Опрятней модного паркета в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема урока: «А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»П. Брейгель «Зимний пейзаж» сравнение произведения литературы и произведения живописи»
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (П. Брейгель), поэта А.С Пушкина.
Предметная задача: развивать умение понимать смысл лирического и художественного произведения настроение авторов.
Метапредметные задачи:
Регулятивная: определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте;
Познавательная:формировать умения понимать смысл произведений;
Коммуникативные: формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками;
Личностные: учить понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! «Ладошки»
Речевая разминка
Мы с вами находимся на уроке литературного чтение и нам необходимо подготовить наш речевой аппарат, то есть провести речевую разминку.
1.На выдохе пропеть гласные буквы.
2. Прочитайте отрывок из произведения Пушкина на выдохе.Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
Актуализация знаний
Перед вами таблица с буквами. Попробует найти в ней как можно больше слов.
– Как вы думаете к какой теме будут относится эти слова. (творчество Пушкина)
Пушкин –поэт Александр Сергеевич
Арина – няня
Зимнее утро – стихотворение
Зимний вечер – стихотворение.
С каким стихотворение познакомились на прошлом уроке?
-Какое было д/з?
Легко было подготовить выразительное чтение стихотворения? (Потому что знаем «секреты» выразительного чтения.
-Какую работы провели на прошлом уроке? Давайте вспомним. (выстраиваем алгоритм)
Давайте проверим Д.Р. Можно выходить парами.
Определение темы урока и
постановка целей и задач урока и планирование
Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
Первичное восприятие. Слушание.
О каком времени года идет речь?
Какое настроение вызвало у вас это произведение?(В целом, картина зимы создает радостное настроение.
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Опрятней – Тщательно прибранный;
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа в группе:
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА подложим
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
– Давайте вспомним, что еще мы не сделали для того чтобы выразительно прочесть стихотворение?
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
С каким настроением мальчики скользят по льду?
Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег?
Теперь приготовьтесь читать это стихотворение выразительно. Когда вы будете читать весело, игриво, а когда – медленно, тревожно?
Прочитайте еще раз про себя выразительно, затем прочитаем вслух.
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
Находят слова в карточках
Александр Сергеевич Пушкин и Петер Брейгель
Практическая деятельность учащихся
Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
Подведение итогов урока
– Почему авторы учебника расположили их на одних страницах?
– Можно ли сказать, что картина Брейгеля является иллюстрацией к стихотворению Пушкина?
– Какие строчки стихотворения иллюстрирует репродукция картины Брейгеля «Зимний пейзаж»?
Чтобы читая стихотворение видеть репродукции и представлять событие
Домашнее задание
Вашим домашним заданием будет придумать рассказ на тему «Как я ходил на каток».
Учебник стр.11, задание 7.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».
Цель урока: Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.
. Задачи:
-воспитательные воспитания взаимопомощи, взаимоподдержки.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная приставка, мультимедийный проектор, компьютер учителя.
Таблица 1.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1.
Орг. момент.
– У нас сегодня гости. Повернитесь, улыбкой, поприветствуйте гостей. Мысленно пожелайте себе, друг другу и гостям успеха.
– Какой урок?
– Чему вы учитесь на уроках литературного чтения?
– Литературное чтение.
– Читать, пересказывать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, учить наизусть.
2 мин.
2.
Целеполагание.
– С чего начнём работу?
– Чему я учусь сегодня на уроке?
– Как читать?
– Откроем учебник на стр. 11
– Учусь читать стихотворение.
– Выразительно и правильно.
1 мин.
3.
Планирование.
– По какому плану будем работать? Ваши предположения.
План на доске.
1. Словарная разминка.
2. Читает учитель.
3. Впечатление.
4. ???.
5. Готовлюсь читать.
6. Читаю.
7. К.
1. Словарная разминка.
2. Читает учитель.
3. Говорю о своём впечатлении.
4. Отвечаю на вопросы.
5. Готовлюсь читать сам.
6. Читаю классу.
7. Контроль и оценка.
3 мин.
4.
Словарная разминка.
– Словарная разминка.
Учитель добавляет, что 200 лет назад, в то время, когда жил автор, паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, его полотёры натирали воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользкий.
– Вывешиваю портрет А.С.Пушкина.
– Вопросы записываю на доске.
– Какие вопросы вы зададите себе перед чтением этого произведения?
– Дети объясняют, что обозначают слова «опрятный», «паркет», «лоно». Проверяют себя по словарю.
– Кто автор? И др.
6 мин.
5.
Чтение текста учителем.
1.Определяю настроение.
– Итак. Спасибо за доверие. Читает учитель. А что делаете вы?
– А для чего нужно следить за чтением?
– Хочу предложить вам потренироваться определять настроение.
– Сидим, внимательно слушаем, смотрим в книгу и следим пальчиком.
– Чтобы учиться правильно и выразительно читать. Правильно определить настроение.
10 мин.
6.
Впечатление.
Дети говорят о впечатлении, произведённом стихотворением, и о том, что особенно запомнилось.
2 мин.
7.
Отвечаем на поставленные вопросы.
– Итак, отвечаем на поставленные вопросы.
– На все вопросы ответили? Может быть возникли какие – то ещё вопросы?
– Что мы делали сейчас?
– Что делаем дальше?
Отвечают на вопросы.
– Отвечали на вопросы.
7 мин.
8.
Подготовка к чтению.
– Зачем нужно готовиться к чтению текста?
– Как будем готовиться к чтению текста
Чтобы читать правильно и выразительно.
1.Расставлю паузы.
2. Подчеркну слова, которые нужно выделить при чтении.
3.Определю настроение…
4.Прочитаю сам.
5.Прочитаю другу.
5 мин.
9.
Чтение текста.
– Кто из ребят смог лучше передать настроение автора?
– Какие пожелания вы хотели сказать ребятам?
7 мин.
10.
Контроль и оценка.
– Чему я учился сегодня на уроке?
– Какие задания у меня вызывали затруднения?
– Оцени своё участие на уроке?
2 мин.
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».
Таблица 2.
Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2.Прививать любовь к поэзии.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
3. Учиться сравнивать произведения искусства.
Ход урока
Организационный момент.
– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)
II. Проверка домашнего задания.
– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).
Зачитывание части В (по желанию)
Дети сдают работы.
Постановка целей урока
– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).
– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся).
– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.
– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)
IV. Речевая разминка.
Работа по карточкам в парах.
V. Введение в тему урока.
– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
VI. Первичное восприятие.
ДИСК. Чтение стихотворения диктором.
– Что вам особенно понравилось?
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа по рядам: на карточках
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
Выразительное чтение стихотворения
– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)
– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
Словарь стр. 603
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
–
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)
Таблица «Оцени свою работу на уроке»
– Сегодня очень хорошо работали………
– Оценки за урок….
X. Домашнее задание.
– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.
-Спасибо за урок!
СРАВНЕНИЕ. А. ПУШКИН «ВОТ ВЕТЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…»,
«ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА…»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с произведениями А. С. Пушкина; способствовать развитию умений находить и анализировать средства художественной выразительности |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые результаты | Предметные: научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор); ориентироваться в тексте для ответа на вопросы; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделять существенную информацию из текста; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Опустите голову. Закройте глаза. «Доброе утро!» – птицы запели. – Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему. Чувствуете, как по вашим рукам-«лучикам» побежало тепло? Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок. Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок | Сообщают о готовности к уроку | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых | Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста. – Произнесите быстро и четко чистоговорки: | Выполняют речевую разминку. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические– сравнивают | Наблюдение. Устные ответы |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении | • У принцессы у Арины на кровати три перины. • Поздравили мы Иру по радиоэфиру | Отвечают на вопросы | объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | |||
III. Подготовка к восприятию произведения. Сообщение темы урока | Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением | Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. – Отгадайте загадку: В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито. За ночь вставлено. (Прорубь.) – Мы поговорим о зимней реке, скованной льдом, о том, как этому радуется детвора. – Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: | Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока. Определяют тематическую и эмоциональную направленность текста по названию произведения. Определяют за- | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
• Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? | дачи чтения и составляют план чтения | |||||
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. – Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл. Клок – пучок, кусок. Брега – берега (старая форма слова). Пелена – покров, покрывало. Недвижная река – неподвижная река. Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся. – Понравилось произведение? | Осущест- вляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения. Соотносят свои предположения с прочитанным произведением. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении. Познавательные: работают с дополнительной литературой. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в сов- | Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа с толковым словарем |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Выразите своё мнение о произведении одним словом. – В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей. Какой вам представилась зима? | Работают с толковым словарем | местном решении проблемы (задачи) | ||||
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои). – Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, драматург и прозаик – рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Еще при жизни поэта стали именовать гением. Многие из вас знают замечательные стихи Пушкина о природе. – Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». – Много ли действующих лиц в этой картине зимы? Какие явления природы поэт одухотворяет? (Поэт использует два образа- | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают развернуто, | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
олицетворения: север и зима. Но он создает такой яркий контекст жизни природы, что в этом контексте и тучи, и мороз также могут быть восприняты как живые и одухотворенные.) С помощью каких глаголов поэт показывает, что север – это живое существо? – Поэт по-разному называет зиму. Почему именно так? Зима ему нравится? (Поэт дает зиме определения: «сама», «волшебница» и «матушка». Они подтверждают то, что зима ему очень нравится. Это же подтверждает и использование слова «прока- зы».) – Что значит «зима “рассыпалась”»? О каких трех картинках зимы говорит Михаил Потапович? (Поэт изображает три разные картинки снежного покрова.) | используя элементы пересказа, выразительного чтения. Осущест- вляют выборочное чтение, чтение по цепочке, по ролям | уроке; соотносят сделанное задание с образцом, предложенным учителем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | ||||
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом | Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий | Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой. – Прочитайте стихотворение А. Пушкина | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные: свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью; работа- | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
«Опрятней модного паркета…». – Какое настроение передал автор в этом стихотворении? Чему все радуются? – На чем катались мальчишки? Что обозначает слово КОНЬКИ? Откуда появилось такое название? В старину для детей делали деревянные коньки. Впереди на коньках вырезали голову коня. С тех пор и пошло такое название – КОНЬКИ. – Паркетный пол, как правило, был в залах, предназначенных для приема гостей и для танцев. Почему поэт сравнивает поверхность речки именно с модным паркетом? (Поэт воспринимает происходящее на реке как праздник.) – Найдите в стихотворении подтверждение того, что поэт воспринимает происходящее на реке как праздник. (Второе двустишие подтверждает это: мальчишки называются «радостным народом», который катается с большим удовольствием – «звучно режет лед». Заканчивается стихотворение картинкой, которая тоже создает праздничное настроение: «…веселый / Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег».) | мысль произведения под руководством учителя. Выполняют творческое задание. Работают с ил- люстрацией к произведению | ют с несколькими источниками информации (учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; намечают план выполнения заданий на уроке; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания. Коммуникативные: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | ответы на вопросы. Работа с ил- люстрацией к произведению |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Миша нашел сценку, которая показалась ему смешной. А вы сумеете ее отыскать? Какие слова помогают представить и самого гуся, и то, что с ним случилось? (Учащиеся находят в тексте сценку с гусем.) – Представьте всю описанную поэтом картину. Какая точка зрения дает возможность увидеть сразу так много: блистающую речку, берег, катающихся на коньках мальчишек, гуся (который явно переходит речку не в том месте, где катаются мальчишки)? | ||||||
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Педагог проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С какими стихотворениями вы познакомились? – Какая тема объединяет все стихотворения, прозвучащие на нашем уроке? – Исследование какой темы вели на уроке? – Какие понятия разобрали? – Удалось решить поставленную задачу? – Каким способом? – Какие получ? Связанные материалы |