Слов модных лексикон уж не пародия ли он

Вчера на предпоследнем перед выборами заседании нынешнего состава Госсовета РТ неожиданно была сформулирована долгожданная национальная идея, которая должна позволить Татарстану впредь не ждать многомиллиардных, но недолгосрочных проектов типа Универсиады или ЧМ-18, а получать экстраординарные миллиарды просто за факт своего существования.

 Я даже такой термин – “локомотивизм” – придумал, – скромно улыбаясь, сообщил автор идеи – замруководителя фракции “Единой России” Марат Хайруллин.
Предложение такое: “поработать с федеральным центром” и включить в федеральное законодательство особый статус “региона-локомотива”. Достанется он, само собой, Татарстану – ну а кому еще-то!  – и в этом качестве республика сможет безотказно брать из федерального бюджета на свои амбициозные проекты… На возвратной основе, конечно, но если на эти деньги вдруг действительно будет сделано что-нибудь полезное, то, подытожил Марат Хайруллин, “думаю, что можно ставить вопрос о списании этого кредита”.

Идея, словом, настолько проста и очевидна, что, во-первых, приходит подозрение о ее гениальности, а во-вторых, даже удивительно, что до сих пор татарстанские власти не попытались ее реализовать!

Этапы эволюции любой революционной идеи перечислил когда-то Махатма Ганди: “Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь”. Вчера, судя по реакции зала, идея г-на Хайруллина, едва будучи озвученной, сразу завоевала уже вторую ступеньку этой эволюционной лестницы… Так что если ее осмысление и дальше пойдет с такой скоростью, Госсовет Татарстана в следующем – пятом созыве уже, глядишь, будет называться Госсоветом Локомотивстана…

Что не обманывает бюджетных финансистов, так это прошлое. Вчера парламент утвердил отчет об исполнении татарстанского бюджета-2013, доходы которого с момента принятия закона о бюджете до момента принятия отчета выросли с 128,3 до почти 172 млрд рублей.

Из 43,7 сверхпланового миллиарда самую значительную часть (около 26 млрд рублей) составили в 2013 году дополнительные поступления из федерального бюджета. И бюджет-2014, доходы которого Госсовет РТ вчера также откорректировал в сторону повышения (на 8,7 млрд рублей по сравнению с первоначальным законом о бюджете), также прирос преимущественно федеральными трансфертами. 
Кого-то это могло навести на мысль, что новейшая идея локомотивизма уже дошла до последней стадии, т.е. побеждает… На самом деле, как объяснили “ВК” в Минфине РТ, как бы неплановые миллиарды валятся на Татарстан вследствие особенностей как раз планирования. Например, деньги на поддержку сельхозпроизводителей в регионах (а это традиционно лидер затрат) при верстке бюджета РФ входят не в региональные бюджеты, как логично было бы ожидать, а в федеральный минсельхоз, а уж сколько из него потом выйдет и дойдет до регионов – сие столь же мало поддается научному планированию, как дождь на полях…  

Депутаты утвердили вчера и отчет татарстанского Фонда обязательного медстрахования за 2013 год. Его исполнительный директор Алсу Мифтахова не удержалась от критики финансируемого этим фондом здравоохранения. В Татарстане, напомнила она, создано 15 специализированных сосудистых центров, в них пролечено 11,8 тыс. больных, из которых порядка 1,5 тысячи – непрофильные; при этом 2,6 тыс. татарстанцев были госпитализированы с инсультом в обычные ЦРБ, не имеющие ни специалистов, ни техники…

Депутат-коммунист Рафаил Нурутдинов добавил, что “многие люди, например, в Набережных Челнах, жалуются, что в одних и тех же кабинетах УЗИ платно можно хоть сейчас попасть, а бесплатно – долгая очередь”. Алсу Мифтахова объяснила, что существовавшее прежде  “разделение потоков” платных и бесплатных пациентов упразднено решением федерального минздрава. “Мы обратимся в Кабмин РТ, – пообещала она, – чтобы он вышел с инициативой на федеральный уровень…”

Фарид Мухаметшин тут же подхватил эту тему и даже напомнил  Ильдару Халикову, что сейчас как раз тот редкий момент, когда ропот населения может заинтересовать власть:

– Начинается напряжение в обществе. Я сейчас уже говорю про избирательную кампанию…

А предложение другого члена фракции КПРФ – Артема Прокофьева – создало напряжение внутри самого парламента. Его законопроект о защите прав дольщиков, пострадавших от недобросовестных застройщиков, предполагает, в частности, бесплатное предоставление земельных участков под строительство тем застройщикам, которые возьмутся достроить дома для обманутых. Правовые управления Госсовета и аппарата президента РТ, прокуратура и Минюст РТ сочли, что этот проект противоречит федеральному законодательству и “может создать условия для злоупотребления правами”.  

– У Свердловской, Кировской областей эти нормы – действующий закон, а у нас они противоречат федеральному законодательству! – удивился Артем Прокофьев и тут же вручил Фариду Мухаметшину соответствующие законы названных регионов.

– Спасибо, – кротко отреагировал спикер, – облагодетельствовал…

– Мне не нравится, что вы даете оценку работе правового управления и прокуратуры! – взорвался член фракции “Единой России” Николай Рыбушкин. – Вы хоть с ними встречались? Так какое право имеете им давать оценку?!

– Выключите микрофоны обоим, а то они перегреваются! – вмешался г-н Мухаметшин. Но тут же не удержался и сам: – Не встречаясь, оценку даете… это неэтично!

То есть спикер тоже успел-таки перегреться, правда, только с одной стороны. Дальше он сообщил, что “это впервые в моей практике”, что официальных рецензентов законов “обвинили в некомпетентности”, и предположил, что “ни одна рука не поднимется” голосовать за проект Прокофьева. Но за этот проект проголосовали 25 депутатов при 44 против… “Как бы не навредить тем субъектам, где приняли законы соответствующие, – вполголоса то ли посожалел, то ли просигнализировал г-н Мухаметшин, обращаясь к прокурору Татарстана: – Илдус, как бы не поотменяли там эти законы…”

Источник

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Скажут: это портрет Онегина. Пожалуй, и так; но это еще более говорит. в пользу нравственного превосходства Онегина, потому что он узнал себя в портрете, который, как две капли воды, похож на столь многих, но в котором узнают себя столь немногие, а большая часть «украдкою кивает на Петра». Онегин не любовался самолюбиво этим портретом, но глухо страдал от его поразительного сходства с детьми нынешнего века. Не натура, не страсти, не заблуждения личные сделали Онегина похожим на этот портрет, а век.

Связь с Ленским – этим юным мечтателем, который так понравился нашей публике, всего громче говорит против мнимого бездушия Онегина. Онегин презирал людей,

Но правил нет без исключений:

Иных он очень отличал,

И вчуже чувство уважал.

Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, еще в сужденьях зыбкий,

И вечно вдохновенный взор, —

Онегину все было ново,

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь, в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Дело говорит само за себя: гордая холодность и сухость, надменное бездушие Онегина как человека произошли от грубой неспособности многих читателей понять так верно созданный поэтом характер. Но мы не остановимся на этом и исчерпаем весь вопрос.

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? – Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще;

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится? Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной?

Иль просто будет добрый малой,

Как вы да я, как целый свет?

По крайней мере мой совет:

Отстать от моды обветшалой.

Довольно он морочил свет… —

Знаком он вам? – «И да и нет».

– Зачем же так неблагосклонно

Вы отзываетесь о нем?

За то ль, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем,

Что пылких душ неосторожность

Самолюбивую ничтожность

Иль оскорбляет, иль смешит;

Что ум, любя простор, теснит;

Что слишком часто разговоры

Принять мы рады за дела,

Что глупость ветрена и зля,

Что важным людям важны вздоры,

И что посредственность одна

Ним по плечу и не странна?

Слажен, кто смолоду был молод,

Влажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался;

Кто черни светской не чуждался;

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов;

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился;

О ком твердили целый век:

N. N. прекрасный человек.

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинного толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Эти стихи – ключ к тайне характера Онегина. Онегин – не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто – «добрый малой, как вы да я, как целый свет». Поэт справедливо называет «обветшалою модою» везде находить или везде искать все гениев да необыкновенных людей. Повторяем: Онегин – добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет- в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его «безнравственным», но и отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному. Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды – воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от пашей воли зависящих обстоятельств:

Два дни ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий – рощи, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Пи карт, пи балов, пи стихов.

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Источник

     Ðîìàí â ñòèõàõ (À. Ñ. Ïóøêèí) Òîì 2
     Èçäàòåëüñòâî “Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà” ã. Ìîñêâà 1986 ã.
     Ñîêðàù¸ííûé âàðèàíò (Çîÿ Ñêîáöîâà)

                ÃËÀÂÀ ÏßÒÀß

                5.1.
                Ñòð. 259
     Â òîò ãîä îñåííÿÿ ïîãîäà
     Ñòîÿëà äîëãî íà äâîðå.
     Çèìû æäàëà, æäàëà ïðèðîäà.
     Ñíåã âûïàë òîëüêî â ÿíâàðå.

                Ñòð. 260
     Çèìà! Êðåñòüÿíèí, òîðæåñòâóÿ,
     Íà äðîâíÿõ îáíîâëÿåò ïóòü,
     Åãî ëîøàäêà, ñíåã ïî÷óÿ,
     Ïëåò¸òñÿ ðûñüþ êàê – íèáóäü;
     Áðàçäû ïóøèñòûÿ âçðûâàÿ,
     Ëåòèò êèáèòêà óäàëàÿ;
     ßìùèê ñèäèò íà îáëó÷êå
     Â òóëóïå, êðàñíîì êóøàêå.
     Âîò áåãàåò äâîðîâûé ìàëü÷èê,
      ñàëàçêè Æó÷êó ïîñàäèâ,
     Ñåáÿ â êîíÿ ïðåîáðàçèâ;
     Øàëóí óæ çàìîðîçèë ïàëü÷èê;
     Åìó è ãðóñòíî è ñìåøíî,
     À ìàòü ãðîçèò åìó â îêíî.
                Ñòð. 261
     Òàòüÿíà âåðèëà ïðåäàíüÿì
     Ïðîñòîíàðîäíîé ñòàðèíû,
     È ñíàì, è êàðòî÷íûì ãàäàíüÿì,
     È ïðåäñêàçàíèÿì ëóíû.
                – 21 –

     Îíà äðîæàëà è áëåäíåëà,
     Êîãäà ïàäó÷àÿ çâåçäà
     Ïî íåáó ò¸ìíîìó ëåòåëà…
    
     Èëü áûñòðûé çàÿö ìåæ ïîëåé
     Ïðåáåãàë äîðîãó åé,
     Íå çíàÿ, ÷òî íà÷àòü ñî ñòðàõà,
     Ïðåä÷óñòâèé ãîðåñòíûõ ïîëíà,
     Æäàëà íåñ÷àñòüÿ óæ îíà.

                5.2.
                Ñòð. 270
     Íà ìèã óìîëêëè ðàçãîâîðû;
     Óñòà æóþò. Ñî âñåõ ñòîðîí
     Ãðåìÿò òàðåëêè è ïðèáîðû
     Äà ðþìîê ðàçäà¸òñÿ çâîí.

     Âäðóã äâåðè íàñòåæü. Ëåíñêèé âõîäèò,
     È ñ íèì Îíåãèí. “Àõ, òâîðåö! –
     Êðè÷èò õîçÿéêà: – íàêîíåö!”

     Ñàæàþò ïðÿìî ïðîòèâ Òàíè…
                ÑÒÐ. 272
     Êîíå÷íî, íå îäèí Åâåíèé
     Ñìÿòåíüå Òàíè âèäåòü ìîã.

     Ïîøëè ïðèâåòû, ïîçäðàâëåíüÿ;
     Òàòüÿíà âñåõ áëàãîäàðèò.
     Êîãäà æå äåëî äî Åâãåíüÿ
                – 22 –

     Äîøëî,
                Ñòð. 273
                Îí ìîë÷à ïîêëîíèëñÿ åé,
     Íî êàê – òî âçîð åãî î÷åé
     Áûë ÷óäíî íåæåí. Îò òîãî ëè,
     ×òî îí è âïðàâäó òðîíóò áûë,
     Èëü îí, êîêåòñòâóÿ, øàëèë,

     Íî âçîð ñåé íåæíîñòü èúÿâèë:
     Îí ñåðäöå Òàíè îæèâèë.
                Ñòð. 174
     Âäðóã èç – çà äâåðè â çàëå äëèííîé
     Ôàãîò è ôëåéòà ðàçäàëèñü.
     Îñòàâÿ ÷àøêó ÷àÿ ñ ðîìîì,
     Ïîäõîäèò ê Îëüãå Ïåòóøêîâ,
     Ê Òàòüÿíå Ëåíñêèé;

     ×åòà ìåëüêàåò çà ÷åòîé.
     Ê ìèíóòå ìùåíüÿ ïðèáëèæàÿñü,
     Îíåãèí, âòàéíå óñìåõàÿñü,
                Ñòð. 275
     Ïîäõîäèò ê Îëüãå. Áûñòðî ñ íåé
     Âåðòèòñÿ îêîëî ãîñòåé.
     Ïîòîì íà ñòóë å¸ ñàæàåò,
     Çàâîäèò ðå÷ü î òîì, î ñ¸ì;
     Ñïóñòÿ ìèíóòû äâå ïîòîì
     Âíîâü ñ íåþ âàëüñ îí ïðîäîëæàåò;
     Âñå â èçóìëåíüè. Ëåíñêèé ñàì
     Íå âåðèò ñîáñòâåííûì ãëàçàì.

                – 23 –

                5.3.
     Â íåãîäîâàíèè ðåâíèâîì
     Ïîýò êîíöà ìàçóðêè æä¸ò
     È â êîòèëüîí å¸ çîâ¸ò.
                Ñòð. 276
     Íî åé íåëüçÿ. Íåëüçÿ? Íî ÷òî æå?
     Äà Îëüãà ñëîâî óæ äàëà
     Îíåãèíó. Î, Áîæå, Áîæå!
    
     Êîêåòêà, âåòðåíûé ðåá¸íîê!
     Óæ õèòðîñòü âåäàåò îíà,
     Óæ èçìåíÿòü íàó÷åíà!
     Íå â ñèëàõ Ëåíñêèé ñíåñòü óäàðà;

     Âûõîäèò, òðåáóåò êîíÿ
     È ñêà÷åò. Ïèñòîëåòîâ ïàðà,
     Äâå ïóëè – áîëüøå íè÷åãî –
     Âäðóã ðàðåøàò ñóäüáó åãî.

                ÃËÀÂÀ ØÅÑÒÀß

                6.1.
     Çàìåòèâ, ÷òî Âëàäèìèð ñêðûëñÿ,
     Îíåãèí, ñêóêîé âíîâü ãîíèì;
     Çà íèì è Îëåíüêà çåâàëà,
     Ãëàçàìè Ëåíñêîãî èñêàëà,
                Âñåì íóæåí
     Ïîêîéíûé ñîí. Îíåãèí ìîé
     Îäèí óåõàë ñïàòü äîìîé.
                – 24 –

                6.2.
                Ñòð. 278
     Çàðåöêèé, íåêîãäàáóÿí,
     Êàðò¸æíîé øàéêè àòàìàí,
                Ñòð. 279
     Îíåãèíó, îñêëàáÿ âçîð,
     Âðó÷èë çàïèñêó îò ïîýòà.
     Ê îêíó Îíåãèí ïîäîø¸ë
     È ïðî ñåáÿ å¸ ïðî÷¸ë.
     Òî áûë ïðèÿòíûé, áëàãîðîäíûé,
     Êîðîòêèé âûçîâ.
     Ó÷òèâî, ñ ÿñíîñòüþ õîëîäíîé
     Çâàë äðóãà Ëåíñêèé íà äóýëü.
     Îíåãèí ñ ïåðâîãî äâèæåíüÿ,
     Ê ïîñëó òàêîãî ïîðó÷åíüÿ
             
                Ñòð. 280
     Îáîðîòÿñü, áåç ëèøíèõ ñëîâ
     Ñêàçàë, ÷òî îí âñåãäà ãîòîâ.
     Çàðåöêèé âñòàë áåç îáúÿñíåíèé
     È òîò÷àñ âûøåë; íî Åâãåíèé
     Íàåäèíå ñ ñâîåé äóøîé
     Áûë íåäîâîëåí ñàì ñîáîé.

     Îí ìîã áû ÷óâñòâà îáíàðóæèòü,
     À íå ùåòèíèòüñÿ, êàê çâåðü;
     Íî ø¸ïîò , õîõîòíÿ ãëóïöîâ…
     È âîò îáùåñòâåííîå ìíåíüå!
     Ïðóæèíà ÷åñòè, íàø êóìèð!
     È âîò íà ÷¸ì âåðòèòñÿ ìèð!
                – 25 –

                6.3.
                Ñòð. 281
     Ðåøàñü êîêåòêó íåíàâèäåòü,
     Êèïÿùèé Ëåíñêèé íå õîòåë
     Ïðåä ïîåäèíêîì Îëüãó âèäåòü.

     Íàâñòðå÷ó áåäíîãî ïåâöà
     Ïðûãíóëà Îëåíüêà ñ êðûëüöà.
     Ðåýâà, áåñïå÷íà, âåñåëà,
     Íó, òî÷íî òà æå, ÷òî áûëà.

                Ñòð. 282
     Îí âèäèò: îí åù¸ ëþáèì;
     Óæ îí ðàñêàÿíüåì òîìèì,
     Ãîòîâ ïðîñèòü ó íåé ïðîùåíüÿ,
                Ñòð. 283
     Íî ïîçäíî. Âðåìÿ åõàòü, ñæàëîñü
      í¸ì ñåðäöå, ïîëíîå òîñêîé.

     Äîìîé ïðèåõàâ, ïèñòîëåòû
     Îí îñìîòðåë, ïîòîì âëîæèë
     Îïÿòü èõ â ÿùèê è,
                Áåð¸ò ïåðî; åãî ñòèõè
     Ïîëíû çàáàâíîé ÷åïóõè.

                6.4.
     “Êóäà, êóäà Âû óäàëèëèñü,
     Âåñíû ìîåé çëàòûå äíè?
     ×òî äåíü ãðÿäóùèé ìíå ãîòîâèò?
     Åãî íàïðàñíî âçîð ìîé ëîâèò,
                – 26 –

                Ñòð. 284
     Â ãëóáîêîé ìãëå òàèòñÿ îí.
     Íåò íóæäû; ïðàâ ñóäüáû çàêîí.
     Ïàäó ëè ÿ, ñòðåëîé ïðîíç¸ííûé
     Èëü ìèìî ïðîëåòèò îíà
     Ïðèõîäèò ÷àñ îïðåäåë¸ííûé;
     Áëàãîñëîâåí è äåíü çàáîò,
     Áëàãîñëîâåí è òüìû ïðèõîä!

     Áëåñí¸ò çàóòðà ëó÷ äåííèöû
     È çàèãðàåò ÿðêèé äåíü;
     À ÿ, áûòü ìîæåò, ÿ ãðîáíèöû
     Ñîéäó â òàèíñòâåííóþ ñåíü,
     È ïàìÿòü þíîãî ïîýòà
     Ïîãëîòèò ìåäëåííàÿ Ëåòà,
     Çàáóäåò ìèð ìåíÿ; íî òû
     Ïðè䏸ü ëè, äåâà êðàñîòû,
     Ñëåçó ïðîëèòü íàä ðàííåé óðíîé
     È äóìàòü: Îí ìåíÿ ëþáèë,
     Îí ìíå åäèíîé ïîñâÿòèë
     Ðàññâåò ïå÷àëüíîé æèçíè áóðíîé!…
     Ñåðäå÷íûé äðóã, æåëàííûé äðóã,
     Ïðèäè, ïðèäè: ÿ òâîé ñóïðóã!…”

                – 27 –

               
                6.5.
     Ñêëîíÿñü óñòàëîé ãîëîâîþ
     Òèõîíüêî Ëåíñêèé çàäðåìàë;

     “Ïîðà âñòàâàòü: ñåäüìîé óæ ÷àñ,
     Îíåãèí âåðíî æä¸ò óæ íàñ”.
                Ñòð. 285
     Íî îøèáàëñÿ îí: Åâãåíèé
     Ñïàë â ýòî âðåìÿ ì¸ðòâûì ñíîì.

     Îïåðøèñü íà ïëîòèíó Ëåíñêèé
     Äàâíî íåòåðïåëèâî æäàë;

     Èä¸ò Îíåãèí ñ èçâèíåíüåì.

                Ñòð. 286
     Âðàãè! Äàâíî ëè äðóã îò äðóãà
     Èõ æàæäà êðîâè îòâåëà?
     Äàâíî ëü îíè ÷àñû äîñóãà,
     Òðàïåçó, ìûñëè è äåëà
     Äåëèëè äðóæíî? Íûíå çëîáíî,
     Ãîòîâÿò ãèáåëü õëàäíîêðîâíî…
     Íå çàñìåÿòüñÿ ëü èì, ïîêà
     Íå îáàãðèëàñü èõ ðóêà,
     Íå ðàçîéòèñü ëè ïîëþáîâíî?
     Íî äèêî ñâåòñêàÿ âðàæäà
     Áîèòñÿ ëîæíîãî ñòûäà.

                6.6.
     Âîò ïèñòîëåòû óæ áëåñíóëè,

                – 28 –

                Ñòð. 287
     Çàðåöêèé òðèäöàòü äâà øàãà
     Îòìåðèë ñ òî÷íîñòüþ îòìåííîé,
     Äðóçåé ðàçâ¸ë ïî êðàéíèé ñëåä,
     È êàæäûé âçÿë ñâîé ïèñòîëåò

     “Òåïåðü ñõîäèòåñü”.
                Õëàäíîêðîâíî,
     Åù¸ íå öåëÿ, äâà âðàãà
     ×åòûðå ïåðåøëè øàãà,
     ×åòûðå ñìåðòíûå ñòóïåíè.
     Ñâîé ïèñòîëåò òîãäà Åâãåíèé,
     Íå ïðåñòàâàÿ íàñòóïàòü,
     Ñòàë òèõî ïåðâûé ïîäûìàòü.
     Âîò ïÿòü øàãîâ åù¸ ñòóïèëè,
     È Ëåíñêèé æìóðÿ ëåâûé ãëàç,
     Ñòàë òàêæå öåëèòü – íî êàê ðàç
     Îíåãèí âûñòðåëèë… ïîýò
     Ðîíÿåò ìîë÷à ïèñòîëåò.

     Îíåãèí ê þíîøå ñïåøèò,
     Ãëÿäèò, çîâ¸ò åãî… íàïðàñíî;
     Åãî óæ íåò. Ìëàäîé ïåâåö
     Íàø¸ë áåçâðåìåííûé êîíåö!

                Ñòð.289
      òîñêå ñåðäå÷íûõ óãðûçåíèé,
     Ðóêîþ ñòèñíóâ ïèñòîëåò,
     Ãëÿäèò íà Ëåíñêîãî Åâãåíèé.
     “Íó, ÷òî æ?” óáèò”, – ðåøèë ñîñåä.
                – 29 –

     Óáèò!…
                Ñèì ñòðàøíûì âîñêëèöàíüåì
     Ñðàæ¸í, Îíåãèí ñ ñîäðîãàíüåì
     Îòõîäèò è ëþäåé çîâ¸ò.
     Çàðåöêèé áåðåæíî êëàä¸ò
     Íà ñàíè òðóï îëåäåíåëûé.

                ÃËÀÂÀ ÑÅÄÜÌÀß
               
                7.1.
                Ñòð.293
     Ãîíèìû âåøíèìè ëó÷àìè
     Ñ îêðåñòíûõ ãîð óæå ñíåãà
     Ñáåæàëè ìóòíûìè ðó÷üÿìè
     Íà ïîòåïëåâøèå ëóãà.

                Ñòð. 296
     Ìîé áåäíûé Ëåíñêèé, èçíûâàÿ,
     Íåäîëãî ïëàêàëà îíà,
     Åãî íåâåñòà ìîëîäàÿ
     Ñâîåé ïå÷àëè íåâåðíà.
     Äðóãîé óâë¸ê å¸ âíèìàíüå,
     Äðóãîé óñïåë å¸ ñòðàäàíüå
     Ëþáîâíîé ëåñòüþ óñûïèòü

     È âîò óæ ñ íèì ïðåä àëòàð¸ì
     Îíà ñòûäëèâî ïîä âåíöîì
     Ñòîèò ñ ïîêðûòîé ãîëîâîþ,
     Ñ îãí¸ì â ïîòóïëåííûõ î÷àõ,
                – 30 –

     Ñ óëûáêîé ë¸ãêîé íà óñòàõ.
                7.2.
                Ñòð. 297
     È âîò îíà îäíà, îäíà Òàòüÿíà,

                Ñòð. 298
     Êàê òåíü îíà áåç öåëè áðîäèò

     È â îäèíî÷åñòâå æåñòîêîì
     Ñèëüíåå ñòðàñòü å¸ ãîðèò,
     È îá Îíåãèíå äàë¸êîì
     Åé ñåðäöå ãðîì÷å ãîâîðèò.

                Ñòð.299
     “Óâèäåòü áàðñêèé äîì íåëüçÿ ëè?” –
     Ñïðîñèëà Òàíÿ.

                Ñòð.300
     Òàòüÿíà âçîðîì óìèëåííûì
     Âîêðóã ñåáÿ íà âñ¸ ãëÿäèò
     È âñ¸ åé êàæåòñÿ áåñöåííûì.

     Òàòüÿíà äîëãî â êåëüå ìîäíîé
     Êàê î÷àðîâàíà ñòîèò.
     Íî ïîçäíî.
                È Òàíÿ, ñêðûâ ñâî¸ âîëíåíüå,
     Ïóñêàåòñÿ â îáðàòíûé ïóòü.
     Íî ïðåæäå ïðîñèò ïîçâîëåíüÿ
     Ïóñòûííûé çàìîê íàâåùàòü,
     ×òîá êíèæêè çäåñü îäíîé ÷èòàòü.
                – 31 –
 

                Ñòð. 301
     Òàòüÿíà ñ êëþ÷íèöåé ïðîñòèëàñü
     Çà âîðîòàìè. ×åðåç äåíü
     Óæ óòðîì ðàíî âíîâü ÿâèëàñü.

     È â ìîë÷àëèâîì êàáèíåòå,
     Çàáûâ íà âðåìÿ âñ¸ íà ñâåòå,
     Îñòàëàñü, íàêîíåö, îäíà
     È äîëãî ïëàêàëà îíà.
     Ïîòîì çà êíèãè ïðèíÿëàñÿ
     Òàòüÿíà æàäíîþ äóøîé
     È åé îòêðûëñÿ ìèð èíîé.

                7.3.
                Ñòð. 302
     È íà÷èíàåò ïîíåìíîãó
     Ìîÿ Òàòüÿíà ïîíèìàòü
     Òåïåðü ÿñíåå – ñëàâà Áîãó –
     Òîãî, ïî êîì îíà âçäûõàòü
     Îñóæäåíà ñóäüáîþ âëàñòíîé;
     ×óäàê ïå÷àëüíûé è îïàñíûé,
     Ñîçäàíüå àäà èëü íåáåñ?

     ×óæèõ ïðè÷óä èñòîëêîâàíüå,
     Ñëîâ ìîäíûõ ïîëíûé ëåêñèêîí,
     Óæ íå ïàðîäèÿ ëè îí?
     Óæåëü çàãàëêó ðàçðåøèëà?
     Óæåëè ñëîâî íàéäåíî?

     ×àñû áåãóò; îíà çàáûëà,
                – 32 –

                7.4.
     ×òî äîìà æäóò å¸ äàâíî,
     ×òî ñîáðàëèñÿ äâà ñîñåäà
     È ãäå îá íåé èä¸ò áåñåäà.
     – “Êàê áûòü? Òàòüÿíà íå äèòÿ, –
     Ñòàðóøêà ìîëâèëà êðÿõòÿ, –
     Âåäü Îëåíüêà å¸ ìîëîæå,
     Ïðèñòðîèòü äåâóøêó, åé – åé,
     Ïîðà, à ÷òî ìíå äåëàòü ñ íåé?
     Âñåì íàîòðåç îäíî è òî æå
     Íåéäó. È âñ¸ ãðóñòèò îíà
     Äà áðîäèò ïî ëåñàì îäíà.

                Ñòð. 303
     “Íå âëþáëåíà ëü îíà?” – Â êîãî æå?

     “×òî æ, ìàòóøêà? Çà ÷åì æå ñòàëî?
     Â Ìîñêâó íà ÿðìàðêó íåâåñò!
     Òàì, ñëûøíî, ìíîãî ïðàçäíûõ ìåñò”.

     Ñòàðóøêà î÷åíü ïîëþáèëà
     Ñîâåò ðàçóìíûé è áëàãîé;
     Ñî÷ëàñü è òóò æå ïîëîæèëà
     Â Ìîñêâó îòïðàâèòüñÿ çèìîé.
     È Òàíÿ ñëûøèò íîâîñòü ýòó.

     Î ñòðàõ! Íåò ëó÷øå è âåðíåé
     Â ãëóøè ëåñîâ îñòàòüñÿ åé.

                – 33 –

                7.5.
                Ñòð. 304
     Âîò âåòåð òó÷è íàãîíÿÿ,
     Äîõíóë, çàâûë – è âîò ñàìà
     Èä¸ò âîëøåáíèöà çèìà.

     Ïðèøëà, ðàññûïàëàñü; êëîêàìè
     Ïîâèñëà íà ñóêàõ äóáîâ;
     Ëåãëà âîëíèñòûìè êîâðàìè
     Ñðåäè ïîëåé, âîêðóã õîëìîâ;
     Áðåãà ñ íåäâèæíîþ ðåêîþ
     Ñðàâíÿëà ïûøíîé ïåëåíîþ;
     Áëåñíóë ìîðîç. È ðàäû ìû
     Ïðîêàçàì ìàòóøêè çèìû.
     Íå ðàäî åé ëèøü ñåðäöå Òàíè.

                Ñòð. 305
     Ïîäíÿëñÿ øóì, ïðîùàëüíûé ïëà÷:
     Âåäóò íà äâîð îñüìíàäöàòü êëÿ÷.

     Â âîçîê áîÿðñêèé èõ âïðÿãàþò,
     Ãîòîâÿò çàâòðàê ïîâàðà…

     “Ïðîñòè ïðèþò óåäèíåííûé!
     Óâèæó ëü Âàñ?..” È ñë¸ç ðó÷åé
     Ó Òàíè ëü¸òñÿ èç î÷åé.

                Ñòð.306
     Ê íåñ÷àñòüþ Ëàðèíà òàùèëàñü,
     Áîÿñü ïðîãîíîâ äîðîãèõ
                – 34 –

     Íå íà ïî÷òîâûõ, íà ñâîèõ
     È íàøà äåâà íàñëàäèëàñü
     Äîðîæíîé ñêóêîþ âïîëíå:
     Ñåìü ñóòîê åõàëè îíå.

                Ñòð.307
     Êàê ÷àñòî â ãîðåñòíîé ðàçëóêå,
     Â ìîåé áëóæäàþùåé ñóäüáå,
     Ìîñêâà… ÿ äóìàë î òåáå!
     Ìîñêâà… êàê ìíîãî â ýòîì çâóêå
     Äëÿ ñåðäöà ðóññêîãî ñëèëîñü!
     Êàê ìíîãî â í¸ì îòîçâàëîñü!

     Âîò, îêðóæ¸í ñâîåé äóáðàâîé,
     Ïåòðîâñêèé çàìîê. Ìðà÷íî îí
     Íåäàâíåþ ãîðäèòñÿ ñëàâîé.
     Íàïðàñíî æäàë Íàïîëåîí,
     Ïîñëåäíèì ñ÷àñòüåì óïîåííûé,
     Ìîñêâû êîëåíîïðåêëîí¸ííîé
     Ñ êëþ÷àìè ñòàðîãî êðåìëÿ:
     Íåò, íå ïîøëà Ìîñêâà ìîÿ
     Ê íåìó ñ ïîâèííîé ãîëîâîþ.
     Íå ïðàçäíèê, íå ïðè¸ìíûé äàð,
     Îíà ãîòîâèëà ïîæàð
     Íåòåðïåëèâîìó ãåðîþ.
     Îòñåëå, â äóìó ïîãðóæ¸í,
     Ãëÿäåë íà ãðîçíûé ïëàìåíü îí.

                Ñòð. 309
     È âîò: ïî ðîäñòâåííûì îáåäàì
                – 35 –

     Ðàçâîçÿò Òàíþ êàæäûé äåíü.

                Ñòð. 311
     Íî Òàíÿ, ñëîâíî êàê âî ñíå,
     Èõ ðå÷è ñëûøèò áåç ó÷àñòüÿ.

     Àðõèâíû þíîøè òîëïîþ
     Íà Òàíþ ÷îïîðíî ãëÿäÿò;

                Ñòð. 312
     Îá íåé, ïîïðàâÿ ñâîé ïàðèê,
     Îñâåäîìëÿåòñÿ ñòàðèê.

     Ÿ ïðèâîçÿò è â Ñîáðàíüå,
     Òàì òåñíîòà, âîëíåíüå, æàð,
     Ìóçûêè ãðîõîò, ñâå÷ áëèñòàíüå,
     Ìåëüêàíüå, âèõîðü áûñòðûõ ïàð.

                Ñòð. 313
     Òàòüÿíà ñìîòðèò è íå âèäèò,
     Âîëíåíüå ñâåòà íåíàâèäèò;
     À ãëàç ìåæ òåì ñ íå¸ íå ñâîäèò
     Êàêîé – òî âàæíûé ãåíåðàë.
     Äðóã äðóãó ò¸òóøêè ìèãíóëè
     È ëîêòåì Òàíþ âðàç òîëêíóëè,

                Ñòð. 314
     Íî çäåñü ñ ïîáåäîþ ïîçäðàâèì
     Òàòüÿíó ìèëóþ ìîþ.

                – 36 –
               
               

Источник