Сочинение по солженицыну самый модный лозунг

Слайд 1
  Формулировка и комментарий основной проблемы текста

Описание слайда:

Формулировка и комментарий основной проблемы текста

Слайд 2
  Цель:
1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.
2. Понять, что значит «прокомментировать» проблему исходного текста, почему важно уметь комментировать основную проблему текста.
3. Найти способы изложения в сочинении комментария проблемы.

Описание слайда:

Цель:
1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.
2. Понять, что значит «прокомментировать» проблему исходного текста, почему важно уметь комментировать основную проблему текста.
3. Найти способы изложения в сочинении комментария проблемы.

Слайд 3
  Различайте понятия:
Тема текста – это, о чём говорится в тексте - смысловое ядро текста 
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.

Описание слайда:

Различайте понятия:
Тема текста – это, о чём говорится в тексте – смысловое ядро текста
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.

Слайд 4
  Проблемой могут быть:
такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». 
разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается) 
демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так)

Описание слайда:

Проблемой могут быть:
такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?».
разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается)
демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так)

Слайд 5
  Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.

Описание слайда:

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.

Слайд 6
Формулировка и комментарий основной проблемы текста, слайд №6

Слайд 7
  Автором проблема может быть  • поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• затронута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована

Описание слайда:

Автором проблема может быть

• поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• затронута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована

Слайд 8
  Способы выражения проблемы в текстах разных стилей

Описание слайда:

Способы выражения проблемы в текстах разных стилей

Слайд 9
  (1)Самый  модный лозунг  теперь, и  мы все  охотно повторяем:  «права человека».   (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ  следить, чтобы  наши  права  не  поширялись  за  счет  прав  других?   (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим  над собой насильственной  власти – каждый должен  обуздывать и  сам себя.
 (1)Самый  модный лозунг  теперь, и  мы все  охотно повторяем:  «права человека».   (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ  следить, чтобы  наши  права  не  поширялись  за  счет  прав  других?   (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим  над собой насильственной  власти – каждый должен  обуздывать и  сам себя.
 (5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать – то именно так и делает.  (7)(Это  и  губило  все  правящие  классы  и  группы   истории.) (8)Устойчивое   общество   может   быть   достигнуто   не   на  равенстве сопротивлений – но на  сознательном самоограничении:  на том,  что мы всегда  обязаны  уступать  нравственной  справедливости. 
 (9)Только   при самоограничении  сможет   дальше  существовать   все  умножающееся   и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие  его, если  не  проникнуться   духом  самоограничения:  свобода   хватать  и насыщаться  есть  и  у  животных.  (11)Человеческая  же  свобода  включает добровольное  самоограничение  в  пользу  других.  (12)Наши  обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам  дух самоограничения и,  главное, суметь  передать его  своим детям.  (14)Больше-то всего  самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
 (По А. И. Солженицыну)

Описание слайда:

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать – то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории.) (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
(По А. И. Солженицыну)

Слайд 10
  Тема: текст рассказывает о 
 самоограничении
Автор рассуждает о 
В какой части текста говорится об этом?

Описание слайда:

Тема: текст рассказывает о
самоограничении
Автор рассуждает о
В какой части текста говорится об этом?

Слайд 11
  9)Только   при самоограничении  сможет   дальше  существовать   все  умножающееся   и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие  его, если  не  проникнуться   духом  самоограничения:  свобода   хватать  и насыщаться  есть  и  у  животных.  (11)Человеческая  же  свобода  включает добровольное  самоограничение  в  пользу  других.  (12)Наши  обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам  дух самоограничения и,  главное, суметь  передать его  своим детям.  (14)Больше-то всего  самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

Описание слайда:

9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

Слайд 12
  Формулируем проблему
В виде чёткого и лаконичного предложения:
 проблема (чего?) исследуется в данном тексте

Описание слайда:

Формулируем проблему
В виде чёткого и лаконичного предложения:
проблема (чего?) исследуется в данном тексте

Слайд 13
  Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план:

Описание слайда:

Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план:

Слайд 14
  Работа по тексту А. Жуховицкого
Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.

Описание слайда:

Работа по тексту А. Жуховицкого
Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.

Слайд 15
  Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки
Автор поставил перед нами проблему наглости сержантов-милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало.
Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет!
Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности.
Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка.

Описание слайда:

Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки
Автор поставил перед нами проблему наглости сержантов-милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало.
Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет!
Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности.
Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка.

Слайд 16
  • Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема в данном тексте состоит в том, что устаревают со временем мудрые русские пословицы и поговорки. Разве у сегодняшней наглости есть предел? Как говорится, того и гляди схватишь даже от того, от кого не ожидаешь. Уже и не верится, что «моя милиция меня бережёт». Эта-то пословица точно устарела!
• Проблема поделения родной Земли каждому россиянину уже проводилась в нашей стране во время приватизации.
• Проблема нашей закомплексованности сказалась и в этом тексте: чуть что – сразу чеченцы!
• Проблема самообороны. Вот чему стоит учить граждан нашей страны.
• Проблема скинхедов не имеет формы и цвета волос.
• Проблема «оборотней в погонах» не обошла стороной и Магомеда Толбоева, и автора текста.
•

Описание слайда:

• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема в данном тексте состоит в том, что устаревают со временем мудрые русские пословицы и поговорки. Разве у сегодняшней наглости есть предел? Как говорится, того и гляди схватишь даже от того, от кого не ожидаешь. Уже и не верится, что «моя милиция меня бережёт». Эта-то пословица точно устарела!
• Проблема поделения родной Земли каждому россиянину уже проводилась в нашей стране во время приватизации.
• Проблема нашей закомплексованности сказалась и в этом тексте: чуть что – сразу чеченцы!
• Проблема самообороны. Вот чему стоит учить граждан нашей страны.
• Проблема скинхедов не имеет формы и цвета волос.
• Проблема «оборотней в погонах» не обошла стороной и Магомеда Толбоева, и автора текста.

Слайд 17
  • Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Нет, никогда не исчезнет из нашей жизни проблема пресмыкательства перед знаменитыми героями и людьми! А пред остальными кто будет извиняться?
• Проблема сомнения в жизни не даёт автору спокойно жить.
• Разве мало в нашей стране тех, кого «Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину»? Давно пора писать об этой проблеме, и хоть один Жуховитский чесно о ней рассказал! Спасибо ему! 
• Проблема «понаехавших» всегда раздражала москвичей.
• Страшно жить от такой проблемы беззащитности перед произволом и издевательством власти с дубинками!
• Проблема позора Героя России, которого раздули журналисты, особенно остро стоит на поверхности текста.

Описание слайда:

• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Нет, никогда не исчезнет из нашей жизни проблема пресмыкательства перед знаменитыми героями и людьми! А пред остальными кто будет извиняться?
• Проблема сомнения в жизни не даёт автору спокойно жить.
• Разве мало в нашей стране тех, кого «Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину»? Давно пора писать об этой проблеме, и хоть один Жуховитский чесно о ней рассказал! Спасибо ему!
• Проблема «понаехавших» всегда раздражала москвичей.
• Страшно жить от такой проблемы беззащитности перед произволом и издевательством власти с дубинками!
• Проблема позора Героя России, которого раздули журналисты, особенно остро стоит на поверхности текста.

Слайд 18
  Самая основная проблема
Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий?
Что так тревожит писателя?

Описание слайда:

Самая основная проблема
Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий?
Что так тревожит писателя?

Слайд 19
  Комментарий проблемы
К какой категории можно отнести эту проблему? 
Какая это проблема. Дадим ей определение: ….
Почему вы выбрали именно это определение? 
Что приводит к подобным страшным событиям? 
Чем опасны националисты? 
Почему для России эта проблема особенно актуальна?

Описание слайда:

Комментарий проблемы
К какой категории можно отнести эту проблему?
Какая это проблема. Дадим ей определение: ….
Почему вы выбрали именно это определение?
Что приводит к подобным страшным событиям?
Чем опасны националисты?
Почему для России эта проблема особенно актуальна?

Слайд 20
  Комментарий проблемы
Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? 
Традиционна ли эта проблема? 
Кто из писателей, публицистов обращался к ней? 
Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?

Описание слайда:

Комментарий проблемы
Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы?
Традиционна ли эта проблема?
Кто из писателей, публицистов обращался к ней?
Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?

Слайд 21
  Примерно так можно оформить комментарий:
«С глубоким сожалением можно отметить, что морально-этическая проблема, которую поднимает автор, очень актуальна в наши дни. Распад некогда могучей державы – СССР – привёл к обострению экономических, политических, социальных проблем, и националисты, воспользовавшись этим, чтобы объявить виновниками всего происходящего мигрантов, посеять неприязнь между людьми разных национальностей. И случай, вызвавший справедливое негодование автора, произошёл не на острове дикарей, а в Москве, которую когда-то, в декабре 1941 года, ценой своей жизни спасли для России грузины и казахи, армяне и узбеки, башкиры и калмыки…»

Описание слайда:

Примерно так можно оформить комментарий:
«С глубоким сожалением можно отметить, что морально-этическая проблема, которую поднимает автор, очень актуальна в наши дни. Распад некогда могучей державы – СССР – привёл к обострению экономических, политических, социальных проблем, и националисты, воспользовавшись этим, чтобы объявить виновниками всего происходящего мигрантов, посеять неприязнь между людьми разных национальностей. И случай, вызвавший справедливое негодование автора, произошёл не на острове дикарей, а в Москве, которую когда-то, в декабре 1941 года, ценой своей жизни спасли для России грузины и казахи, армяне и узбеки, башкиры и калмыки…»

Слайд 22
  Речевые обороты-помощники:
Проблема может заставить читателя
• глубоко задуматься
• серьёзно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.)
• серьёзнее относиться к … 
• переосмыслить своё отношение к …
• по-новому посмотреть на …
• критичнее относиться к …
• обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)

Описание слайда:

Речевые обороты-помощники:
Проблема может заставить читателя
• глубоко задуматься
• серьёзно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.)
• серьёзнее относиться к …
• переосмыслить своё отношение к …
• по-новому посмотреть на …
• критичнее относиться к …
• обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)

Источник

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

(задание 25 ЕГЭ)

Тема урока: Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы

текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности

мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных

операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления,

развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы,

поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование

способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией

составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности

учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование: тексты для работы; памятки для учащихся; презентация

Ход урока.

1. Мотивационный момент

Вступительное слово учителя:

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои

подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я

хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с

огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни

придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи

начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один

за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и

навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о, чудо!- она стала поддаваться,

появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не

только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

– Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

( Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную

силу, и настойчивость в достижении цели).

В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для

успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к

проблеме, авторская позиция, аргументация.

Презентация

Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания

25.(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором

каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема

текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и

аргументировать.

1. Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы

получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем

исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический

вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет

автор.

Слово учителя. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может

затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы,

общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:

– философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития

природы, общества, мышления);

– социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

– политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти,

партий или общественных групп);

– экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей

среды);

– нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными

качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами

поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом

содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.

Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты

чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример

проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому

формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай,

рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

2. Работа с текстом.

Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

Самостоятельное чтение текста.

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права

человека». (2)»Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам самим следить,

чтобы наши права не расширялись за счёт прав других? (3)Общество необузданных

прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой

насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют

общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы.

(6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, – то именно так и делает.

(7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество

может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном

самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной

справедливости.

(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё

умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое

развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и

насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает

добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда

должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить

нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-

то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и

невозмутимости его души.

(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя. Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь

с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного

предложения.

(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не

нарушать права других людей)

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

3. Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как

правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.

Слово учителя. Возможны два способа. С первым мы с вами только что

познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда

кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ

формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?)

(Р.п.: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном

тексте. (ПАМЯТКА 1)

В тексте

• ставится

• излагается

• выдвигается

• исследуется

• поднимается

• рассматривается

• затрагивается

• анализируется

• формулируется

проблема (чего?) (родит. падеж):

• подвига

• нравственного выбора

• интеллигентности и т.д.

Задание: Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

➢ 1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права

человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

➢ 2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного

сознательного самоограничения.

Слово учителя. Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем.

Какую из них положить в основу сочинения?

(часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

• что стала объектом раздумий автора;

• над которой он в основном размышляет;

• к которой он неоднократно возвращается;

• по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание: Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста.

Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё

мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо

противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку,

технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые

способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти?

(5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться.

(6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над

чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и

бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о

воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде

допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство

не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.

(12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом

утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется

интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине прошлого века,

когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась

вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было

принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные

люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», – был ответ. (19)В

благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и

появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность –

то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и

образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и

нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь

интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно

становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и

нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не

тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно

образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные.

(28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если

для их достижения приходится прибегать к неправым средствам.

(29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой

группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством

каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента

стало больше.

(По С. Соловейчику)

Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои

записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

1.

➢ Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой

проблемой размышляет автор текста.

➢ С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма

между чувствами и разумом.

2.

➢ Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает

автор.

➢ В этом тексте автор затрагивает проблему определения понятия

интеллигентности.

3.

➢ Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту

непростую проблему исследует автор текста.

➢ В этом тексте анализируется проблема необходимости

интеллигентности в современном обществе.

Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном

обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном

размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме

отчётливо заявлена авторская позиция.

Слово учителя. На экзамене для работы предлагаются тексты

публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с

текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

• тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте

текста;

• в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще

всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и

посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый

отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на

металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да

родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор

сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и

пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там!

Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам

присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками

вариантов выбираем правильный – проблема в