Уильям хогарт модный брак заключение брачного контракта

« Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) — цикл из шести картин  Уильяма Хогарта, созданный в 1743—1745 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество.

Сатирическая серия «Модный брак» стала первой в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. Во всех шести картинах чётко проработаны фигуры персонажей и тщательно продуман интерьер. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизиться с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта. В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе серии Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр.

По-настоящему серия была оценена лишь в XX веке. Сейчас все шесть картин из цикла находятся в Национальной галерее Лондона.

Брачный контракт. 1743—45

«Брачный контракт» — первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. Отец жениха граф Сквандер держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.

На картине присутствуют несколько символов. Это собаки, скованные одной цепью и символизирующие описанный брак и картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.

Вскоре после свадьбы. 1743—45

“Вскоре после свадьбы” –  второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак.

Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла (Edmond Hoyle) о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины.

На стене в дальней комнате висят три портрета апостолов и одна картина, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня.

Визит к шарлатану. 1743—45

“Визит к шарлатану” – Действие третьего эпизода происходит в комнате доктора-шарлатана по имени де ла Пилюль. Доктора посетил виконт вместе с любовницей, стоящей справа от него, которая ещё очень молода, и её матерью. Судя по чёрному пятну на шее, виконт болен венерической болезнью. Доктор посоветовал виконту принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения.

Коробочки с пилюлями держат в руках доктор и девочка, ещё одна коробочка есть на стуле виконта[9]. Виконт угрожающе приподнял трость, а предполагаемая мать девочки держит в руках нож.

Будуар графини. 1743—45

«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником — тем самым Сильвертангом, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди Сквандер стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Слева от графини сидит её подруга, увлечённая оперным певцом. Оперный певец поёт под аккомпанемент флейты. Их слушают двое джентльменов, один из них ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с горячим шоколадом, а другой делает вид, будто слушает певца и пытается дирижировать. За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр.

Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью. Возможно, няня уже приносила ребёнка для утреннего поцелуя и забыла соску.

Графиня, будучи дочерью торговца, ставшей аристократкой, пытается копировать ритуал «утреннего выхода короля» (фр. lever du roi), практиковавшийся при французском дворе. Он состоял из «малого выхода» (petit lever), когда высшие чиновники сообщали королю последние новости, и «большого выхода» (grand lever) — более открытого приёма, на котором король пил шоколад, его одевали и надевали на него парик. На картине показано, как леди Сквандер устраивает некое подобие «большого выхода». На ней утреннее платье, а на коленях часы, показывающие два часа дня. Когда парикмахер закончит свою работу, графиня, вероятно, наденет выходное платье и отправится наносить визиты. Об этом свидетельствует множество приглашений, валяющихся под стулом одного из музыкантов. Некоторые приглашения написаны на рубашке игральных карт. Тем самым художник показывает, что карточные игры были обычным времяпрепровождением в окружении графини.

Вероятно, что полный певец, изображённый в левом нижнем углу картины, — кастрат. Он одет в чрезмерно пышный костюм, в ухе — серьга, на все пальцы надеты кольца, шпилька галстука украшена бриллиантом, а пряжки на штанах и туфлях также инкрустированы бриллиантами. Худой флейтист комично контрастирует с толстым певцом, чей шёлковый жилет едва сдерживает его обрюзгшее тело.

На полу недалеко от графини лежат вещицы, купленные ей на аукционе. С них ещё не успели снять номерки. Слуга-негритёнок в индийском тюрбане показывает на фигурку с оленьими рогами — символ обманутого мужа. Эта статуэтка изображает Актеона, которого Артемида превратила в оленя за то, что он увидел её обнажённой во время купания. После этого Актеон был разорван собственными собаками. В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором видны совокупляющиеся Леда и лебедь. Этот эротический сюжет выбран Хогартом неслучайно. Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке, ведь и Леда, и Зевс, превратившийся в лебедя, изменяли своим супругам.

У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, наказанном Брахмой и ставшего софой в следующей жизни. Так главный герой стал свидетелем любовных связей, происходивших скорее не из страсти, а от скуки. Книга была написана изящным языком, позволявшим разгуляться воображению, что быстро сделало её популярной.

Картина содержит много намёков на надвигающуюся беду.

Дуэль и смерть графа. 1743—45

“Дуэль и смерть графа” – действие пятого эпизода разворачивается в Багнио (дом, где можно снять комнату). Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу. Граф, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их.

Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли граф получил смертельное ранение. Его соперник убежал в окно, в комнату вбежали хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.

Смерть графини. 1743—45

“Смерть графини” – последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что Сильвертанг казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятнышко от супа — признак сифилиса, доставшегося ей от отца, кроме того она хромает на одну ногу. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Собака тянется к пище на столе.

Источник

Óèëüÿì Õîãàðò,Áðà÷íûé êîíòðàêò, 1743—45 ,Íàöèîíàëüíàÿ ãàëåðåÿ, Ëîíäîí

    Ìíå î÷åíü íðàâèòñÿ òâîð÷åñòâî Óèëüÿìà Õîãàðòà àíãëèéñêîãî õóäîæíèêà.Îí îñíîâàòåëü è êðóïíûé ïðåäñòàâèòåëü íàöèîíàëüíîé øêîëû æèâîïèñè, èëëþñòðàòîð, àâòîð ñàòèðè÷åñêèõ ãðàâþð, îòêðûâàòåëü íîâûõ æàíðîâ â æèâîïèñè è ãðàôèêå.

Î õóäîæíèêå

         Õîãàðò ðîäèëñÿ â Ëîíäîíå â ñåìüå ó÷èòåëÿ; ïðîôåññèîíàëüíîìó ìàñòåðñòâó ó÷èëñÿ ó ãðàâåðà; ñàìîñòîÿòåëüíî ðàáîòàòü íà÷àë â îáëàñòè ãðàâþðû è èëëþñòðàöèè.  ýòî âðåìÿ ñêëàäûâàåòñÿ åãî ìåòîä, îñíîâàííûé íà íàáëþäåíèÿõ æèçíè.

    Ñàìûå çíàìåíèòûå ïðîèçâåäåíèÿ Óèëüÿìà Õîãàðòà: ñåðèè ãðàâþð «Ìîäíûé áðàê», «Êàðüåðà ïðîñòèòóòêè», «Êàðüåðà ìîòà», «Âûáîðû â ïàðëàìåíò», ãðàâþðû «Óëèöà ïèâà», «Ïåðåóëîê äæèíà», «Õàðàêòåðû è êàðèêàòóðû», êàðòèíû «Àâòîïîðòðåò», «Ïîðòðåò êàïèòàíà Êîðåìà», «Äåâóøêà ñ êðåâåòêàìè».

   Â 1744 ãîäó ïîä êèñòüþ Õîãàðòà ðîæäàþòñÿ øåñòü êàðòèí íîâîé ñåðèè, ñàìîãî çíàìåíèòîãî åãî æèâîïèñíîãî òåàòðà – «Ìîäíûé áðàê», ãäå õóäîæíèê âûñìåèâàåò è îñóæäàåò óæå íå äåøåâûõ ïðîñòèòóòîê è ñâîäåí, íå íè÷òîæíûõ ðàçâðàòíèêîâ, à âûñøèå êðóãè àíãëèéñêîãî îáùåñòâà.  íåé îòîáðàæåíà èñòîðèÿ æåíèòüáû è äàëüíåéøåé æèçíè îáåäíåâøåãî àðèñòîêðàòà è äî÷åðè áîãàòîãî òîðãîâöà.

         Â ýòîé ñåðèè õóäîæíèê âûñìåèâàåò ñèòóàöèþ,â êîòîðîé îêàçàëèñü ëþäè èç-çà áåçíðàâñòâåííîñòè îáùåñòâà,ïîýòîìó ãåðîè ýòèõ êàðòèí âûçûâàþò ñêîðåå æàëîñòü ,÷åì íàñìåøêó.
   Â òå âðåìåíà áåäíåþùàÿ àðèñòîêðàòèÿ Àíãëèè ñòðåìèëàñü ñáëèçèòüñÿ ñ áîãàòûìè áóðæóà, çà÷àñòóþ èäÿ íà «ìîäíûå áðàêè» – «äåëîâûå» ñîþçû áåç ëþáâè.

          Ñåãîäíÿ ìû ïîäðîáíî ðàññìîòðèì ïåðâóþ êàðòèíó â ýòîé ñåðèè-Áðà÷íûé êîíòðàêò,êîòîðóþ âû âèäèòå íà èëëþñòðàöèè.

        “Áðà÷íûé êîíòðàêò” ïîâåñòâóåò î íà÷àëå òèïè÷íîé äëÿ òîãî âðåìåíè èñòîðèè. Ãðàô ïî ôàìèëèè Ñêâàíäåð (“ìîò”) ðåøèë æåíèòü ñâîåãî ìîëîäîãî ñûíà íà äî÷åðè ïðåóñïåâàþùåãî ãîðîäñêîãî òîðãîâöà. Äåéñòâèå ïðîèñõîäèò â îäíîé èç êîìíàò äâîðöà ãðàôà.

     Áîãàòî îäåòûé ïîæèëîé ãðàô (êðàéíèé ñïðàâà) ãîðäî âîññåäàåò íà äèâàíå, äåìîíñòðèðóÿ ëèñò ñî ñâîèì ãåíåàëîãè÷åñêèì äðåâîì-åäèíñòâåííîå ñâî¸ äîñòîÿíèå. Òóò æå âèäíû è ïðèíàäëåæàùèå åìó êîñòûëè, áåç êîòîðûõ îí óæå òîæå íå ìîæåò îáîéòèñü èç-çà ðàçâèâøåéñÿ ïîäàãðû. Ñêëîííîñòü ê ðàñòî÷èòåëüñòâó (ïîìèìî ãîâîðÿùåé ôàìèëèè ãðàôà) è òóò èìååò íàãëÿäíîå ïîäòâåðæäåíèå: ñêâîçü îêíî âèäíî çäàíèå íîâîãî åùå íåäîñòðîåííîãî äâîðöà.

      Òîðãîâåö, âåñüìà ñêðîìíî îäåòûé, äåðæèò â ðóêàõ òåêñò áðà÷íîãî êîíòðàêòà â òî âðåìÿ, êàê åãî äî÷ü, ñèäÿùàÿ ïîçàäè íåãî, âíèìàòåëüíî ñëóøàåò ìîëîäîãî àäâîêàòà ïî ôàìèëèè Ñèëüâåðòàí “ñåðåáðÿííûé ÿçûê” .

     Ñûí ãðàôà, Âèêîíò, òåì âðåìåíåì ëþáóåòñÿ ñâîèì ëèöîì, èçó÷àÿ åãî ïðåëåñòè ïðè ïîìîùè çåðêàëà.Íà êàðòèíå ïðèñóòñòâóþò íåñêîëüêî ñèìâîëîâ.

      Íà ïåðåäíåì ïëàíå äâå ñîáàêè, ñêîâàííûå îäíîé öåïüþ, ñèìâîëèçèðóþò ýòîò áðàê (îáû÷íî â ïðîèçâåäåíèÿõ, èçîáðàæàþùèõ âëþáëåííûõ èëè ñóïðóãîâ, ñîáàêà — ñèìâîë âåðíîñòè .

      À òàê æå êàðòèíû íà ñòåíàõ («Äàâèä è Ãîëèàô», «Ìó÷åíè÷åñòâî ñâ. Ëàâðåíòèÿ», «Óáèåíèå Àâåëÿ», «Ñâ. Ñåáàñòüÿí», «Þäèôü è Îëîôåðí»), ïðîðî÷àùèå ïå÷àëüíûé êîíåö ýòîãî ïðåäïðèÿòèÿ.

          Áûòîâàÿ æèâîïèñü Õîãàðòà ñ åå çëîáîäíåâíîé òåìàòèêîé, áåçæàëîñòíîé îáëè÷èòåëüíîé ñèëîé íàìíîãî îïåðåæàåò ñâîå âðåìÿ, ïðîêëàäûâàÿ ïóòè êðèòè÷åñêîìó ðåàëèçìó â èñêóññòâå 19 âåêà, à òàêæå ðàçâèòèþ áûòîâîé è ïîëèòè÷åñêîé êàðèêàòóðû, è â ýòîì îòíîøåíèè Õîãàðò áûë íîâàòîðîì.
   
https://maxpark.com/community/6782/content/3384493

Источник

  • главная
  • люди
  • Алина Алексеева

  Мне очень нравится творчество Уильяма Хогарта английского художника.Он основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике.

Уильям хогарт модный брак заключение брачного контракта

Уильям Хогарт .Автопортрет.

О художнике

         Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни.

    Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Выборы в парламент», гравюры «Улица пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».

   В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра – «Модный брак», где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей жизни обедневшего аристократа и дочери богатого торговца.

         В этой серии художник высмеивает ситуацию,в которой оказались люди из-за безнравственности общества,поэтому герои этих картин вызывают скорее жалость ,чем насмешку.
   В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» – «деловые» союзы без любви.

Уильям хогарт модный брак заключение брачного контракта

Уильям Хогарт.Брачный контракт,1743—45,Национальная галерея, Лондон

          Сегодня мы подробно рассмотрим первую картину в этой серии-Брачный контракт,которую вы видите на иллюстрации.

        “Брачный контракт” повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер (“мот”) решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.

     Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом-единственное своё достояние. Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры. Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.

      Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан “серебрянный язык” .

     Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала.На картине присутствуют несколько символов.

      На переднем плане две собаки, скованные одной цепью, символизируют этот брак (обычно в произведениях, изображающих влюбленных или супругов, собака — символ верности .

      А так же картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.

            Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.

            В серии Модный брак шесть картин.С ними мы познакомимся более подробно в следующих статьях.

Источники.

https://vittasim.livejournal.com/132083.html

https://smallbay.ru/article/culture_england_hogart.html

https://wap.apropos.borda.ru/?1-7-40-00000011-000-0-0

За сутки посетители оставили 928 записей в блогах и 5411 комментариев.
Зарегистрировалось 27 новых макспаркеров. Теперь нас 5026759.

Источник

Уильям Хогарт — не совсем опрятный, полный, низенький и очень ворчливый джентльмен. Кто он? Художник и сатирик. Что он сделал? Брак à-la-mode. Шесть картин до глубины души возмутили лондонское общество. Меценаты отказывались их покупать. Ценители искусств их критиковали. Блюстители нравственности возмущались сюжетом. Высший свет не любит скандалов. Очень не любит. Но настоящий скандал был впереди. В витринах магазинов появилась серия гравюр «Брак à-la-mode». На глазах у простонародья разыгрывались сцены разврата и порока, взятые прямиком из жизни элиты.

Итак: время действия — 1743-45 годы. Место — Лондон. Тема — сатира и разоблачение пороков высшего общества.

Модный брак. Сцена первая. Подписание брачного контракта.

Модный брак. Сцена первая. Подписание брачного контракта.

Первая гравюра из серии «Модный брак» — подписание брачного контракта.

Мы присутствуем в апартаментах знатной персоны — сама персона сидит на первом плане со свитком, изображающим генеалогическое древо в руках. Если приглядеться, то можно обнаружить, что древо вырастает, так сказать, из чресел самого Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандского. Дополнительно о знатности означенной персоны свидетельствует наличие у неё характерно-аристократической болезни — подагры. Обратили внимание на костыли и элегантно покоящуюся на специальной табуреточке ногу? Напротив нашего аристократа сидит упитанный джентльмен. На шее у него цепь шерифа Лондона, в руках — брачный контракт. Кстати, из брачного контракта следует, что мы имеем дело с лордом Скуондерфильдом и его сыном, выступающим в роли жениха — виконтом Скуондерфильдом. Сам виконт сидит в левом углу картины (соответственно в правом углу гравюры) и со скучающим видом разглядывает себя в зеркало и нюхает табак. Но вернемся к благородному лорду и почтенному коммерсанту: чем же они занимаются? Судя по количеству денег на столе — заключают какую-то сделку. Видимо, нашему коммерсанту для полного счастья не достаёт аристократического титула. Благо, хватает высокопоставленных джентльменов, столкнувшихся с затруднительным финансовым положением — видите недостроенное крыло дворца за окном? И нетерпеливо ожидающего перед окном архитектора с планом реконструкции в руках? Так что, предложив достаточную сумму, можно — по крайней мере — сделать любимую доченьку виконтессой. И все довольны… Ну или почти все — у молодого виконта перспектива марьяжа всё-таки не вызывает излишнего энтузиазма. Возможно, скованные каким-то изувером у его ног собачки — плод стимулированного нюхательной смесью изображения? В общем, перспективы не самые радужные — тем более, что стыдливо теребящая платок невеста уже во всю заигрывает с красноречивым помощником нотариуса…

Модный брак. Сцена вторая. Утро в доме молодых.

Модный брак. Сцена вторая. Утро в доме молодых.

Вторая гравюра из серии «Модный брак» — утро в доме молодых.

Хотя назвать время действия «утром» можно лишь с большой натяжкой. И только благодаря тому, что выражение лиц героев сцены проще всего объяснить последствиями бурно проведенной ночи. На часах — 13-20, всё-таки. Новоиспеченная виконтесса, похоже, скандалит. Лучший способ защиты — нападение: устроить мужу скандал (тем более, что он сам, лопух, дал повод) намного удобнее, чем мотивировать присутствие господина с очень подозрительным беспорядком в гардеробе… Да-да, вон того, в дальней комнате, учителя музыки, — он пытается потихоньку улизнуть, но с перепугу едва не опрокинул стул. Хотя, возможно, они просто и невинно играли в карты на раздевание — карты рассыпаны в проёме, рядом с колоннами. Но вернемся к самому интересному — к скандалу. Муж, пьяный, возвращается домой в час дня, из кармана торчит дамский чепчик (сильно заинтересовавший болонку) — и весь этот разгул за папашины деньги… Ужас. Особенно для мажордома. Ему ведь придется разбираться со всеми этими неоплаченными счетами. Да и как приличному богобоязненному человеку, методисту (видите душеспасительную брошюру, торчащую у него из кармана) можно вообще находиться в этом вертепе. Гореть вам в аду, распутникам и мерзавцам!

Модный брак. Сцена третья. Визит к модному доктору.

Модный брак. Сцена третья. Визит к модному доктору.

Третья гравюра из серии «Модный брак» — визит к модному доктору.

Мнение о том, что врачи — помощники смерти, родилось задолго до нашего времени. И врачи делали всё, чтобы это мнение укрепить в слабых мозгах пациентов. Обратите внимание на впечатляющий интерьер врачебного кабинета: чучело крокодила, черепа, скелеты, страшные маски, картины с изображениями болящих и уродцев, рог единорога, таинственные зелья, непонятные и пугающие инструменты… Хотя нет, назначение одного приспособления всё-же понятно: сложнейший механизм, стоящий на полу на переднем плане, предназначен для извлечения пробок из винных бутылок. Книга, раскрытая на станке, даёт понять, что доктор — француз и торгует чудодейственными пилюлями. Возможно, Хогарт намекает, что речь идет о французской болезни, то бишь сифилисе? Но по какой бы причине наш виконт не воспользовался услугами многоучёного шарлатана, качеством услуг он явно не доволен — жест тростью абсолютно лишен всяких признаков дружелюбия. Сопровождающие виконта Скуондерфильда дамы (кстати, ни одна из них не похожа на его жену… напоминают скорее сводню и молоденькую проститутку) тоже не проявляют радости. Молоденькая — плачет, а похожая на сводню зачем-то приводит в рабочее положение складной нож. Кажется, доктору придется самому есть свои пилюли. Все.

Модный брак. Сцена четвертая. Утренний туалет у графини Скуондерфильд.

Модный брак. Сцена четвертая. Утренний туалет у графини Скуондерфильд.

Четвертая гравюра из серии «Модный брак» — утренний туалет графини Скуондерфильд.

Да, именно графини, — подагрический граф преставился и теперь счастливыми обладателями титула и избытка графских корон в декоре интерьера являются бывшие виконт и виконтесса Скуондерфильд. На картине мы можем лицезреть одну из основ общественной жизни времен Хогарта — прием в честь утреннего туалета. Вот как описывает это явление историк нравов Эдуард Фукс: «…утренний туалет, или lever, дамы был провозглашен официальным часом приемов и визитов. И в самом деле, трудно было найти другой более удобный и более благоприятный для флирта повод. Неглиже представляет ту ситуацию, в которой женщина может воздействовать на чувства мужчины самым пикантным образом, а эта ситуация тогда длилась не короткое время, а ввиду сложности туалета многие и многие часы. Какая, в самом деле, богатая для женщины возможность инсценировать перед взорами друзей и ухаживателей очаровательную выставку отдельных ее прелестей! То словно случайно обнажится рука до самых подмышек, то приходится поднять юбки, чтобы привести в порядок подвязки, чулки и башмаки, то можно показать пышные плечи в их ослепительной красоте, то новым пикантным способом выставить напоказ грудь. Нет конца лакомым блюдам этого пиршества, границей здесь служит лишь большая или меньшая ловкость женщины.» Этот утренний прием отличается пышностью и изысканностью. Известнейший певец, модный кастрат Франческо Бернарди Сенезино услаждает слух присутствующих под аккомпанемент флейты. Паж достает из корзины ценные безделушки — некоторые из них весьма фривольны, фривольны и сюжеты картин, висящих на стенах. Галантную атмосферу подчеркивает лежащая на переднем плане раскрытая книжка — это «Софа» Кребильона-младшего, где многоопытный предмет мебели ведет рассказ о том, что на нем происходило (а это были не всегда приличные вещи). Весьма подходящая атмосфера, для того, чтобы договориться с уже знакомым нам по первой картине сладкоречивым представителем судейского сословия: судя по плану в его руке, доступ к высшему наслаждению любви будет предоставлен ему на свежем воздухе, в романтическом парке во время маскарада.

Модный брак. Сцена пятая. Смерть графа.

Модный брак. Сцена пятая. Смерть графа.

Пятая гравюра из серии «Модный брак» — смерть графа.

На этой картине перед нами разыгрывается настоящая драма. Мы видим наших героев в комнате в доме свиданий. То ли пошел дождь и романтическое свидание в парке было по техническим причинам перенесено в помещение, то ли нашим галантным любовникам в парке настолько понравилось, что они решили продолжить своё занятие в более комфортной обстановке. И всё бы было хорошо, но про разворачивающуюся интригу узнал обманутый граф. Ворвавшись к любовникам он обнажает шпагу… но, увы, похоже, граф Скуондерфильд по обыкновению пьян, а пухленький юрист (видите его оголенные ляжки в окне) брал уроки фехтования. В итоге у несчастного рогоносца пронзено сердце, «Казанова», сверкая оголенным задом, спасается бегством от констеблей через окно, а графиня в отчаянии ломает руки.

Модный брак. Сцена шестая. Смерть графини.

Модный брак. Сцена шестая. Смерть графини.

Шестая и последняя гравюра из серии «Модный брак» — смерть графини.

Отчаяние графини вполне объяснимо. Титул наследуется по мужской линии — так же как и имущество. Любовник совершил убийство — и согласно закону должен быть казнён через повешение. И мы видим вдову с маленькой дочерью в доме отца — богатом, но скромном, и ей не принадлежащем. Конечно же родители сделали всё, чтобы помочь любимой дочери — даже наняли врача, но… В один прекрасный день бывшая графиня видит сообщение о казни своего любовника (наконец мы узнали, что его звали Сильвертонгом) — лежащие у её ног извещение о казни и пузырёк из-под лауданума (настойки опиума) без слов рассказывают историю отравления леди Скуондерфильд.

Но Хогарт всегда остаётся сатириком — доктор, тычущий кулаком в зубы нерадивому слуге, допустившему в дом новость, ставшую причиной несчастья; бережливый отец, снимающий с пальца мертвой дочери колечко; собака, воспользовавшаяся суматохой для того, чтобы стащить человечий завтрак… Цепь случайностей, вызванных потаканием своим порокам, привела к краху, казалось бы, прекрасно задуманной и осуществленной сделки — род Скуондерфильдов пресекается; деньги, потраченные почтенным лондонским шерифом на приданное своей дочери — пропали зря, его потомки так и останутся плебеями; жених и невеста, связанные браком ради чуждых им интересов — мертвы.

Marriage à-la-mode, основанный на корыстолюбии и тщеславии, игнорирующий желания и чувства участников — оказался нежизнеспособной химерой.

Здесь можно добавить две вещи. Во-первых, сам Хогарт женился по любви, да ещё и со скандалом: ему пришлось украсть невесту из дома родителей — они были категорически против этого брака. Семейная жизнь его была долгой и счастливой.

Во-вторых гравюры Хогарта из серии «Модный брак» в большом разрешении Вы можете скачать и посмотреть здесь.

Источник