Осведомленность о модных тенденциях
Программа авторского социологического исследования на тему: Что такое мода и кто на нее ориентируется
Мода всегда была и остается неотъемлемой частью жизни общества. Она является важным социально-психологическим феноменом, который всегда будет привлекать к себе внимание. Наиболее активным «потребителем» моды обычно выступает молодежь, которая быстрее других социальных групп реагирует на постоянные изменения, происходящие в модной индустрии. В этом случае и оказывается противоречивый характер моды: каждый хочет быть индивидуальностью, но в то же время гонится за модой, чтобы не отличаться от обычных представителей своего социального круга.
По своей природе мода является иррациональной. В ее основе лежит новизна, которая становится главной целью как тех, кто создает моду, так и тех, кто ее потребляет. Надо, наконец, осознать тот факт, что уже невозможно игнорировать ее влияние на различные сферы жизни общества и человека в нем. Без сомнения, мода влияет на отдельную личность, ее психологическое состояние, поведение и выступает образцом для подражания. Поэтому представляется весьма актуальным определение основ и основных характеристик моды, исходя из которых возможно понимание ее сущности и специфики, а также условий, определяющих особенности ее становления и развития. Современная мода является источником формирования новых социально-культурных идентичностей, и в ее власти находится не только само тело, но и его преобразования. В частности, одежда становится средством трансформации реального тела в идеальное «модное» тело.
В современной культуре человек возникает не идентифицированным, а личность выступает как автопроект, в котором роли и статусы являются не целью идентификации, а лишь средствами реализации проекта. В этих условиях успешность социальных ролей выступает как «манифестация имиджа или проект персонифицированного бренда, а главной проблемой подтверждения идентичности становятся известность и узнаваемость». В этом направлении можно рассматривать и феномен моды. Идентичность в настоящее время имеет тенденцию заменяться самопроектированием.
В этих условиях субъект обречен на постоянное недовольство, ощущение нехватки, мечтания о наслаждении, которое недоступно, потому что и сама виртуальная реальность нередко предлагает удовлетворить в виртуальном формате те потребности, которые субъект не способен удовлетворить в реальности. Так проявляется или фундаментальное недоверие к возможности самоидентификации, или бегство в готовые образцы в рамках определенных имидж-идентичностей. Информация становится фетишем нового общества, а место товаров или фирм заслоняют имидж и технологии.
Идентичность как имидж в условиях современной интервизуальности культуры должна предстать как некое изображение и быть включенным в определенную сеть. Самообраз превращается в изображение на экране, которое оторвано от человека, к которому оно было «прикреплено» первично, и оказывается прикрепленным к другим координатам, к другому человеку. Интересный поворот приобретает удостоверение «Я»: «Мое изображение на экране – значит, я существую». Так достигается иллюзия бессмертия, ведь, в отличие от смертности человека, имидж-идентичность как изображение может транслироваться гораздо дольше. Исследователи утверждают, что современная визуальность – это преимущественно экранная визуальность. Потоки рекламы, которые воспринимаются как застывшие экраны, множество табло, превращенных в экраны, экраны камер наблюдения окружают человека повсюду, создавая новое пространство.
Так, с одной стороны человек информационного общества должен обладать обостренным чувством собственной индивидуальности, а с другой – ему присущи самоотрицание и растворение в инфосфере. Маски имидж- идентичностей в этих условиях не меняют фундаментального равнодушия человека, но позволяют ему достигать своих целей, входить в различные сообщества, использовать их в свою пользу, отчуждать и превращать в товар. Итак, в обществе у субъекта, наделенного свободой, всегда существует выбор иметь несколько идентичностей, но они все равно остаются внешними интерпретациями, наслаиваются друг на друга, чтобы заглушить травматическую экзистенциальную пустоту. При таких условиях одномерный человек уступает серийному и многомерному и становится «идеальным манекеном». Одним из вариантов такой внешней интерпретации и является феномен современной моды.
Мода глобально охватывает жизнь человека, становится для нее своеобразным пропуском в социум и, фактически, определяет пространство его существования. Мода достаточно четко чувствует и отражает как изменения условий человеческой жизнедеятельности, так и трансформацию их внутренних, социально-психологических потребностей. А значит, ее можно рассматривать как один из способов оформления и закрепления новой информации, которая попадает в общественное пользование в процессе социального развития.
Таким образом, мода – это особый способ, образ, степень обработки социальной информации, которой присуща динамичность, быстротечность, новизна и тому подобное. Так, отвергая старое, мода вместе с тем претендует на роль определенного образца, эталона.
Иначе говоря, мода – это частичное изменение культурных форм поведения и предпочтений человека. Таким образом, «человек современный», или «человек моды» выглядит растерянным, потому системы мировоззренческих ценностей разрушаются и подменяются внешними интерпретациями. Мода выступает как попытка внешнего преодоления внутренней экзистенциальной пустоты человека XXI века. Так, сегодня на телевидении есть множество программ, которые помогают обычному человеку прикоснуться к моде и стилю, а также получить советы от известных людей. Программы создают новые «модные» социальные образцы, которым стараются подражать.
Среди наиболее популярных «модных» программ можно назвать: «Модный приговор» на Первом канале, «Мода Народу», «Секреты стиля», «Модный гид» и т.д.
Цель исследования заключается в выявлении уровня осведомленности, особенностей восприятия и механизмов воздействия на студенческую молодежь феномена моды.
Задачи исследования:
- – Выявить уровень осведомленности молодежи о «моде».
- – Исследовать и проанализировать отношение респондентов к определенным предпочтениям в моде.
- – Выяснить следит ли молодежь за модой. Кто для молодежи является эталоном моды.
- – Проанализировать, как влияет мода на поведение студенческой молодежи.
- – Определить каналы распространения моды среди студенческой молодежи.
Объект исследования. Студенты в возрасте от 16 до 30 лет.
Предмет исследования. Уровень осведомленности и особенности восприятия феномена моды студенческой молодежью.
Правила формирования выборочной совокупности и расчет ее объема. Учитывая весомое количество генеральной совокупности, я решил использовать выборочный метод в своем исследовании, чтобы сэкономить время, трудовые и финансовые ресурсы.
Это означает, что выбранная выборочная совокупность должна совпадать с генеральной совокупностью; уменьшенная по объему исследуемая совокупность имеет отражение реального положения дела в данной сфере и не влияет существенно на качество полученной информации.
Для расчета объема без повторной выборочной совокупности мы воспользовались следующей формулой:
где n – объем выборочной совокупности; N – объем генеральной совокупности;
t – коэффициент доверия;
у2- Значение дисперсии признака, по которому рассчитывается репрезентативность в генеральной совокупности;
Д – допустимая ошибка;
Следовательно, объем выборочной совокупности для данного исследования при заданных данных составляет 104 человека.
Обоснование методики исследования. Данное социологическое исследование будет проводиться с использованием широко распространенного в наше время метода сбора социологической информации – опрос. Он предусматривает письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых имеет целью освещения различных аспектов рассматриваемой проблемы.
В ходе непосредственного анкетирования будет использоваться метод стихийной выборки.
Инструментарием проведения исследования является анкета (опросник) респондента, разработанная в соответствии с программой исследования, содержащая 20 вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно.
Формулировка гипотез.
- 1. Живя в информационном обществе, молодежь имеет достаточно высокий уровень осведомленности о моде и современных модных тенденциях;
- 2. Ряд психологических стереотипов восприятия по поводу одежды, внешнего вида и поведения закрепляются в массовом сознании молодежи;
- 3. Студенческая молодежь внимательно следит за новинками в модной индустрии и следует модным канонам.
Погрузить голову в fashion-индустрию помогут интернет-ресурсы о моде, красоте и стиле.
1. Fashion-информацию предоставляют ведущие электронные издания о моде. Они популярны, имеют печатные аналоги. Позволяют следить за новостями в мире моды и быть источником вдохновения.
vogue.ru – настоящая библия для тех, кто готов погрузиться с головой в мир моды. Всё самое интересное и свежее.
bazaar.ru – журнал о моде, стиле и красоте. Информация о новостях моды, шопинге, коллекциях, украшениях, трендах, здоровье, путешествиях, дизайне, культуре, гороскопах. Статьи, видео, звёздные советы – привлекают разные формы подачи материала.
elle.ru – женский онлайн-журнал, позиционирующий себя как официальный сайт журнала №1 о моде. Актуальные новости мира моды, красоты, шопинга, шоу-бизнеса и отношений. Новые тенденции и актуальные модные тренды текущего года.
officiel-online.com – ресурс о красоте, моде и искусстве. Редакция проекта полагает, что издание создано для женщин, которые любят себя, ухаживают за своей внешностью, следят за модными тенденциями и разбираются в искусстве, нравятся мужчинам и являются лидерами мнений в своём окружении.
cosmo.ru – это российский электронный журнал о моде и красоте, с советами об отношениях с мужчинами, семейной жизни, карьере. В рубрике «Мода» – новости моды, тенденции, стиль звёзд и практические советы, как сочетать вещи и создавать образы. Они позволяют узнать, где купить самые последние новинки модного сезона, здесь же – интервью с экспертами индустрии моды и блогерами.
marieclaire.ru освещает новости мира моды и звёзд, представляет мнения экспертов о продуктах и услугах в области красоты. Имеется Fashion-гид, раздел астропрогнозов, кулинарные рецепты с картинками и афиша мероприятий.
style.rbc.ru (РБК Стиль) освещает новости и события в мире красоты, моды, кино и шоу-бизнеса. Интервью с известными деятелями культуры и бизнеса. Ссылка на телеканал, возможность смотреть трансляции онлайн. Здесь же справочник бутиков Москвы и календарь предстоящих мероприятий.
glamour.ru – это публикации о красоте, моде и стиле жизни: новости, обзоры, советы. Ко всему этому – рецепты, тенденции, тренды, а также афиша культурных мероприятий.
2. Сайты со специализацией на видеоконтенте. Это платформа эмоций и впечатлений. Знакомят с показами коллекций, представляют бэкстейджи.
company.fashiontv.com – единственное онлайн-ТВ, эквивалентное модным печатным СМИ, привлекательно для всех, кто интересуется модой, стилем, красотой и тенденциями.
FashionTV понимает и обслуживает свою аудиторию, предоставляя оригинальные, беспристрастные и информативные программы, недоступные в других сетях. Сильный имидж и исключительная осведомлённость о бренде FashionTV проектирует уникальный, космополитичный и современный стиль.
mbfashionweek.com – ресурс представляет видео и новости о компаниях-брендах, демонстрирующих свои коллекции на ведущей мировой выставке Mersedes-Benz Fashion Week.
mercedesbenzfashionweek.ru – серии сезонных показов российских дизайнеров, проводимых агентством «Артефакт», владельцем Mercedes-Benz Fashion Week Russia и Russian Fashion Week. Сайт позволяет подать заявку на участие в Неделе моды в рамках «Mercedes-Benz Fashion Week Russia».
3. Сайты о моде, не имеющие печатных аналогов. Они делают акцент на практической направленности материалов, осыпают примерами, дарят советы. Их тематика не ограничивается модой как такой – они не мыслят fashion-индустрию без советов по созданию причёсок, маникюру, аксессуарам. Их сильные стороны – это системы питания и диеты.
fashiontime.ru – главный помощник в мире моды, рассказывающий о fashion и модельном бизнесе. Тут представлены актуальные новости и интересные интервью с самыми востребованными и перспективными модельерами и дизайнерами. Удобен тем, что есть каталог моделей и модельных агентств, портфолио и фоторепортажи. Для модных эрудитов предусмотрены обзоры фильмов и сериалов, для гурманов – информация о том, как вкусно готовить и сохранять себя в тонусе.
arabio.ru –женский интернет-журнал с публикациями о красоте, омоложении, диетах, методиках похудения, фэн-шуе. Он предназначен для тех, кто стремится быть модной, безумно красивой и всегда молодой.
jlady.ru – раскрывает тему красоты в ее прикладном варианте: через пластическую хирургию, косметологию, диеты, макияж. Затрагивает вопросы воспитания и женского здоровья, психологических отношений, питания. Раздел «Мода» рассказывает о женских аксессуарах, гардеробе, обуви и даже информирует о свадебное моде. Ресурс интересен своей практической направленностью.
modnica.info – сайт, который славится своей практической направленностью. Здесь можно почерпнуть идеи для создания маникюра и педикюра, узнать о трендах нижнего белья и аксессуаров, стрижек и причесок. Все это вместе с новостями о моде и тенденциях в fashion-мире.
moda.ru позиционирует себя как каталог модной одежды. На сайте всего 4 раздела: «Журнал», «Люди», «Места» и «Каталог одежды». Если все категории наполнены и обновляются регулярно, то каталог – пустой (дата обращения 6.05.2019. Видимо, ресурс находится на пути к реализации своих планов.
modagid.ru – это история моды, street-style, свадебная мода, модные прически, дизайнеры, маникюр, жизнь и советы знаменитых людей. Ресурс позиционирует себя как социальная сеть, объединяющая разные тематические блоки с интересами аудитории. Из недостатков – дизайн, который не позволяет выделить главное и интересное.
intermoda.ru – это сетевой журнал о моде. Основная концепция – охват новостного пространства по темам: красивые и интересные вещи; события в индустрии моды и красоты; люди; одежда и аксессуары. Новости обновляются практически ежедневно. Это и собственные материалы редакции, и сообщения наших читателей и партнеров – PR-агентств, представителей брендов, дизайнеров, фотографов, блоггеров. На сайте всего 4 раздела: «Новости», «Авторы», «Реклама» и «О нас».
4. Сайты российских дизайнеров работают в формате интернет-магазинов. Они дают представление о коллекциях, истории брендов, информируют о статусе и заслугах дизайнеров. У каждого из них свой стиль, вызывающий разные эмоции. Знакомиться с ними – значит идти по пути вдохновения.
zaitsev.info – сайт дизайнера Вячеслава Зайцева. Каталог изделий, онлайн-заказ. Биография Вячеслава Зайцева, фотогалерея его коллекций, экспозиции его живописи. Новости дома моды.
yudashkin.com – интернет-ресурс с коллекциями и моделями моделей Валентина Юдашкина.
alexanderbogdanov.com – интернет-магазин модного дома Alexander Bogdanov от известного дизайнера Александра Богданова. Его романтичные модели, отснятые в Европе, покоряют.
chapurin.com – сайт о русский дом моды, представленный в Европе, Азии, Америке: пошив и заказ одежды с примерами и фотографиями моделей, а также постельного белья и предметов для дома.
rusmoda.ru – сайт компании Rusmoda, который занимается дизайном и производством одежды под марками Alexander Terekhov и Atelier Moscow, а также производством униформы и корпоративной одежды. Иллюстрированный каталог моделей с описаниями и ценами.
artemshumov.com – сайт Артема Шумова создан исключительно для того, чтобы делиться своими идеями, моделями и коллекциями.
alenaakhmadullina.ru – интернет-ресурс объединяющий 2 линии одежды дизайнера Алены Ахмадуллиной – Alena Akhmadullina и Akhmadullina Dreams.
laroom.ru – сайт, где можно ознакомиться и приобрести модели Евгении Легкодымовой.
alarusse.com – мир дизайнера Анастасии Романцовой.
Пришло время поговорить про ключевые тренды наступающего осенне-зимнего сезона. Внезапно разбушевавшийся вирус внес свои коррективы в нашу привычную жизнь. И в моду, в том числе. Кажется, никогда раньше не была так очевидна тенденция к универсальному гардеробу. Платья-футляры, прямые пальто, классические брючные костюмы… Фокус внимания сместился на практичность и долговечность вещей, «срок годности» которых будет длиться не один сезон.
Готовьтесь: обзор трендов будет содержательным, но не нудным.
Кожаное пальто
Bottega Veneta
Кожа и искусственные ткани по-прежнему доминируют в осенне-зимних коллекциях. Выбирайте свою «топ-модель» среди актуальных образов: прямое пальто с отложным воротником, плащ с поясом или кожаный тренч. Орехово-коричневый и бежевый цвета являются ключевыми, однако сдержанную палитру вполне могут разбавить кирпичный, бирюзовый или загадочный пыльно-розовый.
Saint Laurent
Кейп или пончо
Céline
Твидовая накидка, в складках которой чувствуется свободный дух кантри, или пончо с эффектной бахромой в начале осени станут альтернативой пальто. В их объятиях будет уютно. Для полноты стильной картины надеваем казаки.
Кстати, бахрома – один из самых важных трендов наступающего сезона – еще не раз вам встретится на платьях, жакетах и даже сумках.
Bottega Veneta
«Двойка» с юбкой
Prada
Строгий костюм из плотной ткани будет актуален в гардеробе на протяжении нескольких сезонов. Это достойный выбор для деловых переговоров, а если таковых не предвидится, «двойка» подойдет к любому другому поводу – будь то экскурсия под открытым небом или прогулка в парке. В сезон легкой прохлады жакет можно носить вместо верхней одежды, надевая под низ рубашку, водолазку или кашемировый джемпер. Юбка удачного кроя и средней длины сочетается и с лодочками, и с высокими сапогами. Подтвердить наличие талии в ансамбле предлагаю с помощью широкого кожаного ремня.
Кроме того, жакет от костюма или блейзер вы можете примерить с юбкой-плиссе. Если связать полученный комплект, используя пояс, получится новая стильная история.
Hermès
Платье
Burberry
На смену воздушным и миниатюрным платьям идут максимально сдержанные модели расслабленного силуэта, длины миди и в пол. Уютные вязаные и плотные трикотажные платья будем носить, как завещала мода прошлого сезона, с ботинками на плоской подошве. Также в числе незаменимых предметов нового гардероба – приталенные элегантные платья-футляры. Непросто будет переключиться с любимых цветов лета – белого и яркой фуксии на темные оттенки. Но, как водится, осени идут более глубокие и приглушенные тона.
Костюм
Дух противоречий в современных тенденциях, несмотря на уверенное стремление к классике, все-таки присутствует. Кажется, мир моды успел устать от минималистичных брючных костюмов. Поэтому дизайнеры предлагают облачиться в кожу. Эффектно будут смотреться варианты с брюками и жакетом рубашечного кроя с поясом (под низ можно надеть тонкую водолазку или топ-бандо).
Принт
Dior
Среди самых неожиданных нововведений в осенне-зимнем гардеробе станет пестрая крупная или многослойная клетка. Бордово-голубая, кофейно-бежевая, красно-черная. Конкуренцию ей составят выразительные арт-принты с изображением лиц и силуэтов, а также самые причудливые вариации «гусиной лапки».
Жилет
Dior
Этой осенью жилет из вязаного трикотажа планирует перекочевать из мужского гардероба в трендовый женский. Дизайнеры модных домов предлагают стилизовать этот предмет одежды в компании с рубашками и строгими галстуками, уверяя, что именно на представительницах прекрасного пола мужские вещи смотрятся сексуальнее всего.
Prada
Воротники
Bottega Veneta
В новом сезоне мы увидим их и на классическом костюме, и, что чуть более неожиданно, на кожаном платье. Ассортимент модных вариантов велик: остроконечные или закругленной формы, фактурные или гладные, кружевные или усыпанные пайетками, чисто-белые или кислотных оттенков. Съемный воротник можно надеть поверх любимого, виды видавшего свитера. Это самый простой пример создания актуального образа, не требующий обновления гардероба.
Ganni
Вторая половина последнего месяца лета – время, когда мы подводим итоги на пороге новых начинаний. Подводить гардероб к новому сезону тоже уже пора. Пусть он будет практичным, комфортным, стильным и непременно теплым!
Что из увиденного понравилось больше?
Мне, пожалуй, срочно нужна сумка с бахромой и галстук:)
С уважением, Оксана