Слова стареют не случайно милосердие что оно не модно

(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
(З)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.
(9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно — не модно? (12)Не нужно?
(13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
(16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
(2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
(27)И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
(37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.
(40)Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.
(По Д. Гранину)

Показать текст целиком

Милосердие и сострадание… Что означают эти слова для человека? Заслуживает ли падший человек прощения и помощи?
Над этими вопросами задумывались многие философы и писатели. Один из них – Д.Гранин. Именно проблему милосердия и милости к падшим он поднимает в одной из своих статей.
Безусловно, данная проблема была и остаётся ‘вечной’ на протяжении всей истории человечества. Поэтому автор хочет привлечь к ней разум и душу читателя.
Д.Гранин сильно взволнован ‘отказом’ общества от такого фундаментального нравственного понятия, как милосердие. По его мнению, люди считают это понятие устаревшим, что проявляется во многом: от пометок в словарях до запрета соответствующих тем в литературе. Причина этому – тяжелые периоды раскулачивания и репрессий, заставившие многих забыть о милосердии. Чтобы показать насколько этот ‘отказ’ ощибочен, автор вспоминает произведения величайших русских писателей, чьи произведения во многом пронизаны милосердием и милостью к падшим. 
Д.Гранин считает, что милосердие – это то, в чём общество нуждается больше всего, а главная роль литературы – пробудить в людях сострадание и милость к падшим. ‘К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ни

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 19 из 24

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Источник

Цели урока:

Образовательная:

  • Повторить и закрепить знания о приемах сжатия
    текста
  • Учить сокращать текст, выделяя главное
  • Учить написанию сжатого изложения
  • Продолжить работу по отработке безошибочного
    письма

Развивающие:

  • Активизировать мыслительную деятельность
    учащихся
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти,
    культуры речи
  • Развитие приемов работать самостоятельно

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к русскому
    языку

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать
сжатое изложение.

3. Повторение.

– Какое изложение называют cжатым?

Краткое изложение исходного текста. Передается
только основная информация, подробности
исключаются.

– Назовите основные приемы сжатия текста?

  • исключение второстепенной информации,
    повторов, подробностей, деталей
  • обобщение единичных явлений и фактов:
    свертывание информации на основе ее обобщения
  • сочетание исключения и обобщения

– Вспомним алгоритм написания сжатого
изложения:

  1. Прослушать текст, определить тему текста (о чем
    текст)
  2. Сформулируйте основную мысль текста (чему учит
    текст, ради чего написан)
  3. Разбить текст на части, составьте план текста
  4. Определить микротему каждой части
  5. Найти ключевые слова в каждой части текста,
    передающие главную информацию
  6. Подумать, что можно исключить из каждой части,
    от каких подробностей отказаться, что можно
    обобщить.
  7. Обдумать средства связи между частями.
  8. Записать сокращенный (сжатый) текст

4. Прослушивание текста.

Наши разговоры о нравственности часто носят
слишком общий характер. А нравственность состоит
из конкретных вещей – из определённых чувств,
свойств, понятий. Одно из таких чувств- чувство
милосердия. Термин для большинства старомодный,
непопулярный сегодня и даже как будто
отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное
лишь прежним временам.

Слова стареют не случайно. Как же получилось,
что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось
запущенным. Мне могут возразить, приведя немало
примеров трогательной отзывчивости,
соболезнования, истинного милосердия. Трагедия в
Чернобыле всколыхнула народ и душу народную.
Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие
чувства, люди вызывались помогать и помогали-
деньгами, всем, чем могли. Это, конечно,
проявление всенародного милосердия, которое
свойственно нашему народу, так всегда помогали
погорельцам, так помогали во время голода,
неурожая.

Но Чернобыль, землетрясения, наводнения-
аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и
сочувствие требуются в нормальной, будничной
жизни от человека к человеку. Постоянная
готовность помочь другому воспитывается, может
быть, требованием, напоминанием о соседях,
друзьях, нуждающихся в этом.

Уверен, что человек рождается со способностью
откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство
врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с
душой. Но если это чувство не употребляется, не
упражняется, оно слабеет и атрофируется. Изъять
милосердие – значит лишить человека одного из
важнейших проявлений нравственности.

Д.Гранин.

5. Работа по содержанию текста

  1. К какому типу речи относится текст? Рассуждение
  2. Определите тему текста. Милосердие.
  3. Сформулируйте основную мысль текста.
    Милосердие необходимо в повседневной жизни
  4. Разбейте текст на абзацы
  5. В каждой части найдите ключевые слова
  6. Сформулируйте микротему каждой части
  7. Прослушайте текст второй раз.
 Ключевые слова.Микротема.
1Наши разговоры о нравственности часто
носят слишком общий характер. А нравственность
состоит из конкретных вещей – из
определённых чувств., свойств, понятий. Одно
из таких чувств- чувство милосердия. Термин для
большинства старомодный, непопулярный сегодня и
даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто
свойственное лишь прежним временам.
Милосердие-одно из проявлений
нравственности, но термин этот старомодный.
2Слова стареют не случайно. Как же
получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло,
оказалось запущенным. Мне могут возразить,
приведя немало примеров трогательной
отзывчивости, соболезнования, истинного
милосердия. Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ
и душу народную. Бедствие проявило у людей
самые добрые, горячие чувства, люди вызывались
помогать и помогали- деньгами, всем, чем
могли. Это, конечно, проявление
всенародного милосердия, которое
свойственно нашему народу, так всегда помогали
погорельцам, так помогали во время голода,
неурожая.
Что значит всенародное милосердие.
3Но Чернобыль, землетрясения,
наводнения- аварийные ситуации. Куда чаще
милосердие и сочувствие требуются в
нормальной, будничной жизни от человека к
человеку. Постоянная готовность помочь
другому воспитывается, может быть, требованием,
напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в
этом.
Милосердие необходимо в повседневной
жизни.
4Уверен, что человек рождается со
способностью откликаться на чужую боль. Думаю,
что это чувство врожденное, данное нам вместе
с инстинктами, с душой. Но если это чувство не
употребляется, не упражняется оно слабеет
и атрофируется. Изъять милосердие – значит
лишить человека одного из важнейших проявлений
нравственности.
Способность откликаться на чужую беду-
чувство врожденное.

– Работаем последовательно с каждой частью.

– Назовите микротему каждой части..

– Назовите ключевые слова, которые передают
основную информацию

– Подумайте, что можно исключить из каждой
части, что можно обобщить

– Запишите сжатый вариант каждой части текста.

 Вариант сжатия текста
1Нравственность состоит из конкретных
чувств. Одно из них – чувство милосердия. Термин
сегодня старомодный, отвергнутый жизнью.
2Как же получилось, что это чувство в нас
убыло?

Мне могут возразить, что это не так. Есть
множество примеров проявления милосердия.
Например, трагедия в Чернобыле. Люди помогали
всем, чем могли. Это проявление всенародного
милосердия, подтверждающим способность людей
проявлять добрые чувства.

3Оно проявляется и в других чрезвычайных
ситуациях. Но человеку милосердие и сочувствие
чаще требуется в будничной жизни.
4Способность откликаться на чужую боль –
чувство врожденное. Но его необходимо постоянно
употреблять, так как оно является важнейшим
проявлением нравственности.

6. Написание сжатого изложения.

– Перепишите сжатое изложение с черновика .

– Пишите аккуратным разборчивым почерком.

7. Итог.

Источник

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.

Милосердие

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня… Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Слова стареют неслучайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

Милосердие убывало неслучайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…. Оно стало неположенным в искусстве. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. В 30-40-е годы это понятие исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием. В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение писателей к героям, «униженным и оскорбленным», сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.… Живое чувство сострадания, вины покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.

Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемые. Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих – обиды, лишения, хамство, – изображение этого тщательно процеживалось ограничивалось.

«Милость к падшим» призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, трудно оценимая. И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

Источник

Ответ:

(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

(З)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

(9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно — не модно? (12)Не нужно?

(13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

(16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

(2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

(27)И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

(37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.

(40)Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. 43) К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

Источник