Ткань модная в семидесятых годах кроссворд
Годы правления Леонида Брежнева вошли в историю как «эпоха застоя». В отношении моды эта оценка не совсем справедлива: актуальные образы стремительно менялись, разнообразие моделей и варианты оттенков менялись. Так, узкие брюки-дудочки быстро уступили лидерство «клешам», а заметно укоротившие мини уже никого не возмущали. С другой стороны, купить хорошую одежду было невозможно — только «достать» у фарцовщиков или за границей.
VATNIKSTAN продолжает цикл статей о моде, и сегодня в фокусе внимания первая половина 1970-х годов: были ли коренные отличия от предыдущего десятилетия и какая одежда была настолько популярной, что её ввозили в страну тайно, под угрозой тюремного заключения?
Тенденции: конец эпохи самопошива
В первой половине 1970-х годов остаются актуальными большинство ключевых тенденций 1960-х годов: простые линии, А-образные силуэты и искусственные ткани. Качество последних растёт, их всё труднее отличить от натуральных. Женщины продолжают приобщаться к брюкам и мини-юбкам: такая одежда становится нормой и уже редко вызывает чьё-либо возмущение. Мужчины носят рубашки приталенного силуэта и длинные плащи.
Однако одна новая, странная тенденция всё же появилась. Касалась она не вещей и образов, а отношения к ним. В 1970-е годы самопошив перестаёт быть актуальным. Ранее он существовал как вынужденная мера для тех, кто не мог купить одежду в условиях дефицита. Покупать ткань и шить по выкройкам из журналов, а также подгонять вещи под свой размер считалось абсолютной нормой. Носить такую одежду не считалось «непрестижным», а тем более «стыдным».
Теперь ситуация кардинально меняется. В моду входят заграничные вещи — джинсы, кроссовки — которые невозможно произвести в домашних условиях. Социальный разрыв становится очевиднее, его становится всё сложнее скрывать. Женщины, чья молодость пришлась на 1950–1960-е гг. вспоминали, что одевались «не хуже, а подчас и лучше других», только с помощью мам и бабушек, которые их обшивали. С 1970-х годов это становится невозможным: чтобы выглядеть «модно», нужно носить исключительно дефицитные заграничные вещи. Шитьем на дому занимаются только энтузиасты, для которых это хобби, и необеспеченные люди.
Юмористический фельетон «Иностранцы»:
В лексикон входит «фирмА» (преимущественно с ударением на последний слог) — ёмкое понятие, которым называли все вещи иностранного производства. По умолчанию они считаются более красивыми и качественными, чем отечественные — даже если это не соответствовало действительности. Состоятельные граждане избегают советских магазинов (кроме «Берёзки») и стремятся либо шить одежду на заказ в ателье, либо покупать за границей. Ателье, впрочем, ценились не обычные, а ведомственные. Рядовым гражданам доступ туда был закрыт. В одной только Москве к 1980-м годам число таких ателье достигнет 700.
Самостоятельно пошитые вещи презрительно назывались «самопалом» или «самостроком». Даже если они были прочными, красивыми, изготовлены из хорошей ткани и по актуальным фасонам, их было недостаточно, чтобы заслужить уважение «модного сообщества». Ценились исключительно иностранные вещи. Общество начало расслаиваться на тех, кто мог позволить себе дорогие товары, и тех, кто не имел возможности покупать заграничное.
Расцвет фарцовки
Фарцовка — подпольная торговля редкими товарами — зародилась в СССР в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. В первой половине 1970-х годов она становится массовым явлением — модную иностранную одежду можно было «достать» только у фарцовщиков. Как правило, эксклюзивную одежду и обувь (а ещё музыкальные пластинки, технику и другие отсутствующие в советских магазинах товарах) поставляли люди, имеющие стабильные контакты с иностранцами, или научившие доставать эксклюзив самостоятельно (например, покупать у туристов, вылавливая их у гостиниц).
У фарцовщиков в любое время можно было найти всё, что нужно — были бы деньги. Можно вспомнить сцену из легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год), когда Шурик покупает транзисторы из-под полы у фарцовщика, потому что магазины закрыты на обед.
По сути фарцовщики были мелкими предпринимателями, но тогда их профессия была сопряжена с большими рисками. Например, статья 88 УК РСФСР предусматривала серьезную ответственность за валютные операции (а фарцовщикам регулярно приходилось иметь дело с иностранными деньгами) в виде лишения свободы от 3 до 15 лет, конфискации имущества и даже смертной казни. Впрочем, торговля была настолько выгодной, а спрос настолько огромным, что даже суровое наказание не отпугивало сотни предприимчивых людей. К началу 1980-х годов фарцовка превратится в полноценную систему с разделением труда и оборотом в десятки тысяч рублей.
Советский «социальный ролик» о фарцовщиках и рок-н-ролле:
Культ джинсов
Самым модным предметом гардероба и мужчин, и женщин становятся джинсы. Трудность была в том, что советские предприятия их не производили. Первые подпольные фабрики заработают в Одессе: там будут шить джинсы из контрабандного денима и заграничной фурнитуры. Покупатели ценили их меньше и покупали не так охотно, как «настоящие заграничные».
Образы 1970-х годов из фильма «Центровой из поднебесья»:
Ценились бренды: Lee Riders, Levi Strauss, Wrangler и Montana. Самым модным был фасон клеш. Фарцовщики нередко обманывали покупателей, пришивая фальшивые этикетки или выдавая за джинсу крашеные брезентовые штаны. Не найдя нужный размер, люди покупали пару больше нужного размера и отмачивали их в горячей водя, дожидаясь, когда ткань «сядет».
Джинсы были редкими и поэтому чрезвычайно дорогими. Стоимость могла составлять 200 рублей — при средней зарплате 125 рублей такая цена была просто заоблачной. В первую очередь джинсы оказались доступны морякам, спортсменам, актёрам — тем, кто регулярно бывал за границей. Они же ввозили брюки из денима в СССР. Джинсы были любимой одеждой Владимира Высоцкого. Он почти не носил обычные брюки. По моде десятилетия поэт отдавал предпочтение расклешённым фасонам. Джинсы сочетал с джинсовыми рубашками на пару тонов темнее или светлее брюк (чтобы не создавалось впечатление, будто он одет в рабочий комбинезон).
Джинсы стали предметом культа и нередко появлялись в культуре как важный атрибут поколения. Например, Борис Гребенщиков посвятил ей ироничную пьесу «В объятиях джинсни»:
«О, незнакомец! Странный вид
имеешь ты — как инвалид.
Ты без джинсов, ты без шузни,
Без дисков ты и волосни…
Но смутно мне твой фейс знаком».
Брючные костюмы, базовые комплекты и другие женские образы
В начале 1970-х годов в женской моде нет однообразия: девушки и женщины подбирают наряды на свой вкус и кошелёк. Юбки-мини и брюки никого не смущают, поэтому становятся неотъемлемой частью гардероба большинства модниц. Впрочем, миди и макси не менее популярны — длина юбок достигает максимальной вариативности. Особенно ценятся джинсовые модели, но это большая редкость.
Спросом пользуются комплекты — наборы базовых вещей в общей цветовой гамме. Например, свитер, юбка, брюки или шорты. Было достаточно дополнить их несколькими блузками, чтобы создать несколько образов на каждый день.
В моду возвращаются длинные волосы. Их украшают лентами и заплетают в комы. Во многом это связано с появлением в коллекциях советских модельеров платьев «в русском стиле» (например, платье «Россия» Вячеслава Зайцева и Татьяны Осмёркиной). Орнаменты и вышивки «в цветочек» с элементами древнерусских узоров и традиционные фасоны отлично дополняются длинными волосами.
Самый остромодный образ — брючный костюм. Их сочетали с блузками, батниками и водолазками. Брюки носили не только костюмные. Модницы любили вельветовые брюки-клеш, украшенные вышивкой и блёстками. Украшали, зачастую, самостоятельно. Обтягивающие фасоны ещё не востребованы — они выйдут на пик ближе к концу десятилетия.
Популярные ткани — габардин, замша, кожа, вельвет. Больше других ценился кримплен — легкостирающаяся и немнущаяся ткань из синтетического волокна. Его фактура напоминала шерсть. Одежда из кримплена была тёплой, даже жаркой. Довольно быстро он уступит популярность другим синтетическим тканям, более похожим на натуральные.
Востребована обувь на деревянном каблуке или танкетке. Она красива и долговечна: служила без потери формы несколько сезонов.
Мужская мода: бадлон, «лапша» и каблуки
1970-е — эпоха мужских водолазок или бадлонов. Мужчины носят тонкие облегающие свитера с высокими воротниками. Уже упомянутый Владимир Высоцкий тоже оценил их, регулярно появляясь на концертах и в обычной жизни в таких свитерах. Их носили как самостоятельный предмет гардероба, так и сочетали с рубашками и батниками. Последние, кстати, тоже были на пике популярности: в особенности приталенные модели ярких расцветок. Ещё один популярный свитер — «лапша». Их шили из трикотажных и синтетических тканей «в рубчик». Чаще всего у них тоже был высокий подворачивающийся воротник.
Популярные в прошлом десятилетии брюки-дудочки сменяются фасоном «клёш» и джинсами. В СССР чаще всего встречались брюки шириной под коленом 23 сантиметра и 25 сантиметров у щиколотки — совсем не экстремальное расширение. Значительно реже встречались модели в соотношении 27 на 32. Легкая промышленность клёш не шила, их перешивали из стандартных прямых моделей, вшивая клинья в нижнюю часть брюк. Их украшали бахромой.
За рубежом в это время набирают популярность мужские туфли на каблуке: не на скромном квадратном двухсантиметровом, а на настоящем, «женском», высотой пять-семь сантиметров. В СССР такую обувь почти не носят, исключение — артисты, в частности Владимир Высоцкий. Большинство мужчин предпочитают более привычные и менее вызывающие туфли.
Отличительная особенность моды первой половины 1970-х годов — расслоение на тех, кто может позволить себе дорогие заграничные вещи и тех, кому «фирмУ» не достать. Государственная промышленность не справляется с запросами и не успевает за новыми фасонами: джинсы, «клёш» и другие новинки подлавливают у фарцовщиков. Женщины получают полную свободу самовыражения и свободно носят юбки любой длины и брюки. Мужчины носят приталенные цветастые батники, брюки-клёш с бахромой (собственной модернизации), а самые смелые пробуют туфли на каблуке.
Читайте также наш материал «Алла Пугачёва. Из забытого»
Источник
Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram
фото – иллюстрация
Моя юность пришлась на 70-е годы прошлого века. Я хорошо помню, что носили в то время в СССР. Главными тенденциями стиля 70-х годов ХХ века были разноплановость и эклектичность. В это десятилетие наблюдалось множество направлений стиля. Позволялось носить всё, что угодно – от дешевых нарядов из хлопка до шикарных изделий от-кутюр.
иллюстрация: летняя одежда и обувь 70-х годов 20 века
В начале 70-х были еще в моде платья с простыми линиями и А-образными силуэтами. Многие вещи тогда шили из синтетических тканей (кримплена, дакрона и прочее), придающих изделиям жесткий силуэт. Синтетические платья и блузки с крупными яркими узорами присутствовали тогда в гардеробе почти каждой женщины. В то же время многие делали выбор в пользу естественных материалов – шерсти, хлопка, шелка. Крупные узоры сменялись более мягкими расцветками и мелкими рисунками, характерными для деревенского и этнического костюма.
фото-иллюстрация
В 70-х уже были введены длины миди и макси, но большинство женщин продолжало носить мини или классическую длину до колена. Сочетать любимое мини и модное макси позволяли юбки с огромными разрезами на пуговицах, расстегнутых почти полностью. Часто поверх мини надевали длинное пальто.
В 1972 году появилась тенденция, в которой комбинировались принты, до этого считавшиеся не сочетаемыми: мелкий цветочный рисунок с полоской, клетка с полоской. Зимой 1972/73 года, практически в одно время с окончанием вьетнамской войны, разразился нефтяной кризис, повлекший за собой падение доллара. Одежда стала выражением протеста с его эклектическим стилем, и это стало началом модной революции. Молодые люди пробовали, смешивали, отбрасывали, затем вновь возвращали в гардероб обувь на платформе, короткие шорты и рубашки из полиэстера, диско-блеск, ретро-кич, брюки-клеш.
фото-иллюстрация
Стиль «унисекс» развивался c начала 70-х годов и пропагандировался на страницах модных журналов, где рекламировали одежду «для него и для нее» — модели в стиле милитари или сафари, брюки, рубашки (батники), трикотажные пуловеры и джемперы, куртки. Символом направления «унисекс», безусловно, были джинсы.
Мои ровесники, несомненно помнят, что культовыми вещами 70-х годов были: брюки, батник, водолазка, туника, платье-рубашка, джинсы, вязаный кардиган, деловое платье.
В то время всё больше завоевывали популярность брюки и брючные костюмы. На протяжении десятилетия они периодически меняли ширину – клеш от колен, суперклеш от бедра и, наконец, узкие модели.
иллюстрация: модная обувь 70-х годов прошлого века
Для первой половины 70-х годов были характерны узкие, облегающие талию силуэты. Брюки и юбки носили с приталенными рубашками самых невероятных расцветок. Такие рубашки – в СССР их называли батниками – носили и женщины, и мужчины.
Еще одной культовой вещью 70-х стала водолазка. Их носили с брюками, юбками, сарафанами, костюмами и даже одеждой в этническом стиле. В 70-е также были актуальны длинные туники, которые надевали в комплекте с брюками или шортами.
Популярнейшая модель платья первой половины 70-х — платье-рубашка — получила признание благодаря американскому модельеру Рою Холстону. Джинсы стали главным символом десятилетия – от разодранных моделей хиппи до шикарных дизайнерских изделий. В 70-е джинсы носили все слои населения. Объемный вязаный кардиган с поясом или на пуговицах был еще одной важной деталью гардероба 70-х.
В 70-х фурор вызвало деловое платье – темное шелковое платье длиной ниже колен, которое носили деловые дамы. В сочетании с обязательным блейзером, его могли надеть и на работу, и на вечерний прием. Женщины научились использовать одежду для достижения профессионального успеха. Уже в конце 70-х появилась так называемая «одежда для успеха».
иллюстрация: пуловер-лапша
Ну и , наверное, многие вспомнят, что носили в то время пуловеры-лапшу, сапоги-чулки, расклешенные шубки.
иллюстрация: сапоги-чулки
Посмотрите на фотографии одежды и обуви тех лет. Какие модели одежды и обуви можно взять в наше время? А какие категорически не подходят для современной жизни? Почему?
Мне они все нравятся, хотя не все модели были удобные и практичные. Но они напоминают юность, а она всегда прекрасна!
На своем канале, я уже писала про женщин поколения своей бабушки, чья молодость пришлась на 40-50-е годы. Многие читатели, да и я сама, были удивлены, тому, что, не смотря на дефицит одежды и косметики женщины после войны на фотографиях выглядели очень достойно.
Сегодня мне хотелось бы обсудить стиль следующего поколения, чья молодость пришлась на 70-е -80-е (поколение моей мамы). Половина фотографий взята из семейных альбомов. К сожалению, фото черно-белые и не самого лучшего качества.
Молодые специалисты
70-е годы часто называют периодом застоя, однако многие считают, что это были лучшие годы в истории СССР. В стране активно развивалась промышленность, люди имели возможность получить качественное и бесплатное образование, жилье, медицинские услуги. Они чувствовали стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Конечно в СССР были и свои недостатки, такие как железный занавес, жесткая цензура, а также слабая конкуренция в промышленности, ведущая к производству огромного числа однотипных вещей.
Тем не менее, даже в строгом социалистическом государстве многие молодые люди в 70-е выглядели стильно и ярко. Советская одежда, продававшаяся в магазинах, не отличалась разнообразием, но люди и в те времена хотели показать свою индивидуальность. Поэтому во многих семьях была швейная машинка, спицы и чемоданы с тканями и нитками. Но даже у тех, кто шить не умел была возможность пошить одежду на заказ в ателье.
Женская мода
Одежда
Девушки 70-х одевались достаточно смело, по сравнению с предыдущим поколением. В моду вошли мини-юбки, короткие платья, водолазки, яркие батники и футболки.
Раньше ношение девушками брюк в СССР подвергалось строгому осуждению, но в 70-е наступил настоящий брючный бум. Хотя, наверное, бабушки, сидящие во дворах, активно брызгали желчью и ядом, при виде проходящих модниц, одетых в брюки или мини. Одним из главных модных хитов 70-х были брюки клеш.
Причем носили их и мужчины, и женщины. Купить их было достаточно сложно, обычно шили сами или на заказ. Брюки-клеш периодически входили в моду и после 70-х, но в те годы они отличались необычно большой шириной к низу.
В 70-х в моду вошли джинсы, правда официально купить их было практически невозможно, первые джинсы завозились в СССР из-за бугра нелегально, а цена на них равнялась примерно 1-2 зарплатам. В 80-х купить джинсы стало проще. На фото 81 года, я вижу как минимум двух девушек в джинсах.
1981 год, как минимум 2 девушки на фото в джинсах
Косметика и прически
Многие девушки 70-х активно пользовались косметикой. Конечно, выбор декоративной косметики был не столь разнообразен, как сейчас. В СССР было 2 основных производителя косметических средств: “Свобода” и “Новая заря”, кстати, эти фабрики были открыты еще в царской России.
Одно из наиболее известных средств фабрики “Свобода”, популярных у девушек в СССР, да и после его распада тоже, был тональный крем “Балет”.
Про сухую тушь-плевалку знают даже многие современные девушки, ее можно купить в магазинах и сейчас. Некоторые девушки умудрялись даже подводить ею глаза и брови. Так же в СССР была косметика и импортного производства (французская, польская), но купить её было гораздо сложнее, чем отечественную.
В моде были тонкие брови-ниточки, яркие румяна и тени разнообразных цветов, особенно популярны были голубые перламутровые тени, которые с яркой помадой смотрелись очень нелепо и вульгарно.
Женские прически в 70-е отличались большим разнообразием. Волосы могли быть как короткими, так и длинными. Популярным трендом тех лет была химическая завивка.
Мужская мода
Мужская мода в 70-е заслуживает отдельного внимания. В нашей стране мужчины никогда не выглядели настолько ярко и экстравагантно, как в 70-е. Сегодня ярко одетого парня с длинными волосами могут просто-напросто избить в подворотне, особенно в провинции. В 70-е почти все молодые мужчины носили длинные волосы, усы и яркую одежду, даже провинциалы, а также папы и дедушки сегодняшних унылых гопников. Подражали конечно же “Битлам”, творчество которых просачилось даже в СССР.
Брюки клеш были популярны не только среди девчонок, но и среди парней. Так же у молодых людей были популярны рубашки с длинным воротником и водолазки.
Хотя я родилась в 80-е, но прекрасно знаю, что носили мои родители и родственники, причем не только по фотографиям из семейных альбомов. У бабушки осталось несколько чемоданов старых вещей. Некоторые из них я донашивала подростком в нищие 90-е, когда не было денег на обновки. Это были брюки- клеш из ткани, имитировавшей джинсовую, водолазка, яркие футболки и платья. Кстати, в 90-е эти вещи были вполне уместны.
Многие вещи из 70-х актуальны до сих пор.