Развлечения модные в 19 веке

Как развлекались в XIX веке? У людей той эпохи не было ни интернета, ни гаджетов, ни телевизора. А свободное время было, особенно у представителей знати и детей. Как не странно, наши предки умели себя развлекать, было придумано огромное количество самых разнообразных игр. Конечно, самыми популярными и известными нам являются карточные игры, бильярд, но жители XIX века в своем арсенале развлечений так же имели очень занятные игры, которые, пожалуй, так и остались в прошлой эпохе. Вашему вниманию пятерка увлекательных игр 19 века, в которые играли как дети, так и взрослые.

Поле игры “Скачки с препятствиями”

Культура настольных игр была развита уже и в 19 веке. На вкус автора статьи самыми занятными и необычными были следующие:

В XIX веке не было столько доступных букмекерских контор как сейчас, а азарт был. В XIX веке в нашей стране приобрели большую популярность ипподромы и тотализаторы. Этим воспользовались разработчики настолок и создали «Тотализатор или скачки с препятствиями».

В игре активно участвую до шести человек, а зрители могли делать самые настоящие ставки по правилам тотализатора. Игроки ходили лошаками с наездниками, бросали кубики и перемещались по полю. В каждом секторе ипподрома происходили игровые события, например « лошадь пала от усталости», « задавил барышню». Тому кто добирался до финиша первым доставалась касса игры.

Второй настольной игрой, аналоги которой, думаю ,есть и в наше время был «Настольный театр». Продавались специальные книжечки с декорациями, персонажами и сценариями. Модели вырезались, расставлялись на столе и по сценарию разыгрывали спектакль. Были популярны подобные игры по сценам из жизни современников, а так же были выпущены целые серии игр где разыгрывались эпизоды из реальных сражений русской армии или флота.

Настольный театр

Когда до изобретения спиннеров оставалось еще века полтора. Люди развлекались играя с волчком. Играть в волчок можно было по –разному:

В игре участвует от двух до шести человек. Используются волчки разных размеров и форм. Игра проводилась как на столе, так и на полу, все завесило от размеров волчка. Самым простой игрой было соревнование, чей волчок дольше всех будет крутиться. Так же создавали из цветной бумаги поля и на них запускали волчки, задача заключались в том, чтобы волчок не покинул свое поле. Либо играли так:

волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленными на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.

Бильбоке

Это шарик прикрепленный к палке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд.

Разновидности этой игры встречаются в разных странах Европы, Америки, Азии. В самом сложном варианте такой игры нужно было поймать шарик четырьмя способами: На «шпиль» рукоятки, в чашу, в углубление у основания чаши( дно) и на рукоятку палки.

мальчик с бильбоке

Игра в «Туалет»

Подвижная игра для взрослых, но не про, то о чем вы могли подумать. Туалетом в ту эпоху называли не уборную, а одежду. Так вот: игроки называли себя разными предметами одежды, а ведущий по очереди их называл. По команде « Весь туалет» игроки должны были меняться местами, кто не успел занять место- проигрывал.

Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был сам Николай I, а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.

Стоит заметить, что подобная игра похожа на игру « маргалки» которая в свое время, ну по крайней мере в 90-е, 2000-е была популярна в детских лагерях.

Другие статьи на моем канале :

Какую историю скрывают забавные шапки евреев?

Загадочные исчезновения войск в Первой Мировой войне- мистика или дезертирство?

Зачем делали обрезание Британским монархам?

Источник

В светских салонах XIX века не только читали стихи, беседовали об экономике и политике, но и проводили время за играми. «Культура.РФ» рассказывает, какой досуг был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества.

Карточные игры

Развлечения модные в 19 веке

Микеланджело Караваджо. Шулеры. 1596. Музей Кимбелла, Форт Уорт. Изображение: muzei-mira.com

В XIX веке карты были очень популярны, но считались не самым пристойным развлечением. Их называли «позором гостиных», «растлением нравов» и «тормозом просвещения». Культуролог Юрий Лотман отмечал, что азартная игра встречала «решительное моральное осуждение», а в конце XVIII — начале XIX века была формально запрещена как безнравственная. На вечерах у историка Николая Карамзина, к примеру, никогда не играли в карты. Однако во многих других салонах картежные игры процветали. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин вспоминал, что зачастую хозяева салонов жульничали во время партий: заранее обговаривали жесты и «вытягивали» с игроков по сто рублей.

Книги по светскому этикету, например «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон» составителей Юрьева и Владимирского, предостерегали молодых людей от игровой зависимости, которая приводила к долгам и банкротству: «Мы видели немало примеров, когда эта грустная страсть была причиной погибели целой семьи; когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала».

Но, несмотря на это, в карты играли повсеместно: «…все: и дамы, и девицы, и юноши, предпочитая танцам зеленое поле. Это конечно грустное явление, но что делать: «с волками жить, по волчьи выть», — констатировали составители сборника светских манер.

В обществе было принято разделять азартные картежные игры, в которых главенствовал случай, и те, где выигрыш зависел от сообразительности и внимательности игроков.

Развлечения модные в 19 веке

Теодор Ромбоутс. Игра в карты. 1597–1637. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Изображение: hermitagemuseum.org

Юрий Лотман в книге об истории русской культуры писал, что в России XIX века наиболее популярными играми были фараон и штосе (штосс), в которых победу определял случай. Родной брат Федора Достоевского Андрей вспоминал, что карточные вечеринки у брата всегда заканчивались азартной игрой в штосс.

Популярность этой карточной игры нашла свое отражение и в русской литературе. В штосс играли Германн и Чекалинский в «Пиковой даме» Александра Пушкина, Арбенин в «Маскараде» Михаила Лермонтова, Хлестаков в «Ревизоре» Николая Гоголя, Николай Ростов в «Войне и мире» Льва Толстого и другие персонажи.

Правила игры в штосс (по книге Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре»)

Развлечения модные в 19 веке

Играющие делятся на банкомета, который мечет карты, и понтера (понтировать — «увеличивать ставку»). Игра может проходить как один на один, так и с участием нескольких игроков-понтеров. Каждый из игроков получает колоду карт. Понтеры выбирают из колоды одну карту, на которую ставят сумму, равную той, которую объявил банкомет. Далее поочередно открывают карты из колоды банкомета, и совпадение с загаданной картой приносит понтеру победу. Как правило, банкомет и понтеры располагаются по разные стороны вытянутого прямоугольного стола, покрытого зеленым сукном, которое служит для записи ставок и долгов. На этом же зеленом сукне производятся все расчеты.

Подвижные игры

Во многих домах было принято между танцами и музыкой забавляться «невинными играми» — так называли petits-jeux (от франц. «маленькие игры»), непродолжительные по времени подвижные развлечения. Большая часть таких игр была калькой с дворовых народных забав. Например, молодой барин Алексей Берестов — герой пушкинской повести «Барышня-крестьянка» — играл с девками в горелки — исконно народную забаву.

Развлечения модные в 19 веке

Генрих Семирадский. Шопен, играющий на рояле в салоне принца Радзивилла. 1887. Частное собрание

Одна из самых популярных petits-jeux — фанты — дошла и до наших дней. По правилам игры каждый из игроков складывает фанты в шляпу. После ведущий с закрытыми глазами вынимает фант и дает хозяину самые разные задания: петь по-петушиному, прыгать на одной ножке и тому подобное. В книге «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни» сохранились примеры еще нескольких популярных подвижных игр для взрослых компаний.

Рифмы

Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит слово, а другой должен поймать платок и отвечать в рифму — и так по кругу. Чем труднее загаданное слово, тем неожиданнее и смешнее получается рифма.

Птицы летят

Играющие садятся вокруг стола, на который кладут свои указательные пальцы. Один из игроков начинает перечислять одушевленные и неодушевленные предметы, способные летать, а другие должны поднимать пальцы вверх. Если игрок поднял пальцы, когда прозвучало название предмета, который летать не может, он проиграл.

Игра в почту

Развлечения модные в 19 веке

Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре І. 1858. Изображение: artchive.ru

Всем участвующим в этой игре дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Эти бумажки кладутся в шляпу и перемешиваются, затем поочередно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, бумажки вынимают и читают вслух вопросы и ответы — несочетания вопросов и ответов становятся каламбурами.

Двойная декламация

Одна девушка сидит на коленях у другой, которую полностью скрывает покрывало, и читает стихи. Вторая же девушка пытается ей помешать разными жестами и рассмешить наблюдателей. Игра заканчивается, если читающая стихи засмеется.

Туалет

Игроки называются разными предметами одежды, а ведущий по очереди называет их. По команде «Весь туалет!» игроки должны быстро встать со своих мест и поменять их. Кто не успевает занять место, становится проигравшим. Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был сам Николай I, а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.

Настольные игры

Развлечения модные в 19 веке

Настольная игра «Гусек». Изображение: hleb.asia

В XIX веке в моду вошли настольные игры: в них, как и сейчас, было игровое поле, фигурки, которыми ходили игроки, и кубик, определяющий количество очков или «шагов». Считается, что предшественницей этой забавы стала старинная игра «Гусек», в которой нужно было быстрее всех дойти до финиша, собрав по дороге большее количество гусей.

Игры XIX века стали своего рода путешествиями: например, в «Путешествии по России» нужно было как можно быстрее добраться на локомотиве из Одессы в Москву, самостоятельно разработав маршрут через Киев или через Курск. А игре «В Париж на выставку» нужно было успеть к началу всемирной экспозиции достижений хозяйства в Париже.

Нередко настольные игры носили обучающий характер. В исторической стратегии «Синопское сражение» игрокам предлагалось разыграть театр боевых действий. Один выступал за Россию, другой представлял военные интересы Турции. Существовал также вариант игры в «Гусек», для победы в котором требовались безупречные математические способности. Игровое поле представляло собой множество ячеек с задачками: нужно было быстро умножить или разделить двух- и трехзначные числа. За правильный ответ игрок получал «деньги» из общего банка, за поражение — вносил в общую казну свои.

Лото

Развлечения модные в 19 веке

Лото пришло в Россию из Италии в XVIII веке и сразу стало очень популярным. В него играли не только на светских вечерах, но и в кругу семьи. Героиня чеховской «Чайки» Ирина Аркадина говорила: «Когда наступают длинные осенние вечера, здесь играют в лото. Вот взгляните: старинное лото, в которое еще играла с нами покойная мать, когда мы были детьми».

За годы существования игры ее правила не изменились. Участники получают карточки с числами, ведущий вытаскивает из мешка бочонки и называет номера. Выигрывает тот, кто первый закроет горизонтальный ряд. Пика популярности игра достигла к 1840-м годам: тогда в лото часто стали играть на деньги в светских клубах. Страсть игроков доходила до того, что за партией проигрывались сотни рублей. Мода на азартное лото привела к тому, что игру в общественных местах признали незаконной. Однако это не повлияло на народную любовь: в лото играют до сих пор.

Пузеля

Развлечения модные в 19 веке

Пазлы из литографии братьев Вдовичевых. 1830. Санкт-Петербург. Изображение: nlr.ru

Пузеля, или, как мы называем их сегодня, пазлы, изобрел английский картограф и графер Джон Спилсбери. Он приклеил географическую карту на доску, распилил ее на части (пазлы) и предложил детям по памяти собрать полную картинку. В Россию пазлы пришли в XIX веке и стали салонной игрой. Их на немецкий манер называли «пузели» или на французский «пузеля». Тогда из пузелей собирали уже не карты, а небольшие живописные картины с изображением пейзажа или натюрморта. В книге «Защита Лужина» Владимир Набоков писал о новом увлечении детей и взрослых: «В тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, — «пузеля»… вырезанные крайне прихотливо… Лужин чувствовал удивительное волнение от точных сочетаний этих пестрых кусков, образующих в последний миг отчетливую картину. Тетя просила: «Ради Бога, не потеряй ничего!» Иногда входил отец, смотрел на кусочки, протягивал руку к столу, говорил: «Вот это, несомненно, должно сюда лечь», и тогда Лужин, не оборачиваясь, бормотал: «Глупости, глупости, не мешайте».

Автор: Мария Соловьёва

Источник

Èãðû, â êîòîðûõ çàäåéñòâóþòñÿ ðóêè, êàæåòñÿ, ñóùåñòâóþò ñî âðåì¸í ïîÿâëåíèÿ íà ñâåò ÷åëîâå÷åñòâà. ×òî êàñàåòñÿ èãðû «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà», òî îíà, ïî âñåé âèäèìîñòè, çàðîäèëàñü â Êèòàå ïðèìåðíî äâå òûñÿ÷è ëåò íàçàä, õîòÿ çàäîêóìåíòèðîâàííûõ äîêàçàòåëüñòâ òîìó ïðàêòè÷åñêè íåò. Òåì íå ìåíåå, âñ¸ ñòàíîâèòñÿ íàìíîãî áîëåå ÿñíûì, íà÷èíàÿ ñ 17-ãî âåêà, êîãäà íåêîòîðûå èç òàê íàçûâàåìûõ «ðó÷íûõ èãð» ïåðåêî÷åâàëè â ÿïîíñêóþ êóëüòóðó, è óïîìèíàíèÿ îá ýòîì ñîõðàíèëèñü â òåêñòîâûõ äîêóìåíòàõ. Îäíà èç òàêèõ èãð, â ñâîþ î÷åðåäü, èç ßïîíèè ðàñïðîñòðàíèëàñü ïî âñåìó ìèðó, ïðè÷¸ì îòíîñèòåëüíî íåäàâíî. Êîíå÷íî æå, ðå÷ü èä¸ò î «Êàìíå, íîæíèöàõ, áóìàãå».

Êàê óæå îòìå÷àëîñü, â ñàìîì íà÷àëå ñóùåñòâîâàëî ìíîæåñòâî èãð, â êîòîðûõ çàäåéñòâîâàëèñü ðó÷íûå æåñòû, èíîãäà äàæå èñïîëüçîâàëèñü ðàçëè÷íûå ïåñíîïåíèÿ. ×òî êàñàåòñÿ òð¸õ âàðèàíòîâ æåñòîâ, ïðèíÿòûõ â èãðå «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà», òî îíè íàçûâàþòñÿ sansukumi-ken.

 êà÷åñòâå ïðèìåðà îäíîãî èç âàðèàíòîâ ïðèâåä¸ì ÿïîíñêóþ âåðñèþ “mushi-ken”, êîòîðàÿ âìåñòî «êàìíÿ», «áóìàãè» è «íîæíèö» èñïîëüçóåò æåñòû ðóêè, ïðåäñòàâëÿþùèå ñîáîé «ëÿãóøêó», «ñëèçíÿêà» è «çìåþ».  ðîëè «ëÿãóøêè», êîòîðàÿ îáû÷íî ïîáåæäàåò ñëèçíÿêà, âûñòóïàåò áîëüøîé ïàëåö. «Ñëèçíÿê» ïðåäñòàâëåí ìèçèíöåì è ïîáåæäàåò «çìåþ». «Çìåÿ», êîòîðàÿ ïîáåæäàåò «ëÿãóøêó» – ýòî óêàçàòåëüíûé ïàëåö.

Åñëè âû òåïåðü çàäà¸òåñü âîïðîñîì, êàê «ñëèçíÿê» ìîæåò ïîáåäèòü «çìåþ» â ÿïîíñêîé âåðñèè, ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî, êîãäà ÿïîíöû ïåðåíÿëè ýòó èãðó îò êèòàéöåâ, îíè ïðîñòî íåâåðíî âîñïðèíÿëè îáðàç ÿäîâèòîé ñîðîêîíîæêè, èñïîëüçóåìîé â îðèãèíàëüíîé êèòàéñêîé âåðñèè, è ñîîòíåñëè åãî ñ ÿïîíñêèì ñëèçíÿêîì.

×òî êàñàåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî «Êàìíÿ, íîæíèö, áóìàãè», òî â ýòó èãðó, èçâåñòíóþ â ßïîíèè êàê jan-ken, èãðàþò, íà÷èíàÿ ñ 17-ãî âåêà. Äëÿ èçîáðàæåíèÿ «êàìíÿ», «íîæíèö» è «áóìàãè» (èëè «òêàíè») èñïîëüçóþò æåñòû ðóê, ñ êîòîðûìè ìû âñå çíàêîìû.

Èíòåðåñíî, ÷òî äî ñðàâíèòåëüíî íåäàâíåãî âðåìåíè ýòè èãðû â îñíîâíîì èñïîëüçîâàëèñü âî âðåìÿ ðàñïèòèÿ àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ, è îíè áûëè îñîáåííî ïîïóëÿðíû â êèòàéñêèõ è ÿïîíñêèõ áîðäåëÿõ. Ïîìèìî òîãî, ÷òî ê íèì ïðèáåãàëè äëÿ äîñòèæåíèÿ ñîñòîÿíèÿ îïüÿíåíèÿ, îíè òàêæå èñïîëüçîâàëèñü â ñòðèï-ïîêåðå. Íà ýòîé íîòå ñêàæåì, ÷òî ïðèìåðíî â 1970-õ ãîäàõ ïîÿâèëàñü «ÿêþêåí» – ýòî âåðñèÿ «Êàìíÿ, íîæíèö, áóìàãè», êîòîðàÿ ðàñïðîñòðàíåíà â ßïîíèè è ÿâëÿåòñÿ èãðîé íà ðàçäåâàíèå.

Êîíå÷íî, ýòè èãðû â èòîãå ñòàëè ïîïóëÿðíû çà ïðåäåëàìè áîðäåëåé, è â íà÷àëå 19-ãî âåêà â íèõ ñòàëè èãðàòü äàæå äåòè. Òàê, àâòîð äîêóìåíòà «Áóíêà 7», äàòèðóåìîãî íà÷àëîì 19-ãî âåêà, óäèâëÿåòñÿ òîìó, ÷òî äåòè èãðàþò â «áîðäåëüíûå èãðû», è çàÿâëÿåò: «Â ïðåæíèå âðåìåíè äåòè èãðàëè ñ ðàêóøêàìè, à òåïåðü îíè çàáàâëÿþòñÿ ïðè ïîìîùè èãð mushi-ken, kitsune ken è ïðîñòî ken. Âåñüìà ëþáîïûòíî!»

×òî êàñàåòñÿ òîãî, êàê èãðà «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà» ðàñïðîñòðàíèëàñü ïî âñåìó ìèðó, òî ýòî óæå áîëüøå îòíîñèòñÿ ê ãîðàçäî áîëåå ïîçäíèì âðåìåíàì – ïåðèîäó ìåæäó 1920-ìè è 1950-ìè ãîäàìè.

Íàïðèìåð, îäíè èç ñàìûõ ðàííèõ óïîìèíàíèé îá èãðå çà ïðåäåëàìè ßïîíèè îòíîñÿòñÿ êî Ôðàíöèè 1927-ãî ãîäà, ãäå îíà íàçûâàëàñü “chi-fou-mi”, è Áðèòàíèè 1924-ãî ãîäà, ãäå îíà íàçûâàëàñü “zhot”. Åù¸ îäíî óïîìèíàíèå ñîäåðæèòñÿ â «Èëëþñòðèðîâàííîé ýíöèêëîïåäèè Êîìïòîíà» 1933 ãîäà èçäàíèÿ. Âî âñåõ ýòèõ ñëó÷àÿõ ïîÿñíÿåòñÿ, ÷òî èãðà ïðèøëà èç ßïîíèè, è ïðèâîäÿòñÿ ñîîòâåòñòâóþùèå ïðàâèëà.

×òî êàñàåòñÿ òîãî, êàê ýòà èãðà, â êîòîðîé çàäåéñòâóþòñÿ ðó÷íûå æåñòû, ïîïàëà â áîëüøîé ìèð, ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ýòî ïðîèçîøëî ïîòîìó, ÷òî îíà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ ïðîñòûõ äëÿ ïîíèìàíèÿ è âåñüìà ýôôåêòèâíîé, êîãäà íóæíî ðàçðåøèòü ñëó÷àéíî âîçíèêøèé ñïîð ìåæäó äâóìÿ ëþäüìè.

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü èãðà «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà» ïðåâðàòèëàñü â êîíêóðåíòîñïîñîáíûé âèä ñïîðòà ñ îðãàíèçàöèÿìè, îáðàçîâàííûìè â ðàçíûõ ñòðàíàõ. Íàïðèìåð, â 2002 ãîäó áðàòüÿ Óîêåð ñôîðìèðîâàëè Âñåìèðíîå îáùåñòâî ÊÍÁ è îôèöèàëüíî óòâåðäèëè ïðàâèëà ïðîâåäåíèÿ ìåæäóíàðîäíûõ ñîðåâíîâàíèé. Îíè ïðîâîäèëè ×åìïèîíàò ìèðà ïî èãðå â «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà» â Òîðîíòî êàæäûé ãîä ñ 2003 ïî 2009 ãîä. Îäíàæäû åãî äàæå òðàíñëèðîâàëè ïî òåëåâèäåíèþ íà êàíàëå Fox Sports Net.

Ñîàâòîð ýòîé ñòàòüè, Ìýòò Áëèö, äàæå ó÷àñòâîâàë â óïîìÿíóòîì òóðíèðå ñ 2003 ïî 2005 ãîä.  2005 ãîäó îí âîø¸ë â ñïèñîê ëó÷øèõ èãðîêîâ â «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãó» â ìèðå ïîñëå òîãî, êàê ðàçãðîìèë ñîïåðíèêà-ðîáîòà, à òàêæå ïîáåäèë æåíùèíó, êîòîðàÿ ÿâíî ïðåáûâàëà â ñîñòîÿíèè àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ.

Âîçìîæíî, òåïåðü âàì ñòàëî èíòåðåñíî, êàê ìîæíî óâåëè÷èòü øàíñû íà ïîáåäó â èãðå «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà».

Íà÷í¸ì ñ òîãî, ÷òî, ïî ñòàòèñòèêå, ìóæ÷èíû ÷àùå âñåãî íà÷èíàþò ñ êàìíÿ, â òî âðåìÿ êàê æåíùèíû – ñ íîæíèö. Êàê îáåñïå÷èòü ñîáëþäåíèå ýòîé òåíäåíöèè? Íóæíî ñäåëàòü òàê, ÷òîáû ó ÷åëîâåêà íå áûëî âðåìåíè íà ðàçìûøëåíèÿ. Âû ïðîñòî áðîñàåòå åìó âûçîâ è íà÷èíàåòå òðÿñòè êóëàêîì, ÷òîáû çàñòàâèòü åãî ïðèñîåäèíèòüñÿ ê âàì â íàäåæäå, ÷òî íåáîëüøàÿ åñòåñòâåííàÿ òåíäåíöèÿ ñðàáîòàåò.

Äàëåå ìû ïåðåõîäèì ê èññëåäîâàíèþ ׿èöçÿíÿ Âàíà è åãî êîëëåã ïîä íàçâàíèåì «×àñòîòà öèêëîâ â ñòàíäàðòíûõ èãðàõ â “Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãó”». Äàííûå áûëè ïîëó÷åíû â ðåçóëüòàòå ïðîâåä¸ííîãî â ׿ýöçÿíñêîì óíèâåðñèòåòå èññëåäîâàíèÿ ïðè ó÷àñòèè 72 ñòóäåíòîâ, êîòîðûå ñûãðàëè 300 ðàóíäîâ. Îêàçûâàåòñÿ, â èãðå, êîòîðàÿ ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê òî, ÷òî îñíîâàíî íà ñëó÷àéíîì âûáîðå æåñòîâ, ìîæíî ïðîñëåäèòü ðÿä ÷¸òêèõ çàêîíîìåðíîñòåé.

Åñëè èãðîê âûèãðûâàåò, îí ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ñäåëàåò òîò æå ñàìûé âûáîð â ñëåäóþùèé ðàç. Îäíàêî, åñëè îí ïðîèãðûâàåò, òî, ñêîðåå âñåãî, îí âûáåðåò òîò ýëåìåíò, êîòîðûé èä¸ò ñëåäóþùèì â ïîñëåäîâàòåëüíîñòè. Òàêèì îáðàçîì, åñëè ÷åëîâåê ïðîèãðàåò ñ «êàìíåì», òî â êà÷åñòâå ñëåäóþùåãî õîäà îí ïðåäïî÷ò¸ò «áóìàãó». Åñëè îí ïðîèãðàåò ñ «áóìàãîé», òî, ñêîðåå âñåãî, îí âûáåðåò «íîæíèöû» â ñëåäóþùèé ðàç.

Áîëåå òîãî, èãðîêè, êîòîðûå ïîâòîðÿþò îäèí è òîò æå õîä äâàæäû, ñ ìåíüøåé âåðîÿòíîñòüþ âûáåðóò åãî â òðåòèé ðàç. Ýòî ïîçâîëÿåò âàì óëó÷øèòü ñâîè øàíñû íà ïîáåäó, èñêëþ÷èâ âàðèàíò, êîòîðûé îíè ìîãóò ïðåäïî÷åñòü. Ñëåäîâàòåëüíî, åñëè îíè äâàæäû âûáðàñûâàëè «íîæíèöû», òî âàì ñëåäóåò âûáðàòü «áóìàãó» â êà÷åñòâå ñëåäóþùåãî õîäà, ïîñêîëüêó îíè, ñêîðåå âñåãî, îòäàäóò ïðåäïî÷òåíèå ëèáî «áóìàãå», ëèáî «êàìíþ», óâåëè÷èâ âàøè øàíñû íà íè÷üþ èëè ïîáåäó.

Òàêèì îáðàçîì, åñëè âàø ïðîòèâíèê íå çíàåò íè÷åãî èç ýòèõ òðþêîâ, òî âû èìååòå âñå øàíñû îäåðæàòü ïîáåäó íàä íèì.

Èä¸ì äàëüøå. Åñëè ó âàñ áûñòðûå ðåôëåêñû, òî åù¸ îäèí ñïîñîá óâåëè÷èòü øàíñû íà ïîáåäó – ýòî íàáëþäàòü çà òåì, ÷òî ïðîèñõîäèò âî âðåìÿ ïîñëåäíåãî ïîêà÷èâàíèÿ ðóêîé. Îêàçûâàåòñÿ, áîëüøèíñòâî ëþáèòåëåé (à ýòî â îñíîâíîì âñå) ïî÷òè ñðàçó æå íà÷íóò øåâåëèòü ïàëüöàìè ïåðåä îêîí÷àòåëüíûì âûáîðîì, åñëè íå ñîáèðàþòñÿ âûáðîñèòü «êàìåíü». Ýòî îøèáêà âñåõ íîâè÷êîâ.

 òàêîì ñëó÷àå, åñëè áîëüøîé ïàëåö ðóêè âàøåãî ïðîòèâíèêà ñïðÿòàí, à êóëàê, ñóäÿ ïî âñåì ïðèçíàêàì, íå ñîáèðàåòñÿ ðàçæèìàòüñÿ, òî, ñêîðåå âñåãî, ýòîò ÷åëîâåê ëèáî âûáåðåò «êàìåíü», ëèáî ÿâëÿåòñÿ îïûòíûì èãðîêîì. Åñëè âû íàáëþäàåòå êàêèå-ëèáî äâèæåíèÿ ïàëüöàìè, êîãäà êóëàê íà÷èíàåò îïóñêàòüñÿ, îí âûáðîñèò «íîæíèöû» èëè «áóìàãó». Îòñþäà, åñëè âû íå ñïîñîáíû áûñòðî çàôèêñèðîâàòü òî÷íûå äâèæåíèÿ ïàëüöåâ, à çàòåì ìãíîâåííî îáðàáîòàòü ýòî â óìå, òî âàì íåîáõîäèìî âñåãäà âûáèðàòü «íîæíèöû», ÷òîáû îáåñïå÷èòü íè÷üþ èëè ïîáåäó.

×òîáû óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî ó ïðîòèâíèêà íå ïîëó÷èòñÿ èñïîëüçîâàòü ýòó æå ñòðàòåãèþ ïðîòèâ âàñ, è íå âûäàòü ñåáÿ, âû âñåãäà äîëæíû ïî óìîë÷àíèþ äåðæàòü â óìå «êàìåíü», à çàòåì ìåíÿòü æåñò ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè â ïîñëåäíþþ ñåêóíäó, èñõîäÿ èç íàáëþäåíèé çà ïðîòèâíèêîì.

Îêàçûâàåòñÿ, ìåòîä íàáëþäåíèÿ, õîòÿ è íå îòëè÷àåòñÿ îñîáîé èçîáðåòàòåëüíîñòüþ, òåîðåòè÷åñêè ÿâëÿåòñÿ 100%-íûì ñïîñîáîì âûèãðàòü. Ýòî ïðîäåìîíñòðèðîâàëà ãðóïïà ó÷¸íûõ èç Òîêèéñêîãî óíèâåðñèòåòà.  2012 ãîäó îíà ñîçäàëà ðîáîòà, êîòîðûé èñïîëüçîâàë ýòîò ìåòîä êàæäûé ðàç, êîãäà èãðàë ïðîòèâ ÷åëîâåêà, è âûèãðûâàë. Ýòîò êîíêðåòíûé ðîáîò ìîã ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê èãðå çà ìèëëèñåêóíäó èëè îêîëî òîãî, êàê òîëüêî îí îïðåäåëÿë, ÷òî ñîáèðàåòñÿ âûáðîñèòü ÷åëîâåê, íà îñíîâå äâèæåíèÿ ïàëüöåâ èëè åãî îòñóòñòâèÿ. Òàêèì îáðàçîì, åñëè âû èç òåõ, êòî ñåðü¸çíî îòíîñèòñÿ ê èãðå «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà» è íå âîçðàæàåò ïðîòèâ îáìàíà, âñ¸, ÷òî âàì íóæíî – ýòî ñîçäàòü ïðîãðàììíîå îáåñïå÷åíèå, êîòîðîå ðàáîòàëî áû â ïàðå ñ âûñîêîñêîðîñòíîé êàìåðîé è íàóøíèêàìè Bluetooth. Ïîáåäà êàæäûé ðàç âàì áûëà áû îáåñïå÷åíà. Óâåðåíû, ÷òî ýòî èäåÿ íà ìèëëèîí äîëëàðîâ.

Äðóãîé ïîïóëÿðíûé ìåòîä, èñïîëüçóåìûé â òóðíèðíîé èãðå, â ÷àñòíîñòè, çàêëþ÷àåòñÿ â ïîïûòêå ñáèòü ïðîòèâíèêà ñ òîëêó, ïðîèçíåñÿ âñëóõ, ÷òî âû ñîáèðàåòåñü âûáðîñèòü, ïðåæäå ÷åì âû ýòî ñäåëàåòå ôàêòè÷åñêè, èëè, â êà÷åñòâå àëüòåðíàòèâíîãî âàðèàíòà, ïðîêðè÷àòü îäèí èç òð¸õ âàðèàíòîâ íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä òåì, êàê îí ïîêàæåò ñâîþ ðóêó. Íå ñîâñåì ÿñíî, íàñêîëüêî ýòî äåéñòâèòåëüíî ïîìîãàåò, ïîñêîëüêó ìû íå ñìîãëè íàéòè íèêàêèõ óáåäèòåëüíûõ äîêàçàòåëüñòâ ýôôåêòèâíîñòè äàííîãî ìåòîäà, íî ìíîãèå èãðîêè, ó÷àñòâóþùèå â òóðíèðàõ, âñ¸ ðàâíî ýòî äåëàþò. Êàê ìèíèìóì, òàêèå êðèêè äåëàþò èãðó áîëåå èíòåðåñíîé.

È, íàêîíåö, åñëè âû èãðàåòå ñ ïðîòèâíèêîì, êîòîðûé çíàåò âñå òðþêè, è âàì íå õî÷åòñÿ èñïîëüçîâàòü ìåòîä íàáëþäåíèÿ çà äâèæåíèåì ïàëüöåâ, îáû÷íî ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ñîâåðøåííî ñëó÷àéíûå âûáîðû è ðàñïðåäåëÿòü èõ ðàâíîìåðíî (ïî òðåòè íà êàæäûé). Îäíàêî, ïîñêîëüêó ÷åëîâåê ôîðìàëüíî íå ñïîñîáåí íà ýòî, íåêîòîðûå èãðîêè, ó÷àñòâóþùèå â òóðíèðàõ, ïðèáåãàþò ê ïîìîùè ïðîãðàììíîãî îáåñïå÷åíèÿ, êîòîðîå ñëó÷àéíûì îáðàçîì âûáèðàåò ðàâíîìåðíî ðàñïðåäåë¸ííóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äëÿ íèõ. Îíè çàïîìèíàþò å¸ è èñïîëüçóþò âî âðåìÿ ñîðåâíîâàíèé.

Òåì íå ìåíåå, àíàëèç èãðû «ïðîôåññèîíàëüíûõ» (çà íåèìåíèåì áîëåå ïîäõîäÿùåãî ñëîâà, èñïîëüçóåì ýòî) èãðîêîâ ïîêàçàë, ÷òî îíè âûáèðàþò «êàìåíü» â 35,4% ñëó÷àåâ, «áóìàãó» – â 35%, «íîæíèöû» – â 29,6%. ×òî êàñàåòñÿ òîãî, ïî÷åìó òóðíèðíûå èãðîêè, ïîõîæå, îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå «êàìíþ» è «áóìàãå», ýòî íå ïîääà¸òñÿ îáúÿñíåíèþ, õîòÿ îòìå÷àåòñÿ, ÷òî áîëüøèíñòâî òóðíèðíûõ èãðîêî⠖ ìóæ÷èíû, à ìóæ÷èíû, êàê ìû óæå óïîìèíàëè ðàíåå, ÷àùå âñåãî âûáèðàþò «êàìåíü».

Áîíóñíûå ôàêòû:

 Àìåðèêå èãðà «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà» èìååò äâà íàçâàíèÿ: «Rock, Paper, Scissors» è «Rochambeau» («Ðîøàìáî»). Êàêèì îáðàçîì îíà ïîëó÷èëà âòîðîå íàçâàíèå? Ñîãëàñíî îáùåïðèíÿòîé âåðñèè, íàçâàíèå ïðîèçîøëî îò èìåíè ôðàíöóçñêîãî ãåíåðàëà Æàíà-Áàòèñòà Äîíàòüåíà äå Âèìåðà äå Ðîøàìáî, êîòîðûé ïðèáûë â êîëîíèè, ÷òîáû ïîìî÷ü àìåðèêàíöàì ïîáåäèòü áðèòàíöåâ â âîéíå çà íåçàâèñèìîñòü. Ãîâîðÿò, ÷òî Ðîøàìáî ïîêàçàë èãðó ïðåäñòàâèòåëÿì íîâîé íàöèè, êîãäà îí áûë â Àìåðèêå, îäíàêî çäåñü ÷òî-òî íå ñõîäèòñÿ ïî âðåìåíè. Ñêîðåå âñåãî, ýòî ìèô. Òåì íå ìåíåå, âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ôàìèëèÿ Ðîøàìáî äåéñòâèòåëüíî âäîõíîâèëà íà òàêîå íàçâàíèå.

Èñòîðèê Äæîí Áüþøåð èç Óíèâåðñèòåòà Âèðäæèíèè îòìå÷àåò, ÷òî ïåðâîå óïîìèíàíèå îá èãðå â Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòàõ ñîäåðæèòñÿ â ñòàòüå, îïóáëèêîâàííîé â New York Times â 1932 ãîäó.  íåé ðå÷ü øëà î ÷àñ-ïèêå â Òîêèî è èãðå, â êîòîðóþ èãðàþò òàì âî âðåìÿ ïîåçäîê íà ðàáîòó è îáðàòíî.  ñòàòüå òàêæå ïîäðîáíî îïèñûâàëèñü ïðàâèëà èãðû, ïîñêîëüêó, îïÿòü æå, äëÿ æèòåëåé Àìåðèêè îíà áûëà äîâîëüíî íîâîé.

 1935 ãîäó âûøëî «Ðóêîâîäñòâî äëÿ ëèäåðîâ îòäûõà», ñîñòàâëåííîå Ýëëîé Ãàðäíåð è îïóáëèêîâàííîå îïóáëèêîâàíî Children’s Bureau. Ãàðäíåð ñ÷èòàëàñü ïðàâèòåëüñòâåííûì ýêñïåðòîì â îáëàñòè äåòñêîãî îòäûõà. Îíà ïðåäñòàâèëà â ñâîåé êíèãå íîâóþ èãðó ïîä íàçâàíèåì «Ðîøàìáî».

Çäåñü ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî â òî âðåìÿ èçäàíèå Children’s Bureau íàõîäèëîñü âñåãî â êâàðòàëå îò ñòàòóè ãðàôà Ðîøàìáî, êîòîðàÿ áûëà óñòàíîâëåíà â 1902 ãîäó íà ïëîùàäè Ëàôàéåò â Âàøèíãòîíå, îêðóã Êîëóìáèÿ, è â 1931 ãîäó îêàçàëàñü â öåíòðå ïðàçäíîâàíèÿ ïîëóòîðàâåêîâîé ãîäîâùèíû ñî äíÿ êàïèòóëÿöèè Éîðêòàóíà.

 îðèãèíàëüíîé ÿïîíñêîé âåðñèè ïðèíÿòî ãîâîðèòü “jan-ken-pon”, êîãäà âû ðàñêà÷èâàåòå êóëàê. Òàêèì îáðàçîì, ïðîôåññîð Áþøåð âûäâèãàåò ãèïîòåçó, ÷òî Ãàðäíåð (èëè êàêîé-òî äðóãîé ÷åëîâåê, ó÷àñòâîâàâøèé â ñîçäàíèè êíèãè) ïðåäëîæèëà çàìåíèòü ñëîâà “jan-ken-pon” íà àìåðèêàíñêóþ âåðñèþ, ïðîïèòàííóþ ïàòðèîòèçìîì – “Roch-am-beau”. Çäåñü òàêæå ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ýòà ïóáëèêàöèÿ áûëà ïðî÷èòàíà ìíîãèìè ó÷èòåëÿìè è ðîäèòåëÿìè ñî âñåé ñòðàíû. Ýòî, âîçìîæíî, ñïîñîáñòâîâàëî ðàñïðîñòðàíåíèþ èãðû «Êàìåíü, íîæíèöû, áóìàãà» â Àìåðèêå.

via

Источник