Проект по русскому 7 класс на тему грамотным быть модно

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Тахталымская СОШ»

Грамотным быть – модно!

Социальный проект

Выполнила: Шафикова Валерия,

ученица 7 «б»  класса

Руководитель: Шафранская Зимфера Гафуровна,

учитель русского языка и литературы

Халитово,  2018

Содержание

I. Введение………………………………………………………….…………………….3стр.                                        II. Основная часть

2.1. Механизм реализации проекта….………………………….………………………… 5стр.

2.2. Раскрытие механизмов реализации проекта………………………………………………..5стр.

III. Заключение ……………………………………………………………………….  7стр.

Список литературы ……………………………………………..………………………8стр.

Приложение 1 …………………………………………………..……………………….9стр.

Приложение 2 …………………………………………………………………………10стр.

Приложение 3 ………………………………………………….…………………….. 11стр.

2

I. Введение

Проект направлен на формирование навыков грамотной речи среди школьников. В наше время происходит отрицательное влияние на речь учеников от окружающей среды (взрослые, СМИ, социальные сети в интернете).

       Многим взрослым людям уже не хочется подбирать красивые слова для своей речи, использовать средства эмоциональной выразительности. Где эпитеты и гиперболы, литоты и сравнения, метафоры и уменьшительно-ласкательные суффиксы?  Их заменили современные «морфемы», подобные этим: «трубы» вместо телефонов, «комп» вместо компьютер, «хавать» вместо кушать, «ржать» вместо смеяться, «бабки» вместо деньги.

       Русский язык сегодня ещё и криминализирован. Примеров  этому множество: срубить бабок; фраер; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка; и т. д. Также очень часто используют взрослые ненормативную лексику в бытовом общении, такое же наблюдаем в СМИ, в кино, в театре и в интернете. Даже в телесериалах, в ток-шоу, в речи известных людей можно услышать подобные выражения.

Когда рядом кто-то сквернословит, достаточно трудно проявить мужество и призвать его к порядку. Для этого поступка требуется твердый характер. Преобладающая реакция ребят заставляет задуматься об их общественной позиции. Источником информации для большинства ребят служат уроки русского языка и литературы, некоторые считают образцом грамотной речи свою семью.

Таким образом, основной проблемой, на решение которой направлен мой проект, является низкая информированность детей о культуре речи, а также слабый интерес со стороны общества к культуре речи детей. Встал вопрос о том: что нужно делать для того, чтобы речь стала более грамотной.

У меня возникла идея: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники можно подобрать разнообразную информацию о  нормах современного литературного  языка. На основе собранного материала написать  статью  в районную  газету «Знамя труда» с дальнейшим включением этой статьи  в школьный сайт.                                                              

Цель проекта – создать условия для повышения уровня грамотности среди школьников и родителей.

Задачи:  – исследовать состояние речевой культуры школьников;

               – разработать материалы по развитию грамотной речи учащихся;

               – включить материалы в информационную деятельность школьного сайта и газету «Знамя труда».

3

Методы реализации проекта:

– наблюдение;

– анкетирование;

– анализ;

– поиск и систематизация информации.

Гипотеза: Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами русского языка в устной и письменной речи. Как считают  учащиеся 7-х классов: грамотным  быть модно или  не модно?  Почему они так думают?

Объект исследования:  учащиеся 7 «А» и 7 «Б» классов.

Предмет исследования: изучение речи учащихся МБОУ «Тахталымская СОШ».

Проектный продукт: статья в газету «Знамя труда» и в школьный сайт.

Проект направлен на:

– учащихся МБОУ «Тахталымская СОШ», с. Халитова;

– педагогов школы, выпускников школы;

– родителей учащихся школы;

– друзей школьного сайта и читателей газеты.

4

II. Основная часть

2.1. Механизм реализации проекта.

ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ №1, НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

1. Разработать вопросы анкеты для исследования.

2. Провести анкетирование среди учащихся 7-х классов

3. Посчитать количество ответов.

4. Проанализировать ситуацию по теме.

ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ №2, НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

1. Подобрать материал по теме из различных источников (книги, словари, интернет-ресурсы)

2. Два раза в год проводить анкетирование учащихся и помещать материал под названием «Говорите правильно!» в школьный сайт.

3. Определить, какую информацию нужно представить на странице сайта.

ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ №3. НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  1. Обратиться к учительнице информатики Калимуллиной Резеде Вакиловне  с просьбой поместить мою статью в страницу школьного сайта; направить её в газету.
  2. Определить периодичность обновления информации на странице сайта.

2.2. Раскрытие механизмов реализации проекта.

     Наблюдение за повседневной речью учащихся показало, что речь многих ребят засорена  неправильным произношением, просторечными выражениями, а также сквернословием. Мною были подготовлены  вопросы  и было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 7«А» и 7«Б» классов, было опрошено  33 человека.

В общении друг с другом учениками чаще всего (21 человек) используются просторечные выражения. Литературным языком стараются говорить почти в три раза меньше ребят (9 человек). К счастью, сквернословие моими одноклассниками и друзьями с параллельного класса используется нечасто (3 человека).

Как правило, ученики проявляют безразличие к нецензурной речи (17 человек).

10 человек  это раздражает. И только 6 человек готовы  призвать хулигана к порядку. Всего шесть человек могут найти информацию о нормах литературного языка в средствах массовой информации.

Анализ анкет  показал, что нормы языка нарушаются большинством учащихся

из-за их незнания, потому  что общество не придает должного значения грамотности

речи детей и взрослых людей. Я думаю, что уроков русского языка и литературы недостаточно для формирования общественного сознания, а в средствах массовой информации практически не уделяется этому внимание.

5

     Повышает грамотность чтение книг, которое уже само по себе способствует повышению общей грамотности, поскольку человек невольно начинает заимствовать речевые обороты. Работает зрительная память, развивается образное мышление, творческие способности.

Ничто не может сравниться с великими произведениями, ставшими классикой. Именно чтение такой литературы возвышает нас изнутри, делает духовно богаче и восприимчивее к прекрасному. Считаю, что с произведениями великих мастеров нужно обязательно знакомиться каждому уважающему себя человеку.

Ненормативная лексики используется не только в бытовом общении, но и, к сожалению,  в СМИ, что абсолютно недопустимо. Что уж говорить об интернете, где очень распространены сленг, сокращения, а также употребление грубых, нецензурных выражений. Загрязнение языка то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами. «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас» – писал  С.Маршак.

     Данная тема очень актуальна в последнее время, ведь  языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности.

      К стремлению  повысить свою грамотность могут подтолкнуть и такие телевизионные шоу как «Лучше всех», «Удивительные люди», где юные дарования  поют, танцуют, рассказывают стихи, отвечают на вопросы. Ну как может не удивить маленький мальчик, который так знает географию. Как может не удивить девочка -дошкольница, которая успевает сложить числа еще до того, как ты их рассмотрел. Моё сердце покорили ещё три серьезных малыша – географ  Тимофей  Цой, знающий столицы, флаги, месторасположение на карте государств, о существовании которых я узнала только от них; виртуозная игра на саксофоне юной Софьи Тюриной; очаровательная малышка Николь, которая «шпарит» наизусть Ахматову, Есенина, Пушкина. Это очень развлекательно, удивительно, посыл к самосовершенствованию.

      В общем, два раза в год я решила проводить анкетирование среди учащихся 7-х классов, чтобы узнать их мнение о том, что модно ли быть грамотным.

6

III. Заключение

     Задумавшись над тем, как стать грамотнее, прихожу к выводу, что необходимо постоянно совершенствоваться. Вообще стремление к развитию должно обязательно присутствовать в жизни человека. Имея какое-то увлечение, мы становимся интересны, в первую очередь, самим себе, а это значит, что и для других людей делаемся гораздо привлекательнее. Дополнительные интересы способствуют расширению кругозора и в конечном итоге тоже приводят к повышению грамотности. Становясь эрудированнее, мы открываем в себе бесконечные возможности.

Не стоит ничем ограничивать свой выбор. Можно пробовать заниматься разными видами деятельности, чтобы выявить наиболее интересные направления. Зачастую мы сами ограничиваем себя в выборе, а потом считаем, будто ни на что не способны. Выработать в себе грамотность не так сложно: необходимо лишь реализовывать природное любопытство.

     Исходя из вышесказанного, делаю вывод: Быть грамотным – это свободно владеть богатствами русского языка в устной и письменной речи. А это значит, что грамотным быть действительно модно!

     В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

 – появились условия для повышения уровня грамотности среди детей и их родителей;

 – на школьном сайте появится рубрика под названием «Говорите  правильно!», где будут помещены интересные факты о языке, нормы литературного языка, правила произношения и другое (обновление информации планируется 2 раза в год);

– в ближайшие дни на странице районной газеты будет опубликована статья «Грамотным быть – модно!».

Ожидается, что проект будет иметь хороший эффект в перспективе: повысит позитивный интерес школьников, педагогов, родителей и общественности к проблеме «загрязнения» речи.

Информационные рубрики после окончания проекта будут открыты для всех желающих.

.

7

Список литературы

  1. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. – СПб.: ИД «Весь», 2004
  2. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, 2004
  3. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011
  4. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати / К.И. Былинский, Н.Н. Никольский. М.: Искусство, 1957.
  5. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение 1991.
  6. www. yazykoznanie.ru
  7. https://slovari.yandex.ru
  8.  https://www.docme.ru/doc/59950/slovari-xxi-veka

8

Приложение 1

Анкета

1 вопрос. Какая речь преобладает в Вашем общении с одноклассниками и друзьями?

Ответы

Количество человек

Русский литературный язык

9

Часто использую просторечные выражения

21

Использую  сквернословие

3

2 вопрос. Как Вы реагируете, если в присутствии Вас кто-то нецензурно ругается?

Ответы

Количество человек

Стараюсь не обращать внимания

17

 Меня это раздражает

10

Призываю его к порядку

6

Результаты устного опроса. Где можно найти нужную информацию о речевой норме языка?

Ответы

Количество человек

На уроках русского языка и литературы

13

В газетах, журналах

5

 Чтение классической литературы

15

9

Приложение 2

10

                                                                                                          Приложение 3

Грамотным быть – модно!

(статья)

     Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами родного языка в устной и письменной речи. И богатства эти неисчерпаемые. Но меняются времена, события. меняются  и люди. Как следствие этого изменениям подвергается и  язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности?

     Наряду с экологией окружающей среды существует и лингвистическая экология. Эта тема очень актуальна в последнее время, ведь лингвистическая экология призвана дать объективную оценку состоянию языка, предупредить о возникновении «трещин» и нарушений лексических норм, постепенно приживающихся в обществе.

Современные исследования лингвистов фиксируют неблагополучную экологию нашей языковой среды. По мнению ученых , это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Проблема современной школы состоит в том, что параллельно с общепринятыми словами, подростками используется жаргонная и срамная лексика.

     В современном русском языке молодежный жаргон называют сленгом. Жаргон – речь какой -либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных этой группе слов и выражений (часть искусственных или условных). Существует студенческий, молодежный, воровской жаргон и др. Это слова и выражения, похожие на омонимы, стилистически окрашенные: зубрить, шпора, капец, каюк, жесть и т. д. Появление этих слов- жаргонизмов связано с тем, что молодежь делает попытку ярче показать и себя, и свое отношение к предмету разговора в глазах окружающих друзей. Речь многих молодых людей « пестрит» словами и выражениями, подобными таким: клевый, классный, супер, кайф, балдеж, отпад, выпасть в осадок, атас, шухер и т. п.

Сегодня разговаривать вежливо и красиво- значит выставить себя посмешищем. Подростки таких сверстников считают «лохами», «лошарами», « тюфяками». Употребление модных, «устоявшихся» лексических форм стало уже нормой и правилом общения в обществе, особенно среди молодежи.

Настораживает то, что в речи молодых людей жаргон часто переходит в мат. По мнению многих, коллективный мат объединяет, позволяет установить тесный контакт. Мат- неприличная, оскорбительная брань, сквернословие. Он становится полноправным хозяином не только быта, но и искусства.

Мат- это язык пьяниц, подонков, преступников, хамов  или просто неуверенных в себе людей. Умный, порядочный и воспитанный человек даже в порыве злости не будет ругаться матом, а найдет другие слова для выражения эмоций. Людям, которые не относятся к перечисленной категории, нет внутренней потребности и желания пользоваться матерной лексикой.

С раннего школьного возраста не нужно замалчивать проблему засорения русской речи. Напротив, надо рассказывать ученикам о происхождении брани, причинах ее живучести, о том, что это язык несостоявшихся людей.

     И всё же многие люди задумываются над тем, как стать грамотнее. Некоторые хотят произвести нужное впечатление на окружающих, другие желают развиваться и

11

совершенствоваться в выбранной области. В любом случае стремление работать над

собой может считаться похвальным. Желание стать лучше должно обязательно подкрепляться какими-то практическими действиями. Только в этом случае личность получает возможность работать над своими недостатками. Повышает грамотность чтение книг. Не бульварной прессы, а давно признанных, написанных хорошим, литературным языком произведений. Вместе с грамотностью при чтении повышается и интеллект. Не обижайтесь, если вам спокойно и вежливо укажут на ошибки в вашем тексте, поправят неправильно произнесенное слово. Для вас будет гораздо хуже, если этого не сделают.

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас.  (С.Маршак)

12

Источник

Темы проектов по русскому языку с 5-9 классы

Темы проектов по русскому языку для учащихся 5 класса:

12 месяцев (этимология названий месяцев )
Альбом правил русского языка «Кто командует корнями?»
Беглые согласные
Военная лексика в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»
Волшебные слова
Восклицательные предложения
Все типы речи видим здесь…
Второстепенные члены предложения
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамматический род в растительном мире
Грамотным быть – модно!
Диалектизмы в порести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Достойные внимания знаки препинания.
Зазываем на глагол
Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность
Заимствованные слова в русском языке
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Звукопись в лирике русских поэтов
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Из истории этикетных слов
Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников
Имена собственные учащихся 5 классов
Имя числительное как часть речи
Интересные способы словообразования
Использование антонимов в пословицах и поговорках
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека
История падежей
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Лингвистическая сказка о деепричастии
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Местоимение: смысл названия
Мини-сборник пословиц “О дружбе”.
Мини-сборник пословиц “О Родине”.
Мини-сборник пословиц “О семье”.
Монограммы в современном русском языке
Морфологические признаки частей речи
Напиши мне письмо…
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Нужно ли ставить точки над Ё?
Ода русскому языку
Омонимы в русском языке
Орфоэпия.
Осенние (зимние и др.) слова в лирике А. Пушкина
Основы телекоммуникационного этикета.
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Познавательная игра по Лексике
Портрет одного слова «Конь»
Пословица недаром молвится.
Предложения с обращением
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.
Путешествие в страну “Синтаксис”
Работа Л. Толстого над языком
Разделительный ь и ъ
Разминка по русскому языку
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-паразиты, языковые вирусы
Слова-пустышки
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Словарь цветов
Слова-символы в русском языке
Слово «тунеядец» в контексте русского языка
Создание портрета слова
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Тайны названий домашних животных
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Типы речевых ошибок школьников
Тире между подлежащим и сказуемым
Транскрипция в русском и английском языках, её роль.
У меня зазвонил телефон (этика телефонного общения)
Ударение в художественной литературе.
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологизмы со словом «рука»
Фразеологические обороты в русском языке
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова “Ванна”
Энциклопедия слова “Мороз”.
Этикетные слова
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.
Языковой портрет учащегося нашей гимназии.

Примерные темы исследовательских проектов по русскому языку для учащихся 6 класса:

«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
32 или 33? (о букве Ё)
Азбука родного края
Буква Ё в русском языке.
Возникновение славянской письменности на Руси.
Глагол – самая живая часть речи
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть – модно!
Достойные внимания знаки препинания.
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
Заимствованная лексика лексика в наименовании цветов
Заимствованные слова в русском языке.
Занимательная омонимия. Чем она привлекает писателей?
Изучение грамотности школьников в пределах одного класса
Имена прилагательные в названиях местностей
Имена прилагательные в названиях произведений
Имена прилагательные в названиях растений
Имя существительное
Интересная фразеология.
Искусственные языки
Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина.
История нашей письменности
История падежей. Предлоги и падежи
История происхождения русской фамилии.
Как влияют социальные сети на язык?
Как интернет влияет на язык?
Как правильно говорить?
Как учили грамоте на Руси.
Красна речь фразеологизмами
Люди и рукописи.
Малые жанры фольклора: потешки, пестушки, заклички, прибаутки, скороговорки, считалки, загадки.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Мир школьных прозвищ
Молодёжные жаргонизмы & сленги.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса…).
Наши друзья – словари.
Наши друзья – словари.
Невербальные средства общения
Немецкие заимствования в русском языке.
Образование слов с помощью приставок
Образование слов способом сложения
Особенности языка СМС сообщений
Особенности языка современных СМИ (на примере местной газеты, новостного сайта в интернете)
От старой азбуки до современного алфавита
Откуда берутся наречия?
Ох, уж эти фразеологизмы
Паспорт слова
Паспорт слова «голова»
По букве и духу
Портрет слова “солдат”
Порядковые числительные
Правила составления и разгадывание ребусов.
Праздник Служебных Частей Речи
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и образованные от имён существительных.

Происхождение и значение фамилий моих одноклассников.
Происхождение имен собственных.
Профессионализмы в речи моих родителей.
Путешествие в город Прилагательное
Русский язык в нашей жизни
Склонения в древнерусском языке
Слова – паразиты и языковые вирусы.
Словарь диалектных слов нашего района
Словарь эпитетов 
Способы приветствия в нашей жизни.
Старинные русские меры длины. 
Старославянизмы в современном русском языке.
Статистический портрет класса
Стереотипные сочетания подлежащего и сказуемого в текстах художественных произведений.
Типы речевых ошибок школьников
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Учимся писать письма. 
Фразеологизмы – языковые самородки
Фразеологизмы с названиями животных.
Фразеологизмы с числовыми категориями.
Что в подписи тебе моей?
Что такое хорошая речь?
Энциклопедия одного слова (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы).
Энциклопедия слова “Богатырь”
Энциклопедия слова “Кот”
Энциклопедия слова “Посуда”
Энциклопедия слова “Сапоги”
Энциклопедия слова “Собака”
Энциклопедия слова “Сорока”
Энциклопедия слова “Учитель”
Энциклопедия слова «Апельсин»
Язык народной приметы.

Темы проектов по русскому языку для 7 класса

Примерные темы исследовательских проектов по русскому языку для учащихся 7 класса:

А как говорим мы? Орфоэпические нормы.
Аббревиатуры в математике и других школьных предметах.
Алгоритм создания лингвистической сказки.
Буква Ё в русском языке.
Великий и могучий школьный сленг.
Взаимосвязь наук. Математика в русском языке.
Виды связи предложений в тексте.
Вопросы экологии языка в современном мире.
Галерея частей речи
Говорить правильно, красиво престижно!
Говорящие имена и фамилии в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Грамотным быть – модно!
Деловые бумаги.
Диалекты на Вятке
Диалекты нашего села.
Есть ли в английском языке пунктуационные знаки, которые употребляются по тем же правилам, что и в русском языке?
Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.
Заимствованные слова в русском языке.
Занимательная омонимия. Чем она привлекает писателей?
Занимательная ономастика.
Зверинец, в котором живут фразеологизмы.
Иллюстрации к ….
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
Имеют ли значения предлоги?
Имя в реке времени.
Интересная фразеология.
Искусственные языки
Использование старославянизмов в творчестве А.С. Пушкина.
Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина.
История имён собственных.
История моего города в названиях.
Как правильно говорить?
Какие союзы употребляются в английском языке? Делятся ли они на разряды?
Кроссворд на лингвистическую тему.
Культура электронного общения
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
Лексика газетных заголовков.
Лексика русского языка. Молодёжный жаргон и его функция.
Лексические средства выразительности.
Лингвистическая сказка.
Лингвокультурологическая «Энциклопедии Зимы».
Лингвокультурологическая энциклопедия «Цветовая лексика зимы».
Лингвокультурологический словарь к художественным текстам.
Лингвокультурологический словарь лексики зимних праздников.
Лучшие знатоки русского языка.
Мой лингвокультурологический словарь.
Морфологические средства выразительности.
Музей одного слова.
Названия городских объектов в нашей речи.

Наши друзья – словари.
Немецкие заимствования в русском язык.
О чём рассказывает этимология?
Обращения в русском речевом этикете.
Общение в эпоху Online.
Омонимы русского языка.
Ономастика названия магазинов нашего города
Основные способы образования слов.
Отражение имён славянских языческих богов в этимологии некоторых слов современного русского языка.
Отражение русского национального характера во фразеологизмах
Отражение увлечённости подростков в их речи.
Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
Переход слова из одной части речи в другую.
Поздравление как жанр речи
Правила составления и разгадывание ребусов.
Праздник Служебных Частей Речи.
Представления древних славян о времени и их отражение в языке.
Представления древних славян о цвете и их отражение в языке.
Происхождение имен собственных.
Профессионализмы в речи моих родителей.
Разговорная лексика в баснях И.А. Крылова.
Ребусы – «гимнастика ума»
Речевой этикет в деловом стиле
Речевые ошибки в современных российских песнях.
Самое распространённое слово в русском языке.
Синтаксические средства выразительности.
Сквернословие.
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова – паразиты и языковые вирусы.
Словарик елочных украшений по детским стихотворениям.
Словари-наши помощники.
Словарь диалектных слов Бабаевского района.
Словарь одного слова.

Словарь устаревших слов (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»).
Словарь эпитетов 
Совпадают ли орфографические правила написания сложных слов в русском и английском языках?
Союз в предложении и тексте.
Старинные русские меры длины. 
Старославянизмы в современном русском языке.
Уральские фамилии.
Учимся писать письма. 
Фонетические средства выразительности.
Фразеологизмы в нашей жизни.
Фразеологизмы в нашей речи.
Фразеологизмы с названиями животных.
Частицы НЕ и НИ. Что общее и в чём различие?
Что в имени тебе моём… (исследование происхождения фамилий моих одноклассников).
Что вы знаете о языке животных? Чем он отличается от языка человека?
Что для нас частица в русском языке?
Что означает слово ЛОГОТИП?
Что означают наши имена?
Эволюция наречия.
Энциклопедия Зимы.
Энциклопедия одного слова (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы).
Эта непростая простая буква «И».
Эти старые слова…
Я и моё имя.
Язык народной приметы.
Языковой портрет личности.
Языковые вирусы. 
Языковые особенности рекламных слоганов.
Языковые средства выразительности.

Темы проектов по русскому языку для 8 класса

Интересные темы проектов по русскому языку для учащихся 8 класса:

Богатство русского фразеологизма.
Вводные слова и знаки препинания при них.
Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
Владимир Иванович Даль и его работы
Влияние СМИ на речь современного школьника.
Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»…
Выражение именной части составного именного сказуемого
Грамотность – залог профессиональной карьеры.
Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения.
Давайте говорить друг другу комплименты!
Диалог с текстом
Для чего нужны правила
За чистоту русского языка!
Зачем нужно изучать русский язык?
Игра по русскому языку «Кастинг телеведущих».
Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
Имена собственные в пословицах и поговорках.
Искусство просьбы
Использование калькированных лексических единиц в речи современных школьников.
Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Исследование односоставных предложений.
Исторический календарь топонима
История письма.
Как интернет влияет на язык?
Ключ к слову “эксклюзивный”
Компьютерная лексика и сленг
Косил косой косой… Омонимы коварные и смешные
Лингвистические ошибки в рекламе: причины и цели.
Мы будем грамотными!
Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
Невербальные средства общения
Неопределенно-личные предложения.
Нет слов? Одни эмоции!
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Обособления определений и приложений.
Обособленные определения.
Обособленные члены предложения в таблицах.
Обращение и знаки препинания при нем.
Однородные и неоднородные определения в тестах.
Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Односоставные и двусоставные предложения.
Односоставные предложения
Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Односоставные предложения в творчестве поэта-земляка Михаила Мокшина.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым.
Особенности лексики (синтаксиса) электронных сообщений (писем, смс и т.д.)
Особенности употребления слов с переносным значением.
Особенности языка СМС сообщений.
Практическая стилистика

Предложения с вводными конструкциями.
Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.
Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Проживём без англицизмов?
Происхождение фамилий людей.
Психологический портрет
Роль запятой в передаче смысла предложения
Русский язык… История, культура и гордость
Самое распространённое слово в русском языке.
Сборник упражнений по определенно-личным предложениям.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Склонение местоимений 2-го лица.
Словарь устаревших слов (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Слово «один» как часть речи
Слово наших предков
Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
Составные глагольные сказуемые
Составные именные сказуемые
Тематические группы фрезеологизмов.
Типы сказуемых
Топомнимы моего микрорайона.
Удивительные омонимы
Утерянные буквы русского языка.
Фразеологизм как фрагмент языковой картины мира школьника.
Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городов, деревень, улиц.
Школьные замечания
Язык всем знаниям и всей природе ключ (Г. Державин).
Язык народной приметы.
Языки каких народов оставили след на карте нашего края.

Темы проектов по русскому языку для 9 класса

Темы проектов по русскому языку для учащихся 9 класса:

Аббревиатуры в названиях торговых брендов.
Активные латинские и греческие словообразовательные элементы.
Англицизмы в русском языке
Античный и библейский ономастикон в публичной речи.
Бессоюзное сложное предложение.
Виды сложноподчиненного предложения
Влияние англицизмов на речь подростков.
Влияние интернет–сленга на речевую культуру подростков.
Влияние СМИ на речь современного школьника.
Вредные советы по русскому языку.
Деловые бумаги в школе
Диалекты нашего села
За чистоту русского языка!
Заимствованные слова в русском языке.
Запятая в предложениях со словом КАК
Запятая, двоеточие или тире?
Зачем нужно изучать русский язык?
Знаки препинания пред союзом КАК.
Зоологизмы в русском, английском и французском языках как отражение ментальности народа.
Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.
Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов и др.
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
История знаков препинания в русском языке.
История происхождения числительных.
Источник пополнения словарного запаса русского языка.
Источники крылатых слов и выражений.
Как живёт русский язык в Живом Журнале (в социальных сетях…)
Как соблюдаются нормы ударения жителями нашего поселка.
Копилка примеров на правила постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.
Лексикографический портрет слова
Лексикон учащихся 9-х классов моей школы.
Моя родословная.
Невербальные средства общения.
Необычные знаки препинания (авторская пунктуация в произведениях писателей). 
Нужна ли запятая?
Односоставные предложения в стихотворениях поэта Михаила Мокшина.
Особенности использования фразеологизмов в речи современного человека.
Особенности употребления слов с переносным значением в речи.
Особенности языка лечебных заговоров потомственной целительницы.
Острые углы сложноподчиненного предложения.
Откуда родом русский язык?
Отражение активных процессов в русском языке в газетных заголовках.
Отражение особенностей национального характера в пословицах и поговорках.
Ошибки в употреблении паронимов в тексте.
Поэтика «бессмыслицы» в произведениях Н.В. Гоголя.
Происхождение татарских фамилий
Происхождение фамилий людей.
Простое или сложное?
Прошлое, настоящее и будущее писем.
Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ.
Российские учёные-лингвисты. По страницам учебника
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.
Синтаксическая синонимия сложноподчиненных и простых осложненных предложений.
Слова-паразиты в речи учителей и учащихся.
Словообразование «Как растут слова»
Сложносочиненные предложения.
Соблюдение орфоэпических норм школьниками.
Союз и союзное слово?
Средства речевой выразительности в заголовках СМИ.
Стилистические функции синонимов (антонимов) в произведениях художественной литературы.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Судьба “великого и могучего”
Схемы бывают разные (со