Опрятней модного паркета стихотворение читать
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Анализ стихотворения Пушкина Опрятней модного паркета
Стихотворение является отрывком из известного одноимённого романа “Евгений Онегин”. Было написано с октября 1824 года по январь 1825 года . В это время поэт находился в ссылке в Михайловском. На написание повлияло настроение поэта и атмосфера. Он хотел показать, как могут веселиться обычные люди и показать одно из развлечений рабочих мальчишек. Направление этого стихотворения – реализм с элементами романтизма.
По жанру творение принадлежит к пейзажной лирике. Автор лирично описывает природу и её проявления.
Тема произведения « Опрятней модного паркета, блистает речка…» – русская природа и быт людей. Пушкин описывает всю красоту зимнего пейзажа, занятие мальчишек. Автор показывает, как хорошо люди могут проводить время, передаёт радостную и теплую атмосферу. И не смотря на то, что люди крепостные, они не самые бедные и не страдают нищетой, они могут хорошо проводить время и веселиться.
По сюжету нам становится понятно, что представлены зимние людские забавы деревенского быта. Мальчишки радостно катаются на коньках. И по описанию природы мы, словно, оказываемся там, вместе с ребятами на льду и звонко режем лёд коньками. Это может говорить читателю о том, что в то время изготавливались коньки и их могли приобрести крестьяне, то есть они не были дорогими, а были доступными. Также встречается строчка со словами « гусь тяжёлый», что говорит нам о том, что у крестьян был хороший откормленный домашний скот. Пушкин, используя множество эпитетов и других красивых оборотов, украшает стихотворение и доносит, что неважно, к какому классу ты принадлежишь.
В таком небольшом отрывке богато разнообразие художественных средств выразительности.
Олицетворение: « блистает», «мелькает, вьётся ». Автор наделяет неживые вещи действиями, придавая краски стихотворению.
Эпитеты: «радостный », « тяжёлый», «весёлый первый », « на красных ». Лаконичные прилагательные оживляют обстановку.
Метафоры « нарядней модного паркета», «лоно вод», « льдом одета», « звёздами падая на берег». Красивые устойчивые выражения делают текст уникальным и многообразным.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифмовка отрывка – парная, кольцевая.
Отрывок из романа помогает лучше понять русский народ и почувствовать красоту природы. Автор дополнил этим стихотворением роман, чтобы украсить и оживить его.
Опрятней модного паркета
- Сочинение по картине Вечерний звон Левитана 4 класс
«Вечерний звон» – одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
- Сочинение по картине Ге Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском
Ге Николай Николаевич – русский художник, чьё творчество в большинстве своём направлено на религиозные темы. Его картины «Тайная вечеря» и «Распятие», без сомнения, достойны похвалы. Однако, помимо картин на религиозную тематику,
- Сочинение На ошибках учатся рассуждение
Всегда говорили, и будут говорить, что жизнь это не поле перейти. Да, что такое перейти поле. Шаг за шагом, быстро или медленно, и ты у цели. В жизни не все так просто. В жизни мы можем идти медленно и осторожно, но при этом совершать ошибки.
- Cочинение Тарас Бульба – характер, рожденный временем 7 класс
Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Он сильная, волевая натура. Уважаемый, в куренях Запорожской Сечи, казак. Он не любит сидеть дома. Вся его душа, без остатка, требует свободы и воли.
- Сочинение по картине Непринцева Отдых после боя
Живописное полотно «Отдых после боя», написанное талантливым советским художником Непринцевым, рассказывает целую историю. Рассказчиком выступает не только автор картины, но и ее многочисленные участники. Группа бойцов, окружившая Василия Теркина,
- Говорящие фамилии в комедии Горе от ума сочинение
Как говорил барон Врунгель в известном детском мультфильме: « Как назовёшь корабль, так он и поплывёт». Грибоедов в своей комедии не случайно многим героям дал фамилии, которые кратко, но метко характеризуют героев
Универсальная хрестоматия. 2 классКоллектив авторов
«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин»
Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25
«Евгений Онегин»
Вопрос 1.57
«Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим
«Евгений Онегин»
Ответ 1.57
«Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке[30]
В тулупе, в красном
«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу:
«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом
«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты
Евгений Онегин
Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России».[219] Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях
«Евгений Онегин»
(окончание)
Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый
Н. Г. Быкова
«Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской
Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин»
Жук жужжал.
А. С. Пушкин
Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,
«Евгений Онегин»
Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и
«Евгений Онегин» (Окончание)
Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН — главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к
>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>
Учебник для 3 класса (часть 1)
Литературное чтение
* * *
«Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», — писал в своём дневнике Александр Блок.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.
В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошёл в жизнь празднично.
В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.
Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя — Василий Львович — был известным поэтом.
Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.
Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.
Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию».
Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски.
Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.
Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.
Проверяем свои знания
Есть ли музей А. С. Пушкина в твоём городе? Вместе с родителями побывайте в музее и подготовьте сообщение «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Обратись за дополнительной информацией в библиотеку.
* * *
…За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт —
И туман, и непогоды
Осень поздняя несёт:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В тёплый край, за сине море,
Улетает до весны.
(Из поэмы «Цыганы»)
* * *
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Из романа «Евгений Онегин»)
Проверяем свои знания
- Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
- К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
* * *
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
(Из романа «Евгений Онегин»)
* * *
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
(Из романа «Евгений Онегин»)
Проверяем свои знания
- С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
- Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
- Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?
- Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Проверяем свои знания
- Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
- Как выглядит комната в это утро?
- Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
- Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
- Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
To, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей.
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Проверяем свои знания
- Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
- Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
- К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
- Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
“Уж небо осенью дышало” А. С. Пушкин стр. 86
1. Как ты можешь объяснить смысл выражений “Уж небо осенью дышало”, “Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”, “Гусей крикливых караван тянулся к югу”?
Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжелые тучи.
Второе выражение говорит о том, что листья с деревьев начали опадать.
Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.
Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим теплым денькам с зелеными пейзажами.
Третье выражение дает понимание того, что птицы начали отлетать в теплые края.
Свой полет они сопровождают криками.
Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.
Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.
С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.
Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.
Кажется, что автор безразличен к осени.
Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.
2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.
Скучная – унылая, тоскливая, нудная, не интересная.
Стихотворение “Опрятней модного паркета…” А. С. Пушкин стр. 87
1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
С модным паркетом.
Такое сравнение дает представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.
Еще у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.
Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.
Ведь в полной мере дает представление той самой картины на реке.
2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Описание мальчиков говорит о том, что они были веселыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.
И это не удивительно.
Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.
Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».
Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.
3. Каким изображён первый снег? Как он назван?
Он мимолетный, легкий и веселый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.
Автор говорит о снеге, как о звездах.
Это потому, что форма снежинок напоминает звездочки.
4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Первый фрагмент (“В тот год осенняя погода…”) – “Поздняя зима”, “В окне”, “Январь”, “Настоящая зима”, “Приход зимы”.
Второй фрагмент (“Опрятней модного паркета…”) – “Река во льду”, “Лед”, “На реке”, “Каток на реке”, “Ледяной паркет”.
_______
Стихотворение “Зимнее утро” А. С. Пушкин стр. 89
1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
– Как выглядит комната в это утро?
– Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
Первой картине соответствует первая строчка произведения.
В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.
Это выражение стало очень популярным.
Затем еще идет упоминание о блеске снега под лучами солнца:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит».
А комната в это время сияет янтарным блеском.
Это значит, что в нее проникают золотые лучи солнца.
Услышать треск помогают звуки [ш] и [ч].
Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».
2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать ее суровость.
А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.
При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.
Из-за этого настроение автора радостное, поднесенное, увлеченное природой.
Он восхищается ее разнообразием и неповторимостью.
3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Следует использовать возвышенную, поднесенную и радостную интонацию.
Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.
Стихотворение “Зимний вечер” А. С. Пушкин стр. 91
1. Сравни два стихотворения Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”. Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
Произведения совсем разные.
В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесенный настрой.
Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.
Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.
Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.
Поэт дает понять, что на сердце не весело.
И только дружеское общение может исправить ситуацию.
2. Прислушайся к звучанию стихотворения “Зимний вечер”. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
[у], [о], [з], [в].
3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
Обращение Пушкина направлено к няне.
Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.
И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует ее образ.
В письмах поэт называет няню «мамушка» – настолько их отношения был трепетными.
Известно, что родилась няня в крепостной семье.
На самом деле звали ее Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.
Замуж она вышла в 23 года и было у нее четыре ребенка.
Когда ее муж ушел из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала ее племянника.
Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.
А затем ее воспитанником стал он сам.
Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.
Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила ее вместе с ним.
Она и поддерживала, и вдохновляла.
Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.
Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.
Последний раз няня и ее любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.
Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.
Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.
Из-за этого вскоре скончалась.
К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.
Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано теплыми чувствами, такими как нежность и любовь.
И это не удивительно.
Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.
Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.
4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.
Рифмы:
Кроет – завоет,
крутя – дитя,
обветшалой – запоздалый,
зашумит – постучит.
Такие слова еще раз подчеркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.
Ведь среди них нет веселых, задорных либо поднесенных слов.