Почему чартков становится модным живописцем
Художник И. Гуганава |
Повесть “Портрет” принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести “Портрет” Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.
Смотрите:
– Краткое содержание повести
– Все материалы по повести “Портрет”
Образ и характеристика Чарткова в повести “Портрет” Гоголя, описание в цитатах
Главный герой повести “Портрет” – молодой художник Чартков, житель Петербурга:
“…проходивший мимо молодой художник Чартков.”
Возраст Чарткова – 22 года:
“…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.”
Чартков – бедный молодой человек:
“Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <…> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.”
“…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.”
Чартков – обедневший дворянин. У него есть один единственный крепостной крестьянин – слуга Никита:
“Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.”
Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности:
“Старая шинель и нещегольское платье…”
“…не имел времени заботиться о своем наряде…”
“…надел свой крепко и сильно заношенный халат.”
Чартков снимает скромную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова:
“…в своей лачужке на Васильевском острове.”
“…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.”
“…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…”
“…уселся он на своем оборванном диване…”
Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться:
“Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…”
“Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.”
Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:
“…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…”
К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства:
“Но ты нетерпелив.”
“Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?”
“Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.”
Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) – эти деньги переворачивают всю его жизнь:
“Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…”
На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.:
“Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…”
Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты:
“В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. <…> На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…”
Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе:
“Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… <…> одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.”
Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть “охладевает” и “тупеет”:
“Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…”
“Кисть его хладела и тупела…”
“А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…”
Вкусив славы и богатства, Чартков обращает всю свою страсть к деньгам. Золото делается его иделом и целью:
“И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем…”
Однажды Чартков видит талантливую работу одного своего товарища, которая потрясает его. Чартков понимает, что он стал бездарностью и больше не может нарисовать ничего талантливого. Он осознает, что пониает, что сам убил в себе талант, который невозможно возродить:
“Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди…”
“Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…”
После этого случая Чартков начинает безумно завидовать талантливым художникам. Он скупает все лучшие картины и уничтожает их у себя дома:
“Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. <…> Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.”
В конце концов Чартков сходит с ума и умирает:
“Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. <…> Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.”
Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести “Портрет” Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.
Смотрите: Все материалы по повести “Портрет”
Задание 29 № 1933
А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
(1) Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. (2) Чаще стал бывать на обедах, сопровождать дам в галереи и на гулянья, щегольски одеваться. (3) Дома у себя он завёл опрятность и чистоту в высшей степени, определил двух великолепных лакеев, завёл щегольских учеников, занялся улучшением разных манер. (4) Скоро в нём нельзя было узнать того скромного и талантливого художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.
(5) Когда в журналах появлялась печатная хвала ему, он радовался, как ребёнок, хотя эта хвала была куплена им за свои же деньги. (6) Слава его росла, работы и заказы увеличивались. (7) Но уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица. (8) Уже без большой охоты он писал. (9) Ум уставал придумывать и обдумывать. (10) Кисть его хладела и тупела. (11) Он видел только мундир да фрак, перед которыми чувствует холод художник и падает всякое воображение.
(12) Прикосновение прекрасного уже не превращало девственных сил в огонь и пламя. (13) Но все отгоревшие чувства становились доступнее к звуку золота, вслушивались внимательнее в его заманчивую музыку и мало-помалу позволяли ей совершенно усыпить себя. (14) Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью.
1
Задание 30 № 1934
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) художественный стиль речи;
2) публицистический стиль речи;
3) тип речи — рассуждение;
4) задача речи — рассказать читателю, какие работы были написаны художником в маленькой квартирке на Васильевском острове;
5) задача речи — создать художественный образ модного живописца, показать, как слава и богатство постепенно становятся смыслом жизни некогда скромного и талантливого художника.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 2.
2
Задание 31 № 1935
Найдите в предложениях 1 — 2 слово, употреблённое в значении ‘изысканно нарядно’. Запишите это слово в область ответов.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 2.
3
Задание 32 № 1936
Найдите в предложениях 1 — 2 слово, в котором все согласные звуки мягкие. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 2.
4
Задание 33 № 1937
Найдите в предложениях 10 — 11 глагол несовершенного вида, второго спряжения и образуйте от него действительное причастие прошедшего времени. Запишите причастие в область ответов в форме именительного падежа мужского рода.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 2.
5
Задание 34 № 1938
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 4-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 2.
6
Задание 35 № 1939
Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 2.
1) Модный живописец.
2) Дворец на Васильевском острове.
3) Хвалебные статьи в журналах.
4) Жизнь богатых заказчиков.
5) Заманчивая музыка золота.
Пояснение.
В тексте отражены подтемы:
Модный живописец.
Хвалебные статьи в журналах.
Заманчивая музыка золота.
Правильный ответ указан под номером 135.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 2.
Н.В. Гоголь написал данное произведение в 1833-1834 годах. Оно вошло в цикл под названием «Петербургские повести». Тема сюжетной линии – судьба двух художников, связующей нитью между которыми становится мистический портрет. Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» помогут читателю понять, насколько трагична судьба главного персонажа, которому пришлось расплатиться за быстрый успех талантом и душой.
Андрей Петрович Чартков – главный герой произведения. Молодой, нищий художник, чья жизнь пошла наперекосяк после приобретения злополучной картины с изображенным на ней стариком азиатской внешности.
Внешность
Возраст Андрея 22 года. Каких-то особых отличительных черт во внешности не имел. Одевался бедненько. Одежда всегда была грязной и рваной. За своим внешним видом не следил.
«…в нем двадцать два года и горячая юность»
«…бедный художник в старой, потертой шинели…»
«…не имел времени заботиться о наряде»
«…надел свой крепко и сильно заношенный халат»
По ходу произведения его внешний вид претерпевает изменения. Деньги из картины позволили ему улучшить свой образ жизни.
«Прежде всего, зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте».
Род занятий
Андрей зарабатывал на жизнь тем, что писал картины. Парень был, безусловно, талантлив, но данный род занятий не приносил ему желаемого дохода. Он еле сводил концы с концами. За квартиру, снимаемую на Васильевском острове, у него накопилась куча долгов, а внести арендную плату было нечем. Свет в квартире ему заменяла обычная свеча.
«…молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…»
«…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…»
Характеристика
Молодой художник вел затворнический образ жизни. Он мало выходил в свет, предпочитая проводить время в снимаемой им квартире. Чартков влачил нищенское существование, но втайне мечтал разбогатеть и изменить свою жизнь в лучшую сторону. Такая возможность представилась, когда мужчина находит сверток с деньгами, выпавший из-за рамы, приобретенной им картины.
Тысяча червонцев приносит ему небывалый успех. Заказы посыпались со всех сторон. Новая одежда, квартира, люди и выгодные связи. К нему пришли слава и известность. Это было то, о чем он так долго мечтал.
«Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться…»
«…было в нем вовсе не узнать того скромного художника, который работал когда-то в скромной лачужке на Васильевском острове»
В погоне за большими деньгами Чартков теряет собственное я. Раньше он вкладывал в каждую картину душу. Сейчас он просто выполняет заказы богатых клиентов. Богатство становится его страстью.
«Кисть его хладела и тупела…»
«…золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью…»
После визита к своему приятелю Андрей вернулся сам не свой. До него доходит, что друг гораздо талантливее его. Эта мысль приводит Чарткова в ярость. Он словно помешанный скупает лучшие картины в округе. Придя домой с остервенением избавляется от них.
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Купивши картину дорогою ценой, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал в клочья…»
Такое душевное состояние становится невыносимым. Живописец сходит с ума. Умирает он в тяжких муках.
«Припадки бешенства и безумия начали оказываться все чаще, и, наконец, все это обратилось в самую ужасную болезнь…»
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Добро и зло в повести Портрет
Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, посвященных художникам. Герой первой главы, Чертков, олицетворяет зло, а персонаж второй части — добро. Тема добра и зла сопряжена с темой истинного и ложного искусства.
Чертков — молодой художник, который живет в глубокой бедности. Свободное время он проводит в мастерских, картинных галереях. Художник никак не мог понять, почему другие живописцы много зарабатывают, а он, несчастный, живет очень скромно. Однажды в магазине он увидел портрет старика и, впечатлившись, приобрел его.
На следующий день в своей комнатке он обнаружил мешок с купюрами. Этих денег ему хватило бы на три года спокойной жизни. Доброе сердце посоветовало приобрести ему на эти деньги холст и краски, но, он, поддавшись искушению, спустил все на роскошь.
Позднее герой видит картину молодого художника и осознает, что продал свой талант за деньги. Однако, просветления не происходит. Душу Черткова охватывают негативные эмоции — зависть, ярость, ненависть. Он скупает по всему миру рисунки художников и уродует их. Это не помогает художнику справиться с душевной болью. Зло разрушает его сердце.
Чертков не был способен понять, что истинно, что ложно, что справедливо, что жестоко, что есть доброе и что есть злое. Он не хотел использовать свой талант во благо, по-доброму, для души. Его заботило лишь собственное благосостояние, слава и прочие земные ценности. Писатель осуждает своего героя и приходит к выводу, что так нельзя. Это неправильно.
Героем второй части становится художник, который создал портрет ростовщика. Это полотно стало приносить много бед ему, тогда он решил искупить свою вину и стать монахом. В монастыре он познал истину. Живописец понял, что нужно использовать свой талант для добра, а не для получения прибыли. Достигнув просветления, он создал изображение Иисуса Христа.
По его мнению, целью творчества должен быть не успех, не слава, не деньги, а самоотдача, самовыражение, полезность. Настоящий талант всегда добрый и светлый. Он всегда далее от обычного земного мира. Гений всегда символизирует духовность и моральную отрешенность от мира, сложную систему личностных качеств, перфекционизм и высокие требования к нравственному содержанию действительности, в том числе и людей, их характера и поступков.
Симпатии автора, бесспорно, на стороне второго живописца, который олицетворяет добро.
Сочинение на тему добро и зло в повести гоголя портрет
Ответ оставил Гость
Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: “У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает. Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола. Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру.
Сочинение Н. В. Гоголь Портрет
Повесть Н. В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет — старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова — разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и Заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам — он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников. Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным-давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность — все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или — некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет — кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н. В. Гоголя Портрет.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )