Урок литературы опрятней модного паркета

Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».

Цели урока:

1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

2.Прививать любовь к поэзии.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

3. Учиться сравнивать произведения искусства.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)

II. Проверка домашнего задания.

– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).

Зачитывание части В (по желанию)

Дети сдают работы.

  1. Постановка целей урока

– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).

– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся). 

– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.

– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)

IV. Речевая разминка.

Работа по карточкам в парах.

V. Введение в тему урока.

– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)

– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).

НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).

– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).

– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.

VI. Первичное восприятие.

ДИСК. Чтение стихотворения диктором.

– Что вам особенно понравилось?

VII. Словарная работа.

– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.

Модныйсоответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.

Паркет – вид деревянного напольного покрытия.

А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.

Лоно – чрево, утроба, пазуха;

Работа по рядам: на карточках

Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)

«бе­режно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)

Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)

«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)

Проверка! Карточки на доску.

– Есть дополнения?

ФИЗМИНУТКА

VII. Анализ стихотворения.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)

Выразительное чтение стихотворения

– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).

– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).

Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)

Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.

VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)

– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).

ПОРТРЕТ художника.

– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.

– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)

Словарь стр. 603

– Зачитай толкование слова репродукция.

Слайд репродукции (на экране)

– Вы раньше слышали о таком художнике?

– А это художник современный? Почему?

– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.

– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?

– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?

– Какие краски использовал художник?

– О чём хотел рассказать художник?

– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?

– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)

Таблица «Оцени свою работу на уроке»

– Сегодня очень хорошо работали………

– Оценки за урок….

X. Домашнее задание.

– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.

-Спасибо за урок!

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г. БЕЛГОРОДА

Тема методической разработки

«А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»

Литературное чтение

(2 класс)

Выполнила:

Леонова Елена Ивановна,

учитель начальных классов.

Белгород

Ф.И.О. учителя: Леонова Елена Ивановна

Название учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов

Тема урока: А. Пушкин «Опрятней модного паркета»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме (урок изучения нового материала).

Деятельностная цель: осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера; ориентирование в нравственном содержании прочитанного; участие в обсуждении произведения.

Содержательная цель: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения; расширение представлений о произведениях А.Пушкина для детей.

Цели урока:

образовательные:познакомить учащихся с отрывком из произведения А.Пушкина «Евгений Онегин», «Опрятней модного паркета…»; формировать умение работать с текстом, анализировать; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка;

развивающие: способствовать развитиюсвязной речи, осознанного, правильного и выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

воспитательные: развивать умение видеть суть окружающих предметов,   воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю.

Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.

познавательные УУД: читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.

коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе;уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Оборудование: проектор,презентация к уроку, экологическое панно «Волшебница Зима», выставка книг А. Пушкина, слова для меток, опорные слова, снежинки разного цвета.

Ход урока

1. Организационный момент. Организация позитивной мотивации.

Психологический настрой:

-На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают, и всё слышат. Я все запоминаю, у меня все получится.

а) “Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:


– Добрый день! – солнцу и птицам
– Добрый день! – улыбчивым лицам


И каждый становится добрым, доверчивым….
Добрый день длится до вечера”

а) Дыхательная гимнастика

Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений. Проверка домашнего задания.

-Напомните, что нужно было приготовить дома?

(Дома ещё раз читали сказку Ш.Перро «Кот в сапогах» и подбирали пословицы, рисовали главного героя сказки. )

-Давайте проверим вашу работу.

а) фонетическая зарядка;

Без друга в жизни туго.

Прочитайте

– жужжащим чтением;

– ударяя голосом на выделенное слово;

– чтобы звучал вопрос;

– выразительно.

– Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

– Вывод. Чему учит эта пословица? (дружбе, взаимопомощи)

-Помощь друга и на уроке нужна. Я предлагаю взять ее взять как девиз.

-Прочитайте выразительно.

-Дома вы рисовали главного героя сказки. Посмотрите на выставку рисунков

-Кем он был своего хозяина? (хорошим другом).

-Охарактеризуйте кота. Какой он? (умный, находчивый, смелый, настоящий друг).

3. Подготовка к восприятию нового материала.

-Вспомните и назовите изученное произведение, где речь идет об умном, мудром коте?

(«У Лукоморья дуб зеленый…. «).

– Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин). Что вы о нем знаете?

-Какие еще произведения А.С. Пушкина вы изучили? ( Сказка о рыбаке и рыбке», «Темна украинская ночь…»)

-Ребята, мы не случайно заговорили об этом писателе, вспомнили его произведения, уделили внимание его биографии

Предположите тему сегодняшнего урока.

(А.С. Пушкин, какое-то его произведение).

Работа в группах.

Поработайте исследователями и выясните, какое произведение будем изучать на уроке.

С какой целью мы будем в группах? ( Задание. Определите вид жанра.) (Приложение 1.)

– К каким жанрам относятся тексты? (Сказка, рассказ, стихотворение)? Какой теме посвящены все эти произведения? (зиме)

-В жанре, над которым мы будем работать, присутствует рифма. В каком из ваших отрывков есть рифма?

Вывод: тема сегодняшнего урока будет стихотворение А.С.Пушкина о зиме, о холодах.

Тема урока: А.С.Пушкин«Опрятней модного паркета…» (Запись на доске)

Определите задачи урока.

1) Познакомиться с новым произведением А.С.Пушкина.

2) Узнать, о чем это произведение.

3) Научиться выразительно, читать. Попробуем выполнить поставленные задачи.

4.Динамическая пауза. (Для глаз)

Смена поз.

-С какой целью мы будем знакомиться с новым произведением? (Узнать новое, интересное, пополнить свои знания).

Можно по названию этого стихотворения определить, что речь пойдет о зиме? Почему?

(предположение )

-Часто поэты пишут стихотворения без названий и поэтому его принято называть по первой строке. Поэтому здесь стоит многоточие.

5. Знакомство с произведением. Первичное чтение.

Послушайте, подготовьтесь рассказать, какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения? (чувство радости оттого, что выпал первый снег)

– Понравилось вам это стихотворение?

О чем говориться? (о зиме, о первом снеге)

Наши предположения оправдались? (да)

– А были ли слова, которые вам не понятны?

С какой целью мы будем разбирать непонятные слова? (Чтобы лучше понять смысл стихотворения)

Словарная работа (Приложение 2 )

6. Выборочное чтение, анализ текста. Работа по учебнику, стр.133

Итак, у большинства из вас после прослушивания этого стихотворения остается радостное, светлое настроение, рождается ощущение праздника. Исследуем подробнее это стихотворение

С какой целью мы будем это делать? (Чтобы лучше понять и запомнить, что хотел автор рассказать в этом стихотворении).

Сейчас прочитайте жужжащим чтением первые 2 строфы стихотворения и ответьте на вопрос

1)Как Пушкин создает праздничное настроение? («Блистает речка, льдом одета»).

2)Прочитайте следующие 2 строфы про себя и найдите, какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины какие строки, слова рождают ощущение праздника, радости.

(Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед).

-Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (звучно режет)

3) Прочитайте выразительно что автор говорито гусе. Скажите, почему гусь упал? Зачем Пушкин использует эту сценку? (Чтобы было весело)

4) Дочитайте стихотворение до конца хором. С чем сравнивает поэт снег?

Со звездами. Снежинки такие же яркие. Они такие же красивые и сверкают, как звезды.

У нас прозвучало новое слово, которое используется в художественной литературе. Это

Сравнение.

Моя помощница нашла в толковом словаре объяснение этому слову и готова поделиться с вами.(Приложение 3)

А где еще в стих. поэт употребляет сравнение? (Лед сравнивает с паркетом)

Вывод: Как поэту в таком удается создать атмосферу праздника?

(Он рисует яркие картины зимнего солнечного дня, блистающей речки.

– Катания мальчишек на коньках, радостного шума.

– Описывает смешную сцену с гусем.

– Использует сравнения, например, льда с натертым паркетом в зале, снежинок со звездами.)

-Вспомните, как вы радуетесь первому снегу.

7. Физминутка

8 .Работа по учебнику.

Работа в парах.

Прочитайте стихотворение друг другу, передавая восторг детей и ощущение радости.

Проверка (3 пары, читают по 2ч.), самооценивание.

-Рассмотрите иллюстрацию, найдите описание её в стихотворении.

Авторы учебника предлагают два высказывания. Прочитайте их про себя.

Какое высказывание по настроению созвучно с нашим стихотворением. Найдите нужный номер в классе. Объясните свой выбор.

Как вы понимаете это выражение? (Приложение 4.)

(опять поют по снегу лыжи – на улице легкий морозец, деревья в снегу, кто-то вышел на прогулку, в лес на лыжах – это, как будто ты попал в сказку, настроение радостное, предчувствие чего-то необычного, так же как и в стихотворении).

Смена поз

9. Творческая работа. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Ребята, а вы любите зиму? В какие игры любите играть?

Работа по иллюстрациям. (Выставка картин с пейзажами зимы.)

-На перемене вы уже успели рассмотреть зимнюю галерею картин.

– Одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины? (нет) Почему?

-Так с помощью чего художник передает настроение? (с помощью красок, разными сочетаниями цветов). Что художнику помогает создать образ?

Поэт тоже создает картину, хотя у него нет красок.

(У поэта есть слова. Он использует рифму, сочетания слов.)

Закройте на несколько секунд глаза. Удалось ли вам представить картину, описанную в стихотворении.

Что помогло вам представить эти образы? (воображение)

С какой целью мы представляли картину, описанную в стихотворении? (Чтобы развивать воображение, ….)

Я хочу, чтобы каждый из вас почувствовал себя творческим человеком. Каждому из вас пригодится фантазия, воображение. А также посмотрим, как вы умеете работать в коллективе. Каждому коллективу предстоит создать свою картину о зиме. Не только создать, но и прочитать выразительно наше стихотворение.

С какой целью мы будем это делать? (Чтобы создать свой образ зимы, развивать воображение.)

У вас есть заготовки. Составьте свою картину о зиме.

Проверка, выставка работ у доски, защита, т.е чтение стихотворения. Оценивание. У вас были одинаковые заготовки, но картины получились разные. Это значит, что воображение у всех разное.

10. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы убедились, что красота зимней природы вдохновляет не только поэтов, художников на творчество, но и вас. Я вижу, что и вам нравится зима.

Подведём итог нашего урока:

Кто автор этого стихотворения? О чем это произведение?

-Как, по- вашему мнению, те задачи, которые мы ставили вначале урока мы выполнили?

Давайте еще раз вспомним.

1) Познакомиться с новым произведением А.С.Пушкина.

2) Узнать, о чем это произведение.

3) Научиться выразительно читать.

Справились мы с поставленными задачами?

11. Домашнее задание. 

– Выучить стихотворение наизусть. На следующем уроке вам предстоит попробовать себя в роли артиста. Мы проведём конкурс чтецов.

12. Рефлексия

-Мне очень приятно, ребята, было с вами работать. Вы умные, наблюдательные дети. А наблюдательность – ценное качество человека. Каждый из вас может оценить свою работу. Перед вами снежинки-магнитики и у вас есть возможность украсить свою работу

-Каждый из вас может разместить снежинку того цвета, которая соответствует его работе на уроке. Белая – я все понял и могу помочь однокласснику.

Голубая – я все понял, но помочь однокласснику не могу.

Зеленая – мне нужна помощь одноклассников.

Список литературы

1.Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

2. https://www.schlib.ru/2011/09/20/page/6/

3. https://elite-home.narod.ru/naturalist44.htm

  1. https://prishvin.lit-info.ru/review/prishvin/001/16.htm

  2. https://nnm.ru/blogs/IGOREKTTPP/sbornik_proizvedeniy_mihail_prishvin/

  3. https://www.labirint.ru/screenshot/goods/188213/12/

  4. https://www.char.ru/books/1268990_Ohota_za_babochkoj_Rasskazy_o_zhivotnyh

  5. https://www.labirint.ru/screenshot/goods/130214/26/

  6. https://www.labirint.ru/books/130214/

  7. https://www.labirint.ru/screenshot/goods/188213/3/

Приложение 1.

Задание. Определите вид жанра.

1группа

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Задание. Определите вид жанра.

2группа

Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Задание. Определите вид жанра.

3группа

Тихо зимой в лесу. Деревья покрыты снежными кружевами, они как будто спят. Высокие вершины елей украшены гирляндами шишек, которыми кормятся птицы.

На поляне красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Приложение 2

Словарная работа

Блистает – блестит, ярко светится, сверкает.

Звучно – звучный, издаёт громкие, чистые звуки.

По лону вод – по открытой воде.

Брег – берег

Паркет – деревянное покрытие для пола.

Приложение 3

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

Приложение 4

«Опять поют по негу лыжи…», «Расплела пурга седые косы…»

Источник