
Словарная работа
– Однажды Александр Сергеевич прогуливался зимой вдоль берега реки и на фоне той красоты, которая его окружала, к нему пришло вдохновение, у поэта родились строки стихотворения «Опрятней модного паркета…». Но прежде чем мы его прослушаем, давайте проведём словарную разминку:
-Что значит слово ОПРЯТНЫЙ ? – ( Опрятный – аккуратный, чистый, тщательно убранный .) (Прим.- опрятное платье ).
-Что такое ПАРКЕТ? – ( Паркет — пол, выстланный деревянными дощечками в виде какого-то рисунка ).
Что такое ЛОНО вод? – ( поверхность воды)
IV. Первичное восприятие текста
Учитель – (слушание аудиозаписи стихотворения А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»)
Эмоц.-оц.восприятие
– Понравились ли вам эти строки?
-Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
– Какому времени года они посвящены?
-Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?
Учитель – ребята у вас на партах лежат листочки, вычеркните повторяющеюся букву!
-Что у вас получилось (Лирическое произведение).
Учитель – ребята, а кто знает, что такое лирическое произведение?
Лирическое произведение – это произведение искусства, которое выражает чувства человека, его переживания.
Учитель – скажите, является ли наше стихотворение лирическим? Докажите? (в стихотворении Александр Сергеевич выражает свои чувства к красотам зимы).
V. Повторное восприятие материала (вторичный синтез)
-Самостоятельное чтение произведения.
Учитель – Откройте учебники на стр.118
– Прочитайте произведение шепотом. (жужжащее чтение)
-Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа на уроке.
-Кто прочитал, тихонько поднимает руку, чтобы я видела, что вы справились с заданием.
Чтение по цепочке. Стр.118
– Давайте мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.
VI. Физкультминутка:
1. Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул пару раз.
VI.Анализ содержания произведения.
-Выборочное чтение (Работа в группах)
Учитель: – А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).
Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).
1)– А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.
– Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?
Дети: – Образ речки.
– С чем поэт сравнивает гладь реки?
Дети: – С модным паркетом.
Что значит «опрятный паркет»?
(– Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.)
Учитель: – «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точное слово (блистает).
Учитель- Что значит «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).
Учитель– Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?
(- На празднике.)
– Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника.
Учитель – Так какие чувства владели поэтом в этот момент?
(- Радость, восхищение).
2) Учитель – Продолжит читать второй ряд.
Учитель – Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?
(- Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками.
Учитель – Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в момент написания этих строк?
(Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни).
3) Учитель – А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?
(- Торжественное).
– Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии.
Учитель – Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму).
-Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! ».
Работа с иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию на стр. 119 . Кто изображён на ней?
Найдите строки в стихотворении, где говорится о гусе? Зачитайте!
– Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).
– На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).
– Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся.
Творческая работа
Учитель – Понравилась вам стихотворение?
-Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:
…Опрятней модного ________________
Блистает речка, льдом ______________.
Мальчишек радостный ________________
Коньками звучно режет ____________
На красных лапках ________ тяжелый,
Задумав ___________ по лону вод,
Ступает _____________ на лёд,
Скользит и _____________; весёлый
Мелькает, вьётся первый ___________,
Звездами падая на _____________…
Учитель – проверьте, правильно ли вы вписали пропущенные слова.
VIII. Подведение итогов урока
Учитель –
С каким стихотворением мы с вами познакомились и кто его автор?
Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
К какому жанру относится это произведение? (лирическое стихотворение).
Что такое лирическое стихотворение?
IX. Рефлексия
– У вас на партах лежат листочки с изображением снеговика. Выберите смайл который соответствует вашему настроению и нарисуйте снеговику.
1)Если вам всё понятно. Я молодец!
2)Если у вас не всё получилось, но вы старались.
3)Если вам нужно быть внимательнее!
X. Домашнее задание.
– Выучить стихотворение наизусть.
– Выставление оценок.
“Уж небо осенью дышало” А. С. Пушкин стр. 86
1. Как ты можешь объяснить смысл выражений “Уж небо осенью дышало”, “Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”, “Гусей крикливых караван тянулся к югу”?
Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжелые тучи.
Второе выражение говорит о том, что листья с деревьев начали опадать.
Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.
Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим теплым денькам с зелеными пейзажами.
Третье выражение дает понимание того, что птицы начали отлетать в теплые края.
Свой полет они сопровождают криками.
Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.
Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.
С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.
Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.
Кажется, что автор безразличен к осени.
Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.
2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.
Скучная – унылая, тоскливая, нудная, не интересная.
Стихотворение “Опрятней модного паркета…” А. С. Пушкин стр. 87
1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
С модным паркетом.
Такое сравнение дает представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.
Еще у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.
Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.
Ведь в полной мере дает представление той самой картины на реке.
2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Описание мальчиков говорит о том, что они были веселыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.
И это не удивительно.
Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.
Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».
Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.
3. Каким изображён первый снег? Как он назван?
Он мимолетный, легкий и веселый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.
Автор говорит о снеге, как о звездах.
Это потому, что форма снежинок напоминает звездочки.
4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Первый фрагмент (“В тот год осенняя погода…”) – “Поздняя зима”, “В окне”, “Январь”, “Настоящая зима”, “Приход зимы”.
Второй фрагмент (“Опрятней модного паркета…”) – “Река во льду”, “Лед”, “На реке”, “Каток на реке”, “Ледяной паркет”.
_______
Стихотворение “Зимнее утро” А. С. Пушкин стр. 89
1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
– Как выглядит комната в это утро?
– Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
Первой картине соответствует первая строчка произведения.
В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.
Это выражение стало очень популярным.
Затем еще идет упоминание о блеске снега под лучами солнца:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит».
А комната в это время сияет янтарным блеском.
Это значит, что в нее проникают золотые лучи солнца.
Услышать треск помогают звуки [ш] и [ч].
Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».
2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать ее суровость.
А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.
При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.
Из-за этого настроение автора радостное, поднесенное, увлеченное природой.
Он восхищается ее разнообразием и неповторимостью.
3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Следует использовать возвышенную, поднесенную и радостную интонацию.
Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.
Стихотворение “Зимний вечер” А. С. Пушкин стр. 91
1. Сравни два стихотворения Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”. Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
Произведения совсем разные.
В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесенный настрой.
Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.
Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.
Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.
Поэт дает понять, что на сердце не весело.
И только дружеское общение может исправить ситуацию.
2. Прислушайся к звучанию стихотворения “Зимний вечер”. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
[у], [о], [з], [в].
3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
Обращение Пушкина направлено к няне.
Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.
И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует ее образ.
В письмах поэт называет няню «мамушка» – настолько их отношения был трепетными.
Известно, что родилась няня в крепостной семье.
На самом деле звали ее Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.
Замуж она вышла в 23 года и было у нее четыре ребенка.
Когда ее муж ушел из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала ее племянника.
Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.
А затем ее воспитанником стал он сам.
Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.
Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила ее вместе с ним.
Она и поддерживала, и вдохновляла.
Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.
Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.
Последний раз няня и ее любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.
Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.
Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.
Из-за этого вскоре скончалась.
К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.
Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано теплыми чувствами, такими как нежность и любовь.
И это не удивительно.
Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.
Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.
4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.
Рифмы:
Кроет – завоет,
крутя – дитя,
обветшалой – запоздалый,
зашумит – постучит.
Такие слова еще раз подчеркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.
Ведь среди них нет веселых, задорных либо поднесенных слов.