Share economy модный тренд или новая модель потребления
Share economy
— заметный тренд, который больше невозможно игнорировать. Отношение к
собственности и потреблению в современном мире кардинально меняется. Зачем
переплачивать за отель во время путешествия, если можно снять комнату в
квартире местного жителя через Airbnb?
Зачем каждый день ездить на работу в одиночестве, если можно найти попутчика и
сэкономить на бензине? Подобные онлайн-сервисы появляются как грибы после
дождя, и это вряд ли можно объяснить исключительно экономическим кризисом.
Современные жители больших городов, особенно молодежь, все
чаще предпочитают аренду собственности, а совместное пользование — безраздельному владению. И это вполне объяснимо, потому что в том же
направлении меняется весь окружающий мир. Их родители покупали пластинки с
музыкой — они платят за доступ к потоковым музыкальным сервисам. Их родители
полжизни копили на собственную квартиру — они все чаще предпочитают арендовать
жилье, и не только из финансовых соображений. Идея проста: часто удобнее
платить за доступ, чем владеть.
Неудивительно, что рынок быстро реагирует на новый
потребительский тренд: появляются все новые и новые сервисы аренды и
совместного пользования, вдохновленные примером гигантов вроде Airbnb. Последний стал финалистом премии TechCrunch
— Crunchies — в номинации «Лучший сервис коллаборативного потребления» в
2012 году (номинация учреждена впервые).
Рассмотрим несколько интересных сервисов из числа «первых
ласточек» share economy.
На сегодняшний день Rover.com работает в 4300 городах, здесь
зарегистрировано 25 тысяч «нянь» и более 100 тысяч владельцев собак. Выбирая
того, кто будет заботиться о вашей собаке во время вашего отсутствия, вы можете
ориентироваться на отзывы. Владелец животного и «няня» поддерживают связь с
помощью сервиса, а по окончании пребывания питомца в гостях хозяин получает
трогательный видеоролик из фотографий.
Аналогичные сервисы существуют и в Рунете. Например, уже
несколько лет функционирует «народное такси» Довезу!ру. В основном, здесь ищут
попутчиков по городу, например, от дома до работы, реже — попутные машины в
другой город. Отдельными разделами представлены услуги частных извозчиков и
грузоперевозки.
В свою очередь, автовладельцы могут неплохо сэкономить на
стоимости парковки — по данным Parking Panda,
до 70%. Не говоря уже об экономии времени на поиски свободного места для
парковки. С помощью Parking Panda
можно заранее забронировать место рядом с любимым рестораном, концертным залом
или стадионом.
В Рунете также существуют сервисы, построенные на идеях share economy, и многие — далеко не
первый год. Правда, подавляющему большинству из них так и не удалось
заинтересовать массового пользователя. С одной стороны, на радикальное
изменение потребительских привычек может уйти не один десяток лет. С другой
стороны, существует мнение, что у подобных сервисов в России нет будущего: share economy идет
вразрез с российским менталитетом.
На сегодняшний момент путешественники могут найти на Airbnb 726 объявлений о сдаче
жилья в аренду в Москве. (Для сравнения, в Берлине — 3831 вариант, в Париже — 7202 предложения, в Нью-Йорке — 7960 объявлений.) Может быть, это лишь вопрос
времени. А может быть, все дело в том, что в России «мой дом — моя крепость»? Или
мы слишком долго жили в стране, где все было общим, и идея делиться с кем-то
своей собственностью большинству россиян совсем не по душе?
Приживется ли share economy на российской почве? Есть ли у
сервисов, построенных на идеях совместного пользования, будущее в России? Время
покажет.
Любовь Симонова, эксперт фонда Almaz CAPItal:
«Будущее у таких сервисов есть, но не сейчас: должно сильно измениться
мировоззрение. У нас еще слишком свежи воспоминания о том, как штанишки от
братика переходили по наследству, и большинство пока рассуждает так: „Я копил,
купил — и зачем я буду делиться?“».
Гайдар Магдануров, директор по инвестициям Runa CAPItal:
«Sharing economy имеет хорошее будущее в России, так же как и в других странах, поскольку позволяет получать доход от простаивающих ресурсов. Так же, как аренда квартир у частных лиц становится все более цивилизованной, так и аренда автомобилей, инструментов и многого другого может стать обыденной спустя сравнительно небольшое время. Для этого нужны простые инструменты страхования владельцев и арендаторов от убытков. Инструменты вроде Airbnb позволяют это сделать. Добавив простое и недорогое страхование автомобилей, велосипедов, садового инвентаря, можно подстегнуть развитие sharing economy и в России».
Тренд Sharing Economy пришел в Россию с запада сравнительно недавно. Все началось с открытия сервиса райдшеринга BlaBlaCar в 2014 году, и с тех пор шеринговая экономика захватила Россию. Для нас уже привычны такие сервисы как каршеринг Белка, платформа для аренды дешевого жилья Airbnb, YouDo, с его объявлениями вроде «повесить карниз за 1000 р», Avito или Юла. Коворкинги и сервис-офисы, активно набирающие сейчас популярность, также относятся к шерингу. Что же такое шеринговая экономика? В чем ее суть?
Sharing economy
Концепцию совместного потребления предложила экономист Рэйчел Ботсман в 2010 году. Идея состоит в том, что многим удобнее заплатить за разовое использование продукта, чем владеть им постоянно. Шеринговая экономика позволяет максимально просто обменять спрос на предложение, и поэтому имеет высокую эффективность. Как оказалось, во многих случаях людям выгоднее не владеть ценными предметами, например машиной, а заплатить только за то время, которое уходит на фактическое их использование. В противовес, те, у кого имеется праздное имущество, получают возможность извлечь из него выгоду.
Началось все достаточно просто – появился сервис для краткосрочной аренды жилья Airbnb. Его создатели, первоначально сдававшие надувные матрасы на съемной квартире, за полтора года получили $1 млн. инвестиций и столько же пользователей. Следующим прорывов стал Uber – первая шеринговая компания, предлагающая не продукт, а сервис, ведь они предоставляют услугу по перевозке, но не сам автомобиль. Формат шеринговой экономики быстро подхватил весь мир. В Китае появилась компания, сдающая в поминутную аренду зонты, в Германии создали сервис для владельцев ветряков и солнечных батарей, чтобы продавать излишки электроэнергии. Неожиданное осознание того, что те вещи, которыми вы редко пользуетесь, могут приносить выгоду, привели к появлению сервисов для сдачи в аренду палаток, спальных мешков, инструментов, лыж, даже просто теплой одежды. Существуют и гораздо более практичные и повседневные примеры – аренда рубашек и вечерних платьев, коворкинги и коливинги, прокат мебели и колясок. Sharing economy трансформировалась, подстраиваясь под различия менталитетов. Она проникла так глубоко в повседневную жизнь, что, так или иначе, касается всех жителей мегаполисов.
Жизнь напрокат
Что же может предложить российская шеринговая экономика? Рынок совместного потребления в нашей стране столь велик и разнообразен, что вы сможете жить в комфорте, при этом не покупая ничего, кроме еды.
Самое распространенное и популярное – каршеринг. В Москве вы наверняка видели машины компаний BelkaCar, Делимобиль или Яндекс.Драйв, припаркованные на улице или проезжающие мимо. Не надо платить за парковку, просто оставьте автомобиль в любом разрешенном месте; за заправку и мойку отвечает компания, понравившийся автомобиль можно забронировать заранее и без залога. Каршеринговая система в первую очередь экономит водителям деньги, ведь они платят только за минуты использования автомобиля, никаких расходов на обслуживание.
Современное поколение не работает в обычных офисах. Бизнесмены не хотят тратить время и деньги на поиск помещения, ремонт, подбор персонала. Здесь на помощь приходят коворкинги, основанные как раз на шеринговой идее – есть что-то общее, но используете вы только то, что вам необходимо. Разнообразие коворкингов позволяет найти максимально комфортный для вас интерьер, и расположены они либо в центре, либо недалеко от метро, плюс можно завести множество полезных знакомств. Но российские «офисы в аренду» отличаются от западных. У нас это полноценные сервис-офисы с системой «все включено» – новый формат, который активно развивает сеть коворкингов Meeting Point. В таких офисах всегда все готово и кто-то невидимый делает так, чтобы вам было удобно: кофе горячий, Wi-Fi бесплатный, в принтере бумага, а в кабинете порядок.
Продолжая тему современного поколения, можно сказать, что оно в какой-то степени ленивое. Желание получить комфортные для жизни условия при минимальных затратах сил и времени привели к тому, что возросла популярность апартаментов с обслуживанием. Снимая такое жилье, вы получаете ежедневный клининг помещения, прачечную, услуги ресторана с доставкой в комнату, автомойку и многое другое. И все это включено в стоимость аренды. Конечно, апартаменты с обслуживанием намного дороже, чем прямая аренда, но люди все равно выбирают апартаменты. Потому что это экономит время. В меняющихся с невероятной скоростью современных реалиях нет ничего ценнее, чем время. Деньги потом.
Чтобы не тратить это самое время на походы по магазинам, жители Москвы пользуются первым в мире сервисом по шерингу мужских офисных рубашек – Rubashkiclub. Забудьте о стирке, глажке и захламлении гардероба. Вы выбираете один из готовых пакетов аренды или устанавливаете собственные параметры: цвет, размер, количество. И раз в неделю, в удобное для вас время, курьер привозит чистые и выглаженные итальянские рубашки, забирая использованные.
Еще один невероятно удобный сервис – мебель напрокат от таких компаний как RentaService, Eventsupport, EXPOcomplete. Можно примерить себе в гостиную диван точно также легко, как вы примеряете джинсы перед покупкой. Множество компаний предлагает в аренду разные виды столов, стульев, кресел, шкафов, зеркал, пуфиков, даже трибун и ресепшенов. В офисе ожидается иностранная делегация, а стульев не хватает? Собираетесь отметить день рождения в большой компании, но дивана нет, а стол маловат? Вам привезут именно ту мебель, которая вам необходима, а после самостоятельно увезут. И никаких лишних затрат, только оплата времени использования.
Для тех, кто не имеет в своем распоряжении дачного участка или не хочет заниматься огородом самостоятельно – совсем недавно появился сервис Organic Garden. Компания предоставит вам в аренду столько метров грядок, сколько вы захотите использовать. Соберите себе огород из множества разных культур, например метр огурцов, два метра клубники и метр кабачков. Урожай можно приехать и собрать самостоятельно, ради развлечения, а можно заказать сбор и доставку.
Давно хотели с серьезным видом погладить белого пушистого кота, как Доктор Зло из фильмов о Джеймсе Бонде? Ребенок требует собаку, но понятия не имеет, как тяжело за ней ухаживать? Для экзотической фотосессии нужна змея, енот и медведь? Пожалуйста, к вашим услугам компании, сдающие во временную аренду животных – ZooArtist, AnimalsBrothers.
Хочется насолить бывшему мужу или впечатлить подруг? Некому таскать ваши пакеты во время шопинга? Есть выход – мужчина напрокат. Выберите рост, цвет глаз или волос, телосложение, даже знак зодиака, и идеальный мужчина проведет с вами столько времени, сколько вы закажете.
Прогноз
Многое может звучать забавно, но менее популярно от этого не становится. Потому что такие сервисы действительно экономят людям время и деньги. Потребитель выбирает то, что удобно и выгодно для него, поэтому популярность шеринга только растет.
Основа Sharing Economy – экономия времени. Рынок может предлагать много, но фактически выживает только самое нужное. На первом месте для человека оказывается экономия времени – самой большой для него ценности.
Взглянем на современно жителя мегаполиса. Утром он надевает взятую напрокат рубашку. Потом едет на каршеринговой машине на работу в коворкинг. После работы возвращается в арендованную квартиру или апартаменты в удобном для него районе. Сидя на арендованном диване, он гладит взятого напрокат кота. Со своей невестой они возьмут напрокат платье и смокинг, и женятся в снятом напрокат коттедже. И все это для него очень удобно, экономно и вполне шерингово.
Фредерик Ларсон — всего лишь одна учетная единица статистики неполной занятости и сокращения доходов в некоторых отраслях экономики США. Этот 63-летний фотограф, воспитывающий двоих детей — студентов колледжа, в 2009 году попал под сокращение в газете San Francisco Chronicle. Сейчас он преподает в сан-францисской Школе искусств, время от времени выезжая с лекциями на Гавайи. Но это не компенсирует ему потерянной зарплаты. Не говоря уж о служебной машине, которой он также лишился.
Но Ларсон также учетная единица революции, которая происходит сейчас в экономике и превращает миллионы людей в «немного-предпринимателей», разрушая привычные представления о потреблении и собственности. На 12 дней в месяц он, используя портал Airbnb, сдает свой дом, расположенный неподалеку от Сан-Франциско, за $100 в сутки, из которых $97 достается ему. А на четыре вечера в неделю он превращает свой Prius в такси, используя для этого сайт Lyft. И это приносит ему еще по $100 за ночь.
Ему это все не очень-то нравится: когда в его доме живут постояльцы, сам он ютится в одной комнатке, которую выгородил для себя, и ходит в гимнастический зал, чтобы принять душ. Зато он зарабатывает таким образом около $3000. «У меня есть продукты, которые я могу кому-то предложить: Prius и дом», — говорит он. Сейчас он ищет в сети возможность сдавать кому-нибудь в аренду свое фотооборудование.
Share economy. Так называемая гигономика — изобилие краткосрочных вакансий, которые несложно найти на онлайновых площадках, — уже неоднократно описана; постоянно появляются все новые сайты типа TaskRabbit, Exec и Mechanical Turk от Amazon. Но Ларсон может считать себя участником взаимоотношений еще не столь заметных, но потенциально более разрушительных для господствующей экономической модели — их называют share (или sharing) economy: когда владельцы обращаются к онлайновым площадкам, для того чтобы капитализировать неиспользуемую часть принадлежащего им имущества, а потребители скорее арендуют то, что им нужно, у частных лиц, чем купят или арендуют у компаний.
Наиболее известное воплощение этой тенденции — сервис Airbnb, однако за последние четыре года возникло как минимум 100 компаний, которые предлагают собственникам извлекать небольшой доход из самого разнообразного имущества без необходимости нести какие-то дополнительные расходы. «Sharing economy — заметный тренд, не думаю, что это просто случайный всплеск активности», — говорит Джо Краус, главный партнер Google Ventures, который сам уже вложился в два сервиса по совместному использованию автомобилей (car-sharing).
Концепция совместного пользования создает рынки из вещей, о монетизации которых еще несколько лет назад невозможно было и подумать. Несколько лишних квадратных метров на автомобильной дорожке перед домом могут приносить доход, если вы выставите их на Parking Panda. DogVacay дает возможность превратить лишнюю неотремонтированную комнату вашего дома в пентхаус для чьей-то собаки. Вы заядлый походник, но у вас недавно родился ребенок? Сдайте пока свою палатку за $10 в день через Rentoid. В гараже давно валяется дрель? Это принесет еще $10 в день, если обратиться на SnapGoods. А сервис Liquid увеличит ваш доход на двадцатку, если у вас есть старый велосипед, на котором могут покататься заезжие туристы.
Именно желанием приобщиться к share economy можно объяснить недавнюю покупку за $500 млн группой Avis Budget сервиса Zipcar, хотя в прошлом году этот стартап, занимающийся почасовой арендой автомобилей, показал ничтожную прибыль $4,7 млн и лишен главной фишки — весь его парк автомобилей находится в собственности компании. Больше перспектив у другой модели, когда людям предоставляют возможность брать машины в аренду друг у друга, — этим занимаются такие сервисы, как RelayRides и Getaround, которые вроде бы копируют Hertz или Avis, но только машин в собственности не имеют. 50 000 автомобилей, которые можно арендовать с их помощью, большую часть времени без толку стоят на дорожках у частных домов по всей Америке. Небольшую часть этого пирога имеют сервисы SideCar и Lyft, которые помогают монетизировать свободное место в частном автомобиле — взять в поездку платного пассажира.
По оценкам Forbes, оборот share economy в текущем году превысит $3,5 млрд, а деньги непосредственно перетекут из кармана в карман. Это на 25% больше, чем годом раньше, и с таким приростом это уже не побочный приработок при стагнации рынка зарплат в США, а экономический тренд разрушительной силы. Развитие технологий ускоряют движение в этом направлении. Электронный аукцион Ebay ввел систему рейтингов, которая помогает оценить надежность контрагента. С помощью Facebook можно посмотреть его профайл. Приложения к смартфонам помогают совершать транзакции, искать выгодные предложения поблизости и расплачиваться.
«Мы уходим от модели, где все завязано на собственности, и приближаемся к той, которая основана на доступе к имуществу», — говорит Лайза Гански, которая основала ресурс Ofoto и в 2001 году продала его Eastman Kodak. «Все люди, которые предоставляют подобные услуги, — предприниматели или микропредприниматели, — считает один из основоположников share economy и сооснователь Airbnb Брайан Чески. — И они уже стали более независимыми, свободными и экономически состоятельными».
Конечно, десятки стартапов, использующих этот тренд, разорятся, поскольку для площадок такого рода действует правило «победитель получает все». Но и победители должны держать оборону под натиском регуляторов и чиновников. Airbnb борется за легализацию своей деятельности в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В Калифорнии недавно были возбуждены дела против Lyft и SideCar из-за отсутствия у них лицензии. Ну и конечно, предстоит много споров из-за того, как облагать налогами деятельность таких площадок и как оградить потребителей от мошенников.
Модель Airbnb. Можно считать, что share economy зародилась в Сан-Франциско в 2008 году. Именно тогда Брайан Чески и Джо Геббиа, недавние выпускники школы дизайна Род-Айленда, переехавшие на западное побережье, решили, что могут немного подзаработать, если поселят в своих квартирах участников конференции по промышленному дизайну — на надувных кроватях. Чтобы прорекламировать свое предложение они сделали сайт Airbedandbreakfast.com. За неделю с ними связались три человека, и партнеры решили, что имеет смысл взять кредит по карточке и сделать сайт побольше, разместив на нем больше предложений. «Мы тогда и не думали, что становимся участниками новой экономики, — говорит Чески. — Мы просто решали свои проблемы. И только потом поняли, как много людей хотят того же».
Чтобы усилить техническую сторону проекта, два дизайнера привлекли Натана Блечаржика, соседа Геббиа в студенческом общежитии. Поначалу их сайт был сфокусирован на крупных мероприятиях, в преддверии которых все номера в отелях были уже забронированы, — например, съезда Демократической партии в 2008 году. В 2009 году создатели Airbnb попали в бизнес-акселератор Y Combinator в Кремниевой долине, хотя у его основателя Пола Грэма были сомнения на их счет. «Мы скептически отнеслись к этой идее, но ребята нам понравились», — говорит Грэм. Команда Airbnb получила $600 000 посевных инвестиций от Sequoia Capital.
Проект Airbnb поначалу развивался медленно. Он столкнулся с массой проблем, не последней из них было социальное неприятие самой идеи. Очень многие говорили Чески, что мысль сдавать свое жилье незнакомцам кажется им дикой. Собираясь привлечь больше предложений, команда Airbnb отправилась в 2009 году в Нью-Йорк, чтобы лично встретиться с владельцами жилья и понять, что надо исправить на сайте.
Тот год Airbnb завершил, имея 100 000 заказов (в суточном исчислении). В 2010 году сайт стал международным, и число заказов выросло до 750 000, в 2011-м на нем было продано 2 млн «ночей».
Airbnb использует брокерскую модель. Он предоставляет площадку для совершения сделок и некоторые услуги вроде клиентской поддержки, приема платежей и страховки для владельцев жилья ($1 млн). За это он берет плату — 3% с арендодателя и от 6% до 12% с арендатора в зависимости от стоимости объекта.
В прошедшем году число заказов на сайте достигло, по оценке Майкла Патчера из Wedbush Securities, 12–15 млн «ночей». Для сравнения: вся гостиничная индустрия США, по оценкам исследовательской компании STR, с января по ноябрь 2012 года продала 1 млрд «ночей». Патчер полагает, что Airbnb в будущем достигнет показателя 100 млн «ночей» в год, и тогда выручка сайта превысит $1 млрд (по итогам 2012 года ожидается в районе $150 млн).
Сосредоточившись на экспансии, сайт, возможно, принес убытки в прошедшем году, но это не страшно, если тебя завалила деньгами Кремниевая долина. Чески с партнерами на данный момент получили $120 млн от Sequoia, Greylock Partners, Andreessen Horowitz and Y Combinator. Сейчас команда Airbnb ведет переговоры о привлечении еще $150 млн. Текущая капитализация сайта составляет $2,5 млрд, а доли каждого из основателей оцениваются в $400 млн. Возможно, скоро они станут первыми миллиардерами share economy. «Потенциал очень велик, — говорит Грег Макэду из Sequoia. — Лет через двадцать мы и представить себе не сможем жизнь без совместного потребления».
Новое поколение — новая экономика? Airbnb появился в правильное время, и ему повезло с основателями. Но он также сильно выиграл от той трансформации сознания потребителей, которая происходила на протяжении последних пяти лет. Это прежде всего отношение к собственности — вероятно, это будет признано самым заметным следствием рецессии. Ее уроки коснулись базовых, глубоко укорененных вещей: занимать деньги, чтобы купить недвижимость, — сомнительное предложение, это могут подтвердить владельцы 16,5 млн заложенных домов по всей Америке. Основа «американской мечты» — владение имуществом — оказалась поколеблена. «Изменения заметны, особенно среди молодых, — подтверждает Шэннон Кинг из Национальной ассоциации риелторов. — Им особенно нравится идея свободы от собственности. Они могут часто менять место жительства, их образ жизни сравнительно гибок».
Новая парадигма повлияла и на владение «старым» имуществом. Например, разрушается стереотип, согласно которому, окончив школу, надо сразу покупать автомобиль, чтобы катать на нем друзей и девушек. Доля молодых американцев (18–34 года) в покупке новых машин упала с 16% в 2007 году до 12% в 2012-м, по оценке Лейси Плейш , главного экономиста Edmunds.com.
«Дети миллениума», растущая экономическая сила Америки, культурно запрограммированы таким образом, чтобы брать и сдавать в аренду и пользоваться вещами совместно. Они не покупают газет, а схватывают и распространяют новости через фейсбук и твиттер. Они не покупают DVD-проигрыватели, а обмениваются сериалами и шоу в торрентах. Они не покупают CD, а подписываются на музыку на сервисах вроде Spotify или Pandora (или просто крадут ее). Например, 23-летняя Сабрина Эрнандес до недавнего времени работала в Starbucks, но решила уволиться, после того как прошлой осенью начала зарабатывать по $1200 в месяц, сдавая одну комнату в своей квартире через сайт DogVacay. «Это мне приносит больше денег, чем работа в сфере обслуживания», — объясняет она.
В то время как отели выжидают, пока государство сделает за них всю грязную работу с Airbnb, другие отрасли вынуждены выкручиваться сами. Наиболее заметны успехи «автомобилистов». Уже упоминалось поглощение компанией Avis сервиса Zipcar. Daimler срочно начала развивать программу car2go, которая позволяет арендовать сити-кар Smart с поминутной оплатой. Сервис стартовал в 2009 году в немецком Гамбурге и американском Остине (штат Техас), сейчас им охвачены уже 18 городов, в том числе девять в Северной Америке. Car2go берет за аренду автомобиля 38 центов в минуту, включая плату за топливо, страховку и паркинг. Клиенты не должны возвращать машину в то место, где она была взята, и им не надо бронировать авто заранее.
Тем временем розничная сеть Home Depot почти в половине своих магазинов (их в США порядка 2000) создала отдел, в котором можно взять напрокат товары от тележек до пил и дрелей. Майкл Джонс, директор этого направления подчеркивает, что все предметы в отличном состоянии и это является конкурентным преимуществом перед предложениями об аренде от частных лиц.
А вот другой пример — сервис аренды автомобилей у частных лиц RelayRides, уже функционирующий в тысячах городов США, в который General Motors инвестировала $3 млн. Зачем? Это маркетинг. Компания рассчитывает, что человек, взявший «шевроле» в аренду, настолько полюбит эту марку, что потом ее купит. Чтобы стимулировать спрос на свои автомобили, GM пошла на то, что зачитывает стоимость аренды в плату за новый автомобиль.
Плюсы и минусы. Экономисты еще не решили, как оценить sharing economy. Они стоят перед вопросом: создается ли в результате новая стоимость или просто новые сервисы замещают существующий уже бизнес. Наверное, подходят оба ответа. Всегда возможен краткосрочный негативный эффект для экономики, поскольку в результате человек не покупает новый автомобиль. Но в долгосрочной перспективе экономика выигрывает, и это хорошо для всех. В прошлом году Airbnb заказала исследование влияния своего бизнеса на город Сан-Франциско и обнаружила «ошеломительный эффект». Поскольку предложения Airbnb оказались дешевле, чем у отелей, приезжие жили в арендованном жилье дольше и, соответственно, оставляли в городе больше денег, в среднем $1100, тогда как туристы, остановившиеся в отеле, — $840. А 14% респондентов сказали, что вообще не приехали бы в Сан-Франциско, если бы не Airbnb.
Некоторые критики Airbnb не принимают этот сервис всерьез, считая его бизнес случайным трендом, возникшим в трудное для экономики время (Airbnb признает, что 42% владельцев жилья выставили его, чтобы заработать на жизнь). Ну и, конечно, они отмечают слабые места всех аналогичных сайтов — безопасность, клиентская поддержка и качество товаров.
Остаются еще и проблемы с регуляторами: городские власти Нью-Йорка и Сан-Франциско под давлением раздраженных соседей приняли законы, ограничивающие краткосрочную аренду у частных лиц. В штате Калифорния привлекают к ответственности сервисы аренды автомобилей, которые не имеют лицензии на такси. И по разным поводам возникают проблемы с налогообложением. Впрочем, гендиректор компании SideCar Сунил Пол считает, что урегулирование налоговых претензий — это просто вопрос времени: «Власти должны осознать, что действующие правила были придуманы буквально во времена хайвеев и телефонов. А сейчас мы входим в новую эру».