Татьяна милая татьяна с тобой теперь я слезы лью ты в руки модного тирана

XIV

Перескажу простые речи

Отца иль дяди-старика,

Детей условленные встречи

У старых лип, у ручейка;

Несчастной ревности мученья,

Разлуку, слезы примиренья,

Поссорю вновь, и наконец

Я поведу их под венец…

Я вспомню речи неги страстной,

Слова тоскующей любви,

Которые в минувши дни

У ног любовницы прекрасной

Мне приходили на язык,

От коих я теперь отвык.

XV

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая; но прежде

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь,

Ты негу жизни узнаешь,

Ты пьешь волшебный яд желаний,

Тебя преследуют мечты:

Везде воображаешь ты

Приюты счастливых свиданий;

Везде, везде перед тобой

Твой искуситель роковой.

XVI

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах…

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальный свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:

XVII

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». —

«Что, Таня, что с тобой?» – «Мне скучно,

Поговорим о старине». —

«О чем же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче всё мне тёмно, Таня:

Что знала, то забыла. Да,

Пришла худая череда!

Зашибло…» – «Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?» —

XVIII

«И полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь». —

«Да как же ты венчалась, няня?» —

«Так, видно, Бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

XIX

И вот ввели в семью чужую…

Да ты не слушаешь меня…» —

«Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..» —

«Дитя мое, ты нездорова;

Господь помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси…

Дай окроплю святой водою,

Ты вся горишь…» – «Я не больна:

Я… знаешь, няня… влюблена».

«Дитя мое, Господь с тобою!» —

И няня девушку с мольбой

Крестила дряхлою рукой.

XX

«Я влюблена», – шептала снова

Старушке с горестью она.

«Сердечный друг, ты нездорова». —

«Оставь меня: я влюблена».

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные красы,

И распущенные власы,

И капли слез, и на скамейке

Пред героиней молодой,

С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке:

И всё дремало в тишине

При вдохновительной луне.

XXI

И сердцем далеко носилась

Татьяна, смотря на луну…

Вдруг мысль в уме ее родилась…

«Поди, оставь меня одну.

Дай, няня, мне перо, бумагу

Да стол подвинь; я скоро лягу;

Прости». И вот она одна.

Всё тихо. Светит ей луна.

Облокотясь, Татьяна пишет.

И всё Евгений на уме,

И в необдуманном письме

Любовь невинной девы дышит.

Письмо готово, сложено…

Татьяна! для кого ж оно?

XXII

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума;

Дивился я их спеси модной,

Их добродетели природной,

И, признаюсь, от них бежал,

И, мнится, с ужасом читал

Над их бровями надпись ада:

Оставь надежду навсегда[38].

Внушать любовь для них беда,

Пугать людей для них отрада.

Быть может, на брегах Невы

Подобных дам видали вы.

XXIII

Среди поклонников послушных

Других причудниц я видал,

Самолюбиво равнодушных

Для вздохов страстных и похвал.

И что ж нашел я с изумленьем?

Они, суровым поведеньем

Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь,

По крайней мере сожаленьем,

По крайней мере звук речей

Казался иногда нежней,

И с легковерным ослепленьем

Опять любовник молодой

Бежал за милой суетой.

вернуться

38

Lasciate ogni speranza voi ch’entrate (Оставьте всякую надежду, вы, сюда входящие (ит.).). Скромный автор наш перевел только первую половину славного стиха.

Источник

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами читать и разбирать великое произведение Александра Сергеевича Пушкина. В прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот:https://id77.livejournal.com/1199166.html
Итак…
Перескажу простые речи
Отца иль дяди старика,
Детей условленные встречи
У старых лип, у ручейка;
Несчастной ревности мученья,
Разлуку, слезы примиренья,
Поссорю вновь, и наконец
Я поведу их под венец…
Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,
От коих я теперь отвык.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой.

Тут у нас Александр Сергеич наводит лирику 🙂

Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах…
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:

Всем понятно – грустить надо идти в сад. Это еще Сэм Саруэль, в смысле Сэр Самуэль Харрис в своих “Комических куплетах” всем доказал 🙂 Ланиты – это не то, о чем Вы подумали, а щеки. Хотя согласен, странная связь – приподнялась грудь, а потом щеки. Не может же быть, что щеки возлежали на груди, верно? В конце то концов, Татьяна Ларина у нас не бульдог…:-) Но мы отвлеклись от разговора….

“Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне”.
– Что, Таня, что с тобой? – “Мне скучно,
Поговорим о старине”.
– О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей,небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло… – “Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?”

– И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. –
“Да как же ты венчалась, няня?”
– Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

Однако отношение в связке невестка-свекровь в принципе не меняются несмотря на прошедшие века и возможные сословные дифференциации 🙂 А вообще нормальная такая крестьянская свадьба. Девушке (няне) 13, ее супругу – и того меньше. Друг друга не видели, родители сговорились через сваху и вперед! Каменный век, блин…:-(((
Расплести косу – одна из церемоний перехода во взрослую жизнь, элемент замужества, о чем мы с Вами уже говорили вот тут вот немного: https://id77.livejournal.com/352376.html. Но, продолжим….

И вот ввели в семью чужую…
Да ты не слушаешь меня… –
“Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..”
– Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси…
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь… – “Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена”
– Дитя мое, господь с тобою! –
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

“Я влюблена”, – шептала снова
Старушке с горестью она.
– Сердечный друг, ты нездорова. –
“Оставь меня: я влюблена”.
И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И капли слез, и на скамейке
Пред героиней молодой,
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке
И все дремало в тишине
При вдохновительной луне.

А старушка то права…Нездоровая Татьяна..совсем. Сама себе внушила, начитавшись книг чего-то там..теперь ходит под луной – тоскует 🙂 Зря только старушку теребила. Кстати, я бы дослушал конец истории про жизнь няни с ее Иваном 🙂

И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну…
Вдруг мысль в уме ее родилась…
“Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости”. И вот она одна.
Всё тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет.
И всё Евгений на уме,
И в необдуманном письме
Любовь невинной девы дышет.
Письмо готово, сложено…
Татьяна! для кого ж оно?

Да, такая интрига….Кому же письмо, а? Прям детектив…:-))

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума;
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал,
И, мнится, с ужасом читал
Над их бровями надпись ада:
Оставь надежду навсегда. 20
Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.
Быть может, на брегах Невы
Подобных дам видали вы.

Среди поклонников послушных
Других причудниц я видал,
Самолюбиво равнодушных
Для вздохов страстных и похвал.
И что ж нашел я с изумленьем?
Они, суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь,
По крайней мере, сожаленьем,
По крайней мере, звук речей
Казался иногда нежней,
И с легковерным ослепленьем
Опять любовник молодой
Бежал за милой суетой.

Нет, посмотрите на Пушкина, а? В лучших традициях многосерийных сериалов, он на самом интересном месте начинает нам рассказывать о другом. Более того – просто хвастается, чтобы ему завидовали… Он видите ли немало красавиц “знавал”. Мы в курсе его донжуанского списка. “Оставь надежду всяк сюда входящий” – строчка из Данте, однако почему сия надпись над дамскими бровями, сиречь на лбу – это большой вопрос…. 🙂 А еще мне понравилось выражение – “чистых как зима”. Ах, Александр Сергеевич, милый……:-)))

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?

Ну как не простить милую девушку? Прощаем…:-)

Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим —
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем;
Сперва тщеславие кольнем
Надеждой, там недоуменьем
Измучим сердце, а потом
Ревнивым оживим огнем;
А то, скучая наслажденьем,
Невольник хитрый из оков
Всечасно вырваться готов.

Есть ли у Вас план, мистер Фикс? Есть ли у меня план, есть ли у меня план…(с) И кстати, я понял, кто первые блогеры были. Еще в XIX столетии. Хладнокровные кокетки (главное, что не кокотки). Не верите? Посмотрите строчку – “Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем..” Наверное, вконтактик имелся ввиду 🙂
Продолжение следует…
Приятного времени суток.

Источник

  Òå, êòî ïðî÷åë ïåðâóþ ÷àñòü, çíàåò, ÷òî Áåëèíñêèé âîñòîðæåííî ïðèíÿë «îáðàç Òàòüÿíû», íàçâàâ ñîçäàíèå åãî âåëèêèì ïîäâèãîì Ïîýòà. Ïîëó÷àëîñü, ÷òî À. Ñ. ñòàë  «ïåðâîîòêðûâàòåëåì»  èñòèííî ðóññêîé æåíùèíû, òîé, êîòîðàÿ êàê áû áûëà ó âñåõ íà âèäó, íî íèêòî èç ïîýòîâ è ïðîçàèêîâ åå íå çàìå÷àë. Íî â òàêîì ñëó÷àå ó Òàòüÿíû áûëè ïðîòîòèïû …
  Èëè æå Ïóøêèí ñàì ñîçäàë ñâîþ Òàòüÿíó, îáîáùèâ  â íåé ëó÷øèå êà÷åñòâà èçâåñòíûõ åìó æåíùèí. È, êàê «Ïèãìàëèîí», íå ñîâñåì óâåðåí, ÷òî ýòà «Ãàëàòåÿ» îæèâåò ïîä åãî ïåðîì. Ïðè ýòîì îí îïèðàåòñÿ íà ðîìàíòè÷åñêèå ðîìàíû, êîòîðûå ÷èòàëà Òàíÿ.  íèõ áëèñòàëè  âñÿêèå òîãäàøíèå ñóïåðãåðîè, çàñòàâëÿâøèå ïëàìåíåòü ñåðäöà þíûõ ðóññêèõ äâîðÿíî÷åê. È
Âñå äëÿ ìå÷òàòåëüíèöû íåæíîé
 åäèíûé îáðàç îáëåêëèñü,
 îäíîì Îíåãèíå ñëèëèñü
              (ãë.3, ñòô.9)

      È òî ñêàçàòü:
Âñåãäà âîñòîðæåííûé ãåðîé
Ãîòîâ áûë æåðòâîâàòü ñîáîé,
È ïðè êîíöå ïîñëåäíåé ÷àñòè
Âñåãäà íàêàçàí áûë ïîðîê,
Äîáðó äîñòîéíûé áûë âåíîê.
                (ñòô. 11)
À íûí÷å âñå óìû â òóìàíå,
Ìîðàëü íà íàñ íàâîäèò ñîí,
Ïîðîê ëþáåçåí, è â ðîìàíå,
È òàì óæ òîðæåñòâóåò îí…
                (ñòðô.12)

À ïîòîìó Òàòüÿíà ëåãêî ìîæåò îøèáèòüñÿ â ñâîåì âûáîðå, ïðåäîñòåðåãàåò Ïóøêèí:
Òàòüÿíà, ìèëàÿ Òàòüÿíà!
Ñ òîáîé òåïåðü ÿ ñëåçû ëüþ;
Òû â ðóêè ìîäíîãî òèðàíà
Óæ îòäàëà ñóäüáó ñâîþ.
Ïîãèáíåøü ìèëàÿ…
             (ñòðô.15)
   Ïî÷åìó ýòî Îíåãèí – «ìîäíûé òèðàí»? È êàê åé â òàêîì ñëó÷àå ïðåäñòîèò ïîãèáíóòü?  Ñòàòü ëþáîâíèöåé, à ïîòîì áðîøåíêîé, íàâåê îáåñ÷åùåííîé â ãëàçàõ ðîäíè è ñîñåäåé?
    Ñëîâîì, Àâòîð èíòðèãóåò ÷èòàòåëüíèö ñâîåãî ðîìàíà, êîòîðûå ñ æàäíîñòüþ áóäóò æäàòü ïðîäîëæåíèÿ «ëàâ-ñòîðè» è óñòðåìÿòñÿ ðàñêóïàòü ñëåäóþùóþ ãëàâó.
   Îäíàêî… Òàòüÿíà íå òàê ïðîñòà, êàê ïðî÷èå ÷èòàòåëüíèöû ìîäíûõ ðîìàíîâ.  Ðîìàíòè÷åñêîå â íåé – ïîâåðõíîñòíûé ñëîé, à ïî÷âà åå õàðàêòåðà – äåðåâåíñêàÿ âåêîâàÿ õðèñòèàíñêàÿ íðàâñòâåííîñòü. È íîñèòåëåì ýòîé íðàâñòâåííîñòè äëÿ íåå  ïðåæäå âñåãî áûëà å¸ «ìàìêà» – íÿíÿ! Ê íåé è îáðàùàåòñÿ ñìåòåííàÿ ãåðîèíÿ: «ïîãîâîðèì î ñòàðèíå» – ïðîñèò Òàíÿ, èìåÿ â âèäó, êîíå÷íî, íå ñòîëü óæ äàâíèå âðåìåíà.
   Íÿíÿ ïðîáóåò ðàññêàçûâàòü áûëè, íî Òàíÿ óòî÷íÿåò:
Ðàññêàæè… ïðî íàøè ñòàðûå ãîäà:
Áûëà òû âëþáëåíà òîãäà?»
              (ñòðô. 17)
    È Íÿíÿ ïîâåñòâóåò, ÷òî æåíèõ áûë  ìîëîæå åå, à åé áûëî 13 ëåò… Îíà «ãîðüêî ïëàêàëà îò ñòðàõà,
“Ìíå ñ ïëà÷åì êîñó ðàñïëåëè,
Äà  ñ ïåíüåì â öåðêîâü ïîâåëè»
                (ñòðô. 18)

    Ýòî óæàñàåò âëþáëåííóþ äåâó, åé «òîøíî», îíà «ïëàêàòü è ðûäàòü ãîòîâà», èáî âëþáëåíà è âñÿ ãîðèò. Íÿíÿ ïðåäëàãàåò îêðîïèòü åå  ñâÿòîé âîäîþ, è áîëåçíü ïðîéäåò. È Òàíÿ ïðèçíàåòñÿ, ÷òî âëþáëåíà.. À Íÿíÿ êðåñòèò åå «äðÿõëîþ ðóêîé».       Ãåðîèíÿ ÷óâñòâóåò, ÷òî, êàê íè âåëèêà åå ñòðàñòü ê Îíåãèíó, íî íà ìîäíûå ïîñòóïêè îíà íåñïîñîáíà. Âûõîäà íåò, èáî Ëþáîâü åå «íåçàêîííà», ãðåõîâíà.
Âîò ðàçâå ÷òî äåëî çàêîí÷èòñÿ áðàêîì. Íî èçáðàííèê ãëàç íå êàæåò –  ðåâè íå ðåâè!
      ïîäîáíîì  ðåâå è ïðîøëà áû  ìîëîäîñòü èíîé äðóãîé. Íî … ïðîèñõîäèò íåñëûõàííîå  è íåâèäàííîå: Òàòüÿíà ïðîñèò ïðèíåñòè ïåðî è áóìàãó …   ïèøåò âñåì èçâåñòíîå òåïåðü ïîñëàíèå Îíåãèíó – ñ òàêîé ðåøèìîñòüþ, ñ êîòîðîé ïðûãàþò â îìóò  (Êàòåðèíà Îñòðîâñêîãî, ê ïðèìåðó, íî ïîçäíåå) èëè â ïðîïàñòü. Íî è ñ âåðîé, ïîäñêàçàííîé åé åå ãåíèàëüíîé ïðîíèöàòåëüíîñòüþ, ÷òî  Îíåãèí ïîéìåò åå, âî âñÿêîì ñëó÷àå íå  ïîñìååòñÿ íàä íåé. Íå áóäü ýòîé âåðû, íå ïîñëàëà áû îíà è ïèñüìà.
      Ïóøêèí ñî âñåé ñòðàñòüþ çàùèùàåò ñâîþ Ãåðîèíþ,â ñòðîôàõ 12 è 13 ïåðå÷èñëÿÿ äðóãèõ êðàñàâèö – «íåäîñòóïíûõ», «íåóìîëèìûõ, íåïîñòèæèìûõ äëÿ óìà», áåñïîùàäíûõ, êàê íàäïèñü ïðè âõîäå â Àä: «Îñòàâü íàäåæäó íàâñåãäà!», íî õîëîäíûõ, êàê àéñáåðã… è â 14-é ñòðîôå  ñïðàøèâàåò, êàê àäâîêàò â ñóäå ïðèñÿæíûõ:

Çà ÷òî æ âèíîâíåå Òàòüÿíà?
Çà òî ëü, ÷òî â ìèëîé(!) ïðîñòîòå (!)
Îíà íå âåäàåò(!!) îáìàíà
È âåðèò (!!) èçáðàííîé ìå÷òå?
Çà òî ëü, ÷òî ëþáèò áåç èñêóññòâà,
Ïîñëóøíàÿ âëå÷åíüþ ÷óâñòâà,
×òî òàê äîâåð÷èâà (!) îíà,
×òî îò íåáåñ (!) îäàðåíà
Âîîáðàæåíèåì ìÿòåæíûì.
Óìîì (!!) è âîëåþ æèâîé,
È ñâîåíðàâíîé ãîëîâîé,
È ñåðäöåì ïëàìåííûì è íåæíûì?

  Ñëîâîì, ýòî íàì íå áëîíäèíêà Îëåíüêà-ñåñòðèöà!
È À.Ñ. ïðîäîëæàåò ñâîþ çàùèòèòåëüíóþ ðå÷ü  åùå â øåñòè ñòðîôàõ, à â 21-é ïðèâîäèò âåñêèé äîâîä äëÿ íàøåãî ñóäà:

Ïèñüìî Òàòüÿíû ïðåäî ìíîþ;
Åãî ÿ ñâÿòî áåðåãó,
×èòàþ ñ òàéíîþ òîñêîþ
È íà÷èòàòüñÿ íå ìîãó.
Êòî åé âíóøàë è ýòó íåæíîñòü,
È ñëîâ ëþáåçíóþ íåáðåæíîñòü?..

   Äà, ìîë, ñòðîãèå ñóäüè, èìåþ òàêîå ïèñüìî è äëÿ âàñ ïåðåâîæó åãî ñ ôðàíöóçñêîãî! Áûëà  è åñòü òàêàÿ Òàòüÿíà – íå÷åãî ñîìíåâàòüñÿ! Ñèå íå ïëîä ìîåãî âîîáðàæåíèÿ, íî èäåàëüíîå ðàçâèòèå ðóññêîé Æåíùèíû, êîòîðàÿ íå ïîäëåæèò íèçêîìó ñóäó.
    È Ïîýò ìîã áû, â ÷àñòíîñòè, ñîñëàòüñÿ íà óæå èçâåñòíûé ìíîãèì õàðàêòåð  –  Ñîôüþ Ïàâëîâíó Ôàìóñîâó: ëþáèëà âîëüíîäóìöà ×àöêîãî, ìå÷òàëà ñòàòü åãî æåíîé, à îí ïðîïàë áåç âåñòè. À òóò è ïîäâåðíèñü êðàñàâåö Ìîë÷àëèí (òàê ýòî â òåëåñïåêòàêëå îò Öàðåâà: êðàñèâûé, ãîðäûé, óâåðåííûé Êëþåâ,- êîòîðûé äàæå æàëååò íåóäà÷íèêà ×àöêîãî –  Âèòþ Ñîëîìèíà, ó êîåãî «ïî ñëóæáå íåóñïåõ», – î÷àðîâàâøèé åå äîáðîäåòåëüíûì ñìèðåíèåì è ñòàòÿìè). È óæ  ñ åùå áîëüøèì ïðàâîì  ñîñëàòüñÿ íà æåí áóäóùèõ äåêàáðèñòîâ, ñ êîòîðûìè áûë çíàêîì.
  Íî Âðåìÿ íå ïîçâîëÿåò îòêðûâàòü ýòè êàðòû…

        (À ïèñüìî Òàòüÿíû îáñóäèì â ñëåäóþùåé ÷àñòè)

Источник

XIV

Перескажу простые речи

Отца иль дяди-старика,

Детей условленные встречи

У старых лип, у ручейка;

Несчастной ревности мученья,

Разлуку, слезы примиренья,

Поссорю вновь, и наконец

Я поведу их под венец…

Я вспомню речи неги страстной,

Слова тоскующей любви,

Которые в минувши дни

У ног любовницы прекрасной

Мне приходили на язык,

От коих я теперь отвык.

XV

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая; но прежде

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь,

Ты негу жизни узнаешь,

Ты пьешь волшебный яд желаний,

Тебя преследуют мечты:

Везде воображаешь ты

Приюты счастливых свиданий;

Везде, везде перед тобой

Твой искуситель роковой.

XVI

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах…

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальный свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:

XVII

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». —

«Что, Таня, что с тобой?» – «Мне скучно,

Поговорим о старине». —

«О чем же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче всё мне тёмно, Таня:

Что знала, то забыла. Да,

Пришла худая череда!

Зашибло…» – «Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?» —

XVIII

«И полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь». —

«Да как же ты венчалась, няня?» —

«Так, видно, Бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

XIX

И вот ввели в семью чужую…

Да ты не слушаешь меня…» —

«Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..» —

«Дитя мое, ты нездорова;

Господь помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси…

Дай окроплю святой водою,

Ты вся горишь…» – «Я не больна:

Я… знаешь, няня… влюблена».

«Дитя мое, Господь с тобою!» —

И няня девушку с мольбой

Крестила дряхлою рукой.

XX

«Я влюблена», – шептала снова

Старушке с горестью она.

«Сердечный друг, ты нездорова». —

«Оставь меня: я влюблена».

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные красы,

И распущенные власы,

И капли слез, и на скамейке

Пред героиней молодой,

С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке:

И всё дремало в тишине

При вдохновительной луне.

XXI

И сердцем далеко носилась

Татьяна, смотря на луну…

Вдруг мысль в уме ее родилась…

«Поди, оставь меня одну.

Дай, няня, мне перо, бумагу

Да стол подвинь; я скоро лягу;

Прости». И вот она одна.

Всё тихо. Светит ей луна.

Облокотясь, Татьяна пишет.

И всё Евгений на уме,

И в необдуманном письме

Любовь невинной девы дышит.

Письмо готово, сложено…

Татьяна! для кого ж оно?

XXII

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума;

Дивился я их спеси модной,

Их добродетели природной,

И, признаюсь, от них бежал,

И, мнится, с ужасом читал

Над их бровями надпись ада:

Оставь надежду навсегда [38].

Внушать любовь для них беда,

Пугать людей для них отрада.

Быть может, на брегах Невы

Подобных дам видали вы.

XXIII

Среди поклонников послушных

Других причудниц я видал,

Самолюбиво равнодушных

Для вздохов страстных и похвал.

И что ж нашел я с изумленьем?

Они, суровым поведеньем

Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь,

По крайней мере сожаленьем,

По крайней мере звук речей

Казался иногда нежней,

И с легковерным ослепленьем

Опять любовник молодой

Бежал за милой суетой.

вернуться

38

Lasciate ogni speranza voi ch’entrate (Оставьте всякую надежду, вы, сюда входящие (ит.).). Скромный автор наш перевел только первую половину славного стиха.

Источник