Проект на тему по русскому языку 6 класс грамотным быть модно
Слайд 1
МОУ Чёлсменская ООШ ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО! ВЫПОЛНИЛ: Сидоренко Дмитрий Григорьевич, учащийся 6 класса РУКОВОДИТЕЛЬ: Посыпкина Е.Ю., у читель русского языка и литературы
Слайд 2
Если человек упорно будет учиться: читать книги, учить правила русского языка, то он получит хорошее образование. Гипотеза исследования: Исследовать уровень грамотности учащихся школы через проведение опроса, анкетирования, тотального диктанта с целью привлечения учащихся к более осознанному изучению русского языка . Цель проекта:
Слайд 3
и зучить историю развития письма как средства общения ; у знать тайны русской орфографии и пунктуации; провести опрос среди учащихся Чёлсменской школы; принять участие в акции «Тотальный диктант» среди учащихся с целью выявления самого грамотного ученика и класса Чёлсменской школы. привлечь к участию в проекте учащихся и учителей школы. Цель проекта:
Слайд 4
социологический опрос среди у чащихся школы; а нализ результатов опроса ; сбор и обобщение информации по теме. Методы исследования:
Слайд 5
• объединение детей разных классов и появление заинтересованности в саморазвитии и самосовершенствовании ; • повышение уровня грамотности среди участников проекта ; • привлечение учащихся к изучению русского языка. Планируемые результаты проекта:
Слайд 6
глиняный сосуд, начало X в – «горушна» (пряность ) Первая надпись
Слайд 7
Граффити на стене Софийского собора в Киеве
Слайд 8
8 « Изборник» 1073 г.
Слайд 9
9 Кирик Новгородец « Учение о числах » ( 1136 г.)
Слайд 10
10 Древнерусский алфавит Кириллица
Слайд 11
Словарь С.И.Ожегова гласит: « Грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также « умеющий писать грамматически правильно ». Г рамотность – это еще и знания, причём в совершенно разных областях Грамотный человек – это…. ФОТО Ожегова
Слайд 12
12 В Древней Руси ( X — XII вв.) проблема правописания не существовала. Русское письмо было фонетическим (писали так, как говорили). Древняя Русь. X — XII вв. Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент
Слайд 13
13 На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно, 24 мая, мы отмечаем День славянской письменности.
Слайд 14
14 Точка Древнейшим знаком является точка . Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя • приближашесяпраздникъ Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Её изобрёл на рубеже XV-XVI веков известный венецианский типограф Альд Мануций . Запятая
Слайд 15
15 Двоеточие Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731). Восклицательный знак Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова . Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755 ).
Слайд 16
16 Вопросительный знак Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века. Придумали его братья Венделин и Иоанн да Спира . Однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] . Тире К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин . Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака.
Слайд 17
17 Многоточие Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный “ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова , хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. Кавычки Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века.
Слайд 18
18
Слайд 19
19 Это ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции — добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса). Цель Тотального диктанта — заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать. В России тотальный диктант проводится с 2004 года. В 2016 году в данной акции приняли участие более 1 80 городов и десятки тысяч людей разного возраста, профессии. В Галиче тотальный диктант проводился на базе гимназии № 1.
Слайд 20
20 Итоги школьной акции «Тотальный диктант» Номинация «Пунктуационная грамотность» 1 место – Клементьева Дарья (6 кл ) 2 место – Казамурова Карина (7 кл ) Строкина Анастасия (7 кл ) Гусев Никита (6 кл ) 3 место – Иванова Ирина (7 кл ) Смирнов Даниил (7 кл ) Григорьев Егор (8 кл ) Номинация «Орфографическая грамотность» 1 место – Иванова Ирина (7 кл ) 2 место – Строкина Анастасия (7 кл ) Борисова Милена (9 кл ) 3 место – Смирнов Даниил (7 кл ) Моденов Денис (6 кл ) Общее количество участников акции в школе – 35 человек. Это учащиеся с 5 по 9 класс.
Слайд 21
21 Организаторы акции и эксперты: Валентина Александровна Акатова и Елена Юрьевна Посыпкина
Слайд 22
Выводы: Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Если учить правила, то можно стать не просто образованным , но и культурным человеком. Наряду с национальностью, язык – это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.
Слайд 23
23 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ГРАМОТНОГО ЧЕЛОВЕКА Систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям выполнение учебных проектов (в том числе, на занятиях по внеурочной деятельности) участие в школьном этапе Всероссийских предметных олимпиад участие в очных и заочных творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.
Слайд 24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Проектная работа на тему: «Грамотным быть модно!» Выполнили: учащиеся 4 «Г» класса МКОУ «СОШ №18» г.о.Нальчик под руководством учителя Какичевой Т.И. 2019 г. |
(слайд 2)
«Жизнь могут двигать только
очень грамотные люди….»
«Какое это счастье — быть грамотным!»
Максим Горький
Актуальность нашего проекта: Быть грамотным и начитанным, было модно и востребовано всегда. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. Интернет погряз в орфографических ошибках, люди перестали его использовать в учебных целях. Когда – то Советский Союз был самым читающим государством в мире! Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней!
Слово человека красит… По тому, как человек говорит, о нем составляют мнение. С грамотным человеком приятнее общаться и сотрудничать. Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур.
В настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда ученики стали мало обращать внимание на ошибки в переписке в социальных сетях, а различные объявления и рекламные плакаты пестрят грамматическими ошибками.
Многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»
Нам стало интересно «Откуда пришли правила?» и мы решили провести своё исследование.
(слайд 3)
Цель Проекта:
выявление уровня речевой грамотности учащихся;
привлечение внимания к вопросам грамотности и определение возможных путей решения проблемы.
(слайд 4)
Задачи проекта:
иметь представление о развитии грамотности и истории появления первых правил на Руси;
выяснить, по каким причинам снижается грамотность;
провести опрос среди учащихся,
провести диктант на контроль грамотности;
провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка;
содействовать изменению и улучшению языкового образа учеников нашего класса.
Методы исследования: социологический опрос, диктант, обобщение информации по теме.
(слайд 5)
Планируемые результаты проекта:
повышение уровня грамотности среди участников проекта;
улучшение грамотности речи, увеличение словарного запаса участников
проекта.
(слайд 6)
Почему в современном мире так важно быть грамотным? В настоящее время даже в печатных изданиях допускаются глупые орфографические и пунктуационные ошибки. Простейшие правила правописания часто нарушаются. Мало кто борется за чистоту языка. Вот что страшно!
В интернете тем более никто не задумывается над правильностью написанного им.
Давайте вместе заботиться о нашем языке! Пусть это будет работой не только лингвистов и филологов, а каждого человека. И тогда речь наша будет более грамотной, правильной и чистой.
А теперь немного истории.
(слайд 7)
Начало распространения грамотности относится к концу 10-го и началу 11-го веков. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине 9-го века братьев Константина и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.
Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы. Основой любой древней культуры является письменность.
Становление письменности – очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие.
(слайд 8)
Первый академический словарь русского языка был издан в1784—1794 годах. В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.
Практическая часть нашего проекта
состоит из нескольких частей
(слайд 9) 1. Мы провели анкетирование, в котором участвовали 42 ученика (4 «Г», 4 «А» классы) Анкета состояла из следующих вопросов:
Считаете ли вы, что грамотным быть модно?
Читаете ли вы художественную литературу, помимо школьной программы?
Учите ли вы правила русского языка?
Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях?
Считаете ли вы, что уровень грамотности среди населения падает?
Назовите причины снижения уровня грамотности.
Какими способами можно повысить уровень грамотности населения? (слайд 10)
В опросе приняли участие родители и учащиеся 4 «А» и 4 «Г» классов.
Посмотрим на результаты
(слайд 11)
Считаете ли вы, что грамотным быть модно? 33 ученика ответили да, ну а 9 посчитали грамотным быть – не в тренде!
(слайд 12)
Читаете ли вы художественную литературу, помимо школьной программы? 16 учащихся ответили утвердительно да, 25 – читают иногда (хочется верить!) и 1 честно признался, что не читатет.
(слайд 13)
Учите ли вы правила русского языка? 32 ученика ответили да, 8 – иногда и только двое признались, что не учат вообще. По результатам этой диаграммы нас терзают смутные подозрения: а все ли учащиеся были честны?!
(слайд 14)
Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях? 29 ребят ответили да, 12 – иногда и 1 ответил утвердительно нет. Мы искренне верим в честность ответов наших участников!
(слайд 15)
Считаете ли вы, что уровень грамотности населения падает? Да ответили 24 участника и нет – 18.
(слайд 16)
Мы никого не удивим, если скажем, что жизнь молодежи проходит в Интернете, и самым посещаемым местом во всемирной паутине для подростков являются соц. сети. Мы задались вопросом: допускают ли ребята языковые ошибки при виртуальном общении. Выше мы показали диаграмму с результатами ответов на вопрос «Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях?» Опрошенные ребята, видимо, более грамотные пользователи, чем многие другие. Проследив переписки и комментарии людей на различных сайтах, мы нашли очень много ошибок.
(слайд 17)
Мы встретились с написанием «ца» вместо сочетаний «-тся» и «-ться», например, «хочешь со мной прогуляца» Некоторые пишут: «помоему», «седня», «патревожу», «праснулся», «зашол», «ихний», «евошный», спрашивают: «Какой ща урок?» и т.д. Грустно…
Неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками.
(слайды 18,19) Немного юмора в доказательство. Без комментариев… (пауза)
Кстати, в Ирландии ваша страница в социальных сетях блокируется автоматически, если вы допускаете более 3 грамматических ошибок в неделю.
Так же мы потрудились и опросили наших многоуважаемых учителей. Вопрос звучал так: «Модно ли быть грамотным и почему?». Смотрим.
(слайд 20 видеоролик)
Хотеть быть грамотным – это, конечно, хорошо, но для этого надо прикладывать усилия и, причём, немало усилий. Вот этого порой не хватает учащимся нашего класса. В этом мы убедились, когда решили провести тестирование на знание правил русского языка, написав диктант. В работе приняли участие 19 учеников нашего класса (из 23), четверо отсутствовали по причине болезни.
(слайд 21)
Мы допустили ошибки при написании проверяемых безударных гласных в корне слова, словарных слов, пропуск запятой между однородными членами предложения, а так же присутствуют ошибки по невнимательности и банальные помарки. В итоге некоторые из нас либо не знают правил на данные темы, либо не умеют их применять. Одноклассники пришли к выводу, что необходимо повторить правила на данные темы.
После проверки работ, у нас получился такой результат:
(слайд 22)
Пятёрки получили 6 человек (32%), четвёрки – семеро (37%), троек у нас пять (26%) и, к сожалению, одна двойка (5%). Мы не очень довольны результатом и будем стремиться к тому, чтобы его улучшить.
(слайд 23)
Почему надо быть грамотным?
Словарь Ожегова гласит – «грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова – путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.
Способность чётко и грамотно выражать свою мысль – важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетради свои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, даже самые простые слова.
В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку
С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало. А в наше время общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.
Безграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Школьники в соц.сетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Современное поколение школьников, да и не только они, мало читают и много общаются в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними. «Грамоте учиться – всегда пригодится», – говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота.
Алиана, ты весьма пессимистично настроена! Возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому? Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных школьников.
Заключение
(слайд 24)
В итоге индивидуальный маршрут грамотного человека мы определили так:
систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям, выполнение учебных проектов (в том числе, на занятиях по внеурочной деятельности);
чтение книг и различной литературы, в том числе и познавательной;
продолжать принимать участие в предметных олимпиадах;
продолжать принимать участие в творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.
соблюдение норм устной и письменной речи при общении с друзьями
(слайд 25 Спасибо за внимание!)
Если вы хотите быть грамотным и культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Если учить правила, и читать различную литературу, энциклопедии, справочники, словари, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.
Быть грамотным модно, потому что МЫ – Будущее нашей ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ.
Хочется верить, что на этом наши исследования в данном вопросе не закончатся. Мы постараемся и в дальнейшем обращать внимание на грамотность в речи наших друзей и сверстников и по возможности прививать им интерес к русскому языку, его многообразию и красоте.
(Слайд 26) анимация – стихи и высказывания о грамотности.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Грамотным быть модно!
2 слайд
Описание слайда:
-«Почему модно быть грамотным?»- спросите Вы. Знаете, ответ прост. Есть даже несколько вариантов, для тех кому не хватает только «во-первых»: По тому, как человек говорит, о нём составляют мнение. С грамотным человеком приятнее общаться. Слово человека красит… Грамотное владение русским языком должно быть важно для любого россиянина Знание родного языка позволяет человеку изучить исторические корни. Грамотный человек – интересный собеседник -«Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке.»- говорила Фаина Раневская.
3 слайд
Описание слайда:
Что же такое грамотность?
4 слайд
Описание слайда:
Гра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», др. гр. γραμματική — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» имеют в виду человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики.
5 слайд
Описание слайда:
Нужна ли грамотность современному человеку?
6 слайд
Описание слайда:
О том, что общая грамотность населения резко падает, говорят постоянно. Поистине грамотные люди, которых подавляющее меньшинство, бунтуют и все громче выявляют протест против невежества и косноязычия. Нет, конечно, всегда были безграмотные люди, причем некоторым это не мешало быть успешными политиками, учеными и даже писателями. Тем не менее, раньше хотя бы была четкая граница между грамотным и малограмотным населением. Прослойка общества, именуемая аристократией, была ярко выражена и стояла неким особняком.
7 слайд
Описание слайда:
Давайте поговорим о том, чем является грамотность для современного человека.
8 слайд
Описание слайда:
Грамотность как фактор, разделяющий своих и чужих. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться, дружить и работать, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Кроме того, общение, происходящее во всевозможных соц. сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.
9 слайд
Описание слайда:
Грамотность, как вид искусства. Следует отметить, что грамотность – это и есть своего рода искусство. И оно, как многие другие виды искусств, имеет своих поклонников и профессионалов. Искусство грамотности необходимо многим, как, к примеру, то же кино. Для того чтобы получить удовольствие от мастерства тех, кто может представить грамотность во всей ее красе.
10 слайд
Описание слайда:
Где прячется грамотность? Есть грамотность среди филологов, писателей, юристов, журналистов и учителей русского языка. Если же говорить о сети Интернет, то грамотные люди здесь есть, но обнаружить их можно только на редких умных порталах. Именно они пока еще удерживают контроль над содержанием сайтов, но только пока.
11 слайд
Описание слайда:
Нужна ли грамотность простому человеку? А собственно зачем? Письма, написанные по шаблону, заявления, составленные по образцам, и статьи по примерам… Любезный текстовый редактор выделит красненьким орфографические ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте? Не доклад же научный пишется.
12 слайд
Описание слайда:
Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Новое поколение мало читает и много общается в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ. Ну и что, что с ошибками и описками?
13 слайд
Описание слайда:
Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними, чтобы получить удовольствие от искусства грамотности, чтобы насладиться жизнью и в этом ее проявлении.
14 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-525311
Вам будут интересны эти курсы: