Программа быть здоровым это модно 5 класс

Здоровым быть модно         

Ход классного часа:

1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен нашим привычкам. Начнем ее с игры «Остров мечты».

Представьте, что мы с вами на острове, где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья. Выбор за вами! (ребята по очереди говорят, что они выбирают). Подводится итог, что и сколько выбрали ребята.

Большинство из вас не выбрали Здоровье. А без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни богатства.

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:

«Здравствуйте, доброго здоровья!»

«Как ваше драгоценное здоровье?!»

И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили

«Здоровья не купишь»

«Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»

Что значит быть здоровым?

Ответы учащихся:

– Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым.

– Здоровье  в большей  степени зависит от вас самих?

– Что может повлиять на состояние здоровья?

-Образ жизни

-Состояние окружающей среды – природы

-Питание.

Древние Греки, например, мало болели, но долго жили!

-От чего же им так везло?

-Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались.

-Но главное закалялись.

В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой.

-Почему?

2. Игра «Ромашка»

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы- продолжить…

В здоровом теле ,..(здоровый дух)

Голову держи в холоде, …(а ноги в тепле)

Заболел живот, держи …(закрытым рот)

Быстрого и ловкого… (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека… (болезни)

К слабому и болезнь… (пристает)

Поработал… (отдохни)

Любящий чистоту – …(будет здоровым)

3. Компоненты здоровья

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы- это народная мудрость. Так что же такое здоровье?

Здоровый образ жизни – это совокупность действий и поступков человека, которые направлены на сохранение его духовного и физического здоровья.

Для того чтобы ближе соприкоснуться с аспектами здорового образа жизни, мы должны подробнее рассмотреть материал, относительно некоторых проблем.

Физкультура и спорт

Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие – в спортзале.

Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.

Во время перемен не нужно оставаться в сидячем положении, нужно двигаться. Если дома готовим уроки нужно через каждые 45 минут делать перерыв для активной мышечной деятельности. Такая смена умственной и физической нагрузки приносит отдых и сохраняет трудоспособность. Наш век – век гиподинамии, т.е. ограниченной двигательной деятельности. Поэтому утро нужно начинать с зарядки. Это займёт 5 – 10 минут и будет являться зарядом бодрости на весь день. На выходных лучше погулять по лесу, по парку. Нужно укреплять свой организм, чтобы быть всегда энергичным и бодрым.

Питание

Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность.

Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов.  Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания:  

– витамин “С” – в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках;  

– витамин “А” – в рыбьем жире, печёнке, сливочном масле, яичных желтках, молоке, рыбе, моркови, помидорах, тыкве, шпинате, салате, петрушке, вишне, малине, сливе;

– витамин “В” – в дрожжах, муке крупного помола, молодом горохе, фасоли и т. д.

Конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день.

Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. “Кто жаден до еды, дойдёт до беды” – гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу.

Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром – сытный завтрак, после полудня – обед, вечером, часа за два до сна, – скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей – и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время.

Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).

И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача

Здоровье и гигиена

В настоящее время известно более 10 000 болезней. Здоровье – самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье – это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил.

Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом, и оно становиться доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что, приняв купель при рождении, она второй раз умывалась перед свадьбой. Генрих Наваррский просит свою возлюбленную: “Не мойся, милая, буду у тебя через три недели”. К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером королю, например, на золотом подносе подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым он протирал руки и лицо.

На Руси активную борьбу за гигиену вёл Пётр I, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда почти в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда.

Учащиеся в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза. В школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание.

Алкоголизм

Злоупотребление спиртными напитками приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой системы, почек, печени, желудка, кишечника, психики. Пьянство укорачивает жизнь на 15 – 20 лет. Под влиянием алкоголя у 43% мужчин было установлено ослабление половой функции. Будучи неспособным к нормальной супружеской жизни и не зная покоя от мысли, что такой аномалии нет у их жён, алкоголики склонны обвинять своих жён в измене.

Под влиянием алкоголя глубокие изменения происходят в половой системе женщине: нарушается менструальный цикл, нередко возникает бесплодие. Пьющая женщина – это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична. Если пьянство отца приводит к рождению умственно отсталых или не вполне полноценных детей, то пьянство матери, и тем более во время беременности, ведёт к рождению детей – инвалидов, не способных к нормальному умственному и физическому развитию, к труду и нередко умирающих в первые месяцы жизни. Употребление алкоголя может стать причиной выкидыша, рождения мёртвого ребенка, расстройства их физического и умственного развития, эпилепсии.

Не случайна пословица: “Муж пьёт – полдома горит. Жена пьёт – весь дом горит”. Социологи подсчитали, что событий, за которые “нельзя не выпить”, у человека набирается 40 – 50 за год. Не много ли?

Курение

Открытие Америки (1492 г.) подарило человечеству два знаменитых растения – картофель и табак. Гёте заметил, что картофель стал для человека благословением, а табак – карой. В США запрещена реклама табака, а за курение в общественном месте взимают штраф. Трое из четырёх американцев не курят.

У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и безопасные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты и т.д.

Воздух, которым дышат сегодня люди, засорён пылью, выхлопными газами.…А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака. Курение оказывает резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2 – 3 раза, раком лёгких болеют в 15 раз чаще, а риск заболеть раком лёгких возрастает у злостных курильщиков в 46 раз. Курение влияет на содержание гемоглобина в крови.

Уродства у курящих матерей встречаются в 2 раза чаще, чем у матерей, которые не курят. Чаще всего уродуется нервная система плода: дети раздаются с водянкой головного мозга, недоразвитым спинным мозгом, и т.д.

Специалисты предлагают два способа борьбы с курением:

1-й: постепенное отвыкание путём медленного снижения количества выкуриваемых сигарет;

2-й: полный отказ от курения, замена сигареты конфетой. Избавление от вредной привычки, прежде всего победа каждого человека над своей слабостью.

Экологическое сознание и поведение

Заботясь о себе, об удовлетворении своих запросов, люди мало заботятся о сохранении самой природы – дома, в которых они живут, часто наносят вред природе и в результате люди вредят самим себе, своему здоровью. В настоящее время появилась отрасль науки и практики, занимающаяся проблемой взаимодействия человека и природы – экология.

В результате хозяйственной деятельности человека воздушная среда загрязнена вредными веществами. Вдыхание такого воздуха ведёт к тяжёлым заболеваниям человека.

Вредные вещества из воздушной среды могут переходить в водную среду. Также вода загрязняется хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами.

Одна из наиболее тяжёлых форм загрязнения – кислотные дожди, которые убивают растения, губят почвы, загрязняют поверхностные и подземные воды. Поэтому питьевую воду необходимо отстаивать и кипятить.

Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами отражаются и на качестве продуктов питания. Продукты питания следует тщательно промывать перед употреблением.

В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей природы. Решение этих вопросов зависит от каждого из нас, от нашего экологического сознания.

4. Самооценка индивидуального здоровья

5. Проводится тест “Как вы беспокоитесь о своём здоровье? “

На предлагаемые вопросы отвечать “да” или “нет”.

1. Регулярно ли вы проходите медицинское обследование?

2. Вам нравиться по телевизору смотреть передачи о здоровье?

3. Регулярно покупаете и употребляете витамины?

4. Стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?

5. Используете ли травы и другие средства народной медицины?

6. Покупаете ли и читаете книги по медицине?

7. Часто говорите о своём здоровье и болезнях?

8. Если у вас болит голова, боитесь, что это может быть опухолью мозга?

9. Кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?

10. Имеете привычку ложиться в постель, если расстроены или обеспокоены?

11. Начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряжённо работаете?

12. Вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?

13. Пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдывались тем, что плохо себя чувствовали?

14. Приходится ли вам притворяться, что у вас что-то болит, чтобы не ходить в школу?

15. Ваша мама сильно волнуется, когда вы болеете?

16. Вы сразу ложитесь в постель, когда заболеете?

17. Боитесь ли заразиться инфекционными болезнями?

18. Часто ли посещаете врача?

19. Много ли лекарств у вас дома?

20. Есть ли в вашей семье наследственные болезни?

21. Сильно ли беспокоитесь о своём здоровье?

22. Вы ежедневно проверяете свой вес?

23. Часто ли у вас кружиться голова?

24. У вас бывает ускоренное сердцебиение?

25. Регулярно рассматриваете свой язык?

За ответы “да” – 1 очко, за ответы “нет” – 0

14 – 25 очков: своим чрезмерным беспокойством о здоровье вы можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.

4 – 13 очков: у вас достаточно разумное отношение к здоровью, но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может очень легко перерасти в навязчивую идею.

3 очка и меньше: у вас вполне разумное отношение к своему здоровью.

7. Итоги классного час.  Что же можно и нужно, а что нельзя?

НУЖНО:

o   Почаще  есть  рыбу, овощи, фрукты.

o   Пить  воду, молоко, соки, чай.

o   Заниматься  спортом.

o   Как  можно  больше  ходить.

o   Дышать  свежим  воздухом.

o   Спать  достаточно.

o   Проявлять  доброжелательность.

o   Чаще  улыбаться.

o   Любить  жизнь.

НЕЛЬЗЯ:

o   Переедать.

o   Много  есть  жирной, сладкой  и  соленой  пищи.

o   Употреблять  алкоголь.

o   Смотреть  часами  телевизор.

o   Сидеть  дома.

o   Курить.

o   Поздно  ложиться  и  вставать.

o   Быть  раздражительным.

o   Терять  чувство  юмора.

o   Унывать, сердиться, обижаться

         Постарайтесь  следовать  этой  формуле  здоровья, и  вы   на  долгие  годы  сохраните  молодость  и  красоту.

         Вывод  напрашивается  сам: «Добро, которое  ты  делаешь  от  сердца, ты  делаешь  всегда  себе». Л. Н. Толстой.

         Что  может  и  должен  делать  сам  человек, чтобы  иметь  не  только  физическое, но  и  психическое  здоровье – быть  добрыми, помогать  друг  другу, говорить  друг  другу  комплименты.

         А  в  заключение  познакомьтесь  с  самыми  лучшими  рецептами  здоровья  и  счастья:

Возьмите  чашу  терпения, влейте  в  нее  полное  сердце  любви, добавьте  2 горсти  щедрости, посыпьте  добротой, плесните  немного  юмора  и  добавьте  как  можно  больше  веры. Все  это  хорошо  перемешайте. Намажьте  на  кусок  отпущенной  вам  жизни  и  предлагайте  каждому, кого   встретите  на  своем  пути.

Источник

Починковский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пузско-Слободская основная школа

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

МБ ОУ Пузско-Слободской ОШ Протокол от 30.08.2016 № 12

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

МБ ОУ Пузско-Слободской ОШ

от 31.08. 2016 № 154

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В xxi ВЕКЕ МОДНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!»

ДЛЯ 5 КЛАССА

Составитель:

учитель Сергиенкова И.В.

2016 г.

1.Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

2. Содержание внеурочной деятельности

«В XXI веке модно быть здоровым человеком!»

Тема 1. Что такое здоровый образ жизни?

Знакомство с основными понятиями здорового образа жизни, многоаспектность понятий. Анализ отношения учащихся к проблемам здоровья. Формирование ориентации на здоровый образ жизни.

Тема 2. Мое отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Анкетирование обучающихся на тему здоровья как решающего фактора реализации возможностей человека во всех сферах жизни, в том числе и в обучении. Формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни через художественное творчество обучающихся.

Тема 3. Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться!

Просмотр фильма с дальнейшим обсуждением с целью организовать обучение так. Чтобы оно, с одной стороны, было максимально эффективным, а с другой стороны, не влияло отрицательно на здоровье.

Тема 4. Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!

Комментарии и советы педагога-психолога по организации режима дня. Создание презентации фоторежима.

Тема 5. Здоровье взять где? В здоровой еде!

Содержание: формирование представления о роли питания в обеспечении здорового образа жизни. Требования к организации питания растущего организма. Советы школьного педиатра по здоровому питанию школьника. Практическое задание «Прежде чем за сол мне сесть, я придумаю что съесть» (рисование продуктов, полезных для здоровья). Коллективная (групповая) презентация по теме.

Тема 6. Спорт – альтернатива вредным привычкам

Спортивно-интеллектуальная игра «Малые Олимпийские игры». Путешествие по станциям: спортивные конкурсы и эстафеты в чередовании с теоретическими вопросами о здоровом образе жизни (представление о вредных привычках, последствия влияния вредных привычек на растущий организм, меры противодействия вредным привычкам). Интеллектуальная игра «Спорт – альтернатива вредным привычкам».

Тема 7. Путешествие в страну Здорового Образа Жизни

Работа в группах. Экскурсия по нарисованной стране Здорового Образа Жизни. Преодоление препятствий. Закрепление ранее полученных знаний

Тема 8. Продукты и их влияние на здоровье человека

Значение кулинарной обработки. Режим питания. Биологические и химические загрязнители продуктов питания. Количество нитратов в овощах и фруктах. Экологически чистые продукты. Пищевое отравление, его предупреждение и первая помощь. Практическая работа «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом». Влияние на организм энергетических и газированных напитков, пива, протеиновых продуктов. Последствия анорексии.

Тема 9. Охрана здоровья и экология

Экологический фактор в ухудшении общего состояния здоровья человека. Появление новых болезней, связанных с загрязнением окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Производство лекарственных препаратов и экология. Понятие о здоровом образе жизни. Практическая работа «Влияние шума на здоровье человека».

Тема 10. Я и мое здоровье

Духовность как основа психического здоровья. Понятие о психике. Сознание и его роль в развитии личности. Нравственное здоровье. Темперамент, виды темперамента. Эмоции и здоровье. Стресс – состояние психического напряжения. Способы преодоления стресса. Эмоциональное состояние и чувства других людей. Проблема свободного времени.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов

«В XXI веке модно быть здоровым человеком!» (5 класс)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Что такое здоровый образ жизни?

4

Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

1

За жизнь без табака

1

2

Скажи наркомании «нет»

1

3

Жизнь прекрасна – не губите ее

1

4

Будь здоровым, сильным, смелым

1

Мое отношение к здоровью и здоровому образу жизни

3

5

Анкета «Здоровый образ жизни»

1

6

Анкета «Как здоровье спортсмен»

1

7

Анкета «Что вы знаете о здоровом образе жизни»

1

Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться!

2

8

Видеолекторий “Я и мое здоровье”

1

9

Видеолекторий «Мы за здоровый образ жизни»

1

Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!

2

10

Презентация «Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!»

1

11

Выставка фотографий «Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!»

1

Здоровье взять где? В здоровой еде!

3

12

Беседа «Секреты здорового питания»

1

13

Презентация «Здоровье взять где? В здоровой еде!»

1

14

Беседа «Пирамида здорового питания»

1

Спорт – альтернатива вредным привычкам

2

15

Спортивно-интелектуальная игра «Малые Олимпийские игры»

1

16

Интеллектуальная игра «Спорт – альтернатива вредным привычкам»

1

Путешествие в страну Здорового Образа Жизни

3

17

Игра « Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»

1

18

Обсуждение прошедшей игры

1

19

Закрепление полученных знаний в игре «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»

1

Продукты и их влияние на здоровье человека

5

20

Семинар «Продукты и их влияние на здоровье человека»

1

21

Практическая работа «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»

1

22

Семинар «Режим питания»

1

23

Семинар «Влияние на организм газированных напитков, пива, протеиновых напитков»

1

24

Семинар «Последствия анорексии»

1

Охрана здоровья и экология

5

25

Семинар «Влияние экологии на здоровье»

1

26

Семинар «Охрана здоровья и проблемы здорового поколения в современной России»

1

27

Семинар «Реальная угроза!»

1

28

Семинар «Экология и здоровье»

1

29

Практическая работа «Влияние шума на здоровье человека»

1

Я и мое здоровье

5

30

Беседа «Влияние вредных привычек на психическое и физическое здоровье».

1

31

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

1

32

Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)

1

33

Тест «Подверженность стрессу»

1

34

Анкетирование «Свободное время»

1

ВСЕГО

34

Источник