Читайте:
Орден Мопса (Mops-Orden) Meissen. Немного истории.
Оркестр обезьян “Affenkapelle”
“Garden Eden” Фарфоровая коллекция “Райский Сад” Владимира Каневского
Русский балет. Фарфор. Музей Мейсен…и др.
лучше читать данный пост, открыв страничку: https://n-dank.livejournal.com/55995.html
Ваза “Флора” 1877 год. Мастер Leuteritz, Ernst August (1818-1893).
Большая ваза, украшенная цветами, виноградной лозой, ящерками, птицами, жуками и бабочками
в натуральную величину (жучки и бабочки, пожалуй, покрупнее настоящих будут).
Изобилие цветов из фарфора, вероятно, не предполагает возможности дополнить эту красоту цветами живыми.
Просто некуда наливать воду и ставить цветочки, наверху во всём великолепии восседает сама Флора.
фрагмент вазы
здесь можно разглядеть ландыши и …помидоры.
Рядом с вазой “Флора” на первой фотографии можно рассмотреть декоративный подсвечник.
Автор Theodor Helmig 1892 год. Фрагмент. Все фотографии можно увеличить.
“Иоганн Фридрих Бёттгер (Johann Friedrich Böttger 1682 -1719) — немецкий алхимик, изобретатель.
Именно его называют изобретателем немецкого фарфора.
В 1698 году, когда ему исполнилось 16 лет, Бёттгер поступил учеником к известному берлинскому аптекарю Цорну.
В это время он увлекается алхимией, пытаясь открыть философский камень, с помощью которого можно излечивать любое заболевание и
превращать неблагородные металлы в золото.
В поисках денежных средств, особенно в период обострения соперничества за польскую корону, Август Сильный (создатель, покровитель и преумножитель художественных коллекций Дрездена, лучший друг Петра I) пытался при помощи многочисленных алхимиков и
авантюристов получить золото. Бёттгер успешно продемонстрировал в присутствии курфюрста трансмутацию ртути в золото и был удостоен
титула барона, получив при этом приказ приумножить сделанное.
Ведя разгульную жизнь, он мало заботился о выполнении «государственного заказа», и уже в 1701 году был арестован по приказу курфюрста
и заключён под стражу в так называемый «золотой дом», где когда-то содержали алхимика Иоганна Кункеля. Началась принудительная работа
по получению золота, которая безрезультатно длилась до 1704 года.
В 1704 году Бёттгера перевели в крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии, где он оказался под надзором коменданта,
графа Э. В. фон Чирнгауза (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus 1651 –1708), известного математика, физика, минералога и
владельца стекольного завода, который осуществлял собственные работы по созданию искусственного мрамора и фарфора.
Ценность изделий из прозрачного фарфора, привозимых из Китая, была огромной, а секрет производства считался недоступным,
также не был известен химический состав твёрдого фарфора. Фон Чирнгауз провёл обширные геологические исследования в Саксонии
с целью найти подходящее керамическое сырье для изготовления огнеупорных тиглей и стеклоплавильных печей.
Уже в 1705 году фон Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить rothes Porcelain — красный (яшмовый) фарфор — непрозрачную,
но твёрдую непористую керамику, звенящую при постукивании и выдерживающую высокие температуры. На этот вид фарфора шла
красная глина «болюс» из Плауэна с высоким содержанием оксидов железа. После обжига, шлифовки и специальной полировки изделия —
блюда, кувшины, горшки — становились похожими на посуду, вырезанную из драгоценного камня, украшенную выпуклыми рисунками.
Позже красный фарфор стал именоваться «бёттгеровским».
Успех позволил Августу увеличить финансирование: в декабре 1707 года в Дрездене на берегу Эльбы для опытов была оборудована
специальная лаборатория. Под руководством фон Чирнгауза и при поддержке учёных из Горной академии во Фрайберге были продолжены
эксперименты с различными глинами.
Существенный прогресс был достигнут, когда после длительных экспериментов были выявлены три важнейших для производства фарфора
минерала: каолин из района Шнеберга и Ауэ, полевой шпат и алебастр, используемый как флюс, а также установлены оптимальные состав
исходных смесей и условия обжига. В лабораторном журнале Бёттгера за 15 января 1708 года отмечено, что после двенадцатичасового обжига
получены белые полупрозрачные неглазурованные пластины — фарфоровый бисквит. Таким образом, время рождения европейского твёрдого фарфора (pate dure)
известно с точностью до часа. Усилиями фон Чирнгауза, Бёттгера и их помощников был раскрыт один из самых дорогих секретов эпохи. Европейский твёрдый фарфор был абсолютно новым керамическим материалом и превосходил по качеству мягкие сорта китайского.” (с)
Факсимиле рецепта Бёттгера из фарфора. Музей.
Каолин — белая глина, состоящая из минерала каолинита. Содержание каолина в фарфоровых изделиях достигает 60 процентов, это важнейший компонент. Каолин, необходимый для экспериментов по производству фарфора, доставлялся из близлежащих месторождений.
Ещё в 1698 здесь были обнаружены обширные залежи каолина неподалёку от городка Aue. В ходе исследований по производству фарфоровых изделий в 1708 году в Дрезден были представлены все образцы белой глины Саксонии. За период 1713-1815 г. около 6500 тонн каолинита было транспортировано в Мейсен, до 1851 года (последняя поставка) ещё около 1500 тонн, данное месторождение было истощено.
С 1814 года мануфактура Мейсен ведёт разработку месторождения каолина в местечке Seilitz.
Производство составляет примерно от 150 до 300 тонн каолина-сырца в год.
Голубые подглазурные скрещенные мечи – самая известная марка европейского фарфора. Этот символ, украшающий герб Саксонии, стал использоваться для маркировки изделий мануфактуры с 1723 года. Поначалу наиболее часто используемой эмблемой была монограмма “AR”.
Эта монограмма происходит от слов „Augustus Rex“ – король Август, Фридрих Август I Саксонский и Август II Польский (Август Сильный).
Инспектор Иоганн Мельхиор Штайнбрюк (Johann Melchior Steinbrück 1673–1723, erster Inspektor der Porzellanmanufaktur Meißen)
8 ноября 1722 года для того, чтобы защитить изделия от копий и подделок, предложил в качестве товарного знака (эмблемы) метку со скрещенными мечами. Мечи были разные, товарный знак мануфактуры несколько раз претерпевал незначительные изменения. Например, Marcolini-Periode (1774-1814): под мечами, между их рукоятками (эфесами), была ещё и шестиконечная звезда.
В дополнение к эмблеме “Скрещенные мечи” до 1730 года использовались буквы:
K.P.M. = Königliche Porzellan-Manufaktur
M.P.M. = Meissener Porzellan-Manufaktur
K.P.F. = Königliche Porzellan-Fabrik.
Скрещенные мечи до сих пор наносятся на изделия вручную.
Необходимо упомянуть ещё одно имя. Johann Joachim Kändler (1706 – 1775) был одним из руководителей модельной мастерской
фарфорового завода Мейсен.
Его скульптуры, растительные мотивы, изображения животных, птиц, насекомых получили высокую оценку за свою оригинальность
и элегантность. Позднее мастер, вдохновившись модными театральными постановками, персонажами комедии дель арте, создаёт
целые серии статуэток. Из более чем тысячи различных мотивов выделяется тема “Обезьяний оркестр”- Affenkapelle, выполненная
в 1753 году. Johann Joachim Kändler разработал многочисленные композиции, которые входят в ассортимент мануфактуры и по сей день.
На табличках, содержащих информацию о музейных экспонатах, его имя часто пишут как J.J.Kaend
ler.
Affenkapelle. Modell von Johann Joachim Kaendler und Peter Reinicke.
Оркестр обезьян состоит из 21-ой фигуры в стиле барокко. Оркестр был создан в 1753 году, автор Johann Joachim Kaendler (1706-1775). В 1765/66 годах фигурки были изменены совместно с модельером по имени Peter Reinicke. К 300-летию мануфактуры в 2006 году современными мастерами на основе старинной гравюры (Jean-Baptiste Guélard den „Tamburinspieler“) была создана 22-я фигурка обезьяньего оркестра, с бубном.
Одним из первых самых известных покупателей
Affenkapelle была мадам Помпадур, об этом упоминается в тексте, расположенном рядом с фигурками на стенде музея. В коллекции мадам Помпадур насчитывалось около 400 предметов Мейсенской мануфактуры. Оркестр обезьян – самое настоящее помпадурство.
В декабре 1753 года парижский арт-дилер Лазар Дюво (Lazare Duvaux) представил Мадам Помпадур коллекцию фарфоровых фигурок, изображающих разодетых по тогдашней моде в пышные напудренные парики и кружева обезьян-музыкантов. “На обезьянках были круглые плоеные воротнички напудренные парики; послушные палочке дирижера-тирана в голубом фраке, они пиликали на скрипках, дудели в духовые, бренчали на струнных и пели.“(с)Bruce Chatwin.
Традиционно считается, что обезьяны были карикатурным изображением оркестра склонного к расточительной роскоши графа Генриха фон Брюля. Граф Брюль (1700-1763) занимал должность первого министра при дворе короля Августа III (сына Августа Сильного) с 1738 по 1763 год.
Были также созданы сложные композиции с музыкантами Affenkapelle, вмонтированными в бронзовые музыкальные часы: Meissen Affenkapelle were mounted in ormolu on musical clocks.
На белом фоне – весь оркестр, фотографии хозяйские, рекламные, но вся эта компания собрана и расставлена мной:
Kapellmeister Affenkapelle, 17,5 cm Preis: € 2910 Дирижер
Geiger Affenkapelle, 13,5 cm € 2110 Скрипач
Baßgeiger Affenkapelle, 13 cm € 2335 Контрабасист
Drehleierspieler Affenkapelle, 14 cm € 2540 Колёсная ли́ра
Flötist Affenkapelle,14,5 cm € 2190 Флейтист
Gitarrist Affenkapelle, 14 cm € 2190 Гитарист
Harfenistin Affenkapelle, 13 cm Арфистка
Triangelspieler Affenkapelle, 14 cm € 1950 Треугольник
Klarinettist Affenkapelle, 13,5 cm € 2110 Кларнетист
Klavierspieler Affenkapelle, 12,5 cm € 3800 Пианист
Paukenschläger Affenkapelle, H 15 cm € 1950 Литавры
Sängerin Affenkapelle, H 12,5 cm € 2090 Певица
Paukenträger Affenkapelle, 15 cm € 1920 Литавры
Sängerin Affenkapelle, 12 cm € 2195 Певица
Sängerin Affenkapelle, Vintage, 13 cm € 2140 Певица
Trommler Affenkapelle,14,5 cm € 2225 Барабанщик
Waldhornbläser Affenkapelle, 15 cm Валторнист
Trompeter Affenkapelle, Vintage, 14 cm € 2160 Трубач
Fagottist Affenkapelle, H 14 cm € 2160 Фаготист
Sängerin Affenkapelle, Vintage, 12,5 cm Preis: € 2090 Певица
Dudelsackpfeifer Affenkapelle, 14,5 cm € 2185 Волынка
Фотографию можно увеличить и рассмотреть.
далее мои фотографии музейных экспонатов (на фоне мадам Помпадур)
и современных изделий, выставленных на продажу.
эти три вариации из сети, такой нарядный дирижёр
Мопсомания, распространённая в середине 18-го века, отражается и в работах Мейсенской мануфактуры. Маленькие мопсы присутствуют во многих композициях. В магазинчике при музее можно приобрести фарфорового мопса-подвеску (кулон), собачка из фарфора с золотым ошейником, украшенным бриллиантами, стоит всего 789 евро, причём цепочка-ошейник оплачивается отдельно.
Курфюрст Саксонии Август Сильный (1670-1733) в знак любви и восхищения преподнёс фарфорового мопса своей любовнице графине Козельской (Anna Constantia von Cosel 1680-1765). Надо сказать, что благосклонность курфюрста к графине одними мопсами не ограничилась, от связи с Августом у Анны Констанции родилось трое внебрачных детей, носивших фамилию «фон Козель» и графский титул.
Все картинки увеличиваются правой мышиной кнопкой.
Фотографии музейных экспонатов (музей при мануфактуре) с табличками, содержащими информацию об авторе и названии.
Мопс на подушке, модель 1744 года, представленный в музее экземпляр выполнен во второй половине 19-го столетия. Эта пара, дама и кавалер, сделаны в 1880-1920 г.г., а масоны – в 1865 году.
Слева внизу- кавалер и дама Ордена Мопса.
Справа внизу – масоны с мопсом и глобусом.
Mops-Orden.
Орден Мопса.
Одним из самых важных покровителей масонов был сам Август Сильный (1694-1733). У короля было несколько мопсов. Он часто одаривал членов Ордена изображениями мопсов из тончайшего фарфора работы королевских мануфактур. Это могли быть и фарфоровые скульптурные композиции с масонскими атрибутами (фартук, перчатки, молоток, циркуль, отвес, лопатка), но обязательно на коленях дамы или у ног мужчины сидел мопс.
В 1738 году Папа Климент XII (Clemens XII) запретил католикам под страхом отлучения от церкви членство в масонской ложе (Päpstliche Bulle). Король Август III, единственный законный сын и наследник Августа Сильного, немедленно присоединился к запрету, объявленному Папой, несмотря на то, что (его брат) Graf Rutowski, внебрачный сын Августа Сильного, только что основал масонскую ложу в Дрездене. Серьёзно к запрету не относились. Сначала во Франции, а затем и в Германии появилось множество масонских лож, которые почти полностью состояли из представителей аристократии . Одно из этих аристократических обществ называлось “Mopsorden”. Первоначально Орден был основан католиками, но позднее в его рядах появились и протестантские дворяне, в состав Ордена входили и женщины. Ореол таинственности окружал элитарный круг избранных. Не отличающийся особой красотой маленький мопс, которого никак нельзя было отнести к полезным охотничьим или сторожевым собакам, в этих кругах был символом верности, надежности и стойкости. Члены этих лож назывались Möpse. На церемонии вступления в Орден было необходимо поцеловать фарфорового мопса под хвост, что служило выражением беззаветной преданности. Новички, надев на себя собачьи ошейники, должны были подойти ко входу и “поцарапаться” в дверь, чтобы их впустили. Потом им завязывали глаза и девять раз водили вокруг коврика с символами, в то время как в зале стоял невообразимый шум и лай, устроенный членами ордена для проверки стойкости новичков. Члены ордена носили (скрытно) серебряный медальон в виде мопса. В 1745 году в Гамбурге была отчеканена памятная монетка с мопсом.
Есть данные: Предположительно Орден Мопса был организован герцогом Баварии Клементом Августом в 1740 году (Clemens August Herzog von Bayern). Масонские ложи и мопсомания были популярны и ранее, до 1740-го года, дело в том, что после запрета Папы баварский герцог пошёл на хитрость и основал некое общество масонского типа, куда были допущены дамы высшего света.
Johann Joachim Kaendler создал множество фигурок мопсов для членов Ордена. Выполненные мастером фарфоровые фигурки мопсов воспринимались ими, как знак особого расположения, доверия и дружбы, и ценились наравне с золотыми и серебряными. (Für die Mitglieder der Mopsgesellschaft formte …Johann Joachim Kaendler schon in den 1740er Jahren eine große Anzahl an Mopsfiguren.)
Herr und Dame vom Mopsorden
… lady (traditionally known as Countess Kösel) Тут мопс у масона сбежал, он должен был сидеть на постаменте.
Дама не иначе как сама графиня Козельская. Картинка с аукциона Christie’s 2005 года.
Масоны. Рекламная фотография магазина при мануфактуре Мейсен.
Орден Мопса.
printed 1745 Старинная гравюра.
в реалиях сегодняшнего дня…
Глядя на этого господина с белыми (?) мышками вспомнилась книга «Женщина в белом» Уилки Коллинза и граф Фоско…
Одно из предположений, придворный шут Августа Сильного Gottfried Schmiedel очень боялся мышей (испытывал к ним отвращение). Данный бюст не более чем шутка скульптора. Известных шутов при дворе в ту пору было два, Gottfried Schmiedel соперничал в остроумии и креативности с шутом по имени Fröhlich (Frölich) Joseph (Йозеф Фрелих, чья статуэтка из слоновой кости, изображающая шута и фокусника сидящим в карете, запряженной свиньями, находится в Зелёных Сводах в Дрездене, фарфоровый бюст Фрелиха также находится в Дрездене). В общем, память о шутах осталась в веках.
Портной на козе не какая нибудь маленькая фарфоровая статуэтка, коза почти в натуральную величину.
Это фотографии музейных экспонатов.
Фотография на белом- рекламная, с сайта: фарфоровая композиция высотой 43 см и весом чуть более 6 кг продается
(не знаю, сколько стоит), изготавливается не более 5 штук в год.
Вот, мне ещё белочка приглянулась, размером с небольшую собаку, автор и год указаны на фото. Музей.
Ушами можно в ладушки играть)
там же в музее при мануфактуре есть экспонаты современных художников
Garden Eden – Blütenträume aus Porzellan by Vladimir Kanevsky
MEISSEN artCAMPUS
С апреля 2013 года в музее Мейсенской мануфактуры можно увидеть цветочные композиции украинского художника Владимира Каневского, проживающего с 1989 года в Америке (Нью-Джерси). Они смотрятся настолько реалистично, что воспринимаются, как живые цветы. Каждый лепесток был создан художником вручную.
Бутоны и нежные распустившие цветки, изогнутые стебли и тёмные коричневые пятна на листьях, изъеденные насекомыми неровные края, спрятавшиеся под лепестками жуки и гусеницы (гусеница, если честно, мне показалась гигантской, слишком большой, чтобы выглядеть настоящей). Для стеблей и листьев используются металлические прутья, поскольку фарфор слишком хрупкий материал.
В среднем горшок с цветком оценивается от $3000 до $20 000.
Гортензия, высота 60 см
Белая мальва, 118 см
Гиацинты, 28 см
Сирень, 62 см
В год 300-летия MEISSEN был создан artCAMPUS с целью развития сотрудничества с новыми художниками,
на artCAMPUS приглашаются и современные художники, которые никогда не работали с фарфором.
Русский балет. Фарфор. Музей. Мейсен.
„Russische Ballett“ von Prof.Paul Scheurich
рабочий момент, видно, что положение рук немного отличается.
Foto: picture-alliance/ dpa
Мастер Johann Gottfried Jüchtzer, модель 1784 года.
“Три грации” 1820 года находятся в музее.
Скульптурные композиции высотой 41 см выпускаются на продажу и сегодня, до пяти штук в год.
читайте продолжение, всего 4 темы…
…пропадают картинки почему-то…