Природа базовая национальная ценность или модный тренд в образовании

Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в нравственно-патриотическом сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственно-патриотическое развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, а  вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для нравственно-патриотического развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов

– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов

– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов

– получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

____________________________________

В старших классах основа нравственного воспитания сочетает в себе несколько компонентов:

– знание этических норм и правил поведения в обществе

– соблюдение этих правил и формирование собственного достоинства

– способность учащихся объективно оценивать свои и чужие поступки.

Нравственное и патриотическое воспитание две главные составляющие гармонично-развитой личности школьника. Нравственные нормы формируются, прежде всего, на патриотизме – это не только любовь к Родине, это чувство самоуважения, благородство и стремление трудиться на благо своей страны.

Методы и формы нравственного и патриотического воспитания: 

– беседы и диспуты

– классные часы

– урок-мужества

– анкетирование

– помощь ветеранам

-встречи с интересными людьми

– экскурсии по памятным местам нашей страны.

Древние философы говорили, что воспитание – это сложный и длительный процесс ответов на вопросы:

– Что мы воспитываем?

– Как мы воспитываем?

– Зачем мы воспитываем?

Главный результат нравственного и патриотического воспитания – это совместный поиск любого нравственного решения, чтобы создать сплоченный и дружный классный коллектив.

Оглавление.

Источник

МБОУ «Отрадненская ООШ»

Чамзинский муниципальный район

Доклад на тему:

«Формирование базовых национальных ценностей личности средствами воспитательной работы»

Подготовила:

Куликова Е.Н.

2016г.

Процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся не будет органичным без процесса развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Основа духовно-нравственного развития, воспитание и социализация личности определяются как система базовых национальных ценностей, что имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране.

В сфере общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит наиболее системно, последовательно и глубоко.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действий для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Источник

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  (далее — Концепция).

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа разрабатывается с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Cовременное ОУ должно создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Общие задачи программы систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

·    воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

·    воспитание нравственных чувств и этического сознания;

·    воспитание  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·    формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

·    воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

·    воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентированно на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремленность людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, и поддерживаемое укладом школьной жизни включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть: Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.

 Коллектив начальной школы квалифицированный, работа которого динамична и слажена, а поэтому является эффективной. систематически и кропотливо работает по созданию единой системы воспитательной работы с целью усиления воспитательного потенциала уроков и внеурочных мероприятий, формирования и закрепления традиций школы, эффективной реализации работы по всем направлениям в соответствии с новым образовательным стандартом.

          Первый практический опыт попытались реализовать в этом учебном году.

         Согласно требованиям новых стандартов и работе по реализации ФГОС с 10.02 по 14.03.2012 г. в МБОУ СОШ № 111 проходил месячник начальной школы «Марафон Мудрой Совы». На заседании МО был составлен план работы месячника. В него вошли разнообразные мероприятия, соответствующие плану НОО ООП. Во всех мероприятиях месячника приняли участие 95% учеников начальной школы, что способствует активизации учебной и внеурочной деятельности, развитию творческих способностей и познавательного интереса младших школьников, сплочению детского коллектива и коллектива педагогов.(сл.№2)

        Весь месячник делился на 4 предметные недели, в течение которых проходили туры олимпиад, открытые уроки и мероприятия, творческие конкурсы и выставки проектов, конкурсы предметных и праздничных газет, праздничные мероприятия, интеллектуальные конкурсы и викторины, спортивные соревнования.(сл. №3)

Учащиеся активно участвуют в районных, городских и всероссийских олимпиадах, в районных и городских конкурсах. Есть  победителями в НПК «Мои первые шаги в науке» в ЮНИОРЕ, лауреаты  «Моё первое исследование»  ЦДТ  «Содружество», принимали участие в различного уровня семинарах, конференциях.(сл. № 4,5,6)

           Участвуют в интеллектуальных конкурсах по предметам: «Кенгуру»-математика, «Русский медвежонок»-русский язык, «Лукоморье»- литературное чтение и окружающий мир, « ЧИП»- человек и природа, «Мир на ладони» – история города Новосибирска, интеллектуальных играх в клубе «ЮНИОР». Такая работа помогает педагогу разбудить дремлющие в ребёнке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные возможности для их развития.  (сл. № 7)

  Согласно требованиям нового стандарта организована внеурочная деятельность по всем направлениям воспитательной работы.

В нашей школе разработаны, адаптированы и реализуются следующие программы: (сл. № 8)

Краеведение

34 (1)

34 (1)

68

Проектная деятельность  «Клуб почемучек»

33 (1)-34

33(1)-34

66-68

Разговор о правильном питании

33 (1)-34

33(1)-34

66-68

Информатика

33 (1)-34

33 (1)-34

66-68

Зелёная планета

33(1)

33(1)

66

Волшебная кисточка

16,5(0,5)

16,5(0,5)

33

Азбука безопасности

33(1)-34

33(1)-34

66-68

Хореография

33(1)-34

33(1)-34

68

Веселые нотки

34 (1)

34 (1)

68

Театральная мастерская

68(2)

68(2)

136

Художественный труд

68(2)

68(2)

136

Командные спортивные игры (футбол, хоккей)

68(2)

68(2)

136

Бисероплетение

68(2)

68(2)

136

(сл. №9)

Дети имеют возможность (не выходя из стен образовательного учреждения) заниматься в различных студиях и кружках, изучать иностранный язык, посещать различные спортивные секции и др. Для эффективной реализации требований ФГОС школа тесно сотрудничает с учреждениями и педагогами дополнительного образования (ЦВР «Галактика», ДЮСШ № 15, ДК Чкалова, ДК «Строитель», ДК «Точмашевец», Шахматный клуб, бассейн «Бригантина», лагерь «Тимуровец», школьной, районными и городскими библиотеками и Тургенева, Гоголя, Горького и т.д.)

Учителя и педагоги начальной школы используют в своей работе разнообразные формы работы: экскурсии (ежемесячно), конкурсы, соревнования, путешествия, театральные постановки, концерты, выставки. По материалам выставок созданы альманахи творческих работ учащихся.

 Расписание занятий составлено так, что все дети класса заняты во внеурочное время.

Реализуется программа по краеведению (утверждена кафедрой НГПУ «Истории и музеологии»), где спланированы экскурсии как в  городе Новосибирске, так и в Новосибирской области. (сл.№10, 11, 12) Наши праздники не обходятся без наших родителей. Они всегда с нами.(сл. № 13) Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель – родители – дети, что помогает сплачивать детский коллектив. Традиционными и популярными среди родителей и учеников являются такие мероприятия «Праздник национальной кухни», «Поле чудес», «Мама, папа, я – дружная семья», «День спорта- день семьи»,  «Зов Джунглей». «Звездный час», «Масленица», «Зарница».(сл. № 14), «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Золотая осень», «Моя мама лучше всех», «Я выбираю будущее», «Новогодние елки», «День именинника», «Прощание с Азбукой»,«Память жива» (ко Дню Победы), «Неделя добра»(сл.№ 15)? встречи с ветеранами разных войн (Отечественной, Афганской, Чеченской), оформление подарков для дома «Ветеран», поздравление с праздником с подготовкой концерта и выступлением театральной студии, участие в творческих конкурсах и проектах патриотической направленности, посещение воспитанников детского дома, детских садов.

        Таким образом, мы считаем что в нашей школе ведется плодотворная и качественная работа по реализации требований нового стандарта, приближая нас всех к нашему идеалу, к чему мы все должны стремиться (сл.№16)

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

-Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

– Владеющий основами умения учиться

-Любящий родной край и свою страну

-Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

-Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой

-Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

-Умеющий высказать свое мнение

-Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Желаем всем терпения, здоровья, благополучия и творческих успехов. Спасибо за внимание!!! (сл.№17)

Источник