Сравнение а пушкин вот ветер тучи нагоняя опрятней модного паркета

СРАВНЕНИЕ. А. ПУШКИН «ВОТ ВЕТЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…»,
«ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА…»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с произведениями А. С. Пушкина; способствовать развитию умений находить и анализировать средства художественной выразительности

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор); ориентироваться в тексте для ответа на вопросы; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделять существенную информацию из текста; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся

к усвоению изучаемого материала

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

– Опустите голову. Закройте глаза.

«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.

– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему. Чувствуете, как по вашим рукам-«лучикам» побежало тепло? Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок. Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок

Сообщают о готовности к уроку

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный

опрос

II. Речевая разминка

Система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста.

– Произнесите быстро и четко чистоговорки:

Выполняют речевую разминку.

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные –

извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические– сравнивают

Наблюдение. Устные ответы

.

1

2

3

4

5

6

7

структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении

•  У принцессы у Арины на кровати три перины.

•  Поздравили мы Иру по радиоэфиру

Отвечают на вопросы

объекты  по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

III. Подготовка

к восприятию произведения.

Сообщение темы урока

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение  задач чтения. Составление плана работы с произведением

Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока.

Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.

– Отгадайте загадку:

В новой стене, в круглом окне.

Днем стекло разбито. За ночь вставлено.

(Прорубь.)

– Мы поговорим о зимней реке, скованной льдом, о том, как этому радуется детвора.

– Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?

– С каким произведением познакомимся сегодня?

– Назовите страницу учебника.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока.  Определяют тематическую и эмоциональную направленность

текста по названию произведения. Определяют за-

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»;  работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

дачи чтения и составляют план чтения

IV. Первичное восприятие текста

Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем

Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.

– Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.

Клок – пучок, кусок.

Брега – берега (старая форма слова).

Пелена – покров, покрывало.

Недвижная река – неподвижная река.

Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся.

– Понравилось произведение?

Осущест-

вляют самостоятельное чтение

(слежение, слушание) произведения.  Соотносят свои предположения

с прочитанным произведением.

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении.

Познавательные: работают с дополнительной литературой.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;  определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в сов-

Самостоятельное чтение. Устные ответы.

Работа с толковым словарем

1

2

3

4

5

6

7

– Выразите своё мнение о произведении одним словом.

– В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей. Какой вам представилась зима?

Работают

с толковым словарем

местном решении проблемы (задачи)

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи

Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации.

Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение

с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои).

– Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, драматург и прозаик – рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Еще при жизни поэта стали именовать гением. Многие из вас знают замечательные стихи Пушкина о природе.

– Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». 

– Много ли действующих лиц в этой картине зимы? Какие явления природы поэт одухотворяет? (Поэт использует два образа-

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют

свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают развернуто,

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые  и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для  выполнения задания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;  определяют план выполнения заданий на

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

олицетворения: север и зима. Но он создает такой яркий контекст жизни природы, что в этом контексте и тучи, и мороз также могут быть восприняты как живые и одухотворенные.) С помощью каких глаголов поэт показывает, что север – это живое существо?

– Поэт по-разному называет зиму. Почему именно так? Зима ему нравится? (Поэт дает зиме определения: «сама», «волшебница» и «матушка». Они подтверждают то, что зима ему очень нравится. Это же подтверждает и использование слова «прока-

зы».)

– Что значит «зима “рассыпалась”»? О каких трех картинках зимы говорит Михаил Потапович? (Поэт изображает три разные картинки снежного покрова.)

используя элементы пересказа, выразительного чтения. Осущест-

вляют выборочное чтение,

чтение по цепочке, по ролям

уроке; соотносят сделанное задание  с образцом, предложенным учителем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

VI. Синтетическая

(обобщающая) работа с текстом

Обобщающая беседа по тексту

(определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий

Беседа по тексту. Определение смыслов

в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой.

– Прочитайте стихотворение А. Пушкина

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью; работа-

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Развернутые

1

2

3

4

5

6

7

«Опрятней модного паркета…».

– Какое настроение передал автор в этом стихотворении? Чему все радуются?

– На чем катались мальчишки? Что обозначает слово КОНЬКИ? Откуда появилось такое название? В старину для детей делали деревянные коньки. Впереди на коньках вырезали голову коня. С тех пор и пошло такое название – КОНЬКИ.

– Паркетный пол, как правило, был в залах, предназначенных для приема гостей и для танцев. Почему поэт сравнивает поверхность речки именно с модным паркетом?

(Поэт воспринимает происходящее на реке как праздник.) 

– Найдите в стихотворении подтверждение того, что поэт воспринимает происходящее на реке как праздник. (Второе двустишие подтверждает это: мальчишки называются «радостным народом», который катается с большим удовольствием – «звучно режет лед». Заканчивается стихотворение картинкой, которая тоже создает праздничное настроение: «…веселый  / Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег».)

мысль произведения под руководством

учителя. Выполняют творческое задание.

Работают с ил-

люстрацией

к произведению

ют с несколькими источниками информации (учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; намечают план выполнения заданий на уроке; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.

Коммуникативные: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

ответы на вопросы.

Работа с ил-

люстрацией

к произведению

1

2

3

4

5

6

7

– Миша нашел сценку, которая показалась ему смешной. А вы сумеете ее отыскать? Какие слова помогают представить и самого гуся, и то, что с ним случилось? (Учащиеся  находят в тексте сценку с гусем.)

– Представьте всю описанную поэтом картину. Какая точка зрения дает возможность увидеть сразу так много: блистающую речку, берег, катающихся на коньках мальчишек, гуся

(который явно переходит речку не в том месте, где катаются мальчишки)?

VII. Подведение итогов  урока. Рефлексия

Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Педагог проводит  беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– С какими стихотворениями вы познакомились?

– Какая тема объединяет все стихотворения, прозвучащие на нашем уроке?

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Какие понятия разобрали?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать ещё?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуаль-

ная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Оценивание работы обучающихся

на уроке

1

2

3

4

5

6

7

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу на уроке.

– Оцените работу всего класса.

– Перед вами карточки настроений. Выберите и покажите ту, которая соответствует вашему.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.

Домашнее задание: 

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина.

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

3. Нарисовать рисунок к любому их двух стихотворений

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Наблюдение

Источник

Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».

Цели урока:

1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

2.Прививать любовь к поэзии.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

3. Учиться сравнивать произведения искусства.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)

II. Проверка домашнего задания.

– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).

Зачитывание части В (по желанию)

Дети сдают работы.

  1. Постановка целей урока

– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).

– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся). 

– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.

– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)

IV. Речевая разминка.

Работа по карточкам в парах.

V. Введение в тему урока.

– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)

– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).

НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).

– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).

– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.

VI. Первичное восприятие.

ДИСК. Чтение стихотворения диктором.

– Что вам особенно понравилось?

VII. Словарная работа.

– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.

Модныйсоответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.

Паркет – вид деревянного напольного покрытия.

А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.

Лоно – чрево, утроба, пазуха;

Работа по рядам: на карточках

Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)

«бе­режно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)

Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)

«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)

Проверка! Карточки на доску.

– Есть дополнения?

ФИЗМИНУТКА

VII. Анализ стихотворения.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)

Выразительное чтение стихотворения

– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).

– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).

Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)

Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.

VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)

– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).

ПОРТРЕТ художника.

– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.

– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)

Словарь стр. 603

– Зачитай толкование слова репродукция.

Слайд репродукции (на экране)

– Вы раньше слышали о таком художнике?

– А это художник современный? Почему?

– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.

– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?

– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?

– Какие краски использовал художник?

– О чём хотел рассказать художник?

– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?

– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)

Таблица «Оцени свою работу на уроке»

– Сегодня очень хорошо работали………

– Оценки за урок….

X. Домашнее задание.

– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.

-Спасибо за урок!

Источник