Презентация а пушкин вот север тучи нагоняя опрятней модного паркета
Урок по литературному чтению
Тема: Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина
Цель:
Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.
Задачи:
- формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;
- познакомить учащихся с приемом звукописи как средством создания образа;
- учить находить слова, которые поэт использует для передачи звуков природы;
- развивать умение работать в паре; считаться с другим мнением
- воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его
художественные особенности
- учить детей выразительно читать стихотворение.
Ход урока.
Введение.
Сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать учёными. Чем будем заниматься?
На доске: Наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять, делать выводы.
Прочитайте тему урока:
«Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина»
Объясните смысл каждого слова.
Учитель обобщает и уточняет сказанное учащимися, если нужно, обращается к словарю:
«Лирическое стихотворение – это стихотворение, в котором воспроизводится личное чувство или настроение автора».
Прочитайте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока:
- В каком веке жил поэт?
- Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
- Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
- Как эти слова связаны с нашей темой?
- Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
Основная часть.
- Вы совершенно правы, сказав, что А,С.Пушкин жил в 19 веке. В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Понаблюдайте, как это было.(показ фрагмента к/ф «Сибирский цирюльник»)
- А сейчас работаем со стихотворением. Только вот случилось непредвиденное, стихотворение рассыпалось на строчки, что нам делать? Провести исследование. Приступайте!
- Работа в группах по восстановлению текста стиха.
- Предъявление или уточнение в группах
- Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение?
Выступление от группы (1 ученик читает стихотворение)
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
- Давайте сравним наш текст с оригиналом на стр.118 учебника.
Неторопливое самостоятельное чтение стихотворения, нахождение сходства и различия со своим текстом.
Обмен впечатлениями.
- Работа над содержанием
- Исследуйте стихотворение и найдите ответ на 2 вопрос на доске.
- Найдите слова, которые помогут нам представить речку.
- Как ты думаешь, почему поэт называет мальчишек «радостным народом»?
- Прочитайте 3 вопрос в учебнике. Найдите ответ.
(Выясняем, что у гуся красные лапы, он тяжёлый, раскормленный. Ступает бережно, т.е. осторожно, неуверенно)
- Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?
- Прочитай, что пишет Пушкин о первом снеге? Почему снег назван весёлым?
- Сделайте вывод, с каким же чувством надо читать это стихотворение?
- Определи, где сделаешь паузы, какие слова выделишь, с какой интонацией будешь читать.
Дети ещё раз самостоятельно работают со стихотворением.
- Чтение стихотворения вслух.
- Понравилась вам стихотворение?
Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:
…Опрятней модного ________________
Блистает речка, льдом ______________.
Мальчишек радостный ________________
Коньками звучно режет ____________
На красных лапках ________ тяжелый,
Задумав ___________ по лону вод,
Ступает _____________ на лёд,
Скользит и _____________; весёлый
Мелькает, вьётся первый ___________,
Звездами падая на _____________…
Взаимопроверка
Заключение
Рефлексия: Давайте вернёмся к нашим вопросам на доске.
На все мы смогли ответить? На ваших листочках прочитайте ещё раз вопросы и выполните следующее:
- В каком веке жил поэт?
- Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
- Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
- Как эти слова связаны с нашей темой?
- Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
- Если вы нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним +
- Если вы не полностью нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним + –
- Если вы не нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним –
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
Как же нам ответить на последний вопрос? Что нужно для этого сделать?
Обмен впечатлениями, советы детей.
Учитель может предложить выставку книг из классной или школьной библиотеки.
Домашнее задание:
Какое домашнее задание вам хочется выполнить?
А ещё я бы желала услышать выученные стихи и раздать вам дипломы за отличное прочтение их.
Спасибо всем за работу.
Листова Лариса Александровна
Урок по литературному чтению
Тема: Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина
Цель:
Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.
Задачи:
- формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;
- познакомить учащихся с приемом звукописи как средством создания образа;
- учить находить слова, которые поэт использует для передачи звуков природы;
- развивать умение работать в паре; считаться с другим мнением
- воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его
художественные особенности
- учить детей выразительно читать стихотворение.
Ход урока.
Введение.
Сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать учёными. Чем будем заниматься?
На доске: Наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять, делать выводы.
Прочитайте тему урока:
«Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина»
Объясните смысл каждого слова.
Учитель обобщает и уточняет сказанное учащимися, если нужно, обращается к словарю:
«Лирическое стихотворение – это стихотворение, в котором воспроизводится личное чувство или настроение автора».
Прочитайте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока:
- В каком веке жил поэт?
- Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
- Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
- Как эти слова связаны с нашей темой?
- Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
Основная часть.
- Вы совершенно правы, сказав, что А,С.Пушкин жил в 19 веке. В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Понаблюдайте, как это было.(показ фрагмента к/ф «Сибирский цирюльник»)
- А сейчас работаем со стихотворением. Только вот случилось непредвиденное, стихотворение рассыпалось на строчки, что нам делать? Провести исследование. Приступайте!
- Работа в группах по восстановлению текста стиха.
- Предъявление или уточнение в группах
- Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение?
Выступление от группы (1 ученик читает стихотворение)
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
- Давайте сравним наш текст с оригиналом на стр.118 учебника.
Неторопливое самостоятельное чтение стихотворения, нахождение сходства и различия со своим текстом.
Обмен впечатлениями.
- Работа над содержанием
- Исследуйте стихотворение и найдите ответ на 2 вопрос на доске.
- Найдите слова, которые помогут нам представить речку.
- Как ты думаешь, почему поэт называет мальчишек «радостным народом»?
- Прочитайте 3 вопрос в учебнике. Найдите ответ.
(Выясняем, что у гуся красные лапы, он тяжёлый, раскормленный. Ступает бережно, т.е. осторожно, неуверенно)
- Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?
- Прочитай, что пишет Пушкин о первом снеге? Почему снег назван весёлым?
- Сделайте вывод, с каким же чувством надо читать это стихотворение?
- Определи, где сделаешь паузы, какие слова выделишь, с какой интонацией будешь читать.
Дети ещё раз самостоятельно работают со стихотворением.
- Чтение стихотворения вслух.
- Понравилась вам стихотворение?
Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:
…Опрятней модного ________________
Блистает речка, льдом ______________.
Мальчишек радостный ________________
Коньками звучно режет ____________
На красных лапках ________ тяжелый,
Задумав ___________ по лону вод,
Ступает _____________ на лёд,
Скользит и _____________; весёлый
Мелькает, вьётся первый ___________,
Звездами падая на _____________…
Взаимопроверка
Заключение
Рефлексия: Давайте вернёмся к нашим вопросам на доске.
На все мы смогли ответить? На ваших листочках прочитайте ещё раз вопросы и выполните следующее:
- В каком веке жил поэт?
- Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
- Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
- Как эти слова связаны с нашей темой?
- Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
- Если вы нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним +
- Если вы не полностью нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним + –
- Если вы не нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним –
Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.
Как же нам ответить на последний вопрос? Что нужно для этого сделать?
Обмен впечатлениями, советы детей.
Учитель может предложить выставку книг из классной или школьной библиотеки.
Домашнее задание:
Какое домашнее задание вам хочется выполнить?
А ещё я бы желала услышать выученные стихи и раздать вам дипломы за отличное прочтение их.
Спасибо всем за работу.
Листова Лариса Александровна
Четыре времени года
в романе А.С.Пушкина ,,Евгений Онегин”
План
Роль пейзажных зарисовок в романе А.С.Пушкина ,,Евгений Онегин”.
Четыре времени года, их описание.
а) Зима;
б) Весна;
в) Лето;
г) Осень.
Отношение к природе как элемент характеристики героев романа.
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей ролью
русского языка в мире и в Крыму, интересом к жизни и творчеству А.С.Пушкина, желанием знать историю и культурное наследие.
Цель работы:
Изучить роман А. С. Пушкина ,,Евгений Онегин” ;
определить роль пейзажа в произведении;
систематизировать пейзажные зарисовки по временам года;
подготовить иллюстративный материал для показа на уроках литературы
и во внеурочных мероприятиях.
Четыре времени года в романе А.С.Пушкина ,,Евгений Онегин”
(слайд 1- 4)
1. Одной из сюжетных особенностей романа «Евгений Онегин» являются многочисленные пейзажные зарисовки.А.С. Пушкин в своих ранних произведениях рисовал экзотическую природу Кавказа, а в романе “Евгений Онегин” поэт обратился к изображению среднерусской полосы.
Пейзаж присутствует в виде законченных картин, играет роль введения к главам. Так картина деревенской зимы предшествует описанию образа жизни Онегина в деревне.
Пейзаж играет композиционную роль, передает ход времени в романе. Смена сезонов показывает смену жизненных этапов в судьбах героев: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования
Пушкинские пейзажи постоянно меняются: лето – «мелькает », ноябрь – «приближается», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; тем самым передается вечное движение, наполняющее жизнь природы:
…приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(слайд 5)
2. Главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме:
ЗИМА встречается в романе трижды (в 4, 5, 7 главах).
ВЕСНА (в 7 главе) передаётся обилием глаголов.
ЛЕТО Пушкин не любил (в 4 главе 4 строчки); но даёт описание прекрасного летнего вечера (7 глава).
ОСЕНЬ поздняя (4 глава), и любимая поэтом ,,осень золотая,, ( 7 глава).
(слайд 6)
ЗИМА
Описание зимы встречается в романе трижды (в 4. 5, 7 главах).
В четвертой главе создана картина ранней зимы:
XLI. Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
XLII. И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(слайд 7)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
В пейзаж вводятся своеобразные бытовые сценки.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
(слайд 8)
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Описание лаконично, жизнерадостно.
(слайд 9)
В пятой главе: II. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
( слайд 10)
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Это реалистический пейзаж, горячо любимый Пушкиным.
( слайд 11) В пятой главе появляются новые, неожиданные ракурсы – пейзаж, наблюдаемый из окна:
I. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
(слайд 12) На третье в ночь. *** Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
(слайд 13) Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
(слайд 14, 15)
В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе:
XXIX. … Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
(слайд 16) XXX. Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
(слайд 17) Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
(слайд 18) Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
(слайд 19) Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Поэт отмечает властную попытку зимы остановить всякое движение.
Зимние пейзажи выдержаны в бело-серебристой гамме.
(слайд 20)
ВЕСНА
Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками. Радость пробуждения природы, обновление жизни передается обилием глаголов:
Глава седьмая: (слайд 21)
I. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
(слайд 22)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.
(слайд 23)
II. Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
ЛЕТО (слайд 24)
Пушкин его не любил. Строчки, посвященные этому времени года, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором: (слайд 25)
Ох, лето красное!
Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи.
Данному сезону посвящено всего четыре строчки в четвёртой главе. Это меткая ироническая характеристика: (слайд 26)
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим…
Лирическое отступление показывает, что Пушкин воспринимает природу нетрадиционно и непривычно.
В седьмой главе он описал прекрасный летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками. (слайд 27)
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал. (слайд 28)
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. (слайд 29)
ОСЕНЬ (слайд 30 , 31)
Это любимая пора Пушкина: буйство красок созревшей природы, осенние, багряно-золотые пейзажи, время плодотворной творческой работы, вдохновения. Однако в четвёртой главе мы встречаем лирическое отступление, рисующее картину поздней осени. Всегда радующая поэта пора года на этот раз вызывает грусть и скуку: (слайд 32)
XL. … Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, (слайд 33)
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась (слайд 34)
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В седьмой главе Пушкин даёт красочное описание этого времени года:
(слайд 35) Но лето быстрое летит.
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
(слайд 36)
Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя.
(слайд 37) Душевная связь с природой — признак глубокой натуры. Жизнь всех героев вписана в жизнь природы. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения Онегина:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубравы,
Журчанье тихого ручья…
(слайд 38)
Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, мы слышим авторскую иронию. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.
(слайд 39)
Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны, рассказывая о своем “милом идеале”, Пушкин дает сочные, вольные описания. Большинство пейзажных картин связано с ее образом:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод…
Широко описывать родную природу поэт начинает с четвертой главы, перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Может быть, Александр Сергеевич выбрал зиму, чтобы подчеркнуть “русскость” героини. Иностранцы, жившие в России, всегда отмечали долгую зиму, русские холода, заснеженность. Можно сказать, что зима для России – характерное время года.
(слайд 39) Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны.
(слайд 40) Седьмая глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Внутреннее единство героини с сельской природой всегда подчеркивалось автором:
Ее прогулки длятся доле.
Теперь то холмик, то ручей
Останавляют поневоле
Татьяну прелестью своей!..
Но судьба Татьяны решена. Впереди отъезд в Москву, и картины наступления русской зимы впервые не радуют героиню:
Не радо ей лишь сердце Тани.
Нейдет она зиму встречать,
Морозной пылью подышать
И первым снегом с кровли бани
Умыть лицо, плеча и грудь:
Татьяне страшен зимний путь.
Совсем не похожа на неё Ольга. Отношение к природе у сестёр Лариных различно. Ольгу не волнует природа, она с подружками на широком лугу играла в горелки, там ,,раздавался звонкий смех и шум их ветреных утех”, думала о замужестве и тихой семейной жизни. (слайд 41)
Пушкин ненавязчиво показывает нам отличия, сравнивая сестёр с луной.
Непоэтичный Онегин в разговоре с Ленским говорит об Ольге:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому:
И утренней луны бледней…
(слайд 42) Ироническое отношение автора проявляется в описании восприятия природы Ленским. Ему недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими.
Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах: «луна», «ночь», «уединенье».
Простите, игры золотые!
Он рощи полюбил густые,
Уединенья, тишину,
И ночь, и звезды, и луну.
(слайд 43)
Из всех действующих лиц романа ,,Евгений Онегин” только Татьяна, с её одухотворённостью, поэтичностью, способна на тонкое понимание природы, на такое восприятие, какое было свойственно поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
(слайд 44) Смена времен года и, соответственно, смена пейзажных картин в романе А.С.Пушкина ,,Евгений Онегин” определяет хронологию сюжета, показывает вечное движение человеческой жизни.
(слайд 45, 46 )
Спасибо за внимание!