Самый модный импортный сервиз в ссср
Сервиз “Мадонна” – культовая вещь для СССР. О нём мечтали, за ним давились в очередях, его перекупали с рук и тащили за тридевять земель из долгожданной командировки в ГДР. Кто его придумал и почему он был так популярен? Не ищите историю “Мадонны” в “Википедии”, её там нет. Она написана впервые автором этого канала специально для вас 🙂
Что там изображено?
Начать придётся с этого, потому что при подготовке статьи я чего только не вычитала в Интернете. И “две голые бабы друг друга лапают”, и “за что мальчика хотят сжечь, уже и хворост заготовили?” Ну нельзя же так! Просвещаю: на “Мадонне” изображены две очень известные мифологические сцены.
Первая – “соблазнение нимфы Каллисто Юпитером” (латинское погоняло Зевса). Юпитера можно отличить по полумесяцу на лбу.
А из кустов справа выглядывает бог любви Купидон – помогает соблазнению нимфы.
Нимфа была ну ооооочень осторожна на эти самые дела, и Юпитер принял вид богини Дианы, склонив Каллисто к ласкам… Но до конца действа он явно в женском теле не оставался, потому что через девять месяцев Каллисто как смогла – родила. Разразился скандал, в результате которого превращенная в медведицу нимфа с ребенком-медвежонком сбежали на небо и вуаля, превратились в созвездие Большой Медведицы.
Это не хворост для костра, это сломанные стрелы, которыми Амур поражает влюбленных!
Вторая сцена – “наказание Купидона” (он же Эрот и Амур). За что? Ну бога любви всегда есть за что 🙂 но в данном случает как раз за то, что способствовал соблазнению Каллисто. Видите, на предыдущей тарелочке он выглядывал из-за кустов? Небось и стрелу нимфе в сердце послал. За это Диана его связала и переламывает лук через колено. Диана – богиня-лучница и к тому же суровая девственница, ей можно.
Все эти картинки дизайнеры “Мадонны” не выдумали из головы, а взяли с картин швейцарской художницы Анжелики Кауфман.
Автопортрет Кауфман (1741-1807), женщины-уникума. Хранится в Эрмитаже.
Это была удивительная женщина, потому что в 21 год стать членом Флорентийской Академии художеств – для женщины и сегодня нечто особенное, а уж в конце XVIII века это была запредельная эмансипация.
Узнали? Это оригинальная рабоа Кауфман. На тарелочках она бывает развернута и вправо, и влево.
Кауфман бывала в Петербурге, и её тут очень любили. Известный художник Гавриил Скородумов изготавливал гравюры по мотивам ее картин, Шубин использовал их при оформлении Мраморного зала Мраморного дворца, автор “Медного всадника” Фальконе коллекционировал её произведения. А Державин – то вообще написал Кауфман оду: “Живописица преславна! Кауфман! Подруга муз!”
А это гравюра ирландского художника Томаса Бёрка с оригинала Кауфман. Тоже на тарелочках бывает развернута зеркально.
Так что при всей эстетической спорности “Мадонны” как сервиза, рисунки эти – из коллекции мирового культурного наследия.
Кто и когда начал выпускать эту посуду?
На вопрос “кто?” ответить просто – фабрика Оскара Шлегельмильх, что в местечке Лангезее в Тюрингии. Это название известно многим из тех, кто распродает остатки “Мадонн” в интернете.
“Когда” – сложнее. На форумы антикваров то и дело приходят люди с просьбой оценить “Мадонну”, “которая хранилась в нашей семье с конца XIX века!” Или “которую дедушка привез после Победы из Берлина!”
Увы – все это мифы. На каждой фарфоровой плошке есть клеймо, и эти клейма каждый завод время от времени меняет, в том числе во избежание подделок. По клейму время изготовления можно определить абсолютно точно, ведь никому не придёт в голову лепить на старинную посуду новые клейма!
Вот такое клеймо вы можете найти на бабушкином чайнике. Это – увы, послевоенное.
Тот значок Шлегельмильх, которым помечены сервизы наших бабушек, применялся на фабрике с 1953 года, когда она была национализирована, до 1972 года, когда ее закрыли. И сколько “Мадонн” на “Авито” и Ebay автор этого канала ни проверял – картина везде одинаковая.
Зато при желании можно найти “предшественников” Мадонны!
Не “Мадонна”, но похоже!
Вот чайная пара с Ebay, ее продают в Великобритании за 30 фунтов (около 2500 рублей). На донышке – довоенное клеймо, так называемый “улей” (1925-1932 года).
Так изделия Шлегельмильх помечались до 1932 года.
Как видите, очень похоже: тот же богатый барочный стиль, те же цвета, тоже мифологическая тематика.
А вот еще одна вещица Шлегельмильха, с редким клеймом 1946-1949 года, то есть послевоенным. Представьте: разрушенная войной Восточная Германия, стране нужны дешевые тарелки и чашки, денег на дорогие вещи ни у кого нет. Однако люди тянутся к прекрасному.
На обратной стороне этой шкатулочки клеймо, применявшееся в 1946-1949 годах – после войны, но до национализации предприятия.
Неудивительно, что (как говорят) первые сервизы “Мадонна” немцы просто смели из магазинов и завалили партию и правительство просьбами выпускать таких побольше. И их выпускали в изобилии, в том числе другие фабрики. У вас дома вполне может оказаться “Мадонна” фабрики Kahla (это предприятие до сих пор работает, и успешно). Итак, время выпуска “Мадонн” – после 1953 года. Довоенных в природе не существует.
Почему она так называется?
На западных сайтах такие чайные пары идут без названия – “шапо, Шлегельмильх, хорошее состояние”. “Мадонна” – это наше, советское название. Видимо, для неискушенных советских граждан любые красивые и малоодетые тётеньки были “Мадоннами”. Ну как у Рафаэля. А что вы смеётесь, ведь до сих пор есть люди, которые считают, что на этих тарелочках “какие-то бабы друг друга лапают”.
Модель “Розовая лента” во всей своей красе и славе – то есть в серванте с зеркальной стенкой, все по канонам советского дизайна!
Эти сервизы в самых разных вариациях делались в ГДР именно для советского рынка. “Мадонна” отражала мечту советского человека о чем-то неземном, ненашенском, заграничном. Из сегодняшнего дня перламутровая глазурь выглядит аляповато, но тогда это был образец роскоши. Кстати, вы замечали “Мадонну” в советских фильмах? Я лично нет. Думаю, это не случайно – она явно считалась признаком буржуазности.
“Мадонна” после СССР
В Германии “Мадонн” перестали выпускать в 1995 году. После развала СССР они просто никому не были нужны. Однако на выпуск сервизов с таким или похожим рисунком тут же переключились Чехия, Польша и вообще кто угодно. Деколь (переводная картинка на фарфоре) у них попроще, а цвета просто дикие. Легенда вышла в тираж и изжила себя.
О неутомимые чехи! Как хотите, граждане, но суп в “Мадонне” это чересчур, да и цвета не те…
Что делать, если вы являетесь обладателем бабушкиной “Мадонны”? Эта вещь никогда не станет антиквариатом, до Мейссена ей далеко. Но это очень хороший фарфор (если мы говорим о производстве ГДР) и вещь с историей. Найдите ей место на кухне за стеклом, чтобы была под рукой и почаще использовалась в ежедневной жизни. Совсем не обязательно громоздить на стол всех нимф сразу – подайте чай в белой чашечке, а для пирожного припасите блюдце от Шлегельмильх. И конечно, за чаепитием расскажите гостям про Анжелику Кауфман 🙂
На чтение 8 мин. Обновлено 24 января, 2021
Сервизы времен СССР
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
У отечественных и зарубежных коллекционеров неизменным спросом пользуются сервизы времен СССР. Качественные, тонкостенные, имеющие красивый орнамент, часто они, действительно, являются настоящим произведением искусства. В былые времена такие изделия имелись практически в каждой семье. Они стояли за стеклами сервантов и являлись скорее статусным украшением, чем посудой. Стоит вспомнить лишь сервиз «Рыбки», который был в то время у большинства советских людей. До наших дней дошло много экземпляров такой посуды. Но не все ее виды имеют одинаковую ценность. Об особенностях и видах подобных изделий и пойдет речь в этой статье.
Особенности
Фарфор СССР является настоящим олицетворением искусства советского периода, пропагандируя цели и ценности общества. Советские сервизы отличались превосходным качеством изготовления, о котором можно судить и сегодня.
Им присущи:
устойчивость к перепадам температур.
Особенность изделий состояла в использовании в процессе обработки подглазурной и надглазуной краски разного цвета. Их начали использовать на фарфоровых заводах в 30-е годы прошлого века.
Цвет модели зависел от сорта изделия:
первый сорт был красным;
Наиболее дорогостоящей продукцией являются изделия, изготовленные до 1960 года. Ценные модели не должны иметь трещин, сколов, не быть подкрашенными. Особый интерес для коллекционеров представляет агитационный фарфор, на который нанесены соответствующие лозунги. Подобные изделия изготовлялись небольшими партиями, и до наших дней дошли единичные экземпляры.
Сервизы времен СССР были весьма разнообразны. Следует выделить основные виды.
Столовый сервиз. Полный набор чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом. В советское время эти обеденные предметы были гордостью любой семьи. Сервиз служил не только украшением, но и демонстрацией достатка в доме.
- Чайный сервиз. Такие изделия разнились цветом и рисунком. Можно было увидеть как простой рисунок в горох, так и сервиз с замысловатыми узорами, мелкими деталями или геометрическими сетками.
- Штоф. Дорогая посуда на столе дополнялась дорогим штофом. В таком фарфоровом сосуде на праздничный стол выставлялись крепкие напитки. Советские мастера умели придать штофам разнообразную форму, качественно расписывали их. Хозяйкам необходимо было лишь подобрать изделие, которое хорошо бы сочеталось с предметами на столе.
- Пепельница. Чтобы дополнить праздничное оформление стола вместе с особенным сервизом ставилась соответствующая ему фарфоровая пепельница. Часто такой предмет имел необычную форму и качественно расписывался, поэтому сейчас он также имеет высокую стоимость.
Сервизы советского периода были качественно изготовлены и расписаны, отличались изящностью и неповторимой нежной красотой. Эта посуда бережно хранилась, обычно использовалась на праздники.
Производители
Большинство известных заводов по изготовлению фарфора были основаны еще до революции. Многие из них продолжали работать и в последующие годы, а некоторые не останавливали производство даже в военные годы. Именно таким являлся Ленинградский или Ломоносовский фарфоровый завод. Так, в 1944 году, в блокадном городе был изготовлен знаменитый сервиз художницы Анны Яцкевич с «кобальтовой сеткой». Интересно, что первоначально рисунок был золотой, и только через время стал синий.
Настоящими гигантами в Советском Союзе считались несколько заводов.
Завод в Вербилках. Предприятие основано в 1766 году. После революции переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. Его продукция отличается высочайшим качеством.
- Гжель. Завод славился фарфоровыми изделиями, применяя красную надглазурную эмаль. Иногда использовался оксид железа, придававший продукции серовато-зеленый оттенок. Но всемирно известным является кобальтовый фарфор, который так и называют «Гжель».
- Рижский завод. Это предприятие славилось выпуском фарфоро-фаянсовой продукции и майолики. Фарфоровая посуда, статуэтки, фаянсовые сервизы этого завода, как правило, шли на экспорт.
- Конаковский фарфоровый завод. В 20-е годы XX века он переименован в фаянсовую фабрику имени М. И. Калинина, сокращенно ЗИК. Славу предприятию принесли знаменитые масленки, салатники. На международных выставках изделия этого завода неоднократно получали золотые медали.
Кроме продукции, которая относилась к шедеврам и маркировалась надписью «ВНЕ ГР», многие товары шли на экспорт, они имели штамп Made in USSR.
Советский фарфор высоко ценится у коллекционеров. Чтобы избежать покупки фальсификата, необходимо убедиться в наличии клейма на изделии.
Источник
Столовый сервиз «Мадонна»: Легенда времен СССР и мечта советских домохозяек
В 70-е годы, в эпоху
всеобщего дефицита, все советские семьи жили практически одинаково, и мечты у многих мало чем отличались в бытовом плане. Одним из обязательных приобретений считалась мебельная «стенка», в которой должен был стоять на видном месте красивый набор посуды. А главной мечтой и гордостью советских домохозяек был немецкий фарфоровый сервиз «Мадонна». Но почему именно «Мадонна», и что такого необыкновенного было в этом сервизе, что сделало его настоящим фетишем 70-х?
Еще в XVIII веке в Германии стали производить фарфоровую посуду, не уступающую по своим качествам знаменитому китайскому фарфору. Продукция немецких фарфоровых фабрик расходилась по всей Европе. Даже во время войны производство фарфора не останавливали.
Когда в 1945 году советские войска вошли в Германию, военные сразу оценили великолепное качество немецкой фарфоровой посуды и, в частности, сервизов. Тогда-то и появились в семьях офицеров первые сервизы «Мадонна». После раздела Германии на территории ГДР стали восстанавливать фабрики по производству фарфора. И вскоре основными производителями сервизов «Мадонна» стали восстановленная фабрика Kahla в Тюрингии и фабрика в саксонском городе Кольдиц.
Так почему же все-таки Мадонна так полюбилась нашим соотечественникам?
Главной особенностью этого сервиза, без сомнения, являлся его декор, который был совсем не похож на то, что производили в СССР. Именно роспись в стиле барокко и делала этот сервиз таким изящным и красивым. Пасторальные сцены с томными пышнотелыми красавицами в струящихся одеждах, отдыхающими на лоне природы, по сути, представляли собой перепечатку старинной мейсенской росписи, выпущенной еще в начале прошлого века.
Дополнительно в качестве украшения использовали еще и позолоту. Одним словом, выглядела «Мадонна» богато. Немцы ведь умеют делать красивые вещи.
Сервизы «Мадонна» выпускали разные – столовые, чайные, кофейные. Различались они также и по рисунку, и по цвету.
Первые немецкие сервизы с изображенными на них полуобнаженными красавицами попали в нашу страну после войны в качестве трофеев. А когда в 50-е годы стали возвращаться домой представители группы советских войск в Германии, они тоже везли в своих чемоданах эти немецкие сервизы. Роскошь доставалась не простым солдатам, а генералам, их жены были в восторге от немецкого тонкостенного фарфора. И именно они ввели моду на эти сервизы, однако в 50-60-е годы широкого распространения они не получили. Такая посуда в те годы считалась одним из признаков принадлежности к элите.
Только не совсем понятно, почему в нашей стране их стали называть «Мадоннами». Никакой мадонны там нет, да и в самой Германии они назывались иначе — «Мария», «Ульрика», «Фредерика»…
Но в 70-е годы случился настоящий бум. Эти сервизы стали не просто красивой посудой, но и престижным символом материального благополучия и свидетельством безупречного вкуса его обладательницы. Каждая советская домохозяйка мечтала заполучить «Мадонну».
В Германии осталась большая группа советских войск. И каждый служивший там считал необходимым приобрести качественную фарфоровую посуду себе и родным. Можно сказать, что эти сервизы — память о нашем присутствии в Европе, ведь основное их количество вывезли из Германии наши военные.
Сервиз выпуска 60-70 гг
Сервиз выпуска 70-80 гг
Счастливые обладательницы «неземной красоты» бережно хранили свое сокровище за стеклом в мебельной стенке на самом видном месте, с гордостью выставляя свою «Мадонну» с приходом гостей и лишь по случаю больших праздников.
Вскоре в Германии стали бывать не только советские военные, но и командированные специалисты, туристы. В начале 70-х каждый советский человек, если он оказывался в ГДР, считал своим долгом вернуться домой с «Мадонной». Такая популярность тонкого немецкого фарфора стимулировала рост производства этих сервизов, объём их выпуска в расчёте на покупателей из СССР был значительно увеличен. Подключилась к выпуску сервизов еще одна фабрика — «Oscar Schlegermilch».
На гребне популярности эта посуда продержалась вплоть до 1995 года. После объединения Германии и после того, как в 1994 году последний российский солдат покинул территорию Германии, заказов на сервиз практически не стало. Попробовали сбывать на нашем рынке в 90-е годы. Но тогда нашей стране было не до этого – кризис, перестройка, экономические неурядицы и т.д.
Изменились времена, поменялась и мода, сервизы «Мадонна» утратили свою былую популярность. В Германии их больше не выпускают, но, тем не менее, их выпуск налажен в Чехии и Польше. Однако оригинальные сервизы, выпущенные в Германии в 50-70 годы, ценятся гораздо больше. Ведь это не просто посуда высокого качества, это некий символ ушедшей эпохи.
Источник
Даже в наши дни в некоторых домах бережно хранятся и иногда используются германские сервизы из фарфора времен СССР — немые свидетели советской истории послевоенного быта.
Особенности
Многим советским людям после войны хотелось уюта, поэтому простые обыватели часто мечтали о красивых тарелках, на которые можно любоваться через стекла сервантов, а при подходящем случае продемонстрировать их гостям. Это была тончайшая и уникальная, по своей сути, посуда, способная прослужить хозяйке длительный срок. Она стоила того, чтобы ею гордиться.
Немецкие изделия отличались яркой белизной и поразительной тонкостью, оригинальной формой и особым неповторимым декором.
Стоимость сервизов из ГДР была довольно высокой и во времена их выпуска, поэтому они беспрекословно относились к очень ценным вещам в доме.
Данные сервизы редко применялись как повседневные. Они выставлялись на самом видном месте в огромном шкафу, чтобы подчеркнуть статус и высокий достаток своего владельца, доставались с полок только в самых исключительных случаях.
Кроме заметной эстетической составляющей, немецкий фарфор отличался и другими положительными качествами. Перечислим их.
Удивительная прочность. Внешне такие сервизы смотрятся весьма утонченно и даже изысканно, а временами и очень хрупко. На самом же деле эти изделия отличаются устойчивостью к различным воздействиям – и это все благодаря отменному качеству материалов и повышенному содержанию в нем каолиновой глины.
- Ручная проверка качества готовых изделий. Чтоб предложить потребителю продукт наивысшего качества, материал постоянно исследуют и самым тщательным образом проверяют в специальных лабораториях.
- Использование натурального сырья, которое добывается из собственных скважин компаний. При производстве используют системы экономии воды, электричества и сокращения вредоносных выбросов в воздух.
- Разнообразие имеющихся форм и уникальность дизайна. Это посуда не будет ограничиваться белоснежностью и элегантностью. Дизайнеры компаний украшали их самыми нежными узорами и рисунками, довольно смело сочетали белоснежный цвет с контрастными и яркими оттенками.
Виды
В каждой из сервизных коллекций немецких брендов времен СССР обычно были представлены такие предметы посуды, которые были необходимы для сервировки праздничного и повседневного стола (в каждом наборе присутствовали свои предметы посуды): молочники и огромные супницы, соусницы и масленки, сметанницы и солонки с перечницами, мелкие тарелочки или очень глубокие, плоские блюда и объемные салатницы, вычурные сахарницы и заварники, а также чашки и особые подставки для вареных яиц.
По дизайну можно было подобрать даже посуду из фарфора для украшения ресторанов с интерьерным оформлением под старину или для более современных заведений, оформленных в европейском стиле.
Можно привести для примера несколько самых популярных коллекций из Германии от компании Kahla.
Ghibli. Отличались сочетанием классики с модными тенденциями современности. Для данной посуды характерны золотистые и белые расцветки.
Peacock. На этих предметах сервировки изображены золотые перья.
Pronto. Яркие расцветки в сочетании с белоснежным оттенком отлично подойдут для современных хозяек.
Einzelteile. Наборы посуды для детей, которая украшена узнаваемыми героями сказок.
Rossella. Классика из оригинальных узоров синего цвета.
Немецкие сервизные наборы в советские времена выпускались разные – столовые и чайные, обеденные и кофейные. Отличались такие наборы по рисунку, расцветке, количеству предметов – на 6 или 12 персон.
В 70-е годы прошлого века сервизы из ГДР стали не просто примером красивой и качественной посуды, хранящейся обычно на полке, но и символом финансового благополучия семьи, а также свидетельством безупречного вкуса его хозяйки. Каждая советская женщина мечтала о том, чтобы заполучить подобного рода фарфоровый набор.
Сегодня они стоят довольно дорого – цена зависит от года выпуска, ведь чем старше предметы данной сервировки, тем дороже они будут стоить с учетом процента их сохранности.
Немецкая посуда обязательно должна маркироваться узнаваемым логотипом компании. На ряде изделий может стоять надпись German Democratic Republic.
Производители
Производство керамики было в свое время одной из наиболее важных отраслей промышленности в Восточной Германии. И это неудивительно, ведь просоветскому государству ГДР досталась всемирно известная мануфактура Мейсена – самая первая в Европе и по году возникновения, и по качеству производимой продукции. Кроме данного гиганта, чьи мощности были ориентированы в первую очередь на зажиточных европейских покупателей, здесь работали и куда менее значимые компании. Их сервизы и статуэтки делались и переправлялись именно в СССР и пользовались в советской стране оглушительным успехом.
На дне каждой тарелки или фарфорового изделия из ГДР имелось клеймо одной из известных немецких фабрик: Kahla, Fortuna Eisenberg, Meissen и Weimar и других.
Kahla
Первые сервизы в стиле барокко, которые получили название «Мадонна», выпускались именно на фабриках Kahla. Осознав, что после войны жители СССР серьезно заинтересовались именно «Мадонной», фабрики, ее выпускающие, существенно увеличили количество выпускаемой продукции.
В 1979 году компания вошла в концерн Vereinigte Porzellanwerke Kahla. Целых 17 заводов продолжили выпускать знаменитую «Мадонну», а также сервизы с «луковыми» узорами, которые имитируют знаменитые образцы из Мейсена. Неповторимое очарование было и у детской посудки Kahla – она до сих пор вызывает особые воспоминания.
Oscar
Еще одним довольно популярным в Советском Союзе производителем востребованных сервизов «Мадонна» была фабрика из Лангевизена. Она была основана в 1892 году и выпускала в основном кофейные и чайные сервизы, которые прославили не только сам бренд, но и его родной город. Изделия делались из тонкого, но при этом довольно прочного фарфора с оттенком нежной слоновой кости. Продукция вручную расписывалась специальными красками с применением золотых отводок. Сервизы данного производителя всегда имели броский и нарядный классический вид.
Graf von Henneberg Porzellan Ilmenau
Это один из самых старых тюрингских заводов – он был образован в 1777 году в городе Ильменау. Сперва завод выпускал сервизы в очень востребованном античном стиле и популярные копии сине-белой «яшмовой» керамики из Веджвуда. Считается, что определенные чашки, кофейники и даже вазы расписывал великий поэт Гёте. В XIX веке предприятие сумело оформить патент на ряд уникальных материалов декора – например, матовый люстр и броское золочение, а также фарфоровую финифть. После окончания войны продукция предприятия в Ильменау чуть ли не вся экспортировалась в СССР в качестве репараций. Наиболее известными изделиями в 1970-х гг. стали роскошные сервизы с росписью золотом, посуда с мейсенскими «розами» и сине-белой «луковой» росписью.
Wallendorfer Porzellanmanufaktur
Завод был построен в 1764 году в городе Лихте. Посуда завода производилась из твердого сорта фарфора на основе богемских каолиновых масс и отличалась от подобных изделий «немецким» декором. После войны Wallendorfer сохранил свой узнаваемый стиль и продолжил выпускать изделия по уникальным винтажным технологиям, чтобы повысить прочность и гладкость выпускаемых изделий.
Lichte Porzellan
Данный завод был открыт в 1822 году и стал основным конкурентом уже работавшей в Лихте мануфактуры Wallendorfer. После войны предприятие начало выпускать посуду из фарфора с довольно простыми модернистскими формами. Его главной специализацией были в основном чайные и кофейные сервизы, а также небольшие статуэтки. Продукцию выпускали для внутреннего использования и поставок в СССР.
Тончайший фарфор от Lichte был хорошо узнаваем среди иных брендов из ГДР, так как относился к предметам роскоши и отличался довольно высокой ценой.