Проект по русскому языку 5 класс грамотным быть модно
Проектная работа на тему: «Грамотным быть модно!» Выполнили: учащиеся 4 «Г» класса МКОУ «СОШ №18» г.о.Нальчик под руководством учителя Какичевой Т.И. 2019 г. |
(слайд 2)
«Жизнь могут двигать только
очень грамотные люди….»
«Какое это счастье — быть грамотным!»
Максим Горький
Актуальность нашего проекта: Быть грамотным и начитанным, было модно и востребовано всегда. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. Интернет погряз в орфографических ошибках, люди перестали его использовать в учебных целях. Когда – то Советский Союз был самым читающим государством в мире! Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней!
Слово человека красит… По тому, как человек говорит, о нем составляют мнение. С грамотным человеком приятнее общаться и сотрудничать. Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур.
В настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда ученики стали мало обращать внимание на ошибки в переписке в социальных сетях, а различные объявления и рекламные плакаты пестрят грамматическими ошибками.
Многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»
Нам стало интересно «Откуда пришли правила?» и мы решили провести своё исследование.
(слайд 3)
Цель Проекта:
выявление уровня речевой грамотности учащихся;
привлечение внимания к вопросам грамотности и определение возможных путей решения проблемы.
(слайд 4)
Задачи проекта:
иметь представление о развитии грамотности и истории появления первых правил на Руси;
выяснить, по каким причинам снижается грамотность;
провести опрос среди учащихся,
провести диктант на контроль грамотности;
провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка;
содействовать изменению и улучшению языкового образа учеников нашего класса.
Методы исследования: социологический опрос, диктант, обобщение информации по теме.
(слайд 5)
Планируемые результаты проекта:
повышение уровня грамотности среди участников проекта;
улучшение грамотности речи, увеличение словарного запаса участников
проекта.
(слайд 6)
Почему в современном мире так важно быть грамотным? В настоящее время даже в печатных изданиях допускаются глупые орфографические и пунктуационные ошибки. Простейшие правила правописания часто нарушаются. Мало кто борется за чистоту языка. Вот что страшно!
В интернете тем более никто не задумывается над правильностью написанного им.
Давайте вместе заботиться о нашем языке! Пусть это будет работой не только лингвистов и филологов, а каждого человека. И тогда речь наша будет более грамотной, правильной и чистой.
А теперь немного истории.
(слайд 7)
Начало распространения грамотности относится к концу 10-го и началу 11-го веков. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине 9-го века братьев Константина и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.
Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы. Основой любой древней культуры является письменность.
Становление письменности – очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие.
(слайд 8)
Первый академический словарь русского языка был издан в1784—1794 годах. В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.
Практическая часть нашего проекта
состоит из нескольких частей
(слайд 9) 1. Мы провели анкетирование, в котором участвовали 42 ученика (4 «Г», 4 «А» классы) Анкета состояла из следующих вопросов:
Считаете ли вы, что грамотным быть модно?
Читаете ли вы художественную литературу, помимо школьной программы?
Учите ли вы правила русского языка?
Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях?
Считаете ли вы, что уровень грамотности среди населения падает?
Назовите причины снижения уровня грамотности.
Какими способами можно повысить уровень грамотности населения? (слайд 10)
В опросе приняли участие родители и учащиеся 4 «А» и 4 «Г» классов.
Посмотрим на результаты
(слайд 11)
Считаете ли вы, что грамотным быть модно? 33 ученика ответили да, ну а 9 посчитали грамотным быть – не в тренде!
(слайд 12)
Читаете ли вы художественную литературу, помимо школьной программы? 16 учащихся ответили утвердительно да, 25 – читают иногда (хочется верить!) и 1 честно признался, что не читатет.
(слайд 13)
Учите ли вы правила русского языка? 32 ученика ответили да, 8 – иногда и только двое признались, что не учат вообще. По результатам этой диаграммы нас терзают смутные подозрения: а все ли учащиеся были честны?!
(слайд 14)
Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях? 29 ребят ответили да, 12 – иногда и 1 ответил утвердительно нет. Мы искренне верим в честность ответов наших участников!
(слайд 15)
Считаете ли вы, что уровень грамотности населения падает? Да ответили 24 участника и нет – 18.
(слайд 16)
Мы никого не удивим, если скажем, что жизнь молодежи проходит в Интернете, и самым посещаемым местом во всемирной паутине для подростков являются соц. сети. Мы задались вопросом: допускают ли ребята языковые ошибки при виртуальном общении. Выше мы показали диаграмму с результатами ответов на вопрос «Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях?» Опрошенные ребята, видимо, более грамотные пользователи, чем многие другие. Проследив переписки и комментарии людей на различных сайтах, мы нашли очень много ошибок.
(слайд 17)
Мы встретились с написанием «ца» вместо сочетаний «-тся» и «-ться», например, «хочешь со мной прогуляца» Некоторые пишут: «помоему», «седня», «патревожу», «праснулся», «зашол», «ихний», «евошный», спрашивают: «Какой ща урок?» и т.д. Грустно…
Неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками.
(слайды 18,19) Немного юмора в доказательство. Без комментариев… (пауза)
Кстати, в Ирландии ваша страница в социальных сетях блокируется автоматически, если вы допускаете более 3 грамматических ошибок в неделю.
Так же мы потрудились и опросили наших многоуважаемых учителей. Вопрос звучал так: «Модно ли быть грамотным и почему?». Смотрим.
(слайд 20 видеоролик)
Хотеть быть грамотным – это, конечно, хорошо, но для этого надо прикладывать усилия и, причём, немало усилий. Вот этого порой не хватает учащимся нашего класса. В этом мы убедились, когда решили провести тестирование на знание правил русского языка, написав диктант. В работе приняли участие 19 учеников нашего класса (из 23), четверо отсутствовали по причине болезни.
(слайд 21)
Мы допустили ошибки при написании проверяемых безударных гласных в корне слова, словарных слов, пропуск запятой между однородными членами предложения, а так же присутствуют ошибки по невнимательности и банальные помарки. В итоге некоторые из нас либо не знают правил на данные темы, либо не умеют их применять. Одноклассники пришли к выводу, что необходимо повторить правила на данные темы.
После проверки работ, у нас получился такой результат:
(слайд 22)
Пятёрки получили 6 человек (32%), четвёрки – семеро (37%), троек у нас пять (26%) и, к сожалению, одна двойка (5%). Мы не очень довольны результатом и будем стремиться к тому, чтобы его улучшить.
(слайд 23)
Почему надо быть грамотным?
Словарь Ожегова гласит – «грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова – путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.
Способность чётко и грамотно выражать свою мысль – важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетради свои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, даже самые простые слова.
В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку
С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало. А в наше время общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.
Безграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Школьники в соц.сетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Современное поколение школьников, да и не только они, мало читают и много общаются в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними. «Грамоте учиться – всегда пригодится», – говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота.
Алиана, ты весьма пессимистично настроена! Возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому? Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных школьников.
Заключение
(слайд 24)
В итоге индивидуальный маршрут грамотного человека мы определили так:
систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям, выполнение учебных проектов (в том числе, на занятиях по внеурочной деятельности);
чтение книг и различной литературы, в том числе и познавательной;
продолжать принимать участие в предметных олимпиадах;
продолжать принимать участие в творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.
соблюдение норм устной и письменной речи при общении с друзьями
(слайд 25 Спасибо за внимание!)
Если вы хотите быть грамотным и культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Если учить правила, и читать различную литературу, энциклопедии, справочники, словари, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.
Быть грамотным модно, потому что МЫ – Будущее нашей ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ.
Хочется верить, что на этом наши исследования в данном вопросе не закончатся. Мы постараемся и в дальнейшем обращать внимание на грамотность в речи наших друзей и сверстников и по возможности прививать им интерес к русскому языку, его многообразию и красоте.
(Слайд 26) анимация – стихи и высказывания о грамотности.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация к проекту “Грамотным быть модно”.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО Проект ученицы 9 класса МКОУ СОШ № 5 Даудовой Хамиз.
2 слайд
Описание слайда:
Николай Михайлович Карамзин Быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать.
3 слайд
Описание слайда:
Александр Иванович Куприн Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
4 слайд
Описание слайда:
Грамотность есть знание правил и исключений из правил написания и произношения в родном языке. Грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно.
5 слайд
Описание слайда:
Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.
6 слайд
Описание слайда:
Международный день грамотности Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране 8 сентября 1965 года.
7 слайд
Описание слайда:
Тем не менее уровень образования в России падает. В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире. К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27-е место.
8 слайд
Описание слайда:
Что означает — уметь грамотно писать? Грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии. Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности. г
9 слайд
Описание слайда:
Зачем нужно уметь грамотно писать? Причина № 1. Чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Причина № 2. Для того, чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа. Причина № 3. Грамотность — это мощный инструмент, с помощью которого можно управлять. Причина № 4. Для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Причина № 5. Первое впечатление о человеке
10 слайд
Описание слайда:
Как научиться писать грамотно? Много читать. Очень много читать. Очень-очень много читать. Читать вслух. Конспектировать. Переписывать. Научиться печатать. Cамообразование — посильная задача для любого человека.
11 слайд
Описание слайда:
«Граммар – наци» – борьба против безграмотности. ЗА Грамматика обусловливает единство языка, а язык формирует нацию. *ПРОТИВ Консервация языка приводит к отрицанию его живой сущности.
12 слайд
Описание слайда:
Популярность грамотности в современной России растёт. Наталия Занегина, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН, руководитель компании «НеоКорректор». «У нас по-прежнему довольно лингвоцентричная страна: мы обращаем внимание на то, как говорит и пишет собеседник. Правильно писать Н или НН в причастиях и не говорить звОнит — это то же самое, что не плевать на пол и не ковырять в носу».
13 слайд
Описание слайда:
Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России. «По речи мы понимаем, каков человек — интеллигент и образованный или деловой и малокультурный. Без грамотности у личности нет перспективы развития и творческого роста».
14 слайд
Описание слайда:
Константин Крылов, публицист, блогер. «Образованный человек получает доступ к знаниям, необходимым для поддержания национального самосознания. Чем человек более грамотен, тем больше он полезен для нации. Нация не может состоять из невежественных людей. Народы — могут, а нации нет».
15 слайд
Описание слайда:
Писатель Захар Прилепин. «В моду входит интерес к русскому языку. Грамотность говорит о состоянии интеллекта. Человек, который озабочен состоянием своего интеллекта, в любом случае будет стремиться знать и помнить какие-то вещи. А пренебрежение этими знаниями легко довести до абсурда: можно ведь и вообще неграмотным быть».
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
ВЫВОДЫ. • Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас. • Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память. • Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. • Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком. • Наряду с национальностью, язык – это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите. Учите правила русского языка, и вы будете образованным и культурным гражданином нашей страны!
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 Дорофеева Людмила Михайловна.
23 слайд
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-488856
Вам будут интересны эти курсы: