Опрятней модного паркета урок в 3 классе презентация
Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2.Прививать любовь к поэзии.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
3. Учиться сравнивать произведения искусства.
Ход урока
Организационный момент.
– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)
II. Проверка домашнего задания.
– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).
Зачитывание части В (по желанию)
Дети сдают работы.
Постановка целей урока
– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).
– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся).
– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.
– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)
IV. Речевая разминка.
Работа по карточкам в парах.
V. Введение в тему урока.
– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
VI. Первичное восприятие.
ДИСК. Чтение стихотворения диктором.
– Что вам особенно понравилось?
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа по рядам: на карточках
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
Выразительное чтение стихотворения
– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)
– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
Словарь стр. 603
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
–
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)
Таблица «Оцени свою работу на уроке»
– Сегодня очень хорошо работали………
– Оценки за урок….
X. Домашнее задание.
– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.
-Спасибо за урок!
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема урока: «А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»П. Брейгель «Зимний пейзаж» сравнение произведения литературы и произведения живописи»
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (П. Брейгель), поэта А.С Пушкина.
Предметная задача: развивать умение понимать смысл лирического и художественного произведения настроение авторов.
Метапредметные задачи:
Регулятивная: определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте;
Познавательная:формировать умения понимать смысл произведений;
Коммуникативные: формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками;
Личностные: учить понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! «Ладошки»
Речевая разминка
Мы с вами находимся на уроке литературного чтение и нам необходимо подготовить наш речевой аппарат, то есть провести речевую разминку.
1.На выдохе пропеть гласные буквы.
2. Прочитайте отрывок из произведения Пушкина на выдохе.Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
Актуализация знаний
Перед вами таблица с буквами. Попробует найти в ней как можно больше слов.
– Как вы думаете к какой теме будут относится эти слова. (творчество Пушкина)
Пушкин –поэт Александр Сергеевич
Арина – няня
Зимнее утро – стихотворение
Зимний вечер – стихотворение.
С каким стихотворение познакомились на прошлом уроке?
-Какое было д/з?
Легко было подготовить выразительное чтение стихотворения? (Потому что знаем «секреты» выразительного чтения.
-Какую работы провели на прошлом уроке? Давайте вспомним. (выстраиваем алгоритм)
Давайте проверим Д.Р. Можно выходить парами.
Определение темы урока и
постановка целей и задач урока и планирование
Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
Первичное восприятие. Слушание.
О каком времени года идет речь?
Какое настроение вызвало у вас это произведение?(В целом, картина зимы создает радостное настроение.
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Опрятней – Тщательно прибранный;
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа в группе:
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА подложим
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
– Давайте вспомним, что еще мы не сделали для того чтобы выразительно прочесть стихотворение?
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
С каким настроением мальчики скользят по льду?
Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег?
Теперь приготовьтесь читать это стихотворение выразительно. Когда вы будете читать весело, игриво, а когда – медленно, тревожно?
Прочитайте еще раз про себя выразительно, затем прочитаем вслух.
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
Находят слова в карточках
Александр Сергеевич Пушкин и Петер Брейгель
Практическая деятельность учащихся
Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
Подведение итогов урока
– Почему авторы учебника расположили их на одних страницах?
– Можно ли сказать, что картина Брейгеля является иллюстрацией к стихотворению Пушкина?
– Какие строчки стихотворения иллюстрирует репродукция картины Брейгеля «Зимний пейзаж»?
Чтобы читая стихотворение видеть репродукции и представлять событие
Домашнее задание
Вашим домашним заданием будет придумать рассказ на тему «Как я ходил на каток».
Учебник стр.11, задание 7.
Урок _________ Дата _______
Тема: А.С.Пушкин. «В тот год осенняя погода…». «Опрятней модного паркета…».
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя;аудиозапись, карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Речевая разминка
– Прочитайте пословицы и поговорки «жужжащим» чтением.
1) В зимний холод всякий молод.
2) Зима без трёх подзимков не становится.
3) Зимой дороги не уравняешь — метель своё возьмёт.
– Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной интонацией.
– Прочитайте с весёлой интонацией.
– С грустной.
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок.
IV. Изучение новой темы
1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин».
— Ребята, посмотрите внимательно: откуда этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)
— Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.
— Прочитайте следующий отрывок — «В тот год осенняя погода…» — самостоятельно.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, на душе стало светло и радостно.)
— Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа…» Слово «ждала» даже повторяется два раза!)
— Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)
— Какие слова и выражения вам непонятны?
На третье в ночь — ночь на 3 января.
Куртины – цветочные грядки, клумбы.
— О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он говорит об инее.)
— А «Зимы блистательный ковер»? (Здесь говорится о снеге.)
— Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой. Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.)
— Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)
— Чье чтение было особенно удачным?
(Дети анализируют чтение друг друга.)
V. Физкульминутка
VI. Продолжение изучения темы
1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин». «Опрятней модного паркета…»
– Итак, мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать? (Мы думаем, что стихи будут о зиме.)
— Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета…» самостоятельно.
— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покрытая льдом, сравнивается с паркетом.)
— С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)
— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)
— Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, /Звездами падая на брег.)
— Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов.
– Какие из сегодняшних стихотворений соответствуют вашему настроению сегодня?
Домашнее задание – наизусть одно из стихотворений.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».
Цель урока: Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.
. Задачи:
-воспитательные воспитания взаимопомощи, взаимоподдержки.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная приставка, мультимедийный проектор, компьютер учителя.
Таблица 1.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1.
Орг. момент.
– У нас сегодня гости. Повернитесь, улыбкой, поприветствуйте гостей. Мысленно пожелайте себе, друг другу и гостям успеха.
– Какой урок?
– Чему вы учитесь на уроках литературного чтения?
– Литературное чтение.
– Читать, пересказывать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, учить наизусть.
2 мин.
2.
Целеполагание.
– С чего начнём работу?
– Чему я учусь сегодня на уроке?
– Как читать?
– Откроем учебник на стр. 11
– Учусь читать стихотворение.
– Выразительно и правильно.
1 мин.
3.
Планирование.
– По какому плану будем работать? Ваши предположения.
План на доске.
1. Словарная разминка.
2. Читает учитель.
3. Впечатление.
4. ???.
5. Готовлюсь читать.
6. Читаю.
7. К.
1. Словарная разминка.
2. Читает учитель.
3. Говорю о своём впечатлении.
4. Отвечаю на вопросы.
5. Готовлюсь читать сам.
6. Читаю классу.
7. Контроль и оценка.
3 мин.
4.
Словарная разминка.
– Словарная разминка.
Учитель добавляет, что 200 лет назад, в то время, когда жил автор, паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, его полотёры натирали воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользкий.
– Вывешиваю портрет А.С.Пушкина.
– Вопросы записываю на доске.
– Какие вопросы вы зададите себе перед чтением этого произведения?
– Дети объясняют, что обозначают слова «опрятный», «паркет», «лоно». Проверяют себя по словарю.
– Кто автор? И др.
6 мин.
5.
Чтение текста учителем.
1.Определяю настроение.
– Итак. Спасибо за доверие. Читает учитель. А что делаете вы?
– А для чего нужно следить за чтением?
– Хочу предложить вам потренироваться определять настроение.
– Сидим, внимательно слушаем, смотрим в книгу и следим пальчиком.
– Чтобы учиться правильно и выразительно читать. Правильно определить настроение.
10 мин.
6.
Впечатление.
Дети говорят о впечатлении, произведённом стихотворением, и о том, что особенно запомнилось.
2 мин.
7.
Отвечаем на поставленные вопросы.
– Итак, отвечаем на поставленные вопросы.
– На все вопросы ответили? Может быть возникли какие – то ещё вопросы?
– Что мы делали сейчас?
– Что делаем дальше?
Отвечают на вопросы.
– Отвечали на вопросы.
7 мин.
8.
Подготовка к чтению.
– Зачем нужно готовиться к чтению текста?
– Как будем готовиться к чтению текста
Чтобы читать правильно и выразительно.
1.Расставлю паузы.
2. Подчеркну слова, которые нужно выделить при чтении.
3.Определю настроение…
4.Прочитаю сам.
5.Прочитаю другу.
5 мин.
9.
Чтение текста.
– Кто из ребят смог лучше передать настроение автора?
– Какие пожелания вы хотели сказать ребятам?
7 мин.
10.
Контроль и оценка.
– Чему я учился сегодня на уроке?
– Какие задания у меня вызывали затруднения?
– Оцени своё участие на уроке?
2 мин.
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».
Таблица 2.