Самый модный лозунг теперь и мы все его охотно повторяем
Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (Хотя очень разное все имеем в виду. Столичная интеллигенция понимает: свобода слова, печати, собраний и эмиграции, но многие возмущены были бы и требовали бы запретить «права», как их понимает чернонародье: право иметь жилище и работать в том месте, где кормят, — отчего хлынули бы миллионы в столичные города.)
«Права человека» — это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. Если мы не хотим над собой насильственной власти — каждый должен обуздывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. Большинство, если имеет власть расширяться и хватать — то именно так и делает. (Это и губило все правящие классы и группы истории.) Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений — но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу.
Только бы удалось — освоить нам дух самоограничения и, главное, уметь передать его своим детям. Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невзмутности его души.
И тут — много внутренних возможностей. Например, после нашего долгого глухого неведения — естественен голод: узнавать и узнавать правду, что же именно было с нами. Но иные уже сейчас замечают, другие заметят вскоре, что сверх того непосильный современный поток уже избыточной и мелочной информации расхищает нашу душу в ничтожность, и на каком-то рубеже надо самоограничиться от него. В сегодняшнем мире — все больше разных газет, и каждая из них все пухлей, и все наперебой лезут перегрузить нас. Все больше каналов телепередач, да еще и днем (а вот в Исландии — отказались от всякого телевидения хоть раз в неделю); все больше пропагандистского, коммерческого и развлекательского звука (нашу страну еще и поселе измождают долбящие радиодинамики над просторами), — да как же защитить право наших ушей на тишину, право наших глаз — на внутреннее видение?
Размеренный выход из полосы наших несчастий, который Россия сумеет или не сумеет теперь осуществить, — трудней, чем было встряхнуться от татарского ига: тогда не был сокрушен самый хребет народа, и не была подорвана в нем христианская вера.
В 1754 году, при Елизавете, Петр Иванович Шувалов предложил такой удивительный — Проект сбережения народа.
Вот чудак?
А ведь — вот где государственная мудрость.
Слайд 1
Описание слайда:
Формулировка и комментарий основной проблемы текста
Слайд 2
Описание слайда:
Цель:
1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.
2. Понять, что значит «прокомментировать» проблему исходного текста, почему важно уметь комментировать основную проблему текста.
3. Найти способы изложения в сочинении комментария проблемы.
Слайд 3
Описание слайда:
Различайте понятия:
Тема текста – это, о чём говорится в тексте – смысловое ядро текста
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.
Слайд 4
Описание слайда:
Проблемой могут быть:
такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?».
разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается)
демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так)
Слайд 5
Описание слайда:
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.
Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:
Автором проблема может быть
• поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• затронута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована
Слайд 8
Описание слайда:
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей
Слайд 9
Описание слайда:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать – то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории.) (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
(По А. И. Солженицыну)
Слайд 10
Описание слайда:
Тема: текст рассказывает о
самоограничении
Автор рассуждает о
В какой части текста говорится об этом?
Слайд 11
Описание слайда:
9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
Слайд 12
Описание слайда:
Формулируем проблему
В виде чёткого и лаконичного предложения:
проблема (чего?) исследуется в данном тексте
Слайд 13
Описание слайда:
Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план:
Слайд 14
Описание слайда:
Работа по тексту А. Жуховицкого
Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.
Слайд 15
Описание слайда:
Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки
Автор поставил перед нами проблему наглости сержантов-милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало.
Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет!
Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности.
Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка.
Слайд 16
Описание слайда:
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема в данном тексте состоит в том, что устаревают со временем мудрые русские пословицы и поговорки. Разве у сегодняшней наглости есть предел? Как говорится, того и гляди схватишь даже от того, от кого не ожидаешь. Уже и не верится, что «моя милиция меня бережёт». Эта-то пословица точно устарела!
• Проблема поделения родной Земли каждому россиянину уже проводилась в нашей стране во время приватизации.
• Проблема нашей закомплексованности сказалась и в этом тексте: чуть что – сразу чеченцы!
• Проблема самообороны. Вот чему стоит учить граждан нашей страны.
• Проблема скинхедов не имеет формы и цвета волос.
• Проблема «оборотней в погонах» не обошла стороной и Магомеда Толбоева, и автора текста.
•
Слайд 17
Описание слайда:
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Нет, никогда не исчезнет из нашей жизни проблема пресмыкательства перед знаменитыми героями и людьми! А пред остальными кто будет извиняться?
• Проблема сомнения в жизни не даёт автору спокойно жить.
• Разве мало в нашей стране тех, кого «Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину»? Давно пора писать об этой проблеме, и хоть один Жуховитский чесно о ней рассказал! Спасибо ему!
• Проблема «понаехавших» всегда раздражала москвичей.
• Страшно жить от такой проблемы беззащитности перед произволом и издевательством власти с дубинками!
• Проблема позора Героя России, которого раздули журналисты, особенно остро стоит на поверхности текста.
Слайд 18
Описание слайда:
Самая основная проблема
Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий?
Что так тревожит писателя?
Слайд 19
Описание слайда:
Комментарий проблемы
К какой категории можно отнести эту проблему?
Какая это проблема. Дадим ей определение: ….
Почему вы выбрали именно это определение?
Что приводит к подобным страшным событиям?
Чем опасны националисты?
Почему для России эта проблема особенно актуальна?
Слайд 20
Описание слайда:
Комментарий проблемы
Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы?
Традиционна ли эта проблема?
Кто из писателей, публицистов обращался к ней?
Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?
Слайд 21
Описание слайда:
Примерно так можно оформить комментарий:
«С глубоким сожалением можно отметить, что морально-этическая проблема, которую поднимает автор, очень актуальна в наши дни. Распад некогда могучей державы – СССР – привёл к обострению экономических, политических, социальных проблем, и националисты, воспользовавшись этим, чтобы объявить виновниками всего происходящего мигрантов, посеять неприязнь между людьми разных национальностей. И случай, вызвавший справедливое негодование автора, произошёл не на острове дикарей, а в Москве, которую когда-то, в декабре 1941 года, ценой своей жизни спасли для России грузины и казахи, армяне и узбеки, башкиры и калмыки…»
Слайд 22
Описание слайда:
Речевые обороты-помощники:
Проблема может заставить читателя
• глубоко задуматься
• серьёзно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.)
• серьёзнее относиться к …
• переосмыслить своё отношение к …
• по-новому посмотреть на …
• критичнее относиться к …
• обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)
◊ в виде вопроса
◊ в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.
Например:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, – то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
( По А. Солженицыну)
В тексте исследуется проблема (чего?) ДОБРОВОЛЬНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО САМООГРАНИЧЕНИЯ | Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?Над этой проблемой размышляет А. Солженицын или Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение? |
Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Проблема выражается ◊ тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста ◊ в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) | Проблема Выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д. |
Как прокомментировать основную проблему?
План 1
¤К какой категории относится избранная автором проблема?
¤Интересна ли она читателю и почему?
¤Насколько она злободневна ( как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)?
¤Что делает её злободневной?
¤Типична она или нет?
¤Каково её место среди актуальных проблем времени?
¤Традиционна эта проблема или нова?
¤Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
¤Если нова, то что стало причиной её появления?
¤Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме ( эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)?
¤О чём заставляет задуматься эта проблема?
¤К каким выводам приходит читатель?
План 2
Почему автор предпочёл именно эту проблему?
Актуальна ли она?
Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?
Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?
К каким выводам автор приходит?
Необходимо помнить!
Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, т. е. рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного! Надо опираться на текст. Высказал свою точку зрения – подтверди цитатой из текста (необъёмной)
Чтобы указать категорию проблемы можно использовать следующие определения:
Äсоциальная
Äфилософская
Äобщественно-политическая
Äпсихологическая
Äидеологическая
Äнравственная
Äморально-этическая
Äмеждународная
Äмежнациональная
Äэстетическая
Äкультурная
Äнаучная и др.
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
Ö общественно значимая
Ö злободневная
Ö животрепещущая
Ö актуальная
Ö жизненная
Ö насущная
Ö острая
Ö важная
Ö серьёзная
Ö спорная
Ö неотложная
Ö основная
Ö глубокая
Ö назревшая
Ö неразрешимая
Ö наболевшая
Ö мучительная
Ö жгучая
Ö тяжёлая
Ö первоочередная
Ö принципиальная
Ö главная
Ö сложная и т.д.
Как изложить комментарий проблемы?
Продемонстрируем на примере текста В. Пекелеса.
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев помогают человеку лучше познать самого себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гением от природы, представителей другого – гением от себя.
(7)Гении от природы – это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное – вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог…
(12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель – неспособными к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, – это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одарённости, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы – своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя – вер
Шины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышление об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
1) От комментария к формулировке проблемы (ИНДУКТИВНОЕ изложение) | Гениев, по мнению учёных-генетиков, отличает невероятная трудоспособность, одержимая увлечённость своим делом. Т. Эдисон утверждал, что «гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на 1 процент – игра воображения». А как же тогда те, кто отмечен Богом с самого рождения: великие художники, писатели, композиторы, учёные? Что всё-таки создаёт гения – труд или природа? Над данной спорной философской проблемой размышляет и В. Пекелис. Его взгляд на этот вопрос представляет несомненный интерес для всех людей, особенно для нас, подростков, пытающихся понять себя и часто сомневающихся в своих способностях и возможностях. |
2) От формулировки проблемы к её комментарию (ДЕДУКТИВНОЕ изложение) | Что делает человека гениальным? Над этой интересной философской проблемой размышляет В. Пекелис. Следует заметить, что поднятая автором проблема уже давно волнует человечество: гениальность – это дар судьбы, Бога или неустанный труд, помноженный на вдохновение? История жизни и творчества одного только Микеланджело вызывает массу споров по этому вопросу: потрясающей работоспособности этого великого мастера удивлялись его современники; этого творца можно было бы назвать «гением от себя», но кто станет отрицать, что он явно был «гением от природы»? Так в чём же тайна гениальности – в природной одарённости или она приобретается в процессе творческого труда? |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: