С модной парой избитых штиблет
Пока еще не сказаны
Последние слова,
Пока так крепко связаны
И годы, и судьба.
Так беззаботно молодо
Бегут часы в часах.
И не обдало холодом
Цветы в моих садах.
.
Пока еще у озера
Сидим и вдаль глядим,
И кажется амброзией
тумана сладкий дым.
Стихи не стали прозою,
Есть радость у вина,
И не торчит занозою
Моя-твоя вина.
.
Но близко солнце к вечеру,
У срока вышел срок.
И все давно намечено-
Слова давались впрок.
А я бросаюсь фразами,
И кругом голова,
Пока еще не сказаны
последние слова.
Danielle Licari – “Adagio” Даниелла Ликари
Danielle Licari – “Adagio”, Музыкальная шкатулка
© https://dlyazhenatihizamuzhnih.ru/groups/muzikalnaya-shkatulka/danielle-licari-adagio/
https://ok.ru/music/artist/103804272415369
тексты
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет.
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет.
Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески — в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.
Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.
И известность моя не хуже,
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
И любовь, не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть — не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески — в дым.
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.
1923
ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
1910
Сергей Есенин
* * *
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
1912
Сергей Есенин
* * *
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
На березке пообъедена кора,
Выживают мыши девушку с двора.
Бьются кони, грозно машут головой,
Ой, не любит черны косы домовой.
Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.
1914
С.ЕСЕНИН
Мне грустно …на тебя смотреть,
Какая боль, …какая жалость!
Знатьтолько …ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталосьничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов
среди зимы,
Так и грустить
о них не надо.
Сергей Есенин
В ХАТЕ
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
1914
Сергей Есенин
* * *
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льет теплынь.
Солнца струганые дранки
Загораживают синь.
Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихлистого приволья
Гнутся травы, мнется лист.
Дробь копыт и хрип торговок,
Пьяный пах медовых сот.
Берегись, коли не ловок:
Вихорь пылью разметет.
За лещужною сурьмою
Бабий крик, как поутру.
Не твоя ли шаль с каймою
Зеленеет на ветру?
Ой, удал и многосказен
Лад веселый на пыжну.
Запевай, как Стенька Разин
Утопил свою княжну.
Ты ли, Русь, тропой-дорогой
Разметала ал наряд?
Не суди молитвой строгой
Напоенный сердцем взгляд.
1915
Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка,
Я ль не робею от синего взгляда?
Много мне нужно и много не надо.
Так мы далеки и так не схожи –
Ты молодая, а я все прожил.
Юношам счастье, а мне лишь память
Снежною ночью в лихую замять.
Я не заласкан – буря мне скрипка.
Сердце метелит твоя улыбка.
1925.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
1910
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет.
Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески – в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.
Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.
И известность моя не хуже,
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
И любовь, не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть – не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески – в дым.
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.
1923
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
1916
Опять раскинулся узорно
Над белым полем багрянец,
И заливается задорно
Нижегородский бубенец.
Под затуманенною дымкой
Ты кажешь девичью красу,
И треплет ветер под косынкой
Рыжеволосую косу.
Дуга, раскалываясь, пляшет,
То выныряя, то пропав,
Не заворожит, не обмашет
Твой разукрашенный рукав.
Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь,
Тебе – высокая светлица,
А мне – далекий монастырь.
Там синь и полымя воздушней
И легкодымней пелена.
Я буду ласковый послушник,
А ты – разгульная жена.
И знаю я, мы оба станем
Грустить в упругой тишине:
Я по тебе – в глухом тумане,
А ты заплачешь обо мне.
Но и поняв, я не приемлю
Ни тихих ласк, ни глубины
Глаза, увидевшие землю,
В иную землю влюблены.
1916
Сергей Есенин
* * *
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914
Рейтинг работы: 69
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 291
© 15.10.2017 Вера Пенькова ♫
Свидетельство о публикации: izba-2017-2086287
Рубрика произведения: Поэзия -> Мир души
Цитата сообщения NADYNROM
Августа Миклашевская и “Любовь хулигана”
В августе 1923 года Сергей Есенин вернулся из своей заграничной поездки и познакомился с актрисой Московского камерного театра Августой Миклашевской.
Исследователи биографии и творчества Есенина так и не пришли к определенному выводу, что же именно происходило в отношениях между поэтом и актрисой, однако их следствием стал знаменитый цикл стихотворений «Любовь хулигана».
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что существуют предположения и о других возможных адресатках того или иного стихотворения цикла, ведь женщин вокруг Есенина всегда было много. Но именно за Миклашевской закрепилась репутация той единственной женщиной, которая в итоге сумела устоять перед обаянием и напором поэта.
Августа Миклашевская прожила долгую жизнь, пережив Есенина на полвека. Она отказывалась читать со сцены посвященные ей поэтом стихи, но оставила достаточно интересные воспоминания о периоде их знакомства.
И, разумеется, остался обессмертивший имя Миклашевской цикл есенинских стихов.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923
* * *
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
Потому и грущу, осев,
Словно в листья в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
1923
* * *
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
1923
* * *
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,
Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
1923
* * *
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
1923
* * *
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет.
Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески — в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.
Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.
И известность моя не хуже, —
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
И любовь, не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть — не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески — в дым.
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.
1923
* * *
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Ìîñêâà êàáàöêàÿ
***
Òû ïðîõëàäîé ìåíÿ íå ìó÷àé
È íå ñïðàøèâàé, ñêîëüêî ìíå ëåò,
Îäåðæèìûé òÿæ¸ëîé ïàäó÷åé,
ß äóøîé ñòàë, êàê æ¸ëòûé ñêåëåò.
Áûëî âðåìÿ, êîãäà èç ïðåäìåñòüÿ
ß ìå÷òàë ïî-ìàëü÷èøåñêè – â äûì,
×òî ÿ áóäó áîãàò è èçâåñòåí
È ÷òî âñåìè ÿ áóäó ëþáèì.
Äà! Áîãàò ÿ, áîãàò ñ èçëèøêîì.
Áûë öèëèíäð, à òåïåðü åãî íåò.
Ëèøü îñòàëàñü îäíà ìàíèøêà
Ñ ìîäíîé ïàðîé èçáèòûõ øòèáëåò.
È èçâåñòíîñòü ìîÿ íå õóæå, –
Îò Ìîñêâû ïî ïàðèæñêóþ ðâàíü
Ìî¸ èìÿ íàâîäèò óæàñ,
Êàê çàáîðíàÿ, ãðîìêàÿ áðàíü.
È ëþáîâü, íå çàáàâíîå ëü äåëî?
Òû öåëóåøü, à ãóáû êàê æåñòü.
Çíàþ, ÷óâñòâî ìî¸ ïåðåçðåëî,
À òâî¸ íå ñóìååò ðàñöâåñòü.
Ìíå ïîêà ãîðåâàòü åù¸ ðàíî,
Íó, à åñëè åñòü ãðóñòü – íå áåäà!
Çîëîòåé òâîèõ êîñ ïî êóðãàíàì
Ìîëîäàÿ øóìèò ëåáåäà.
ß õîòåë áû îïÿòü â òó ìåñòíîñòü,
×òîá ïîä øóì ìîëîäîé ëåáåäû
Óòîíóòü íàâñåãäà â íåèçâåñòíîñòü
È ìå÷òàòü ïî-ìàëü÷èøåñêè – â äûì.
Íî ìå÷òàòü î äðóãîì, î íîâîì,
Íåïîíÿòíîì çåìëå è òðàâå,
×òî íå âûðàçèòü ñåðäöó ñëîâîì
È íå çíàåò íàçâàòü ÷åëîâåê.
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
ß îáìàíûâàòü ñåáÿ íå ñòàíó,
Çàëåãëà çàáîòà â ñåðäöå ìãëèñòîì.
Îò÷åãî ïðîñëûë ÿ øàðëàòàíîì?
Îò÷åãî ïðîñëûë ÿ ñêàíäàëèñòîì?
Íå çëîäåé ÿ è íå ãðàáèë ëåñîì,
Íå ðàññòðåëèâàë íåñ÷àñòíûõ
ïî òåìíèöàì.
ß âñåãî ëèøü óëè÷íûé ïîâåñà,
Óëûáàþùèéñÿ âñòðå÷íûì ëèöàì.
ß ìîñêîâñêèé îçîðíîé ãóëÿêà.
Ïî âñåìó òâåðñêîìó îêîëîòêó
 ïåðåóëêàõ êàæäàÿ ñîáàêà
Çíàåò ìîþ ë¸ãêóþ ïîõîäêó.
Êàæäàÿ çàäðèïàííàÿ ëîøàäü
Ãîëîâîé êèâàåò ìíå íàâñòðå÷ó.
Äëÿ çâåðåé ïðèÿòåëü ÿ õîðîøèé,
Êàæäûé ñòèõ ìîé äóøó çâåðÿ ëå÷èò.
ß õîæó â öèëèíäðå íå äëÿ æåíùèí –
 ãëóïîé ñòðàñòè ñåðäöå æèòü íå â ñèëå, –
 í¸ì óäîáíåé, ãðóñòü ñâîþ óìåíüøèâ,
Çîëîòî îâñà äàâàòü êîáûëå.
Ñðåäü ëþäåé ÿ äðóæáû íå èìåþ,
ß èíîìó ïîêîðèëñÿ öàðñòâó.
Êàæäîìó çäåñü êîáåëþ íà øåþ
ß ãîòîâ îòäàòü ìîé ëó÷øèé ãàëñòóê.
È òåïåðü óæ ÿ áîëåòü íå ñòàíó.
Ïðîÿñíèëàñü îìóòü â ñåðäöå ìãëèñòîì.
Îòòîãî ïðîñëûë ÿ øàðëàòàíîì,
Îòòîãî ïðîñëûë ÿ ñêàíäàëèñòîì.
1922
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Ýòà óëèöà ìíå çíàêîìà,
È çíàêîì ýòîò íèçåíüêèé äîì.
Ïðîâîäîâ ãîëóáàÿ ñîëîìà
Îïðîêèíóëàñü íàä îêíîì.
Áûëè ãîäû òÿæ¸ëûõ áåäñòâèé,
Ãîäû áóéíûõ, áåçóìíûõ ñèë.
Âñïîìíèë ÿ äåðåâåíñêîå äåòñòâî,
Âñïîìíèë ÿ äåðåâåíñêóþ ñèíü.
Íå èñêàë ÿ íè ñëàâû, íè ïîêîÿ,
ß ñ òùåòîé ýòîé ñëàâû çíàêîì.
À ñåé÷àñ, êàê ãëàçà çàêðîþ,
Âèæó òîëüêî ðîäèòåëüñêèé äîì.
Âèæó ñàä â ãîëóáûõ íàêðàïàõ,
Òèõî àâãóñò ïðèë¸ã êî ïëåòíþ.
Äåðæàò ëèïû â çåë¸íûõ ëàïàõ
Ïòè÷èé ãîìîí è ùåáåòíþ.
ß ëþáèë ýòîò äîì äåðåâÿííûé,
 áð¸âíàõ òåïëèëàñü ãðîçíàÿ ìîðùü,
Íàøà ïå÷ü êàê-òî äèêî è ñòðàííî
Çàâûâàëà â äîæäëèâóþ íî÷ü.
Ãîëîñ ãðîìêèé è âñõëèïåíü çû÷íûé,
Êàê î êîì-òî ïîãèáøåì, æèâîì.
×òî îí âèäåë, âåðáëþä êèðïè÷íûé,
 çàâûâàíèè äîæäåâîì?
Âèäíî, âèäåë îí äàëüíèå ñòðàíû,
Ñîí äðóãîé è öâåòóùåé ïîðû,
Çîëîòûå ïåñêè Àôãàíèñòàíà
È ñòåêëÿííóþ õìàðü Áóõàðû.
Àõ, è ÿ ýòè ñòðàíû çíàþ –
Ñàì íåìàëûé ïðîø¸ë òàì ïóòü.
Òîëüêî áëèæå ê ðîäèìîìó êðàþ
Ìíå á õîòåëîñü òåïåðü ïîâåðíóòü.
Íî óãàñëà òà íåæíàÿ äð¸ìà,
Âñ¸ èñòëåëî â äûìó ãîëóáîì.
Ìèð òåáå – ïîëåâàÿ ñîëîìà,
Ìèð òåáå – äåðåâÿííûé äîì!
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Òû òàêàÿ æ ïðîñòàÿ, êàê âñå,
Êàê ñòî òûñÿ÷ äðóãèõ â Ðîññèè.
Çíàåøü òû îäèíîêèé ðàññâåò,
Çíàåøü õîëîä îñåíè ñèíèé.
Ïî-ñìåøíîìó ÿ ñåðäöåì âëèï,
ß ïî-ãëóïîìó ìûñëè çàíÿë.
Òâîé èêîííûé è ñòðîãèé ëèê
Ïî ÷àñîâíÿì âèñåë â ðÿçàíÿõ.
ß íà ýòè èêîíû ïëåâàë,
×òèë ÿ ãðóáîñòü è êðèê â ïîâåñå,
À òåïåðü âäðóã ðàñòóò ñëîâà
Ñàìûõ íåæíûõ è êðîòêèõ ïåñåí.
Íå õî÷ó ÿ ëåòåòü â çåíèò,
Ñëèøêîì ìíîãîå òåëó íàäî.
×òî æ òàê èìÿ òâî¸ çâåíèò,
Ñëîâíî àâãóñòîâñêàÿ ïðîõëàäà?
ß íå íèùèé, íè æàëîê, íè ìàë
È óìåþ ðàññëûøàòü çà ïûëîì:
Ñ äåòñòâà íðàâèòüñÿ ÿ ïîíèìàë
Êîáåëÿì äà ñòåïíûì êîáûëàì.
Ïîòîìó è ñåáÿ íå ñáåð¸ã
Äëÿ òåáÿ, äëÿ íå¸ è äëÿ ýòîé.
Íåâåñ¸ëîãî ñ÷àñòüÿ çàëîã –
Ñóìàñøåäøåå ñåðäöå ïîýòà.
Ïîòîìó è ãðóùó, îñåâ,
Ñëîâíî â ëèñòüÿ, â ãëàçà êîñûå
Òû òàêàÿ æ ïðîñòàÿ, êàê âñå,
Êàê ñòî òûñÿ÷ äðóãèõ â Ðîññèè.
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Ñòîðîíà ëü ìîÿ, ñòîðîíêà,
Ãîðåâàÿ ïîëîñà.
Òîëüêî ëåñ, äà ïîñîëîíêà,
Äà çàðå÷íàÿ êîñà
×àõíåò ñòàðàÿ öåðêâóøêà,
 îáëàêà çàêèíóâ êðåñò.
È çàáîëüíàÿ êóêóøêà
Íå ëåòèò ñ ïå÷àëüíûõ ìåñò.
Ïî òåáå ëü, ìîåé ñòîðîíêå,
 ïîëîâîäüå êàæäûé ãîä
Ñ ïîäîæî÷êà è êîòîìêè
Áîãîìîëüíûé ëü¸òñÿ ïîò.
Ëèöà ïûëüíû, çàãîðåëû,
Âåêî âûãëîäàëà äàëü,
È âïèëàñü â õóäîå òåëî
Ñïàñà êðîòêîãî ïå÷àëü.
1914
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Ñíîâà ïüþò çäåñü, äåðóòñÿ è ïëà÷óò
Ïîä ãàðìîíèêè æ¸ëòóþ ãðóñòü.
Ïðîêëèíàþò ñâîè íåóäà÷è,
Âñïîìèíàþò ìîñêîâñêóþ Ðóñü.
È ÿ ñàì, îïóñòÿñü ãîëîâîþ,
Çàëèâàþ ãëàçà âèíîì,
×òîá íå âèäåòü â ëèöî ðîêîâîå,
×òîá ïîäóìàòü õîòü ìèã îá èíîì.
×òî-òî âñåìè íàâåê óòðà÷åíî.
Ìàé ìîé ñèíèé! Èþíü ãîëóáîé!
Íå ñ òîãî ëü òàê ÷àäèò ìåðòâÿ÷èíîé
Íàä ïðîïàùåþ ýòîé ãóëüáîé.
Àõ, ñåãîäíÿ òàê âåñåëî ðîññàì,
Ñàìîãîííîãî ñïèðòà – ðåêà.
Ãàðìîíèñò ñ ïðîâàëèâøèìñÿ íîñîì
Èì ïðî Âîëãó ïî¸ò è ïðî ×åêà.
×òî-òî çëîå âî âçîðàõ áåçóìíûõ,
Íåïîêîðíîå â ãðîìêèõ ðå÷àõ.
Æàëêî èì òåõ äóðàøëèâûõ, þíûõ,
×òî ñãóáèëè ñâîþ æèçíü ñãîðÿ÷à.
Ãäå æ âû òå, ÷òî óøëè äàëå÷å?
ßðêî ëü ñâåòÿò âàì íàøè ëó÷è?
Ãàðìîíèñò ñïèðòîì ñèôèëèñ ëå÷èò,
×òî â êèðãèçñêèõ ñòåïÿõ ïîëó÷èë.
Íåò! òàêèõ íå ïîäìÿòü, íå ðàññåÿòü.
Áåñøàáàøíîñòü èì ãíèëüþ äàíà.
Òû, Ðàññåÿ ìîÿ
Ðàñ
ñåÿ
Àçèàòñêàÿ ñòîðîíà!
1922
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Ïóñêàé òû âûïèòà äðóãèì,
Íî ìíå îñòàëîñü, ìíå îñòàëîñü
Òâîèõ âîëîñ ñòåêëÿííûé äûì
È ãëàç îñåííÿÿ óñòàëîñòü.
Î âîçðàñò îñåíè! Îí ìíå
Äîðîæå þíîñòè è ëåòà.
Òû ñòàëà íðàâèòüñÿ âäâîéíå
Âîîáðàæåíèþ ïîýòà.
ß ñåðäöåì íèêîãäà íå ëãó,
È ïîòîìó íà ãîëîñ ÷âàíñòâà
Áåñòðåïåòíî ñêàçàòü ìîãó,
×òî ÿ ïðîùàþñü ñ õóëèãàíñòâîì.
Ïîðà ðàññòàòüñÿ ñ îçîðíîé
È íåïîêîðíîþ îòâàãîé.
Óæ ñåðäöå íàïèëîñü èíîé,
Êðîâü îòðåçâëÿþùåþ áðàãîé.
È ìíå â îêîøêî ïîñòó÷àë
Ñåíòÿáðü áàãðÿíîé âåòêîé èâû,
×òîá ÿ ãîòîâ áûë è âñòðå÷àë
Åãî ïðèõîä íåïðèõîòëèâûé.
Òåïåðü ñî ìíîãèì ÿ ìèðþñü
Áåç ïðèíóæäåíüÿ, áåç óòðàòû.
Èíîþ êàæåòñÿ ìíå Ðóñü,
Èíûìè – êëàäáèùà è õàòû.
Ïðîçðà÷íî ÿ ñìîòðþ âîêðóã
È âèæó, òàì ëè, çäåñü ëè, ãäå-òî ëü,
×òî òû îäíà, ñåñòðà è äðóã,
Ìîãëà áûòü ñïóòíèöåé ïîýòà.
×òî ÿ îäíîé òåáå áû ìîã,
Âîñïèòûâàÿñü â ïîñòîÿíñòâå,
Ïðîïåòü î ñóìåðêàõ äîðîã
È óõîäÿùåì õóëèãàíñòâå.
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Ïîé æå, ïîé. Íà ïðîêëÿòîé ãèòàðå
Ïàëüöû ïëÿøóò òâîè â ïîëóêðóã.
Çàõëåáíóòüñÿ áû â ýòîì óãàðå,
Ìîé ïîñëåäíèé, åäèíñòâåííûé äðóã.
Íå ãëÿäè íà å¸ çàïÿñòüÿ
È ñ ïëå÷åé å¸ ëüþùèéñÿ ø¸ëê.
ß èñêàë â ýòîé æåíùèíå ñ÷àñòüÿ,
À íå÷àÿííî ãèáåëü íàø¸ë.
ß íå çíàë, ÷òî ëþáîâü – çàðàçà,
ß íå çíàë, ÷òî ëþáîâü – ÷óìà.
Ïîäîøëà è ïðèùóðåííûì ãëàçîì
Õóëèãàíà ñâåëà ñ óìà.
Ïîé, ìîé äðóã. Íàâåâàé ìíå ñíîâà
Íàøó ïðåæíþþ áóéíóþ ðàíü.
Ïóñòü öåëóåò îíà äðóãîâà,
Ìîëîäàÿ, êðàñèâàÿ äðÿíü.
Àõ, ïîñòîé. ß å¸ íå ðóãàþ.
Àõ, ïîñòîé. ß å¸ íå êëÿíó.
Äàé òåáå ïðî ñåáÿ ÿ ñûãðàþ
Ïîä áàñîâóþ ýòó ñòðóíó.
Ëü¸òñÿ äíåé ìîèõ ðîçîâûé êóïîë.
 ñåðäöå ñíîâ çîëîòûõ ñóìà.
Ìíîãî äåâóøåê ÿ ïåðåùóïàë,
Ìíîãî æåíùèí â óãëàõ ïðèæèìàë.
Äà! åñòü ãîðüêàÿ ïðàâäà çåìëè,
Ïîäñìîòðåë ÿ ðåáÿ÷åñêèì îêîì:
Ëèæóò â î÷åðåäü êîáåëè
Èñòåêàþùóþ ñóêó ñîêîì.
Òàê ÷åãî æ ìíå å¸ ðåâíîâàòü.
Òàê ÷åãî æ ìíå áîëåòü òàêîìó.
Íàøà æèçíü – ïðîñòûíÿ äà êðîâàòü.
Íàøà æèçíü – ïîöåëóé äà â îìóò.
Ïîé æå, ïîé! Â ðîêîâîì ðàçìàõå
Ýòèõ ðóê ðîêîâàÿ áåäà.
Òîëüêî çíàåøü, ïîøëè èõ íà
Íå óìðó ÿ, ìîé äðóã, íèêîãäà.
1922
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Íå ðóãàéòåñü. Òàêîå äåëî!
Íå òîðãîâåö ÿ íà ñëîâà.
Çàïðîêèíóëàñü è îòÿæåëåëà
Çîëîòàÿ ìîÿ ãîëîâà.
Íåò ëþáâè íè ê äåðåâíå, íè ê ãîðîäó,
Êàê æå ñìîã ÿ å¸ äîíåñòè?
Áðîøó âñ¸. Îòïóùó ñåáå áîðîäó
È áðîäÿãîé ïîéäó ïî Ðóñè.
Ïîçàáóäó ïîýìû è êíèãè,
Ïåðåêèíó çà ïëå÷è ñóìó,
Îòòîãî ÷òî â ïîëÿõ çàáóëäûãå
Âåòåð áîëüøå ïî¸ò, ÷åì êîìó.
Ïðîâîíÿþ ÿ ðåäüêîé è ëóêîì
È, òðåâîæà âå÷åðíþþ ãëàäü,
Áóäó ãðîìêî ñìîðêàòüñÿ â ðóêó
È âî âñ¸ì äóðàêà âàëÿòü.
È íå íóæíî ìíå ëó÷øåé óäà÷è,
Ëèøü çàáûòüñÿ è ñëóøàòü ïóðãó,
Îòòîãî ÷òî áåç ýòèõ ÷óäà÷åñòâ
ß ïðîæèòü íà çåìëå íå ìîãó.
1922
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Íå æàëåþ, íå çîâó, íå ïëà÷ó,
Âñ¸ ïðîéä¸ò, êàê ñ áåëûõ ÿáëîíü äûì.
Óâÿäàíüÿ çîëîòîì îõâà÷åííûé,
ß íå áóäó áîëüøå ìîëîäûì.
Òû òåïåðü íå òàê óæ áóäåøü áèòüñÿ,
Ñåðäöå, òðîíóòîå õîëîäêîì,
È ñòðàíà áåð¸çîâîãî ñèòöà
Íå çàìàíèò øëÿòüñÿ áîñèêîì.
Äóõ áðîäÿæèé! òû âñ¸ ðåæå, ðåæå
Ðàñøåâåëèâàåøü ïëàìåíü óñò.
Î ìîÿ óòðà÷åííàÿ ñâåæåñòü,
Áóéñòâî ãëàç è ïîëîâîäüå ÷óâñòâ!
ß òåïåðü ñêóïåå ñòàë â æåëàíüÿõ.
Æèçíü ìîÿ, èëü òû ïðèñíèëàñü ìíå?
Ñëîâíî ÿ âåñåííåé ãóëêîé ðàíüþ
Ïðîñêàêàë íà ðîçîâîì êîíå.
Âñå ìû, âñå ìû â ýòîì ìèðå òëåííû,
Òèõî ëü¸òñÿ ñ êë¸íîâ ëèñòüåâ ìåäü
Áóäü æå òû âîâåê áëàãîñëîâåííî,
×òî ïðèøëî ïðîöâåñòü è óìåðåòü.
1921
×èòàåò Ìèõàèë Óëüÿíîâ:
***
Ìíå îñòàëàñü îäíà çàáàâà:
Ïàëüöû â ðîò – è âåñ¸ëûé ñâèñò.
Ïðîêàòèëàñü äóðíàÿ ñëàâà,
×òî ïîõàáíèê ÿ è ñêàíäàëèñò.
Àõ! êàêàÿ ñìåøíàÿ ïîòåðÿ!
Ìíîãî â æèçíè ñìåøíûõ ïîòåðü.
Ñòûäíî ìíå, ÷òî ÿ â áîãà âåðèë.
Ãîðüêî ìíå, ÷òî íå âåðþ òåïåðü.
Çîëîòûå, äàë¸êèå äàëè!
Âñ¸ ñæèãàåò æèòåéñêàÿ ìðåòü.
È ïîõàáíè÷àë ÿ è ñêàíäàëèë
Äëÿ òîãî, ÷òîáû ÿð÷å ãîðåòü.
Äàð ïîýòà – ëàñêàòü è êàðÿáàòü,
Ðîêîâàÿ íà í¸ì ïå÷àòü.
Ðîçó áåëóþ ñ ÷¸ðíîé æàáîé
ß õîòåë íà çåìëå ïîâåí÷àòü.
Ïóñòü íå ñëàäèëèñü, ïóñòü íå ñáûëèñü
Ýòè ïîìûñëû ðîçîâûõ äíåé.
Íî êîëü ÷åðòè â äóøå ãíåçäèëèñü –
Çíà÷èò, àíãåëû æèëè â íåé.
Âîò çà ýòî âåñåëèå ìóòè,
Îòïðàâëÿÿñü ñ íåé â êðàé èíîé,
ß õî÷ó ïðè ïîñëåäíåé ìèíóòå
Ïîïðîñèòü òåõ, êòî áóäåò ñî ìíîé, –
×òîá çà âñå çà ãðåõè ìîè òÿæêèå,
Çà íåâåðèå â áëàãîäàòü
Ïîëîæèëè ìåíÿ â ðóññêîé ðóáàøêå
Ïîä èêîíàìè óìèðàòü.
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Ìíå ãðóñòíî íà òåáÿ ñìîòðåòü,
Êàêàÿ áîëü, êàêàÿ æàëîñòü!
Çíàòü, òîëüêî èâîâàÿ ìåäü
Íàì â ñåíòÿáðå ñ òîáîé îñòàëàñü.
×óæèå ãóáû ðàçíåñëè
Òâî¸ òåïëî è òðåïåò òåëà.
Êàê áóäòî äîæäèê ìîðîñèò
Ñ äóøè, íåìíîãî îìåðòâåëîé.
Íó ÷òî æ! ß íå áîþñü åãî.
Èíàÿ ðàäîñòü ìíå îòêðûëàñü.
Âåäü íå îñòàëîñü íè÷åãî,
Êàê òîëüêî æ¸ëòûé òëåí è ñûðîñòü.
Âåäü è ñåáÿ ÿ íå ñáåð¸ã
Äëÿ òèõîé æèçíè, äëÿ óëûáîê.
Òàê ìàëî ïðîéäåíî äîðîã,
Òàê ìíîãî ñäåëàíî îøèáîê.
Ñìåøíàÿ æèçíü, ñìåøíîé ðàçëàä.
Òàê áûëî è òàê áóäåò ïîñëå.
Êàê êëàäáèùå, óñåÿí ñàä
 áåð¸ç èçãëîäàííûå êîñòè.
Âîò òàê æå îòöâåò¸ì è ìû
È îòøóìèì, êàê ãîñòè ñàäà
Êîëü íåò öâåòîâ ñðåäè çèìû,
Òàê è ãðóñòèòü î íèõ íå íàäî.
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Ìèð òàèíñòâåííûé, ìèð ìîé äðåâíèé,
Òû, êàê âåòåð, çàòèõ è ïðèñåë.
Âîò ñäàâèëè çà øåþ äåðåâíþ
Êàìåííûå ðóêè øîññå.
Òàê èñïóãàííî â ñíåæíóþ âûáåëü
Çàìåòàëàñü çâåíÿùàÿ æóòü.
Çäðàâñòâóé òû, ìîÿ ÷¸ðíàÿ ãèáåëü,
ß íàâñòðå÷ó ê òåáå âûõîæó!
Ãîðîä, ãîðîä, òû â ñõâàòêå æåñòîêîé
Îêðåñòèë íàñ êàê ïàäàëü è ìðàçü.
Ñòûíåò ïîëå â òîñêå âîëîîêîé,
Òåëåãðàôíûìè ñòîëáàìè äàâÿñü.
Æèëèñò ìóñêóë ó äüÿâîëüñêîé âûè,
È ëåãêà åé ÷óãóííàÿ ãàòü.
Íó äà ÷òî æå? Âåäü íàì íå âïåðâûå
È ðàñøàòûâàòüñÿ è ïðîïàäàòü.
Ïóñòü äëÿ ñåðäöà òÿãó÷åå êîëêî,
Ýòî ïåñíÿ çâåðèíûõ ïðàâ!..
Òàê îõîòíèêè òðàâÿò âîëêà,
Çàæèìàÿ â òèñêè îáëàâ.
Çâåðü ïðèïàë
è èç ïàñìóðíûõ íåäð
Êòî-òî ñïóñòèò ñåé÷àñ êóðêè
Âäðóã ïðûæîê
è äâóíîãî íåäðóãà
Ðàçäèðàþò íà ÷àñòè êëûêè.
Î, ïðèâåò òåáå, çâåðü ìîé ëþáèìûé!
Òû íå äàðîì äà¸øüñÿ íîæó!
Êàê è òû – ÿ, îòâñþäó ãîíèìûé,
Ñðåäü æåëåçíûõ âðàãîâ ïðîõîæó.
Êàê è òû – ÿ âñåãäà íàãîòîâå,
È õîòü ñëûøó ïîáåäíûé ðîæîê,
Íî îòïðîáóåò âðàæåñêîé êðîâè
Ìîé ïîñëåäíèé, ñìåðòåëüíûé ïðûæîê.
È ïóñêàé ÿ íà ðûõëóþ âûáåëü
Óïàäó è çàðîþñü â ñíåãó
Âñ¸ æå ïåñíþ îòìùåíüÿ çà ãèáåëü
Ïðîïîþò ìíå íà òîì áåðåãó.
1921
×èòàåò Ñåðãåé Åñåíèí:
***
Çàìåòàëñÿ ïîæàð ãîëóáîé,
Ïîçàáûëèñü ðîäèìûå äàëè.
 ïåðâûé ðàç ÿ çàïåë ïðî ëþáîâü,
 ïåðâûé ðàç îòðåêàþñü ñêàíäàëèòü.
Áûë ÿ âåñü – êàê çàïóùåííûé ñàä,
Áûë íà æåíùèí è çåëèå ïàäêèé.
Ðàçîíðàâèëîñü ïèòü è ïëÿñàòü
È òåðÿòü ñâîþ æèçíü áåç îãëÿäêè.
Ìíå áû òîëüêî ñìîòðåòü íà òåáÿ,
Âèäåòü ãëàç çëàòî-êàðèé îìóò,
È ÷òîá, ïðîøëîå íå ëþáÿ,
Òû óéòè íå ñìîãëà ê äðóãîìó.
Ïîñòóïü íåæíàÿ, ë¸ãêèé ñòàí,
Åñëè á çíàëà òû ñåðäöåì óïîðíûì,
Êàê óìååò ëþáèòü õóëèãàí,
Êàê óìååò îí áûòü ïîêîðíûì.
ß á íàâåêè çàáûë êàáàêè
È ñòèõè áû ïèñàòü çàáðîñèë.
Òîëüêî á òîíêî êàñàòüñÿ ðóêè
È âîëîñ òâîèõ öâåòîì â îñåíü.
ß á íàâåêè ïîø¸ë çà òîáîé
Õîòü â ñâîè, õîòü â ÷óæèå äàëè
 ïåðâûé ðàç ÿ çàïåë ïðî ëþáîâü,
 ïåðâûé ðàç îòðåêàþñü ñêàíäàëèòü.
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
Ïî¸ò Èîñèô Êîáçîí.
Ìóçûêà: Ãðèãîðèé Ïîíîìàðåíêî.
***
Äîðîãàÿ, ñÿäåì ðÿäîì,
Ïîãëÿäèì â ãëàçà äðóã äðóãó.
ß õî÷ó ïîä êðîòêèì âçãëÿäîì
Ñëóøàòü ÷óâñòâåííóþ âüþãó.
Ýòî çîëîòî îñåííåå,
Ýòà ïðÿäü âîëîñ áåëåñûõ –
Âñ¸ ÿâèëîñü, êàê ñïàñåíüå
Áåñïîêîéíîãî ïîâåñû.
ß äàâíî ìîé êðàé îñòàâèë,
Ãäå öâåòóò ëóãà è ÷àùè.
 ãîðîäñêîé è ãîðüêîé ñëàâå
ß õîòåë ïðîæèòü ïðîïàùèì.
ß õîòåë, ÷òîá ñåðäöå ãëóøå
Âñïîìèíàëî ñàä è ëåòî,
Ãäå ïîä ìóçûêó ëÿãóøåê
ß ðàñòèë ñåáÿ ïîýòîì.
Òàì òåïåðü òàêàÿ æ îñåíü
Êë¸í è ëèïû â îêíà êîìíàò,
Âåòêè ëàïàìè çàáðîñèâ,
Èùóò òåõ, êîòîðûõ ïîìíÿò.
Èõ äàâíî óæ íåò íà ñâåòå.
Ìåñÿö íà ïðîñòîì ïîãîñòå
Íà êðåñòàõ ëó÷àìè ìåòèò,
×òî è ìû ïðèä¸ì ê íèì â ãîñòè,
×òî è ìû, îòæèâ òðåâîãè,
Ïåðåéä¸ì ïîä ýòè êóùè.
Âñå âîëíèñòûå äîðîãè
Òîëüêî ðàäîñòü ëüþò æèâóùèì.
Äîðîãàÿ, ñÿäü æå ðÿäîì,
Ïîãëÿäèì â ãëàçà äðóã äðóãó.
ß õî÷ó ïîä êðîòêèì âçãëÿäîì
Ñëóøàòü ÷óâñòâåííóþ âüþãó.
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Äà! Òåïåðü – ðåøåíî. Áåç âîçâðàòà
ß ïîêèíóë ðîäíûå êðàÿ.
Óæ íå áóäóò ëèñòâîþ êðûëàòîé
Íàäî ìíîþ çâåíåòü òîïîëÿ.
Íèçêèé äîì áåç ìåíÿ ññóòóëèòñÿ,
Ñòàðûé ï¸ñ ìîé äàâíî èçäîõ.
Íà ìîñêîâñêèõ èçîãíóòûõ óëèöàõ
Óìåðåòü, çíàòü, ñóëèë ìíå Áîã.
ß ëþáëþ ýòîò ãîðîä âÿçåâûé,
Ïóñòü îáðþçã îí è ïóñòü îäðÿõ.
Çîëîòàÿ äðåìîòíàÿ Àçèÿ
Îïî÷èëà íà êóïîëàõ.
À êîãäà íî÷üþ ñâåòèò ìåñÿö,
Êîãäà ñâåòèò
÷¸ðò çíàåò êàê!
ß èäó, ãîëîâîþ ñâåñÿñü,
Ïåðåóëêîì â çíàêîìûé êàáàê.
Øóì è ãàì â ýòîì ëîãîâå æóòêîì,
Íî âñþ íî÷ü íàïðîë¸ò, äî çàðè,
ß ÷èòàþ ñòèõè ïðîñòèòóòêàì
È ñ áàíäèòàìè æàðþ ñïèðò.
Ñåðäöå áü¸òñÿ âñ¸ ÷àùå è ÷àùå,
È óæ ÿ ãîâîðþ íåâïîïàä:
– ß òàêîé æå, êàê âû, ïðîïàùèé,
Ìíå òåïåðü íå óéòè íàçàä.
Íèçêèé äîì áåç ìåíÿ ññóòóëèòñÿ,
Ñòàðûé ï¸ñ ìîé äàâíî èçäîõ.
Íà ìîñêîâñêèõ èçîãíóòûõ óëèöàõ
Óìåðåòü, çíàòü, ñóëèë ìíå Áîã.
1922
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Âñ¸ æèâîå îñîáîé ìåòîé
Îòìå÷àåòñÿ ñ ðàííèõ ïîð.
Åñëè íå áûë áû ÿ ïîýòîì,
Òî, íàâåðíî, áûë ìîøåííèê è âîð.
Õóäîùàâûé è íèçêîðîñëûé,
Ñðåäü ìàëü÷èøåê âñåãäà ãåðîé,
×àñòî, ÷àñòî ñ ðàçáèòûì íîñîì
Ïðèõîäèë ÿ ê ñåáå äîìîé.
È íàâñòðå÷ó èñïóãàííîé ìàìå
ß öåäèë ñêâîçü êðîâàâûé ðîò:
«Íè÷åãî! ß ñïîòêíóëñÿ î êàìåíü,
Ýòî ê çàâòðàìó âñ¸ çàæèâ¸ò».
È òåïåðü âîò, êîãäà ïðîñòûëà
Ýòèõ äíåé êèïÿòêîâàÿ âÿçü,
Áåñïîêîéíàÿ, äåðçêàÿ ñèëà
Íà ïîýìû ìîè ïðîëèëàñü.
Çîëîòàÿ, ñëîâåñíàÿ ãðóäà,
È íàä êàæäîé ñòðîêîé áåç êîíöà
Îòðàæàåòñÿ ïðåæíÿÿ óäàëü
Çàáèÿêè è ñîðâàíöà.
Êàê òîãäà, ÿ îòâàæíûé è ãîðäûé,
Òîëüêî íîâüþ ìîé áðûçæåò øàã
Åñëè ðàíüøå ìíå áèëè â ìîðäó,
Òî òåïåðü âñÿ â êðîâè äóøà.
È óæå ãîâîðþ ÿ íå ìàìå,
À â ÷óæîé è õîõî÷óùèé ñáðîä:
«Íè÷åãî! ß ñïîòêíóëñÿ î êàìåíü,
Ýòî ê çàâòðàìó âñ¸ çàæèâ¸ò».
1922
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð:
***
Âå÷åð ÷¸ðíûå áðîâè íàñîïèë.
×üè-òî êîíè ñòîÿò ó äâîðà.
Íå â÷åðà ëè ÿ ìîëîäîñòü ïðîïèë?
Ðàçëþáèë ëè òåáÿ íå â÷åðà?
Íå õðàïè, çàïîçäàëàÿ òðîéêà!
Íàøà æèçíü ïðîíåñëàñü áåç ñëåäà.
Ìîæåò, çàâòðà áîëüíè÷íàÿ êîéêà
Óïîêîèò ìåíÿ íàâñåãäà.
Ìîæåò, çàâòðà ñîâñåì ïî-äðóãîìó
ß óéäó, èñöåë¸ííûé íàâåê,
Ñëóøàòü ïåñíè äîæäåé è ÷åð¸ìóõ,
×åì çäîðîâûé æèâ¸ò ÷åëîâåê.
Ïîçàáóäó ÿ ìðà÷íûå ñèëû,
×òî òåðçàëè ìåíÿ, ãóáÿ.
Îáëèê ëàñêîâûé! Îáëèê ìèëûé!
Ëèøü îäíó íå çàáóäó òåáÿ.
Ïóñòü ÿ áóäó ëþáèòü äðóãóþ,
Íî è ñ íåþ, ñ ëþáèìîé, ñ äðóãîé,
Ðàññêàæó ïðî òåáÿ, äîðîãóþ,
×òî êîãäà-òî ÿ çâàë äîðîãîé.
Ðàññêàæó, êàê òåêëà áûëàÿ
Íàøà æèçíü, ÷òî áûëîé íå áûëà
Ãîëîâà ëü òû ìîÿ óäàëàÿ,
Äî ÷åãî æ òû ìåíÿ äîâåëà?
1923
×èòàåò Ðàôàýëü Êëåéíåð: