Полимерная глина модная тенденция
Дискуссия на эту тему на днях развернулась в интернете, инициирована она была мастером из США Corlis Rose.
Особо приятно, что обсуждение проходило на фоне обложки журнала с работой нашего российского мастера Надежды Елкиной.
В вопросе не присутствует сравнение с Америкой, но в обсуждении касались в основном именно этого сравнения. И в обсуждении активнее всего были американцы.
Несмотря на то, что первая полимерная глина появилась в Германии, художественным материалом она стала в США, откуда пришли к нам разные техники, термины, определения.
Сейчас ситуация меняется. Американское полимерное сообщество заметно постарело, на проходившем в августе Synergy 4 в США присутствовали в основном женщины за 50 лет.
Фото. Synergy 4, август 2017, Филадельфия, США
В Европе для сравнения на EuroSynergy 2016 во Франции и Polymer clay week в Чехии было гораздо больше молодежи.
Фото Polymer week, 2017, Чехия
В России и в странах СНГ, судя по социальным сетям, преобладают мастера в возрасте до 40 лет.
В США молодежь в этом возрасте мало интересуется полимерной глиной, почему?
Что влияет на креативность в «полимерном искусстве»: страна, национальность, возраст, платежеспособность?..
Далее я представляю отдельные высказывания из этой дискуссии, в которой принимают участие в том числе и известные американские мастера полимерной глины. Почитайте, это любопытно.
Ginger Davis Allman (США). Из-за отсутствия хорошего художественного образования в школах США молодежь понятия не имеет, как использовать полимерную глину в своих творческих работах. И даже когда появились живые мастер-классы, не всем это по карману. Америка — страна большая, и путешествовать по ней дорого.
Randee M Ketzel (США). Честно говоря, я всегда считала, что Европа находятся на переднем крае полимерного искусства. Как только какая-то работа цепляет меня своей элегантностью и изысканностью дизайна, так всегда это оказывается работа европейского мастера.
Selena Wells (США). У меня лично такое впечатление, что у нас в США тех, кто занимается творчеством, вообще мало уважают. Кроме, разумеется, финансово успешных художников. В европейских странах это в меньшей степени заметно.
Kathryn L K Corbin (США). Я полагаю, что европейцы столкнулись с необходимостью внедрять дизайнерские решения в своей повседневной жизни. Это возможно связано с культурными изменениями — смешением разных культур, а, возможно, с тем, что после второй мировой войны пришлось заново строить, восстанавливать города. Но в Европе искусство и дизайн неотделимы, есть ценители — интеллектуальная элита. Вот почему дизайн в Европе сложный, сильный и запоминающийся.
David Forlano (США). У нас в США наблюдается тенденция: чем больше и громче, тем лучше. Когда я вижу огромное количество цветовых красок в работе, у меня возникает ощущение, что у художника нет собственного ощущения цвета. Он применяет много красок, потому что какие-то сработают. Но ведь может быть и обратный эффект. Когда нет чувства меры, результат получается пустым и скучным.
Американцы слишком нацелены на деньги и славу, популярно такое выражение «In Your Face» (напористость). Все эти реалити-шоу, флэш культура, все это влияет на креативность в творчестве. Это нельзя допускать в творчество, но и без этого мы не можем обойтись, вот в чем хитрость.
И еще. Когда я и Стив начинали работать с полимерной глиной в 80-х годах, никаких мастер-классов не было, мы работали сутками, чтобы разобраться с этим материалом. Но тогда были художественные галереи. Это была хорошая поддержка для нас. Сейчас мало таких галерей, и начинающим художникам очень сложно привлечь к себе внимание.
Kathleen Nowak Tucci (США). Большая часть брендов полимерной глины производятся в Европе. В результате полимерная глина чаще используется как художественный материал, и приучают работать с ней с детского возраста. Европейские художники в большинстве намного моложе американских, вот почему они и креативнее, и смелее. Они больше экспериментируют, их дизайн более современен.
Меня беспокоит, что в США мало мастеров полимерной глины в возрасте до 40 лет. Целое поколение художников не используют полимер в своей работе.
Suzanne Ward (Австралия). В Европе проще и дешевле путешествовать, и очень много разных полимерных событий. Можно лично общаться, обмениваться информацией. Мне так хочется, чтобы Австралия была поближе к Европе. Я побывала на полимерной неделе в Чехии эти летом, столько всего увидела, познакомилась со многими мастерами. А в социальных сетях присутствует только какой процент европейских мастеров.
Oksana Walborn (США-Украина). Я родом из Украины, живу в Штатах. Когда я искала журналы по полимерной глине, я здесь нашла только журнал polymer clay cafe magazine. Я успела получить один номер, и журнал закрылся. А на российских и украинских сайтах тонны информации по полимерной глине.
Maria Alexandrou (Кипр). Да, нам в Европе удалось включить в программу в художественных школах уроки с полимерной глиной. Надеюсь, что будущее поколение художников будут использовать полимерную глину в своих творениях.
Karolina Söderberg (Швеция). У нас в Скандинавии детей учат работать с ФИМО в основном как с материалом для игрушек. Многие слышали о ФИМО и Цернит, но мало знают, для чего это. В школах нет художественного образования, разве только раз в неделю уроки рисования и скульптуры.
У нас в Скандинавии не происходит вообще никаких полимерных событий. Только в прошлом году собрали из 4 стран 30 человек на Nordic Poly Camp и все. Так что я немного завидую вам, американцам, вы встречаетесь гильдией.
Я считаю, что культура и климат влияют на дизайн. В Швеции более холодно, и люди более сдержанные, поэтому преобладает простой, чистый, не вычурный дизайн с небольшим количеством цветовых красок и без ярких цветов (посмотрите в ИКЕА).
Donna Greenberg (США). Я бы с осторожностью использовала такие термины, как чистый или простой. Эти слова не имеют ничего общего с будущим искусства. Да и минимализм имеет свои преимущества.
Sandra Pulgar (Аргентина). У нас в Аргентине такая же «возрастная проблема», как в Штатах. Но у нас еще есть проблема — полимерная глина у нас очень дорого стоит, 6 долларов за небольшую пачку Фимо, да еще и не всегда ее найдешь. Согласна, что детей надо приучать работать с глиной, но не все могут себе это позволить.
Nikolina Otržan (Хорватия). Штаты были первыми. Все пионеры в полимерной глине, или по крайней мере большинство из них, — из Штатов. Это было еще до Интернета. Американцам повезло, что среди них были инноваторы, у которых можно было лично поучиться. Что сделала в то время Европа, да ничего особенного. Было несколько мастеров из Великобритании, Германии. Как только появился Интернет, европейцы увидели, что делают американские мастера, стали копировать. Было сложно достать инструменты, приходилось быть изобретательным.
Я начинала работать с глиной в Хорватии в 80-х, и мне пришлось изучать все самостоятельно.
Cristina Garcia Alvarez (Испания). У нас в Испании, стране художников, в школах не учат работать с глиной. Один час в неделю учат рисовать или работать с бумагой. Я думаю, что проблема именно в образовании, а не в культуре или стране.
Christine Dumont (Франция). Вопрос не в том, чтобы обучать, а в том, чему обучать. Только в нескольких странах в Европе наблюдается устойчивый интерес к семинарам и мастер-классам по полимерной глине. При этом заметное количество мастеров выбрали преподавание основным видом своей деятельности. Это рождает конкуренцию. Поэтому большинство мастер-классов сочетают и технику, и инновации.
Когда я смотрю на работы своих американских коллег, я восхищаюсь качеством и совершенством сочетания техники и дизайна. Но, возможно, в Америке большинство мастеров работают на рынке покупателей с высокими требованиями к качеству. Не означает ли это, что приходится придерживаться каких-то стандартов в ущерб собственному эстетическому восприятию, нет ли в этом противоречия?
Работы европейских мастеров: Кристина Дюмон и Соня Жиродон
Работы американских мастеров: Дэвид Форлано и Клэр Мэнсл.
Работы российских мастеров: Аня Бимур, Мария Видова.
В последнее время лепка из пластики стала достаточно популярным увлечением, для некоторых — и вовсе профессиональным занятием. Большим спросом пользуются авторские украшения, игрушки и сувениры, сделанные из полимерной глины. Какими же особенностями обладает пластика, или полимерная глина, как с ней работать?
Этот материал применяют для лепки различных изделий: бижутерии, кукол, сувениров, композиций из цветов и т. п. Прежде чем разбираться, как слепить из полимерной глины какой-либо предмет декора, нужно выбрать подходящий вид материала.
Разновидности материалов для лепки
В зависимости от способа отвердевания пластика бывает самоотвердевающая и запекаемая.
Материал лёгких самоотвердевающих глин более мягкий. Он также подразделяется на разные типы, в зависимости от назначения. Например, существуют флористические полимерные глины, разработанные специально для изготовления искусственных цветов и композиций из них. Материал очень пластичный, легко тянущийся. Но вряд ли он подойдёт для создания других изделий: он не отличается высокой прочностью, многие флористические глины нельзя мочить, и пр.
Другие виды самоотвердевающих масс гораздо прочнее по своим свойствам, чем флористические. Они хорошо мнутся, с ними гораздо удобнее (и чище!) работать, чем с традиционный глиной, а готовые изделия по весу получаются легче. Из самоотвердевающих масс чаще всего делают различные декоративные статуэтки и игрушки. На воздухе слепленные изделия быстро обретают прочность.
Самоотвердевающие массы хорошо поддаются шлифовке после высыхания, по изделиям можно художественно вырезать узоры специальными ножами, их можно окрашивать любыми красками, покрывать лаками для дополнительной прочности.
К сожалению, самоотвердевающие глины плохо проявляют себя, если нужно слепить какие-то маленькие и тонкие детали — они получаются хрупкими и легко ломаются.
Самая же популярная разновидность материалов для лепки — запекаемая глина, или термопластика.
Изделия, сделанные из такой полимерной глины отвердевают исключительно после термической обработки. В зависимости от производителя, температура и способы запекания полимерной глины могут немного варьироваться. Но средняя температура запекания примерно одинакова: 110-130°C.
Способы обработки запекаемой глины ( для отвердевания термопластики )
1. Запекание в духовке.
(Микроволновые плиты использовать нельзя!)
• Сперва необходимо разогреть духовку до температуры 110-130°C.
• Затем вылепленное изделие помещается в духовку. В идеале — в фаянсовой или керамической посуде, но можно выкладывать изделия и на металлический противень, но тогда его лучше застелить бумагой для выпекания.
• Время запекания зависит от толщины изделия, от 5 до 40 минут. В случае выполнения сложных техник с множеством элементов можно запекать глину в несколько приёмов.
• После запекания лучше дать изделию остыть внутри духовки.
Впрочем, все знают, что термопластик можно запекать, теперь давайте разберёмся, а можно ли варить полимерную глину?
2. Варка в кипятке.
Да,это менее популярный способ, но у него тоже есть свои сторонники.
Один из очевидных плюсов способа — изделие точно не сгорит и не деформируется, что возможно при запекании в духовке, если вдруг вы неверно рассчитали время обработки.
Основной минус — некоторые глины после варки могут покрываться лёгким белёсым налётом и терять яркость. Однако, если в дальнейшем планируется окраска изделия — минусом это можно не считать. К тому же, это не выцветание пластики, как считают некоторые, а оседание на её поверхности солей воды. От этой белёсости легко можно избавиться, если перед варкой прокипятить воду в течении 5 минут, или если ошкурить изделие после высыхания.
Также важно помнить, что для варки пластики лучше использовать специально отведённую посуду, которую больше нельзя использовать для готовки пищи.
1. В кипящую несколько минут воду на ложке или лопатке аккуратно опускается готовое слепленное изделие.
2. Время варки зависит от толщины изделия. Опытные мастерицы используют формулу 3-4 минуты + 1 минута на каждый миллиметр толщины изделия. Впрочем, как уже было сказано выше, превышение времени обработки при этом способе хуже не сделает.
3. Готовое изделие вынимается той же ложкой или лопаткой и промывается под струёй холодной воды.
Важно! Если в работе вы использовали специальный клей или гель для соединения разных элементов изделия, данный способ обработки точно нельзя использовать.
Особенности запекаемой полимерной глины
У полимерных глин большинства производителей отлично смешиваются между собой разные цвета глины, позволяя получить в работе разные оттенки и плавные переходы.
Изделия из термопластики после термической обработки получаются очень прочными и устойчивыми к механическим повреждениям и бытовым условиям! Именно поэтому данный материал активно используется в создании бижутерии, сувениров, игрушек.
Запекаемая полимерная глина после обработки хорошо шкурится и шлифуется, её можно окрашивать любыми красками, покрывать лаками и другими специальными составами. При необходимости — прекрасно сверлится.
Также прекрасной особенностью полимерных глин является возможность отпечатывать в них разные текстуры, что может сильно упростить и облегчить работу.
Требуемые инструменты для создания поделок
Необходимые инструменты для работы с полимерным материалом подбирайте в зависимости от желаемого результата и техник, в которых планируется работать.
Обычно используются следующие приспособления:
• керамическая или стеклянная рабочая поверхность;
• для раскатывания – скалка, роллер или специальная паста-машина;
• экструдер со сменными насадками для выдавливания простых или фигурных форм;
• штампы, текстурные листы, щеточки для видоизменения основы;
• стеки с разным профилем для лепки мелких частей;
• канцелярские ножницы и ножи для разрезания деталей.
Замечательно в работе с полимерной глиной то, что можно выбирать: работать с бюджетными, или дорогими инструментами (например, скалка или паста-машина); а также обширные возможности использования самых разнообразных подручных средств — для отпечатывания текстур, создания форм. Начинающие мастера вполне могут использовать канцелярские ножи вместо специальных резаков, или детские пластмассовые стеки для пластилина вместо профессиональных металлических.
Секреты изготовления предметов декора из пластики
• Перед началом работы разомните запекаемую пластику, чтобы она стала мягкой и тёплой. Для разминания пластики некоторых фирм приходится приложить в начале заметные усилия 🙂
• Чтобы не оставлять на готовой работе отпечатков пальцев, можно работать в медицинских перчатках или шлифовать изделие после термической обработки. Перед тем, как приступить к работе — тщательно вымойте руки.
• При работе с самоотвердевающей глиной берите небольшое количество материала, чтобы она быстро не засыхала. Оставшуюся пластику помещайте в плёнку, смачивайте водой незавершённые детали.
• При применении термопластики следите, чтобы в ней не осталось пузырьков воздуха: он при нагревании расширится, а значит, изделие деформируется.
Обязательно попробуйте поработать с полимерной глиной! Существует огромное множество техник, которые позволят даже новичкам сделать что-нибудь красивое и оригинальное.
Кстати, у нас на сайте есть несколько пошаговых мастер-классов по лепке из полимерной глины!
1. Декор свадебных бокалов полимерной глиной.
2. Делаем рождественский венок своими руками. Лепим ангелочка из полимерной глины.
3. Кулон с текстурой из полимерной глины.
4. Декор шкатулки полимерной глиной.
Подписывайтесь на наш канал и страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить новые публикации:
t.me/tairkraski
vk.com/tairtd
instagram.com/tairkraski
ok.ru/tairtd
facebook.com/tairkraski/
twitter.com/tairkraski
Я занимаюсь лепкой цветов из полимерной глины уже четыре года. За это время одним из самых популярных вопросов, с которым ко мне обращались начинающие мастера, был вопрос о различиях между марками самозастывающей полимерной глины. Поэтому сегодня я хочу предложить вам небольшой обзор, который, надеюсь, пригодится новичкам в керамической флористике.
Для создания цветов используют два принципиально разных вида глин – на основе целлюлозы и на полимерной основе. Первый тип условно называют «зефирными глинами», второй – «холодным фарфором». И те, и другие застывают на воздухе без термической обработки и дополнительного вмешательства и поэтому также называются самоотвердевающими пластиками. Особые свойства этих материалов позволяют добиться максимального сходства и реалистичности в цветах, тонкости и изящества в работе. Созданные из полимерной глины цветы требуют бережного отношения, но не являются хрупкими и не бьются при падении. При контакте с водой цветы из обоих типов глин могут потерять форму и/или окраску. Цветы из холодного фарфора можно дополнительно защитить, покрыв слоем матового или блестящего лака для полимерной глины. В работе лучше отрывать от пачки и окрашивать небольшие кусочки глины и плотно заворачивать их в полиэтилен. При лепке периодически смазывать пальцы и глину небольшим количеством детского крема (или любого жирного крема) – так можно будет дольше работать с материалом и не бояться, что он начнет сохнуть и трескаться. Открытую пачку холодного фарфора необходимо хранить без доступа воздуха, желательно обернуть в несколько слоев полиэтилена и положить в герметичный пластиковый пищевой контейнер. Зефирные глины желательно также плотно оборачивать полиэтиленом, затем обернуть влажной салфеткой и положить в еще один полиэтиленовый пакет. Это позволит глине не застыть и не обветриться долгое время.
Целлюлозные глины очень мягкие, нежные и бархатистые на ощупь, легкие и приятные в лепке. С ними немного проще и быстрее работать, можно обойтись меньшим количеством инструментов и приспособлений, часто не требуются ни молды, ни клей, ни каттеры, ни дополнительные красители – любого оттенка можно добиться путем смешивания глины разного цвета в любых пропорциях . Готовые цветы легче по весу, более декоративные, чем из холодного фарфора. При застывании лепестки матовые, бархатистые на ощупь.
Некоторые марки целлюлозной глины:
1. Clay craft by Deco.
Одна из первых марок флористических глин, создана была в 1981 году. Выпускается в семи цветах, которые отлично смешиваются друг с другом. Мягкая, воздушная, приятная и легкая в работе, быстро застывает на воздухе.
2. Hearty Soft.
Матовая, легкая глина, эластичная и скользкая на ощупь. Большой выбор цветов – более десятка, также хорошо смешивается, сохраняя при этом яркость цвета. Для мягких пастельных оттенков небольшое количество цветной глины смешивается со значительным количеством белой.
3. Modena Soft.
Свойства глины аналогичные Hearty, бывает только белого цвета. Отлично смешивается с другими пластиками, в особенности с Modena Clay («холодный фарфор»), придавая им дополнительную белизну, мягкость и тонкость в работе.
4. Opla, Stamperia.
Мягкая паста для моделирования, создания цветов и миниатюры, детского творчества. Широкая палитра разнообразных оттенков. Тонко раскатывается, после застывания не крошится.
Полимерная глина, называемая также холодным фарфором, более плотная на ощупь, чем целлюлозная, немного тугая в лепке, раскатывается в максимально тонкие слои, что позволяет добиваться реалистичных деталей цветка. После засыхания лепестки становятся полупрозрачными, упругими, гибкими, жесткими и гладкими на ощупь. Изделие полностью застывает в течение нескольких часов, в зависимости от размеров и толщины деталей. При застывании неокрашенный материал дает желтизну или серый оттенок, небольшую прозрачность и приобретает вид пластика, чтобы придать лепесткам большую бархатистость, натуральности и нежность, в глину добавляется небольшое количество белой масляной краски (титановые белила) либо холодный фарфор смешивается с кусочком белой зефирной глины, которая придает ему дополнительную мягкость и белизну.
Примеры марок холодного фарфора, которые можно найти на российском рынке:
1. Modena (Padico).
Модена – глина японского производства, белоснежная, тонко раскатывается без трещин и заломов, хорошо окрашивается и разглаживается с водой на стыках между деталями.
Лепестки, вылепленные из Модены, сохраняют некоторую гибкость даже после полного застывания. Выпускается также линейка готовых окрашенных пластиков Модены, которые пригодятся при необходимости яркого, насыщенного оттенка в работе.
Также Padico выпускает Модену в пастообразной форме, такая паста, называемая шликер, нужна для сглаживания стыков, оформления тонких стеблей, устранения трещин или мелких недочетов в работе.
2. Modern.
Тайская глина, выпускаемая в двух видах – с синей этикеткой и с зеленой. Обе глины белые, но, по словам производителя, в зеленой упаковке глина больше подходит для лепки больших лепестков, а в синей – для мелких цветочков.
Пластика имеет небольшой сероватый оттенок, который убирается добавлением белой масляной краски. Большинство тайских глин других марок – практически аналоги Модерна по своим свойствам.
3. Daisy clay.
Глина белая, тонко раскатывается, быстро и равномерно сохнет. В отличие от модены, лепестки из дейзи при застывании становятся жесткими, твердыми, держат свою форму, на ощупь очень похоже на керамику.
4. Thai clay.
Белее модерна, достаточно тугой в лепке пластик. Сохнет в работе несколько быстрее, чем например Модена, но при добавлении крема в глину эта проблема исчезает.
5. Bella Rosa.
Очень мягкая, тягучая и пластичная полимерная глина, при умелом обращении раскатывается максимально тонко и лепестки получаются очень реалистичными, нежными и воздушными.
6. Luna clay.
Тайская глина, белая, мягкая и приятная в работе, очень тонко раскатывается.
7. Sukerukun (аналог – Clear).
Белоснежная и мягкая глина. Маслянистая на ощупь – благодаря этому легко отстает от молда без дополнительного промазывания его кремом. Небольшой жирный блеск остается у высохшего цветка еще некоторое время, затем пропадает. Если в эту глину не добавлять красителя – изделие высыхает практически абсолютно прозрачным, поэтому эту пластику часто используют в миниатюре и в моделировании (например для имитации крыльев у насекомых). Лепестки получаются нежные и полупрозрачные. По сравнению с любым другим пластиком из перечисленных, эта марка дает большую усадку – изделие может при застывании уменьшиться даже на треть, при том, что другие полимерные глины усыхают не так заметно. Смешивание этой пластики с другими марками увеличивает мягкость и пластичность итоговой массы, по сравнению с обычным холодным фарфором, но исходная прозрачность Sukerukun исчезает.
Спасибо всем, кто уделил время моей публикации, чудесного всем настроения 🙂