Стих пушкина опрятней модного паркета с иллюстрацией

“Уж небо осенью дышало” А. С. Пушкин стр. 86

1. Как ты можешь объяснить смысл выражений “Уж небо осенью дышало”, “Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”, “Гусей крикливых караван тянулся к югу”?

Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжелые тучи.

Второе выражение говорит о том, что листья с деревьев начали опадать.

Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.

Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим теплым денькам с зелеными пейзажами.

Третье выражение дает понимание того, что птицы начали отлетать в теплые края.

Свой полет они сопровождают криками.

Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.

Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.

С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.

Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.

Кажется, что автор безразличен к осени.

Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.

2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.

Скучная – унылая, тоскливая, нудная, не интересная.

Стихотворение “Опрятней модного паркета…” А. С. Пушкин стр. 87

1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?

С модным паркетом.

Такое сравнение дает представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.

Еще у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.

Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.

Ведь в полной мере дает представление той самой картины на реке.

2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Описание мальчиков говорит о том, что они были веселыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.

И это не удивительно.

Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.

Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».

Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.

3. Каким изображён первый снег? Как он назван?

Он мимолетный, легкий и веселый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.

Автор говорит о снеге, как о звездах.

Это потому, что форма снежинок напоминает звездочки.

4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Первый фрагмент (“В тот год осенняя погода…”) – “Поздняя зима”, “В окне”, “Январь”, “Настоящая зима”, “Приход зимы”.

Второй фрагмент (“Опрятней модного паркета…”) – “Река во льду”, “Лед”, “На реке”, “Каток на реке”, “Ледяной паркет”.

_______

Стихотворение “Зимнее утро” А. С. Пушкин стр. 89

1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.

– Как выглядит комната в это утро?

– Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?

Первой картине соответствует первая строчка произведения.

В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.

Это выражение стало очень популярным.

Затем еще идет упоминание о блеске снега под лучами солнца:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит».

А комната в это время сияет янтарным блеском.

Это значит, что в нее проникают золотые лучи солнца.

Услышать треск помогают звуки [ш] и [ч].

Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».

2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать ее суровость.

А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.

При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.

Из-за этого настроение автора радостное, поднесенное, увлеченное природой.

Он восхищается ее разнообразием и неповторимостью. 

3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Следует использовать возвышенную, поднесенную и радостную интонацию.

Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.

Стихотворение “Зимний вечер” А. С. Пушкин стр. 91

1. Сравни два стихотворения Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”. Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Произведения совсем разные.

В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесенный настрой.

Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.

Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.

Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.

Поэт дает понять, что на сердце не весело.

И только дружеское общение может исправить ситуацию.   

2. Прислушайся к звучанию стихотворения “Зимний вечер”. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

[у], [о], [з], [в].

3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

Обращение Пушкина направлено к няне.

Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.

И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует ее образ.

В письмах поэт называет няню «мамушка» – настолько их отношения был трепетными.

Известно, что родилась няня в крепостной семье.

На самом деле звали ее Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.

Замуж она вышла в 23 года и было у нее четыре ребенка.

Когда ее муж ушел из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала ее племянника.

Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.

А затем ее воспитанником стал он сам.

Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.

Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила ее вместе с ним.

Она и поддерживала, и вдохновляла.

Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.

Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.

Последний раз няня и ее любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.

Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.

Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.

Из-за этого вскоре скончалась.

К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.

Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано теплыми чувствами, такими как нежность и любовь.

И это не удивительно.

Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.

Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.

4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.

Рифмы:

Кроет – завоет,

крутя – дитя,

обветшалой – запоздалый,

зашумит – постучит.

Такие слова еще раз подчеркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.

Ведь среди них нет веселых, задорных либо поднесенных слов.

Источник

                                        Урок по литературному чтению

Тема: Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина

  Цель:

Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.

Задачи:

  1. формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;
  2. познакомить учащихся с приемом звукописи как средством создания образа;
  3. учить находить слова, которые поэт использует для передачи звуков природы;
  4. развивать умение работать в паре;  считаться с другим мнением
  5. воспитывать эмоционально-эстетическую  отзывчивость на произведение, его

художественные особенности

  1. учить детей выразительно читать стихотворение.

                                                            Ход урока.

Введение.

 Сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать учёными. Чем будем заниматься?

На  доске: Наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять, делать выводы.

 Прочитайте тему урока:

 «Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина»

Объясните смысл каждого слова.

Учитель обобщает и уточняет сказанное учащимися, если нужно, обращается к словарю:

«Лирическое стихотворение – это стихотворение, в котором воспроизводится личное чувство или настроение автора».

Прочитайте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока:

  1. В каком веке жил поэт?
  1. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
  1. Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
  1. Как эти слова связаны с нашей темой?
  1. Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?

 Основная часть.

  1.  Вы совершенно правы, сказав, что А,С.Пушкин жил в 19 веке. В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Понаблюдайте, как это было.(показ фрагмента к/ф «Сибирский цирюльник»)
  1. А сейчас работаем со стихотворением. Только вот случилось непредвиденное, стихотворение рассыпалось на строчки, что нам делать?  Провести исследование. Приступайте!
  1. Работа в группах по восстановлению текста стиха.
  1. Предъявление или уточнение в группах
  1. Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение?

      Выступление от группы (1 ученик читает стихотворение)

Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.

  1. Давайте сравним наш текст с оригиналом на стр.118  учебника.

Неторопливое самостоятельное чтение стихотворения, нахождение сходства и различия со своим текстом.

 Обмен впечатлениями.

  1. Работа над содержанием
  1. Исследуйте стихотворение  и  найдите ответ на 2 вопрос на доске.
  1. Найдите слова, которые помогут нам представить речку.
  1. Как ты думаешь, почему поэт называет мальчишек «радостным народом»?
  1.  Прочитайте 3 вопрос в учебнике. Найдите ответ.

(Выясняем, что у гуся красные лапы, он тяжёлый, раскормленный. Ступает бережно, т.е. осторожно, неуверенно)

  1. Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?
  2. Прочитай, что пишет Пушкин о первом снеге? Почему снег назван весёлым?
  1. Сделайте вывод, с каким  же чувством надо читать это стихотворение?
  1. Определи, где сделаешь паузы, какие слова выделишь, с какой интонацией будешь читать.

Дети ещё раз самостоятельно работают со  стихотворением.

  1. Чтение стихотворения вслух.
  1. Понравилась вам стихотворение?  

 Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:

…Опрятней модного   ________________

Блистает речка, льдом  ______________.

Мальчишек радостный  ________________

Коньками звучно режет  ____________

На красных лапках  ________ тяжелый,

Задумав  ___________ по лону вод,

Ступает  _____________ на лёд,

Скользит и  _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый  ___________,

Звездами падая на  _____________…

Взаимопроверка

 Заключение

Рефлексия: Давайте вернёмся к нашим вопросам на доске.

На все мы смогли ответить?  На ваших листочках прочитайте ещё раз вопросы и выполните следующее:

  1. В каком веке жил поэт?
  2. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
  3. Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
  4. Как эти слова связаны с нашей темой?
  5. Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
  1. Если вы нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним +
  2. Если вы не полностью  нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним + –
  3. Если вы не нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним  –

Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.

Как же нам ответить на последний вопрос? Что нужно для этого сделать?

Обмен впечатлениями, советы детей.

Учитель может предложить выставку книг  из классной или школьной библиотеки.

Домашнее задание:

Какое домашнее задание вам хочется выполнить?

 А ещё я бы желала услышать выученные стихи и раздать вам дипломы за отличное прочтение их.

Спасибо всем за работу.

                                                                        Листова Лариса Александровна

Источник

МБОУ СОШ № 8

г. Сафоново

УРОК  

ПО  ЛИТЕРАТУРНОМУ  ЧТЕНИЮ

(2-й класс)

Тема урока:  Красота

и  выразительность  пушкинского  стиха

(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).

Провела:  учитель начальных классов

                      Тишко Елена Николаевна

Цели урока:   1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.

2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение.

3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.

Задачи урока: – проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;

– совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал;

– работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссоздания образа зимы.

Ход урока: 

I. Организационный момент.

(Звучит тихая музыка П.И. Чайковского).

Учитель: – Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось.     (Музыка).

Учитель: – А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.

– А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?

– Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).

В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.

В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась. О своих впечатлениях мы написали в сочинениях. Лучшие работы мне хотелось бы выделить и лучшие фрагменты зачитать.

(Учитель читает отрывки из сочинений детей, ученица читает стихотворение собственного сочинения, сопровождая это рисунками детей).

Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:

1. Глядя на эти картины, мне кажется …

(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).

2. Глядя на эти картины, мне хочется…

(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).

– Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.

II. Первичное восприятие текста.

– Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?

III.  Самостоятельное чтение произведения.

– А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.

IV.  Анализ произведения.

– Прочитай, Настя.

– К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).

Дети: – Это лирика, так как выражены чувства поэта.

Учитель: – А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).

Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).

– А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.

– Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?

Дети: – Образ речки.

– С чем поэт сравнивает гладь реки?

Дети: – С модным паркетом.

Что значит «опрятный паркет»?

Дети: – Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.

Учитель: – «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).

– Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).

– Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?

Дети: – На празднике.

– Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее:

– Какие чувства владели поэтом в этот момент?

Дети: – Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске).

– Продолжит читать второй ряд, читай, Максим.

– Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?

Дети: – Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд).

– Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.

Физминутка.

– Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться-разогнуться,

Вправо-влево повернуться,

А теперь мы приседаем,

Потягиваемся, выдыхаем.

– О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент?

Дети: – Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.

Учитель: – Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!

– А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?

Дети: – Торжественное.

– Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»).

– Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».

V. Работа с иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте.

– Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).

– На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).

– Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить.

Учитель читает цитату на доске:

– О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Д. Кугультинов.

– А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение).

Вывешивается памятка.

VI. Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь потренируемся читать это стихотворение выразительно. (Вывешивается памятка о рифмах, паузах).

Далее идёт практическая работа по расстановке пауз, логического ударения; учитель обращает внимание детей на знаки препинания.

VII.  Итог урока.

– Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть).

VIII.  Домашнее задание.

– Выучить стихотворение наизусть.

Источник