В наше время не модно читать
Книги – это отдельные миры, особые планеты. И, как у братьев Стругацких, например, эти миры могут быть маленькими и удивительными или же большими пустышками, могут быть как невероятным открытием, так и разочарованием. Книги как люди – отдельная книга не может нравиться всякому, как и отдельный человек. Но через общение с людьми, как собственно и с книгами, мы получаем ценнейший опыт. Да, да, с книгами можно общаться! Общение с некоторыми из них проходит на одном дыхании, а с другими – сложно и постепенно. Иногда к общению с книгой нужно привыкать годами: для кого-то это, например, Священное писание, а для кого-то – «Война и Мир». Есть книги, с которыми не хочется расставаться, а есть легкие и мимолетные, как морской бриз, – для отдохновения души. Почитал, расслабился, обнулился и в бой.
Правда ли, что люди стали меньше читать? И в чем причина? В первую очередь, обратимся к статистике.
По оценкам Международной ассоциации издателей, самой читающей страной мира сегодня является Великобритания. В 2014 году британцы выпустили более 184 тыс. наименований книг, и это 2870 экземпляров на каждый миллион жителей острова.
На втором месте неожиданно для всех оказалась Грузия. Страна, прошедшая путь непростых реформ и ещё 23 года назад входившая в «советский лагерь», теперь уступает лишь Туманному Альбиону в рейтинге самых читающих стран. На третьем месте –Тайвань, на четвертом – Испания (обе произвели 1831 наименование на миллион человек), а замыкает пятерку Словения (1626 наименований). Примечательно, что США в рейтинге занимают 12-е место, а Китай – 25-е.
Россия
Прискорбно, но россияне перестали быть самой читающей нацией. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за май 2011 года, у большинства россиян в домашней библиотеке хранится менее 100 книг, причем с каждым годом таких респондентов становится все больше. Да и расстановка приоритетов на книжном рынке происходит в основном в ущерб художественной и научно-популярной литературе. У «нации Толстого и Чехова» в моде нынче детективное чтиво. Так, по итогам 2010 года Дарья Донцова в четвертый раз возглавила рейтинг самых тиражных российских авторов. На втором месте – Юлия Шилова, а на третьем – Татьяна Устинова.
Что касается студентов, то, например, по оценке агентства TNS Russia за 2011 год, время чтения среди аудитории старше 16 лет сократилась до 9 минут в сутки. При этом в среднем на сетевые коммуникации (e-net, соцсети) у россиян уходит до 8 часов в сутки.
Подводя черту, можно сделать вывод: российские, да и «постсоветские», студенты действительно мало читают: 70% опрошенных отмечают, что читают менее 10 книг в год. Большая часть участников опроса посещает книжные магазины и библиотеки только тогда, когда преподаватели задают прочесть определенный материал, или во время подготовки к экзаменам. В электронном варианте книги также скачивают немногие. Список любимых книг у опрошенных студентов не слишком отличается от школьной программы. Есть, конечно, уникальные представители, у которых, например, любимый автор – Френсис Скотт Фицджеральд, однако ни один из них во время опроса не написал его имя без ошибок. В общем и целом, картина весьма пессимистична. Однако есть подвижки в положительную сторону. По данным Digital Research, россияне активно переходят на чтение книг в электронном виде. При этом электронный текст не вытесняет бумажные издания, а скорее наоборот – выступает им своеобразной рекламой.
США
В 2010 году в США было продано 751 млн 729 тысяч книг на сумму 24 млрд 255 млн долларов. По сравнению с 2009 годом продажи упали примерно на 3% (с 777 млн экземплятров). Однако это падение было с лихвой компенсировано продажами электронных книг в 2010 году, которые составили примерно 10% от числа бумажных изданий. Таким образом, всего в 2010 году население США приобрело 828 млн книг.
Несложно подсчитать, сколько книг в Америке приходится в среднем на одного человека. Сейчас население США составляет 318 млн. Таким образом, в среднем на 1 американца, включая слепых и детей, ещё не научившихся читать, приходится по 3 книги!
По одним данным, в российские библиотеки записано 25% населения России, по другим – 20%. В США же эта цифра – 208 млн человек, или 68% населения. При этом в среднем на одного записанного в библиотеку американца в 2010 году выдавалось 7,7 книг. В 1990 году этот показатель был гораздо ниже. Таким образом, очевидно увеличение интереса американцев к чтению. Это видно и по статистике отдельных публичных библиотек США. Например, за последние 4 года число посетителей библиотек в Сан-Франциско выросло на 11%, а число выданных книг – на 41%. В публичной библиотеке Бостона только за один год – с 2006-го по 2007-й – среднее число выданных книг на одного читателя увеличилось с 7,1 до 8,6.
Именно за счёт более активного пользования общественными библиотеками американцы и обгоняют россиян по числу прочитанных книг на душу населения: в добавок к 3-м покупным книгам можно зачислить 6 библиотечных экземпляров в одни руки. Таким образом, среднестатистический американец ежегодно “приобретает” (ставим слово в кавычки, памятуя о библиотеках) почти 9 книг.
Причины
Почему же люди стали меньше читать? Тому немалое количество причин. Прежде всего, значительно повысился ритм жизни. Сегодня, чтобы хотя бы оставаться на месте, нужно бежать значительно быстрее.
Изменился набор источников информации и их содержание. Человек, желающий создать для себя некую концепцию на основании разных мнений о событии, скорее «загуглит» свои вопросы, почитает «стену» в соцсети, чем станет регулярно собирать у себя на столе различные газеты и журналы.
Еще одна причина – разнообразие материалов. Имеются в виду не только различные мнения о политике или экономике. Просто раньше для того, чтобы узнать что-то об Аргентине, например, нужно было прочитать книгу Дж. Даррелла «Под пологом пьяного леса». А в постсоветских странах наличие книг в доме и классики в частности перестало быть предметом престижа. Раньше, чтобы гордиться книгой, достаточно было ее достать! В те времена, если полки твоей «югославской стенки» не пестрели корешками классических произведений, то твой рейтинг в уровне способностей достать книгу падал ниже плинтуса!
Но прежде всего – мы стали меньше читать потому, что стали меньше думать, мыслить. Нам все подается на блюдечке, переваренное режиссёрами, разжеванное маркетологами. Все больше людей предпочитают аудиовизуальные источники информации, и это относится не только к молодому поколению. Сегодня практически каждый скорее посмотрит фильм, чем прочтет книгу, по которой этот фильм был снят – человеческий мозг предпочитает работать на готовые образы с экрана вместо того, чтобы создавать их самому. Литература утратила развлекательную функцию. Чтение книги, особенно толстой, еще со школы воспринимается многими, как нечто непосильное, долгое и скучное, что заставляли делать взрослые, в то время как сами смотрели телевизор. Общество разучилось прививать культуру чтения, потому что сегодня читать не модно. Можно бесконечно повторять, что исчезновение культуры чтения грозит исчезновением способности мыслить, что, исключая книги из своей жизни, люди перестают уделять внимание деталям, теряют способность рассуждать и анализировать, грамотно строить диалог, развивать внутренний мир и воображение. Но сегодня такой подход уже не работает, ведь в реальности не всякий способен трезво оценить уровень своей необразованности, и комплексов на этой почве у людей не возникает – откуда им взяться, если никто вокруг тоже не читает. Из этой ситуации самый верный выход – каждому начать с себя, а мода… мода имеет тенденцию возвращаться.
Дарья Миронова
Вот откуда берутся столько неучей! ложников валентин 7 лет назад к сожалению с распадом СССР и открытием железного занавеса люди нашли наши куда более интересные занятия чтению (компьютер,интернет,соцсети и т.п.).А если и читают что-то то так правило литературу лёгкого жанра от которой пользы никакой и прочитав её ты быстро забываешь о том что читал это.И ещё читают то что задают в школе,либо в иных учебных заведениях и то я так понял далеко не все.От этого люди и вырастают безграмотными и глупыми и т.п.Но как мне думается в нынешнее время когда таких людей большинство умным быть и начитанным необязательно,так как врятли кто оценит,вернее большинство людей это не оценят,да и ещё могут сказать что ты типа ненормальный. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим soldi70 7 лет назад Читать достаточно модно в любое время. Просто меняются способы чтения. Но главное – что читать, ведь сейчас большинство просто глотает сомнительное развлекательное чтиво (если убрать обязательную учебную программу у школьников и студентов). И то, что старшее поколение при СССР читалоболее серьезные вещи, не их заслуга, а, скорее, недоступность большого пласта литературы. Оставалась классика и список разрешнных официально книг. Пользы от них, естественно, было больше, чем от засилья современной чуши (а сегодняшние авторы иногда и грамоты не разумеют, тогда как раньше по книгам можно было правописанию учиться). КОРЛАНД КАРЛОВИЧ 7 лет назад Раньше люди много читали, сейчас, к сожалению, читающий книги (именно книги, а не тексты с электронных девайсов) человек становится редкостью, вызывает похвалу и уважение )) Хотя, чего стоит другим взять и начать читать, лень мешает, желание просидеть лишний раз в соцсетях? Люди забыли, что читать книги интересно и полезно! Я думаю, что сейчас читать наоборот, модно. Когда еду в общественном транспорте, вижу много читающих людей. Тем более, с появлением планшетов и смартфонов, книги стали гораздо доступнее – не нужно идти в книжный магазин, достаточно просто скачать книгу себе. Быстро и удобно. По-моему, это ошибочное мнение. Неучей много из-за кризиса системы образования, а не от того, что читать перестали. Я начал читать с 4-летнего возраста, а училка литературы в старших классах отучила меня читать, к сожалению… Как вам сказать… вопрос довольно-таки актуален и неоднозначен. С одной сторорны есть те люди, которым проще посмотреть фильм, чем читать книжку. Они довольно ленивые и, увы, книга для них – это пытка. Среди таких людей можно выделить наше молодое поколение. Если говорить о людях значительно старше, то здесь ситуация намного оптимистичней. Читают практически все! От классики до фантакстики. Еще надо сказать огромное спасибо планшетам, читалкам, телефонам… Они делают процесс чтения намного проще и менее затратней. Я бы не сказала, что читать не модно. Сейчас появились такие широкие возможности для чтения! Ведь раньше хорошая книга была в жутком дефиците, а сейчас – любая, на любой вкус, в любом формате. Очень много появилось читающих людей, в том числе и среди молодёжи. Я бы даже сказала, что сейчас люди делятся на два фронта: те, кто не читает вообще и те, кто читает запоем, дорвавшись до легкодоступных файлов в интернете или к богатым книжным прилавкам. bugel914 7 лет назад Я с вами немного не согласен. Просто сейчас стало много продажных учителей, которые за деньги ставят оценку или зачёт, вместо того чтобы давать людям знанаия. Оттого и працвитают неучи и безграмотные люди. А люди как читали, так и продолжают читать( хоть и не в таких объёмах ). Много есть знакомых которые любят читать книги, как обычные, так и электронные. И они долеко ни похожи на ” ботаников “. serega21557 7 лет назад Читать в наше время не модно? Могу сказать одно что для молодежи читать может и не модно, а вот для людей постарше это всегда было модно. Просто люди по старше всегда в свободное время любили читать, а сейчас как придумали электронные книги, так молодежь читает только их. И не факт что они читают именно литературу. шабалдина 7 лет назад Читать-не читать это скорее вопрос культуры и воспитания а не моды.И время расставляет приоритеты.Время такое,чтобы жить достойно надо много работать,”крутиться”,свободного времени мало и то проводят в интернете, на чтение остаётся мало времени. папироска 7 лет назад думаю что читать книги стало не модно ведь есть интернет в интернети можно узнать всё от и до как говорится Знаете ответ? |
«Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»
Люди перестают мыслить,
Когда перестают читать.
Д. Дидро
Цель: способствовать формированию у обучающихся потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Задачи:
– пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;
– развитие творческих способностей путем организации литературных конкурсов;
– активное вовлечение обучающихся в культурно-просветительскую деятельность общеобразовательных организаций;
– подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в досуговом и самообразовательном чтении.
Ход урока.
1.Вступительное слово:
Учитель
Ребята, 2016 год в Донецкой Народной Республике объявлен Годом чтения. Поэтому, как вы уже догадались, наш первый урок будет посвящен чтению и книгам.
Книга Книга – учитель, книга – наставник. Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если выпустишь книгу из рук. Книга – советчик, книга – разведчик, Книга – активный борец и боец. Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты земли, наконец. Книга не просто красивая мебель, Не приложенье дубовых шкафов, Книга – волшебник, умеющий небыль В быль превращать и в основу основ. (Виктор Боков – русский поэт, прозаик и собиратель фольклора)
Значение книг и чтения в жизни человечества сложно переоценить. С давних времен человек, умеющий читать, был уважаем и почитаем согражданами, а к самой книге относились с благоговением. Но, к сожалению, чтение – это одно из занятий, которыми в наше время увлекаются не многие. Но с уверенностью могу сказать, что читать – модно. Еще с древнейших времен книги – это не только источник знаний, но также неисчерпаемый источник жизни и многих полезных вещей. Лишь только читая, человек может постичь многий тайны и воспитать свои чувства.
Я не представляю жизнь без чтения книг. Оно заставляет правильно мыслить и обдумывать совершенные поступки. Любить читать – это никогда не знать скуку, оно доставляет максимум наслаждения. Меня особо волнует вопрос: «Почему молодежь так мало читает?» Но, задумавшись, я понимаю, что для многих это пустая трата времени. В наш век высоких информационныхтехнологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. Но они ошибаются ведь чтение – это не только модно, но приятно и полезно. Вот несколько аргументов в пользу чтения:
- Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим занятием.
- Чтение делает нас красивее.
- Читающий человек может общаться с кем угодно. А не читающий – только с себе подобными.
- Читающий человек живет дольше.
- Читающий книги человек неизбежно будет управлять нечитающими.
- Читающим человеком сложно манипулировать.
- Чтение способствует повышению грамотности.
- Чтение успокаивает, помогает снять стресс.
- Анкетирование «Чтение в жизни подростков».
- Конкурс «Сказочная викторина»
- Познавательная минутка.
- Литературный аукцион.
- Просмотр буктрейлеров.
- «Шляпа предсказаний».
- Заключительное слово учителя
Учитель
А когда вы, ребята, последний раз читали книгу? И какую роль играет чтение в вашей жизни? Разобраться в этом вопросе вам поможет анкета «Чтение в жизни подростков».Обучающиеся отвечают на вопросы анкеты( см. приложение 1).
Учитель
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения. А обладатель множества престижных литературных наград, английский писатель Нил Гейман, говорил, что никто не понимает этот мир лучше, чем сказочники. И только со временем понимаешь высказывание Клайва Льюиса (ирландский писатель, поэт, преподаватель, учёный и богослов), что каждый из нас когда-нибудь дорастет до такого дня, когда вновь начнет читать сказки. Потому что в них и есть вся правда жизни, без наносного лоска и фальши, которые сплошь и рядом встречаются в реальной жизни.
1.Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)
2.В этой сказке рассказывается, как мачеха прогнала падчерицу под Новый год в лес за цветами. Как называется эта сказка? Кто автор? (“12 месяцев”, С.Я. Маршак).
3.Кто написал книги про дядю Федора? (Успенский).
4.Назовите сказки Г.Х.Андерсена. (Дюймовочка, Гадкий утенок и т.д.).
5.Главный герой сказки “Снежная королева”? (Кай).
6.В кого превращался царь Гвидон? (В комара, шмеля и муху).
7.В каком произведение дверь находилась за нарисованным очагом? (Толстой “Приключения Буратино”)
8.Кто написал сказку “Серебряное копытце”? (П.Бажов)
9.Из какого произведения эти герои: мальчик и девочка, маленькая разбойница (“Снежная королева.Андерсен)
10. Тот, кто дал Буратино мудрый совет. (Сверчок)
11. “Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки”. (Мальвина – Буратино)
12. . Какой писатель стал автором известной сказки “Приключения Чипполино”? (Д.Родари)
13. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала. (Чернавка отравила молодую царевну.“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
14. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено. (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)
15. Имя какого очень кислого фрукта, носит принц из сказки о приключениях Чипполино? (Лимон)
16. Кто такой Каа? (Питон, друг Маугли)
17. Спутник лисы Алисы. (Базилио)
18. Грозный разбойник сказок Чуковского (Бармалей)
19. Средство, при помощи которого доктор Айболит общался со зверушками (Телефон)
20. Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза . (Г.Х. Андерсен. “Дикие лебеди”)
Учитель
В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку сохранить живой ум надолгие годы. Вот интересные факты о чтении, которые заставят по-новому посмотреть на этот вид времяпрепровождения.
- Русский писатель Максим Горький читал со скоростью 4000 слов в минуту.
- Американский изобретатель Томас Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами, благодаря максимальному сосредоточению.
- Французский писатель Оноре де Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за полчаса.
- Наполеон читал со скорость 2000 слов в минуту.
- Cталин читал по 400 страниц в день, считая это минимальной нормой.
- ЭлияхуГаон – выдающийся гений духовного ортодоксального еврейства, математик дословно помнил 2500 прочитанных книг
Каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание ее прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Учитель
Чтение – это умение учиться и жить. Это способ приобщения к культуре, средство интеллектуального развития, посредник в общении. Проблема чтения одна из самых значимых в культуре и образовании. Академия Наук составила список необходимых для чтения книг. Книги делятся по возрасту. Вот список книг для вашего возраста (см. приложение 2).
Буктрейлер – ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.
Жюль Верн«Дети капитана Гpанта»
Грин Александр Степанович«Алые паруса»
Даниель Дефо«Робинзон Крузо»
Джек Лондон«Белый клык»
Артур Конан-Дойль«Приключения Шерлока Холмса»
Учащимся предлагается вытянуть предсказание из шляпы, какой для них будет учебный год. Учитель заранее пишет на бумажечках пожелания, обучающиеся по очереди их вытягивают (см. приложение 3).
Сейчас во всём мире востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять креативность.
Скоро вы будете определять своё место в жизни и свою креативность будете проявлять не в играх, а в настоящем деле. И от вас будет зависеть, кем вы станете в своём деле- ремесленником или артистом
В принципе о пользе книги может сказать и каждый человек в отдельности, ведь у каждого свои интересы и положительные моменты. Главное – помните, что книга – это ваш верный друг и помощник на пути к саморазвитию.
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Приложение 1.
Анкета «Чтение в жизни молодежи»
- Как Вы проводите свободное время?
– общаюсь с друзьями
– слушаю музыку
– смотрю телевизор
– играю на компьютере
– занимаюсь в секциях, кружках
– читаю книги
– иное (укажите)
2. Любите ли читать книги? Какие книги читаете?
– люблю читать
– читаю только по школьной программе
– не читаю
3. Помните ли Вы первую прочитанную книгу детства? Назовите автора и название книги.
4. Любите ли Вы получать в подарок книги?
ДаНет
5. Дарили ли Вы сами книги в подарок?
ДаНет
6. Как Вы думаете: лучше читать библиотечные книги или иметь дома свои?
БиблиотечныеИметь дома
7. Изучаете ли Вы дополнительную литературу для освоения предмета?
ДаНет
8Какую литературу Вы читаете с интересом?
– приключения, детективы
– фантастику
– о любви
– по школьной программе
– сказки
– поэзию
– иное
9. К каким средствам массовой информации чаще всего обращаетесь?
– периодика (газеты, журналы)
– телевидение
– интернет
10. Назовите, пожалуйста, книгу, которую читали в последнее время?
11. Как Вы думаете, человек может жить без книги?
Да Нет
Приложение 2
Книги для детей от 12 до 14 лет
1.Айзек Азимов«Лакки Стар – космический рейнджер»
2.Владимир Арсеньев«ДерсуУзала»
3.Эдгар Райс Берроуз«Владыка Марса»
4.Эдгар Райс Берроуз«Тарзан»
5.Луи Буссенар«Капитан Сорви-голова»
6.Жюль Верн«Дети капитана Гpанта»
7.Жюль Верн«Пятнадцатилетний капитан»
8.Жюль Верн«Таинственный остpов»
9.Hиколай Васильевич Гоголь«Вечера на хуторе близ Диканьки»
10.Hиколай Васильевич Гоголь«Миргород»
11.Гомер«Иллиада»
12.Гомер«Одиссея»
13.Александр Степанович Грин«Алые паруса»
14.Александр Степанович Грин«Золотая цепь»
15.Виктор Гюго«Отверженные»
16.Даниель Дефо«Робинзон Крузо»
17.Чарльз Диккенс«Большие надежды»
18.Чарльз Диккенс«Оливер Твист»
19.Артур Конан-Дойль«Затерянный мир»
20.Артур Конан-Дойль«Приключения Шерлока Холмса»
21.Александр Дюма«Граф Монте-Кристо»
22.Александр Дюма«Три мушкетера»
23.Вениамин Каверин«Два капитана»
24.Александр Петрович Казанцев«Пылающий остров»
25.Артур Клаpк«Остpов дельфинов»
26.Януш Корчак«Король Матиуш Первый»
27.Владислав Крапивин«Мальчик со шпагой»
28.Владислав Крапивин«Мушкетер и фея»
29.Джеймс Крюс«Мой прадедушка, герой и я»
30.Джек Лондон«Белый клык»
31.Джек Лондон«Сердца трех»
32.Сергей Лукьяненко«Мальчик и тьма»
33.Сергей Лукьяненко«Рыцари Сорока островов»
34.О’Генри«Вождь краснокожих»
35.Ларс Хенрик Ольссен«Эрик – сын человека»
36.ЯнушПшимановский«Четыре танкиста и собака»
37.Томас Майн Рид«Всадник без головы»
38.Анатолий Рыбаков«Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
39.Рафаэль Сабатини«Одиссея капитана Блада»
40.Рафаэль Сабатини«Хроника капитана Блада»
41.Генрик Сенкевич«Крестоносцы»
42.Вальтер Скотт«Айвенго»
43.Вальтер Скотт«Квентин Дорвард»
44.Леонид Соловьев«Повесть о Ходже Hассредине»
45.Роберт Льюис Стивенсон«Остpовсокpовищ»
46.Роберт Льюис Стивенсон«Вересковый мед»
47.Джон Рональд РуэлТолкиен«Властелин Колец»
48.Алексей Толстой«Аэлита»
49.Алексей Толстой«Петр Первый»
50.Евгений Шварц«Золушка», «Обыкновенное чудо»
Приложение 3.
Пожелания обучающимся
Всю жизнь живите и учитесь
И улыбаться не стыдитесь,
Дарите радость и тепло,
И окружающим добро.
Любите близких, берегите
И относитесь к ним всегда,
Чтоб счастье озаряло лица,
Блестели в радости глаза.
Прощайте, зла держать ненужно
И будьте милостью полны,
И всё успехом обернётся
Коль в жизни правильно вести!
Пусть учебный новый год,
Вам успехов принесёт
И пятёрками дневник,
В аккурат раскрасит он.
Пусть терпение и труд,
Знанья педагогов,
Вам проложат в жизни путь,
Через тернии к звёздам!
Учитесь прилежно,
Читать и писать,
Задачи, примеры,
Успешно решать.
Дружить бескорыстно,
Всегда помогать
И радовать близких,
Учиться на пять!
Дорогим ученикам,
Радостно желаем,
Чтоб учёба только вам,
Всем легко давалась.
Чтобы рос ваш интеллект,
Был IQ (айкью) высоким,
Чтобы знанья помогали,
Покорять высоты!
Пожелать терпения,
Я хочу сейчас
И четыре четверти,
Потрудиться всласть!
Пожелаю вам успехов,
Чтоб учёба задалась
И конечно поведенье,
Ваше было лишь на пять!
Упорство и труд,
Внимательность ваша,
Всё это основа,
Программы познанья.
Мы с вами пройдём,
Интересной дорогой,
Где много найдём,
Нужных знаний особых.
Желаю, чтоб вам,
Интересно здесь было
И в школе друзей,
Скорей обрели вы!
Позвольте вас поздравить с новым годом,
С учебным годом – новым шагом в жизнь!
Пусть каждый школьный день пройдет недаром,
Вам нужно много, очень много знать,
Чтоб стать такими, как космонавт Гагарин,
И космос чтобы дальше покорять!
Желаем отлично учиться
И в классе со всеми дружить,
Уметь отдыхать и трудиться,
Любовью родных окружить,
Всегда от души веселиться
И впредь не болеть никогда,
Стать умным и сильным, стараться
Быть только прилежным всегда!