Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

Проектная работа на тему:

«Грамотным быть модно!»

Выполнили:

учащиеся 4 «Г» класса

МКОУ «СОШ №18» г.о.Нальчик

под руководством учителя

Какичевой Т.И.

2019 г.

(слайд 2)

«Жизнь могут двигать только

очень грамотные люди….»

«Какое это счастье — быть грамотным!»

Максим Горький

Актуальность нашего проекта: Быть грамотным и начитанным,  было модно и востребовано всегда.  Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. Интернет погряз в  орфографических ошибках, люди перестали его использовать в учебных целях.  Когда – то Советский Союз был самым читающим государством в мире!  Куда делась жажда знаний?  Ответ прост:  избыток информации погубил  тягу к ней!

Слово человека красит…  По тому,  как человек говорит,  о нем составляют мнение.  С грамотным человеком приятнее общаться и сотрудничать.  Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания»  различных культур. 

В  настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда ученики стали мало обращать внимание на ошибки в переписке в социальных сетях, а различные объявления и рекламные плакаты пестрят грамматическими ошибками.

Многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»

Нам стало интересно «Откуда пришли правила?» и мы решили провести своё исследование.

(слайд 3)

Цель Проекта:

  • выявление уровня речевой грамотности учащихся;

  • привлечение внимания к вопросам грамотности и определение возможных путей решения проблемы.

(слайд 4)

Задачи проекта:

  • иметь представление о развитии грамотности и истории появления первых правил на Руси;

  • выяснить, по каким причинам снижается грамотность;

  • провести опрос среди учащихся,

  • провести диктант на контроль грамотности;

  • провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка;

  • содействовать изменению и улучшению языкового образа учеников нашего класса.

Методы исследования: социологический опрос, диктант, обобщение информации по теме. 

(слайд 5)

Планируемые результаты проекта:

  • повышение уровня грамотности среди участников проекта;

  • улучшение грамотности речи, увеличение словарного запаса участников

проекта.

(слайд 6)

Почему в современном мире так важно быть грамотным? В настоящее время даже в печатных изданиях допускаются глупые орфографические и пунктуационные ошибки. Простейшие правила правописания часто нарушаются. Мало кто борется за чистоту языка. Вот что страшно!

В интернете тем более никто не задумывается над правильностью написанного им.

Давайте вместе заботиться о нашем языке! Пусть это будет работой не только лингвистов и филологов, а каждого человека. И тогда речь наша будет более грамотной, правильной и чистой.

А теперь немного истории.

(слайд 7)

Начало распространения грамотности относится к концу 10-го и началу 11-го веков. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине 9-го века братьев Константина и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы. Основой любой древней культуры является письменность.

Становление письменности – очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие.

 (слайд 8)

Первый академический словарь русского языка был издан в1784—1794 годах. В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.

Практическая часть нашего проекта

состоит из нескольких частей

(слайд 9) 1. Мы провели анкетирование, в котором участвовали 42 ученика (4 «Г», 4 «А» классы) Анкета состояла из следующих вопросов:

  1. Считаете ли вы, что грамотным быть модно?

  2. Читаете ли вы художественную литературу, помимо школьной программы?

  3. Учите ли вы правила русского языка?

  4. Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях?

  5. Считаете ли вы, что уровень грамотности среди населения падает?

  6. Назовите причины снижения уровня грамотности.

  7. Какими способами можно повысить уровень грамотности населения? (слайд 10)

В опросе приняли участие родители и учащиеся 4 «А» и 4 «Г» классов.

Посмотрим на результаты

(слайд 11)

Считаете ли вы, что грамотным быть модно? 33 ученика ответили да, ну а 9 посчитали грамотным быть – не в тренде!

(слайд 12)

Читаете ли вы художественную литературу, помимо школьной программы? 16 учащихся ответили утвердительно да, 25 – читают иногда (хочется верить!) и 1 честно признался, что не читатет.

(слайд 13)

Учите ли вы правила русского языка? 32 ученика ответили да, 8 – иногда и только двое признались, что не учат вообще. По результатам этой диаграммы нас терзают смутные подозрения: а все ли учащиеся были честны?!

(слайд 14)

Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях? 29 ребят ответили да, 12 – иногда и 1 ответил утвердительно нет. Мы искренне верим в честность ответов наших участников!

(слайд 15)

Считаете ли вы, что уровень грамотности населения падает? Да ответили 24 участника и нет – 18.

(слайд 16)

Мы никого не удивим, если скажем, что жизнь молодежи проходит в Интернете, и самым посещаемым местом во всемирной паутине для подростков являются соц. сети. Мы задались вопросом: допускают ли ребята языковые ошибки при виртуальном общении. Выше мы показали диаграмму с результатами ответов на вопрос «Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях?» Опрошенные ребята, видимо, более грамотные пользователи, чем многие другие. Проследив переписки и комментарии людей на различных сайтах, мы нашли очень много ошибок.

(слайд 17)

Мы встретились с написанием «ца» вместо сочетаний «-тся» и «-ться», например, «хочешь со мной прогуляца» Некоторые пишут: «помоему», «седня», «патревожу», «праснулся», «зашол», «ихний», «евошный», спрашивают: «Какой ща урок?» и т.д. Грустно…

Неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками.

(слайды 18,19) Немного юмора в доказательство. Без комментариев… (пауза)

Кстати, в Ирландии ваша страница в социальных сетях блокируется автоматически, если вы допускаете более 3 грамматических ошибок в неделю.

Так же мы потрудились и опросили наших многоуважаемых учителей. Вопрос звучал так: «Модно ли быть грамотным и почему?». Смотрим.

(слайд 20 видеоролик)

Хотеть быть грамотным – это, конечно, хорошо, но для этого надо прикладывать усилия и, причём,  немало усилий. Вот этого порой не хватает учащимся нашего класса. В этом мы убедились, когда решили провести тестирование на знание правил русского языка, написав диктант. В работе приняли участие 19 учеников нашего класса (из 23), четверо отсутствовали по причине болезни.

(слайд 21)

Мы допустили ошибки при написании проверяемых безударных гласных в корне слова, словарных слов, пропуск запятой между однородными членами предложения, а так же присутствуют ошибки по невнимательности и банальные помарки. В итоге некоторые из нас либо не знают правил на данные темы, либо не умеют их применять. Одноклассники пришли к выводу, что необходимо повторить правила на данные темы.

После проверки работ, у нас получился такой результат:

(слайд 22)

Пятёрки получили 6 человек (32%), четвёрки – семеро (37%), троек у нас пять (26%) и, к сожалению, одна двойка (5%). Мы не очень довольны результатом и будем стремиться к тому, чтобы его улучшить.

(слайд 23)

Почему надо быть грамотным?

Словарь Ожегова гласит – «грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова – путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.

Способность чётко и грамотно выражать свою мысль – важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетради свои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, даже самые простые слова.

В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку

С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало. А в наше время общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.

Безграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Школьники в соц.сетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Современное поколение школьников, да и не только они, мало читают и много общаются в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними. «Грамоте учиться – всегда пригодится», – говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота.

Алиана, ты весьма пессимистично настроена! Возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому?  Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных школьников.

Заключение

(слайд 24) 

В итоге индивидуальный маршрут грамотного человека мы определили так:

  • систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям, выполнение учебных проектов (в том числе, на занятиях по внеурочной деятельности);

  • чтение книг и различной литературы, в том числе и познавательной;

  • продолжать принимать участие в предметных олимпиадах;

  • продолжать принимать участие в творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.

  • соблюдение норм устной и письменной речи при общении с друзьями  

(слайд 25 Спасибо за внимание!)

Если вы хотите быть грамотным и культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Если учить правила, и читать различную литературу, энциклопедии, справочники, словари, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.

Быть грамотным модно, потому что МЫ – Будущее нашей ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ.

Хочется верить, что на этом наши исследования в данном вопросе не закончатся.  Мы постараемся и в дальнейшем обращать внимание на грамотность в речи наших друзей и сверстников и по возможности прививать им интерес к русскому языку, его многообразию и красоте.

(Слайд 26) анимация – стихи и высказывания о грамотности.

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация к проекту “Грамотным быть модно”.

ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО Проект ученицы 9 класса МКОУ СОШ № 5 Даудовой Хамиз.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО Проект ученицы 9 класса МКОУ СОШ № 5 Даудовой Хамиз.

Описание слайда:

ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО Проект ученицы 9 класса МКОУ СОШ № 5 Даудовой Хамиз.

2 слайд

Николай Михайлович Карамзин Быть неграмотным – невежливо по отношению к тем,

Описание слайда:

Николай Михайлович Карамзин Быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать.

3 слайд

Александр Иванович Куприн Язык - это история народа. Язык - это путь цивилиза

Описание слайда:

Александр Иванович Куприн Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

4 слайд

Грамотность есть знание правил и исключений из правил написания и произношени

Описание слайда:

Грамотность есть знание правил и исключений из правил написания и произношения в родном языке. Грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно.

5 слайд

Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остают

Описание слайда:

Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

6 слайд

Международный день грамотности Ежегодный Международный день грамотности объяв

Описание слайда:

Международный день грамотности Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране 8 сентября 1965 года.

7 слайд

Тем не менее уровень образования в России падает. В 1991 г. ЮНЕСКО ставила со

Описание слайда:

Тем не менее уровень образования в России падает. В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире. К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27-е место.

8 слайд

Что означает — уметь грамотно писать? Грамотностью можно считать знание исклю

Описание слайда:

Что означает — уметь грамотно писать? Грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии. Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности. г

9 слайд

Зачем нужно уметь грамотно писать? Причина № 1. Чтобы правильно, а не двояко,

Описание слайда:

Зачем нужно уметь грамотно писать? Причина № 1. Чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Причина № 2. Для того, чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа. Причина № 3. Грамотность — это мощный инструмент, с помощью которого можно управлять. Причина № 4. Для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Причина № 5. Первое впечатление о человеке

10 слайд

Как научиться писать грамотно? Много читать. Очень много читать. Очень-очень

Описание слайда:

Как научиться писать грамотно? Много читать. Очень много читать. Очень-очень много читать. Читать вслух. Конспектировать. Переписывать. Научиться печатать. Cамообразование — посильная задача для любого человека.

11 слайд

«Граммар – наци» - борьба против безграмотности. ЗА Грамматика обусловливает

Описание слайда:

«Граммар – наци» – борьба против безграмотности. ЗА Грамматика обусловливает единство языка, а язык формирует нацию. *ПРОТИВ Консервация языка приводит к отрицанию его живой сущности.

12 слайд

Популярность грамотности в современной России растёт. Наталия Занегина, канди

Описание слайда:

Популярность грамотности в современной России растёт. Наталия Занегина, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН, руководитель компании «НеоКорректор». «У нас по-прежнему довольно лингвоцентричная страна: мы обращаем внимание на то, как говорит и пишет собеседник. Правильно писать Н или НН в причастиях и не говорить звОнит — это то же самое, что не плевать на пол и не ковырять в носу».

13 слайд

Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России. «По речи мы понимаем,

Описание слайда:

Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России. «По речи мы понимаем, каков человек — интеллигент и образованный или деловой и малокультурный. Без грамотности у личности нет перспективы развития и творческого роста».

14 слайд

Константин Крылов, публицист, блогер. «Образованный человек получает доступ к

Описание слайда:

Константин Крылов, публицист, блогер. «Образованный человек получает доступ к знаниям, необходимым для поддержания национального самосознания. Чем человек более грамотен, тем больше он полезен для нации. Нация не может состоять из невежественных людей. Народы — могут, а нации нет».

15 слайд

Писатель Захар Прилепин. «В моду входит интерес к русскому языку. Грамотность

Описание слайда:

Писатель Захар Прилепин. «В моду входит интерес к русскому языку. Грамотность говорит о состоянии интеллекта. Человек, который озабочен состоянием своего интеллекта, в любом случае будет стремиться знать и помнить какие-то вещи. А пренебрежение этими знаниями легко довести до абсурда: можно ведь и вообще неграмотным быть».

16 слайд

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

17 слайд

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

18 слайд

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

19 слайд

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

20 слайд

ВЫВОДЫ. • Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем

Описание слайда:

ВЫВОДЫ. • Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас. • Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память. • Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. • Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком. • Наряду с национальностью, язык – это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите. Учите правила русского языка, и вы будете образованным и культурным гражданином нашей страны!

21 слайд

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

22 слайд

Руководитель проекта – 	учитель русского языка и 			 литературы 	 МКОУ СОШ

Описание слайда:

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 Дорофеева Людмила Михайловна.

23 слайд

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

Курс повышения квалификации

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

Курс повышения квалификации

Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-488856

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник