Сбрить бороду или это модно
Автор:
06 октября 2015 19:06
В этом посте узнает себя каждый, кто хотя бы раз отращивал бороду, но по какой-то причине расставался с ней позже. Берегите бороды, товарищи!
Это случалось с каждым
Источник:
Из грозного пирата в сияющие младенцы за несколько минут
Источник:
Научный факт: борода делает тебя сексуальным. Еще один научный факт: усы делают тебя похожим на извращенца.
Источник:
Каждый долбанный раз.
Источник:
Зачем сбривать такую многофункциональную штуку?
Батюшка и вчерашний школьник
Источник:
Именно так это и происходит
Источник:
Матерь божья
Источник:
Чувак теперь живет в лампе, зато может исполнять желания
Источник:
А этому парню откажутся продавать пиво в баре
Источник:
Настоящие женщины любят бороды
Источник:
Очень любят бороды
Источник:
Тот самый момент, когда выходишь из отпуска
Источник:
Коротко и по делу:
Источник:
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Бурные споры о том, зачем борода нужна мужчине и будет ли жизнь без нее лучше или хуже, идут еще с петровских времен
9 января 1715 года (29 декабря 1714 года по старому стилю) был обнародован знаменитый указ царя Петра I «О неторговании русским платьем и сапогами и о неношении такого платья и бород». Для русских мужчин наступили тяжелые времена – испокон веков борода считалась символом силы и мужественности, одной из главных добродетелей, «мужей брадолюбивых» воспевали поэты и уважали в обществе. Царь Петр перевернул все с ног на голову: вначале обложил «бородоношение» солидной пошлиной, а затем и вовсе узаконил насильственное брадобрейство и лично отрубал боярам бороды.
С тех пор минуло три с лишним века. Но многие мужчины, как и в петровские времена, и сегодня готовы пожертвовать многим, но не собственной бородой. А другие, наоборот, не понимают, что в ней находят оппоненты, и приводят массу доводов за то, чтобы избавиться от главного мужского «украшения» раз и навсегда.
Пять причин, чтобы носить бороду
Без бороды не попадешь в Рай
Веками на Руси борода считалась Божьим даром, брившихся («скоблившихся») могли отлучить от церкви. Патриарх Адриан, к его счастью, не доживший до основных петровских гонений на бороды, писал, что «Бог создал человека бородатым». Соответственно брить ее – значилось пойти против Всевышнего.
Патриарх Адриан, изображение начала XVIII века. wikimedia
Борода – свидетельство силы и мужественности
Испокон веков на Руси окладистая борода была свидетельством мужской зрелости, силы и «породы». Те, у кого росла лишь хилая растительность на лице, считались изгоями и «недомужиками». Это подтверждают и современные исследования: оценивая мужественность представителей сильного пола по фото, респонденты (как женщины, так и мужчины) всегда ставят высшие оценки тем, у кого растительность на лице длиннее и гуще.
Борода = счастье
Мужчина с бородой ближе к Богу, а значит – у него больше шансов обрести гармонию и счастье не только в «том», но и в этом мире. Некоторые мистики считают бороду чуть ли не антенной, притягивающей позитив и уберегающей от негатива. Простое поглаживание бороды в сочетании с многозначительным молчанием порой могло выручить в трудной ситуации, позволяло взять паузу в непростом разговоре, скрыть волнение или невербально показать собеседнику, за кем последнее слово. Этим успешно пользовались наши предки. Мелочи, казалось бы? Но они значительно упрощают и гармонизируют жизнь.
Борода – это успех у женщин
Многие века на Руси пушок и куцая растительность вместо окладистой бороды были чуть ли не венцом безбрачия, замуж выходить за таких «недомужиков» никто не спешил. Многим современным дамам также больше нравятся бородачи, которых они считают альфа-самцами. А исследования современных ученых подтверждают мудрость русских женщин: часто редкие волосенки вместо нормальной бороды свидетельствуют о недостатке главного мужского гормона – тестостерона – и других проблемах со здоровьем.
Борода – это красиво
С этим утверждением поспорить трудно – также, как и аргументировать. Сколько людей – столько и мнений.
Пять причин, чтобы сбрить бороду
Жан-Марк Натье, «Портрет Петра Первого», 1717 год. wikimedia
Борода – это негигиенично
Застрявшие в бороде крошки хлеба и другой еды – зрелище малоприятное. Кроме того, некоторые ученые считают (и доказывают это исследованиями), что борода и усы – это настоящий рассадник микробов – особенно если за ней некогда ухаживать. Опасности свое здоровье и здоровье окружающих подвергают даже метросексуалы, очень много внимания уделяющие внешнему виду и гигиене.
Так, некоторое время назад группа биологов из Нью-Мексико во главе с Джоном Голобиком взяла на пробы бактерии из бород нескольких десятков мужчин. Результаты оказались пугающими: ученые обнаружили целые колонии бактерий, многие из них относились к видам, обычно живущим не на лице, а в кишечнике. А исследование биологов британского Университета Астона показало, что на хирургических масках бородатых врачей – в разы больше бактерий, чем на масках тех, кто гладко бреется.
Кстати: Уверяют, что Петр Великий не имел бороды – она у него просто не росла, поэтому и решил предать ее анафеме
Борода отталкивает окружающих
Как показывают многочисленные опросы, бородачей чаще считают агрессивными, склонными к доминированию, менее «гибкими», заботливыми и коммуникабельными, чем те, кто тщательно бреется. Также обладатели бород кажутся окружающим более угрюмыми, их чаще подозревают в том, что они что-то скрывают. Маленькие дети часто пугаются бородачей. В общем, получается портрет не самого приятного в общении человека – даже если это только поверхностное впечатление, доказать обратное сложно.
Виктор Васнецов. Портрет Ивана Грозного, 1897 год. wikimedia
Борода может помешать карьере
Гладковыбритые мужчины больше соответствуют ожиданиям работодателей, которым нужны сотрудники с повышенной коммуникабельностью и командным духом. Что интересно, к усачам боссы обычно более лояльны, чем к бородачам. В некоторых фирмах также существует негласный запрет на ношение бороды: маленькая еще допустима, а большая – нет.
В бороде жарко
Особенно летом, особенно на юге, особенно шее. Чем она гуще и длиннее – тем жарче. И с этим ничего не поделаешь.
Борода старит
Из-за нее окружающие могут давать обладателю на 5-10 лет больше. Пока цель казаться старше – это плюс, но однажды наступит момент, когда непременно захочется выглядеть моложе.
Айгуль Сагитова для eg.ru
Сегодня борода превратилась в настоящий культ. Если раньше ее носили единицы, то теперь – каждый пятый. Причем возраст моде не помеха – с бородой ходят молодые парни и взрослые мужчины.
Быть бородатым модно. Но не думайте, что это просто. Чтобы выглядеть стильно и сексуально, за бородой нужно ухаживать. Ухоженного мужчину легко отличить от небритого алкоголика или бомжа.
Сегодня борода превратилась в настоящий культ. Если раньше ее носили единицы, то теперь – каждый пятый. Причем возраст моде не помеха – с бородой ходят молодые парни и взрослые мужчины.
Быть бородатым модно. Но не думайте, что это просто. Чтобы выглядеть стильно и сексуально, за бородой нужно ухаживать. Ухоженного мужчину легко отличить от небритого алкоголика или бомжа.
Мы расскажем о плюсах и минусах ношения бороды. Ну а сбривать бороду или отращивать – решайте сами.
Аргументы в пользу бороды
1. Бородачи выглядят мужественнее. Не зря рост волос на мужском лице заложен самой природой. Это естественный процесс, который происходит с первобытных времен. Даже держа в руках бритву, мужчины подсознательно все же осознают, что борода – признак силы. Осознают это и женщины – бородачи кажутся им надежнее, выносливее, увереннее. Разумеется, речь идет об ухоженных мужчинах.
2. Борода защищает в жару и в холод. Кожа под волосами не загорает, поэтому медленнее стареет. В холода с бородой теплее – подбородок и шея не мерзнут, реже болеешь. А усы играют роль фильтра – очищают воздух от частичек пыли. Это полезно для аллергиков и астматиков.
3. С помощью бороды корректируют форму лица. Узкий подбородок кажется шире, жировые складки на шее скрываются. Круглое лицо вытягивается, а вытянутое – наоборот, становится круглее. Легко скрыть и дефекты кожи. Вы кардинально измените внешность, если правильно подберете фасон бороды и используете качественные средства для ее формирования.
4. Борода делает юного мужчину серьезнее. Это на руку молодым бизнесменам, которые только начинают карьеру. Опрятная борода говорит о том, что человек дисциплинирован. Если ему не лень ежедневно ухаживать за внешностью – наверняка такой компаньон и в работе не подведет. Взрослых же людей борода делает солиднее – ее часто носят интеллигенты.
Аргументы против бороды
1. Уход за бородой требует времени. Если вы ленивы – борода не для вас. Лучше уж изредка бриться, чем походить на заросшего аборигена. Кроме потери времени вас ждут дополнительные денежные траты. Понадобятся специальные косметические средства – бальзам или масло для бороды. На практике денег уходит не так уж много, ведь одного флакона первосортного масла хватает чуть ли не на год.
2. Врачи не рекомендуют отращивать бороду при болезнях кожи: дерматите, псориазе, акне и так далее. Если у вас проблемы с кожей, перед отращиванием бороды посоветуйтесь с дерматологом.
Лень и медицинские противопоказания – вот, собственно, и все аргументы против бороды. Их и аргументами назвать сложно – скорее, это индивидуальные факторы. Такие же, как если борода человеку попросту не идет и выглядит нелепо – тогда и отращивать ее нет смысла.
Сбривайте или отращивайте бороду по собственному усмотрению. Однако при любом решении не забывайте ухаживать за кожей лица – используйте для этого только добротные инструменты и качественную косметику.
Çäðàâñòâóéòå óâàæàåìûå ÷èòàòåëè! Ìåíÿ çîâóò Þðèé Àëåêñàíäðîâè÷, ìíå 72 ãîäà, ÿ âðà÷-äåðìàòîëîã.  ýòîì ãîäó óõîæó íà ïåíñèþ. Ðàçìåùàþ çäåñü ñâîþ ñòàòüþ î ïðîáëåìå âðîñøåãî âîëîñà. Ìíîãèå ëþäè ñòàëêèâàþòñÿ ñ äàííîé ïðîáëåìîé ïðè áðèòüå. Èç ñòàòüè ïîíÿòíî, ïî÷åìó íåêîòîðûì ëþäÿì ïðîñòî íåîáõîäèìî íîñèòü áîðîäó.
Âðîñøèå âîëîñû, ÷àùå âñåãî ó ìóæ÷èí íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè, â ïîäáîðîäî÷íîé è ïîä÷åëþñòíûõ îáëàñòÿõ ìíîãèå àâòîðû îáúÿñíÿþò êàê ïàòîëîãèþ ðîñòà âîëîñ, îáóñëîâëåííóþ èõ òðàâìèðîâàíèåì ïðè áðèòüå, òðåíèè âîðîòíèêîì. Ïðè ýòîì îáíàðóæèâàþòñÿ àðêîîáðàçíî èçîãíóòûå âîëîñû, ñâîáîäíûì êîíöîì âðàñòàþùèå â êîæó, ìåëêèå ïàïóëû è ïóñòóëû [13] .
Äðóãèå àâòîðû òàêóþ ïàòîëîãèþ íàçûâàþò ïñåâäîôîëëèêóëèòîì. Ïðè÷èíó ýòîãî çàáîëåâàíèÿ îáúÿñíÿþò òåì, ÷òî ïîñëå ñáðèâàíèÿ âüþùèõñÿ âîëîñ, êîí÷èêè ïðîðàñòàþò ñòåíêè ôîëëèêóëà èëè âíåäðÿþòñÿ â êîæó ðÿäîì ñ ôîëëèêóëîì [11].
Àâòîðû ïî-ðàçíîìó îáúÿñíÿþò ïðè÷èíû è ìåõàíèçì âðàñòàíèÿ âîëîñà â êîæó.
Êàê ïðàâèëî, äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïðîâîäèòñÿ ñ îáûêíîâåííûì ñèêîçîì, ïðè êîòîðîì íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ëèöà, íà øåå ó ìóæ÷èí ðàçâèâàþòñÿ îñòèîôîëëèêóëèò, ôîëëèêóëèò. Îáûêíîâåííûé ñèêîç ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîâåðõíîñòíûå ôîëëèêóëèòû, ïðîòåêàþùèå õðîíè÷åñêè [13]. Ïîðàæåíèå êîæè, õàðàêòåðíîå äëÿ ñèêîçà, ìîæåò íàáëþäàòüñÿ íà áðîâÿõ, ðåñíèöàõ, â ïðåääâåðèè íîñà, íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, â îáëàñòè ïîäìûøåê, ëîáêà, áåäåð è ãîëåíåé [6, 7, 14].
Àêöåíò äåëàåòñÿ íà òî, ÷òî âîêðóã êîðíÿ óäàëåííûõ èç ïóñòóë âîëîñ îáíàðóæèâàþòñÿ ñòåêëîâèäíûå ìóôòû [9]. Îáúÿñíåíèé, ÷òî ïðåäñòàâëÿþò èç ñåáÿ ýòè ìóôòû, êàê ïðàâèëî, íå ïðèâîäèòñÿ. À.È. Êàðòàìûøåâ, À.Ã.Ëèõà÷åâ îïèñàëè ýòîò ôåíîìåí êàê ôóòëÿð, ïðåäñòàâëÿþùèé ïðîïèòàííîå ãíîåì ýïèòåëèàëüíîå âëàãàëèùå âîëîñà [5, 6]. Ñîâðåìåííûå àâòîðû ýòè äâà ïîíÿòèÿ îáúåäèíèëè: «Â êîðíåâîé ÷àñòè âûäåðíóòûõ âîëîñ âèäíû íàáóõøèå êîðíåâûå âëàãàëèùà, ñîçäàþùèå âïå÷àòëåíèå ñòåêëîâèäíîé ìóôòû» [4].
Ñèêîç îïðåäåëÿþò êàê ãíîéíîå âîñïàëåíèå âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ, âûçûâàåìîå ñòàôèëîêîêêàìè. Ïðåäðàñïîëàãàþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ èçìåíåíèÿ ôóíêöèè ïèëî-ñåáàöåéíîãî êîìïëåêñà â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû íåðâíîé è ýíäîêðèííîé ñèñòåì, èììóííî-àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé, íàëè÷èå î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè è çàãðÿçíåíèÿ êîæè ïûëåâûìè ÷àñòèöàìè [5, 8, 13].
Ïðè ýòîì ïîä÷åðêèâàåòñÿ, ÷òî ïîðàæåíèå êîæè íàáëþäàåòñÿ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ó âçðîñëûõ ìóæ÷èí [8]. Ïî ïîâîäó ïñåâäîôîëëèêóëèòà óêàçàíî, ÷òî ýòî çàáîëåâàíèå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ìóæ÷èí-íåãðîèäîâ, íî íàáëþäàåòñÿ è ó ïðåäñòàâèòåëåé äðóãèõ ðàñ, è ó æåíùèí, ñòðàäàþùèõ ãèðñóòèçìîì [11].
Ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâèå ñóáúåêòèâíûõ îùóùåíèé ïðè ðàçâèòèè ýëåìåíòîâ ñèêîçà ñáëèæàåò ýòó ïàòîëîãèþ ñ ïàïóëåçíûìè àêíå, ïðè êîòîðûõ áîëåçíåííîñòü ðàçâèâàåòñÿ òîëüêî ïðè ïðèñîåäèíåíèè âòîðè÷íîé èíôåêöèè, ïðè ïðåâðàùåíèè ýëåìåíòîâ â ïóñòóëû.
Òå÷åíèå ñèêîçà õðîíè÷åñêîå è ðåöèäèâèðóþùåå, çàáîëåâàíèå òðóäíî ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ. Ìû íàáëþäàëè ïî ïîâîäó ñèêîçà 9 ìóæ÷èí. Ó âñåõ áîëüíûõ – æåñòêèé âîëíèñòûé èëè êóð÷àâûé âîëîñ íà ãîëîâå, «âðîñøèé âîëîñ» â çîíå ðîñòà âîëîñ íà ëèöå, ïðåèìóùåñòâåííî íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè è â ïîä÷åëþñòíûõ îáëàñòÿõ. Ïðè ýïèëÿöèè âîëîñ èç ìíîãèõ ïàïóë è ïóñòóë íà êîðíåâîé ÷àñòè îáíàðóæèâàëèñü «ñòåêëîâèäíûå» ìóôòû, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì êðèòåðèåì äëÿ äèàãíîçà «Ñèêîç». Áðèòü ëèöî âñå íà÷àëè ñ 14-15 ëåò, ïîñòîÿííî íàáëþäàëîñü «ðàçäðàæåíèå» êîæè ïîñëå áðèòüÿ, èíîãäà ðàçâèâàëèñü ïóñòóëû.
Èçó÷åíèå ëèòåðàòóðû è íàáëþäåíèÿ çà ïàöèåíòàìè ñ ýòèìè çàáîëåâàíèÿìè ïðèâåëè ê ìíåíèþ, ÷òî ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ äàííîé ïàòîëîãèè îñâåùåí íåäîñòàòî÷íî è òðåáóåò óòî÷íåíèÿ.
Îòâåòà íà âîïðîñ, ïî÷åìó âîëîñû ðàñòóò ïðÿìûå, âîëíèñòûå èëè êóð÷àâûå â äîñòóïíîé ëèòåðàòóðå íå íàéäåíî.
 âîëîñÿíîì ôîëëèêóëå, èìåþùåì öèëèíäðè÷åñêóþ ôîðìó [8] ôîðìèðóåòñÿ è öèëèíäðè÷åñêèé âîëîñ, èìåþùèé ïðè ïåðïåíäèêóëÿðíîì ñå÷åíèè íà ñðåçå êðóãëóþ ôîðìó. Äàííûå î òîì, ÷òî êóð÷àâûå è âîëíèñòûå âîëîñû èìåþò íà ñðåçå ôîðìó ýëëèïñà, ñëåäóåò îòíåñòè çà ñ÷åò òåõíè÷åñêèõ òðóäíîñòåé âûïîëíèòü ïîïåðå÷íîå ñå÷åíèå êóð÷àâîãî (âîëíèñòîãî) âîëîñà ñòðîãî ïåðïåíäèêóëÿðíî ê êàñàòåëüíîé, ïðîâåäåííîé ê îêðóæíîñòè âîëîñà.
Ðàçâèòèå è ñòðîåíèå âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà, âîëîñà, ñàëüíûõ è ïîòîâûõ æåëåç ïîäðîáíî îïèñàíû â ó÷åáíèêàõ è ðóêîâîäñòâàõ [1,8, 15], â íåêîòîðûõ ïîä îáùèì íàçâàíèåì – ïðèäàòêè êîæè.
Âîëîñÿíîé ôîëëèêóë èìååò öèëèíäðè÷åñêóþ ôîðìó è îòêðûâàåòñÿ íà ïîâåðõíîñòü êîæè ñâîåîáðàçíûì ðàñøèðåíèåì, íîñÿùèì íàçâàíèå âîðîíêè ôîëëèêóëà âîëîñà, â êîòîðîé ñâîáîäíî ïðîõîäèò ñòåðæåíü âîëîñà [8]. Ïî ïîâîäó ýòîãî ñóæäåíèÿ âîçíèêàþò äâà âîïðîñà. Âñåãäà ëè ôîëëèêóë îòêðûâàåòñÿ íà ïîâåðõíîñòè êîæè ðàñøèðåíèåì, èëè ó íåêîòîðûõ ëþäåé (íà íåêîòîðûõ ó÷àñòêàõ êîæè) ê âûõîäó íà ïîâåðõíîñòü ôîëëèêóë ñóæèâàåòñÿ? Âñåãäà ëè ñòåðæåíü âîëîñà ïðè ñâîåì ðîñòå (ïðîäâèæåíèè) ñâîáîäíî ïðîõîäèò â ôîëëèêóëå?
Ïèëî-ñåáàöåéíûé êîìïëåêñ óñòðîåí ñëîæíî.
Ê âîëîñÿíîìó ôîëëèêóëó ïîä îñòðûì óãëîì ïîäõîäèò è ïðèêðåïëÿåòñÿ ìûøöà, ïîäíèìàþùàÿ âîëîñ. Â ýòîì ìåñòå âîçìîæíî ïåðâîå ñóæåíèå êàíàëà âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà.
Íà ãðàíèöå âåðõíåé è ñðåäíåé òðåòè ôîëëèêóëà â íåãî îòêðûâàþòñÿ âûâîäíûå ïðîòîêè ñàëüíûõ æåëåç [8], ãäå è âåðîÿòíî âòîðîå ñóæåíèå âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà; â ýòîì æå ìåñòå íà÷èíàåò ïîñòóïàòü â êàíàë ôîëëèêóëà êîæíîå ñàëî, ïîðîé çíà÷èòåëüíî ãóñòîå è ïîñòóïàþùåå ïîä äàâëåíèåì êàê ñàëüíîé ìàññû, âûðàáàòûâàåìîé æåëåçîé, òàê è ïðè ñîêðàùåíèè ìûøöû ïîäíèìàþùåé âîëîñ [5].
Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðàñøèðåíèå êàíàëà ôîëëèêóëà, ñóæåíèå â ñèëó îñîáåííîñòåé ñòðîåíèÿ, à òàêæå èçáûòî÷íîãî îðîãîâåíèÿ, ãèïåðêåðàòîçà.
Ïðåäñòàâèì ðàçíîîáðàçèå ôîðì âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ:
à) ñ îïòèìàëüíûì äèàìåòðîì (ïî îòíîøåíèþ ê äèàìåòðó âîëîñà), á) øèðîêèå, â) óçêèå, ã) ñ øèðîêîé âîðîíêîé, ä) ñ óçêèì âûõîäîì.
Ôîðìà âîëîñà îïðåäåëÿåòñÿ ðàçìåðîì è ôîðìîé âîëîñÿíîãî ñîñî÷êà, ôîðìîé êàíàëà ôîëëèêóëà, åãî êîíôèãóðàöèåé è äèàìåòðîì, êîòîðûé íå ÿâëÿåòñÿ îäèíàêîâûì íà ñâîåì ïðîòÿæåíèè. Âîëîñ ÿâëÿåòñÿ ñëåïêîì êàíàëà ôîëëèêóëà, íî ñëåïêîì íå ñòàòè÷åñêèì, à äèíàìè÷åñêèì.
Êîðåíü âîëîñà ðàññìîòðèì êàê î÷åíü ãóñòóþ, ïëàñòè÷íóþ, äâèãàþùóþñÿ â îäíîì íàïðàâëåíèè (êíàðóæè) ìàññó, ñîñòîÿùóþ èç îòäåëüíûõ ÷àñòèö (ñêëååííûõ ìåæäó ñîáîé êëåòîê), îáëàäàþùèõ ñïîñîáíîñòüþ ïåðåìåùàòüñÿ îòíîñèòåëüíî äðóã äðóãà. Ýòó ìàññó ìîæíî ñðàâíèòü ñ ãóñòîé ñûðîé ãëèíîé, ãóäðîíîì. Âîëîñ, âûðàñòàþùèé (âûõîäÿùèé) èç êàíàëà ôîëëèêóëà ñ óçêèì âûõîäîì, èçãèáàåòñÿ, âåäåò ñåáÿ êàê ãóñòàÿ ìàññà, âûõîäÿùàÿ èç òðóáêè, äèàìåòð êîòîðîé óìåíüøàåòñÿ íà âûõîäå. ×àñòü âîëîñà, ïîÿâèâøóþñÿ íàä óðîâíåì êîæè, ïîñëå âûñûõàíèÿ êëåéêèõ âåùåñòâ è ïîëíîãî îðîãîâåíèÿ êëåòîê, ìîæíî ñðàâíèòü ñ îáîææåííîé ãëèíîé, íî îáëàäàþùåé óïðóãîñòüþ.
Ðàñòóùèé âîëîñ âñòðå÷àåò óâåëè÷åíèå ñîïðîòèâëåíèÿ â ìåñòàõ ñóæåíèÿ êàíàëà ôîëëèêóëà, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîâîðîòó âîëîñà âîêðóã ñâîåé îñè è èçãèáàì. Òàêîâ áèîìåõàíèçì ôîðìèðîâàíèÿ âîëíèñòîãî è êóð÷àâîãî âîëîñà è îáðàçîâàíèÿ óòîí÷åíèé íà òàêèõ âîëîñàõ.
ÍÀØÈ ÏÐÅÄÑÒÀÂËÅÍÈß Î ÏÀÒÎÃÅÍÅÇÅ ÐÀÇÂÈÒÈß ÂÐÎÑØÅÃÎ ÂÎËÎÑÀ È ÑÈÊÎÇÀ
Ñ÷èòàåì, ÷òî «âðîñøèé âîëîñ» ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ôîðìèðîâàíèÿ àðêîîáðàçíîãî âîëîñà, ðàñòóùåãî èç ôîëëèêóëà ñ ñóæåííûì âûõîäíûì îòäåëîì êàíàëà. Èç òàêîãî ôîëëèêóëà ðàñòåò èçîãíóòûé âîëîñ, êîòîðûé ó ìóæ÷èí íà øåå, â ïîä÷åëþñòíûõ, â ïîäáîðîäî÷íîé îáëàñòÿõ ñâîáîäíûì êîíöîì âðàñòàåò (ïðîêàëûâàåò, êàê óïðóãàÿ ïðîâîëîêà) â êîæó, èëè èçãèá ïðîèñõîäèò äî âûõîäà âîëîñà íà ïîâåðõíîñòü, ïîä ðîãîâûì ñëîåì. Âîëîñ òðàâìèðóåò êîæó, ñîçäàåòñÿ ïðåäïîñûëêà äëÿ èíôåêöèè, âîñïàëåíèÿ. Ýòè ÿâëåíèÿ íàáëþäàþòñÿ ñ 14-15 ëåò ó ïîäðîñòêîâ, êîãäà îíè íà÷èíàþò áðèòüñÿ, à âîëîñ ïðèîáðåòàåò æåñòêîñòü. Àðêîîáðàçíûå âîëîñû áåçîïàñíûì ëåçâèåì ñðåçàþòñÿ, ðàçâèâàþòñÿ ïàïóëû è ïóñòóëû. Ýëåêòðîáðèòâà èçîãíóòûå âîëîñû íå ñáðèâàåò.
Åñëè âîëîñ íå óäàëåí, ðàçâèâàåòñÿ ïóñòóëà, ïîñëå ðàçìÿã÷åíèÿ êîòîðîé îáðàçóåòñÿ êîðêà. Ðàçðåøåíèå ýëåìåíòà ïðîèñõîäèò òîëüêî ïîñëå ýïèëÿöèè èç ïóñòóëû âðàñòàþùåãî âîëîñà âìåñòå ñ ìóôòîé-÷åõëîì. Ìíîãîëåòíèé õðîíè÷åñêèé ðåöèäèâèðóþùèé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ è ìèêðîòðàâìèðîâàíèå ïðè ýïèëÿöèè ïðèâîäèò ê àóòîèìóííîé âîñïàëèòåëüíîé ðåàêöèè íà âîëîñ, íàõîäÿùèéñÿ â ôàçå àíîãåíà è åãî ýïèòåëèàëüíóþ îáîëî÷êó.
Ýòîò æå ìåõàíèçì – ñóæåíûé âûõîäíîé îòäåë êàíàëà ôîëëèêóëà íà êîæå âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû – îáóñëàâëèâàåò ðîñò íà ãîëîâå âîëíèñòîãî èëè êóð÷àâîãî âîëîñà. Êîæà âîëîñèñ¬òîé ÷àñòè ãîëîâû ñ âîçðàñòîì óïëîòíÿåòñÿ, âîëîñÿíûå ôîëëèêóëû çàïîëíÿþòñÿ ñïðåññîâàííûì êîæíûì ñàëîì, îáðàçóþòñÿ ïàïóëû, ïóñòóëû-ñèêîëû (Sycon. ãð. – âèííàÿ ÿãîäà, èíæèð). Ýëåìåíò ðàçâèâàåòñÿ ìåäëåííî, áåçáîëåçíåííî; ïîñëå ðàçìÿã÷åíèÿ è âñêðûòèÿ îáðàçóåòñÿ êîðêà, ïðè óäàëåíèè êîòîðîé îáíàðóæèâàåòñÿ îêðóãëàÿ ðîçîâàÿ ýðîçèÿ äî 3-4 ìì â äèàìåòðå, íà äíå âèäíû áåëûå òî÷êè (âåðõóøêè) ðàçáóõøèõ ýïèòåëèàëüíûõ âëàãàëèù âîëîñà, ñîçäàþùèå âèä èíæèðà íà ðàçðåçå. Âûäàâèòü ýòè ñòîëáèêè íåâîçìîæíî, îíè óäàëÿþòñÿ òîëüêî âìåñòå ñ ýïèëèðîâàííûì âîëîñîì.
Ïî ìåðå âîçðàñòíîãî óïëîòíåíèÿ êîæè è äàëüíåéøåãî ñóæåíèÿ êàíàëîâ âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ ìîãóò ôîðìèðîâàòüñÿ ñâîåîáðàçíûå ñèêîçíûå î÷àãè íà êîæå ëèöà è âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû; îáðàçóåòñÿ ñëåãêà óïëîòíåííûé îêðóãëûé ó÷àñòîê êîæè äèàìåòðîì äî 1-1,5 ñì, íà êîòîðîì âñå ýïèëèðîâàííûå âîëîñû îêàçûâàþòñÿ ñ ìóôòàìè íà êîðíåâîé ÷àñòè, ïðåäñòàâëÿþùèìè ñîáîé ýïèòåëèàëüíóþ îáîëî÷êó.  öåíòðå òàêîãî ó÷àñòêà èìååòñÿ ïàïóëà äî 1-2 ìì äèàìåòðå.
“Î÷àã ïîðàæåíèÿ ìåäëåííî óâåëè÷èâàåòñÿ âñëåäñòâèå ïîðà¬æåíèÿ íîâûõ è íîâûõ ôîëëèêóëîâ ïî ïåðèôåðèè” (Ñ. Ò. Ïàâëîâ). Ýïèëÿöèÿ âñåõ âîëîñ ñ ìóôòàìè, èç òàêèõ î÷àãîâ ïðåäîòâðàùàåò äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ýëåìåíòîâ, ïàïóëû è ïóñòóëû íå îáðàçóþòñÿ, íî âîëîñ ïðîäîëæàåò ðàñòè, ôàçà âîñïàëåíèÿ íà ðàñòóùèé âîëîñ ïîâòîðÿåòñÿ.
ÂÛÂÎÄÛ È ÐÅÊÎÌÅÍÄÀÖÈÈ
«Âðîñøèé âîëîñ» ó ìóæ÷èí íà êîæå ëèöà è øåè, êàê è ðîñò âîëíèñòîãî èëè êóð÷àâîãî âîëîñà íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ðîñòà èçãèáàþùåãîñÿ âîëîñà èç âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà ñ óçêèì âûõîäîì.
“Ñèêîç” – çàáîëåâàíèå, îáóñëîâëåííîå ðàçâèòèåì ñèêîëîâ – âîñïàëèòåëüíûõ ïàïóë; âîñïàëåíèå îáóñëîâëåíî àóòîèììóííûì ìåõàíèçìîì, ïðîèñõîäèò íà ðàñòóùèé âîëîñ è åãî ýïèòåëèàëüíóþ îáîëî÷êó.
Ó þíîøåé è ìóæ÷èí ñ «âðîñøèì âîëîñîì», âîëíèñòûì èëè êóð÷àâûì âîëîñîì íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû ìîæåò ðàçâèòüñÿ ñèêîç.
Èçìåíèòü ìåõàíèçì ôîðìèðîâàíèÿ àðêîîáðàçíî èçîãíóòîãî âîëîñà â îáëàñòè ëèöà, ñâîáîäíûì êîíöîâ âðàñòàþùåãî â êîæó, íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì.
Åæåäíåâíîå áðèòü¸ áåçîïàñíûì ëåçâèåì ïðèâîäèò ê ñðåçàíèþ ïàïóë, ðàçâèòèþ ãíîéíè÷êîâûõ âûñûïàíèé; ïðè áðèòüå ýëåêòðè÷åñêîé áðèòâîé âðîñøèé âîëîñ íå ñáðèâàåòñÿ, ïàïóëû ñîõðàíÿþòñÿ, âîñïàëÿþòñÿ.
Ïðè îáðàùåíèè ê äåðìàòîëîãó ïàöèåíòà ñ âðîñøèì, òî÷íåå, âðàñòàþùèì â êîæó âîëîñîì ýôôåêòèâíûé ñîâåò, êîòîðûé ìîæåò äàòü ñïåöèàëèñò – ïðåêðàòèòü áðèòüå. Êîí÷èêè âðàñòàþùèõ â êîæó âîëîñ íåîáõîäèìî ïðèïîäíèìàòü èãëîé íå ýïèëèðóÿ âîëîñ. Ïî ìåðå óäëèíåíèÿ âîëîñà îí òåðÿåò æåñòêóþ óïðóãîñòü è â êîæó íå âðàñòàåò.
Ïðîôèëàêòèêîé âðàñòàíèÿ âîëîñà â êîæó è ðàçâèòèÿ ãíîéíè÷êîâûõ îñëîæíåíèé ÿâëÿåòñÿ ðàñïðîñòðàíåíèå çíàíèé, ÷òî ïðè âðàñòàíèè âîëîñà â êîæó ëèöà – íåëüçÿ áðèòüñÿ.
Çàïðåò íà áðèòüå â þíîøåñêîì âîçðàñòå ïðè âðàñòàþùåì âîëîñå ïðåäîòâðàòèò ðàçâèòèå ñèêîçà.
ÏÐÈ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÈ ÑÈÊÎËÎÂ – ÝÏÈËÈÐÎÂÀÒÜ ÂÎËÎÑÛ Ñ ÌÓÔÒÀÌÈ!
Ñèêîç ó ìóæ÷èí ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå âðàñòàþùåãî âîëîñà, íî íå ó âñåõ ìóæ÷èí ñ âðàñòàþùèì âîëîñîì ðàçâèâàåòñÿ ñèêîç.
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ
1. Àïàòåíêî À.Ê. Ýïèòåëèàëüíûå îïóõîëè è ïîðîêè ðàçâèòèÿ êîæè. – Ì., 1973. – Ñ. 9-15, 17.
2. Àðóòþíîâ Â.ß. Áîëåçíè âîëîñ. – Ì.,1979. – ñ. 23-24.
3. Âëàäèìèðîâ Â.Â., Çóäèí Â.È. Êîæíûå è âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè.
Àòëàñ. – Ì., – Ñ. 9.
4. Êàëàìêàðÿí À.À., Àðõàíãåëüñêàÿ Å.È., Ãëóõåíüêèé Á.Ò. / Êîæíûå è âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè: Ðóêîäñòâî äëÿ âðà÷åé/ Ïîä ðåä. Þ.Ê.Ñêðèïêèíà. – Ì., 1995.-Ò. 1-Ñ. 271-272.
5. Êàðòàìûøåâ À.È. Ó÷åáíèê ïî êîæíûì è âåíåðè÷åñêèì áîëåçíÿì. – Êèåâ, 1959. Ñ. 60.
6. Ëèõà÷åâ À.Ã. Ñïðàâî÷íèê ïî îòîðèíîëàðèíãîëîãèè. – Ì., 1981.-Ñ. 118-119.
7. Ìàøêèëëåéñîí Ë.Í. Èíôåêöèîííûå è ïàðàçèòàðíûå áîëåçíè êîæè. – Ì., 1960. – Ñ. 15-18.
8. Ïàâëîâ Ñ.Ò., Øàïîøíèêîâ Î.Ê., Ñàìöîâ Â.È., Èëüèí È.È. Êîæíûå è âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè. Ì.; Ë., 1985. – Ñ. 6, 14-16, 61-62.
9. Ðîäèîíîâ À.Í. Ñïðàâî÷íèê ïî êîæíûì è âåíåðè÷åñêèì áîëåçíÿì. – Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, 1996.-Ñ. 13-14.
10. Ðóê À., Äàóáåð Ð. Áîëåçíè âîëîñ è âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû: Ïåð.ñ àíãë. – Ì., 1999. – Ñ.
11. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà êîæíûõ áîëåçíåé: (Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé). Ïîä ðåä. À.À.Ñòóäíèöûíà. – Ì., 1983. -Ñ.267, 543.
12. Õîðîíæàê Ò., Ðàñåâè÷ Â., Ñë¸ïåê Ñ. Ãíîéíè÷êîâûå çàáîëåâàíèÿ êîæè: Ïåð.ñ ïîëüñêîãî. – Âàðøàâà, 1970. – Ñ. 125-130.
13. ×åðíóõ À.Ì., Ôðîëîâ Å.Ï. Êîæà: ñòðîåíèå, ôóíêöèÿ, îáùàÿ ïàòîëîãèÿ è òåðàïèÿ. – Ì., 1982. – Ñ. 39-42, 47-48, 51.