В ссср было модно музыка

Музыка СССР — музыка, исполненная и написанная в период существования СССР (1922—1991). Этот вид искусства состоял из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов были русские, также значительный вклад сделали и другие народы СССР, в особенности, украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа.

Академическая музыка СССР[править | править код]

Патриарх композиторского цеха Сергей Прокофьев

Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов 1920-х годов к более академическому стилю сталинского периода. Наиболее значительными композиторами были Сергей Прокофьев, Дмитрий Кабалевский, Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович, Кара Караев, Арам Хачатурян.

В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.

В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи (см. например «Сумбур вместо музыки», Об опере «Великая дружба»), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов.

В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как и оркестры и военные ансамбли (Ансамбль песни и пляски Российской армии, Виртуозы Москвы, Государственная симфоническая капелла).

В 60-х годах в советском музыкальном пространстве начинают появляться композиторы, тесно связанные с авангардными течениями — в частности, Альфред Шнитке. Сочинения многих композиторов, свободно экспериментирующих с мировыми музыкальными традициями и не отвечающих советским стандартам академической музыки, практически не исполнялись и не издавались. Получила известность так называемая «хренниковская семёрка» (Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов), чьё творчество подверглось резкой критике со стороны Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в ноябре 1979 года.

Следует также отметить таких композиторов-авангардистов, как Николай Каретников (склонялся к нововенской школе Арнольда Шёнберга) и Галина Уствольская.

Музыка из кино[править | править код]

Очень часто песни и мелодии доходили до слушателя и приобретали популярность через саундтреки к популярным фильмам.

Сочинением саундтреков не брезговали и «серьёзные» композиторы: например, Сергей Прокофьев писал музыку к историческим эпосам Сергея Эйзенштейна. В 30-е — 40-е особой известностью пользовались песни и оркестровая музыка Исаака Дунаевского, который писал в основном для фильмов Григория Александрова. Он работал в самых разных жанрах: от помпезных маршей до модного джаза. В «эпоху застоя» появилось новое поколение кинокомпозиторов: Владимир Дашкевич («Шерлок Холмс»), Микаэл Таривердиев («Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»), Алексей Рыбников («Юнона и Авось»), сын Исаака Максим Дунаевский(«Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!», « Д’Артаньян и три мушкетера», «Гардемарины, вперед!»), Александр Зацепин («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» и других фильмов) и другие.

В 1956 году в советском кино появляется музыка композитора Эдуарда Колмановского. В 1972 году в фильме «Большая перемена» прозвучал романс «Чёрное и белое» в исполнении Светланы Крючковой.

Начиная с 70-х в советских саундтреках все чаще встречается ранняя электронная музыка. Пионером советской электроники был кинокомпозитор Эдуард Артемьев, известный в первую очередь по научно-фантастическим фильмам Андрея Тарковского. Его композиции в жанре амбиент появились раньше, чем сам этот термин был введён Брайаном Ино в 1978 году.

Отдельную категорию составляли песни из фильмов и мультфильмов для детей. Они писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков («Бременские музыканты», «Голубой щенок», «По следам бременских музыкантов», «Как Львёнок и Черепаха пели песню»), Алексей Рыбников («Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку»), Евгений Крылатов («Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Чародеи»), Григорий Гладков («Пластилиновая ворона», «Кубик» совместно с Юрием Чернавским). Наиболее заметные поэты-песенники — Юрий Энтин и Михаил Пляцковский.

Джаз в СССР[править | править код]

Джаз-оркестр Валентина Спориуса. Играл в Куйбышеве (Самара) перед сеансами в кинотеатре «Фурор». 1937.

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»[1]. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон).

Джаз приобрёл широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Кинокомедия с его участием «Весёлые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.

Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова, оркестр Олега Лундстрема, ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом[2]. В конце 40-х гг. во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям[3]. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Многие мэтры советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба Синяя Птица, который существовал с 1964 по 2010 год.

Одним из первых советских джаз-роковых ансамблей стала группа Арсенал саксофониста Алексея Козлова. Впоследствии ансамбль экспериментировал как с фри-джазом, так и с более традиционными формами. Среди исполнителей авангардного джаза выделяется трио ГТЧ (Ганелин—Тарасов—Чекасин), благодаря которому западная аудитория впервые услышала и высоко оценила советских музыкантов, исполняющих новаторские, свободные формы джаза.

Эстрадная песня[править | править код]

«Артистами эстрады» в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной музыки (хотя собственно понятие «эстрада» значительно шире). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами.
На советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, владеющие музыкальным инструментом в объеме курса общего фортепиано (по крайней мере, не являющиеся по основной специальности музыкантами-инструменталистами) и не пишущие сами свой репертуар.

Среди артистов раннего периода — Леонид Утёсов (также один из пионеров советского джаза), Александр Вертинский, Любовь Орлова, Клавдия Шульженко, Георгий Виноградов, Вадим Козин, Рашид Бейбутов, Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев.
Среди артистов «оттепели» и эпохи «застоя» — Марк Бернес, Юрий Гуляев, Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Капиталина Лазаренко, Гелена Великанова, Валентина Дворянинова, Раиса Неменова, Гертруда Юхина, Гюлли Чохели, Тамара Миансарова, Лидия Клемент, Нина Бродская, Вероника Круглова, Мария Пахоменко, София Ротару, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина,Эдита Пьеха, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Олег Анофриев, Кола Бельды, Геннадий Белов, Вадим Мулерман, Галина Ненашева, Мария Лукач, Виктор Вуячич, Анна Герман, Валерий Ободзинский, Галина Беседина, Лев Барашков, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Алла Пугачёва, Николай Гнатюк, Ксения Георгиади, Альберт Асадуллин, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Ольга Зарубина, Сергей Захаров.
Песни в исполнении этих артистов часто входили в саундтреки к кинофильмам, и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов.

Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза композиторов (наиболее известные — Александра Пахмутова, Василий Соловьёв-Седой, Тихон Хренников, Давид Тухманов, Раймонд Паулс, Эдуард Ханок, Евгений Крылатов и др.), а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами (Михаил Матусовский, Василий Лебедев-Кумач, Николай Добронравов, Владимир Харитонов, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Юрий Энтин, Илья Резник, Григорий Виеру, Янис Петерс). Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики.
Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую, либо любовную лирику.

• Мастера советской эстрады

Вокально-инструментальные ансамбли[править | править код]

Особой частью советской эстрады были музыкальные коллективы исполняющие популярную эстрадную музыку, официально именуемые как «вокально-инструментальные ансамбли» (ВИА), первые из них появились ещё в конце 1960-х годов. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедшие утверждение худсовета[4]. Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте — фирме «Мелодия».

ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны — 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.

Среди самых известных ансамблей: «Песняры», «Поющие гитары», «Весёлые ребята», «Синяя птица», «Лейся, песня», «Цветы», «Земляне», «Самоцветы», «Иверия», «Поющие сердца», «Ариэль», «Верасы», «Сябры», «Красные маки», «Верные друзья», «Калинка», «Лада», «Акварели», «Голубые гитары», «Надежда», «Музыка», «Коробейники». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, например: Юрий Антонов с группами «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва с ВИА «Ритм», затем с группой «Рецитал», София Ротару с ВИА «Червона рута», Роза Рымбаева с ВИА «Арай».

Стиль музыки исполнявшийся ВИА, был разнообразен и неоднороден. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и новую волну. Среди характерных инструментов, кроме гитар и ударных, присутствовали синтезаторы, духовые инструменты, и народные инструменты. Звучание ВИА многие рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке.[5]

Многие советские и постсоветские эстрадные исполнители до начала сольной карьеры являлись солистами вокально-инструментальных ансамблей: Алла Пугачёва («Новый электрон», «Москвичи», «Весёлые ребята»), Александр Градский («Весёлые ребята»), Ирина Понаровская («Поющие гитары»), Роксана Бабаян («Голубые гитары»), Николай Расторгуев («Шестеро молодых», «Лейся, песня», «Здравствуй, песня!»), Валерий Кипелов («Шестеро молодых», «Лейся, песня», «Поющие сердца»), Александр Малинин («Музыка», «Метроном», «Цветы»), Ольга Зарубина («Музыка», «Метроном»), Александр Буйнов («Весёлые ребята»), Алексей Глызин («Добры молодцы», «Самоцветы», «Весёлые ребята»), Ирина Аллегрова («Электроклуб»), Игорь Тальков («Электроклуб»), Виктор Салтыков («Форум», «Электроклуб»), Жанна Агузарова («Браво»).

1970-е годы были «золотым» периодом советских ВИА.
Проводился Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей «С песней по жизни» (первый — в 1977, второй в 1978 году).[6]

К концу 1980-х популярность многих ВИА 1960—1970-х годов заметно упала, многие ВИА распались. Новые поп-коллективы вместо вокально-инструментальных ансамблей, вокальных ансамблей, инструментальных ансамблей, стали привычно именоваться группами («Браво», «Секрет», «Электроклуб», «Форум», «Комбинация», «Ласковый май», «Мираж» и так далее).

Авторская песня[править | править код]

Авторской песней, или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов[7]. Авторская песня возникла в художественной самодеятельности и быстро приобрела популярность. Её исполнителей называли «бардами».

Барды исполняли песни под акустическую гитару, обычно без других инструментов. Среди наиболее известных бардов — Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Сергей и Татьяна Никитины.

Поклонники авторской песни образовывали клубы самодеятельной песни по всей стране. Хотя издания фонограмм бардовской песни были редки и чаще всего, делались энтузиастами самиздатом, многие песни становились популярны благодаря исполнению любителями.

Русский рок[править | править код]

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х они представляли собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей.
Среди сформировавшихся в 1970-е годы наиболее известными были: «Машина времени», «Аквариум», «Санкт-Петербург». Подобно бардам того периода, ранние рок-группы (как самодеятельные, так и профессионально-филармонические) распространяли свои музыкальные альбомы только через самиздат. Распространённой формой выступления многих самодеятельных исполнителей был квартирник — стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей.

Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство, как это было раньше. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, прошли первые рок-фестивали («Весенние Ритмы, Тбилиси-80», «Литуаника» 85—89, «Подольск-87», и др.). На русский рок 1980-х большое влияние оказал жанр «новой волны».
Также появились и первые группы в жанре хеви-метал и панк-рок.

Танцевальная и диско-музыка[править | править код]

В 1984 году начинается «новая волна танцевальной музыки СССР». Первым ансамблем, исполняющим нечто совершенно новое, был «Форум» (лидер Виктор Салтыков). Группа исполняла музыку, близкую к западному стилю Hi-energy — механизированное ритмичное диско. В 1987 году Виктор Салтыков переходит в группу, играющую в стиле электро-поп с символичным названием «Электроклуб», где также начинала певица Ирина Аллегрова. На диско переключился ансамбль «Весёлые ребята», выпустив альбом «Минуточку» в 1987 году.

Параллельно, во второй половине 80-х, вдохновлённые музыкой немецкого евродиско-проекта «Модерн Токинг», появляются группы «Мираж», «Ласковый май» (солист Юрий Шатунов), получившие на рубеже десятилетий небывалый успех. Однако советские исполнители почти никогда не копировали западных исполнителей. Ничего похожего на «Ласковый май» ни в Европе, ни в СССР, ранее не наблюдалось: песни, по музыке напоминающие «Бэд Бойз Блю» и «Модерн Токинг» прежде не исполняли 15-летние юноши, а аранжировка была зачастую любительской. Эти и подобные им группы, стали собирать стадионы и получили известность на всю страну. Тогда же стали появляться и «клоны» ансамблей, одновременно гастролирующие по всему СССР. Другие известные исполнители похожего стиля: Игорь Корнелюк, «Маки», «Сталкер», «Анонс», «Сладкий сон» (ныне Vasuta и «Сладкий сон»), «Левостороннее движение», «Комбинация» (солистка Алёна Апина), «Маленький принц», Рома Жуков, «Звёзды», «Фея», и другие.

В 1989 году диско (которое сейчас принято называть словом «диско 80-х») и электро-поп существенно потеснили успех многих популярных рок-групп того периода. В 1990-91 годах по количеству поклонников «Ласковый Май» превзошёл виднейшую певицу того времени Аллу Пугачёву. Однако с распадом СССР практически все они перестали существовать, либо начали играть совсем другую музыку.

См. также[править | править код]

  • Музыка России
  • Русская музыка
  • Украинская музыка

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Сохор А. Н., Бялик М. Г. Советская музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.

Ссылки[править | править код]

  • sovmusic.ru — сайт, посвящённый военной, патриотической, революционной музыке СССР.
  • music70-80 — сайт с десятилетней историей, посвящённый музыке 70-80-х годов.
  • Жизнь в стиле джаз и Минск Эдди Рознера — история жизни и экскурсия по минским местам культового советского джазмена

Источник

На фото: ленинградская группа «Аквариум» на фестивале «Тбилиси-80»

Советское время всё больше мифологизируется. Сегодня на просторах интернета легко найти статьи про то, что советская молодёжь брежневской поры мечтала строить коммунизм, слушала комсомольские песни и с горящими глазами смотрела фильм «Как закалялась сталь». Сама советская молодёжь конца 70-х – начала 80-х только пожала бы плечами на такие рассказы. Все тогда прекрасно понимали, что такой бред могут на полном серьёзе нести только т.н. освобождённые работники райкомов ВЛКСМ (т.е. те, кто получали заплату, просиживая штаны в райкомах) и теледикторы программы «Время». Люди на это в то время не обращали внимания. Все понимали правила игры – официально «все строят коммунизм», а в реальной жизни все пытаются устроиться кто как может, но желательно получше в материальном плане, а на идеи коммунизма «кладут с большим прибором».

Советская молодёжь была точно такой же, как и молодёжь любой другой страны. Молодёжь хочет одеваться помоднее, крутить романы друг с другом и слушать модную музыку. Конечно, со всем этим (кроме, конечно, любовных утех) у советской молодёжи были куда большие проблемы, чем у их западных сверстников из капиталистических стран. Однако кто как мог доставал («доставал», значит покупал у спекулянта») более или менее модную одежду и записывал на магнитофонные кассеты записи иностранных исполнителей (конечно, у кого был магнитофон).

Однако же советская молодёжь хотела слушать не только музыку на английском, итальянском, французском или немецком языках. Душа требовала и песен на родном языке. И с этим к концу 70-х тоже уже особых проблем не возникало. Но в этой сфере, точно также как и в сфере общественно-политических отношений, у советской молодёжи выработалась та же самая модель поведения, про которую пелось в песне конца 80-х: «Одни слова для кухонь, другие – для улиц». Поэтому официальные советские ВИА, которые заполняли духовный вакуум ещё в начале 70-х, к концу 70-х уже значительно потеряли в популярности у советской молодёжи. Зато на передний план выдвинулись неофициальные самодеятельные (как тогда говорили) рок-группы. Самыми знаменитыми из них были две московских рок-группы: «Машина времени» и «Воскресенье».

Группа «Машина времени», (ориентировочно 1979–1980 г.г.)

Песни этих рок-группы были записаны почти у каждого советского парня (а часто и девушки) конца 70-х – начала 80-х годов, кто имел магнитофон. Какие же это песни прежде всего? Из наиболее популярных на тот период, наверное можно перечислить следующие песни:

«Ветерок» (Воскресенье)

«Мой друг художник и поэт» (Воскресенье)

«Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант» (Воскресенье)

«Марионетки» (Машина времени)

«Кафе Лира» («У дверей в заведение…») (Машина времени)

«Скачки» (Машина времени) и др.

Ну а самыми магапопулярными хитами были наверное две песни: «Кто виноват» (Воскресенье) и «Поворот» (Машина времени).

Группа «Воскресенье», 1981 год

Чем же привлекали советскую молодёжь эти песни? Во-первых, в них не было и следа от слащавости и идиотской бодрости песенок официальных советских ВИА. Официальные советские ВИА в музыкальном плане стояли на голову, если не на две головы выше неофициальных рок-групп. Музыканты ВИА, как правило, имели музыкальное образование и хорошо играли, в официальных ВИА был хороший лид-вокал и бэк-вокал. Словом, с технически музыкальной точки зрения такие группы, как «Машина времени» или «Воскресенье» и в подмётки не годились официальным советским ВИА. Однако советскую молодёжь конца 70-х – начала 80-х уже мало заботила музыкальная техника. Советская молодёжь требовала искренности, то есть того, чего у официальных ВИА не было и в помине. Все песни советских ВИА были фальшивыми и никого никуда уже не звали.

Фрагмент обложки диска советского ВИА «Самоцветы»

А песни «Машины» и «Воскресенья», хотя и сыгранные технически куда хуже, вызывали резонанс в душах советских подростков. Кроме того, от правильных слаженных голосов официальных ВИА тоже малость «мутило». Молодёжи хотелось не пения, а яростного крика или грустного размышления. Песни самодеятельных рок-групп были более минорными. И это тоже нравилось, поскольку вечный задорный мажор официоза уже надоел.

Было ещё одно обстоятельство, которое сделало «Машину времени» и «Воскресенье» мегапопулярными в среде советской молодёжи конца 70-х – начала 80-х годов. В конце 70-х в стране стала создаваться т.н. «магнитофонная культура». Однако магнитофонов, особенно переносных кассетных магнитофонов, было достаточно мало. Зато ещё не сошла былая гитарная культура. В 60-х и 70-х годах почти каждый уважающий себя парень имел гитару и мог на ней что-нибудь набренчать. На улицах часто можно было увидеть группы молодёжи, которые идут и поют что-то под гитару. Вечерами во дворах молодёжь (которую взрослые считали хулиганами), пила портвейн и орала песни под гитару. Зимой сидели уже в подъездах. Группа подростков, с гитарой и портвейном, сидящая зимой на лестничной клетке – характерная примета СССР конца 70-х – начала 80-х годов.

Песни под гитару. СССР.

Вот для этой культуры как нельзя лучше подходили песни «Машины времени» и «Воскресенья». Не надо было обладать хорошим слухом, уметь хорошо играть на гитаре и обладать красивым голосом, чтобы орать изо всех сил «Мы себе давали слово не сходить с пути прямого» («Поворот» группы «Машина времени») или «Кто виноват, что ты устал, что не нашел чего так ждал; всё потерял что так искал, поднялся в небо и упал» («Кто виноват» группы «Воскресенья»). Вот это всё, объединившись, и сделало такими сверхпопулярными «Машину времени» и «Воскресенье».

Позднее «Машина времени» легализовалась, получила статус официальной, стала петь боле сложные и одновременно более сладкие песни. «За тех кто в море» конечно тоже была популярна, но ей уже было далеко до популярности «Поворота», да и сыграть на гитаре и спеть эту песню хором во дворе стало куда сложнее. Популярность группы стала понемногу слабеть. Да и гитарная культура стала постепенно рассасываться. К середине 80-х уже у многих молодых людей были кассетные магнитофоны, а вот гитар становилось всё меньше. В итоге популярность стали приобретать рок-группы, которые вообще не годились для того, чтобы петь их песни под гитару, но зато их было интересно слушать на магнитофоне. Примерно к 1983 году в СССР появилось немало новых рок-групп. К этому времени популярность, например, группы «Круиз» в Москве уже превосходила популярность «Машины» или «Воскресенья», а в Ленинграде среди молодёжи царил «Аквариум». Появились неформальные группы в других регионах страны. Например, к 1983 году стали очень популярна группа «Рок-Сентябрь», для которой песни написал тогда ещё мало кому известный Юрий Шевчук. А на Урале в Свердловске взошла (правда, ненадолго) звезда возможно «самой антисоветской» группы того периода – «Урфин Джюс», тексты песен для которой писал Илья Кормильцев, будущий автор знаменитой в конце 80-х группы «Наутилус».

С неодобрением смотревшие на это разрастающееся «подпольное» рок-движение коммунистические функционеры перешли в наступление в 1984 году после того, как в феврале 1984 года Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Константин Черненко. После этого начались прямые гонения на самодеятельную советскую рок-музыку.

Такие группы, как «Машина времени» сохранили свои позиции, поскольку ранее успели легализоваться и сделали свой репертуар более похожим на официальные ВИА. А вот «Круизу» повезло меньше. Несмотря на то, что это была официальная группа, летом 1984 года решением Министерства культуры СССР «Круиз» расформировали. Только посыпав голову пеплом (то есть официально отрекаясь от своего репертуара) уцелели музыканты свердловского «Урфин Джюса». А вот певец, музыкант и автор ряда песен группы «Воскресенье» Алексей Романов и звукооператор группы Александр Арутюнов были осуждены «за незаконную предпринимательскую деятельность» (за продажу билетов на свои концерты). Досталось не только рок-музыкантам. В октября 1984 года был арестован и позднее осуждён и получил срок (10 лет) один из самых популярных советских бардов того времени Александр Новиков. Официально его также обвинили в незаконном предпринимательстве. Хотя все понимали, что посадили его за песни, в частности за самую его знаменитую антикоммунистическую песню «Город древний город славный».

На фото: Александр Новиков, 1980е.

Кстати, позднее это как-то забылось, но когда в Свердловске устраивали травлю группы «Урфин-Джюс» и арестовали Александра Новикова, Свердловский обком КПСС возглавлял ещё Борис Ельцин. Это потом он уже переобулся и стал самым главным борцом с коммунизмом. А до поры до времени был самым ортодоксальным коммунистическим лидером.

В итоге всей этой борьбы коммунистической системы против отечественной молодёжной рок и поп-музыки, те небольшие остатки лояльности коммунизму, который ещё был в массах советской молодёжи (ведь почти все состояли в ВКЛСМ) окончательно улетучился. И советская молодёжь поняла, что дальше с коммунистами каши не сваришь. Во многом благодаря именно этому обстоятельству советская молодёжь в массе своей поддержала Горбачёва и его Перестройку.

Источник