Учить русский можно модно выгодно
Сафарова Малика Абдухафизовна – учитель русского языка, СОУ № 93, района Сино, г. Душнабе.
Аннотация:
Автор знакомит читателей с эссе, которое было представлена на ХVII Международном Пушкинским конкурсе «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?», организованным «Российская газета», Россотрудичеством, Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы в 2017 году.
Ключевые слова:
Русский язык, учить, интересно, сборник, прогресс, ведущие ученые.
Русский язык на современном этапе – это язык межнационального общения народов СНГ. Русский язык как язык межнационального общения всех наций и народностей нашей страны выступает общим коммуникативным средством, благодаря которому обеспечивается взаимопонимание всех народов СНГ во всех сферах общественной жизни.
Русский язык в Таджикистане – язык межнационального общения Таджикистана согласно 2-ой статьи Конституции РТ 1999 года.
Для развития международных связей, обогащения достижениями культуры и духовными ценностями народов, создания условий, способствующих ускорению научно-технического прогресса, освоению современных информационных технологий, в Таджикистане признано целесообразным всемерное совершенствование преподавания и изучения русского языка.
Образование является одной из приоритетных и судьбоносных сфер жизни общества, будущее любой нации и страны, их развитие и процветание неразрывно связано с образованием. Невозможно представить развитие и процветание общества без всестороннего развития науки и образования, потому что ничто не имеет столь сильного влияния на развитие общества, как образование. Решение всех политических, экономических и социальных проблем общества, прежде всего, зависит от состояния образования. Именно поэтому в государственной политике в сфере управления наукой и образованием за годы независимости Республики Таджикистан возникли качественно новые отношения. Эти отношения нашли свое отражение в законах Республики Таджикистан “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, «Национальной концепции образования Республики Таджикистан». Во все периоды жизни таджикского общества образование считалось надежной опорой государства. Поэтому сегодня система образования Республики Таджикистан видит свою задачу в воспитании строителей демократического, правового и унитарного государства.
В республике большое значение придается изучению русского и иностранных языков. Согласно Указу Президента Республики Таджикистан от 4 апреля 2003 года “О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан” Правительство разработало Государственную программу “О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы” продленная с 2015-2020 гг. В настоящее время идет успешная реализация данной программы.
1.Проведение семинаров по усовершенствованию преподавания русского языка в таджикских школах.
2.Обязательное прохождение курсов повышения квалификации с учетом овладевания современных технологий.
3.Усиление требований при аттестации учителей средних и общеобразовательных школ и присвоения им категорий и др.
Русский язык признан одним из мировых языков – все это говорит о необходимости глубокого и всестороннего изучения русского языка. И надо признать, что нормальное функционирование образования, науки, экономики, вообще общение между людьми разных национальностей в республике фактически невозможно без свободного владения русским языком.
Неоднократно Президент РТ, Основатель мира и национального единства – Лидер нации Эмомали Рахмон в своих выступлениях говорит, что «русский язык окно в науку и средство общения с внешним миром». На уроке мира, посвященному началу нового учебного года в Таджикистане Эмомали Рахмон заявил – «Необходимо углубленно изучать русский и английский языки. Без этих двух языков мы будем находиться в изоляции, и будет невозможно дальнейшее развитие государства».
Нужно ли учить русский язык? На этот вопрос, конечно же, только один ответ: «Да, нужно и надо учить русский язык». Русский язык является языком науки, техники, культуры.
В Таджикистане поддерживается система школьного и высшего образования на русском языке. Большое внимание уделяется изучению русского языка. В общих общеобразовательных учреждениях русский язык изучается со 2 по 11 классы. В неделю проводится 3 урока русского языка в национальных классах. Каждый год ведется увеличение часов для преподавания русского языка. С 2015 года в школах РТ классы, в которых свыше 25 учеников делятся на подгруппы, что дает возможность эффективно преподавать и усовершенствовать русский язык ученикам – таджикам. С 2008 года издаются учебники по русскому языку, авторами которых являются видные ученые и учителя практики Каримова И.Х., М.Б.Нагзибекова, Л.В.Мягкая, Бабаева Р.Н., Л.А.Некрасова, Т.В.Гусейнова, Д.Х.Шабурова и др.
Русский язык популярен среди учеников – таджиков, так как они смотрят художественные фильмы, работают в интернете, используют различные социальные сети. Среди учеников считается, что говорить на русском языке очень модно, так как это повышает их статус среди сверстников. Хочется также добавить немного из своей педагогической практики: ученики активно участвуют в Неделях русского языка, посвященных различным датам русских писателей. Необходимость изучения русского языка среди учеников – таджиков является желание учиться в ВУЗ-ах Российской Федерации.
На вопрос – «Есть ли русский язык в вузовских программах ваших стран?». В Республики Таджикистан русский язык в вузовской программе есть. Русский язык изучается на нефилологических и гуманитарных факультетах на 1-ом курсе 1 год, в неделю 8 часов. Группы делятся на подгруппы, что облегчает преподавание и усвоение русского языка. В Таджикском национальном университете на гуманитарных факультетах (Философия, Филология, Азия – Европа, Журналистика и т.д.) занятия по русскому языку проводятся по пособию под редакцией педагогического коллектива факультета Русской филологии, кафедры МПРЯЛ: Русский язык. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ. Составители: проф. Ходжиматова Г.М., доц. Абдуллаева Т., доц. Бубиев Х.М., ст.преп. Абдурасулов З., асс. Хабибова М.О., Сафарова М.А. Учебное пособие содержит тексты и задания, направленные на активизацию языковых единиц в речи и имеет ярко выраженную практическую направленность.
Разрешают ли русский язык преподавать в общеобразовательных учреждениях РТ? Большое внимание уделяется преподаванию русского языка в общеобразовательных учреждениях: увеличивают часы, делятся классы на подгруппы, усовершенствуются учебники по русскому языку. Издаются методические пособия, сборники диктантов, тестов и т.д. для учителей русистов. Хотелось бы отметить, что автор данной статьи является соавтором Сборника тестов, диктантов и изложений по русскому языку и литературе (5-9 классы) под редакцией Нагзибековой М.Б., Ходжиматовой Г.М., Сафаровой М.А. Учебно-методическое пособие содержит тестовые вопросы и тексты для диктантов и изложений, которые охватывают программный материал по русскому языку в 5-9 классах средних общеобразовательных школ с таджикским языком обучения.
Пособие предназначается для учителей русского языка средних общеобразовательных учреждений РТ, а также для самостоятельной работы по русскому языку учащихся.
Русский язык имеет большое значение для элиты и молодежи Таджикистана. Этому свидетельствует, функционирование в республики газет на русском языке: «Азия – plus», «Вечерний Душанбе», «Народная газета», журнал «Памир», журнал Министерства образования АН РТ «Русский язык и литература в школах Таджикистана», который оказывает большую помощь учителям русского языка, так как в этом журнале учителя- русисты делятся своими методическими разработками, ведущие доценты, профессора печатают научные статьи.
Хотелось также отметить, что в республике при изучении русского языка имеются и проблемы. На сегодняшний день в республике, в особенности в дальних селах отсутствует русскоязычное население, а вследствие этого отсутствует языковая среда, у детей нет потребности говорить на русском языке. Родным языком ребенок овладевает естественно – слушая, подражая, постоянно общаясь. Значит, при изучении второго языка важна коммуникативная среда. Дети слушают в основном русскую речь, только на уроке русского языка, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, но им трудно дается спонтанная речь на русском языке. К сожалению, у учащихся – таджиков слабо развита речевая деятельность на русском языке. На это есть объективные причины: исключение из школьной программы предмета – «русская литература», которая давала возможность развивать речь и пополняла лексический запас учащихся, отсутствие языковой среды и нехватка квалифицированных преподавателей русского языка в школах.
Мы 25 лет прожили без СССР, оценили свои возможности, увидели, как многое рушится, особенно в экономике, в финансовых торговых отношениях, но главное, что объединяет людей, остается навсегда — это культура, язык и традиции. И мы с каждым днем понимаем, что роль русского языка имеет колоссальное значение.
Нельзя сказать, что в РТ растет поколение, которое не знает русского языка. Но нам нужны новейшая научная литература на русском языке, а также пособия, учебники, в которых будет представлена практическая часть преподавания русского языка как иностранного. Наш форум держится на русском языке, иначе как бы мы общались.
Please reload
«Российская газета» совместно с Правительством Москвы при поддержке Россотрудничества проводит XVII Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка.
Пушкинская премия была учреждена в 2000 году как своеобразная ежегодная грантовая поддержка для учителей русского языка зарубежья. За 16 лет в конкурсе приняли участие более 6 тысяч человек из 30 стран, 800 преподавателей стали лауреатами, побывали в Москве.
Жюри определяет 50 лауреатов, имена которых по традиции становятся известны 6 июня — в день рождения А. С. Пушкина. В начале сентября победители приглашаются на торжественную церемонию в Москву.
«Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?»
г. Москва январь 2017 г.
1. Цели и задачи конкурса.
Продвижение русского языка и культуры — дело не только дипломатии, но и гражданского общества. Наш Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов был рожден в 2000-м году по итогам редакционного «круглого стола» «Моя родина – русский язык» и поддержан правительством Москвы и МИД РФ.
Цель конкурса – моральная и материальная поддержка самых энергичных и талантливых педагогов-русистов стран ближнего и дальнего зарубежья.За шестнадцать лет более шести тысяч учителей приняли в нем участие, 800 человек стали лауреатами конкурса и экспертами «Российской газеты» по самочувствию русского языка в своих странах. Преподавать язык Пушкина и Чехова всегда было престижно, однако сегодня в некоторых странах эта профессия потребовала мужества и особой преданности делу. Учитель остается вне политики, несмотря на то, что некоторые политики в общественной жизни стали пользоваться языком как острым оружием.
Все вопросы по поводу реального состояния русского языка и самих учителей-русистов за рубежом мы соединили в формулировке новой темы конкурса «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?». Есть ли русский в вузовских программах ваших стран? Разрешается ли его преподавание в общеобразовательных школах? Насколько популярен он среди элиты и молодежи? В чем интерес не соотечественника — иностранца знать русский язык?
Организаторы надеются на подробные эссе, которые помогли бы сканировать языковую атмосферу в вашей стране и ответить на вопрос: «Чем может помочь Россия русистам за рубежом?»
Лауреатом стать просто: для этого не надо ничего копировать, что-то списывать у классиков. Только ваш личный опыт и ваши актуальные размышления – залог победы.
2. Организаторы конкурса.
ФГБУ «Редакция «Российской газеты», Правительство Москвы при поддержке Россотрудничества.
3. Премии и награды.
Лауреаты Конкурса (50 человек) награждаются дипломами, денежными премиями в размере 18 000 (восемнадцати тысяч) рублей и приглашаются в Москву на торжественную церемонию в первые (или вторые) выходные сентября.
4. Условия участия в конкурсе.
Участникам конкурса предлагается выполнить творческую работу на тему: «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?»
Участником Конкурса может быть любой педагог-русист из стран ближнего и дальнего зарубежья. Возможные эссе победителей прежних лет будут прочитаны жюри, но не будут участвовать в конкурсе на присвоение звания лауреата 2017 года.
Работы без полных паспортных данных, почтового адреса с индексом и контактных телефонов (с указанием кода города и страны), а также без полного адреса своего учебного заведения на конкурс не принимаются.
Объем работы: до 10 000 знаков.
Присланные на конкурс эссе и сочинения не рецензируются, обратно не возвращаются и являются собственностью оргкомитета конкурса.
Конкурсные работы принимаются по адресу: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4, ФГБУ Редакция «Российской газеты». Оргкомитет Пушкинского конкурса для педагогов-русистов.
По электронной почте: pushkonkurs@rg.ru
Все расходы по приглашению финалистов в Москву берут на себя организаторы конкурса.
5. Сроки и место проведения конкурса.
Публикация условий конкурса — январь 2017 года.
Прием конкурсных работ — до 15 апреля 2017 года.
Анализ присланных работ, заседание жюри — май 2017 года.
Подведение итогов, определение пятидесяти финалистов и публикация их фамилий на сайте «Российской газеты» и конкурса — в день рождения А.С. Пушкина — 6 июня 2017 года.
Торжественная церемония награждения лауреатов проводится в Москве в рамках Дней города — в первые (или вторые) выходные сентября.
Дата и место церемонии награждения победителей будут объявлены на сайте конкурса https://rg.ru/lessons.html
6. Координаты оргкомитета конкурса.
125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4, ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Оргкомитет Пушкинского конкурса для педагогов-русистов. Контактный телефон: (499) 257-5696 электронная почта: pushkonkurs@rg.ru
Координатор проекта: Татьяна Ефимова
Секретарь оргкомитета: Наталья Казьбан
ЖЮРИ КОНКУРСА:
Председатель — Юферова Ядвига Брониславовна
заместитель главного редактора «Российской газеты»
Кирсанова Вероника Викторовна
руководитель пресс-службы Государственного музея А. С. Пушкина
Королева Марина Александровна
писатель, колумнист «Российской газеты»
Мурзак Ирина Ивановна
профессор МГПУ
Мурнова Нелли Константиновна
главный специалист Московского Дома соотечественника
Новоселова Елена Владимировна
заместитель редактора отдела «Российской газеты»
Чернега Анна Владимировна
помощник генерального директора «Российской газеты»
Ястребов Андрей Леонидович
доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
Председатель — Швыдкой Михаил Ефимович
специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству
Заместитель председателя — Черёмин Сергей Евгеньевич
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей
Бак Дмитрий Петрович
директор Государственного литературного музея
Гужеля Дмитрий Юрьевич
заместитель руководителя Россотрудничества
Каганов Вениамин Шаевич
заместитель министра образования и науки Российской Федерации
Костомаров Виталий Григорьевич
президент Государственного Института Русского языка им. А. С. Пушкина, академик
Лебедев Владимир Владимирович
директор Московского Дома Соотечественников
Разумихина Инна Викторовна
победительница международных конкурсов, исполнительница романсов
Русецкая Маргарита Николаевна
ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
Юферова Ядвига Брониславовна
заместитель главного редактора «Российской газеты», председатель оргкомитета
ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА:
ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
Правительство Москвы
при поддержке Россотрудничества
Скачать документы в формате MS Word:
Положение о XVII Международном Пушкинском конкурсе для учителей русского языка.doc
Жюри Пушкинского конкурса.doc
Попечительский совет Пушкинского конкурса.doc
Около двух лет в Интернете гуляла фотография вопроса из теста по русскому языку для мигрантов, подписанная авторами постов как «Тест. Уровень сложности – Абсолютный ад».
«НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
________ стоит ларёк с надписью «ШАВЕРМА».
- (А) В Москве на вокзале
- (Б) На вокзале в Москве
- (В) На московском вокзале
- (Г) На Московском вокзале».
Если следовать логике и выбирать из четырех зол меньшее, то наиболее корректный ответ – (Г), так как «шавермой» шаурму в основном называют в Санкт-Петербурге, и там как раз есть Московский вокзал. Очевидно, что русский язык остается загадкой не только для иностранцев, но и для его же носителей.
Поэтому мы не будем говорить о русском, как об иностранном – вы читаете эту статью на русском языке, а значит, владеете его основами. Материал будет полезен тем, кто еще не обрел чувство грамматики, недоволен своим словарным запасом и паникует перед экзаменом ЕГЭ или теста в ВУЗе. Поговорим о том, как быстро выучить правила русского языка, запомнить падежи и написание новых слов. Также приведем 10 советов, которые помогут учиться легко и получать удовольствие от процесса.
5 причин плохого знания русского языка
Еще в начальной школе мы совершаем массу ошибок, которые мешают нам запоминать правила русского языка и чувствовать грамотное написание большинства слов. Знаете, почему вы так часто допускаете по 2-3 ошибки в одном предложении и не замечаете их? Ключевые причины:
- Вы мало читаете.
- Вы слишком часто общаетесь в социальных сетях.
- Вы считаете русский язык сводом навязанных правил.
- Вы не любите писать и предпочитаете общаться устно.
- Вы не интересуетесь историей.
«Хорошо писать будет не тот, кто пьет много пива, а тот, кто много читает» – эта бородатая шутка достойна стать главным советом по изучению русского языка. Предпочтение стоит отдать классической или современной литературе, без множества жаргонов и заимствований.
Что же касается общения в социальных сетях, то многое зависит от лингвистического качества речи собеседников. В юном, да и во взрослом возрасте большинство наших соперников по «важным переговорам» в комментариях не отличаются высокой грамотностью. Тем не менее, мы вступаем в длительные диалоги, и слова с ошибками в написании отпечатываются в памяти.
Отсутствие интереса к русскому языку и искреннее непонимание того, почему «жи» и «ши» нужно писать именно с буквой «и» – еще одна причина низкой грамотности. Вы должны понимать, что грамматика помогает узнать правду, погружает вас в огромный культурный пласт и открывает массу интересного. Ведь за каждым современным словом стоит тысячелетняя история его образования.
Как быстро выучить правила русского языка
Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных. Воспользуйтесь таблицей ниже – прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:
Падеж | Яблоко | Девочка | Собака | Солнце | Пирог | Дом |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный (Кто? Что?) | Яблоко | Девочка | Собака | Солнце | Пирог | Дом |
Родительный (Кого? Чего?) | Яблока | Девочки | Собаки | Солнца | Пирога | Дома |
Дательный (Кому? Чему?) | Яблоку | Девочке | Собаке | Солнцу | Пирогу | Дому |
Винительный (Кого? Что?) | Яблоко | Девочку | Собаку | Солнце | Пирог | Дом |
Творительный (Кем? Чем?) | Яблоком | Девочкой | Собакой | Солнцем | Пирогом | Домом |
Предложный (О ком? О чем?) | О яблоке | О девочке | О собаке | О солнце | О пироге | О доме |
Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это обстоятельство точно поможет.
Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций – вспомните, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или мнемоническое правило для детей постарше, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:
Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?
Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами. При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике – проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.
ТОП-10 советов по изучению русского языка
Мы собрали рекомендации от педагогов и лингвистов, которые упростят процесс «зазубривания» правил и помогут обогатить словарный запас. Попробуйте применять их в ходе обучения, чтобы понять, как быстро выучить русский язык, и начать получать удовольствие от его изучения.
Больше читайте
Возьмите за правило чаще читать то, что вам нравится. Это не обязательно должны быть книги классиков – будет достаточно даже постов из пабликов в социальных сетях. Главное, чтобы тексты в них были написаны грамотно и с использованием широкой лексики.
Создавайте образы языка
Когда вы читаете, вы запоминаете написание слов. Но только при условии, если обращаете на них внимание. Сформируйте в себе то, что называют «врожденной грамотностью». Видите слово, которое написали бы иначе? Запомните его и больше никогда не пишите «симпатичный» с буквой «о» или «девчонка» с «е».
Не пропустите: Сочинение на тему: «Зачем я изучаю русский язык?»
Интересуйтесь историей
Вы знаете историю слова «образованный»? А ведь есть интересная теория о том, что оно происходит от слова «образ», то есть образованный человек становится едва ли не подобным Богу. И таких интересных историй тысячи – просто найдите их.
Научитесь видеть структуру слова
Разбивайте слова на морфемы – выделяйте корни, приставки, суффиксы и окончания, подбирайте однокоренные слова. Это поможет видеть «проблемные» области и работать над ошибками.
Задействуйте мнемонику
Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Не можете запомнить правило написания слова? Подберите ассоциацию, найдите мнемонические маркеры. Можно использовать даже те, которые будут казаться сумасшедшими или странными.
Чаще общайтесь с грамотными людьми
Больше общайтесь письменно и старайтесь выбирать в собеседники грамотных людей. Это не значит, что вы должны отстраниться от друзей. Просто чаще вступайте в диалоги с теми, кто пишет грамотно и обладает большим словарным запасом.
Используйте обучающие приложения
Установите на смартфон обучающие приложения вроде «Слова дня», «Отличника по русскому» или «Глазария языка». Как можно чаще открывайте их в свободное время – например, в обеденный перерыв или в общественном транспорте.
Объявляйте охоту на незнакомые слова
Во время чтения или серфинга в Интернете старайтесь сознательно искать незнакомые слова и слова, в правильном написании которых вы сомневаетесь.
Высмеивайте ошибки
Добавьте к запоминанию эмоций: напишите слово неправильно и посмотрите на него. Искренне возненавидьте ошибку и задайте себе риторический вопрос: «Ну как же можно так писать?». Затем напишите слово правильно и оцените красоту его грамотной формы.
Создайте свой словарь
Соберите вместе слова, написание которых часто вызывает у вас проблемы. Возьмите блокнот или тетрадь, запишите туда их и их словоформы. Как можно чаще обращайтесь к своему словарю и напоминайте себе о правильном написании «проблемных слов».
Резюме
Как выучить русский язык быстро, легко и самостоятельно? Полюбить сам процесс его изучения. Постарайтесь как можно больше читать, разбирать и повторять правила, использовать мнемонические приемы и создавать образы слов. Отдавайте предпочтение в письменном общении грамотным людям, у которых есть чему поучиться. Создайте собственный словарь «проблемных» слов и чаще обращайтесь к нему. Не забывайте применять знания на практике – регулярно проверяйте себя на грамотность с помощью тестов.
Автор статьи
Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.