Опрятней модного паркета размер стихотворения

1. История создания

Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.

Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.

В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.

В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.

2. Литературное направление

Литературное направление – реализм с элементами романтизма.

3. Род

Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.

4. Жанр

Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.

5. Проблематика

В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.

6. Тематика

Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.

Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.

7. Идея

Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.

8. Пафос

Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.

9. Система образов

Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.

Образ детей:

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…

Образ животных:

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…

И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».

Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.

10. Центральные персонажи

Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.

Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.

11. Лирический герой

В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.

Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.

12. Сюжет

По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.

Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.

Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.

13. Композиция

Как таковой, классической композиции в произведении нет.

Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень легким, понятным языком.

Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.

Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».

15. Средства художественной выразительности

Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.

В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.

Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».

Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».

16. Размер, рифма, строфика

Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.

Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.

Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.

17. Значение произведения

Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.

Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.

18. Актуальность

Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.

Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.

19. Моё отношение

Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.

20. Чему учит

Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.

Источник

МБОУ СОШ № 8

г. Сафоново

УРОК  

ПО  ЛИТЕРАТУРНОМУ  ЧТЕНИЮ

(2-й класс)

Тема урока:  Красота

и  выразительность  пушкинского  стиха

(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).

Провела:  учитель начальных классов

                      Тишко Елена Николаевна

Цели урока:   1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.

2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение.

3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.

Задачи урока: – проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;

– совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал;

– работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссоздания образа зимы.

Ход урока: 

I. Организационный момент.

(Звучит тихая музыка П.И. Чайковского).

Учитель: – Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось.     (Музыка).

Учитель: – А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.

– А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?

– Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).

В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.

В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась. О своих впечатлениях мы написали в сочинениях. Лучшие работы мне хотелось бы выделить и лучшие фрагменты зачитать.

(Учитель читает отрывки из сочинений детей, ученица читает стихотворение собственного сочинения, сопровождая это рисунками детей).

Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:

1. Глядя на эти картины, мне кажется …

(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).

2. Глядя на эти картины, мне хочется…

(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).

– Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.

II. Первичное восприятие текста.

– Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?

III.  Самостоятельное чтение произведения.

– А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.

IV.  Анализ произведения.

– Прочитай, Настя.

– К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).

Дети: – Это лирика, так как выражены чувства поэта.

Учитель: – А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).

Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).

– А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.

– Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?

Дети: – Образ речки.

– С чем поэт сравнивает гладь реки?

Дети: – С модным паркетом.

Что значит «опрятный паркет»?

Дети: – Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.

Учитель: – «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).

– Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).

– Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?

Дети: – На празднике.

– Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее:

– Какие чувства владели поэтом в этот момент?

Дети: – Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске).

– Продолжит читать второй ряд, читай, Максим.

– Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?

Дети: – Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд).

– Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.

Физминутка.

– Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться-разогнуться,

Вправо-влево повернуться,

А теперь мы приседаем,

Потягиваемся, выдыхаем.

– О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент?

Дети: – Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.

Учитель: – Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!

– А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?

Дети: – Торжественное.

– Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»).

– Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».

V. Работа с иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте.

– Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).

– На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).

– Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить.

Учитель читает цитату на доске:

– О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Д. Кугультинов.

– А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение).

Вывешивается памятка.

VI. Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь потренируемся читать это стихотворение выразительно. (Вывешивается памятка о рифмах, паузах).

Далее идёт практическая работа по расстановке пауз, логического ударения; учитель обращает внимание детей на знаки препинания.

VII.  Итог урока.

– Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть).

VIII.  Домашнее задание.

– Выучить стихотворение наизусть.

Источник

Анализ  стихотворений А.С. Пушкина

Урок  литературного  чтения  3  класс

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

За весной, красой природы…

1.Объясни значение слова «знойный».

2. Подбери синонимы к словам «скучно», «горе»,  «непогода».

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)»,  «поздняя (осень)».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям   горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты.

Уж небо осенью дышало…

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

2.Подбери синонимы к словам «блистало»,  «крикливый».        

3.Подбери антонимы к словам «короче», «таинственный»        

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало».         

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная  сень с печальным шумом обнажалась».

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?        

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.        

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода…

1. Объясни значения слов «куртины», «кровли», «устланные».        

2. Подбери синонимы к словам «ярко», «лёгкий  (узор)».        

3. Подбери антонимы к словам «мягко», «рано».

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала  природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

6. Выпиши метафоры

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала  природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

8. Какое настроение у этого стихотворения?

Опрятней модного паркета…

1. Объясни значения слов: «модный», «паркет», «лоно вод», «мелькает».

2. Подбери синонимы к словам «модный», «бе режно»,  «мелькают».

3.Подбери антонимы к словам «модный», «бе режно».

4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.

7. Выпиши слова-движения

8. Выпиши слова-звуки

9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт

10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?

11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а   не «блестит речка»?

12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?

13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты

Зимнее утро.

1. Объясни значение слова «нега», «вечор»,  «нынче», «янтарь», «бурый».

2. Подбери синонимы к словам «прелестный»,  «вьюга», «думать», «бурый».

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6.Сколько  героев  в  этом  стихотворении?

7.выпиши, как  называет  поэт  свою  подругу.

8.Как  изменения  в  природе  влияют  на  настроение  героев  стихотворения?  Приведи  цитаты.

9.Какие  картины  нарисовал  поэт  в  этом  стихотворении?  Перечисли  их.

10.Найди  прием  антитезы  в  этом  стихотворении. Для  чего  он  применен?

Зимний  вечер.

1. Объясни значение слова «веретено», «кроет»,  «лачужка».

2. Подбери синонимы к словам «заплачет»,  «подружка», «обветшалая».

3.Подбери антонимы к словам «темна», «утомлена».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры.

6.Сравни  настроение  героев  стихотворения  «Зимнее  утро»  и  стихотворения  «Зимний  вечер».  Приведи  цитаты.

7.Какой  образ  природы  дан  в  начале  стихотворения?

8.С  кем  и  с  чем  сравнивает  поэт  бурю?

9.Как  относится  поэт  к  своей  няне?

10.Приведи  прием  антитезы  в  этом  стихотворении.

11.Спокоен  ли  лирический  герой  стихотворения  и  чувствует  ли  он  себя  защищенным?

  Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

6 июня 1799г. рождение  внучки  императора  Павла.

Говорили  в  семье  на  французском языке

Дядя  был  известным  поэтом.

Первое  стихотворение  написано   по-французски

В  6  лет  приехал  впервые  к  бабушке  в  Захарово

Бабушка  научила  маленького  Сашу  писать  по-русски

Няня  Арина  Родионовна  и  дядя   рассказывали  сказки

Цитата – строка из стихотворения, заключенная в кавычки.

Олицетворение  – слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Сравнение – «Весь день стоит как бы хрустальный».

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте.

Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.  выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

За весной, красой природы…

1.Объясни значение слова «знойный».    Жаркий, пышущий зноем

2. Подбери синонимы к словам «скучно»- : безотрадно,  горько, жалобно, невесело, неинтересно, нерадостно, однообразно, , тоскливо, уныло

 «горе»,  – несчастье,  беда

 «непогода»-  ненастье; слякоть..

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)» – холодное,  «поздняя (осень)» – раннее.

4. Выпиши эпитеты (Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок – красочное  прилагательное)  вместе со словами, к кото рым они относятся.

Знойное  лето,  весна, краса  природы

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям   горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты. («Людям скучно, людям   горе».)

Уж небо осенью дышало…

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

Сень – то,  что  покрывает  кого-нибудь,  что-нибудь

Караван – движущаяся  друг  за  другом  вереница  животных,  людей.

2.Подбери синонимы к словам «блистало»- гореть, мерцать, сверкать, сиять, переливаться цветами радуги.

«крикливый» -шумный,  громкий.

3.Подбери антонимы к словам «короче» – длиннее, «таинственный» – (синоним – загадочный) –явный  открытый,  известный        

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало». (реже  солнышко  блистало;  ложился  на  поля  туман,  гусей  крикливых  караван  тянулся  к  югу)        

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?  (поздняя  осень – (реже  солнышко  блистало;  короче  становился  день,  ложился  на  поля  туман,  гусей  крикливых  караван  тянулся  к  югу;  стоял  ноябрь  уж  у  двора))

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная  сень с печальным шумом обнажалась». (Опадали  листья)

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?        

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (лесов  таинственная  сень,  гусей  крикливых  караван)

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода…

1. Объясни значения слов «куртины» – цветочные  грядки,  клумбы, «кровли» – крыша, «устланные» Покрыть всю поверхность чего-нибудь.

2. Подбери синонимы к словам «ярко» -красочно, «лёгкий  (узор)» – слегка  заметные,  тонкие,  прозрачные.        

3. Подбери антонимы к словам «мягко» -жестко, «рано» -поздно.

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала  природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (легкие  узоры,  деревья в  зимнем  серебре,  сорок  веселых,  блистательный  ковер  зимы)

6. Выпиши метафоры (выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака,  перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.)

(блистательный  ковер  зимы;  ждала  природа,  зимнее серебро)

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала  природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

8. Какое настроение у этого стихотворения?

.

Опрятней модного паркета…

1. Объясни значения слов: «модный» – временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.,

«паркет» – натуральное деревянное напольное покрытие.,

«лоно вод» -место  на  воде, в котором покой и блаженство,

«мелькает» -Являться на короткое время, быстро показываться и исчезать .

2. Подбери синонимы к словам «модный» – популярный,  современный,

«бе режно» – аккуратно,  деликатно,  заботливо.

 «мелькают» – возникать,  показываться.

3.Подбери антонимы к словам «модный» – устаревший,  старомодный,

«бе режно» – небрежно,  неаккуратно.

4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся. (модный  паркет,  радостный  народ,  звучно  режет,  гусь  тяжелый)

5. Выпиши сравнения и метафоры  (опрятней  модного паркета,  звездами  падая,  веселый  снег,  речка  льдом  одета)

6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.

7. Выпиши слова-движения (режет,  ступает,  скользит,  падает,  мелькает,  вьется)

8. Выпиши слова-звуки  (радостный  народ,  звучно,  падает))

9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт  (речка – опрятней  модного  паркета,  блистает,  льдом  одета;  мальчишек  радостный  народ;  на  красных  лапках  гусь  тяжелый;  веселый  первый  снег  мелькает,  вьется,  звездами  падая.)

10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?  

11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а   не «блестит речка»?

12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?  (снег)

13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты  (мальчишек  радостный  народ,  блистает  речка,  веселый  мелькает,  вьется  первый  снег)

Зимнее утро.

1. Объясни значение слова «нега» – блаженство,

«вечор» – вечер,  

«нынче» – сегодня,

«янтарь» – окаменевшая смола хвойных деревьев,

 «бурый» – цвет  серовато-коричневый  или  тёмно-коричневый с красноватым отливом.

2. Подбери синонимы к словам «прелестный» – красивый, отличный, привлекательный,  

«вьюга» – ветер,  метель,  буран,

«думать» – размышлять,  рассуждать, соображать,

«бурый» – коричневатый,  ржавый.

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» – бодрствуешь, «великолепный» – невзрачный,  неприметный, «нетерпеливый» – терпеливый.

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.  (сомкнуты  негой  взоры,  тучи  мрачные, прозрачный  лес,  янтарным  блеском)

5. Выпиши сравнения и метафоры  (звездою  севера, луна,  как  бледное  пятно,  великолепными  коврами  снег  лежит)

6.Сколько  героев  в  этом  стихотворении? (2 –  няня  и  автор)

7.Выпиши, как  называет  поэт  свою  подругу.(друг  прелестный, красавица,  друг  милый)

8.Как  изменения  в  природе  влияют  на  настроение  героев  стихотворения?  Приведи  цитаты.

9.Какие  картины  нарисовал  поэт  в  этом  стихотворении?  Перечисли  их.

10.Найди  прием  антитезы  (противопоставление)  в  этом  стихотворении. Для  чего  он  применен?

Резкая  смена  настроения  или  картин  на  противоположное.  Для  яркости  образа,  для большей  силы  выражения.  Одно  как  бы  оттеняет  другое.

Зимний  вечер.

1. Объясни значение слова «веретено» – ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине,

«кроет» – закрывает ,  

«лачужка» – маленькое, бедное, жалкое жилище. .

2. Подбери синонимы к словам «заплачет» – заревет,  зарыдает,  

«подружка» – приятельница,  друг,

«обветшалая» – ветхая, старая.

3.Подбери антонимы к словам «темна» – светла, «утомлена» – бодра.

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.  (вихри  снежные,  ветхая  лачужка,  бедной  юности)

5. Выпиши сравнения и метафоры.  (буря – как  зверь,  как  дитя,  как  путник)

6.Сравни  настроение  героев  стихотворения  «Зимнее  утро»  и  стихотворения  «Зимний  вечер».  Приведи  цитаты.

7.Какой  образ  природы  дан  в  начале  стихотворения?

8.С  кем  и  с  чем  сравнивает  поэт  бурю?  (буря – как  зверь,  как  дитя,  как  путник)

9.Как  относится  поэт  к  своей  няне?

10.Приведи  прием  антитезы  в  этом  стихотворении.

11.Спокоен  ли  лирический  герой  стихотворения  и  чувствует  ли  он  себя  защищенным?

Источник