Писать стихи уже не модно сказал с усмешкою поэт

Говорят, Золотой век поэзии далеко в прошлом, да и вообще современная литература никогда не будет такой же популярной и качественной, как во времена Пушкина. Но ведь среди нынешних авторов по-прежнему много талантов!

Есть и среди современников те, кто мастерски владеет пером: говорят о бытовых проблемах, знакомых каждому, другие рассуждают на философские темы, третьи откровенно рассказывают о современных проблемах человечества. А главное – сама лирика живет и развивается, подстраиваясь под быстрый ритм XXI века. Не нужно бояться новых форм и содержаний – за ними будущее!

Давайте же взглянем на современных поэтов поближе.

Atticus

Это один из самых таинственных поэтов современности. Его никто никогда не видел, никто не знает его биографию и настоящее имя. Даже на собственные встречи он приходит в серебряной маске.

Он начал творческий путь, публикуя стихотворения в Instagram. Теперь чисто подписчиков перевалило за миллион, а его стихи перекочевали в книги.
Творчество Аттикуса – отличный пример того, что поэзия растет и меняет форму: его стихи очень далеки от классической и стандартной лирики. Они порой напоминают цитаты или вырванные из целого произведения строки. Но такова новая форма: успеть в словах, словно на фото, запечатлеть мгновение, чтобы поделиться с миром.

В сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес представен сборник стихотворений Аттикуса «Люби ее неистово».

«Будь у меня все сокровища мира,
я бы сумел воплотить все мечты,
играл бы с детьми
и проводил бы все время с женой».
«Нет, —
ответил старик. —
Если ты воплощаешь мечты,
играешь с детьми
и проводишь все время с женой,
у тебя уже есть
все сокровища мира».

(с) из сборника «Люби ее неистово»

Вера Полозкова

Вера Полозкова – одна из самых известных поэтов нашего времени. Если попросить кого-нибудь назвать современного лирика, вы наверняка услышите эту фамилию. Ее первый серьезный сборник «Непоэмание» вышел в 2008 году, до этого она публиковала свои стихотворения интернете. Позже были и литературные премии, и новые сборники: «Фотосинтез», «Осточертение», «Ответственный ребенок». В настоящее время она играет в театре и часто совершает поэтические гастроли по стране.

Вера Полозкова умеет писать хлестко, образно и необычно. Порой в ее лирике встречаются и крепкие словечки – но исключительно в тему.

Ее часто называют «пронзительной», а ее стихи написаны будто в состоянии вечной влюбленности, даже если они и не о любви вовсе. Вера Полозкова пишет о себе, своих мыслях, чувствах, надеждах. И все же каждый читатель может сказать: «Как она узнала? Это же про меня!»

Просыпаешься – а в груди горячо и густо.
Все как прежде – но вот внутри раскаленный воск.
И из каждой розетки снова бежит искусство –
В том числе и из тех, где раньше включался мозг.
Ты становишься будто с дом: чуешь каждый атом,
Дышишь тысячью легких; в поры пускаешь свет.
И когда я привыкну, черт? Но к ручным гранатам –
Почему-то не возникает иммунитет.
Мне с тобой во сто крат отчаяннее и чище;
Стиснешь руку – а под венец или под конвой, –
Разве важно? Граната служит приправой к пище –
Ты простой механизм себя ощущать живой.

(с) из сборника «Непоэмание»

Ринат Валиуллин

Этот талантливый поэт тоже начинал со страничек в интернете и самиздата. Первую книгу под названием «Варварство» он издал самостоятельно в 2009 году. Через четыре года выпутил «Кулинарную книгу», а потом – еще два десятка произведений: как лирики, так и прозы.

Сам автор называет свой стиль «сенсорной поэзией» с очень чувственными текстами, вызывающими эмоции. Почти каждая строчка из его произведений разошлась по интернету цитатами. В его стихах не всегда присутствует рифма и ритм, зато почти в каждом – неожиданные метафоры, сочные сочетания слов и авторский стиль.

Ринат Валиуллин пишет об отношениях мужчин и женщин, причем заглядывает прямо в душу, подмечая тонкие психологические моменты.

– Ты чувствуешь эту тоску?
Или только я
ощущаю?
Вот и сегодня утром.
Напротив лежала твоя голова.
Я забралась вовнутрь
поискать себя,
а там другая.

(с) из сборника «Стихи для гурманов»

Сола Монова

Юлия Соломонова – настоящая современная поэтесса, одна из самых читаемых в русскоязычном интернете. Она не стесняется быть эпатажной и писать о таких невечных темах, как всемирная паутина и социальные сети. А еще о том, что никогда не устареет: о любви, счастье и умении прощать, об отношениях мужчин и женщин, о мимолетной моде. Один из сборников так и называется: «Стихи про мужиков». Ее работы часто содержат нецензурную лексику. Сама поэтесса боится, что однажды ее дочка решит продекламировать творчество мамы и выберет матерный стих.

Стихи Солы Моновой обладают удивительным свойством: с помощью убийственной доли сарказма они учат проще относиться к жизни, неудачам и даже изменам.

Поэтесса начала выкладывать первые работы в интернете. Сейчас в каждой популярной соцсети у нее есть авторские группы, а еще – канал на Youtube, где девушка сама читает свои произведения. Получаются своеобразные клипы на стихотворения. А еще она дает концерты.

Смелые, правдивые, жизненные и в чем-то простые стихи будут близки многим.

Ты герой! Ни больше и ни меньше,
А на личном фронте – западня:
В целом мире идеальных женщин
Ты зачем-то выискал меня.

У других порядочные жёны,
Полные задора и огня,
А у нас – то избы не зажжёны,
То коней никто не выгонял.

У других – податливое тело
И всегда горячая плита,
Отвечают коротко! по делу!
И преумножают капитал.

А тебе не повезло со мною —
Я твой нераскрытый парашют.
Я всё время ною – ною – ною…
А потом прошу – прошу – прошу…

(с) отрывок из стихотворения «Ты герой»

Ах Астахова

Эта писательница обладает одной из самых обширных поэтических аудиторий в России, что позволяет ей путешествовать с выступлениями по всей стране, а в 2014 году она совершила тур по Европе. Профессиональные литераторы критикуют ее стиль, но это не мешает Астаховой собирать тысячи читателей, иметь армию поклонников и каждым стихотворением попадать прямо в сердце своим почитателям.

Она не устает искать новые формы лирики. К примеру, в ее библиографии есть книга «Мужское/Женское», где Астахова пишет о двух противоположностях, живущих в ее сознании. Строгие, четкие строки от ее мужского эго и мягкие, нежные женские чувства в другой половине.

стихи уподобятся прозе,
в миноре утонет терция;
подобием азбуки Морзе
твое отзовется сердце.
когда я тебя покину,
и город, и все что было,
глазами уткнись мне в спину
пронзительно и уныло!
но только не трогай память,
и имя забудь, как детство;
времени дай расставить
нас на былое место.
вцепись в меня зло, неправильно:
как сможешь, перечь разлуке –
тебя, словно азбуку Брайля,
мои прочитают руки.

(с) Из сборника «Женская лирика»

Книги поэтов, о которых мы сегодня рассказали, есть у нас на ЛитРес. Заходите, скачивайте и читайте с удовольствием!

Источник

Êàçàíü ïîìíèò ñâîèõ çàìå÷àòåëüíûõ çåìëÿêîâ…
Âåðîíèêà Òóøíîâà (27.03.1911, Êàçàíü – 7.07.1965, Ìîñêâà) – îäíà èç ñàìûõ ÿðêèõ çâ¸çä íà å¸ ïîýòè÷åñêîì íåáîñêëîíå. Êàçàíñêîå ëèòîáúåäèíåíèå èì.Ãàðèôà Àõóíîâà, ðóêîâîäèòåëåì êîòîðîãî ÿ ÿâëÿþñü ñ 1997 ãîäà,  20 ëåò ïðîâîäèò Îòêðûòûå ìîëîä. ôåñòèâàëè ïîýçèè “Ãàëàêòèêà ëþáâè” èì.Â.Òóøíîâîé ïðè ïîääåðæêå íàøèõ åäèíîìûøëåííèêîâ â Êàçàíè, Çåëåíîäîëüñêå, Àëüìåòüåâñêå, ×èñòîïîëå è Ðàèôå.

Æèçíü è òâîð÷åñòâî ëþáèìîé ïîýòåññû ñëèòû íåðàçðûâíî, à òðàãè÷åñêàÿ èñòîðèÿ åå ëþáâè äîñòîéíà ïåðà Øåêñïèðà…

***

Èñòîðèÿ âåëèêîé ëþáâè:
“Íåò ïîâåñòè ïå÷àëüíåå íà ñâåòå…”

Âåðîíèêà Òóøíîâà

 Õìóðóþ çåìëþ
 ñòóæà ñêîâàëà,
 íåáî ïî ñîëíöó
 çàòîñêîâàëî.
 Óòðîì òåìíî,
 è â ïîëäåíü òåìíî,
 à ìíå âñ¸ ðàâíî,
 ìíå âñ¸ ðàâíî!

 À ó ìåíÿ åñòü ëþáèìûé, ëþáèìûé,
 ñ ïîâàäêîé îðëèíîé,
 ñ äóøîé ãîëóáèíîé,
 ñ óñìåøêîþ äåðçêîé,
 ñ óëûáêîþ äåòñêîé,
 íà âñ¸ì áåëîì ñâåòå
 îäèí-åäèíûé.

 Îí ìíå è âîçäóõ,
 îí ìíå è íåáî,
 âñ¸ áåç íåãî áåçäûõàííî
 è íåìî…

 À îí íè÷åãî ïðî ýòî íå çíàåò,
 ñâîèìè äåëàìè è ìûñëÿìè çàíÿò,
 ïðîéä¸ò è íå âçãëÿíåò,
 è íå îãëÿíåòñÿ,
 è ìíå óëûáíóòüñÿ
 íå äîãàäàåòñÿ.

 Ëåæàò ìåæäó íàìè
 íà âåêè âå÷íûå
 íå äàëüíèå äàëè —
 ãîäà áûñòðîòå÷íûå,
 ñòîèò ìåæäó íàìè
 íå ìîðå áîëüøîå —
 ãîðüêîå ãîðå,
 ñåðäöå ÷óæîå.

 Âîâåêè íàì âñòðåòèòüñÿ
 íå ñóæäåíî…
 À ìíå âñ¸ ðàâíî,
 ìíå âñ¸ ðàâíî,
 à ó ìåíÿ åñòü ëþáèìûé,
 ëþáèìûé!

 Âåðîíèêà Ìèõàéëîâíà Òóøíîâà, èçâåñòíàÿ ñîâåòñêàÿ ïîýòåññà, ðîäèëàñü 27 ìàðòà 1911 ãîäà â Êàçàíè â ñåìüå ïðîôåññîðà ìåäèöèíû Êàçàíñêîãî óíèâåðñèòåòà Ìèõàèëà Òóøíîâà è åãî æåíû, Àëåêñàíäðû, óðîæä¸ííîé Ïîñòíèêîâîé, âûïóñêíèöû Âûñøèõ æåíñêèõ Áåñòóæåâñêèõ êóðñîâ â Ìîñêâå.

 Ïåðååõàâ â Ëåíèíãðàä, îíà çàêîí÷èëà ó÷¸áó â ìåäèöèíñêîì èíñòèòóòå, íà÷àòóþ åù¸ â Êàçàíè, âûøëà çàìóæ çà èçâåñòíîãî âðà÷à Þðèÿ Ðîçèíñêîãî è ðîäèëà â 1939 ãîäó äî÷ü Íàòàëüþ. Âòîðîé ìóæ Òóøíîâîé — Þðèé Òèìîôååâ.

 Ïîäðîáíîñòè ñåìåéíîé æèçíè Âåðîíèêè Òóøíîâîé íåèçâåñòíû — ìíîãîå íå ñîõðàíèëîñü, ïîòåðÿëîñü, ðîäñòâåííèêè òîæå õðàíÿò ìîë÷àíèå.

 Îíà ðàíî íà÷àëà ïèñàòü ñòèõè è ïîñëå îêîí÷àíèÿ âîéíû, âî âðåìÿ êîòîðîé åé ïðèøëîñü ðàáîòàòü â ãîñïèòàëÿõ, íàâñåãäà ñâÿçàëà ñâîþ æèçíü ñ ïîýçèåé.

 Íåèçâåñòíî, ïðè êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ è êîãäà òî÷íî ïîçíàêîìèëàñü Âåðîíèêà Òóøíîâà ñ ïîýòîì è ïèñàòåëåì Àëåêñàíäðîì ßøèíûì (1913–1968), êîòîðîãî îíà òàê ãîðüêî è áåçíàäåæíî ïîëþáèëà è êîòîðîìó ïîñâÿòèëà ñâîè ñàìûå ïðåêðàñíûå ñòèõè, âîøåäøèå â å¸ ïîñëåäíèé ñáîðíèê «Ñòî ÷àñîâ ñ÷àñòüÿ». Áåçíàäåæíî — ïîòîìó ÷òî ßøèí, îòåö ñåìåðûõ äåòåé, áûë æåíàò óæå òðåòüèì áðàêîì. Áëèçêèå äðóçüÿ øóòÿ íàçûâàëè ñåìüþ Àëåêñàíäðà ßêîâëåâè÷à «ÿøèíñêèì êîëõîçîì».

 «Íåðàçðåøèìîãî íå ðàçðåøèòü, íåèñöåëèìîãî íå èñöåëèòü…». À èñöåëèòüñÿ îò ñâîåé ëþáâè, ñóäÿ ïî å¸ ñòèõàì, Âåðîíèêà Òóøíîâà ìîãëà òîëüêî ñîáñòâåííîé ñìåðòüþ.

 Îíè âñòðå÷àëèñü òàéíî, â äðóãèõ ãîðîäàõ, â ãîñòèíèöàõ, åçäèëè â ëåñ, áðîäèëè öåëûìè äíÿìè, íî÷åâàëè â îõîòíè÷üèõ äîìèêàõ. À êîãäà âîçâðàùàëèñü íà ýëåêòðè÷êå â Ìîñêâó, ßøèí ïðîñèë Âåðîíèêó âûõîäèòü çà äâå-òðè îñòàíîâêè, ÷òîáû èõ íå âèäåëè âìåñòå.

 Íî âñêîðå òàéíîå ñòàíîâèòñÿ ÿâíûì. Äðóçüÿ îñóæäàþò åãî, â ñåìüå íàñòîÿùàÿ òðàãåäèÿ. Ðàçðûâ ñ Âåðîíèêîé Òóøíîâîé áûë ïðåäîïðåäåë¸í è íåèçáåæåí.

 Âîò òàêàÿ ïðåäûñòîðèÿ ïîÿâëåíèÿ ïîñëåäíèõ ñòèõîâ Âåðîíèêè Òóøíîâîé — ïðîíçèòåëüíûõ è èñïîâåäàëüíûõ — ÿð÷àéøåãî îáðàçöà æåíñêîé ëþáîâíîé ëèðèêè.

 ß ñòîþ ó îòêðûòîé äâåðè,
 ÿ ïðîùàþñü, ÿ óõîæó.
 Íè âî ÷òî óæå íå ïîâåðþ, —
 âñ¸ ðàâíî íàïèøè, ïðîøó!
 ×òîá íå ìó÷èòüñÿ ïîçäíåé æàëîñòüþ,
 îò êîòîðîé ñïàñåíüÿ íåò,
 íàïèøè ìíå ïèñüìî, ïîæàëóéñòà,
 âïåð¸ä íà òûñÿ÷ó ëåò.
 Íå íà áóäóùåå, òàê çà ïðîøëîå,
 çà óïîêîé äóøè,
 íàïèøè îáî ìíå õîðîøåå.
 ß óæå óìåðëà. Íàïèøè!

 ***

 Áûâàëî âñ¸: è ñ÷àñòüå, è ïå÷àëè,
 è ðàçãîâîðû äëèííûå âäâî¸ì.
 Íî ìû î ñàìîì ãëàâíîì ïðîìîë÷àëè,
 à ìîæåò, è íå äóìàëè î í¸ì.
 Íàñ ðàçäåëèëî ñìóòíûõ äíåé òå÷åíüå –
 ñïåðâà ðó÷åé, ïîòîì, ãëÿäèøü, ðåêà…
 Íî äîëãî îñòàâàëîñü îùóùåíüå:
 íå íàâñåãäà, íåíàäîëãî, ïîêà…
 Äàâíî èñ÷åç, óïëûë äàë¸êèé áåðåã,
 è íåò òåáÿ, è ñâåò â äóøå ïîãàñ,
 è òîëüêî ÿ îäíà åù¸ íå âåðþ,
 ÷òî æèçíü íàâå÷íî ðàçëó÷èëà íàñ.

 ***
 Â ÷¸ì îòêàçàëà ÿ òåáå, ñêàæè?
 Òû öåëîâàòü ïðîñèë — ÿ öåëîâàëà.
 Òû ëãàòü ïðîñèë, — êàê ïîìíèøü, è âî ëæè
 íè ðàçó ÿ òåáå íå îòêàçàëà.
 Âñåãäà áûëà òàêàÿ, êàê õîòåë:
 õîòåë — ñìåÿëàñü, à õîòåë — ìîë÷àëà…
 Íî ãèáêîñòè äóøåâíîé åñòü ïðåäåë,
 è åñòü êîíåö ó êàæäîãî íà÷àëà.
 Ìåíÿ îäíó âî âñåõ ãðåõàõ âèíÿ,
 âñ¸ îáñóäèâ è âñ¸ îáäóìàâ òðåçâî,
 æåëàåøü òû, ÷òîá íå áûëî ìåíÿ…
 Íå áåñïîêîéñÿ — ÿ óæå èñ÷åçëà.
 
 ***
 Ãîíèò âåòåð òó÷ ëîõìàòûõ êëî÷üÿ,
 ñíîâà íàñòóïèëè õîëîäà.
 È îïÿòü ìû ðàññòà¸ìñÿ ìîë÷à,
 òàê, êàê ðàññòàþòñÿ íàâñåãäà.
 Òû ñòîèøü è íå ãëÿäèøü âäîãîíêó.
 ß ïåðåõîæó ÷åðåç ìîñòîê…
 Òû æåñòîê æåñòîêîñòüþ ðåá¸íêà —
 îò íåïîíèìàíèÿ æåñòîê.
 Ìîæåò, íà äåíü, ìîæåò, íà ãîä öåëûé
 ýòà áîëü ìíå æèçíü óêîðîòèò.
 Åñëè á çíàë òû ïîäëèííóþ öåíó
 âñåõ òâîèõ ìîë÷àíèé è îáèä!
 Òû áû ïîçàáûë ïðî âñ¸ äðóãîå,
 òû ñõâàòèë áû íà ðóêè ìåíÿ,
 ïîäíÿë áû è âûíåñ áû èç ãîðÿ,
 êàê ëþäåé âûíîñÿò èç îãíÿ.

 Ïèñüìî

 Ïðîñòî ñèíåé êðàñêîé íà áóìàãå
 íåðàçáîð÷èâûõ çíà÷êîâ ðÿäû,
 à êàê áóäòî áû ãëîòîê èç ôëÿãè
 óìèðàþùåìó áåç âîäû.
 Ïî÷åìó áåç ìèëëèîíîâ ìîæíî?
 Ïî÷åìó áåç îäíîãî íåëüçÿ?
 Ïî÷åìó òàê ìåäëèëà áåçáîæíî
 ïî÷òà, èçáàâëåíèå íåñÿ?
 Íàêîíåö-òî îòäîõíó íåìíîãî.
 Î÷åíü ìû îò ãîðÿ óñòà¸ì.
 Ïî÷åìó òû íå õîòåë òàê äîëãî
 âñïîìíèòü î ìîãóùåñòâå ñâî¸ì?

 ***
 Ìíå ãîâîðÿò: íåòó òàêîé ëþáâè.
 Ìíå ãîâîðÿò: êàê âñå, òàê è òû æèâè!
 Áîëüíî ìíîãîãî õî÷åøü,
 íåòó ëþäåé òàêèõ.
 Çðÿ òû òîëüêî ìîðî÷èøü
 è ñåáÿ è äðóãèõ!
 Ãîâîðÿò: çðÿ ãðóñòèøü,
 çðÿ íå åøü è íå ñïèøü,
 íå ãëóïè!
 Âñ¸ ðàâíî âåäü óñòóïèøü,
 òàê óæ ëó÷øå ñåé÷àñ óñòóïè!
 …À îíà åñòü. Åñòü. Åñòü.
 À îíà – çäåñü, çäåñü, çäåñü,
 â ñåðäöå ìî¸ì
 ò¸ïëûì æèâ¸ò ïòåíöîì,
 â æèëàõ ìîèõ æãó÷èì òå÷¸ò ñâèíöîì.
 Ýòî îíà – ñâåòîì â ìîèõ ãëàçàõ,
 ýòî îíà – ñîëüþ â ìîèõ ñëåçàõ,
 çðåíüå, ñëóõ ìîé, ãðîçíàÿ ñèëà ìîÿ,
 ñîëíöå ìî¸, ãîðû ìîè, ìîðÿ!
 Îò çàáâåíüÿ – çàùèòà, îò ëæè è íåâåðüÿ – áðîíÿ…
 Åñëè å¸ íå áóäåò, íå áóäåò ìåíÿ!
 …À ìíå ãîâîðÿò: íåòó òàêîé ëþáâè.
 Ìíå ãîâîðÿò: êàê âñå, òàê è òû æèâè!
 À ÿ íèêîìó äóøè
 íå äàì ïîòóøèòü.
 À ÿ è æèâó, êàê âñå êîãäà-íèáóäü áóäóò æèòü!

 ***

 ß ïðîùàþñü ñ òîáîþ
 ó ïîñëåäíåé ÷åðòû.
 Ñ íàñòîÿùåé ëþáîâüþ,
 ìîæåò, âñòðåòèøüñÿ òû.
 Ïóñòü èíàÿ, ðîäíàÿ,
 òà, ñ êîòîðîþ – ðàé,
 âñ¸ ðàâíî çàêëèíàþ:
 âñïîìèíàé! âñïîìèíàé!
 Âñïîìèíàé ìåíÿ, åñëè
 õðóñòíåò óòðåííèé ë¸ä,
 åñëè âäðóã â ïîäíåáåñüå
 ïðîãðåìèò ñàìîë¸ò,
 åñëè âèõðü çàêóð÷àâèò
 äóøíûõ òó÷ ïåëåíó,
 åñëè ï¸ñ çàñêó÷àåò,
 çàñêóëèò íà ëóíó,
 åñëè ðûæèå ñòàè
 çàêðóæèò ëèñòîïàä,
 åñëè çà ïîëíî÷ü ñòàâíè
 çàñòó÷àò íåâïîïàä,
 åñëè óòðîì áåë¸ñûì
 çàêðè÷àò ïåòóõè,
 âñïîìèíàé ìîè ñë¸çû,
 ãóáû, ðóêè, ñòèõè…
 Ïîçàáûòü íå ñòàðàéñÿ,
 ïðî÷ü èç ñåðäöà ãîíÿ,
 íå ñòàðàéñÿ,
 íå ìàéñÿ –
 ñëèøêîì ìíîãî ìåíÿ!

 ***

 Íå ñóëè ìíå çîëîòûå ãîðû,
 ãîäû æèçíè äîáðîé íå ñóëè.
 ß òåáÿ ïîêèíó î÷åíü ñêîðî
 ïî çàêîíó ìàòåðè-çåìëè.
 Ìíå îñòàëèñü ñ÷èòàííûå â¸ñíû,
 òàê óæ äàé íà âûáîð, ÷òî õî÷ó:
 ¸ëêè ñèçîêðûëûå, äà ñîñíû,
 äà áåð¸çêó – áåëóþ ñâå÷ó.
 Ïîäàðè âåñ¸ëóþ äâîðíÿæêó,
 õðèïëûõ äåðåâåíñêèõ ïåòóõîâ,
 ìîêðûé ëàíäûø, ïûëüíóþ ðîìàøêó,
 ñìóòíîå äâèæåíèå ñòèõîâ.
 Äåíü äîæäëèâûé, òåìåíü íî÷è äîëãîé,
 âñïëåñêè, âñõëèïû, øîðîõè âî òüìå…
 È ñûðûõ ïîëåíüåâ çàïàõ âîëãëûé
 òîæå, òîæå äàé íà ïàìÿòü ìíå.
 Íå êîðè, ÷òî ïîæåëàëà ìàëî,
 íå ñóäè, ÷òî ñåðäöåì ÿ ðîáêà.
 Òàê óæ ïîëó÷èëîñü, – îïîçäàëà…
 Äàé ìíå ðóêó! Ãäå òâîÿ ðóêà?

 ***

 – Òû ñàì âèíîâàò, – ñêàçàë Ìàëåíüêèé
 ïðèíö. – ß âåäü íå õîòåë, ÷òîáû òåáå
 áûëî áîëüíî, òû ñàì ïîæåëàë, ÷òîáû ÿ
 òåáÿ ïðèðó÷èë…
 – Äà, êîíå÷íî, – ñêàçàë Ëèñ.
 – Íî òû áóäåøü ïëàêàòü!
 – Äà, êîíå÷íî.
 – Çíà÷èò òåáå îò ýòîãî ïëîõî.
 – Íåò, – âîçðàçèë Ëèñ, – ìíå õîðîøî.
 Ñåíò-Ýêçþïåðè

 ***

 Ñòî ÷àñîâ ñ÷àñòüÿ… Ðàçâå ýòîãî ìàëî?
 ß åãî, êàê ïåñîê çîëîòîé, íàìûâàëà,
 ñîáèðàëà ëþáîâíî, íåóòîìèìî,
 ïî êðóïèöå, ïî êàïëå, ïî èñêðå, ïî áë¸ñòêå,
 ñîçäàâàëà åãî èç òóìàíà è äûìà,
 ïðèíèìàëà â ïîäàðîê îò êàæäîé çâåçäû è áåð¸çêè…
 Ñêîëüêî äíåé ïðîâîäèëà çà ñ÷àñòüåì â ïîãîíå
 íà ïðîäðîãøåì ïåððîíå,
 â ãðåìÿùåì âàãîíå,
 â ÷àñ îòë¸òà åãî íàñòèãàëà
 íà àýðîäðîìå,
 îáíèìàëà åãî, ñîãðåâàëà
 â íåòîïëåííîì äîìå.
 Âîðîæèëà íàä íèì, êîëäîâàëà…
 Ñëó÷àëîñü, áûâàëî,
 ÷òî èç ãîðüêîãî ãîðÿ ÿ ñ÷àñòüå ñâî¸ äîáûâàëà.
 Ýòî çðÿ ãîâîðèòñÿ,
 ÷òî íàäî ñ÷àñòëèâîé ðîäèòüñÿ.
 Íóæíî òîëüêî, ÷òîá ñåðäöå
 íå ñòûäèëîñü íàä ñ÷àñòüåì òðóäèòüñÿ,
 ÷òîáû íå áûëî ñåðäöå ëåíèâî, ñïåñèâî,
 ÷òîá çà ìàëóþ ìàëîñòü îíî ãîâîðèëî «ñïàñèáî».

 Ñòî ÷àñîâ ñ÷àñòüÿ,
 ÷èñòåéøåãî, áåç îáìàíà…
 Ñòî ÷àñîâ ñ÷àñòüÿ!
 Ðàçâå ýòîãî ìàëî?

 ***

 Âñ¸ â äîìå ïàñìóðíî è âåòõî,
 ñêðèïÿò ñòóïåíè, ìîõ â ïàçàõ…
 À çà îêíîì – ðàññâåò è âåòêà
 â àêâàìàðèíîâûõ ñëåçàõ.
 À çà îêíîì êðè÷àò âîðîíû,
 è ñòðàøíî ÿðêàÿ òðàâà,
 è ïîãðîìûõèâàíüå ãðîìà,
 êàê áóäòî âàëÿòñÿ äðîâà.
 Ñìîòðþ â îêíî, îò ñ÷àñòüÿ ïëà÷à,
 è, ïîëóñîííàÿ åù¸,
 ùåêîþ ÷óâñòâóþ ãîðÿ÷åé
 òâî¸ ïðîõëàäíîå ïëå÷î…
 Íî òû â äðóãîì, äàë¸êîì äîìå
 è äàæå â ãîðîäå äðóãîì.
 ×óæèå âëàñòíûå ëàäîíè
 ëåæàò íà ñåðäöå äîðîãîì.
 …À ýòî âñ¸ – è ÷àñ ðàññâåòà,
 è ñàä, ïîþùèé ïîä äîæä¸ì, –
 ÿ ïðîñòî âûäóìàëà ýòî,
 ÷òîáû ïîáûòü ñ òîáîé âäâî¸ì.

À âîò òàêîé ïðåäñòàåò Òóøíîâà â îïèñàíèÿõ çíàâøèõ åå ëþäåé:

 «Ó Âåðîíèêè — êðàñîòà æãó÷å-þæíàÿ, àçèàòñêàÿ (ñêîðåå ïåðñèäñêîãî, ÷åì òàòàðñêîãî òèïà)» (Ëåâ Àííèíñêèé)

 «Îøåëîìëÿþùå êðàñèâà» (Ìàðê Ñîáîëü)

 «Êðàñèâàÿ, ÷åðíîâîëîñàÿ æåíùèíà ñ ïå÷àëüíûìè ãëàçàìè (çà õàðàêòåðíóþ è íåïðèâû÷íóþ ñðåäíåðóññêîìó ãëàçó êðàñîòó å¸ íàçûâàëè ñìåÿñü «âîñòî÷íîé êðàñàâèöåé»)»

 «Âåðîíèêà áûëà ïîòðÿñàþùå êðàñèâà! Âñå ìãíîâåííî âëþáëÿëèñü â í帅 Íå çíàþ, áûëà ëè îíà ñ÷àñòëèâà â æèçíè õîòÿ áû ÷àñ… Î Âåðîíèêå íóæíî ïèñàòü ñ ïîçèöèè å¸ ñèÿþùåãî ñâåòà ëþáâè êî âñåìó. Îíà èç âñåãî äåëàëà ñ÷àñòü养 (Íàäåæäà Èâàíîâíà Êàòàåâà-Ëûòêèíà)

 «Ó ìîåãî ñòîëà ïðèñàæèâàëàñü Âåðîíèêà Òóøíîâà. Îò íå¸ çàìàí÷èâî ïàõëî õîðîøèìè äóõàìè, è êàê îæèâøàÿ Ãàëàòåÿ, îíà îïóñêàëà ñêóëüïòóðíûå âåê腻 (Èâèíñêàÿ Î. Â. «Ãîäû ñ Áîðèñîì Ïàñòåðíàêîì:  ïëåíó âðåìåíè»)

 «…Ó íå¸ ñ äåòñòâà ñôîðìèðîâàëîñü ÿçû÷åñêè âîñòîðæåííîå îòíîøåíèå ê ïðèðîäå. Îíà ëþáèëà áåãàòü áîñîé ïî ðîñå, ëåæàòü â òðàâå íà êîñîãîðå, óñûïàííîì ðîìàøêàìè, ñëåäèòü çà ñïåøàùèìè êóäà-òî îáëàêàìè è ëîâèòü â ëàäîíè ëó÷èêè ñîëíöà.

 Îíà íå ëþáèò çèìó, çèìà ó íå¸ àññîöèèðóåòñÿ ñî ñìåðòüþ» («Ðóññêàÿ æèçíü»)

 Êîãäà Âåðîíèêà ëåæàëà â áîëüíèöå â îíêîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè, Àëåêñàíäð ßøèí íàâåùàë å¸. Ìàðê Ñîáîëü, äîëãèå ãîäû äðóæèâøèé ñ Âåðîíèêîé, ñòàë íåâîëüíûì ñâèäåòåëåì îäíîãî èç òàêèõ ïîñåùåíèé:

 ß, ïðèäÿ ê íåé â ïàëàòó, ïîñòàðàëñÿ å¸ ðàçâåñåëèòü. Îíà âîçìóòèëàñü: íå íàäî! Åé äàâàëè çëûå àíòèáèîòèêè, ñòÿãèâàþùèå ãóáû, åé áûëî áîëüíî óëûáàòüñÿ. Âûãëÿäåëà îíà ïðåäåëüíî õóäî. Íåóçíàâàåìî. À ïîòîì ïðèø¸ë — îí! Âåðîíèêà ñêîìàíäîâàëà íàì îòâåðíóòüñÿ ê ñòåíå, ïîêà îíà îäåíåòñÿ. Âñêîðå òèõî îêëèêíóëà: «Ìàëü÷èê腻. ß îáåðíóëñÿ — è îáîìëåë. Ïåðåä íàìè ñòîÿëà êðàñàâèöà! Íå ïîáîþñü ýòîãî ñëîâà, èáî ñêàçàíî òî÷íî. Óëûáàþùàÿñÿ, ñ ïûëàþùèìè ùåêàìè, íèêàêèõ õâîðåé âîâåêè íå çíàâøàÿ ìîëîäàÿ êðàñàâèöà. È òóò ÿ ñ îñîáîé ñèëîé îùóòèë, ÷òî âñ¸, íàïèñàííîå åþ, — ïðàâäà. Àáñîëþòíàÿ è íåîïðîâåðæèìàÿ ïðàâäà. Íàâåðíîå, èìåííî ýòî íàçûâàåòñÿ ïîýçèåé…

 Â ïîñëåäíèå äíè ïåðåä ñìåðòüþ îíà çàïðåòèëà ïóñêàòü Àëåêñàíäðà ßøèíà ê ñåáå â ïàëàòó — õîòåëà, ÷òîáû îí çàïîìíèë å¸ êðàñèâîé, âåñ¸ëîé, æèâîé.
 Óìèðàëà Âåðîíèêà Ìèõàéëîâíà â òÿæ¸ëûõ ìó÷åíèÿõ. Ïîýòåññû íå ñòàëî 7 èþëÿ 1965 ãîäà. ßøèí, ïîòðÿñ¸ííûé ñìåðòüþ Òóøíîâîé, îïóáëèêîâàë â «Ëèòåðàòóðíîé ãàçåòå» íåêðîëîã è ïîñâÿòèë åé ñòèõè — ñâî¸ çàïîçäàëîå ïðîçðåíèå, èñïîëíåííîå áîëüþ ïîòåðè.

 Äóìàëîñü, âñ¸ íàâå÷íî,
 Êàê âîçäóõ, âîäà, ñâåò:
 Âåðû å¸ áåñïå÷íîé,
 Ñèëû å¸ ñåðäå÷íîé
 Õâàòèò íà ñîòíþ ëåò.

 Âîò ïðèêàæó —
 È ÿâèòñÿ,
 Íî÷ü èëè äåíü — íå â ñ÷¸ò,
 Èç-ïîä çåìëè ÿâèòñÿ,
 Ñ ãîðåì ëþáûì ñïðàâèòñÿ,
 Ìîðå ïåðåïëûâ¸ò.

 Íàäî —
 Ïðîéä¸ò ïî ïîÿñ
 Â çâ¸çäíîì ñóõîì ñíåãó,
 ×åðåç òàéãó
 Íà ïîëþñ,
 Â ëüäû,
 ×åðåç «íå ìîãó».

 Áóäåò äåæóðèòü,
 Êîëü íàäî,
 Ìåñÿö â íîãàõ áåç ñíà,
 Òîëüêî áû — ðÿäîì,
 Ðÿäîì,
 Ðàäóÿñü, ÷òî íóæíà.

 Äóìàëîñü
 Äà êàçàëîñü…
 Êàê òû ìåíÿ ïîäâåëà!
 Âäðóã íàâñåãäà óøëà —
 Ñ âëàñòüþ íå ïîñ÷èòàëàñü,
 ×òî ìíå ñàìà äàëà.

 Ñ ãîðåì íå â ñèëàõ ñïðàâèòüñÿ,
 Â ãîëîñ ðåâó,
 Çîâó.
 Íåò, íè÷åãî íå ïîïðàâèòñÿ:
 Èç-ïîä çåìëè íå ÿâèòñÿ,
 Ðàçâå ÷òî íå íàÿâó.

 Òàê è æèâó.
 Æèâó?

 Àëåêñàíäð ßøèí

 «Êàêîå îãðîìíîå âïå÷àòëåíèå Àëåêñàíäð ßêîâëåâè÷ ïðîèçâîäèë âåçäå, ãäå ïîÿâëÿëñÿ. Ýòî áûë êðàñèâûé, ñèëüíûé ÷åëîâåê, î÷åíü îáàÿòåëüíûé, î÷åíü ÿðêèé»

 «Ìåíÿ íåìàëî óäèâèë îáëèê ßøèíà, êîòîðûé ïîêàçàëñÿ ìíå íå î÷åíü äåðåâåíñêèì, äà ïîæàëóé, íå î÷åíü è ðóññêèì. Áîëüøîé, ãîðäåëèâî ïîñàæåííûé îðëèíûé íîñ (ó íàñ òàêîãî ïî âñåé Ïèíåãå íå ñûùåøü), òîíêèå ÿçâèòåëüíûå ãóáû ïîä ðûæèìè, õîðîøî óõîæåííûìè óñàìè è î÷åíü öåïêèé, ïðîíçèòåëüíûé, íåìíîãî äèêîâàòûé ãëàç ëåñíîãî ÷åëîâåêà, íî ñ óñòàëûì, íåâåñ¸ëûì ïðèæìóðî셻 (Ô¸äîð Àáðàìîâ)

 «… Âîëîãîäñêèé êðåñòüÿíèí, îí áûë è ïîõîæ íà êðåñòüÿíèíà, âûñîêèé, øèðîêîêîñòûé, ëèöî ëîïàòîé, äîáðîå è ñèëüíîå… Ãëàçà ñ õèòðîâàòûì êðåñòüÿíñêèì ïðèùóðîì, ïðîíçèòåëüíî-óìíûå» (Ãðèãîðèé Ñâèðñêèé)

 Òàê êòî æå îí — «îäèí åäèíûé», êîòîðûé ñòàë âîçäóõîì è íåáîì äëÿ Âåðîíèêè Òóøíîâîé?

 ßøèí (íàñòîÿùàÿ ôàìèëèÿ — Ïîïîâ) Àëåêñàíäð ßêîâëåâè÷ (1913–1968), ïîýò, ïðîçàèê. Ðîäèëñÿ 14 ìàðòà (27 í. ñ.) â äåðåâíå Áëóäíîâî Âîëîãîäñêîé îáëàñòè â êðåñòüÿíñêîé ñåìüå.  ãîäû Îòå÷åñòâåííîé âîéíû óø¸ë äîáðîâîëüöåì íà ôðîíò è â êà÷åñòâå âîåííîãî êîððåñïîíäåíòà è ïîëèòðàáîòíèêà ó÷àñòâîâàë â îáîðîíå Ëåíèíãðàäà è Ñòàëèíãðàäà, â îñâîáîæäåíèè Êðûìà.

 Èìåííî ßøèíó âî ìíîãîì îáÿçàíû ñâîèì ñòàíîâëåíèåì â ðóññêîé ëèòåðàòóðå ïîýò Íèêîëàé Ðóáöîâ è ïðîçàèê Âàñèëèé Áåëîâ.

 Ïîñëå âûõîäà ðàññêàçîâ «Ðû÷àãè» è «Âîëîãîäñêàÿ ñâàäüáà» äëÿ ëàóðåàòà Ñòàëèíñêîé ïðåìèè çàêðûëèñü äâåðè èçäàòåëüñòâ è ðåäàêöèé. Ìíîãèå åãî ïðîèçâåäåíèÿ îñòàëèñü íåäîïèñàííûìè.
 Æèçíü Àëåêñàíäðà ßøèíà — è ëèòåðàòóðíàÿ, è ëè÷íàÿ — íå èç ë¸ãêèõ. Ê ýòîìó âðåìåíè îòíîñèòñÿ åãî ïîëíîå îò÷àÿíèÿ ñòèõîòâîðåíèå:

 Ìàòåðü áîæüÿ, íå îáåññóäü,
 Ïî öåðêâàì ÿ òåáÿ íå ñëàâëþ,
 È òåïåðü, âçìîëèâøèñü, íè÷óòü
 Íå þðîäñòâóþ, íå ëóêàâëþ.

 Ïðîñòî ñèë ìîèõ áîëüøå íåò,
 Âñåõ ïîòåðü è áåä íå èçìåðèòü,
 Åñëè ìåðêíåò íà ñåðäöå ñâåò,
 Õîòü âî ÷òî-íèáóäü íàäî âåðèòü.

 Íè ïîêîÿ äàâíî, íè ñíà,
 Êàê â äûìó æèâó, êàê â òóìàíå…
 Óìèðàåò ìîÿ æåíà,
 Äà è ñàì ÿ íà òîé æå ãðàíè.

 Ðàçâå áîëüøå äðóãèõ ãðåøó?
 Ïî÷åìó æå çà ãîðåì ãîðå?
 Íå î ññóäå òåáÿ ïðîøó,
 Íå ïóò¸âêè æäó â ñàíàòîðèé.

 Äàé ìíå âûáèòüñÿ èç òóïèêà.
 Èç ðàñïóòüÿ, èç áåçäîðîæüÿ,
 Ðàç íèêòî íå ïîìîã ïîêà,
 Ïîìîãè õîòü òû, ìàòåðü áîæüÿ.

 Åãî ëþáèò óäèâèòåëüíàÿ æåíùèíà, òàëàíòëèâàÿ, êðàñèâàÿ, òîíêî ÷óâñòâóþùàÿ… «À îí íè÷åãî ïðî ýòî íå çíàåò, ñâîèìè äåëàìè è ìûñëÿìè çàíÿò… ïðîéä¸ò è íå âçãëÿíåò, è íå îãëÿíåòñÿ, è ìíå óëûáíóòüñÿ íå äîãàäàåòñÿ».

 «Íå ñëó÷àéíû íà çåìëå äâå äîðîãè — òà è ýòà, òà íàòðóæèâàåò íîãè, ýòà äóøó áåðåäèò», — ïèñàë â ñâî¸ì ñòèõîòâîðåíèè Áóëàò Îêóäæàâà.

 «Íàòðóæèâàëî íîãè» Àëåêñàíäðó ßøèíó ìíîãîå — è ãðàæäàíñêàÿ ïîçèöèÿ, êîãäà îí, êàê ìîã, óòâåðæäàë â ñâîèõ ðàññêàçàõ è ñòèõîòâîðåíèÿõ ñâî¸ ïðàâî íà ïðàâäó, è îãðîìíàÿ ñåìüÿ, â êîòîðîé òîæå íå âñ¸ ïðîñòî ñêëàäûâàëîñü, è òîò îáðàç ðàäåòåëÿ íàðîäíûõ òðàäèöèé, êîòîðîìó äîëæåí áûë ñëåäîâàòü îòåö ñåìåðûõ äåòåé, ëþáÿùèé è çàáîòëèâûé ìóæ, íðàâñòâåííûé îðèåíòèð äëÿ íà÷èíàþùèõ ïèñàòåëåé

 Èç äíåâíèêîâûõ çàïèñåé 1966 ãîäà:

 «Óæå äàâíî ó ìåíÿ ïîÿâèëîñü æåëàíèå òâîð÷åñêîãî îäèíî÷åñòâà — ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ è ñòðîèòåëüñòâî äîìà íà Áîáðèøíîì Óãîðå… Î÷åíü óæ ìîÿ æèçíü ñòàëà òÿæ¸ëîé, áåçðàäîñòíîé â îáùåñòâåííîì ïëàíå. ß ñëèøêîì ìíîãî ñòàë ïîíèìàòü è âèäåòü è íè ñ ÷åì íå ìîãó ïðèìèðèòüñÿ…

 Ïåðåñåëåíèå íà Áîáðèøíûé Óãîð… Ðàçëîæèë ñâîè òåòðàäêè è ãëÿæó â îêíî, íàãëÿäåòüñÿ íå ìîãó. Ìàòü è ñåñòðà óøëè äîìîé ïîä äîæä¸ì.

 ß îñòàëñÿ è ðàä. Óäèâèòåëüíîå ÷óâñòâî ïîêîÿ. Ïîæàëóé, ñåé÷àñ ÿ ïîíèìàþ îòøåëüíèêîâ, ñòàðûõ ðóññêèõ êåëåéíèêîâ, èõ æàæäó îäèíî÷åñòâà… Èç-çà îäíîé ýòîé ëóííîé òèõîé, ïðàâäà åù¸ õîëîäíîé, íî÷è ñòîèëî ñòðîèòü ìîþ èçáó… Ìíå òàêîå çàòî÷åíèå â ãëóøè ëåñîâ, ñíåãîâ äîðîæå ñëàâû è íàãðàä — íè óíèæåíüÿ, íè îñêîðáëåíüÿ, íè ãîíåíüÿ. ß òóò âñåãäà â ñâî¸ì äîìó, â ñâî¸ì ëåñó. Çäåñü ðîäèíà ìîÿ…» («Ïåðâîå ñåíòÿáðÿ»)

 Äðóçüÿ ßøèíà âñïîìèíàëè, ÷òî ïîñëå ñìåðòè Âåðîíèêè îí õîäèë, êàê ïîòåðÿííûé. Áîëüøîé, ñèëüíûé, êðàñèâûé ÷åëîâåê, îí êàê-òî ñðàçó ñäàë, ñëîâíî ïîãàñ âíóòðè îãîíåê, îñâåùàâøèé åãî ïóòü. Îí óìåð ÷åðåç òðè ãîäà îò òîé æå íåèçëå÷èìîé áîëåçíè, ÷òî è Âåðîíèêà. Íåçàäîëãî äî ñìåðòè ßøèí íàïèñàë ñâîþ «Îòõîäíóþ»:

 Î, êàê ìíå áóäåò òðóäíî óìèðàòü,
 Íà ïîëíîì âäîõå îáîðâàòü äûõàíüå!
 Íå óõîäèòü æàëåþ –
 Ïîêèäàòü,
 Áîþñü íå âñòðå÷ âîçìîæíûõ –
 Ðàññòàâàíüÿ.

 Íåñæàòûì êëèíîì æèçíü ëåæèò ó íîã.
 Ìíå íèêîãäà çåìëÿ íå áóäåò ïóõîì:
 Íè÷üåé ëþáâè äî ñðîêà íå ñáåðåã
 È íà ñòðàäàíüÿ îòçûâàëñÿ ãëóõî.

 Ñáûëîñü ëè ÷òî?
 Êóäà ñåáÿ äåâàòü
 Îò æåë÷è ñîæàëåíèé è óïðåêîâ?
 Î, êàê ìíå áóäåò òðóäíî óìèðàòü!
 È íèêàêèõ
 íåëüçÿ
 èçâëå÷ü óðîêîâ.

 Íà Óãîðå, ñîãëàñíî çàâåùàíèþ, åãî è ïîõîðîíèëè. ßøèíó áûëî âñåãî ïÿòüäåñÿò ïÿòü ëåò.

 https://www.zavtra.ru/denlit/102/81.html
 https://www.vilavi.ru/sud/270806/270806.shtml
 https://er3ed.qrz.ru/tushnova.htm

Ëàðèñà Áàáóðêèíà

Источник