В каком году будут модные брюки клеш
Иногда одни и те же вещи не выходят из моды веками, а иногда мода кардинально меняется буквально за десятилетие и несет с собой интересные дизайнерские идеи, которые становятся повальным увлечением, особенно среди молодежи. Вспомним одно из таких увлечений — штаны клеш из 70-х.
Брюки клеш берут свое начало в далеком 1813 году клеш и появились они именно на флоте, когда эта одежда была частью формы американских матросов.
Брюки шились трубой — клеш был «от бедра» и ширинки на них не было: застежка находилась сбоку, чтобы свалившись за борт, моряк мог быстро скинуть мешающие ему вещи.
В моде был так называемый «штормовой клеш», в низ вшивали брючины кусочки свинца и тогда штанины при ходьбе сильно колыхались, как в очень ветреную погоду во время шторма.
Следующим этапом появления штанов-клеш стала середина 20-го века.
Примерно в 60-е годы на эти штаны, которые хиппи расшивали цветочками, символизировали свободу. Брюки могли носить и парни, и девушки, выглядевшие в брюках клеш, ярких рубашках и с длинными волосами почти одинаково.
Теперь брюки «клешились» не от бедра, а от колена, от колена до пояса посадка была облегающей.
Здесь же появились и некие стандарты — если ширина брюк под кленом составляла 21 сантиметр, то внизу, у щиколотки — 23. Все это дополнялось цветастой рубашкой, туфлями на платформе и тесёмкой для длинных волос.
Еще позже стали появляться новые, более модные модели, которые переняла молодёжь по всему миру. Мода до СССР дошла в начале 70-х годов.
Теперь формат брюк выглядел так — 23 на 25, а некоторые экстремалы носили брюки клеш 27 на 32 сантиметра. Клеши шились из самых разнообразных тканей, в стиле кто во что горазд – промышленность такие брюки не выпускала, потому их шили самостоятельно: можно было встретить и хлопчатобумажные модели, и брезентовые брюки. Вставлялись клинья, расширяющие штаны книзу до размера огромного «колокола», снизу делали бахрому, вшивали молнию, чтобы штанины меньше обтрепывались.
Затем в сам клеш начали вставлять дополнительные клинья, расширяющие «колокол».
Так отличительной деталью являлся пояс. Изначально его делали шириной не менее 6 см, позже дошли до 8 см. Самые продвинутые делали в штанинах клинья с пуговицами, колокольчиками и даже фонариками. Поясами и штанами в целом, гордились все модники, а те, кто был против подобной моды называл их «клешеносцами».
Яркого модника тех времен выдавала походка.
Т.к. карманы в этих штанах располагались на внешней стороне бедра, то засунутые туда руки сгибали спину вопросительным знаком. Легкое раскачивание на манер походки моряка и маленькие шажки дополняли образ.
Кстати, многие вешали на карман ложку для обуви, т.к. обуваться в таких широких снизу и узких сверху штанах было неудобно. Позже некоторые криминальные элементы даже затачивали эту ложку, превращая ее в своеобразное холодное и вполне легальное оружие.
Комсомольские патрули, учителя и прочие воспитатели советского прошлого охотились и отлавливали наиболее ярых модников, меряли линейкой ширину штанины, а затем подвергали их разборкам и дисциплинарным взысканиям.
Примерно к середине 70-х борьба с клешами прекратилась
В модных журналах появились выкройки расклешенных брюк, чаще всего из клетчатой ткани, промышленность начала массовый выпуск, но к началу 80-х мода сошла на нет и брюки стали зауживать все сильнее и сильнее.
Моду на клеш пытались возобновить в двухтысячных, но она не прижилась.
Не секрет, что мода время от времени повторяется, поэтому не удивительно, что современные подиумы буквально пестрят не только женскими, но и мужскими брюками-клеш. Откуда появилась эта одежда, о современных тенденциях и о том, как правильно ее подобрать и пойдет речь в этой статье.
Немного истории
Впервые необычные брюки надели американские моряки в 1813 году. Эта одежда являлась частью их формы. Изначально мужские брюки-клеш расширялись от бедра и имели застежку сбоку, чтобы в случае крайней необходимости матрос мог легко снять их в воде.
Среди моряков были и такие стиляги, которые вшивали и в без того широкие штаны дополнительные клинья. Кроме того, некоторые в нижний край брюк вкладывали кусочки свинца. Из-за этого при ходьбе штаны развевались, как будто мужчина шел по палубе во время большого ветра. Очень часто за подобные «усовершенствования» моряков строго наказывали.
Стиль 70-х
Надо сказать, что мода моряков так и не получила дальнейшего развития. Понадобилось почти полтора столетия, чтобы о ней опять вспомнили. А случилось это на пороге 70 годов. Мужские брюки-клеш первыми стали носить хиппи. Их одежда была очень яркой и разноцветной. Так они выражали свое стремление к свободе, дополняя свой образ порой невообразимыми прическами.
Матросские брюки-клеш претерпели некоторые изменения, так как теперь они расширялись на уровне колена. Обычно ателье не брались за такие заказы, поэтому хиппи шили их сами. Брюки-клеш гармонично сочетались с необычными аксессуарами и атрибутикой, которые были присущи этому движению, исповедовавшему любовь, свободу и пацифизм.
Стиль 80-х: диско
Мода тех лет очень интересна, необычна и противоречива. В тренде все еще оставались мужские брюки-клеш. В коллекции 80-х, впрочем, уже понемногу стали появляться и другие новаторские модели. Однако многие дизайнеры по-прежнему пытались экспериментировать с брюками-клеш – как с покроем, так и с тканью, поэтому им удавалось получать с каждым разом все новые результаты.
Известно, что стиль диско сформировался благодаря поп-исполнителям, чьи хиты крутились на дискотеках, а затем плавно перекочевал в народ. Не только мужчины, но и женщины, идя на вечеринку, надевали расклешенные штаны, а в дополнение к ним, облегающие блестящие рубашки и соответствующие яркие аксессуары.
Надо сказать, что в те годы этот стиль одежды пользовался небывалой популярностью. Однако к середине 80-х интерес людей к диско стал постепенно угасать, так как начали появляться совершенно новые, альтернативные направления. Клеши стали постепенно выходить из моды, их сменили брюки-бананы.
Современные тенденции
В последнее время многие модельеры заявили о своей симпатии не просто к джинсам, а к мужским брюкам-клеш, выполненным из этой практичной ткани. Современные дизайнеры смело экспериментировали с таким необычным фасоном, дополняя его различными декоративными элементами.
Некоторые украшали свои модели накладными карманами или яркими заплатками. Также актуальным является сочетание широких брюк со всевозможными подтяжками, что сделает образ мужчины наиболее запоминающимся и незаурядным. Кроме того, встречались и такие брюки-клеш, которые застегивались не на пуговицу, а имели регулируемую резинку.
Выбирая себе расклешенные джинсы, необходимо знать, какие именно модели сейчас актуальны. Пока остаются в прошлом мужские брюки-клеш с чересчур расширенными к низу штанинами. На этот раз придется отказаться и от брюк с низкой ширинкой, так как они безнадежно устарели. Дизайнеры рекомендуют выбирать джинсы, у которых расширение штанины идет от колена и не превышает разумных пределов.
Мужчинам также не стоит злоупотреблять и большим количеством декоративных элементов, так как они рискуют быть непонятыми окружающими. Лучше всего отдать предпочтение моделям сдержанных оттенков, потому что слишком яркие джинсы могут не вписаться в повседневный гардероб даже самого отъявленного модника.
На старых фотографиях в семейных альбомах дедушки и бабушки нынешних тинейджеров запечатлены в брюках, расширяющихся от колена или даже бедра. На сегодняшних снимках в социальных сетях в точно таких же штанах щеголяют звезды и модные блогеры: «клеши», которые были дефицитом полвека назад, представлены во всех магазинах современных модных марок. «Лента.ру» разобралась, как из любимых штанов моряков, нарушающих требования морского устава, брюки клеш превратились в символ стиля 1970-х и трендовую вещь 2020 года.
Длинные прямые брюки окончательно вошли в европейский мужской гардероб на рубеже XVIII-XIX веков. До того мужчины-дворяне и состоятельные купцы носили короткие панталоны с чулками и башмаками, а крестьяне и небогатые горожане-ремесленники — порты из домотканой материи, обмотанные ниже колен онучами (полосами ткани) или заправленные в шерстяные чулки. Обувью представителям непривилегированного класса служили деревянные башмаки, сшитые из кожи тапочки-«поршни» или сплетенные из полосок лыка лапти — в зависимости от страны и региона.
В начале XIX века в длинные брюки переоделась уже вся Европа (кроме крестьян). В их числе были и моряки — как старшие по званию офицеры, так и рядовые матросы. Они носили брюки из светлой либо темной (в зависимости от страны и сезона) материи и башмаки, позже ботинки. И брюки эти были, как правило, довольно широкими — чтобы в случае падения в воду или кораблекрушения при необходимости быстро освободиться от стесняющей движения одежды. Узкие брюки «на плаву» снять не так-то просто.
Назывались такие брюки на французский манер — cloche (в переводе — «колокол»). Интересно, что такое же название в 1930-е годы получили и модные в те времена дамские шляпки в форме глубоко надвинутого на голову котелка без полей
В повседневный обиход наших соотечественников, французского зачастую не знавших, брюки cloche вошли как «клёш», «клёши» или даже «клеша», с ударением на последний слог.
Любую привычную вещь можно довести до абсурда: такое желание имелось у флотских франтов. Недаром именно матросы, а не пехотинцы или артиллеристы были главными модниками вооруженных сил. Бескозырка с летящими по ветру лентами, флотский синий воротник с треугольным вырезом, в который видны полоски тельняшки, и черные клеша. Именно этот образ, довольно стереотипный, сразу возникает в воображении при словах «бравый матрос».
Однако примечательно, что ношение широченных расклешенных книзу брюк флотским начальством не только не приветствовалось — напротив, запрещалось морским уставом. На корабле такое носить не позволяли офицеры, а в увольнительной на берегу моряк начала XX века, надевший «фарту ради» чересчур широкие брюки, мог быть задержан патрулем за неуставную форму.
Впрочем, когда подобная мелочь, как наряд вне очереди или пара суток на гауптвахте, могли остановить настоящих модников? Самые лихие из них не только расшивали низ своих брючин, но и вшивали в низ штанин свинцовые грузики: таким образом брюки красиво драпировались. Есть версия, что у грузиков был и практический смысл. В случае все того же кораблекрушения (или гибели судна во время морского боя) моряку, оказавшемуся в воде, избавиться от брюк с грузилом внизу штанин было гораздо легче, чем просто от широких брюк.
Примечательно, что морская форма вдохновляла модельеров еще в 1920-1930 годы. Тогда женщина в брюках выглядела как ниспровергательница основ. Исключение делалось разве что для летнего времяпрепровождения на фешенебельных морских курортах. Именно там, в Довиле и на Лазурном берегу, представительницы бомонда разгуливали в расклешенных брюках и матросских шапочках. Подобные вещи предлагала клиенткам (и охотно носила сама) легендарная модельерка Коко Шанель.
У современных брюк клеш был и другой прототип — не настолько явный, как флотские штаны, но тем не менее оказавший большое влияние на современную моду. Это известные всем поклонникам вестернов кожаные штаны ковбоев — чапы. Наверняка их видели все, кто был на родео в США или, по крайней мере, смотрел фильмы о противостоянии (или дружбе) настоящих мужчин Дикого Запада.
Однако всякому внимательному зрителю быстро становилось понятно, что эти штаны — на самом деле вовсе не штаны, а ноговицы (или гамаши) — защитные накладки из кожи или замши, закрепленные поверх обычных брюк. В Америке их называют «чапами» (от английского chaps).
Происхождение термина — испанское. Первыми верхоконными пастухами (вакеро, или чаро) в Центральной Америке и Мексике были потомки испанских колонизаторов. Они называли свои ноговицы по-испански: чапарахос (chaparajos) или чапаррерас (chaparreras). Название это произошло от слова «чапараль» (chaparral): так в Мексике называют низкорослый карликовый дуб и кусты можжевельника. Ветки и колючки этих зарослей рвали обычные матерчатые штаны, отсюда и необходимость в кожаных ноговицах. Когда на Дикий Запад пришли носители английского языка, они по своему обыкновению сократили испанские термины до короткого chaps.
Чапы бывают разных моделей. Сшитые по всей длине штанины с боковыми карманами, по сути, вторые брюки — shotgun («дробовик») или closed leg («закрытая нога»). Не сшитые, а только завернутые вокруг ноги полотнища, закрепленные сбоку ремешками, — batwing («крыло летучей мыши»). Укороченная на 5-10 сантиметров ниже колена модель с боковой бахромой — chinks. Все эти версии ковбои, а потом и байкеры, надевали поверх обычных штанов, сшитых чаще всего из плотной, устойчивой к износу и проклепанной на швах хлопковой ткани — то есть джинсов.
Современная история брюк клеш начинается именно с джинсов. Дело в том, что для ношения ковбойских сапог, которые по традиции надевались под брюки, а не поверх них, как в Европе, джинсы нужно было делать расклешенными книзу — как и флотские штаны. Сначала такие джинсы — их покрой называется bootcut, «под сапоги», — шили кустарным способом, но со временем они вошли в постоянный ассортимент джинсовых брендов.
Одним из первых ввел модель bootcut в свой ассортимент бренд Levi’s, пионер джинсовой моды. Модель, вышедшая в 1969 году, получила номер и название 517-Boot Cut Jean. Ее шили из специально разработанной ткани Sta-Prest. Следом вышла зауженная версия — 527 Slim Boot Cut, а также джинсы клеш с облегающей посадкой на бедрах — 646 Bell Bottom.
Джинсы клеш сразу стали очень популярны у неформалов конца 1960-начала 1970-х годов, в частности у хиппи — «детей цветов», субкультура которых оформилась в том же 1969 году на легендарном рок-фестивале в Вудстоке. Вудсток стал поистине знаковым событием, ознаменовавшим эпоху «свободной любви» и пацифизма. Джинсы клеш и вообще расклешенные брюки, расшитые или разрисованные цветами и знаками «пацифик», стали настоящей униформой поколения. Их носили и юноши, и девушки, и мужчины, и женщины.
В архиве бренда Levi’s сохранились довольно примечательные образчики кастомизации стандартных джинсов — в том числе клеш, переделанные владельцами самостоятельно из классических прямых брюк 501 модели. Самые, пожалуй, броские из них — расшитые тесьмой и аппликациями переделанные 501 авторства известного художника-иллюстратора Дуга Хансена или штаны с аппликацией в виде звезд и полумесяцев.
В компании отмечают, что выпуск фабричных джинсов клеш стал ответом на запрос покупателей: маркетологи отметили, что молодые люди и девушки перешивают классику, превращая прямые брюки в расклешенные. Для этого внешний боковой шов распарывали и вшивали в него треугольный клин (часто из контрастной по цвету материи или ткани с принтом), расширявший штанину. Примеры таких «апдейтов» тоже хранятся в архиве бренда.
Как часто бывает с авангардом и нонконформизмом, клеши быстро превратились в мейнстрим. Бренды производили варианты брюк и джинсов клеш с менее широкими штанинами, из ткани сдержанных оттенков. В таких брюках щеголяют герои американского кинематографа 1970-х — например, исполнители главных ролей в фильме «Вся королевская рать» — Роберт Рэдфорд и Дастин Хоффман. В клешах выступали на своих собиравших полные стадионы концертах легендарные рокеры 1970-х — Queen, Rolling Stones и другие. Самые модные пары десятилетия, например, Серж Генсбур и Джейн Биркин, тоже активно способствовали популярности этого фасона брюк.
В СССР американская мода всегда приходила с некоторым опозданием и вызывала неприятие и подозрение у официальных органов и общественных активистов. Так, в советском кино в клешах ходит, например, секретарша Верочка (актриса Лия Ахеджакова) в фильме «Служебный роман». Ее «сплошь заграничные» наряды вызывают иронию у других персонажей.
Карикатуры на лохматых юношей в клешах регулярно публиковали сатирический журнал «Крокодил» и студенческие стенгазеты. Приличные молодые люди — «идейные комсомольцы», а не «стиляги», — расклешенных брюк в СССР не носили
Тем же нонконформистам, которые были готовы рискнуть репутацией, приходилось охотиться за дефицитом, покупать штаны у спекулянтов-фарцовщиков или перешивать обычные брюки так же, как это делали в 1960-е американские хиппи. Желающих было немало: щегольнуть клешами для парня было примерно так же «круто», как девушке появиться на улице в очень короткой мини-юбке. Некоторые особенно усердные советские граждане кастомизировали свои штаны до совершенно карикатурной ширины.
При этом клеш носили и иконы советского стиля, которым подражали миллионы: актер Александр Абдулов, певица Алла Пугачева и обожаемый народом Владимир Высоцкий. Про последнего злые языки поговаривали, что он выбирает этот фасон, чтобы визуально увеличить свой небольшой рост: с клешами модно было носить обувь на толстой подошве и с каблуком.
В 1980-2000-е расклешенные джинсы временно покинули модную авансцену. Их сменили прямые брюки в деловом стиле, широченные, приспущенные на бедра джинсы «трубы» — неофициальная униформа рэперов, и узенькие skinny, популярные у модной «андрогинной» молодежи обоего пола. Однако мода циклична: хит конца 1960-начала 1970-х снова стал популярным.
В начале 2000-х девушкам предлагали носить слегка расклешенные брюки нежных пастельных или, напротив, ярких цветов, сочетая их с сандалиями на высоком каблуке или на танкетке. Такие модели выпускали ведущие модные марки, например, Gucci и Dolce & Gabbana. Не так давно супермодель Ирина Шейк опубликовала свою архивную фотографию в подростковом возрасте. Юная девушка на любительском снимке запечатлена в нежно-розовых расклешенных брюках. Поклонники модели оставили под фотографией больше полумиллиона лайков за несколько часов.
Во втором десятилетии XXI века постепенное возрождение интереса к расклешенным брюкам началось опять же с джинсового сегмента. В самом начале 2010-х bootcut jeans вернулись в ассортимент популярных брендов — например, Gap. Постепенно из сугубо джинсовых марок штаны перебрались и в масс-маркетные: так, уже пару лет назад женские клеши можно было обнаружить на рейлах H&M. По результатам опроса, проведенного в конце весны 2020 года, брюки клеш вошли в десятку самых популярных женских вещей всех времен.
Джинсы-клеш не появлялись на витринах бутиков уже несколько лет – и вот они снова с нами! А все потому, что в этом году модельеры в очередной раз обратились к стилистике семидесятых годов – и вспомнили про «клеша». Откуда вообще взялся такой вид брюк? Сейчас разберемся!
Мужская одежда семидесятых годов зачастую кажется нынешним модникам странной – но только не в плане брюк!
Изначально клеш придумали американские моряки. Форменные брюки были расклешенными от бедра, но, сходя на землю в порту, морские волки хотели придать им как можно более напоминающий штормовые волны вид. Для этого они приматывали к низу штанин кусочки свинца – и брючины «штормило» при ходьбе. Начальство постоянно придиралось к мореплавателям за такую «порчу казенного имущества» – но они не сдавались! Как выяснилось позже – их упорство не пропало даром.
Отечественные мореходы еще до революции переняли это у заграничных «коллег», несмотря на не меньшее недовольство своего командования. Им повезло чуть больше: когда страну захватили большевики, клешеные с самого низа брюки стали частью уставной формы. Тем не менее, гражданские модники того времени еще слишком редко обращались к морской тематике настолько серьезно, чтобы массово скопировать у моряков этот прием.
“Брюками с колокольным низом” прозвали клеши из-за внешнего сходства с колоколами, особенно заметным при ходьбе.
Нередко случается так, что интересные «фишки», не оцененные современниками, перенимают потомки – и чаще всего это либо великие кутюрье, либо неформалы. Так случилось и с клешами. Их Ренессанс случился вместе с началом эпохи «детей цветов». Хиппи вшивали в обычные джинсы отдельно выкроенные клинья – итоговая ширина некоторых брючин поражала воображение тогдашних обывателей! Впрочем, сейчас совершенно нормальным является то, что в то время считалось эксцентричным и даже выходящим за рамки приличий.
Разумеется, модельеры вскоре подхватили хипповский «тренд» – и он довольно быстро стал общепринятым, в плане материалов не ограничиваясь одним только денимом. Актриса Джейн Биркин, супермодель Твигги, музыкант и художник Дэвид Боуи – иконы стиля шестидесятых-семидесятых годов, – у каждого из них есть фото в расклешенных брюках. Что уж говорить о журналах мод того периода, переполненных кадрами с брюками “а-ля колокол”!
Солнце, фенечки, “пацифик”, длинные волосы – и, конечно, клеша: по этим приметам можно было безошибочно узнать представителя хиппи-субкультуры.
Нынешнее многообразие видов клеша – заслуга не только моряков, хиппи и звезд прошлого века. Дизайнеры самых разных Домов моды, а за ними и масс-маркета, славно потрудились за прошедшее время, выдумывая все новые и новые варианты. Что ждет брюки-клеш и в частности расклешенные джинсы в будущем – можно только догадываться!
Такая вещь, как джинсы-клеш или расклешенные брюки из любого другого материала, подойдет, увы, не к каждому образу и не на все случаи жизни, да и базовой вещью их все же не назвать, хотя они довольно близки к универсальности. Как, с чем и на какой случай носить джинсовые брюки-клеш? Ответ – в следующих публикациях!
А вам нравятся «клеша»? Делитесь в комментариях!
Чем больше ваших «лайков» – тем чаще мы будем публиковать статьи. )))
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!