Поэтом в наше время быть не модно

Говорят, Золотой век поэзии далеко в прошлом, да и вообще современная литература никогда не будет такой же популярной и качественной, как во времена Пушкина. Но ведь среди нынешних авторов по-прежнему много талантов!

Есть и среди современников те, кто мастерски владеет пером: говорят о бытовых проблемах, знакомых каждому, другие рассуждают на философские темы, третьи откровенно рассказывают о современных проблемах человечества. А главное – сама лирика живет и развивается, подстраиваясь под быстрый ритм XXI века. Не нужно бояться новых форм и содержаний – за ними будущее!

Давайте же взглянем на современных поэтов поближе.

Atticus

Это один из самых таинственных поэтов современности. Его никто никогда не видел, никто не знает его биографию и настоящее имя. Даже на собственные встречи он приходит в серебряной маске.

Он начал творческий путь, публикуя стихотворения в Instagram. Теперь чисто подписчиков перевалило за миллион, а его стихи перекочевали в книги.
Творчество Аттикуса – отличный пример того, что поэзия растет и меняет форму: его стихи очень далеки от классической и стандартной лирики. Они порой напоминают цитаты или вырванные из целого произведения строки. Но такова новая форма: успеть в словах, словно на фото, запечатлеть мгновение, чтобы поделиться с миром.

В сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес представен сборник стихотворений Аттикуса «Люби ее неистово».

«Будь у меня все сокровища мира,
я бы сумел воплотить все мечты,
играл бы с детьми
и проводил бы все время с женой».
«Нет, —
ответил старик. —
Если ты воплощаешь мечты,
играешь с детьми
и проводишь все время с женой,
у тебя уже есть
все сокровища мира».

(с) из сборника «Люби ее неистово»

Вера Полозкова

Вера Полозкова – одна из самых известных поэтов нашего времени. Если попросить кого-нибудь назвать современного лирика, вы наверняка услышите эту фамилию. Ее первый серьезный сборник «Непоэмание» вышел в 2008 году, до этого она публиковала свои стихотворения интернете. Позже были и литературные премии, и новые сборники: «Фотосинтез», «Осточертение», «Ответственный ребенок». В настоящее время она играет в театре и часто совершает поэтические гастроли по стране.

Вера Полозкова умеет писать хлестко, образно и необычно. Порой в ее лирике встречаются и крепкие словечки – но исключительно в тему.

Ее часто называют «пронзительной», а ее стихи написаны будто в состоянии вечной влюбленности, даже если они и не о любви вовсе. Вера Полозкова пишет о себе, своих мыслях, чувствах, надеждах. И все же каждый читатель может сказать: «Как она узнала? Это же про меня!»

Просыпаешься – а в груди горячо и густо.
Все как прежде – но вот внутри раскаленный воск.
И из каждой розетки снова бежит искусство –
В том числе и из тех, где раньше включался мозг.
Ты становишься будто с дом: чуешь каждый атом,
Дышишь тысячью легких; в поры пускаешь свет.
И когда я привыкну, черт? Но к ручным гранатам –
Почему-то не возникает иммунитет.
Мне с тобой во сто крат отчаяннее и чище;
Стиснешь руку – а под венец или под конвой, –
Разве важно? Граната служит приправой к пище –
Ты простой механизм себя ощущать живой.

(с) из сборника «Непоэмание»

Ринат Валиуллин

Этот талантливый поэт тоже начинал со страничек в интернете и самиздата. Первую книгу под названием «Варварство» он издал самостоятельно в 2009 году. Через четыре года выпутил «Кулинарную книгу», а потом – еще два десятка произведений: как лирики, так и прозы.

Сам автор называет свой стиль «сенсорной поэзией» с очень чувственными текстами, вызывающими эмоции. Почти каждая строчка из его произведений разошлась по интернету цитатами. В его стихах не всегда присутствует рифма и ритм, зато почти в каждом – неожиданные метафоры, сочные сочетания слов и авторский стиль.

Ринат Валиуллин пишет об отношениях мужчин и женщин, причем заглядывает прямо в душу, подмечая тонкие психологические моменты.

– Ты чувствуешь эту тоску?
Или только я
ощущаю?
Вот и сегодня утром.
Напротив лежала твоя голова.
Я забралась вовнутрь
поискать себя,
а там другая.

(с) из сборника «Стихи для гурманов»

Сола Монова

Юлия Соломонова – настоящая современная поэтесса, одна из самых читаемых в русскоязычном интернете. Она не стесняется быть эпатажной и писать о таких невечных темах, как всемирная паутина и социальные сети. А еще о том, что никогда не устареет: о любви, счастье и умении прощать, об отношениях мужчин и женщин, о мимолетной моде. Один из сборников так и называется: «Стихи про мужиков». Ее работы часто содержат нецензурную лексику. Сама поэтесса боится, что однажды ее дочка решит продекламировать творчество мамы и выберет матерный стих.

Стихи Солы Моновой обладают удивительным свойством: с помощью убийственной доли сарказма они учат проще относиться к жизни, неудачам и даже изменам.

Поэтесса начала выкладывать первые работы в интернете. Сейчас в каждой популярной соцсети у нее есть авторские группы, а еще – канал на Youtube, где девушка сама читает свои произведения. Получаются своеобразные клипы на стихотворения. А еще она дает концерты.

Смелые, правдивые, жизненные и в чем-то простые стихи будут близки многим.

Ты герой! Ни больше и ни меньше,
А на личном фронте – западня:
В целом мире идеальных женщин
Ты зачем-то выискал меня.

У других порядочные жёны,
Полные задора и огня,
А у нас – то избы не зажжёны,
То коней никто не выгонял.

У других – податливое тело
И всегда горячая плита,
Отвечают коротко! по делу!
И преумножают капитал.

А тебе не повезло со мною —
Я твой нераскрытый парашют.
Я всё время ною – ною – ною…
А потом прошу – прошу – прошу…

(с) отрывок из стихотворения «Ты герой»

Ах Астахова

Эта писательница обладает одной из самых обширных поэтических аудиторий в России, что позволяет ей путешествовать с выступлениями по всей стране, а в 2014 году она совершила тур по Европе. Профессиональные литераторы критикуют ее стиль, но это не мешает Астаховой собирать тысячи читателей, иметь армию поклонников и каждым стихотворением попадать прямо в сердце своим почитателям.

Она не устает искать новые формы лирики. К примеру, в ее библиографии есть книга «Мужское/Женское», где Астахова пишет о двух противоположностях, живущих в ее сознании. Строгие, четкие строки от ее мужского эго и мягкие, нежные женские чувства в другой половине.

стихи уподобятся прозе,
в миноре утонет терция;
подобием азбуки Морзе
твое отзовется сердце.
когда я тебя покину,
и город, и все что было,
глазами уткнись мне в спину
пронзительно и уныло!
но только не трогай память,
и имя забудь, как детство;
времени дай расставить
нас на былое место.
вцепись в меня зло, неправильно:
как сможешь, перечь разлуке –
тебя, словно азбуку Брайля,
мои прочитают руки.

(с) Из сборника «Женская лирика»

Книги поэтов, о которых мы сегодня рассказали, есть у нас на ЛитРес. Заходите, скачивайте и читайте с удовольствием!

Источник

 
Автор статьи, фото: Наталия Смольникова*

    Среди новинок книжных издательств сегодня редко встретишь поэтические сборники. Стихи издают мало и неохотно, даже если их авторы – признанные классики. Средства массовой информации настаивают: поэзия не востребована современным обществом. Товароведы книжных магазинов разводят руками: “Стихи? У нас их мало берут. Это чтение для любителей”.

   Казалось бы, всё говорит о том, что общество отбрасывает поэзию как ненужный и практически устаревший жанр художественной литературы. Поэты – идейные вдохновители и кумиры молодёжи 60-х годов прошлого века – теперь уже далёкая и непонятная новым поколениям история.

Но удивительные факты! В рекламе то и дело проскальзывают стихотворные строчки. В Интернете множатся поэтические сайты, где любой, даже начинающий автор, может опубликовать свои стихи, и таких желающих находится немало. А взглянув на замечательный зимний пейзаж, весьма далёкий от поэзии человек “вдруг” восхищённо произносит знаменитое: “Мороз и солнце; день чудесный!”.

Чужда ли поэзия современному обществу? И что она может предложить каждому из нас? Я думаю, что ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.

Итак, начнём с социальных приоритетов. Ни для кого не секрет, что мы в живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Там, где навязывается культ материальных потребностей, предметов и вещей, поэзия превращается в несчастную Золушку, место которой где-то в уголке дома. Ведь стихи не съешь, не выпьешь, не наденешь на себя, они не помогут построить карьеру или заработать крупную сумму денег.

С этой точки зрения, поэзия бесполезна для общества. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия апеллирует к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении, в единении с другими людьми и окружающим миром. Общество манит нас глянцевыми развлечениями, а чтение стихов предполагает уединение и внутреннюю душевную работу. Подлинная поэзия никогда не может стать развлечением. “На бегу” невозможно читать стихи  – это слишком серьёзное занятие.

 Может быть, поэзия предназначена лишь для какой-то узкой группы людей, чаще всего самих поэтов? Уверена, что это не так. Стихи напоминают мне изящные жемчужины, скрытые от людских глаз на дне океана. Но те, кому посчастливится увидеть жемчуг, не сомневаются в его ценности. Что же ценного в поэтических жемчужинах может найти самый обычный человек?

Прежде всего поэзия призывает каждого из нас остановить “стремительный по жизненной дороге бег”. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли с короткими остановками. Учёба, работа, достижения, командировки, воспитание детей и прочие бытовые заботы захлёстывают с головой. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о главном – для чего мы всё это делаем.

Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. И это запечатлённое мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь. Я живу так, как считаю нужным? Какова моя жизнь? Принимаю ли я её? Вопросы кажутся простыми и естественными, но многие ли из нас решаются тратить время на такую “ерунду”, когда есть вещи “поважнее”?

Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей. Ибо только понимая, что для меня в этом мире хорошо, я могу ощутить ценность самой жизни. И, по выражению известного психотерапевта Виктора Франкла, сказать жизни: “Да!”.

Через постижение авторского опыта вдумчивый читатель стихов нередко начинает по-новому оценивать свой путь. События, которые прежде казались горькими и несправедливыми, могут быть увидены иначе, например как испытания или как необходимые жизненные повороты.

Особенно важным такое открытие становится для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. Кризис – это всегда разрыв обычного течения жизни, неожиданная для человека и часто весьма болезненно переживаемая остановка. Но вместе с тем – и возможность осмысления прошлого и настоящего, поиска новых решений, выбора иного пути.

Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.

Поэзия, вообще, очень автобиографический жанр литературы. О чём бы ни хотел сказать поэт, ему не спрятать своей личной позиции и своего личного опыта. В творчестве он раскрывает себя, порой предельно. И это мужество поэта быть открытым дорогого стоит.

В обществе нам предписывается играть социальные роли, быть сдержанными в выражении чувств и не слишком распространяться о прожитой жизни. Мы не рискуем быть слишком откровенными просто потому, что это может вызвать у окружающих непонимание, насмешки, злорадство, в лучшем случае – недоумение. А ведь опыт каждого из нас – со всеми переживаниями, мучительными размышлениями, внутренними конфликтами, неожиданными озарениями -, пожалуй, одно из самых главных наших богатств. И то, что мы узнали о жизни, промыслительно может оказаться важным для людей,  столкнувшихся с какой-то проблемой, стать тем самым недостающим ключом к её решению. Я полагаю, что в этом состоит одна из разгадок мощного влияния поэзии на человека.

Сила воздействия поэзии, несомненно, связана и с её художественной формой. Отличный от обыденного язык, особая организация речи (прежде всего за счёт рифмы), образность мышления, мелодичность и звучность стихотворений – всё это создаёт потрясающее ощущение своеобразия, динамики и глубины. Борис Пастернак в своё время так определял поэзию:

“Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок”.

Мир поэзии таинственен. Самые мелкие события и самые обычные вещи в стихах приобретают иносказательное значение, вырывающее их из круга повседневности и устремляющее в вечность. А чувства и переживания, даже тягостные и мучительные, в поэтическом выражении обретают изящную и утончённую форму: 

“Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым”.

                                                (Сергей Есенин)

Поэзия, конечно, может оказывать целительное воздействие на читателя.  В современной психологии существует целое направление библиотерапии (психотерапии чтением), в котором существенное место отводится терапии поэзией. И такая работа, действительно, оказывается довольно эффективной для решения многих психологических проблем.

Но почему, при столь явных преимуществах поэзии, есть люди, которым очень трудно воспринимать стихи? На мой взгляд, этому может быть несколько причин.

Во-первых, поэзия остаётся “закрытой” для того, кто не хочет быть активным читателем. Если человек настроен на пассивное времяпрепровождение, если ему нужен лишь предмет развлечения, то настоящего чтения не получится. Дело в том, что читать, как ни парадоксально звучит, – это труд. А читать стихи, с их своеобразной художественной формой, значит трудиться вдвойне. Этот процесс всегда напряжённый и предполагает внутренний диалог читателя с поэтом, эмоциональное восприятие текста, размышление над ним, соотнесение прочитанного с жизненным опытом самого читателя.

Во-вторых, у многих взрослых людей отношение к поэзии всё ещё определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. “Препарировали” стихотворения, извлекая из них главные мысли и строчки, увязывая всё это с биографией автора. Но богатство личности поэта, глубина его переживаний, красота и выразительность языка оставались в тени. В итоге получался холодный рациональный анализ чего-то очень далёкого и непонятного для обычных школьников. Да и многие из стихотворений школьной программы явно не соответствовали возрастным особенностям учеников. 

Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь “для души” и чувствуешь стихи сердцем.

Способность человека сопереживать, несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателем. Эмоционально неразвитый человек просто неспособен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.  

Любителем стихов, скорее всего, не станет и человек, который ориентируется на упрощённый язык SMS-сообщений и Интернет-форумов. Для восприятия поэзии необходимо иметь довольно высокий уровень развития речи и мышления.

Сложности в понимании поэзии возникают и в том случае, если человек не умеет ориентироваться в художественном тексте. Тому, кто вообще очень мало читает, стихи даются нелегко.

Всем известны и такие примеры. Одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.

Но как быть с категорическими противниками поэзии? Их точка зрения проста: “А я не люблю стихи”. Как гласит пословица, “о вкусах не спорят”. Но тому, кто решается поставить свою позицию под сомнение, через поэзию открывается жизнь в бесконечном многообразии её проявлений. И у него, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.

__________________

* Смольникова Наталия Владимировна – психолог, автор книги стихов “Я принимаю жизнь” (М., 2012) 

Источник

Я начала активно развивать свои поэтические способности. Но мне сразу же сказали подруги: “Кому сейчас нужны стихи? Их никто не ценит!”.

Я конечно очень расстоилась. Правда ли это?

И что же теперь, никакие издательства не ищут поэтов?

Куда тогда идти?

Koria­ndr 17
[198K]

3 года назад

Вообще считается, что если можешь не писать – не пиши. Каким образом можно развить за столь короткое время свои поэтические способности – Убей Бог – не пойму. Спрашивая – Трудно ли быть поэтом, Вы видимо имели в виду – Возможно ли зарабатывать написанием стихов? Если Вы талантливы – конечно – заметят – издадут – переиздадут, найдутся и спонсоры и люди из издательства, готовые в Вас вложиться. Если же просто речь идет о рифмовании строк – будет нелегко, предпочтение отдано другим жанрам, если Вы пишите – покажите свои стихи поэтам – пройдитесь по издательствам, потому что скажу Вам по секрету – это не так и невозможно – опубликование своих творений, как кажется.

система выбрала этот ответ лучшим

Hypno­tize1
[65]

3 года назад

Поэтов мало в какие времена ценили или уважали именно в плане оплаты их творчества. Однако стоит указать, что люди, ради которых стихи пишутся, относятся к автору с уважением и почтением, а золотой и серебряный век в русской литературе доказывают это.

Как же дела обстоят на данный момент? Не скажу, что авторов стихов кто-то не любит, это совсем не так. Именно в данный момент немало современных поэтов, могу привести примеры, но их мало кто узнает: Андрей Гоголев, Катька Растягаева, Татьяна Репина. У них чудесные стихи, а строчки: “Знаешь, как себя чувствует тот, кто уезжает? Кто вот уже который год уезжает” проникают глубоко-глубоко, прям внутрь тебя. Я, честно говоря, не спрашивала у этих чудесных людей как же им живется в России, ну, знаете же, всегда можно и получше. Но их ценят, их ставят на площадках современных театров и залы переполнены, сама видела. У них также есть книги со своими стихами, но, как мне известно, некоторые добровольцы по инициативе самого автора однажды перечислили ему (ей) на карту деньги и вскоре появился целый тираж.

Насчет издательств я, честно говоря, без понятия, ищут ли они поэтов. Но, согласитесь, все дело здесь не только в том, чтобы получить выручку за свое творчество. Если гнаться лишь за прибылью, то вы не поймете самого главного. Ценители стихов всегда найдутся, вы главное только пишите, много. И не слушайте подруг, если они и вправду так легко вас отговаривают, творческие профессии на то и творческие, что какое-то время ты живешь без денег, а может живешь так и всю жизнь. У каждого свои страхи и предубежденья насчет этого, но творчество все равно продолжает и будет продолжать существовать, так что, дерзайте!

lici4­ka
[52]

3 года назад

думаю, признания всегда можно добиться и нет особой разницы в какой из стран вы живете. если вы действительно горите тем, о чем пишете, о чем хотелось бы рассказать всему миру или определенному человеку, то вам и карты в руки. собирайте квартирники, небольшие залы, делитесь творчеством. возможно особого богатства это и не принесет, но ведь моральное удовлетворение и приятная опустошенность намного важнее. в конце концов, можно издать некоторое количество ваших сборников и за свой счет и раздать их близким и поддерживающим вас людям,просто на память. либо всегда есть интернет ресурсы, где печатаются начинающие авторы, а другие люди их оценивают. либо можно завести свой литературный блог и увековечить себя в своих произведения на просторах интернета. в общем. удачи вам, поэт)

Май20­17
[18.4K]

3 года назад

Поэзия, как литературный жанр (стихотворчество) делится на следующие внутренние жанры:

  1. Высокая, благородного слога и традиционной словесности со старым добрым классическим русским языком, с высокими вечными темами.
  2. Современная, касающаяся вечных тем, но с примесью “достижений цивилизации” материализма, науки, техники, с соответствующей словесностью (применением более современных слов).
  3. Женская, о любви (спонтанное самовыражение). Строится чисто на эмоциях, желаниях.
  4. Приколо-хохмо-пофигистская. Всё осмеивать, над всем смеяться и кривляться современной словесностью.
  5. Гражданская лирика. Где сочиняющие пытаются совместить несовместимое – социум и социальные проблемы с красотой.

Как вы уже догадались, в наступившую эпоху востребован пункт 4. Немного пункт 3, но настоящих мужчин он не интересует. На пункте 5 отчаянно пытаются заработать, выставляя себя патриотами, но с трепетом за авторские права.

Издательства не ищут поэтов, а настоящий поэт – издательства. Поэт – это образ жизни, мировоззрение.

GenTo­s
[50.8K]

3 года назад

Коль строчки сами лезут в мозг –

противиться порыву их не стоит.

Да, срифмовать или красиво написать бы каждый смог.

Так и глядишь: потенциал в себе откроет.

Но в наше время на стихи не проживёшь –

они и раньше были для души, а не для пищи.

Всё как и было: Сказка – это просто ложь,

Но сказку, что проймёт, пойди ка отыщи.

Поэзии блуждания, как мысли выражение:

не всяка мысль для современников годна,

однако, средь единомышленников возможно восхищение –

и то награда, какой бы ни была она.

А там, кто знает? Ищет кто – найдёт.

в надеждах главное не захлебнуться.

Быть может, не один десяток лет пройдёт

и ваши рифмы в поколениях проснутся.

Для “жизни” дело однозначное найдите,

но пишите.

Алекс­андр4­00
[1.6K]

3 года назад

Лучше быть поэтом заодно. Имея при том более нужную и полезную специальность. Я, например, детский иллюстратор, но для своей странички могу и стишки написать, чтобы быть полным автором и сделать все, как я хочу. Но не более.

Анаст­асия Посаж­енник­ова
[0]

2 года назад

Так надо.Необходимо.

И я обрываю игру

Хотя я легка и ранима

Хотя я немного люблю

Чужого не трону я сада

И яблок чужих не нарву

Не надо чужого,не надо

Я лучше сейчас оборву.

Мне снится твоя брюнетка

И просит и молит:оставь

А я не пустая кокетка

Я верую в светлую Правь.

А если душа встрепенется

И номер я твой наберу

То совесть мигом проснется

И я тебе снова совру.

Останусь смешной и нелепой

Такой и запомнишь меня

Одетой ,полуодетой

Зато никого не виня).

Стихи нужны всегда – но не всем…Насколько я знаю, сейчас многие поэты публикуют свои стихи в интернете- например на сайте Стихи.ру- где читательская аудитория намного шире- чем аудитория вышедшей в любом издательстве книги…к тому же на сайте читатели обсуждают прочитанное- что гораздо продуктивнее для дальнейшего развития ваших творческих способностей…я желаю вам удачи и творческих успехов!

никого не слушайте и пишите стихи!

Знаете ответ?

Источник