Первый модный журнал в россии
В наши дни для современных женщин и мужчин выпускается большое множество журналов, посвященных моде. Когда же появился первый подобный журнал?
Руководства для модниц в Испании
Своеобразными предтечами модных журналов можно считать книги, появившиеся в конце XVI века в Испании. В них печатались руководства для модниц, разъяснявшие правила создания модного туалета. Но пятьсот лет назад издание книги было делом долгим и трудным, к моменту ее выхода фасоны безнадежно устаревали. Надо было придумать что-то более дешевое и оперативное.
«Галантный Меркурий» во Франции – предшественник глянца
В 1672 году во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»). Привилегия на его издание была выдана лично королем Людовиком XIV Жану Донно Де Визе, литератору, журналисту и преуспевающему издателю.
В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, но с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным.
Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. В этом журнале, публиковались новинки литературы, велась литературная полемика, рассказывалось о светских событиях, а также печатались модные обзоры, к которым прилагались картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить, а иногда критиковались те или иные нововведения.
«Галантный Меркурий» на время стал основным источником информации о моде. Подобное печатное издание, пользуясь современной терминологией, можно назвать предшественником «глянца».
Развитие модных изданий в Европе
Постепенно с конца 17-го века издания с гравюрами, изображающими модную одежду, стали прочно входить в жизнь людей. А первые настоящие журналы о моде возникли во второй половине 18-го века, вызвав огромный интерес публики. Именно тогда начал формироваться рынок моды, рождаться новые идеи и имена.
В Париже начинают один за другим выходить модные журналы – «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797), появляется и первый немецкий модный журнал «Journal des Luxus und der Moden» – «журнал о роскоше и моде», издававшийся в Веймаре с 1786 по 1827 г.
В Лондоне в 1693 году выходит журнал для женщин «Ladies’ Mercury».
В1892 году выходит в свет культовый журнал Vogue. Именно это издание стало символом роскоши и гламура, задало высокую планку качества для всех последующих журналов, пишущих о моде: Cosmopolitan, Elle, Officiel и так далее. В Vogue впервые появились не просто позирующие манекенщицы, а постановочные съемки, которые теперь называют фотосессиями.
Первый модный журнал в России
В 1779 году первый модный журнал появляется и в России. Он назывался «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Первый номер открывала картинка «Щеголиха на гулянье». Видимо, она и была предшественницей современных фотосессий.
Авторы журнала давали своим нарядам завлекательные названия. Чего только стоят шляпы «Рог изобилия» и «Чепец победы» или платья «Расцветающая приятность» и «Прелестная простота»!
Через двенадцать лет на смену этому журналу пришел новый, носящий громоздкое название «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы».
Правда, обещанных рисунков в нем было не так уж много: печатать гравюры было дорого и сложно, поэтому журнал просто рассказывал о последних модах на словах, апеллируя к фантазии читательниц.
Конечно, моды приходили из Европы с опозданием, что, естественно, вызывало нарекания дам. В одном из номеров издатели успокоили их так: «Мы приняли нужные меры получать материалы через почту из Парижа гораздо скорее, не позже, как через полтора месяца после их появления на горизонте тамошних щеголей и щеголих».
История модных журналов в Европе начинается ещё в XVII веке, но в России они появляются лишь с момента разрешения деятельности частных издателей, в конце XVIII века.
В 1779 году в Москве выходит журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала мы встречаем слово «модный». Картинки мод с весьма забавными подписями на русском языке — «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести», — выходят в виде приложения и подвергаются издателем легкому осмеянию французского оригинала — нарядов французских модниц того времени. Тем не менее, эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации.
Женщин из аристократических семейств весьма порадовало появление в 1827 году «Дамского журнала». Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот, что нужно было светским львицам. «Листок для светских людей», выходящий в Санкт-Петербурге, в 1843 году писал: «Наш листок выписывал картинки прямо из Парижа, картинки большого формата, исполненные с совершенством, отпечатанные на лучшей атласистой бумаге — одним словом, достойные быть вставленными в рамку, под стекло».
В конце 50-х годов XIX века появляются более тридцати изданий, посвященных дамской тематике: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф» с публикациями приложений о модных новинках из Парижа и др. Эти журналы могут смело считаться прародителями современных журналов для женщин. В них наряду с воспитательными и образовательными темами, всё большее место отводится курсам женского рукоделия с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками. Различные возрастные категории могли найти интересующие их инструкции по шитью и вышивке. Особо любимыми за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками был журнал «Сандрильона» и «Дамский альбом рукодельных работ».
На рубеже XIX и XX веков, благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, было создано множество новых журналов мод, в которых использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время стали журналы «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», модные приложения к журналам «Новь» и «Нива».
Ошибочно считать, что в России в советское время моды не было. Существовали ателье и Дома мод, специализированная литература и журналы. Только и в этой сфере чувствовалась авторитарность управления, модельеры обезличивались. Массовое производство одежды определило характер изданий 30-х годов («Альбом моделей одежды швейной промышленности РСФСР»), а железный занавес, опустившийся в конце десятилетия, перекрыл свежий ветер из Европы.
В 1944 году правительство поручило открывшемуся Московскому дому моделей разработать новые модели одежды для послевоенного времени. И вновь авторитарность власти ощущается в самом названии: «Альбом моделей верхнего платья, принятых на всесоюзном просмотре» (1945).
С оттепелью 60-х годов увеличилось число изданий, посвященных теме моды, шитья, рукоделия. Как и в XIX веке выходили приложения с выкройками и чертежами к женским журналам. В 70-е — 80-е годы появились самостоятельные издания ГУМа – «Модели ГУМа», — альбомы сезонной одежды. В последующие годы стала возможной интеграция европейских модных тенденций посредством западных журналов, издаваемых на русском языке («Бурда», «Харпер базаар», «Вог» и др.)
На выставке представлена ретроспектива изданий, которые выходили в царской России, СССР и РФ, и эти издания во все времена помогали миллионам людей освоиться с новой модой, потому что она существует не только для подиумов и фотосессий, а прежде всего для человека. Особенность экспозиции состоит в том, что она даёт возможность проследить не только развитие модных тенденций, но и изменения отношения к моде в периодических изданиях перечисленных эпох.
См. также Журналы мод в электронной библиотеке РНБ
Кураторы выставки
Н. Малышева, Е. Пугина.
512
Европейские журналы мод продолжали развиваться в течение всего XIX века. Реклама становилась все более важным источником дохода. Во второй половине XIX века фактически любой продукт, которым пользовались женщины, можно было найти среди рекламы на последних страницах. Издатели продолжали предлагать подписчикам бесплатные приложения; в число постоянных бонусов входили образцы вышивки и выкройки, книги о домоводстве, косметике и воспитании детей. Объединяя эти темы в одном журнале, издатели способствовали созданию идеального образа женщины XIX века. Она была, прежде всего, матерью и женой, которая посвящала свою жизнь заботам о семье. А еще она была потребителем журналов и рекламируемых в них продуктов. Таким образом, модные издания видели в женщинах две ипостаси, к которым те должны были стремиться, — домашнюю и коммерческую.
Возможно, вам также будет интересна статья: История создания герба России
Такой тип европейских журналов вдохновлял и русских издателей второй половины XIX века. Не желая ограничиваться модой, они постоянно находились в поиске тем, которые апеллировали бы ко всем женщинам, а не только к представительницам высшего света. Их целью было привлечь больше женщин подписчиц и, таким образом, заработать больше денег. Для этого им нужно было с минимальными затратами выпускать журналы, привлекающие как можно более широкую аудиторию. Издавать модный журнал пытались многие, но мало кто продержался дольше нескольких лет. В модной прессе была очень жесткая конкуренция, где выживали только самые хитрые и изворотливые издатели. Из всех существующих русских журналов мод ведущие позиции принадлежало трем: «Новому русскому базару», «Модному свету» и «Вестнику моды». Их история служит прекрасной иллюстрацией развития современной модной прессы в России.
Журнал «Новый русский базар»
Основным источником новостей для нового поколения модных журналов стала французская мода. Русской публике не нужны были интерпретации французских новостей, поэтому проще и несколько выгоднее было переводить уже написанные французские статьи. В этом случае издателям не нужно было нанимать авторов; вместо этого они могли пригласить нескольких переводчиков и хорошего редактора и создать русский выпуск иностранного журнала. Первым журналом такого рода стал «Новый русский базар». В августе 1866 года Софья Ивановна Леонтьева, дочь чиновника, обратилась в Главное управление цензуры за разрешением издавать русскую версию немецкого модного журнала «Базар» (Der Bazar), который к тому времени уже продавался в России. Называться журнал должен был «Новый русский базар». Сначала чиновники ответили отказом, однако последовало раздраженное письмо от некоего недавно переехавшего в Россию гражданина Германии Вильгельма Гольдшмидта, настоящего автора этой идеи. Не сомневаясь в получении одобрения, он уже выпустил две тысячи копий нового журнала, который отпечатали в Лейпциге, и даже нашел русского представителя, который исполнял бы функции издателя вместо него. И когда Главное управление цензуры ответило отказом, Гольдшмидт потребовал пересмотра вопроса. Через две недели Василий Егорович Генкель, несомненно, выступающий от лица Гольдшмидта, подал властям новое прошение. На этот раз управление цензуры одобрило начинание; функции редактора должен был выполнять Петр Иванович Эйснер. Меньше чем через год издателем стал сам Гольдшмидт. Несмотря на изначальные трудности, «Новый русский базар» быстро завоевал популярность среди русских женщин. Его преимуществом было то, что он мог претендовать на звание настоящего европейского журнала, а не его русской имитации. Модные новости появлялись в нем быстрее, а задержек в издательском процессе было меньше, в основном потому, что цензоры одобряли переводы быстрее, чем оригинальные тексты. По сведениям Главного управления цензуры, в 1870 году, после трех лет существования, «Новый русский базар» выходил тиражом шесть тысяч экземпляров. По числу продаваемых копий с ним мог сравниться разве что «Модный магазин» с пятитысячным тиражом. «Ваза» же значительно отставала, имея всего две тысячи подписчиков. «Новый русский базар» продолжал процветать в 1870–1880-х годах, когда успех журнала привлек внимание конкурентов. В 1883 году права на выпуск «Нового русского базара» приобрел Герман Гоппе — это был первый из трех журналов, которые станет выпускать его издательский дом (в том же 1883 году он выкупил «Модный магазин» у Софии Мей). Деловая хватка Гоппе позволила ему поддерживать ведущую позицию «Нового русского базара»: он по-прежнему оставался самым успешным журналом мод. В 1892 году Гоппе получил разрешение издавать приложение к журналу «Парижские моды», которое впоследствии превратилось в самостоятельное издание. К 1895 году «Новый русский базар» был вторым по популярности русским журналом мод (после «Модного света»), с тиражом около десяти тысяч экземпляров. Основным соперником «Нового русского базара» был «Модный свет». История этого журнала отражает жестокую конкуренцию, которая существовала среди русских издательств. В 1866 году Иван Афанасьевич Соломка обратился в Главное управление цензуры с просьбой разрешить ему выпуск нового журнала под названием «Модный журнал: журнал мод и новостей».
Журнал «Модный свет»
В 1868 году Соломка назначил нового редактора, Юлию Петровну Померанцеву. В ноябре Герман Гоппе и Померанцева объявили о своем намерении издавать новый журнал под названием «Модный свет» и прекратить работу над «Модным журналом». Прежде чем цензоры приняли какое-либо решение, они получили раздраженное письмо от некоего Германа Карловича Корнфельда. Он называл себя деловым партнером Гоппе и объявлял, что Гоппе и Померанцева украли материал, предназначавшийся для «Модного журнала», не поставив его в известность и не заручившись его согласием. Главное управление цензуры вмешалось и не позволило Померанцевой стать редактором нового издания. Несмотря на это, они с Гоппе оставались движущей силой нового журнала «Модный свет» вплоть до смерти Померанцевой в 1874 году.
Возможно, вам также будет интересна статья: где и когда состоялись первые олимпийские игры современности
Как и «Новый русский базар», «Модный свет» изначально был переводом немецкого журнала под тем же названием — Die Modenwelt. Все иллюстрации и литографии были иностранными, в модных колонках говорилось о парижский тенденции и очень редко — петербургские. Однако вскоре стала появляться информация, рассчитанная исключительно на русскую публику. Журнал выходил еженедельно, и каждый номер включал материалы по литературе или по моде. С ростом популярности издания Гоппе добавлял новые разделы: музыку, семейную жизнь и другие. После смерти Гоппе в 1886 году во главе издательского дома встала его жена Адель. Она продолжала его дело вплоть до своей смерти в 1895 году, после чего ей наследовали дочери. В 1901 году Максим Адольфович Мюллер, другой эмигрант из Германии, стал новым главой издательского дома Гоппе и продолжил выпускать «Модный свет». Начиная с 1890-х годов это был самый популярный русский модный журнал, выходивший тиражом 12 500 экземпляров. На втором месте был «Новый русский базар» с 10 000 копий.
Вестник моды
Однако «немецкое» засилье в модной прессе не могло оставаться незамеченным. В 1884 году Николай Павлович Аловерт подал в Главное управление цензуры прошение о выпуске собственного журнала «Вестник моды: иллюстрированный журнал моды, хозяйства и литературы».
К тому времени Аловерт успешно издавал ряд технических журналов, но теперь ему хотелось выйти на рынок женской прессы. Чтобы отмежеваться от «Модного света», Аловерт решил сыграть на патриотических чувствах читателей. Он утверждал, что русские женщины получают новости моды не напрямую из Парижа, а с заездом в Берлин. По словам Аловерта, такой крюк позволял немецким издателям менять моду по собственному вкусу. Он же знает, что русские женщины хотят получать модные новости как можно скорее и без каких-либо изменений, и обещает, что будет публиковать «настоящие» французские иллюстрации с русским текстом одновременно с их появлением в Париже. Чтобы сделать свое воззвание еще более доходчивым, он напечатал заглавие журнала старорусским шрифтом, буквами, словно обернутыми в русское кружево, и каждый номер посвящал «русской женщине». Через десять лет журнал, выходящий девятитысячным тиражом, занял третье место по популярности, уступая лишь «Модному свету» и «Новому русскому базару», а среди его постоянных подписчиц была сама императрица Александра. Многие предприниматели пытались выпускать модные журналы и бросать вызов тройке лидеров, но большинство из них смогли продержаться не больше пары лет. Во второй половине XIX века на небосклоне модной прессы периодически мелькали названия вроде «Аврора», «Мода и рукоделия», «Парижские модные выкройки» или «Венский шик», но все они исчезали под давлением характерной для того времени жесткой конкуренции. Разницу между преуспевшими и потерпевшими крушение журналами определяли растущий интерес к европейскому платью и использование главных европейских маркетинговых стратегий.
Фрагмент первой страницы журнала «Нива» №17, 1891 г.
Начало истории российской журналистики восходит к 17 веку. Для царя и его ближайшего окружения выпускались рукописные сводки новостей «Куранты» / «Вестовые письма». Предтечей современных редакций была «правильня» – помещение для редакторов церковных книг при московской типографии. Основал ее в 1620 г. митрополит Филарет – отец первого царя Романова, Михаила.
Первое русское печатное издание – газета «Ведомости». Основана по указу Петра I. Первый номер вышел в свет в январе 1703 г. Уже в 1750-х гг. издавались десятки газет и журналов. Мы подобрали для вас 10 самых популярных журналов дореволюционной России (с середины 18 в. до революции 1917 г.)
Подписываетесь на наш Мессенджер – читайте короткие посты по тематике канала
1. Трутень (1769-1770)
Николай НовикОв – общественный деятель, журналист, издатель. Во время работы Комиссии по разработке проекта «Нового Уложения» вел протоколы заседаний. Тогда и познакомился с императрицей.
Когда Комиссия закрылась, начал издавать сатирический журнал «Трутень». В нем НовикОв говорил о злоупотреблениях помещиков, взяточничестве, несправедливости судов, обличал влиятельных лиц. По проблемам содержания сатиры журнал НовикОва спорил со «Всякой всячиной» Екатерины II.
Николай НовикОв (худ. Д. Левицкий
Императрица указала «Трутню» на его место, потребовала отказаться от обсуждения вопросов крепостного права. Вскоре журнал был закрыт. Идеи «Трутня» НовикОв продолжил в журнале «Живописец», выходившем в 1772-73 гг.
О литературных талантах императрицы Екатерины II и других великих правителей читайте в статье 10 монархов-писателей и их книги
2. Почта духов (1789-1790)
Иван Андреевич Крылов, до того как начал писать басни, издавал сатирический журнал. Полное его название: «Почта духов или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами».
И.А. Крылов (худ. К. Брюллов)
Здесь в виде писем печатались философские очерки, новеллы, рассказы, стихи, фельетоны, анекдоты, переводы работ философа-просветителя Ж. Б. д’Аржана. Все письма связывались единым сюжетом. Нумерация страниц была сплошной, предполагая подшивку номеров.
Крылов говорил о морали, долге перед обществом, положении дворян, обязанности монархов, а также о месте порядочного человека в мире фальши и корысти.
Загляните сюда: Топ 5 самых необычных библиотек мира
3. Магазин английских, французских и немецких новых мод (1791)
В конце 18 в. в России впервые появился журнал, рассказывающий о тенденциях моды в столицах Европы. Издатель – Василий Окороков.
Рисунки из журнала
Раньше модные костюмы привозили в европейские столицы на куклах-манекенах – Пандорах. В модном журнале впервые появились цветные рисунки нарядов на дамах и кавалерах, отдельных деталей гардероба, модной мебели, предметов интерьера и даже чертежи модных колясок и мебели.
Модные платья начал 1790-х годов
Журнал состоял из переводных обзоров моды и обычаев столиц Европы, а также Петербурга. Вот тематика некоторых разделов:
- утренний туалет;
- хороший и дурной вкус;
- как прослыть франтом;
- маленькие собачки;
- театральные постановки;
- сколько раз прилично носить одно и то же платье;
- мужские прически и чулки;
- наставление красавицам (в стихах).
В начале 19 в. появился русский женский журнал.
Вам понравится: 5 самых влиятельных фавориток в истории
4. Дамский журнал (1823-1833)
Основатель издания, журналист и писатель Петр Шаликов, задумал отечественную замену зарубежным женским журналам.
Издатель Дамского журнала Петр Шаликов
Здесь печатались сентиментальные произведения зарубежных и русских прозаиков и поэтов (П. Вяземского, Василия Пушкина – дяди А. С. Пушкина), шарады. Почти в каждом номере были тексты и ноты романсов, обзоры моды и светские новости. Одним из первых журнал начал публиковать цветные иллюстрации европейской моды.
Цитата. «Избегать противоречий мужу. Ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел. Никогда ничего не требовать и казаться довольною малым. Жена может быть умнее мужа, но ей должно принимать вид, будто этого не знает. Тщательно избирать приятельниц, иметь их мало» (из поучений «Дамского журнала»).
Министр народного просвещения князь Александр Голицын раскритиковал Дамский журнал как безнравственный. Вскоре издание закрыли.
Читайте также: Топ 5 путешествий на поездах
5. Отечественные записки (1818-1884)
В начале 19 века в России начали издавать первый «толстый» журнал. Основал его путешественник и историк Павел Свиньин. Он публиковал свои статьи по истории, быту, обычаям народов России, географии и рисунки к ним.
Павел Свиньин, основатель журнала
В 1838 г. журнал возобновил Андрей Краевский – как ежемесячное научно-популярное, общественно-политическое и литературное издание. Главным редактором был Владимир Одоевский. В журнале печатались известные русские писатели и ученые. Здесь публика впервые познакомилась со стихами Лермонтова и Некрасова.
Отечественные записки, 1851 г.
С 1868 г. «Отечественными записками» руководил Николай Некрасов, после его смерти – Михаил Салтыков-Щедрин. Журнал закрыли по приказу главного цензора России Евгения Феоктистова.
Отправляемся на поиски самой достоверной Библии. Не читали? Заходите: Охотники за Библией: 10 главных находок древних текстов
6. Современник (1836-1866)
Александр Пушкин задумал общественно-политический и литературный журнал о России. Разрешение получил в 1836 г. Полное название – «Современный летописец политики, наук и литературы». Пушкин выпустил 4 номера. В них вошли произведения Гоголя, Жуковского, Вяземского, Тургенева. Большую часть составляли работы самого Пушкина, но изданы они анонимно. В последнем номере вышла повесть «Капитанская дочка».
Александр Пушкин
Журнал не пользовался популярностью – всего 600 подписчиков. После смерти Пушкина «Современник» продолжили издавать Петр Вяземский, затем П. Плетнев. Издание стало ежемесячным.
Николай Некрасов
В 1847 г. пришедший в упадок «Современник» купили Некрасов и Панаев. Николай Некрасов планировал журнал, который повторит успех «Отечественных записок» и при этом станет конкурентом.
Групповой портрет членов редколлегии журнала «Современник», 1856 г. (фотограф Сергей Левицкий)
В «Современнике» публиковались произведения ведущих российских писателей, переводы зарубежных авторов. Издание стало идейным центром демократической общественной мысли, вступало в полемику с официальной либеральной и консервативной журналистикой.
1866 г. «Современник» закрыли по указу Александра II. Поводом было покушение на императора: во время обыска у Дмитрия Каракозова нашли номера «Современника» и «Русского слова».
Не читали? Заходите: Топ 5 величайших шпионов в истории
7. Ералаш (1846-1849)
В середине 19 века в России появились сатирические журналы. Первым был «Ералаш». Издавал журнал художник-карикатурист Михаил Невахович.
Ералаш
Карикатуры делали Невахович, И. Пальм и Н. Степанов. Они отражали злободневные явления общественной и бытовой жизни, мир искусства. Карикатуры и шаржи сопровождались пояснениями.
Ералаш. Шествие в храм славы (шарж)
Самым популярным шаржем было «Шествие в храм славы», посвященное писателям1840-х гг. В центре композиции – Гоголь, спящий на сожженном втором томе «Мертвых душ».
Вам понравится: 10 самых дерзких краж произведений искусства
8. Модный магазин (1862-1915)
В конце 19 – начале 20 вв. были популярны журналы для женщин. Один из самых известных, «Модный магазин», основала писатель и переводчик Софья Мей.
Модный магазин
Сначала он был в основном литературным. В приложениях публиковались:
- рисунок костюма;
- лист с выкройкой в натуральную величину;
- узоры для вышивки в разных техниках.
Позже появились советы по домоводству, увеличился раздел рукоделий, появились светская и театральная хроника. Печатали сентиментальные стихи, переводы произведений зарубежных писателей – Флобера, Диккенса, Гюго, Гейне. Статьи сопровождали цветные иллюстрации.
Загляните сюда: 5 самых удивительных частных домов мира
9. Вокруг света (1861 – настоящее время)
Основал журнал издатель и просветитель Маврикий Вольф. Первый редактор – Павел Ольхин, журналист, переводчик, популяризатор науки.
Маврикий Вольф, основатель журнала
Рассказывали на его страницах о путешествиях, природе, обычаях экзотических стран. Печатали статьи русских путешественников об Азии, Сибири, Поволжье с рисунками и гравюрами. В приложении «Природа и землеведение» публиковали переводы зарубежных научно-популярных статей. Появлялись приключения и фантастика, например, в 1867 г. – роман Жюля Верна «Из пушки на луну».
«Вокруг света», 1861 г., титульный лист 1 тома
В 1868 г. журнал закрылся. Возродили его в 1885 г. братья Евгений и Михаил Вернеры. Они добавили российские и зарубежные новости, рубрики об окраинах России и морских путешествиях.
Реклама журнала, 1897 г.
В 1892 г. журнал купил книгоиздатель Иван Сытин. Он ввел материалы о научных открытиях и изобретениях, технике, медицине, животноводству и садоводству. Появились фотографии. В приложениях печатались литературные произведения. Публиковались ребусы, занимательные задачи, кроссворды. В ноябре 1917 г. вышел последний дореволюционный номер.
Объявление в последнем номере журнала за 1917 г. о прекращении выпуска
Возродился «Вокруг света» в 1927 г. В советское время журнал закрывали еще раз – с июля 1941 г. по декабрь 1945 г. Сегодня тираж составляет около 230 тыс. экз.
Вам понравится: 10 худших достопримечательностей Москвы
10. Нива (1869-1918)
Самый популярный журнал для семейного чтения. Выходил в издательстве Адольфа Маркса. На страницах размещались научно-популярные и исторические материалы, произведения известных писателей, репродукции картин современных художников.
Адольф Маркс, выдающий издатель, книгопродавец, просветитель
Статьи сопровождались иллюстрациями и гравюрами. В начале 20 в. появились фотообзоры. С 1891 г выходили бесплатные приложения:
- собрания сочинений русских и зарубежных писателей;
- «Парижские моды» с выкройками;
- календари;
- художественные альбомы.
Нива, обложка за 1904 г.
Нумерация в журнале и приложениях была сплошной – для годовой подшивки. В конце года подписчики получали обложку.
Загляните сюда:
10 реальных персонажей в аду Данте
Топ 5 потрясающих зданий посольств России за рубежом
10 стран с самым большим влиянием на мировую культуру
Ставите лайк – мы понимаем, какие статьи написать для вас
Подписываетесь на наш Дзен – чаще видите наши статьи в ленте
Подписываетесь на наш Мессенджер – читаете короткие посты по тематике канала
Делитесь с друзьями – у вас есть что обсудить )