Сочинение по тексту солженицына самый модный лозунг
Слайд 1
Описание слайда:
Формулировка и комментарий основной проблемы текста
Слайд 2
Описание слайда:
Цель:
1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.
2. Понять, что значит «прокомментировать» проблему исходного текста, почему важно уметь комментировать основную проблему текста.
3. Найти способы изложения в сочинении комментария проблемы.
Слайд 3
Описание слайда:
Различайте понятия:
Тема текста – это, о чём говорится в тексте – смысловое ядро текста
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.
Слайд 4
Описание слайда:
Проблемой могут быть:
такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?».
разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается)
демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так)
Слайд 5
Описание слайда:
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.
Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:
Автором проблема может быть
• поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• затронута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована
Слайд 8
Описание слайда:
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей
Слайд 9
Описание слайда:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать – то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории.) (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
(По А. И. Солженицыну)
Слайд 10
Описание слайда:
Тема: текст рассказывает о
самоограничении
Автор рассуждает о
В какой части текста говорится об этом?
Слайд 11
Описание слайда:
9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
Слайд 12
Описание слайда:
Формулируем проблему
В виде чёткого и лаконичного предложения:
проблема (чего?) исследуется в данном тексте
Слайд 13
Описание слайда:
Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план:
Слайд 14
Описание слайда:
Работа по тексту А. Жуховицкого
Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.
Слайд 15
Описание слайда:
Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки
Автор поставил перед нами проблему наглости сержантов-милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало.
Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет!
Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности.
Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка.
Слайд 16
Описание слайда:
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена.
• Проблема в данном тексте состоит в том, что устаревают со временем мудрые русские пословицы и поговорки. Разве у сегодняшней наглости есть предел? Как говорится, того и гляди схватишь даже от того, от кого не ожидаешь. Уже и не верится, что «моя милиция меня бережёт». Эта-то пословица точно устарела!
• Проблема поделения родной Земли каждому россиянину уже проводилась в нашей стране во время приватизации.
• Проблема нашей закомплексованности сказалась и в этом тексте: чуть что – сразу чеченцы!
• Проблема самообороны. Вот чему стоит учить граждан нашей страны.
• Проблема скинхедов не имеет формы и цвета волос.
• Проблема «оборотней в погонах» не обошла стороной и Магомеда Толбоева, и автора текста.
•
Слайд 17
Описание слайда:
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
• Нет, никогда не исчезнет из нашей жизни проблема пресмыкательства перед знаменитыми героями и людьми! А пред остальными кто будет извиняться?
• Проблема сомнения в жизни не даёт автору спокойно жить.
• Разве мало в нашей стране тех, кого «Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину»? Давно пора писать об этой проблеме, и хоть один Жуховитский чесно о ней рассказал! Спасибо ему!
• Проблема «понаехавших» всегда раздражала москвичей.
• Страшно жить от такой проблемы беззащитности перед произволом и издевательством власти с дубинками!
• Проблема позора Героя России, которого раздули журналисты, особенно остро стоит на поверхности текста.
Слайд 18
Описание слайда:
Самая основная проблема
Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий?
Что так тревожит писателя?
Слайд 19
Описание слайда:
Комментарий проблемы
К какой категории можно отнести эту проблему?
Какая это проблема. Дадим ей определение: ….
Почему вы выбрали именно это определение?
Что приводит к подобным страшным событиям?
Чем опасны националисты?
Почему для России эта проблема особенно актуальна?
Слайд 20
Описание слайда:
Комментарий проблемы
Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы?
Традиционна ли эта проблема?
Кто из писателей, публицистов обращался к ней?
Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?
Слайд 21
Описание слайда:
Примерно так можно оформить комментарий:
«С глубоким сожалением можно отметить, что морально-этическая проблема, которую поднимает автор, очень актуальна в наши дни. Распад некогда могучей державы – СССР – привёл к обострению экономических, политических, социальных проблем, и националисты, воспользовавшись этим, чтобы объявить виновниками всего происходящего мигрантов, посеять неприязнь между людьми разных национальностей. И случай, вызвавший справедливое негодование автора, произошёл не на острове дикарей, а в Москве, которую когда-то, в декабре 1941 года, ценой своей жизни спасли для России грузины и казахи, армяне и узбеки, башкиры и калмыки…»
Слайд 22
Описание слайда:
Речевые обороты-помощники:
Проблема может заставить читателя
• глубоко задуматься
• серьёзно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.)
• серьёзнее относиться к …
• переосмыслить своё отношение к …
• по-новому посмотреть на …
• критичнее относиться к …
• обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)
◊ в виде вопроса
◊ в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.
Например:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, – то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
( По А. Солженицыну)
В тексте исследуется проблема (чего?) ДОБРОВОЛЬНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО САМООГРАНИЧЕНИЯ | Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?Над этой проблемой размышляет А. Солженицын или Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение? |
Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Проблема выражается ◊ тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста ◊ в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) | Проблема Выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д. |
Как прокомментировать основную проблему?
План 1
¤К какой категории относится избранная автором проблема?
¤Интересна ли она читателю и почему?
¤Насколько она злободневна ( как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)?
¤Что делает её злободневной?
¤Типична она или нет?
¤Каково её место среди актуальных проблем времени?
¤Традиционна эта проблема или нова?
¤Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
¤Если нова, то что стало причиной её появления?
¤Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме ( эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)?
¤О чём заставляет задуматься эта проблема?
¤К каким выводам приходит читатель?
План 2
Почему автор предпочёл именно эту проблему?
Актуальна ли она?
Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?
Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?
К каким выводам автор приходит?
Необходимо помнить!
Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, т. е. рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного! Надо опираться на текст. Высказал свою точку зрения – подтверди цитатой из текста (необъёмной)
Чтобы указать категорию проблемы можно использовать следующие определения:
Äсоциальная
Äфилософская
Äобщественно-политическая
Äпсихологическая
Äидеологическая
Äнравственная
Äморально-этическая
Äмеждународная
Äмежнациональная
Äэстетическая
Äкультурная
Äнаучная и др.
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
Ö общественно значимая
Ö злободневная
Ö животрепещущая
Ö актуальная
Ö жизненная
Ö насущная
Ö острая
Ö важная
Ö серьёзная
Ö спорная
Ö неотложная
Ö основная
Ö глубокая
Ö назревшая
Ö неразрешимая
Ö наболевшая
Ö мучительная
Ö жгучая
Ö тяжёлая
Ö первоочередная
Ö принципиальная
Ö главная
Ö сложная и т.д.
Как изложить комментарий проблемы?
Продемонстрируем на примере текста В. Пекелеса.
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев помогают человеку лучше познать самого себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гением от природы, представителей другого – гением от себя.
(7)Гении от природы – это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное – вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог…
(12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель – неспособными к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, – это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одарённости, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы – своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя – вер
Шины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышление об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
1) От комментария к формулировке проблемы (ИНДУКТИВНОЕ изложение) | Гениев, по мнению учёных-генетиков, отличает невероятная трудоспособность, одержимая увлечённость своим делом. Т. Эдисон утверждал, что «гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на 1 процент – игра воображения». А как же тогда те, кто отмечен Богом с самого рождения: великие художники, писатели, композиторы, учёные? Что всё-таки создаёт гения – труд или природа? Над данной спорной философской проблемой размышляет и В. Пекелис. Его взгляд на этот вопрос представляет несомненный интерес для всех людей, особенно для нас, подростков, пытающихся понять себя и часто сомневающихся в своих способностях и возможностях. |
2) От формулировки проблемы к её комментарию (ДЕДУКТИВНОЕ изложение) | Что делает человека гениальным? Над этой интересной философской проблемой размышляет В. Пекелис. Следует заметить, что поднятая автором проблема уже давно волнует человечество: гениальность – это дар судьбы, Бога или неустанный труд, помноженный на вдохновение? История жизни и творчества одного только Микеланджело вызывает массу споров по этому вопросу: потрясающей работоспособности этого великого мастера удивлялись его современники; этого творца можно было бы назвать «гением от себя», но кто станет отрицать, что он явно был «гением от природы»? Так в чём же тайна гениальности – в природной одарённости или она приобретается в процессе творческого труда? |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Ширина блока
px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
(задание 25 ЕГЭ)
Тема урока: Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы
текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Тип урока: урок-практикум.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности
мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных
операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления,
развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы,
поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование
способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией
составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности
учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Оборудование: тексты для работы; памятки для учащихся; презентация
Ход урока.
1. Мотивационный момент
Вступительное слово учителя:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои
подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я
хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с
огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни
придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи
начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один
за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и
навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о, чудо!- она стала поддаваться,
появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!
Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не
только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»
– Как вы понимаете основную мысль этой притчи?
( Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную
силу, и настойчивость в достижении цели).
В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для
успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к
проблеме, авторская позиция, аргументация.
Презентация
Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания
25.(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором
каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема
текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и
аргументировать.
1. Определение понятия ‘проблема’.
Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы
получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем
исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический
вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет
автор.
Слово учителя. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может
затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы,
общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:
– философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития
природы, общества, мышления);
– социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
– политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти,
партий или общественных групп);
– экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей
среды);
– нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными
качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами
поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом
содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.
Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты
чьей-либо биографии и