Сравнение а пушкин вот ветер тучи нагоняя опрятней модного паркета
СРАВНЕНИЕ. А. ПУШКИН «ВОТ ВЕТЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…»,
«ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА…»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с произведениями А. С. Пушкина; способствовать развитию умений находить и анализировать средства художественной выразительности |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые результаты | Предметные: научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор); ориентироваться в тексте для ответа на вопросы; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделять существенную информацию из текста; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Опустите голову. Закройте глаза. «Доброе утро!» – птицы запели. – Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему. Чувствуете, как по вашим рукам-«лучикам» побежало тепло? Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок. Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок | Сообщают о готовности к уроку | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых | Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста. – Произнесите быстро и четко чистоговорки: | Выполняют речевую разминку. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические– сравнивают | Наблюдение. Устные ответы |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении | • У принцессы у Арины на кровати три перины. • Поздравили мы Иру по радиоэфиру | Отвечают на вопросы | объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | |||
III. Подготовка к восприятию произведения. Сообщение темы урока | Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением | Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. – Отгадайте загадку: В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито. За ночь вставлено. (Прорубь.) – Мы поговорим о зимней реке, скованной льдом, о том, как этому радуется детвора. – Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: | Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока. Определяют тематическую и эмоциональную направленность текста по названию произведения. Определяют за- | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
• Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? | дачи чтения и составляют план чтения | |||||
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. – Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл. Клок – пучок, кусок. Брега – берега (старая форма слова). Пелена – покров, покрывало. Недвижная река – неподвижная река. Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся. – Понравилось произведение? | Осущест- вляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения. Соотносят свои предположения с прочитанным произведением. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении. Познавательные: работают с дополнительной литературой. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в сов- | Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа с толковым словарем |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Выразите своё мнение о произведении одним словом. – В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей. Какой вам представилась зима? | Работают с толковым словарем | местном решении проблемы (задачи) | ||||
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои). – Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, драматург и прозаик – рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Еще при жизни поэта стали именовать гением. Многие из вас знают замечательные стихи Пушкина о природе. – Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». – Много ли действующих лиц в этой картине зимы? Какие явления природы поэт одухотворяет? (Поэт использует два образа- | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают развернуто, | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
олицетворения: север и зима. Но он создает такой яркий контекст жизни природы, что в этом контексте и тучи, и мороз также могут быть восприняты как живые и одухотворенные.) С помощью каких глаголов поэт показывает, что север – это живое существо? – Поэт по-разному называет зиму. Почему именно так? Зима ему нравится? (Поэт дает зиме определения: «сама», «волшебница» и «матушка». Они подтверждают то, что зима ему очень нравится. Это же подтверждает и использование слова «прока- зы».) – Что значит «зима “рассыпалась”»? О каких трех картинках зимы говорит Михаил Потапович? (Поэт изображает три разные картинки снежного покрова.) | используя элементы пересказа, выразительного чтения. Осущест- вляют выборочное чтение, чтение по цепочке, по ролям | уроке; соотносят сделанное задание с образцом, предложенным учителем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | ||||
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом | Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий | Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой. – Прочитайте стихотворение А. Пушкина | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные: свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью; работа- | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
«Опрятней модного паркета…». – Какое настроение передал автор в этом стихотворении? Чему все радуются? – На чем катались мальчишки? Что обозначает слово КОНЬКИ? Откуда появилось такое название? В старину для детей делали деревянные коньки. Впереди на коньках вырезали голову коня. С тех пор и пошло такое название – КОНЬКИ. – Паркетный пол, как правило, был в залах, предназначенных для приема гостей и для танцев. Почему поэт сравнивает поверхность речки именно с модным паркетом? (Поэт воспринимает происходящее на реке как праздник.) – Найдите в стихотворении подтверждение того, что поэт воспринимает происходящее на реке как праздник. (Второе двустишие подтверждает это: мальчишки называются «радостным народом», который катается с большим удовольствием – «звучно режет лед». Заканчивается стихотворение картинкой, которая тоже создает праздничное настроение: «…веселый / Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег».) | мысль произведения под руководством учителя. Выполняют творческое задание. Работают с ил- люстрацией к произведению | ют с несколькими источниками информации (учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; намечают план выполнения заданий на уроке; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания. Коммуникативные: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | ответы на вопросы. Работа с ил- люстрацией к произведению |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Миша нашел сценку, которая показалась ему смешной. А вы сумеете ее отыскать? Какие слова помогают представить и самого гуся, и то, что с ним случилось? (Учащиеся находят в тексте сценку с гусем.) – Представьте всю описанную поэтом картину. Какая точка зрения дает возможность увидеть сразу так много: блистающую речку, берег, катающихся на коньках мальчишек, гуся (который явно переходит речку не в том месте, где катаются мальчишки)? | ||||||
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Педагог проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С какими стихотворениями вы познакомились? – Какая тема объединяет все стихотворения, прозвучащие на нашем уроке? – Исследование какой темы вели на уроке? – Какие понятия разобрали? – Удалось решить поставленную задачу? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что нужно сделать ещё? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуаль- ная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Оценивание работы обучающихся на уроке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Где можно применить новые знания? – Оцените свою работу на уроке. – Оцените работу всего класса. – Перед вами карточки настроений. Выберите и покажите ту, которая соответствует вашему. | ||||||
Рекомендации к выполнению домашнего задания | Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание. Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина. 2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение. 3. Нарисовать рисунок к любому их двух стихотворений | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Наблюдение |
Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2.Прививать любовь к поэзии.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
3. Учиться сравнивать произведения искусства.
Ход урока
Организационный момент.
– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)
II. Проверка домашнего задания.
– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).
Зачитывание части В (по желанию)
Дети сдают работы.
Постановка целей урока
– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).
– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся).
– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.
– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)
IV. Речевая разминка.
Работа по карточкам в парах.
V. Введение в тему урока.
– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
VI. Первичное восприятие.
ДИСК. Чтение стихотворения диктором.
– Что вам особенно понравилось?
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа по рядам: на карточках
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
Выразительное чтение стихотворения
– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)
– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
Словарь стр. 603
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
–
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)
Таблица «Оцени свою работу на уроке»
– Сегодня очень хорошо работали………
– Оценки за урок….
X. Домашнее задание.
– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.
-Спасибо за урок!