Основатель модного дома в париже

1. Габриэль Бонер Шанель

Источник:https://imhomir.com/blog/gossip_girl/19179.html

Все мы ее знаем, как Коко Шанель – французского модельера, создавшего дом моды «Chanel». Свое прозвище она получила, выступая в кабаре с песнями «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco». Ее стиль был в простоте и удобстве. Создание маленького черного платья привело к тому, что черный цвет больше не считался траурным, а наоборот элегантным. Она была иконой стиля. В мир моды она внесла многое, но её главные работы это:

  • Маленькое черное платье 

Источник: https://wlooks.ru

  • Женский твидовый костюм

Источник: https://www.dushagreya.ru/

  • Двухцветная обувь

Источник: https://www.aif.ru/

  • Сумка на цепочке 2.55

Источник: https://kozhannye-sumki.vilingstore.net/

• Жемчуг

Источник: https://925.ua/

Как говорила Коко Шанель: 

«Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь.»

2. Эльза Скиапарелли

Источник: https://tetyamotya.ru

Эта женщина – парижский модельер и дизайнер, отличалась от Шанель. Если Коко любила простоту, то Эльза наоборот любила всех шокировать. Она любила придумывать необычное, в ее стиле всё было яркое и красочное. Она так же создала свой дом моды «Schiaparelli». А в моду она принесла много новых идей:

  • Раздельная юбка, которая потом стала шортами

Источник: https://идеальный-стиль.рф/

  • Раздельный купальник телесного цвета

Источник: https://look.tm/style/

• Бижутерия

Источник: https://womenbox.net/

  • Ботильоны

Источник: https://www.collectorsweekly.com/

Эльза говорила: 

«В сложные времена мода становится эпатажной.»

3. Кристиан Диор

Источник: https://www.woman.ru/

Кристиан был французским модельером, создавшим дом моды «Christian Dior». После войны в 1947 он выпустил коллекцию «New look», которая освежила бы Францию, но никто не был готов к этим переменам. Его работы считали слишком откровенными для послевоенного времени, поэтому его стали осуждать за такие наряды, как узкие платья с тонкой талией. Модели, носившие эти платья, выглядели, как распустившиеся цветы. В итоге после того, как в Америке прижились эти платья, они стали модными по всему миру. Также он создал юбку-карандаш, которую теперь носят все женщины.

Источник: https://gedonistka.com/

Источник: https://www.vplate.ru/

Для Кристиана так же простота считалась стилем: 

«Умение одеваться держится на трех китах — простоте, хорошем вкусе и привычке следить за собой, — и это совсем не дорого.»

4. Ив Сен-Лоран

Источник: https://favot.ru/

Еще один из самых известных французских модельеров, основавший дом моды «Yves Saint Laurent», который позже стал называться «Saint Laurent Paris». В его стиле было искусство, поэтому он создал несколько нарядов, посвященных разным выдающимся творческим лицам. Он внес в моду такие вещи, как:

  • Трикотажные платья с силуэтом «трапеция»

Источник: https://podium.life/

  • Высокие сапоги

Источник: https://www.arenahd.tv/

• Смокинг

Источник: https://interesnoznat.com/

Причем высокие сапоги и смокинг Ив ввел в женский гардероб, позаимствовав из мужского.

Как говорил Ив: 

«Я всегда верил, что стиль важнее моды. Так мало людей, которые создают свой стиль, и как много тех, кто «делает моду».

5. Джорджо Армани

Источник: https://almode.ru/

Джорджо – итальянский модельер, создавший дом моды «Giorgio Armani». У Армани есть три правила: комфорт, элегантность и отсутствие всяких излишеств. Он так же любил простоту и ввел в моду минималистический стиль. Его заслугой стал женский блейзер. Создал он его из мужского пиджака, подчеркнув талию и сделав свободным в области груди.

Источник: https://hochu.ua/

Как говорит Джорджо: 

«Для меня стиль более важен, чем недолговечные модные тенденции.»

6. Ральф Лорен

Источник: https://dams-happy.ru

Это американский модельер и дизайнер. Настоящая его фамилия – Лифшиц. Основал модный дом «Ralph Lauren». В его стиле строгость и удобство. Так, он внес в мир моды:

  • Рубашки-поло

Источник: https://mylitta.ru/

  • Широкие шелковые галстуки

Источник: https://www.windowssearch-exp.com/

  • Женские сорочки

Источник: https://www.saratov.kp.ru/

  • Кожаные куртки «ранчо»
  • Сапоги-казаки
  • Юбки в стиле «кантри»

Источник: https://www.vplate.ru/

Источник: https://surfingbird.ru/

Куртки, сапоги и юбки – все это в ковбойском стиле.

О своей работе он говорил: 

«На меня сильно повлиял кинематограф, мир, который похож на сон. Каждый раз, когда я придумываю дизайн одежды, я как бы создаю фильм.»

7. Валентино Гаравани

Источник: https://tetyamotya.ru

Итальянский модельер, основавший модный дом «Valentino». В его стиле была изысканность и утонченность. В одной из коллекций он представил наряды красного цвета, тем самым, открыв для всех этот шикарный цвет.

Источник: https://wiki.wildberries.ru/

Про этот цвет он говорит: 

«Красный – самый лучший цвет. Он подходит любой женщине, просто нужно помнить, что существует более 30 разных оттенков этого цвета.»

8. Джанни Версаче

Источник: https://24smi.org/

Итальянский модельер и дизайнер, основал дом моды «Versace». Для женщин он создавал наряды, подчеркивающие их фигуры. Он ввел в моду такие детали, как:

  • Глубокое декольте

Источник: https://www.revolution.watch/

  • Высокий разрез

Источник: https://www.topnews.ru/

  • Узкие брюки

Источник: https://www.woman.ru/

  • Очень короткие юбки

Источник: https://wiki.wildberries.ru/

Также он сделал так, что вместо брюк начали носить разные лосины.

Источник: https://wiki.wildberries.ru

Его логотипом является медуза Горгона и вот, что он говорил по этому поводу: 

«Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики, как в искусстве, так и в философии, она синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует.»

9. Роберто Кавалли

Источник: https://slender-woman.ru

Роберто – итальянский дизайнер, основавший модный дом «Roberto Cavalli». У него свой необычный стиль. Он любит делать вещи с разными принтами, со стразами. Так, например, он создал джинсы, футболки, украсив разными аппликациями. Также в его стиле была лоскутная техника.

Источник: https://wiki.wildberries.ru/

Источник: https://wiki.wildberries.ru/

Источник: https://fashionshow-w.blogspot.com/

Кавалли однажды сказал: 

«В начале 90-х я придумал шить джинсы из денима с эластиком. И все женщины сказали мне: «Спасибо!»

10. Нина Риччи

Источник: https://24smi.org/

Настоящее имя Нины – Мария-Аделаида Нейи. После замужества стала Ниной Риччи. Она была французским модельером итальянского происхождения, создавшим дом моды «Nina Ricci». Ее стиль заключался в женственности и романтичности. Наряды всегда нежные и с разными красивыми узорами.

Источник: https://wiki.wildberries.ru/

Источник: https://wiki.wildberries.ru/

Источник: https://wiki.wildberries.ru/

Нина говорила: 

«Качество ценится выше экстравагантности. Лучше выглядеть достойно, чем роскошно.»

Текст: Лиза Молдованова

Источник

В мире, как известно, четыре столицы моды. Нью-Йорк, присоединившийся к клубу относительно недавно, диктует правила уличного (впрочем, всё больше похожего на подиумный) стиля. Лондон и Милан конкурируют за право именоваться законодателем правил в области мужской одежды. Но главным центром главной — женской — моды вот уже больше двух веков остается Париж. Со времен одевавшей Марию Антуанетту портнихи Розы Бертен столица Франции привлекает взоры модниц всего цивилизованного мира. Но по-настоящему поднял парижскую моду до уровня люксовой индустрии и стал первым из тех, кого называют «кутюрье», вовсе не француз, а англичанин. Звали его Чарльз Фредерик Ворт, и родился он 13 октября 1925 года в Линкольншире — «Известия» вспоминают, в чем заслуги человека, которого часто называют отцом современного haute couture.

Под крышами Парижа

Он приехал покорять Париж совсем молодым человеком — Ворту едва минул 21 год. Биографы часто подчеркивают, что он не знал ни слова по-французски и располагал лишь £5 (в нынешних ценах — около £500). И то и другое неудивительно: сын разорившегося адвоката-солиситора (ко всему бросившего жену с тремя детьми и скрывшегося от кредиторов), Чарльз Фредерик начал работать с 12 лет — сперва подмастерьем у печатника, а потом учеником приказчика в лондонском универмаге «Суон и Эдгар», одном из первых в мире универсальных магазинов. Мальчик на лету схватывал теорию и практику торговли тем, чем ради прибыли обильной торговал тогда Лондон щепетильный, но в особенности преуспел в области текстиля. В 18 лет его переманила к себе уважаемая фирма по торговле тканями «Льюис и Алленби». Вероятно, Ворт и дальше карабкался по карьерной лестнице, достигнув годам к 30 звания старшего приказчика, однако его снедала странная мечта: он хотел сам создавать одежду. Всё свое свободное время юный Ворт проводил в Национальной портретной галерее, запоминая детали исторических одеяний — как ни удивительно, но один из главных революционеров в истории моды не умел рисовать (уже получив известность, он обычно дорисовывал элементы к готовым силуэтам платьев, сделанным из бумаги).

Выгравированный портрет модельера Чарльза Фредерика Ворта, 1855 год

Фото: commons.wikimedia.org/Общественное достояние

В Париже амбициозный британец вскоре устроился продавцом в фирму «Гажелен и Опиге», поставщиков шелка, также предлагавших готовые кашемировые шали (в те времена почти непременная деталь ежедневного женского наряда) и мантильи. Там он познакомился и с будущей женой, Мари Верне. Вскоре Чарльзу Фредерику удалось убедить нанимателей, что пошив дамских платьев станет удачным дополнением к существующему бизнесу.

Мастерскую поручили ему — и уже в 1851 году на Великой выставке в Лондоне платье от «Гажелен и Опиге», созданное Вортом, было отмечено медалью. Спустя четыре года, на Всемирной выставке в Париже, другое творение модельера повторило успех.

Тем не менее Ворту было тесновато в рамках чужого бизнеса — к тому же мсье Гажелен призывал его не заходить чересчур далеко в своих эскизах (среди придумок англичанина было, например, первое в мире платье-трансформер с отстегивающимися рукавами). К тому же появились и дети, так что 33-летний модельер решился начать собственное дело.

Встреча с принцессой

Вместе с компаньоном-шведом по имени Отто Густав Боберг Ворт открыл свой салон на Рю де ла Пэ, 4 в 1858 году. Вскоре пришел и первый большой успех, обернувшийся настоящим триумфом. Мари, занимавшейся привлечением новых клиенток, удалось взять заказ на бальное платье для княгини Паулины Клементины фон Меттерних, жены нового посланника Австро-Венгрии. В конце декабря 1859 года Мари Ворт была принята в посольстве и представила княгине альбом эскизов своего мужа. Как вспоминала в мемуарах мадам Меттерних, «я раскрыла альбом и, к своему удивлению, на первой же странице увидела очаровательное платье, а на второй — абсолютно упоительное! Я немедленно почувствовала большого художника». Княгиня заказала оба наряда — по весьма умеренной цене в 300 франков за каждый — и вскоре появилась в одном из них на придворном балу в Тюильри. Платье было столь прекрасно, что на него обратила внимание сама императрица Евгения.

Императрица Евгения в наряде, созданном Чарльзом Вортом

Фото: commons.wikimedia.org/Общественное достояние

Паулина фон Меттерних сохранила в своих воспоминаниях состоявшийся диалог:

— Могу ли осведомиться, мадам, кто шил вам это платье, столь элегантное в своей простоте?

— Англичанин, мадам, новая звезда, взошедшая на небосклоне моды.

— И как же его зовут?

— Его имя Ворт.

— Что же, соблаговолите передать ему, что я ожидаю его завтра в 10 утра.

«Так, — заключала не без грустного юмора госпожа посланница, — Ворт возвысился, а я была потеряна, ибо не стало больше платьев по 300 франков».

На следующее утро Ворт явился в покои императрицы. Подтверждая свою репутацию радикала, он пришел не в предписанном протоколом фраке, а в обычной одежде и с беретом на голове. Возможно, именно эта простота и пленила Евгению, не очень любившей моду вообще и нарочитую роскошь в частности. Ворт получил место официального модельера императрицы. Кроме нее он одевал восемь царствующих особ (включая трех русских цариц). Заручившись поддержкой Евгении, он перестал сдерживать фантазию: в 1864 году отменил кринолины (раздражавшие, впрочем, и императрицу) и смело укоротил подолы — теперь они доходили лишь до щиколотки. В новых «платьях для прогулок» женщины действительно могли гулять, не опасаясь споткнуться о собственный подол. Кроме того, он ввел в обиход свободные платья-туники и практически спас лионскую текстильную промышленность, убедив императрицу хотя бы раз надеть платье из тамошнего шелка. «Я буду в нем похожа на занавеску!» — возражала Евгения, но предложение Ворта поддержал Наполеон III, понявший замысел англичанина: спустя неделю в платьях из лионского шелка щеголял весь двор, спустя год в них (конечно, не от Ворта) ходили и обычные горожанки.

Внутренний лейбл вечернего пальто, принадлежащего Берте Палмер, с изображением подписи Чарльза Фредерика Ворта

Фото: Getty Images/Chicago History Museum

Революционер с иглой

Неутомимый англичанин воспользовался новыми возможностями на полную катушку: в 1868 году он основал Chambre Syndicale de la Couture Parisienne, Парижский синдикат высокой моды — организацию, объединяющую главных французских (впрочем, с ХХ века не только французских) модельеров и существующую поныне. Ворт первым отказался от анонимности — он ставил свою марку на ярлычки одежды (до того на изнанке скорее вышивались инициалы заказчика). Он первым начал устраивать показы моделей четыре раза в год — светские дамы могли выбрать понравившуюся и заказать по своей фигуре; более того, он отказался от деревянных манекенов и демонстрировал наряды на живых девушках (Ворт называл их sosies, двойники), и в мире появилась еще одна профессия — манекенщица. Не упустил он и перспектив, открывавшихся на страницах появившихся во Франции, Англии и США первых журналов мод — картинки с последними моделями платьев от Ворта появлялись в них регулярно. Не будет преувеличением сказать, что именно Чарльз Фредерик Ворт изобрел модную индустрию — практически в том же формате, в каком она существует и сегодня.

В 1871 году Ворт расторг партнерство с Бобергом: отныне фирма существовала под царственным именем «Дом Ворта», House of Worth — примечательно, что модельер решил сохранить верность родному языку и не стал переводить название на французский. Покупателей, впрочем, это не смущало: многие клиентки заказывали у Ворта полные комплекты туалетов — учитывая, что в конце XIX столетия светской даме приходилось переодеваться в среднем четырежды в день, объемы заказов были немалыми.

«Дом Ворта» на улице де-ла-Пэ, ставший в свое время местом встречи «высокого общества»

Фото: commons.wikimedia.org/Общественное достояние

Марка House Of Worth оставалась символом роскоши и узнаваемым маркером общественного (и финансового, конечно) положения вплоть до закрытия Дома в 1956 году. Характерно, что Марк Алданов, самый, пожалуй, внимательный к потребительским привычкам своих персонажей из русских писателей, упоминает «платья от Ворта» именно в таком контексте в нескольких своих романах — причем захватывая сразу несколько эпох («Истоки» — 1870-е, «Самоубийство» — 1900-е, «Ключ» — 1916 год). Похоже, что читателям-эмигрантам первой половины столетия не требовалось объяснять тонкую светскую дистинкцию между героиней «Истоков», дворянкой старинного рода Елизаветой Муравьевой, носившей «модель от Ворта», и дочерью адвоката — выскочки Мусей Кременецкой из «Ключа», портниха которой «скопировала последнюю модель Ворта, еще никому не известную в Петербурге» (дотошный Алданов не преминул уточнить, что это было «зеленое, расшитое золотом закрытое платье со стоячим меховым воротником и с меховыми манжетами» — в каталоге Ворта на осень 1916 действительно была похожая модель).

Парижская неделя моды завершает свою работу 2 октября. Самые интересные моменты с подиумов — в фотогалерее «Известий». Показ первой коллекции знаменитого Эди Слимана для дома Celine вызвал противоречивые отзывы: многих смутило отсутствие на подиуме чернокожих моделей

Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes

Оливье Рустен охарактеризовал свою новую коллекцию для дома Balmain как подходящую практически всем — «хватит модных шоу только для избранных»

Фото: Getty Images/Peter White

Джон Гальяно предложил откровенно эпатажные туфли-носки в новой линейке Maison Margiela

Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes

Главный дизайнер Givenchy Клэр Уэйт Келлер вдохновлялась образами поп-икон 1960-х, участников Velvet Underground Лу Рида и Нико

Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes

Эли Сааб решил не рисковать и представил коллекцию, исполненную традиционных для знаменитого ливанца восточной вычурности и роскоши

Фото: REUTERS/Stephane Mahe

Креативный директор Guy Laroche Ришар Рене украсил спину прозрачной блузы красноречивой надписью «Незаконченная работа»

Фото: REUTERS/Stephane Mahe

В показе Gucci среди моделей наблюдалось не только гендерное и расовое, но и видовое разнообразие

Фото: Getty Images/Daniele Venturelli

Мария Грация Кьюри добавила в весенне-летнюю коллекцию Dior элементы театральности

Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes

Показ коллекции Энтони Вакарелло для Saint Laurent прошел на фоне Эйфелевой башни. Сами модели, как и знаменитый символ Парижа, совмещали лаконичность линий и цвета с вычурными элементами декора и аксессуарами

Фото: REUTERS/Stephane Mahe

Еще одним трендом будущего сезона дизайнеры (в том числе Клэр Уэйт Келлер из Givenchy) считают исчезновение гендерных рамок и различий на подиуме и вне его

Фото: Getty Images/Corbis/Stephane Cardinale

Весенне-летняя коллекция Yohji Yamamoto сверкала всеми оттенками белого

Фото: REUTERS/Stephane Mahe

Хотя многие дизайнеры сегодня декларируют отказ от кожи и меха в пользу синтетических материалов, дом Hermes явно не собирается изменять собственным традициям — почти два столетия назад он начинал как мастерская по пошиву седел и других аксессуаров для верховой езды

Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes

Карл Лагерфельд в своей новой коллекции Chanel предложил весеннюю легкость, помноженную на базовые ценности знаменитого дома

Фото: REUTERS/Stephane Mahe

После смерти Чарльза Фредерика дело продолжили его сыновья, Гастон-Люсьен и Жан-Филипп, а затем внук Жак. В 1924 году дом занялся и выпуском парфюмерии (первые духи марки, Dans La Nuit, создал знаменитый парфюмер Морис Бланше, флакон же для них разработал сам Рене Лалик). После второй мировой House Of Worth вошел в состав Дома Жанны Пакен, а после ухода из бизнеса правнука основателя, Жана-Шарля Ворта, тихо исчез с карты мировой моды. В 2010-е была предпринята не особо удачная попытка возродить марку. Творения же самого Чарльза Фредерика и его детей и внуков хранятся в музее Альберта и Виктории в Лондоне и нью-йоркском «Метрополитен».

Источник

Хотя историки моды величают кутюрье и Розу Бертен, сочинявшую наряды для Марии-Антуанетты, и Луи-Ипполита Леруа, одевавшего Жозефину Бонопарт, официально титул «первого Кутюрье» отдан Чарльзу Ворту.

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 1

Начинал юный Чарльз продавцом в лондонском магазине тканей, но в 20 лет переехал в Париж, где со временем стал главой atelier flou (т.е. главным закройщиком и по совместительству стилистом) в крупном модном магазине Gagelin-Opigez&Cie.

В 1858 г. Чарльз Ворт, устав от постоянных ограничений владельцев торгового дома, открывает собственное дело.

Примерка платьев в доме Worth, 1890-е гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 2

Ворта величают «отцом haute couture», и этот титул был более чем заслужен: он заложил основы деятельности домов высокой моды в том виде, в котором мы их знаем сейчас. Он, придумав новую концепцию женского наряда, сделал из портного — Кутюрье — творца, задающего модный вектор всему Парижу, а стало быть, и всему миру (с его лёгкой руки Париж вернул себе звание «модной столицы мира», которое он утратил после заката эпохи ампира и разгрома наполеоновской армии). Ворт первым стал подписывать придуманные им наряды своим именем, и этот ярлычок с коротким «Worth» на обратной стороне лифа платья значил для модниц то же, что автограф прославленного живописца на картине — для коллекционеров.

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 3

Кутюрье сделал ставку на новые фасоны, лучшие ткани и безупречный крой. Он готовил целые коллекции платьев и устраивал их показы два раза в год, для чего привлекал продавщиц из своего магазина, ставших первыми моделями в истории женской моды. Успешный стиль работы Чарльза Ворта стали перенимать другие владельцы модных домов, и уже к концу XIX столетия индустрия высокой моды оказалась полностью сформированной.

В мастерской по пошиву платьев Дома моды Worth, 1907 г.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 4

В итоге: продукция «haute couture» стала создаваться на 70% вручную из материалов высшего качества, по индивидуальным меркам и для конкретного клиента, с его участием в утверждении фасона и узора наряда и в единственном экземпляре.

Как, например, платье дебютантки 1882 г. на этом фото, сшитое из шёлка цвета слоновой кости и тюля, декорировано розами, сделанными из ткани. Его простой и вместе с тем элегантный фасон ненавязчиво подчёркивал юность и свежую, как у розы, красоту девушки. В 1880-х рукава у бальных платьев практически исчезли, превратившись в широкие бретельки. Их часто украшали жемчужными «эполетами» или вплетали в них живые цветы:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 5

Молодые девушки, достигшие брачного возраста и впервые выходящие в свет на одном из торжественных мероприятий, назывались дебютантками. К этому событию девушка начинала готовиться заранее, ведь от первого впечатления, произведённого дебютанткой на балу, часто зависела её дальнейшая жизнь — родовитые семейства искали среди юных красавиц достойные кандидатуры для своих сыновей.

Стиль от WORTH это:

— Очень дорогие ансамбли, предназначенные в основном для торжественных мероприятий: приёмов, балов, свадеб, визитов и пр. Они шились из тканей лучшего качества, на отделку шло алансонское кружево, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

Платье 1880-1881 гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 6

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 7

Вечернее платье, 1881 г.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 8

Бальное платье 1890-1895 гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 9

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 10

Платье 1890-е гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 11

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 12

Платье княгини Юсуповой:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 13

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 14

— Богатая, порой очень смелая цветовая палитра: Ворт не шёл вслед за модой, напротив, он внедрял оттенки, которые тут же становились популярными. Когда в середине 1850-х гг. были изобретены первые анилиновые красители, он с удовольствием использовал совершенно непривычные для европейцев того времени яркие, сочные оттенки розового, лилового, фиолетового. Популяризовал он и такие немодные среди знати цвета, как, например, коричневый.

Вечерний ансамбль 1865-1870 гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 15

Платье японской императрицы Сёкен 1886-1887 гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 16

Платье 1888 г., Франция:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 17

Платье 1896 г.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 18

— Постоянно меняющийся силуэт платьев: в 1860-е гг. Ворт популяризовал огромные кринолины, в 1867 г. он же их отменил и ввёл в моду турнюры, регулярно варьируя их размеры и форму.

Платье 1860 г. на кринолине:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 19

На фото представлены эллиптический кринолин 1858-1865 гг. и турнюры второй половины XIX в.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 20

Повседневное платье из шёлка, сатина и фая (тонкой шёлковой материи рапсового плетения), 1872 г.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 21

— Платья-конструкторы: к одной юбке подходило несколько разных лифов — бальный с глубоким декольте и без рукавов, вечерний с V-образным вырезом и рукавами три четверти, дневной закрытый и с длинными рукавами. Это позволяло быстро и относительно дёшево превращать одно платье в другое.

Платье со сменным лифом:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 22

Платье-трансформер 1893-1895 гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 23

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 24

— Нововведения в крое: Ворт предложил шить юбку из сужающихся к верху клиньев, что избавило платье от лишних складок на талии. Придумал фасон «принцесса» — наряд, похожий на цельнокроеные распашные платья XVIII в., где лиф и юбка представляют собой единое целое, а не сшиваются на талии. Платья такого фасона красиво облегают талию и бёдра.

Платье 1864-1866 гг.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 25

Русское придворное платье (лиф, юбка и шлейф), ок. 1888 г., принадлежало княгине Марии Максимилиановне Романовской герцогине Лейхтенбергской, в замужестве принцессе Баденской (1841-1914 гг.) — шёлковый бархат, муар, серебро, стразы, пайетки:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 26

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 27

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 28

— Небольшие сезонные (два раза в год) коллекции одежды: Кутюрье демонстрировал их при помощи своих продавщиц. Опираясь на эти базовые модели, клиентки могли сразу заказать себе гардероб на весь предстоящий сезон.

Умение ОДЕВАТЬСЯ и ОДЕВАТЬ — было возведено в искусство!

«Индустрия хорошего вкуса» состояла из крупных модных домов Европы, где работали сотни человек, и большинство из них оставались невидимыми для посетителей. Заказчиков (двери перед которыми непременно распахивал швейцар) принимали на парадном, часто, очень роскошном нижнем этаже, где находились демонстрационный зал и примерочные. А выше располагались комнаты закройщиков, швейные, вышивальные и другие мастерские: модные дома, как правило, одевали клиентов с головы до ног. В одной мастерской изготовляли корсеты, в другой — нижние юбки, в третьей — шляпы, в четвёртой, например, меховые изделия. В ателье обычно была и вышивальная мастерская, где работницы склонялись над специальными станками с натянутой и расчерченной узором тканью.

Вокруг клиентов и клиенток почтительно и расторопно порхали все, кто к этому допускался. На исполнение желаний заказчиков держалось всё дело, и им угождали всеми силами. Дама не просто примеряла платье, которое на ней тут же подшивалось, подправлялось, видоизменялось по необходимости, — для неё подбирали целый ансамбль, рекомендуя сочетания оттенков и фактур, комбинируя шляпки, пояса, перчатки и прочие аксессуары. При этом мастера старались проявить максимум такта, особенно если фигура клиента была далека от идеальной. В модных домах существовал и неписанный этикет, учитывающий некоторые тайны светского общества: например, нельзя было допускать, чтобы в салоне одновременно оказались супруга и любовница одного и того же мужчины или чтобы на примерке столкнулись соперничающие актрисы. Каждая клиентка должна была чувствовать, что всё ателье вертится только вокруг неё!

Сцена в модном доме Worth, 1910 г.: продавщицы показывают клиенткам модели платьев, хотя потенциальная покупательница вряд ли может оценить их по достоинству из-за плюмажа своей шляпы, закрывшего ей весь обзор.

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 29

Платье бальное, 1896 г.:

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 30

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. Часть , фото № 31

В частности, клиентками модного дома «Worth» были и коронованные особы Европы.

А известность модного дома Worth началась с княгини Паулины фон Меттерних, супруги австрийского посла во Франции. Узнав о многообещающем портном, она заказала у него два бальных платья и появилась в них на императорских приёмах.

Polina SHandor Princessuy Metternih, 1860 г.

Эпоха первых кутюрье, моделей «haute couture» и открытие aison de couture. ?</p></div><div class=