В 1778 году модные парижанки носили его на голове
Кадр из фильма “Фаворитка”
Вы когда-нибудь задумывались, почему напудренные парики были так распространены в XVII-XVIII веках, особенно среди мужчин европейцев?
Наверняка очень многие люди, при изучении определенных исторических данных, литературных романов, просмотров фильмов на эту тему или изобразительного искусства XVII-XVIII века, задавались вопросом, “почему у европейских мужчин была такая причудливая мода”? Зачем нужны были эти пышные парики и почему эта мода распространилась на всю Европу?
Сегодня постараемся ответить на все эти ключевые вопросы:
Когда и почему появилась мода на мужские парики?
Кадр из фильма “Христофор Колумб”
Примерно в самом конце XV века “болезнь Купидона”, известная так же как cифилиc, стала одной из самых больших и самых страшных эпидемий, когда-либо постигших Европу, появление которой связывали с возвращением в 1493 году мореплавателя Христофора Колумба и его команды из Нового Света. Без современных антибиотиков и методов лечения, жертвы этой болезни ощущали на себе все её последствия в полной мере, а точнее они сталкивались с: сыпью, открытыми язвами, слепотой, обильным выпадением волос и многими другими неприятными “болячками”.
А теперь, прежде чем перейти к основной теме данной статьи, мы должны вам рассказать, что в Европе (начиная с раннего средневековья) волосы у мужчин являлись символом статуса, это было связано с образом Христа и мнением, что длинные волосы характеризовали крепкое здоровье мужчины. Так что отсутствие волос, особенно в молодом возрасте было губительно для репутации мужчины в высшем обществе.
Людовик XIV
Одним из первых приверженцев моды на парики (аллонжи) был король Франции Людовик XIII. Ему было всего 17 лет, когда он начал лысеть, что серьезно подорвало его общественный имидж. Поэтому считается, что он самым первым начал открыто использовать парики в Европе. Однако сделать аллонжи настоящей сенсацией и главной мужской модой всей Европы удалось сделать его сыну, легендарному королю-солнцу, Людовику XIV, который столкнулся со схожими проблемами и рано начал терять волосы.
Поскольку Франция в то время была законодателем всей европейской моды, то ношение париков распространилось невероятно быстро, как и многие другие элементы мужского гардероба.
Даже англичанин Карл II, двоюродный брат Людовика XIV, тоже перенял привычку носить длинные парики, так как любил cпaть с огромным количеством женщин, как с аристократками, так и с простолюдинками. Поэтому неудивительно, что он страдал от сифилисa и cкoнчaлся в 54 года в 1685 году.
Ношение париков = отсутствие гигиены?
Кадр из фильма “Пираты Карибского моря”
Еще одной причиной возросшей популярности париков в Европе часто связывают с личной гигиеной, а точнее, с её отсутствием. В течение 17-18 веков было широко распространено мнение, что купание делает людей уязвимыми для большинства болезней. Многими церквями и местными целителями проповедовалось, что горячая вода открывает поры кожи и позволяет проникать в неё разным инфекциям, в том числе и чуме.
Итак, люди слепо следовали медицинским советам таких “достойных” людей, вроде монаха-доминиканца Томаса Моултона, который писал в своих проповедях: «Не пользуйтесь банями и ванными, потому что все это открывает поры человеческого тела и заставляет ядовитый воздух проникнуть в него и заражать».
Следовательно, из-за банального отсутствия гигиены (мы не говорим про абсолютно всех, именно в период 17 века начались популяризироваться ванные), большинство людей были заражены вшами. А самым практическим решением проблемы появления этих мерзких зверюшек в волосах было полное состригание волос. Ну а для того, чтобы прикрыть бритую голову, нужны были парики. Поэтому теперь, когда вши жили в париках, время от времени кусая кожу головы, чтобы избавиться от них, нужно было просто сварить парик в какой-нибудь ёмкости или просто зайти в магазин и купить себе новый. Вуаля, больше никаких трудоемких проблем с волосами.
И кстати, пудрили парики не просто так. Пудра, которая наносилась на парики, готовилась из смесей крахмала или мела с добавлением ароматов цветов лаванды или апельсина. Считалось, что этот порошок уменьшал популяцию вшей и придавал роскошный запах модным волосам.
Мода сходит с ума
А вы знали, почему мужчины в Европе XVII-XVIII века носили напудренные парики?
В первой половине 18 века в Париже было более 1000 магазинов париков, которые ежедневно обеспечивали нужды тысяч мужчин.
Вскоре, когда гигиена европейцев начала улучшаться, а потребность в париках начинала угасать, парики начали становиться ничем иным, как средством демонстрации богатства. Чем пышнее у вас были кудри, тем богаче их обладатель казался в глазах окружающих.
Когда парик приобрел статус модного аксессуара, то “простые смертные”, которые стремились к более высокому статусу, тоже мечтали носить их. Появлялись дешевые варианты париков, которые наводняли города, а многие бедные люди и вовсе, чтобы “почувствовать” себя высшим сословием, начинали воровать настоящие волосы с тpyпов и это становилось очень распространённой проблемой.
Конец моды на парики
Современные британские судьи
Французская революция в 1789 году окончательно убила моду на парики вместе с большей частью французской аристократии и заодно все остальные причудливые мужские наряды тех лет, вроде лосин и пышных кафтанов с чулками и корсетами. При Наполеоне французы очень быстро позабыли многовековые причудливые наряды и именно тогда произошел рассвет ампирной моды, который уже через пару десятилетий сменится викторианской модой.
В Великобритании премьер-министр Уильям Питт Младший нашел менее радикальный способ положить конец популярности париков; он ввел налог на порошок для париков в 1795 году, поэтому парики было просто затратно приобретать и содержать.
Однако именно в Великобритани, вплоть до XXI века парики носили; лорд-канцлер, адвокаты, судьи и многие другие высокопоставленные должностные лица в Королевском дворце правосудия. Официально лишь в 2008 году парик в Англии перестал быть обязательным, да и то лишь для судей, которые не ведут уголовные дела.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: А вы знали, почему мужчины всего за одно поколение массово перестали носить шляпы?
Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал C A E S A R и ставьте лайки! У нас интересно!
В популярном представлении XVIII век – это эпоха высоких женских причёсок. Да ещё и с экстравагантными украшениями, например, корабля с парусами. И в современных магазинах маскарадных костюмов к нарядам в стиле галантного века почти обязательно предлагают пышные белые парики.
Но всё не так просто! Начнём с того, что париков женщины в XVIII веке почти не носили. Мужчины – да, а женщины – нет. Разве что необходимо было скрыть какой-нибудь дефект. Ещё дамы иногда подражали мужским причёскам и могли надеть парик к костюму для верховой езды.
А в целом же дамы обходились собственными волосами. И на протяжении почти всего века причёски оставались невысокими. Их украшали лентами, цветами, нитками жемчуга, и укреплёнными сбоку “помпонами” (розетками из кружев, цветов, драгоценностей).
Мадам де Помпадур, Франсуа Буше, 1759 г., из Собрания Уоллеса (Лондон). Икона стиля середины века с модной причёской той поры.
Во второй половине века причёска стала чуть повыше, и для её создания уже могла понадобиться небольшая подкладка-подушечка, на которую волосы начёсывались.
И только во второй половине 1770-х годов настанет царство высоких причёсок. При этом продлится оно недолго, чуть больше пяти лет. Однако именно этим причёски произвели на современников такое впечатление, что и в глазах потомков именно они остались символом XVIII века!
Модная гравюра второй половины 1770-х с причёсками и “пуфами”.
В немалой степени их популярности поспособствовала главная икона стиля той поры, французская королева Мария Антуанетта. Её личный парикмахер Леонар создавал причёски, а модистка королевы, Роза Бертен, помогала с их украшением. Другие дамы стремились подражать королеве, и вскоре эта мода охватила Европу.
Протрет Марии Антуанетты кисти неизвестного художника по портрету Готье д’Аготи 1770-х, из коллекции музея в Сен-Кантене
На голове у женщины парикмахер создавал сложное сооружение и из собственных волос, и накладных – с помощью проволоки, ткани, конского волоса и прочих материалов. Сверху огромную причёску часто покрывал пышный головной убор, нечто вроде чепчика из нескольких метров ткани, т.н. “пуф”. И всё это украшали самым фантастическим образом!
Современники писали: «Мы видим на одном уборе открытие парламента, на другом заключение мира между русскими и турками, на третьем битву при Иври и Генриха IV, или даже английский сад, короче, все события древности и современности». А на голове у герцогини де Шуазель однажды раскинулся “сад, с травой и цветами, журчащим ручьём и крошечной ветряной мельницей, украшенной драгоценными камнями и приводимой в движение часовым механизмом”.
Карикатура 1770-х, изображающая причёску с цветочным садом
Темой для причёски могло послужить что угодно, от театральной премьеры до военной победы. Так, например, в 1778 г. фрегат французского флота “Belle Poule” (“прекрасная курочка”) смог уцелеть в военном конфликте с англичанами, и это было воспринято французами, как важная победа. Причёска “a-la Belle Poule” немедленно вошла в моду, и, пусть и продержалась в ней всего несколько недель (мода менялась быстро!), навсегда осталась в истории. Хотя она, замечу, была далеко не самой экстравагантной.
Карикатура 1780-х, изображающая причёску “Независимость и Триумф Свободы” (имеется в виду борьба США за независимость)
Проходить с таки сооружением на голове можно было неделю-другую. Затем его разбирали и делали новое. Спать приходилось в специальных колпаках. Иногда надевали сетку, которая закрывала и причёску, и лицо, и шею. Часть украшений и локонов на ночь можно было открепить… однако наутро снова нужно было приводить это в порядок.
Дам, которые носили такие высокие причёски, критиковали, высмеивали. Тогдашняя пресса была полна карикатур на дам, которые сидят в каретах на полу из боязни испортить высокую причёску…
Карикатура 1780-х, изображающая парикмахера, колдующего над высокой женской причёской, и мужчину с секстантом ( навигационным инструментом, который использовали для измерения высоты Солнца и других объектов над горизонтом).
Были такие сатирические картинки и в России. Хотя, заметим, при российском дворе высоких причёсок не носили! Это было время царствования Екатерины II. И она, женщина практичная, наложила на них запрет.
Но уже в начале 1780-х эти огромные причёски перестали носить – их сменили пышные, но не очень высокие. Что ж, это была краткая, но запомнившаяся на века мода!
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!
Парижанки известны своим изысканным вкусом. Чтобы выглядеть как настоящая femme fatale в Париже, вовсе не нужно цеплять на себя маленькое чёрное платье, повязывать шейный платок и томно курить, изящно поддерживая томик Пруста. Тельняшка, красный берет, брюки-дудочки и свежеиспечённый багет вместо сумки — ещё один гротескный образ, который ты найдёшь разве что на страницах Charlie Hebdo, но точно не в реальной жизни.
И хотя все эти элементы по отдельности существуют в гардеробе парижанок, они никогда не встречаются в одном образе, так как главное правило французских женщин — не перебарщивать. Умеренность во всём — вот ключ к парижскому утончённому стилю. Рассказываем, каких ещё правил стоит придерживаться, если хочешь сойти за местную во французской столице.
Шарф, шарф, шарф
В самой крохотной 8-метровой квартире (да, они существуют) у настоящей парижанки обязательно будет алтарь с шарфами. Запомни: шарф — это не «доченька, на улице холодно, укутайся как следует»; шарфы, платки и палантины — определяющая деталь твоего стиля: они могут быть роскошными, богемными и даже сексуальными.
250 способов, которыми парижанки завязывают шарфы, могут придать законченность любому образу, добавить луку объёма или любимой французской небрежности, разбавить цветовую гамму или оттенить цвет лица. Шарф — пожалуй, единственный элемент модного мифа, который соответствует реальности.
Базовый верх
В гардеробе у каждой парижанки есть целый набор базовых лонгсливов и водолазок, простых футболок спокойных оттенков, однотонных свитеров, а главное, белых блузок и рубашек.
Последних нужно иметь несколько: белая рубаха с мужского плеча, приталенная рубашка, блузка с кружевами или муслиновая, немного прозрачная, блузка с английской вышивкой или с кисточками а-ля 70-е — белый (кремовый) верх must-have в любом гардеробе.
Кроме того, на парижанках можно часто увидеть «базовые» принты: в полоску, в горошек или цветастый. Главное правило при выборе базового верха — качество материала (исключительно натуральные ткани). При выборе свитера и джемпера смотри только на благородные материалы — в первую очередь кашемир, шерсть и ангора (точно не акрил).
Пиджаки, жакеты, блейзеры
Пиджак в Париже вовсе не дань формальному стилю, это необходимая деталь женского гардероба. На парижанках можно часто увидеть тёмно-синие, чёрные, серые или коричневые пиджаки (жакеты) с тёмными джинсами, базовой блузкой, лоферами или плоскими лодочками и большим многослойным шарфом или, наоборот, «пионерским платочком».
Скинни и клёш
Пока весь мир гонится за новой модной посадкой джинсов, для парижанок продолжают существовать только две модели – скинни (или slim fit) и клёш. Они выбирают простые силуэты, подчёркивающие стройность ног, поэтому ты вряд ли увидишь во французской столице mom jeans или boyfriend jeans.
Обрати внимание, что slim и skinny jeans обязательно должны быть тёмного оттенка (лучше чёрного): джинсы должны визуально вытягивать ноги, а не подчёркивать благодаря светлому или яркому цвету все недостатки. Если честно, я ни разу не видела некрасивых ног в Париже, и мне кажется, секрет здесь не в том, что парижанкам всем как одной очень повезло с фигурой, а в местном ноу-хау по подбору правильной модели джинсов и правильной длины платьев и юбок.
Длина миди
Если увидишь мини-юбку на девушке в Париже, сверху наверняка будет надета водолазка под горло а-ля классический образ из 60-х. Парижанки никогда слишком не оголяются и прикрывают стройные ноги платьями ниже колена.
Популярные модели платьев — с запахом, прямого кроя или «оверсайз» — почти всегда длины миди. В целом часто работает следующее правило: либо небольшая длина, либо обтягивающий силуэт. Заметь, маленькое чёрное платье парижанки никогда не будет подчёркивать формы.
Винтаж и секонд-хенд
Даже если твой стиль далёк от ретро, обязательно обзаведись парой платьев из винтажных магазинов. В Париже есть «винтажки» на любой вкус: от шикарных полуантикварных магазинов с платьями 40-х годов до бутиков со старыми коллекциями премиальных марок, от хипстерских лавок с подобранными под сезонную моду элементами одежды до настоящих «свалок», где своё счастье нужно будет искать в резиновых перчатках.
Секрет многих парижанок в том, чтобы вместо вещей из масс-маркета выбирать качественные вещи хороших марок из секондов: так ты не рискуешь, во-первых, наткнуться на точно такую же вещь на прохожем и, во-вторых, разочароваться в качестве материала (так как он служит уже не первой хозяйке и продолжает отлично смотреться).
Винтаж же позволяет выглядеть уникально и свежо; комбинируя его с трендовыми вещами, можно создать неповторимый образ, который фейсхантеры захотят снять для своего блога, поймав тебя на улице.
Винтажные магазины
Где искать винтаж и секонд-хенд? В винтажных магазинах и на блошиных рынках! Подборку можешь найти здесь.
Удобная обувь
Классическая обувь парижанок — дерби, лоферы, кроссовки, туфли или ботильоны на небольшом или среднем каблуке. Француженки и парижанки в том числе часто отдают предпочтение немного необычному тону обуви, например коньячному цвету, бордо и бежу.
Мода на большие кроссовки обошла Париж стороной: местные девушки предпочитают им классические модели New Balance или Adidas. Небольшой лайфхак: парижанки не носят белый носок под белые кроссовки (во-первых, ты никогда не попадёшь тон-в-тон, во-вторых, так ты меняешь форму кроссовок, «продлевая» их до щиколотки).
Яркие губы
Мыть, расчёсывать голову и делать маникюр совсем не обязательно, но вот без парочки ярких помад не выживет ни одна уважающая себя парижанка. Красная или бордовая помада добавляет небрежному образу нотку нарядности, а однотонным лукам — необходимый цветовой акцент.
Ну и напоследок несколько негласных правил, которым следуют утончённые жительницы французской столицы.
- Делать ставку на качество, а не количество.
- Остромодным моделям предпочитать классику (конечно, у парижанок есть трендовые вещи, но если они их надевают, то обязательно сочетают с классическими и базовыми моделями, чтобы не выглядеть подиумно).
- Комбинировать вещи разных стилей (классическое пальто с «рокерскими» джинсами, офисные брюки — с футболкой с принтом).
- Сказать «нет» разнообразию ярких тонов в гардеробе и «да» тёмным оттенкам.
- Сочетать близкие оттенки (например, разные оттенки синего или серого).
- Обращать внимание на вещи унисекс.
- Не «перенаряжаться».
- Меньше демонстрировать тело: твоя цель — сексуальность, а не вульгарность.
Разумеется, не все парижанки одеваются одинаково. В районе Марэ ты встретишь королев «стритвира» неподалёку от очереди в Supreme и ретро-див на входе в винтажные магазины, на улице Saint-Honoré — дам на высоченных каблуках с сумками Chanel и Birkin, а в некоторых banlieues — пацанок в спортивных костюмах и в громоздких кроссовках. При этом «парижский стиль», безусловно, существует, но не забудь обновить информацию о том, чем же он отличается, перед тем как закупать береты накануне поездки.
Париж – это не только город любви, но ещё и мировая столица моды. А его жительницы – воплощение раскрепощённости, привлекательности и простоты. Несмотря на это, гардероб парижанки очень напоминает базовый, хоть и имеет некоторые изюминки. Каждая девушка сможет повторить образ парижанки, когда прочитает эту статью-гид.
Бежевый тренч
В стиле парижанок совмещается классика и небрежность. Например, светлый тренч. Лучше всего небрежно завязать его поясом, чтобы появились складки. К плюсам тренча относится то, что он сочетается со всеми вещами: платьем или джинсами, рубашкой, кедами, «лодочками» или ботинками.
Кожанка
Любовь всех парижанок. Речь идёт не только о классических моделях кожаных курток, но и о косухах с необычными рисунками и декором. Кожаную куртку можно надеть и с кэжуал образом, и с вечерним. Цвет лучше всего выбирать стандартный чёрный или коричневый. Акцент лучше делать за счёт аксессуаров, а куртка должна сочетаться со всем образом.
Маскулинная рубашка
Да, это в сердце парижанок навсегда. Мужская маскулинная рубашка на хрупком женском теле как бы говорит: «я одолжила её у своей второй половинки». Эта вещь способна украсить весь образ в сочетании с обтягивающими джинсами, выразительной обувью, аксессуарами.
Пуловер
Французы любят простоту больше, чем неповторимость и яркость изделия. Во Франции предпочтении отдаётся вещам качественным, идеально сидящим. Пуловер – вещь очень подходящая. Важно обратить внимание на оттенок и на то, как пуловер сидит. Лучше ограничиться стандартными цветами, без декорирования, узоров.
Винтаж-платье
Не стоит стесняться базовых вещей, которые некоторые называют скучными или «из бабушкиного сундука». Нужно лишь правильно сочетать их с красивой причёской, модной обувью и аксессуарами. Винтаж-платье – тренд сезона. Лучший вариант – закрытый крой, лёгкая ткань, подчёркнутая талия и V-образный вырез.
Обтягивающие джинсы
Продвинутые парижанки любят джинсу. Но может возникнуть вопрос: как сочетать это с женственностью и элегантностью? Парижанки просто дополняют их красивой обувью, пальто из кашемира или длинным жакетом. Француженки любят чёткие линии и спокойные цвета. Изюминкой лука являются украшения и причёска.
Мюли
Одно из важных правил француженки – сдержанная одежда, акценты на обуви и аксессуарах. Но обувь не обязательно должна быть неудобной. Доказательство этому – мюли. Они могут быть на низком каблучке или без, любого цвета. Не стоит забывать о качестве и покупать дешёвые варианты – у француженок на сезон может быть всего две-три пары обуви, но они служат ей несколько лет.
Киттен-хил
Ещё одна любовь француженок. Ботильоны с таким каблуком – это тренд, в них удобно, и они подходят к любому наряду. Так как такая обувь – акцент в образе, лучше выбирать оттенки красного, белого, с узором.
Канотье
Лучше забыть о некоторых стереотипах. Парижанки вовсе не ходят по улице в красных беретах. Более трендовым вариантом является шляпа-канотье. Её можно носить весной, летом и даже осенью. Она дополнит любой образ: и лёгкий, и более многослойный.
Стандартная сумка
Хорошая вещь стоит дорого. Это относится и к сумкам. У француженок в гардеробе она часто всего одна. Но очень классная! Подходящая ко всему, брендовая. Как правило, это прямоугольная массивная средняя сумка.
Модные украшения
Вещи в гардеробе парижанок обычно стандартные, не слишком яркие и экстравагантные. А с аксессуарами дело обстоит по-другому. Они должны показывать индивидуальность человека.
Платок на шее
Парижанки отлично умеют расставлять акценты в образе. Они не перебарщивают. Яркости лицу добавит шейный платок. Его можно носить на шее или на голове.
Чтобы прочувствовать дух Парижа, совсем не обязательно там жить. Нужно лишь купить несколько вещей, так любимых француженками.
Ставьте лайк, если вам понравилось, и не забудьте подписаться на канал, если вы до сих пор этого не сделали 🙂 Оставляйте ваши комментарии по поводу французского стиля в одежде, нам интересно узнать ваше мнение.