Рисунок к стиху опрятней модного паркета
Схема конспекта урока.
Педагог (ФИО) __Шкенина Людмила Николаевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1 г.Сердобска_Сердобского района Пензенской области._______________
Предмет:__Литературное__чтение________________________________________________
Возраст учащихся: класс (группа) 3 класс___________________________________
Тема урока: _Образ _праздника в стихах А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…»___
и в картинах русских художников.________________________________________________
Цель урока:_познакомить учащихся с особенностями передачи настроения в произведениях литературы и живописи, показать возможности создания художественных образов разными средствами._______________
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 кл., ч.1 (авт. Л.Ф.Климанова), 2011 г.; портрет А.С.Пушкина, лента времени, репродукция картин Б.М.Кустодиева «Балаганы» и К.Ф. Юона «Мартовское солнце», гуашь, кисти, цветная бумага А4, карточки для словарной работы, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Шкенина Людмила Николаевна Технологическая карта урока Литературное чтение: А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета»
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.
Цель: проверка готовности учащихся к работе, настрой на учебную деятельность.
.
– Вот все мы успокоились
и на урок настроились.
– Какое время года вы любите?
Сейчас интересное время. По календарю – осень, а если посмотреть в окно, то мы увидим, что фактически наступило другое время. Стало холодно, ветер более жестче свистит в воздухе. Какое это время?
А какие зрительные ассоциации возникают перед вами?
– Вот видите, какое праздничное время год зима!
Недаром многие русские поэты и писатели обращались в своем творчестве к теме зимы. Сегодня на уроке мы узнаем, как можно передать
праздничное настроение зимы в литературном произведении и в живописи. Для этого мы
подготовим место для рисования, вспомним о том, как правильно сидеть за партой. А для того, чтобы у нас появилось праздничное настроение, протяните друг другу руки и подарите улыбку.
– Лето, осень, весну, зиму.
– Зима.
– Снег, все кругом становится белым, катание на коньках, санках, игры в снежки, наступит Новый год, и все будут дарить подарки
Образовательные:
сформировать представление об изучаемой теме.
Личностные:
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме
Познавательные:
учиться находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Слово учителя:
Подготовка к восприятию темы урока.
Включение в деловой ритм.
Рефлексия .
2.
Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Цель:
фиксировать в памяти учащихся изученный ими ранее материал.
– Сегодня нашим гостем будет известный русский поэт, которому принадлежат такие строки:
«У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…»
Кто же это, ребята?
– Вспомните произведения А.С.Пушкина, с которыми мы знакомились ранее.
– Как вы считаете, о чем будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня?
– Правильно. А еще о холодах и о том, как раньше катались на санях.
– А.С.Пушкин.
Дети рассматривают портрет, работают с лентой времени, где отмечают век, в котором жил поэт.
– «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке».
– О зиме.
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий.
Познавательные:
уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную ранее.
3.
Открытие нового знания.
Цель: учить понимать особенности поэтического текста, находить и определять роль выразительных средств
в художественном произведении.
Выразительное чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…».
– Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
– Все ли слова в стихотворении вам были понятны?
Что такое паркет? Почему А.С.Пушкин сравнивает лед с паркетом?
-Такое средство выразительности называется метафорой.
– А теперь разберем словосочетание « по лону вод».
Что оно обозначает?
– Веселое, радостное, бодрое.
– Лед похож на натертый до блеска паркет.
– Течение по руслу реки.
Развивающие:
формирование умения анализировать звучащую речь
Коммуникативные:
учиться оформлять свою мысль в устной речи.
Словарная работа.
Работа с литературными терминами.
4.
Первичное закрепление учебного материала.
Цель:
обучать элементам анализа поэтического текста.
Подведение итогов данного этапа урока.
Цель: снять напряжение, сменить деятельность.
– Давайте разберемся, как удается А.С.Пушкину создать радостное настроение данного стихотворения.
Прочитайте стихотворение про себя и отметьте карандашом слова и строки, которые рождают ощущение праздника.
– А еще я хочу обратить ваше внимание на эпитеты «веселый снег», он несет веселье, радость. А речка будто принарядилась для праздника, стала «опрятней», словно гостей ждет.
– Когда вы читали стихотворение, то улыбались.
Что показалось вам смешным?
– Зачем Пушкин использует эту сценку?
– Прочитайте последние две строчки. С чем сравнивает поэт снег?
– Правильно, снежинки такие же яркие и красивые, как звезды.
– Как поэту удается создать атмосферу праздника?
– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, сохраняя атмосферу праздника.
Физкульминутка:
Дует зимний ветерок, дует, задувает,
И снежинки он к земле тихо опускает.
Я как ветер покружусь, а потом остановлюсь.
Потянусь руками ввысь,
Ну-ка, ветерок, держись!
Самостоятельная работа с текстом.
– Блистает речка, льдом одета, мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед.
– Как падает гусь.
– Чтобы было весело, гусь тоже хочет кататься с мальчишками.
– Со звездами.
– Поэт использует метафору, эпитеты, рисует с юмором образ гуся.
Выразительное чтение стихотворения учениками.
Развивающие:
формирование опыта работы с учебником.
Воспитывающие:
воспитывать навыки самостоятельной работы.
Познавательные:
перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Развивающие:
формировать умение выразительно читать.
5.
Воспроизведение изученного.
Цель: расширить представление о художественной литературе и живописи как видов искусства.
Виртуальное путешествие в художественную галерею.
Сравнительный анализ.
– Не только поэты могут создать настроения праздника зимы, но и художники тоже. Посмотрите на репродукции картин Бориса Михайловича Кустодиева и Константина Федоровича Юона.
Подумайте, какими средствами пользуется художник?
– Найдем похожие черты на картинах и в стихотворении.
На картине «Балаганы» много людей, они смотрят представление, им весело и радостно.
– На картине березы в блестящем инее, как будто нарядились к празднику.
– На картине «Мартовское солнце» мальчишки едут на лошадях, они радостные и веселые.
– А какой день изображен в стихотворении и на картинах?
– Красками, разными сочетаниями ярких цветов.
– В стихотворении есть тоже такие строки: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед…». Им тоже радостно.
– И в стихотворении лед блестит, как паркет в праздничном зале.
– И в стихотворении
весело тем, которые катаются на коньках.
– На картинах и в стихотворении изображен яркий солнечный день.
Развивающие:
развитие речи, мышления, воображения.
Регулятивные:
работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий.
Познавательные:
обобщать полученную информацию.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
6.
Самостоятельная работа.
Цель: учить создавать свой художественный образ средствами изобразительного искусства.
Рефлексия.
– Давайте тоже попробуем создать образ праздника на своих рисунках.
– Если вам понравился урок, то поместите свой рисунок на нашу полочку для выставочных работ. Если вы считаете, что у вас не все получилось, оставьте рисунки на парте.
Работа с красками и
кисточками.
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
связь с изобразительным искусством.
Личностные:
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
7.
Задание на дом.
Цель:
расширить знания по изученной теме.
Выучите стихотворение А. С.Пушкина «Опрятней модного паркета…» наизусть. Найдите репродукции картин с радостным настроением.
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»
(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)
План-конспект урока по литературному чтению
Тема урока: А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»
2 – А класс
Подготовила студентка:
Калюшик Наталья Сергеевна
Группа НК-14/2
Севастополь, 2017
Литературное чтение 2 класс
УМК «Планета Знаний»
Тема: А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»
Цели урока: 1. Показать поэтический образ зимы, созданной А.С. Пушкиным;
2.Читать выразительно лирическое стихотворение.
3. Развить детское воображение, обогатить словарный запас.
Задачи урока: 1. Прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
2.Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
3. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его художественные особенности.
Тип урока: урок изучения и открытия новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудио, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Учитель– Ребята, отгадайте загадку:
Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
II. Постановка целей урока.
(Звучит песня «Кабы не было зимы…» из мультфильма «Зима в Простоквашино».)
Учитель: – Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось.
Учитель: – А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.
– А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?
– Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).
-Кто догадался, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?
-Чему научимся?
Учитель – Я сегодня приготовила для вас две картины, выполненные художницей Еленой Уваровой. Посмотрите на них и продолжите предложение:
Глядя на эти картины, мне хочется…
(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).
– Ребята, а вы любите зиму? Что вам особенно нравится? – Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.)
– Как вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же игры или другие? (Ответы детей.)
–Ребята, давайте проверим, так ли это было.
III. Изучение нового материала.
Беседа
Учитель – Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с фактами из жизни и творчества А. С.Пушкина.
Родился автор 26 мая 1799 года в Москве. Воспитывался он дома при помощи французских нянь, благодаря чему у него появились прекрасные знания французского языка и необъятная любовь к чтению.
Няню Александра Сергеевича звали Арины Родионовна. Она ему рассказывала сказки, пела народные песни. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом. Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила».
-Наверняка, все вы знаете знаменитые строки из этого произведения:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
В 1820 году за непокорность царю и вольнолюбивые стихи Пушкина по приказу царя Александра I поэта выслали на юг России. Затем его сослали в псковское имение его родителей — село Михайловское. Там Пушкин жил замкнуто, слушал сказки няни Арины Родионовны, читал ей свои новые стихи. 27 января 1837 года, защищая честь жены, Пушкин дрался на дуэли и был смертельно ранен. Через двое суток (29 января) он умер.
Словарная работа
– Однажды Александр Сергеевич прогуливался зимой вдоль берега реки и на фоне той красоты, которая его окружала, к нему пришло вдохновение, у поэта родились строки стихотворения «Опрятней модного паркета…». Но прежде чем мы его прослушаем, давайте проведём словарную разминку:
-Что значит слово ОПРЯТНЫЙ ? – ( Опрятный – аккуратный, чистый, тщательно убранный .) (Прим.- опрятное платье ).
-Что такое ПАРКЕТ? – ( Паркет — пол, выстланный деревянными дощечками в виде какого-то рисунка ).
Что такое ЛОНО вод? – ( поверхность воды)
IV. Первичное восприятие текста
Учитель – (слушание аудиозаписи стихотворения А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»)
Эмоц.-оц.восприятие
– Понравились ли вам эти строки?
-Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
– Какому времени года они посвящены?
-Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?
Учитель – ребята у вас на партах лежат листочки, вычеркните повторяющеюся букву!
-Что у вас получилось (Лирическое произведение).
Учитель – ребята, а кто знает, что такое лирическое произведение?
Лирическое произведение – это произведение искусства, которое выражает чувства человека, его переживания.
Учитель – скажите, является ли наше стихотворение лирическим? Докажите? (в стихотворении Александр Сергеевич выражает свои чувства к красотам зимы).
V. Повторное восприятие материала (вторичный синтез)
-Самостоятельное чтение произведения.
Учитель – Откройте учебники на стр.118
– Прочитайте произведение шепотом. (жужжащее чтение)
-Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа на уроке.
-Кто прочитал, тихонько поднимает руку, чтобы я видела, что вы справились с заданием.
Чтение по цепочке. Стр.118
– Давайте мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.
VI. Физкультминутка:
1. Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул пару раз.
VI.Анализ содержания произведения.
-Выборочное чтение (Работа в группах)
Учитель: – А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).
Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).
1)– А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.
– Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?
Дети: – Образ речки.
– С чем поэт сравнивает гладь реки?
Дети: – С модным паркетом.
Что значит «опрятный паркет»?
(– Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.)
Учитель: – «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точное слово (блистает).
Учитель- Что значит «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).
Учитель– Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?
(- На празднике.)
– Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника.
Учитель – Так какие чувства владели поэтом в этот момент?
(- Радость, восхищение).
2) Учитель – Продолжит читать второй ряд.
Учитель – Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?
(- Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками.
Учитель – Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в момент написания этих строк?
(Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни).
3) Учитель – А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?
(- Торжественное).
– Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии.
Учитель – Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму).
-Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! ».
Работа с иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию на стр. 119 . Кто изображён на ней?
Найдите строки в стихотворении, где говорится о гусе? Зачитайте!
– Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).
– На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).
– Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся.
Творческая работа
Учитель – Понравилась вам стихотворение?
-Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:
…Опрятней модного ________________
Блистает речка, льдом ______________.
Мальчишек радостный ________________
Коньками звучно режет ____________
На красных лапках ________ тяжелый,
Задумав ___________ по лону вод,
Ступает _____________ на лёд,
Скользит и _____________; весёлый
Мелькает, вьётся первый ___________,
Звездами падая на _____________…
Учитель – проверьте, правильно ли вы вписали пропущенные слова.
VIII. Подведение итогов урока
Учитель –
С каким стихотворением мы с вами познакомились и кто его автор?
Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
К какому жанру относится это произведение? (лирическое стихотворение).
Что такое лирическое стихотворение?
IX. Рефлексия
– У вас на партах лежат листочки с изображением снеговика. Выберите смайл который соответствует вашему настроению и нарисуйте снеговику.
1)Если вам всё понятно. Я молодец!
2)Если у вас не всё получилось, но вы старались.
3)Если вам нужно быть внимательнее!
X. Домашнее задание.
– Выучить стихотворение наизусть.
– Выставление оценок.
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Конспекты›Презентации к стихотворению А.С.Пушкина Опрятней модного паркета… .
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Пушкин.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…». Учитель Н.В.Ткач МБОУ СОШ №2 Г.Вяземский
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Выбранный для просмотра документ зима.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Зима в картинах русских художников Работу Выполнила учитель МБОУ СОШ № 2 г. Вяземский Н.В.Ткач
2 слайд
Описание слайда:
Васнецов А. М. Зимний сон (Зима). 1908-1914
3 слайд
Описание слайда:
Шильдер А. Н. Зимний лес. 1904
4 слайд
Описание слайда:
Клевер Ю. Ю. Зимний пейзаж с рекой и домами. 1914
5 слайд
Описание слайда:
Вещилов К. А. Зимний пейзаж. 1917
6 слайд
Описание слайда:
Горбатов К. И. Зимний пейзаж с церковью. 1925
7 слайд
Описание слайда:
Егорнов А. С. Зима. 1895
8 слайд
Описание слайда:
Дубовской Н. Н. В обители. Троице-Сергиева лавра. 1917
9 слайд
Описание слайда:
Жуковский С. Ю. Зима
10 слайд
Описание слайда:
Шильдер А. Н. Ручей в лесу. 1906
11 слайд
Описание слайда:
Каменев Л. Л. Зимний пейзаж. 1871
12 слайд
Описание слайда:
Колесников С. Ф. Зимний пейзаж. 1915
13 слайд
Описание слайда:
Кондратенко Г. П. Зимний пейзаж с церковью. 1880-е
14 слайд
Описание слайда:
Колесников С. Ф. Зима. Околица. 1907
15 слайд
Описание слайда:
Крыжицкий К.Я. Зимний пейзаж со стогами. 1910
16 слайд
Описание слайда:
Клевер Ю. Ю. Зимний пейзаж. 1881
17 слайд
Описание слайда:
Крымов Н. П. Зимний день. 1913
18 слайд
Описание слайда:
Кондратенко Г. П. Зимний вечер
19 слайд
Описание слайда:
Куинджи А. И. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898-1908
20 слайд
Описание слайда:
Кустодиев Б. М. Зима. Масленичное гулянье. 1919
21 слайд
Описание слайда:
Юон К. Ф. Волшебница-зима. Лигачево. Московская губерния. 1912
22 слайд
Описание слайда:
Шишкин И. И. Первый снег. 1875
23 слайд
Описание слайда:
Юон К. Ф. Русская зима. Лигачево. 1947
24 слайд
Описание слайда:
Пелевин И. А. Дети в санях. 1870
25 слайд
Описание слайда:
Репродукции картин взяты с Интернета https://muz-color.ru/?s=времена%20года%20зима%20чайковский
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1301520
Вам будут интересны эти курсы: