Урок по пушкину 3 класс опрятней модного паркета

Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».

Цели урока:

1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

2.Прививать любовь к поэзии.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

3. Учиться сравнивать произведения искусства.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)

II. Проверка домашнего задания.

– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).

Зачитывание части В (по желанию)

Дети сдают работы.

  1. Постановка целей урока

– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).

– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся). 

– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.

– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)

IV. Речевая разминка.

Работа по карточкам в парах.

V. Введение в тему урока.

– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)

– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).

НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).

– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).

– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.

VI. Первичное восприятие.

ДИСК. Чтение стихотворения диктором.

– Что вам особенно понравилось?

VII. Словарная работа.

– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.

Модныйсоответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.

Паркет – вид деревянного напольного покрытия.

А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.

Лоно – чрево, утроба, пазуха;

Работа по рядам: на карточках

Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)

«бе­режно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)

Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)

«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)

Проверка! Карточки на доску.

– Есть дополнения?

ФИЗМИНУТКА

VII. Анализ стихотворения.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)

Выразительное чтение стихотворения

– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).

– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).

Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)

Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.

VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)

– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).

ПОРТРЕТ художника.

– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.

– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)

Словарь стр. 603

– Зачитай толкование слова репродукция.

Слайд репродукции (на экране)

– Вы раньше слышали о таком художнике?

– А это художник современный? Почему?

– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.

– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?

– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?

– Какие краски использовал художник?

– О чём хотел рассказать художник?

– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?

– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)

Таблица «Оцени свою работу на уроке»

– Сегодня очень хорошо работали………

– Оценки за урок….

X. Домашнее задание.

– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.

-Спасибо за урок!

Источник

                                 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
                     А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».

  Цель  урока: Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.

. Задачи:

        -воспитательные воспитания взаимопомощи, взаимоподдержки.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная приставка, мультимедийный  проектор, компьютер учителя.

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Орг. момент.

– У нас сегодня гости. Повернитесь, улыбкой, поприветствуйте гостей. Мысленно пожелайте себе, друг другу и гостям успеха.

– Какой урок?

– Чему вы учитесь на уроках литературного чтения?

– Литературное чтение.

– Читать, пересказывать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, учить наизусть.

2 мин.

2.

Целеполагание.

– С чего начнём работу?

– Чему я учусь сегодня на уроке?

– Как читать?

– Откроем учебник на стр. 11

– Учусь читать стихотворение.

– Выразительно и правильно.

1 мин.

3.

Планирование.

– По какому плану будем работать? Ваши предположения.

План на доске.

1. Словарная разминка.

2. Читает учитель.

3. Впечатление.

4. ???.

5. Готовлюсь читать.

6. Читаю.

7. К.

1. Словарная разминка.

2. Читает учитель.

3. Говорю о своём впечатлении.

4. Отвечаю на вопросы.

5. Готовлюсь читать сам.

6. Читаю классу.

7. Контроль и оценка.

3 мин.

4.

Словарная разминка.

– Словарная разминка.

Учитель добавляет, что 200 лет назад, в то время, когда жил автор, паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, его полотёры натирали воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользкий.

– Вывешиваю портрет А.С.Пушкина.  

– Вопросы записываю на доске.

– Какие вопросы вы зададите себе перед чтением этого произведения?

– Дети объясняют, что обозначают слова «опрятный», «паркет», «лоно». Проверяют себя по словарю.

– Кто автор? И др.

6 мин.

5.

Чтение текста учителем.

1.Определяю настроение.

– Итак. Спасибо за доверие. Читает учитель. А что делаете вы?

– А для чего нужно следить за чтением?

– Хочу предложить вам потренироваться определять настроение.

– Сидим, внимательно слушаем, смотрим в книгу и следим пальчиком.

– Чтобы учиться правильно и выразительно читать. Правильно определить настроение.

10 мин.

6.

Впечатление.

Дети говорят о впечатлении, произведённом стихотворением, и о том, что особенно запомнилось.

2 мин.

7.

Отвечаем на поставленные вопросы.

– Итак, отвечаем на поставленные вопросы.

– На все вопросы ответили? Может быть возникли какие – то ещё вопросы?

– Что мы делали сейчас?

– Что делаем дальше?

Отвечают на вопросы.

– Отвечали на вопросы.

7 мин.

8.

Подготовка к чтению.

– Зачем нужно готовиться к чтению текста?

– Как будем готовиться к чтению текста

Чтобы читать правильно и выразительно.

1.Расставлю паузы.

2. Подчеркну слова, которые нужно выделить при чтении.

3.Определю настроение…

4.Прочитаю сам.

5.Прочитаю другу.

5 мин.

9.

Чтение текста.

– Кто из ребят смог лучше передать настроение автора?

– Какие пожелания вы хотели сказать ребятам?

7 мин.

10.

Контроль и оценка.

– Чему я учился сегодня на уроке?

– Какие задания у меня вызывали затруднения?

– Оцени своё участие на уроке?

2 мин.

               А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».

Таблица 2.

Источник

Литературное чтение, 3 класс

Урок 13.А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимний вечер»

Перечень вопросов, изучаемых на уроке

  1. Как отличить прямое значение слова от переносного.
  2. Знакомство с литературными терминами.
  3. Приёмы художественной выразительности на примере творчества А.С. Пушкина.

Тезаурус

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.

Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.

Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.

Этот приём художественной выразительности называется метафорой.

Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.

Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях.

Ключевые слова

Прямое и переносное значение слов, их многозначность, литературные термины и понятия (автор, художественный образ, сюжет, тема, герой), отличительные особенности стихотворного текста, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, метафоры, звукопись)

Основная и дополнительная литература по теме урока:

. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

На уроке мы узнаем новые литературные понятия, познакомимся с биографией и творчеством А.С.Пушкина

Сможем понаблюдать за значением слов и выражений.

Научимся различать прямое и переносное значение слов, объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или, пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

Основное содержание урока

1. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.

Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.

Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.

Этот приём художественной выразительности называется метафорой.

Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.

Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях для более эмоционального выражения своего душевного состояния.

Например:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

А.С. Пушкин

Зимы последние кусочки

Чуть всхлипывают под ногой…

А.С. Пушкин

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы….

С.А..Есенин

И стоит он, околдован

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован…

Ф.И.Тютчев.

На примере этих произведений можно понаблюдать за лексическим значением слов и выражений. Это удобно сделать с помощью таблицы:

Прямое значение

Переносное значение

Весна

Утро года

Тает последний снег

Зимы последние кусочки

Ветви берёзы

Шёлковые косы

Зимнее состояние леса

Сном волшебным очарован лес

Ценность метафоры как приёма художественной выразительности заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.

“Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство”, – говорил Аристотель. 

2. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми литературными терминами и понятиями: лирическое произведение, стихотворный текст, автор, художественный образ, сюжет, тема, герой. Обратимся к Литературной энциклопедии терминов и понятий.

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.

Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего, тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности.

Метафора – употребление слова в переносном значении.

Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

Автор – создатель художественного произведения.

Художественный образ – способ автора отобразить действительность.

Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.

Тема – предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действий.

Лирический герой – образ поэта в лирике.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, весна – краса природы

Эпитет – образное, художественное определение. Например, знойное лето

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, лето пройдёт, осень несёт.

Слушаем аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета..» и «Зимний вечер».

Поэт для создания образов в стихотворениях «Опрятней модного паркета…» и «Зимний вечер» использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры, звукопись.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие – к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.

Прямое значение

Переносное значение

Карточки со словами:

Седая голова

Волчий хвост

Седая зима

Волчий аппетит

Золотое кольцо

Золотая осень

Правильный ответ:

Прямое значение

Переносное значение

Седая голова

Волчий хвост

Золотое кольцо

Седая зима

Волчий аппетит

Золотая осень

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока

1 вариант

1. Автор стихов «Зимний вечер» и «Зимнее утро»?

2. Чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

3. Как называется создатель художественного произведения?

4. Какой приём выразил А.С Пушкин в словах: речка-паркет ?

5. Какое время года описывал Пушкин в отрывках поэмы «Опрятней модного паркета..»?

2 вариант

1.Автор стихов «Зимнее утро» и «Зимний вечер»?

2. Образ поэта.

3. Как называется созвучие концов стихотворных строк?

4. Какой приём выразил А.С. Пушкин в словах: прелестный друг?

5.Синоним слова «лачужка».

Ответ

1 вариант

1. Пушкин

2. Ритм

3. Автор

4. Сравнение

5. Зима

2 вариант

1. Пушкин

2. Герой

3. Рифма

4. Эпитет

5. Избушка

Источник

Урок _________ Дата _______

Тема: А.С.Пушкин. «В тот год осенняя погода…». «Опрятней модного паркета…».

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя;аудиозапись, карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

– Прочитайте пословицы и поговорки «жужжащим» чтением.

    1) В зимний холод всякий молод.

    2) Зима без трёх подзимков не становится.

    3) Зимой дороги не уравняешь — метель своё возьмёт.

– Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной интонацией.

– Прочитайте с весёлой интонацией.

– С грустной.

– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок.

IV. Изучение новой темы

1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин».

— Ребята, посмотрите внимательно: откуда этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)

— Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

— Прочитайте следующий отрывок — «В тот год осенняя погода…» — самостоятельно.

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, на душе стало светло и радостно.)

— Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа…» Слово «ждала» даже повторяется два раза!)

— Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)

— Какие слова и выражения вам непонятны?

На третье в ночь — ночь на 3 января.

Куртины – цветочные грядки, клумбы.

— О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он говорит об инее.)

— А «Зимы блистательный ковер»? (Здесь говорится о снеге.)

— Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой. Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.)

— Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)

— Чье чтение было особенно удачным?

(Дети анализируют чтение друг друга.)

V. Физкульминутка

VI. Продолжение изучения темы

1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин». «Опрятней модного паркета…»

– Итак, мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать? (Мы думаем, что стихи будут о зиме.)

— Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета…» самостоятельно.

— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покрытая льдом, сравнивается с паркетом.)

— С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)

— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)

— Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, /Звездами падая на брег.)

— Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)

VII. Рефлексия.

VIII. Подведение итогов.

– Какие из сегодняшних стихотворений соответствуют вашему настроению сегодня?

Домашнее задание – наизусть одно из стихотворений.

Источник